Хюмир


Хаймир ( древнескандинавский : [ˈhymez̠] ) — ётунн в скандинавской мифологии и владелец пивоваренного котла, принесённого богом грома Тором для Эгира , который хочет устроить пир для асов (богов). В «Химисквиде» Хюмир изображается как отец Тира , но в «Скальдскапармале » Один — отец Тюра.
Имя
[ редактировать ]Этимология неясной древнескандинавского Химир имени . остается [ 1 ] Возможно, оно связано с норвежским humen («вялый, утомленный») или humre («ржащий»; сравните с MHG hummen «гул»). [ 2 ] Энди Орчард предложил перевод «ползун». [ 3 ]
Хаймир часто используется в кеннингах как модификатор йотнарра . [ 1 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Химисквида и Гилфагиннинг
[ редактировать ]Химисквида рассказывает, как Тор и Тир получили котел от Хюмира. Его череп необычайно тверд, и Тор разбивает чашу, бросив ее в голову Хюмира.
Химисквида также рассказывает о ловле Тором Ёрмунганда , змея Мидгарда. [ 4 ] Тор идет на рыбалку с Хюмиром, используя в качестве наживки голову лучшего быка Хюмира, и ловит Ёрмунганда, который затем либо вырывается на свободу, либо вырывается на свободу. [ 5 ] или, как сказано в «Гилфагиннинге Прозаической Эдды» , его вырывает Хюмир. [ 6 ] В Прозаической Эдде содержится дополнительная информация о том, что, когда Тор пытался втянуть Ёрмунганда, его ноги прошли через дно лодки. [ 6 ]
Хюмир также изображается в Химисквиде как ётунн и отец бога Тюра . Ученый Джон Линдоу отмечает, что это может быть уникальная ситуация в скандинавской мифологии , поскольку, если у Локи также есть отец-йотунн, Фарбаути , он всего лишь «причислен к асам », как Снорри Стурлусон выразился в «Gylfaginning », и, таким образом, на самом деле не является частью их асов. группа. [ 7 ]
Картинка камни
[ редактировать ]Эта встреча Тора и Ёрмунганда, кажется, была одним из самых популярных мотивов в скандинавском искусстве. Три камня-изображения связаны с историей и изображают Хюмира: камень-изображение Ардре VIII , камень Хёрдум и Крест Госфорта . [ 8 ] Каменная плита, которая может быть частью второго креста в Госфорте, также изображает сцену рыбалки с использованием головы быка в качестве наживки. [ 9 ] Легенда также изображена на Рунном камне Алтуна , но на его изображении не изображен Хюмир, возможно, из-за узкой формы этого камня.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Линдоу 2001 , с. 190.
- ^ де Врис 1962 , с. 275.
- ^ Орчард 1997 , с. 192.
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1993). Утраченные верования Северной Европы . Рутледж. стр. 50–53. ISBN 0-203-40850-0 .
- ^ Беллоуз, Генри Адамс (перевод) (1936). «Химисквида». Поэтическая Эдда . стр. 144–147.
- ^ Jump up to: а б Снорри Стурлусон ; Бродер, Артур Гилкрист (перевод) (1916). «Гилфагиннинг». Прозаическая Эдда . Американо-скандинавский фонд . стр. 69–70.
- ^ Линдоу 2001 , стр. 190, 208.
- ^ Соренсен, Пребен М. (2002). «Рыболовная экспедиция Торра (Химисквида)». В Акере, Пол; Ларрингтон, Кэролайн (ред.). Поэтическая Эдда: Очерки древнескандинавской мифологии . Уильямс, Кирстен (пер.). Рутледж. стр. 119–138. ISBN 0-8153-1660-7 . п. 122-123, 127-128.
- ^ Плата, Кристофер Р.; Лиминг, Дэвид А. (2001). Боги, герои и короли: Битва за мифическую Британию . Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 0-19-513479-6 .
Библиография
[ редактировать ]- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл. ISBN 978-0-304-34520-5 .
