Хьюки и Бил

В скандинавской мифологии Хьюки ( древнескандинавский : [ ˈhiu̯ːke] , возможно, означает «тот, кто возвращается к здоровью». [ 1 ] ) и Бил (ON: [ˈbil] , буквально «мгновенный» [ 2 ] ) — пара детей, брат и сестра, которые следуют за олицетворенной Луной , Мани , по небесам. И Хьюки, и Бил засвидетельствованы исключительно в « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном . Научные теории, окружающие эти два явления, касаются их природы, их роли как потенциальных олицетворений кратеров на Луне или ее фаз , а также их связи с более поздним фольклором в германской Европе . Била отождествляли с Билви , фигурой, связанной с сельским хозяйством, которая часто встречается в фольклоре немецкоязычных регионов Европы.
Сертификаты
[ редактировать ]В главе 11 Прозаической Эдды книги Gylfaginning восседающая на троне фигура Хай утверждает, что двое детей по имени Хьюки и Бил были отцом Видфиннра . Однажды, когда они шли от колодца, Быргир (древнескандинавское «Скрывающий что-то») [ 3 ] ) — оба несут на плечах шест Симул (древнескандинавское, возможно, означает «вечный» [ 4 ] ), который держал между ними ведро Сег - Мани взял их с Земли, и теперь они следуют за Мани на небесах, «как видно с земли». [ 5 ]
В остальном Хьюки не упоминается, но Бил получает признание. В главе 35 Gylfaginning , в конце списка множества других богинь скандинавской мифологии, Соль (персонифицированное Солнце) и Бил перечислены вместе как богини, «чья природа уже описана». [ 6 ] Бил появляется еще дважды в «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál . В главе 75 Бил появляется в другом списке богинь: [ 7 ] и ее имя появляется в главе 47 в кеннинге «женщина». [ 8 ]
Теории
[ редактировать ]
Идентификация и представительство
[ редактировать ]» Снорри Поскольку эти двое в остальном не засвидетельствованы за пределами «Прозаической Эдды , были высказаны предположения, что Хьюки и Бил могли иметь незначительное мифическое значение или что они были выдуманы непосредственно Снорри, в то время как Энн Хольцмарк (1945) утверждает, что Снорри, возможно, знал или имел доступ к ныне утраченному источнику стихов, в котором Хьюки и Бил олицетворяли растущую и убывающую луну. Хольцмарк далее предполагает, что Бил мог быть дисом ( разновидностью женского божества). [ 9 ]
Ученые предположили, что Хьюки и Бил могут представлять лунную активность, в том числе фазы Луны или кратеры Луны . Ученый XIX века Джейкоб Гримм отвергает предположение о том, что Хьюки и Бил представляют фазы Луны, и утверждает, что Хьюки и Бил скорее представляют собой кратеры на Луне, видимые с Земли. Гримм говорит, что свидетельство этому «очевидно из самой фигуры. Никакое изменение луны не могло навести на мысль об изображении двух детей с ведром, перекинутым через плечо . Более того, шведы и по сей день видят в пятнах Луны большое два человека несут на шесте ведро ». [ 10 ] Гримм добавляет:
- Что для нас наиболее важно, из языческой фантазии о похищении человека с Луны , которая, за исключением Скандинавии, несомненно, была в моде во всем Тевтонском мире , если не дальше, она развилась после христианской адаптации. Говорят, что человек на Луне — это похититель дров , который во время церковной службы в святую субботу совершил преступление в лесу, а затем в качестве наказания был перенесен на Луну; там его можно увидеть с топором за спиной и связкой хвороста (дорнвелле) в руке . Достаточно ясно, что в языческой истории столб с водой превратился в древко топора, а несущее ведро — в терновую щетку; общая идея воровства сохранялась, но особое внимание уделялось соблюдению христианского праздника; мужчина терпит наказание не столько за то, что рубил дрова, сколько за то, что сделал это в воскресенье. [ 10 ]
Гримм приводит дополнительные примеры из германского фольклора до момента его написания (19 век) и отмечает потенциальную связь между немецким словом wadel (означающим полную луну) и диалектным использованием слова, обозначающего «хворост, ветки, связанные в пучок, [особенно] еловых веток, вадельн, чтобы связать хворост», и практика вырубки дров в полнолуние. [ 10 ] Бенджамин Торп согласен с теорией о Хьюки и Биле как о персонифицированных формах лунных кратеров. [ 11 ]
Рудольф Симек утверждает, что неясность названий предметов в сказке о Хьюки и Биле может указывать на то, что Снорри заимствовал их из народной сказки, и что форма сказки о Человеке на Луне (с изображением человека с шестом и женщина с бушелем) также встречается в современном фольклоре Скандинавии, Англии и Северной Германии. [ 12 ]

В обоих рассказах, которые Хьюки и Бил нашли в исландской прозе «Эдда» и в английском детском стишке « Джек и Джилл », двое детей, мальчик и девочка, приносят ведро с водой, и пары носят имена, которые воспринимаются как фонетические. похожий. Эти элементы привели к появлению теорий, связывающих эти два явления. [ 13 ] и это понятие имело определенное влияние, появляясь в школьных учебниках для детей с 19 по 20 век. [ 14 ] Традиционная форма рифмы гласит:
Джек и Джилл поднялись на холм
принести ведро воды
Джек упал и сломал свою корону
и Джилл упала следом.
Джек поднялся и побежал домой.
так быстро, как только мог.
Он пошел спать, чтобы позаботиться о своей голове
с уксусом и коричневой бумагой. [ 15 ]
Билвис
[ редактировать ]Фигура по имени Билвис встречается в различных частях немецкоязычной Европы, начиная с 13 века. Ученый Леандер Петцольдт пишет, что эта фигура, похоже, произошла от богини и со временем претерпела множество изменений, позже развив « эльфийский , карликовый аспект и способность калечить людей или скот выстрелом из стрелы» (например, у Вольфрама фон Эшенбаха). поэма XIII века « Виллегальм »). Петцольдт далее рассматривает развитие фигуры:
В течение тринадцатого века Билви все реже и реже рассматривают как олицетворение сверхъестественной силы, но все чаще идентифицируют его как злонамеренного человека, ведьму . Еще позже, с ростом гонений на ведьм в конце Средневековья , Билви были демонизированы; она становится для ведьмы и колдуна воплощением дьявола. Окончательное развитие произошло с шестнадцатого века, особенно в северо-восточной Германии, Билвис был задуман как зерновой дух, приносящий богатство; тем не менее, у этого последнего проявления Билвиса есть своя вредная сторона, Билвис-резчик, которого обвиняют в необъяснимых узорах, образующихся среди рядов стоящего зерна. Резак — колдун или ведьма, срезающий кукурузу серпами, прикрепленными к его ногам. Его классифицируют как злобного Духа Кукурузы. Таким образом, билви чрезвычайно полиморфен, принимая множество обличий и значений во всех немецкоязычных регионах на протяжении Средневековья. Билви — одно из самых странных и загадочных существ во всем фольклоре; его разнообразные формы отражают проблемы фермерской культуры и служат объяснением жуткого вида повернутых рядов растений на кукурузных полях. [ 16 ]
Топонимы
[ редактировать ]Деревня Билсби в Линкольншире, Англия (от которой происходит английская фамилия Биллинг ), была предложена названной в честь Билла. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Синтгунт , германская богиня, возможно, связанная с Луной.
- Список лунных божеств
Примечания
[ редактировать ]- ^ Симек (2007:151).
- ^ Клисби (1874).
- ^ Бьок (2005:156).
- ^ Орчард (1997:147).
- ^ Бьок (2005:20).
- ^ Бьок (2005:44).
- ^ Фолкс (1995:157).
- ^ Фолкс (1995:47).
- ^ Линдоу (2001:78) со ссылкой на Хольцмарка (1945:139–154).
- ^ Перейти обратно: а б с Гримм (1883:717).
- ^ Торп (1851:143).
- ^ Симек (2007:201).
- ^ Перейти обратно: а б Стритфилд (1884:68).
- ↑ Джадд (1896:39–40) представляет такой пересказ под названием «ДЖЕК И ДЖИЛЛ. СКАНДИНАВСКИЙ МИФ». Теорию повторил в конце 20 века Джонс (1998:6).
- ^ Джонс (1998:6).
- ^ Петцольдт (2002:393–394).
Ссылки
[ редактировать ]- Бьок, Джесси (Пер.) (2005). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0-14-044755-5
- Клисби, Ричард и Гудбрандур Вигфуссон (1874 г.). Исландско-английский словарь . Лондон: Генри Фроуд .
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Гримм, Джейкоб (Джеймс Стивен Сталлибрасс Trans.) (1883). Тевтонская мифология: перевод четвертого издания с примечаниями и приложением Джеймса Столлибрасса . Том II. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Хольцмарк, Энн (1945). «Бил ог Хьюке», собранное в «Маал ог минне» .
- Джонс, Тони. Гордон, Рэйчел (1998). Английская грамматика, Книга 1 . Публикации РИК. ISBN 1-86400-360-X
- Джадд, Мэри Кэтрин (1896). Классические мифы: греческие, немецкие и скандинавские . Компания школьного образования.
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Петцольдт, Леандер (2002). «Духи и призраки», собранные Линдалем, Карлом. Макнамара, Джон. Линдоу, Джон . (2002). Средневековый фольклор . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-514772-8
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анджелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Стритфилд, Джордж Сидни (1884). Линкольншир и датчане . К. Пол, Тренч и Ко.
- Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология: включающая основные народные традиции и суеверия Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов. Э. Ламли.