Сестра-жена Ньёрда
В скандинавской мифологии сестра -жена Ньёрда — неназванная жена и сестра бога Ньёрда , от которого у него, согласно описанию, родились (также кровосмесительные) дети-близнецы Фрейр и Фрейя . Об этой призрачной богине говорится в Поэтической Эдды поэме «Локасенна» , записанной в 13 веке неизвестным источником, а также Хеймскринглы в книге «Сага об Инглинге» , эвгемеризованном описании скандинавских богов, составленном Снорри Стурлусоном также в 13 веке, но основанном на более ранних традиционный материал. Эта фигура больше не упоминается в древнескандинавских текстах.
Ситуация еще больше усложняется тем, что в повествованиях, описывающих рождение Фрейра и Фрейи, противоречиво упоминается рождение братьев и сестер, произошедшее либо после, либо до того, как Ньёрд покинул Ванахейм, чтобы жить среди асов . Кроме того, Фрейр упоминается как «сын» Ньёрда и богини Скади в » Поэтической Эдды поэме «Скирнисмал .
века В своей работе «Германия» первого Тацит описывает ритуалы, окружающие божество по имени Нертус , теоним, который этимологически является предком древнескандинавского Ньёрда . Однако фигура, описанная Тацитом, — женская. На основании этого ученые предположили протогерманское божество-гермафродит или гендерно-аспектную пару (похожую на Фрейю и Фрейра), определили малоизвестное древнескандинавское имя богини Ньёрун как потенциальное имя для безымянной богини, а в некоторых случаях определили потенциальное имя. рефлекс повествования о Ньёрде и его сестре-жене в произведении Саксона Грамматика XII века Gesta Danorum .
Текстовый фон
[ редактировать ]В эвгемеризованном описании богов в саги об Инглингах главе 4 Снорри Стурлусон характеризует Фрейра и Фрейю как потомков Ньёрда от его неназванной сестры, на которой он был женат по ваничскому обычаю:
Древнескандинавский
- Затем, когда Ньёрд был с Воном, у него было восемь сестер, потому что они были там; их детьми были Фрейр и Фрейя. [ 1 ]
Перевод Ли М. Холландера (1992)
- Пока Ньёрт жил с ванами, его сестра была его женой, потому что таков был у них обычай. Их детьми были Фрей и Фрейя. [ 2 ]
В эддической поэме «Локасенна» Локи также утверждает, что Ньёрд родил Фрейра от своей сестры:
Древнескандинавский
- твоей сестре
- газту такой маг
Перевод Урсулы Дронке (1997)
- на твоей сестре
- ты родила такого сына [ 3 ]
Напротив, в разделе «Gylfaginning» своей «Прозаической Эдды» , после рассказа истории несчастливого брака Ньёрда со Скади , который произошел после того, как он стал жить среди асов, Снорри утверждает, что Фрейр и Фрейя родились после этого; Фрейр также представлен как сын Ньёрда и Скади в эддической поэме Skirnismál . [ 4 ] Однако в саге об Инглингах Фрейр и, предположительно, Фрейя сопровождает Ньёрда, когда он приезжает жить к асам в качестве заложника после войны асов и ванов ; [ 5 ] и Локасенна намекает на то, что Фрейя была «удивлена» инцестом Ваника со своим братом. [ 6 ]
Научная интерпретация
[ редактировать ]Ученые, начиная с Якоба Гримма, считали хронологию саги об Инглингах более вероятной оригинальной и считали, что Фрейр и Фрейя, следовательно, родились у Ньёрда от неупомянутой жены Ванича. [ 7 ] [ 8 ] Ян де Врис предположил остатки древних индоевропейских обычаев. [ 9 ] Поскольку Нерт » Тацита конца I века в « Германии является богиней земли, terra mater (мать-земля), но ее имя этимологически идентично его имени, можно предположить, что изначально существовало божество -гермафродит или, что более вероятно, что они были женатым человеком. пара близнецов, параллельная Фрейру и Фрейе. [ 10 ] Жорж Дюмезиль отметил, что в » Саксона Грамматика « Gesta Danorum жизнь героя Хадингуса включая отношения с его приемной сестрой Хартгрепой, за которой следует брак с принцессой, которая выбирает его за ноги, как это делает Скади в Gylfaginning. во многом аналогична жизни Ньёрда , [ 11 ] Гримм предположил, что Фрейю считали дочерью женщины Нертус, а Фрейра - сыном мужчины Ньёрда. [ 12 ] Вполне возможно, что имя богини сохранилось в неохарактеризованном Ньёруне , который появляется в некоторых скальдических кеннингах и в Нафнаулуре , которые позже были добавлены к Прозаической Эдде ; другие божественные пары с аналогичными дифференцированными именами в древнескандинавском корпусе — это Уллр и Уллин и Фьёргюн и Фьёргинн , а древневерхненемецкие Фол и Волла также могут быть парой. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сага об Инглингах , гл. 4, изд. Финн Йонссон .
- ^ Снорри Стурлусон , Сага об Инглингах в Хеймскрингле: История королей Норвегии , тр. Ли М. Холландер , Американо-скандинавский фонд , 1964, респ. Остин: Техасский университет, 1992 г., ISBN 9780292730618 , стр. 6–50, стр. 8.
- ^ Локасенна стих 36, изд. и тр. Урсула Дронке , Поэтическая Эдда, Том II: Мифологические стихи , Оксфорд: Oxford/Clarendon, 1997, респ. 2001, ISBN 9780198111818 , с. 341.
- ^ Gylfaginning гл. 13 (24): «Впоследствии у Ньёрда-и-Ноатунума было двое детей. Его звали сын Фрейра и дочь Фрейи». В Skírnismál Скади называет Фрейра «нашим мальчиком» ( okkarr mīgr : «okkarn mála mīg», стих 1, строка 3), а Скирнир отвечает, называя его «сыном вас двоих» ( ykkarr sónr : «at ykrom syni», стих 2). , строка 2); Дронке, с. 376.
- ^ Сага об Инглингах , гл. 4.
- ↑ Местоположение стиха 32, Дронке, с. 340.
- ^ Якоб Гримм , Тевтонская мифология , 4-е изд. тр. Джеймс Стивен Сталлибрасс, Том 1 Лондон: Джордж Белл, 1882 г., OCLC 457311367 , примечание 1, с. 219: «Ньёрд и Нертус были братом и сестрой и совместными родителями Фрейра и Фрейи».
- ^ EOG Turville-Petre , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , История религии, Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964, ОСЛК 3264532 , с. 162, примечание 2, с. 306.
- ^ Ян де Врис , Древнегерманская история религии, том II Боги — идеи о космосе — падение язычества , Grundriß der Germanischen Philologie 12/II, 2-е изд. Берлин: de Gruyter, 1957, репр. как 3-е изд., 1970 г., OCLC 174729601 , стр. 174–75, прим. 1, с. 175 (на немецком языке) .
- ^ Рудольф Симек , Словарь северной мифологии , тр. Анджела Холл, Кембридж / Рочестер, Нью-Йорк: Брюэр, 1993, респ. 2000, ISBN 9780859913690 , с. 234.
- ^ Жорж Дюмезиль , От мифа к художественной литературе: Сага о Хадингусе , тр. Дерек Колтман, Чикаго: Чикагский университет, 1973 г., ISBN 9780226169729 , с. 50–61.
- ^ Гримм, с. 217.
- ^ Джозеф С. Хопкинс, «Неизвестные богини I: Ньёрун и сестра-жена Ньёрда» , Информационный бюллетень RMN 5 (2012) 39–44; примечание 5, с. 43.