Саксон Грамматик
Саксон Грамматик ( ок. 1150 — ок. 1220 ), также известный как саксонский когномин Лонгус , был датским историком, теологом и писателем. Считается, что он был клерком или секретарем Абсалона , архиепископа Лунда , главного советника Вальдемара I Датского . Он является автором Gesta Danorum , первой полной истории Дании , из которой легенда об Амлете вдохновила Шекспира на Гамлета создание истории .
Жизнь
[ редактировать ]Ютландские хроники приводят свидетельства того, что Саксон родился в Зеландии . Маловероятно, что он родился раньше 1150 года, и предполагается, что его смерть могла произойти около 1220 года. Его имя Саксон было обычным именем в средневековой Дании. Имя Грамматик («учёный») было впервые дано ему в Ютландских хрониках , а в Зелландских хрониках упоминается саксонский когномин Лонгус («с прозвищем «высокий » ).
Он жил в период войн и датской экспансии, возглавляемой архиепископом Абсалоном и Вальдемарами. Датчанам , также угрожали венды совершавшие набеги через границу и по морю. [1] Вальдемар I также только что выиграл гражданскую войну, а позже Вальдемар II возглавил экспедицию через Эльбу, чтобы вторгнуться в Гольштейн . [2]
Свен Аггесен , датский дворянин и автор немного более ранней истории Дании, чем история Саксона, описывает своего современника Саксона как своего contubernalis , что означает товарищ по палатке . Это свидетельствует о том, что Саксон и Свен могли служить в Хирде или королевской гвардии, поскольку Свен использовал слово contubernium по отношению к ним. также можно найти саксона В списке духовенства Лунда . , где свен был записан как архидиакон Также есть Дин Саксон, умерший в 1190 году; однако дата не соответствует тому, что известно о Саксоне.
Оба аргумента, как для светского, так и для религиозного саксона, подтвердят, что он был хорошо образован; Будучи духовенством, он должен был пройти обучение латыни , а сыновей великих людей часто отправляли в Париж . [3] Саксон происходит из семьи воинов и пишет, что сам стремится стать солдатом. Он сообщает нам, что следует «древнему праву наследственной службы» и что его отец и дед «были признанными завсегдатаями военного лагеря вашего знаменитого отца (Вальдемара I)». [4]
Образование и способности Саксо подтверждают идею о том, что он получил образование за пределами Дании. Некоторые предполагают, что титул «Грамматик» относится не к его образованию, а скорее к его тщательно продуманному латинскому стилю. [5] Из его записей мы знаем, что он находился в свите и получил покровительство Абсалона, архиепископа Лундского, который был главным советником короля Вальдемара I. В своем завещании Абсалон прощает своему клерку Саксону небольшой долг в две с половиной марки. серебра и велит ему вернуть две взятые напрокат книги в монастырь Сорё . [6] Наследием Саксона Грамматика является шестнадцатитничья героическая история датчан под названием Gesta Danorum .
Дела датчан
[ редактировать ]В предисловии к произведению Саксон пишет, что его покровитель Абсалон ( ок. 1128 – 21 марта 1201), [7] Архиепископ Лундский вдохновил его написать героическую историю датчан . Считается, что история началась около 1185 года, после того как Свен Аггесен написал свою историю. [8] Целью Gesta Danorum было, как пишет Саксон, «прославить наше отечество», что он и осуществляет по образцу « Энеиды » Вергилия . [9] Саксон также, возможно, был многим обязан Платону и Цицерону , а также более современным писателям, таким как Джеффри Монмутский . [10]
Саксоном История датчан была составлена на основе источников, которые имеют сомнительную историческую ценность, но были для него единственными дошедшими до нас. Он опирался на устные рассказы исландцев, древние тома, письма, вырезанные на камнях и камне, а также высказывания своего покровителя Абсалона относительно истории, частью которой был архиепископ. Работа Саксо не была строго историей или простой записью старых сказок, а, скорее, как выразился Фриис-Йенсен, «продуктом собственного ума и времени Саксона». [11] Вестергор пишет, что Саксон объединяет историю и мифологию героической эпохи Дании и перерабатывает ее в свою собственную историю, иллюстрирующую прошлое датчан. [12]
История состоит из шестнадцати книг и простирается со времен основателей датского народа , Дана I из Дании и Ангула, примерно до 1187 года. Первые четыре книги посвящены истории датчан до Рождества Христова . следующие четыре книги с их историей после Христа, книги 9–12 с христианской Данией и книги 13–16 рассказывают о Лунде и подвигах до и во время жизни Саксона. [13] Предполагается, что последние восемь книг были написаны первыми, поскольку Саксон в значительной степени опирался на работы Абсалона (умершего в 1201 г. [7] до завершения работы) для доказательства возраста святых Канута и Вальдемара I. [ нужна ссылка ]
Первые восемь томов имеют сходство с произведениями современника Саксона Снорри Стурлусона . Они имеют дело с мифическими элементами, такими как гиганты и скандинавский пантеон богов. [14] Саксон рассказывает о Дане, первом короле Дании, у которого был брат по имени Ангул, давший свое имя англам . [8] Он также рассказывает истории о других датских героях, многие из которых взаимодействуют со скандинавскими богами. Однако «языческие» боги Саксона не всегда являются хорошими персонажами. Иногда они коварны, как, например, в истории о Харальде, легендарном короле датчан , научил способам ведения войны которого Один , а затем он был предан и убит богом, который затем привел его в Валгаллу . [15]
Видно, что мир Саксона имел очень воинственные ценности. Он прославляет героев, прославивших себя в битвах, гораздо больше, чем тех, кто заключил мир. Его мнение о периоде мира при короле Фроде очень низкое и удовлетворяется только тогда, когда король Кнут возвращает обычаи предков. [16] Хронология королей Саксона простирается до святого Канута и его сына Вальдемара I. Саксон завершил историю предисловием, которое он написал последним, в ок. 1216 [17] под покровительством Андерса Сунесена , сменившего Абсалона на посту архиепископа Лунда. Саксон включил в предисловие теплую признательность как архиепископов, так и правящего короля Вальдемара II. [18]
Исторический вклад
[ редактировать ]Особый интерес для шекспироведов представляет история Амлета , первого экземпляра драматурга « Гамлета » . Саксон основал историю на устном рассказе. [19] о сыне, мстящем за убитого отца. Кристиерн Педерсен, каноник Лунда, сотрудничал с Йодокусом Бадием Асенсиусом , таким же энтузиастом, чтобы напечатать труд Саксона Грамматика в начале шестнадцатого века. Это был первый важный шаг на пути к обеспечению исторического значения Gesta Danorum . С этого момента знания о нем начали распространяться в академическом сообществе. [20] Оливер Элтон , который первым перевел первые девять книг Gesta Danorum на английский язык , писал, что Саксон был первым писателем, выпущенным Данией.
Мастерство Саксона как латиниста было высоко оценено Эразмом , который задавался вопросом, как «датчанин того возраста достиг такой силы красноречия». [20] Позже Р. У. Чемберс назовет сочинения Саксона «сложными и напыщенными, но всегда забавными латынью». [21] Было предпринято множество попыток понять тип латинского языка, который использовал Саксон, и сопоставить его с историей, чтобы предоставить больше информации о том, где он получил образование. Некоторые считали, что его латынь имеет больше общего с юридическим, чем с церковным образованием. [6] и его поэзия, как полагают, имеет следы параллелизма . [22]
обычно считают Саксона Хотя современные датчане своим «первым национальным историком», [23] два других последовательных описания датской истории , написанные датскими авторами, появились еще до Gesta Danorum . Это Chronicon Roskildense ( англ . Roskilde Chronicle ), небольшой труд, написанный на латыни и завершенный в ок. 1143 г. , начиная с момента появления христианства в Дании и до времени, когда жил автор. [24] Следующим был опубликован Brevis historia regum Dacie , написанный Свеном Аггесеном ( . до н. э. 1140–1150 гг – смерть неизвестна), предположительно законченный в 1186 или 1187 году (последнее описанное событие произошло в 1185 году), охватывающий годы 300–1185. [8] [25] [26]
Работы Саксона были с энтузиазмом приняты учеными эпохи Возрождения , интересовавшимися дохристианской историей и легендами. Было замечено, что изображения истории Саксона сильно отличаются от изображений его современников, особенно норвежских и исландских , включая изображения различных исторических персонажей как героев или злодеев. Есть также различия между работами Саксо и работами датского историка Свена Аггесена того же периода .
Эти различия связаны с проработкой и эвгемеризмом Саксона в его описаниях преимущественно скандинавской истории и мифологии. [27] [28] Например, рассказ Саксона об истории о Тири считается гораздо более фантастическим, чем тот же рассказ, представленный Свеном . По этой причине работу Саксо подвергли критике. [29] Исследования Курта Йоханнессона [30] значительно расширил понимание Gesta Danorum , отклонившись от подхода, который в основном фокусируется на мифологии, и позволил развить более широкое понимание произведений Саксона.
Недавно некоторые ученые, такие как Сигурд Квёрндруп, [31] вдохновленные исследованием Йоханнессона четырех основных добродетелей в Gesta Danorum , они изучили другие разработки и схемы в трудах Саксона. Некоторые из них пришли к выводу, что Саксон вместо того, чтобы просто искажать якобы истинные нордические и балтийские традиции и/или верования, создавал нечто новое, адаптированное к приближающейся гонке 13-го века датской для укрепления институтов и участия в Северных крестовых походах . [32]
Важно отметить, что Саксон Грамматик, похоже, изменил свои планы после смерти своего покровителя Абсалона в 1202 году. То, что в конечном итоге стало первыми девятью книгами Gesta Danorum , на самом деле было написано после смерти Абсалона , и они сосредоточены в основном на мифологии, поскольку который Саксон подвергся критике. [29] Контраст с семью книгами, написанными при жизни Абсалона , «огромен», что заставляет основное ядро ученых разделить две части на мифическую (книги I–IX) и историческую (книги X–XVI), последнюю из книг. исторические книги основаны на воспоминаниях Абсалона . «Поэтому мы предпочитаем поддерживать порядок составления Gesta Danorum как X–XVI, за которым следует I–IX и заканчивается предисловием», - говорит историк Андре Муцениекс. [33]
См. также
[ редактировать ]- 10462 Саксограмматик , астероид
Издания
[ редактировать ]- Грамматик, Саксон (1894), Элтон, Оливер ; Пауэлл, Фредерик Йорк (ред.), Первые девять книг датской истории Саксона Грамматика , Дэвид Натт: Лондон
- Грамматик, Саксон (1905), Элтон, Оливер ; Пауэлл, Фредерик Йорк ; Андерсон, Расмус Б .; Бюэль, JW (ред.), Девять книг датской истории Саксона Грамматика в двух томах , Общество Норроены
- В двух томах: Том 1 , 1905 год ; Том 2 , 1905 год.
- Электронный текст «ДАТСКАЯ ИСТОРИЯ, КНИГИ I-IX» Электронный текст из издания Элтона 1905 года через www.gutenberg.org
- Дэвидсон, Хильда Эллис, изд. (1979), Saxo Grammaticus: История датчан, книги I-IX , том. I: Текст, перевод Фишера, Питера, Кембридж: DS Brewer.
- Дэвидсон, Хильда Эллис, изд. (1980), Saxo Grammaticus: История датчан, книги I-IX , том. II: Комментарий, перевод Фишера, Питера, Кембридж: DS Brewer.
- Кристиансен, Эрик, изд. (1980–81), Danorum Regum Heroumque Historia, книги X–XVI. Текст первого издания с переводом и комментариями в трех томах , Оксфорд: Британские археологические отчеты.
- Фриис-Йенсен, Карстен, изд. (2015), Saxo Grammaticus: The History of the Danish , vol. 1: Книги IX, перевод Фишера, Питера, Оксфорд: Clarendon Press.
- Фриис-Йенсен, Карстен, изд. (2015), Saxo Grammaticus: The History of the Danish , vol. 2: Книги XI-XVI, переводы Фишера Питера, Оксфорд: Clarendon Press.
Библиография
[ редактировать ]- Амори, Фредерик (июль 1989 г.), «Саксон Грамматик как латинский поэт: исследования стихотворных отрывков из «Gesta Danorum» Карстена Фрииса-Йенсена», Speculum (обзор), 64 (3): 701–706, doi : 10.2307 / , JSTOR 2854215
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Кристиансен, Эрик (апрель 1981 г.), «Saxo Grammaticus, The History of the Danes, Vol. I Питера Фишера, Хильды Эллис Дэвидсон», The English Historical Review (обзор), 96 (379): 382–385, doi : 10.1093 /ehr/XCVI.CCCLXXIX.382 , JSTOR 568298
- Дюмезиль, Жорж (1973), Кольтман, Дерек (редактор), От мифа к художественной литературе: Сага о Хадингусе , Чикаго: University of Chicago Press
- Фриис-Йенсен, Карстен (2006), Мортенсен, Ларс Бойе (редактор), «В присутствии мертвых. Святой Канут, герцог в Gesta Danorum Саксона Грамматика», Создание христианских мифов на периферии латинского христианского мира (ок. 1000–1300) , Копенгаген: Museum Tusculanum Press, стр. 195–216.
- Йоханнессон, Курт (1978), Saxo Grammaticus: Состав и мировоззрение в Gesta Danorum , Стокгольм: Lychnos-Bibliotek
- Джонс, Гвин (1968), История викингов , Лондон: Oxford University Press
- Квэрндруп, Сигурд (1999), Двенадцать принципов Саксона: интерпретация подвигов датчан (на датском языке), Копенгаген: Multivers Aps Forlag
- Мэлоун, Кемп (январь 1958 г.), «Примитивизм в Saxo Grammaticus», Журнал истории идей , 19 (1): 94–104, doi : 10.2307/2707955 , JSTOR 2707955
- Муцениекс, Андре (2017), Саксон Грамматик: иерократические концепции и датская гегемония в тринадцатом веке , Каламазу и Брэдфорд: ARC Humanities Press
- Мьюир, Кеннет (осень 1984 г.), «Саксон Грамматик и жизнь Гамлета: перевод, история и комментарии. Уильям Ф. Хансен», Shakespeare Quarterly (обзор), 35 (3): 370–372, doi : 10.2307/ 2870387 , JSTOR 2870387
- Реми, Артур (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Сойер, PH (1982), Короли и викинги: Скандинавия и Европа 700-1100 гг. н. э. , Нью-Йорк: Methuen & Co.
- Вестергаард, Вальдемар (июнь 1952 г.), «Датская история и датские историки», Журнал современной истории , 24 (2): 167–180, doi : 10.1086/237500 , JSTOR 1872564 , S2CID 143180277
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Саксона Грамматика в Project Gutenberg
- Работы Саксона Грамматика в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации из рукописей и старопечатных книг Саксона Грамматика.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вестергаард 1952 , стр. 167.
- ^ Дэвидсон 1980 , с. 20.
- ^ Дэвидсон 1980 , стр. 9–11.
- ^ Дэвидсон 1979 , с. 6.
- ^ Дэвидсон 1980 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвидсон 1980 , с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Позорные белые» . Немецкие доги, Гильдендаль . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джонс 1968 , с. 44.
- ^ Дэвидсон 1979 , стр. 2–4.
- ^ Дэвидсон 1980 , стр. 6–9.
- ^ Фриис-Йенсен 2006 , стр. 198.
- ^ Вестергаард 1952 , стр. 168.
- ^ Кристиансен 1981 , с. 383.
- ^ Дюмезиль 1973 , с. 78–79.
- ^ Джонс 1968 , с. 53.
- ^ Мэлоун 1958 , с. 96.
- ^ Дэвидсон 1980 , с. 12.
- ^ Дэвидсон 1979 , с. 1.
- ^ Мьюир 1984 , с. 370.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвидсон 1980 , с. 3.
- ^ Цитируется в издании К. Толкина, JRR Tolkien: Beowulf (2015), стр.154.
- ^ Эмори 1989 , с. 702.
- ^ Дэвидсон 1980 , с. 2.
- ^ «Роскильдская хроника» . roskilldehistorie.dk . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Биографический словарь Чемберса , ISBN 0-550-18022-2 , стр. 1.
- ^ Инге Сковгаард-Петерсен, в Кнут Хелле, изд. Кембриджская история Скандинавии , том I, стр. 355.
- ^ Муцениекс 2017 , с. 53 и след.
- ^ Муцениекс 2017 , с. 175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сойер 1982 , с. 14–16.
- ^ Йоханнессон 1978 .
- ^ Квэрндруп 1999 .
- ^ Муцениекс 2017 , с. 67; 175ф..
- ^ «Тематика советника» в Gesta Danorum и усиление датской гегемонии в средневековой Прибалтике». Аннотация к исследованию Андре Муценекса.