Jump to content

Валгалла

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Валгалла (1896) Макса Брюкнера на фоне декорации к опере Рихарда Вагнера « Кольцо Нибелунга».

В скандинавской мифологии Валгалла ( / v æ l ˈ h æ l ə , v ɑː l ˈ h ɑː l ə / [1] ) — англизированное название древнескандинавского языка : Valh?ll («зал убитых»). [2] Его описывают как величественный зал, расположенный в Асгарде и возглавляемый богом Одином . Половина погибших в бою попадает в Валгаллу, а другая половина выбрана богиней Фрейей для проживания в Фольквангре . Массы погибших в бою (известные как Эйнхерии ) вместе с различными легендарными германскими героями и королями живут в Валгалле до Рагнарёка , когда они выйдут из ее многочисленных дверей, чтобы сражаться на помощь Одину против йотнаров .

Валгалла засвидетельствована в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, в « Прозаической Эдде» (написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном ), в Хеймскрингле (также написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном) и в строфах анонимного стихотворения X века, посвященного смерти Эрика Кровавого Топора, известного как Эйриксмал, составленного в Fagrskinna . Валгалла вдохновила на создание бесчисленных произведений искусства, названий публикаций и элементов популярной культуры и является синонимом военного (или иного) зала избранных мертвецов. Имя переводится на современных скандинавских языках как Valhöll на исландском языке, а шведская и норвежская форма — Valhall ; на фарерском языке это Valhøll , а на датском языке Valhal .

Этимология

[ редактировать ]

Современное английское существительное Valhalla происходит от древнескандинавского Valh?ll , составного существительного, состоящего из двух элементов: существительного мужского рода valr «убитый» и существительного женского рода h?ll «холл». Форма « Вальхалла » возникла в результате попытки уточнить грамматический род слова. Слово Valr имеет родственные слова в других германских языках, таких как древнеанглийское wæl «убитый, резня, резня», древнесаксонское wal-dād «убийство», древневерхненемецкое «поле битвы, кровавая баня». Все эти формы происходят от прагерманского существительного мужского рода * walaz . Среди родственных древнескандинавских понятий valr также появляется как первый элемент существительного valkyrja, «выбирающая убитых, валькирия ». [3]

Второй элемент, h?ll , является распространённым древнескандинавским существительным. Оно родственно современному английскому залу и имеет то же значение. Оба произошли от протогерманского * xallō или * halō , что означает «крытое место, зал», от протоиндоевропейского корня * kol- . Как отмечают такие филологи , как Калверт Уоткинс , один и тот же индоевропейский корень образовал древнескандинавское «хель» , имя собственное, используемое как для названия другого места загробной жизни , так и для названия сверхъестественного женского существа в качестве его надзирателя, а также для современного английского существительного « ад » . [3] В шведском фольклоре некоторые горы, традиционно считавшиеся обителью мертвых, также назывались Валхаллом . По мнению многих исследователей [ ВОЗ? ] Элемент h?ll происходит от Hallr , «скала», и относится к подземному миру, а не к залу. [4]

Сертификаты

[ редактировать ]
Три валькирии, несущие эль в Валгалле (1895 г.), автор Лоренц Фрёлих.
Возвращение Хандингбейна в Валгаллу (1912) Эрнеста Уолкузинса

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]

Валгалла подробно упоминается в Поэтической Эдды стихотворениях Grímnismál и Helgakviða Hundingsbana II , в то время как Валгалла получает меньшие прямые ссылки в строфе 32 Völuspá , где смерть бога Бальдра упоминается как «горе Валгаллы». [5] и в строфах с 1 по 3 Хюндлульйода , где богиня Фрейя заявляет о своем намерении поехать в Валгаллу с Хиндлой , чтобы помочь Оттару , а также в строфах с 6 по 7, где Валгалла снова упоминается во время спора между ними. . [6]

Юмористическое дело

[ редактировать ]

В строфах с 8 по 10 «Grímnismál» бог Один (в образе Гримнира ) объявляет, что Валгалла находится в царстве Гладсхейма . Один описывает Валгаллу как сияющую и золотую, и она «мирно восходит», если смотреть издалека. В Валгалле Один каждый день выбирает погибших в бою. Валгалла имеет древки копий вместо стропил, крышу, покрытую щитами, скамьи ее разбросаны кольчугами, перед ее западными дверями висит волк, а над ней парит орел. [7]

В строфах с 22 по 24 Один дает более подробную информацию о Валгалле: святые двери древних ворот Вальгринд стоят перед Валгаллой, в Валгалле пятьсот сорок дверей, поэтому восемьсот человек могут пройти через них одновременно (из которых эйнхерии вытекут сразиться с волком Фенриром при Рагнарёке ). В Валгалле существует Бильскирнир зал Тора , и внутри него пятьсот сорок комнат, и из всех залов Валгаллы, по словам Одина, он считает, что зал его сына может быть величайшим. [8] В строфах с 25 по 26 Один утверждает, что козел Хейдрун и олень Эйктюрнир стоят на вершине Валгаллы и пасутся на ветвях дерева Лэрад. Из вымени Хейдруна производятся чаны с медом , несравненным напитком, а с рогов Эйктюрнира капает жидкость в родник Хвергельмир , из которого текут все воды. [8]

Хельгаквида Хундингсбана II

[ редактировать ]

В 38-й строфе поэмы Helgakviða Hundingsbana II герой Хельги Хундингсбане умирает и отправляется в Валгаллу. В строфе 38 описана слава Хельги:

Так был и Хельги рядом с вождями
как яркий ясень у тернового куста
и молодой олень, облитый росой,
который превосходит всех других животных
и чьи рога светятся на фоне самого неба. [9]

После этой строфы следует проза, в которой говорится, что для Хельги был построен курган . После того, как Хельги прибыл в Валгаллу, Один попросил его управлять делами вместе с ним. В строфе 39 Хельги, находящийся сейчас в Валгалле, заставляет своего бывшего врага Хундинга - также в Валгалле - выполнять черную работу; приносит ванночки для ног всем присутствующим мужчинам, разжигает огонь, привязывает собак, следит за лошадьми и кормит свиней, прежде чем он сможет заснуть. В строфах с 40 по 42 Хельги возвращается в Мидгард из Валгаллы с войском людей. Безымянная служанка Сигрун, жены-валькирии Хельги, видит, как Хельги и его большое войско въезжают в курган. Горничная спрашивает, испытывает ли она бред, запущен ли Рагнарек или разрешили ли Хельги и его людям вернуться. [9]

В следующих строфах Хельги отвечает, что ничего из этого не произошло, и поэтому служанка Сигрун отправляется домой к Сигрун. Служанка сообщает Сигруну, что курган открыт, и Сигрун должна пойти туда к Хельги. Хельги попросил ее прийти и обработать его раны, когда они открылись и кровоточили. Сигрун входит в курган и обнаруживает, что Хельги залит кровью, а его волосы густы от инея. Наполненная радостью воссоединения, Сигрун целует его, прежде чем он успевает снять кольчугу, и спрашивает, как она может его исцелить. Сигрун расстилает там постель, и они вместе спят в закрытом кургане. Хельги просыпается, заявляя, что он должен «ехать по кроваво-красным дорогам, чтобы заставить бледного коня идти по пути неба», и вернуться до того, как пропоет петух Сальгофнир. Хельги и множество людей уезжают, а Сигрун и ее слуга возвращаются в свой дом. Сигрун приказывает своей служанке подождать его у кургана следующей ночью, но, придя на рассвете, обнаруживает, что он все еще в пути. Прозаическое повествование в конце стихотворения повествует о том, что Сигрун умирает от печали, но считается, что они оба переродились как Хельги Хаддингьяскати и валькирия Кара . [10]

Проза Эдда

[ редактировать ]

Валгалла упоминается в Прозаической Эдды книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál .

Гильфагиннинг

[ редактировать ]

Валгалла впервые упоминается в главе 2 «Прозаическая Эдда» книги Gylfaginning , где она описана частично в эвгемеризованной форме. В этой главе король Гильфи отправляется в Асгард в образе старика по имени Ганглери, чтобы найти источник силы богов.

В повествовании говорится, что асы предсказали его прибытие и подготовили для него великие иллюзии, поэтому, когда Гангерли входит в крепость, он видит зал такой высоты, что ему трудно видеть его, и замечает, что крыша зала покрыта золотыми щитами. , как будто это черепица. Снорри цитирует строфу скальда Одольфра из Хвинира (ок. 900 г.). Продолжая, Ганглери видит в дверях зала человека, жонглирующего короткими мечами и одновременно удерживающего семь мечей в воздухе. Помимо прочего, мужчина говорит, что зал принадлежит его королю, и добавляет, что может отвести Ганглери к королю. Ганглери следует за ним, и дверь за ним закрывается. Вокруг себя он видит множество жилых помещений и толпы людей, некоторые из которых играют в игры, некоторые пьют, а другие сражаются с оружием. Ганглери видит три трона и три фигуры, сидящие на них: Высокого, сидящего на самом нижнем троне, Такого же Высокого, сидящего на следующем по высоте троне, и Третьего, сидящего на самом высоком. Человек, направляющий Ганглери, говорит ему, что Хай — король зала. [11]

В главе 20 Третьей говорится, что Один населяет Валгаллу Эйнхериями: те, кто убит в бою и становятся приемными сыновьями Одина. [12] В главе 36 валькирии Высших государств разносят напитки и присматривают за столами в Валгалле, и Grimnismál в связи с этим цитируются строфы с 40 по 41. Хай продолжает, что Один посылает валькирий на каждую битву; они выбирают, кому умереть, и определяют победу. [13]

В главе 38 Ганглери говорит: «Вы говорите, что все люди, павшие в битвах от начала мира, теперь находятся с Одином в Валгалле. Чем он их кормит? Я думаю, толпа там большая». Хай отвечает, что это действительно так, огромное количество уже находится в Валгалле, но все же это количество покажется слишком небольшим, прежде чем «придет волк». Высокие описания говорят, что в Валгалле никогда не бывает слишком много еды, потому что они пируют из Сахримнира (здесь он описан как вепрь), и этого зверя готовят каждый день, а каждую ночь снова целым. Grímnismál Пересчитывается 18-я строфа . Ганглери спрашивает, ест ли Один ту же еду, что и Эйнхерияры, и Хай отвечает, что Одину не нужно ничего есть — Один потребляет только вино — и он отдает свою еду своим волкам Гери и Фреки . Grímnismál Пересчитывается 19-я строфа . Хай также утверждает, что на восходе солнца Один отправляет своих воронов Хугинна и Мунинна из Валгаллы летать по всему миру, и они возвращаются туда как раз к первому обеду. [14]

В главе 39 Ганглери спрашивает о еде и напитках, которые потребляют Эйнхерия, и спрашивает, есть ли там только вода. Конечно, высокие ответы: в Валгалле есть еда и напитки, достойные королей и ярлов , поскольку мед, потребляемый в Валгалле, производится из вымени козла Хейдруна, который, в свою очередь, питается листьями «знаменитого дерева» Лэрад. Коза производит столько меда за день, что наполняет огромный чан, достаточно большой, чтобы все Эйнхерии Валгаллы могли утолить из него свою жажду. Далее в High говорится, что олень Эйктюрнир стоит на вершине Валгаллы и грызет ветви Лэрада. С его рогов капает столько влаги, что она падает в колодец Хвельгельмир, в результате чего образуются многочисленные реки. [15]

В главе 40 Ганглери размышляет о том, что Валгалла должна быть довольно многолюдной, на что Хай отвечает, что Валгалла огромна и остается просторной, несмотря на большое количество жителей, а затем цитирует строфу 23 Grímnismál . В главе 41 Ганглери говорит, что Один кажется довольно могущественным лордом. , контролирующий довольно большую армию, но он задается вопросом, как Эйнхерий занимаются делами, пока не пьют. Ежедневно высокие ответы: после того, как они оделись и надели боевое снаряжение, они выходят во двор и сражаются один на один ради развлечения. Затем, перед едой, они едут домой в Валгаллу и пьют. Высокий цитирует Vafþrúðnismál строфу 41. В главе 42 Высокий описывает, что «в самом начале, пока боги обосновались», они основали Асгард, а затем построили Валгаллу. [16] Смерть бога Бальдра описана в главе 49, а омела, которой убили Бальдра, описывается как растущая к западу от Валгаллы. [17]

Вопрос фантастики

[ редактировать ]

В начале Skáldskaparmál дается частично эвгемеризованный рассказ о посещении Эгиром богов в Асгарде, а мерцающие мечи вынимаются и используются в качестве единственного источника света, пока они пьют. Там пируют многочисленные боги, у них много крепкого меда , а стены зала покрыты привлекательными щитами. [18] В главе 33 это место подтверждено как Валгалла. [19]

цитата из анонимной поэмы X века «Эйриксмал» В главе 2 приведена «Фагрскинна» ( более подробную информацию и другой перевод из другого источника см. В разделе ниже):

Что это за сон, Один? Мне снилось, что я встал перед рассветом, чтобы очистить Вал-холл от убитых людей . Я разбудил эйнхериаров, велел им встать, чтобы расстелить скамейки, почистить пивные чашки, валькириям подать вино к приезду принца. [20]

В 17 главе Skáldskaparmál йётунн , оказывается у дверей Хрунгнир приходит в ярость и, пытаясь догнать и напасть на Одина на его коне Слейпнире Вальхаллы. Там асы приглашают его выпить. удалит Валгаллу и перенесет ее в землю йотунов, Ётунхейм Хрунгнир входит, требует выпить, напивается и становится воинственным, заявляя, что он , среди прочего, . В конце концов богам надоело его хвастовство, и они призвали прибывшего Тора. Хрунгнир заявляет, что он находится под защитой асов как гость, и поэтому ему нельзя причинить вред, пока он находится в Валгалле. После обмена словами Хрунгнир вызывает Тора на дуэль в локации Гриотунагардар , в результате чего Хрунгнир погибает. [21]

В главе 34 говорится, что дерево Гласир находится перед дверями Валгаллы. Дерево описывается как имеющее листву из красного золота и являющееся самым красивым деревом как среди богов, так и среди людей. Приведена цитата из произведения скальда IX века Браги Боддасона , подтверждающая описание. [22]

Мировые крендели с солью

[ редактировать ]

Валгалла упоминается в эвгемеризованной форме и как элемент сохранившейся скандинавской языческой веры в Хеймскринглу . В главе 8 саги об Инглингах «исторический» Один описывается как устанавливающий законы о захоронении в своей стране. Эти законы предусматривают, что все умершие должны быть сожжены на костре на кургане вместе со своим имуществом, а их прах должен быть вынесен в море или захоронен в земле. Затем мертвецы прибывали в Валгаллу со всем, что было на костре, и со всем, что было спрятано в земле. [23] Валгалла также упоминается во фразе «посещение Одина» в произведении скальда X века Одольфра из Хвинира, описывающего, что после его смерти король Ванланди отправился в Валгаллу. [24]

В главе 32 саги о Хаконаре Года захоронению, которое , Хокон I из Норвегии подвергается языческому как описывается, отправляет его в Валгаллу. стихи из Хаконармала , которые сами содержат ссылки на Валгаллу. Затем в поддержку цитируются [25]

Фагрскинна

[ редактировать ]

В главе 8 «Фагрскинны» в прозе говорится, что после смерти ее мужа Эрика Кровавого Топора Гуннхильд , Мать королей, написала о нем стихотворение. Композиция написана анонимным автором X века и называется Eiríksmál и описывает Эрика Кровавого Топора и пяти других королей, прибывших в Валгаллу после их смерти. Поэма начинается с комментариев Одина (как древнескандинавский Один ):

«Что это за сон?» — сказал Один,
в котором незадолго до рассвета,
Я думал, что очистил Валхель,
за приход убитых?
Я разбудил Эйнхерий,
приказал валькириям подняться,
настелить скамейку,
и прочесать мензурки,

вино, которое нужно носить с собой,
что касается приезда короля,
здесь, со мной, я ожидаю
герои, пришедшие из мира,
некоторые великие,
так радо мое сердце. [26]

Бог Браги спрашивает, откуда доносится громовой звук, и говорит, что скамьи Валгаллы скрипят — как будто бог Бальдр вернулся в Валгаллу — и что это похоже на движение тысячи. Один отвечает, что Браги хорошо знает, что звуки предназначены для Эрика Кровавого Топора, который скоро прибудет в Валгаллу. Один велит героям Зигмунду и Синфьётли подняться, чтобы поприветствовать Эрика и пригласить его в зал, если это действительно он. [27]

Зигмунд спрашивает Одина, почему он ожидает от Эрика больше, чем от любого другого короля, на что Один отвечает, что Эрик покраснел свой залитый кровью меч многими другими землями. Приходит Эрик, и Зигмунд приветствует его, говорит, что он может войти в зал, и спрашивает, каких еще лордов он привел с собой в Валгаллу. Эрик говорит, что с ним пять королей, что он назовет им имена всех и что он сам шестой. [27]

Современное влияние

[ редактировать ]

Концепция Валгаллы продолжает влиять на современную массовую культуру. Примеры включают храм Валгаллы, построенный Лео фон Кленце для Людвига I Баварского между 1830 и 1847 годами недалеко от Регенсбурга , Германия , и музей Валгаллы в аббатстве Треско , построенный Августом Смитом около 1830 года для размещения носовых фигур кораблей после кораблекрушений, произошедших на островах Силли. , Англия , возле музея. [28]

Ссылки на Валгаллу появляются в литературе, искусстве и других средствах массовой информации. Примеры включают угольную иллюстрацию К. Эренберга «Гастмал в Валгалле» (mit einziehenden Einheriern) (1880), Рихардом Вагнером изображение Валгаллы в его оперном цикле «Кольцо нибелунгов» (1848–1874), базирующийся в Мюнхене , Германия германский неоязыческий журнал «Вальгалла». (1905–1913), серию книг Рика Риордана «Магнус Чейз и боги Асгарда», серию комиксов « Вальгалла » (1978–2009) Питера Мэдсена и последующий одноименный анимационный фильм ( 1986). [28] Валгалла также дала название захватывающему аттракциону на пляже Блэкпул-Плеже-Бич в Великобритании.

Прежде чем Хантер С. Томпсон контркультуры стал гонзо-журналистом , он жил в Биг-Суре , штат Калифорния, и писал свой роман «Ромовый дневник» . Он написал: «Биг-Сур очень похож на Валгаллу — место, о котором многие люди слышали и о котором очень немногие могут вам что-нибудь рассказать» ( «Гордое шоссе: Сага об отчаянном южном джентльмене», глава 20). [29]

В фильме 2015 года «Безумный Макс: Дорога ярости » культ «Военных мальчиков» верит, что героическая смерть на службе диктатора Бессмертного Джо приведет их в Валгаллу. [30]

Видеоигра Assassin's Creed Valhalla вышла в ноябре 2020 года. [31] В видеоигре Apex Legends есть персонаж по имени Бладхаунд, который часто ссылается на Валгаллу и Всеотца, широко используемый кеннинг скандинавского бога Одина. Валгалла также упоминается в манге Цуёси Такаки «Сердечный механизм» как поле битвы, где «боевые» механизмы по очереди сражаются друг с другом насмерть, как наблюдает их лидер Один.

Элтона Джона Первый альбом «Empty Sky » (1969) содержит песню «Valhalla». [32] Песня Led Zeppelin « Иммигрантская песня » из их третьего альбома, Led Zeppelin III (1970), содержит следующую отсылку к Валгалле: «Молот богов / Погонит наши корабли к новым землям / Чтобы сражаться с ордой, пойте и плачьте / Валгалла, я иду». [33] Judas Priest Семнадцатый студийный альбом Redeemer of Souls , выпущенный в 2014 году, включал песню Halls of Valhalla , которую вокалист группы Роб Хэлфорд описывает как «поющую о пребывании в Северном море и направлении в Данию или Швецию в поисках Валгаллы». [34] австралийской группы Skegss Третий альбом , Rehearsal (2021), содержит песню «Valhalla». [35] Джетро Талла Альбом «Менестрель в галерее» (1975) содержит песню «Cold Wind to Valhalla». [36]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Валгалла». Архивировано 21 апреля 2018 г. в Wayback Machine Random House. полном словаре Вебстера
  2. ^ Фруктовый сад (1997: 171–172)
  3. ^ Перейти обратно: а б Анализ и обсуждение см. в Orel (2003:256, 443) и Watkins (2000:38).
  4. ^ Симек (2007:347).
  5. ^ Ларрингтон (1999:8).
  6. ^ Ларрингтон (1999: 253–254).
  7. ^ Ларрингтон (1999:53).
  8. ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон (1995:55).
  9. ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон (1999:139).
  10. ^ Ларрингтон (1999: 139–141).
  11. ^ Бьок (2005: 10–11).
  12. ^ Бьок (2005:31).
  13. ^ Бьок (2005: 44–45).
  14. ^ Бьок (2005: 46–47).
  15. ^ Бьок (2005:48).
  16. ^ Бьок (2005: 49-50).
  17. ^ Бьок (2005:66).
  18. ^ Фолкс (1995:59).
  19. ^ Фолкс (1995:95).
  20. ^ Фолкс (1995:69).
  21. ^ Фолкс (1995:77–78).
  22. ^ Фолкс (1995:96).
  23. ^ Холландер (2007:12).
  24. ^ Холландер (2007:17).
  25. ^ Холландер (2007:125).
  26. ^ Финли (2004:58).
  27. ^ Перейти обратно: а б Финли (2004:59).
  28. ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:348).
  29. ^ «Гордое шоссе: Сага об отчаявшемся джентльмене с Юга, 1955–1967» . читайте на сайте onlinefree.net . Проверено 10 мая 2021 г.
  30. ^ «Безумный Макс: Дорога ярости — объяснение значения и мифологии «Блестящего и хромированного»» . Экранная ругань .
  31. ^ «Кредо убийцы Валгалла» . Юбисофт . 10 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 г. . Проверено 9 ноября 2020 г.
  32. ^ «Элтон Джон – Пустое небо» . 8 сентября 2022 г.
  33. ^ Морс, Тим (1998). Истории классического рока. Истории, стоящие за величайшими песнями всех времен . Издательская группа Святого Мартина.
  34. ^ «Песенные факты» .
  35. ^ «Скегсс — Репетиция (ПОЛНЫЙ АЛЬБОМ) — YouTube» . Ютуб .
  36. ^ Робинсон, Томас (2017). Теория и анализ популярной музыки. Исследовательский и информационный справочник . Тейлор и Фрэнсис. п. 144.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 691ec13fa6d321ca644ab9c27ca941c7__1722507120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/c7/691ec13fa6d321ca644ab9c27ca941c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Valhalla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)