क्वासिर
В скандинавской мифологии Квасир ( древнескандинавский : [ ˈkwɑsez̠] ) был существом, рожденным из и ванов слюны асов , двух групп богов. Чрезвычайно мудрый, Квасир путешествовал повсюду, обучая и распространяя знания. Так продолжалось до тех пор, пока гномы Фьялар и Галар не убили Квасира и не выпили из него кровь. Эти двое смешали его кровь с медом , создав таким образом Мед Поэзии , мед , который наполнил пьющего скальдом и мудростью, и распространение которого в конечном итоге привело к появлению поэзии среди человечества.
Квасир засвидетельствован в «Прозаической Эдде» и «Хеймскрингле» , написанных Снорри Стурлусоном в XIII веке, а также в поэзии скальдов . Согласно « Прозаической Эдде» , Квасир сыграл важную роль в пленении и связывании Локи , а эвгемеризованное описание бога появляется в «Хеймскрингле» , где он засвидетельствован как самый мудрый среди ванов.
Ученые связали Квасир с методами производства напитков и миротворческими практиками древних народов.
Сертификаты
[ редактировать ]В «Прозаической Эдде» Квасир появляется в книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál . Квасир упоминается один раз в Gylfaginning ; в главе 50, где восседающая на троне фигура Хай рассказывает Ганглери ( замаскированному Гильфи ) о том, как Локи был пойман богами после того, как он был ответственен за убийство бога Бальдра . В главе Хай рассказывает, что пока Локи принимал облик лосося скрывался от богов, он часто днем и плавал в водопаде Франангрсфорс . Локи обдумывал, какое устройство боги могли бы изготовить, чтобы поймать его там, и поэтому, сидя в своем четырехдверном горном смотровом домике, связал льняную нить, «которая была с тех пор, как сеть была ». Локи заметил, что боги были недалеко от него и что Один заметил его из Хлидскьяльфа . Локи сидел перед костром, и когда он заметил, что боги приближаются к нему, он бросил сеть в огонь, вскочил и соскользнул в реку. Боги достигли дома Локи, и первым вошел Квасир, которого Высший описывает как «самого мудрого из всех». Квасир увидел форму сети в пепле костра и понял ее цель; ловить рыбу. И вот Квасир рассказал об этом богам. Боги использовали фигуру, найденную в пепле, как свою модель, и с ее помощью выловили Локи из реки, чтобы сделать его своим пленником, а затем приковали его к мучениям до наступления света. Рагнарек . [ 1 ]

В Скальдскапармале Квасир упоминается несколько раз. В 57-й главе книги Эгир спрашивает бога-скальдика Браги , откуда зародилось поэтическое ремесло. Браги говорит, что асы однажды поссорились с ванами (см. Война асов и ванов ), но в конце концов объединились, чтобы заключить мир. Обе группы решили заключить перемирие, плюнув обе стороны в чан. После их ухода боги сохранили чан как символ своего перемирия, «и решили не дать ему пропасть зря и создали из него человека». Этого человека звали Квасир, и он был чрезвычайно мудр; он знал ответ на любой заданный ему вопрос. Квасир путешествовал по всему миру, обучая человечество и распространяя свои обширные знания. Со временем два гнома , Фьялар и Галар , пригласили Квасира к себе домой для частной беседы. По прибытии Квасира два гнома убили его и вылили его кровь на три объекта. Двумя объектами были чаны, называемые Сон и Бодн , а третьим был горшок под названием Одрерир . Фьялар и Галар смешали кровь с медом и приготовили мед из этого. Тот, кто пил его, становился поэтом или ученым (кровь Квасира стала Медом Поэзии ). Два гнома объяснили асу, что Квасир умер от «задоха в собственном разуме», поскольку среди них не было никого, кто был бы настолько хорошо образован, чтобы иметь возможность задавать ему вопросы. Затем Браги рассказывает, как Мед Поэзии через бога Одина в конечном итоге попал в руки человечества. [ 2 ]
В главе 2 Skáldskaparmál представлены поэтические способы обращения к поэзии, в том числе «кровь Квасира». Для справки приведена часть Веллекла X века исландского скальда Эйнарра скалагламма , где используется термин «кровь Квасира» для обозначения «поэзии». [ 3 ] Далее, в главе 3, в прозаическом повествовании упоминается, что из крови Квасира был приготовлен Мед Поэзии. [ 4 ]
Квасир упоминается в эвгемеризованном рассказе о происхождении богов в главе 4 саги об Инглингах , содержащемся в Хеймскрингле . В повествовании главы объясняется, что Один вел войну с ванами , но ваны не удалось победить, и поэтому они решили обменяться заложниками в рамках мирного соглашения. Квасир, здесь член Ваниров и описанный как «самый умный среди них», включен в число заложников. [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Этимология названия неясна. [ 6 ] [ 7 ] Корень квас- в Квас-ир , вероятно, происходит от прагерманской основы * kvass- , что означает «сжимать, раздавливать, раздавливать, синяк». Относительно этой этимологии лингвист Альберт Мори Стертевант комментирует, что «жидкости могут возникнуть в результате раздавливания или сжатия объекта (ср. Dan . kvase 'раздавливать что-то, чтобы выжать сок'). Следовательно, мы имеем право предположить, что основа слог в квас-ир относится к жидкости ( слюне ), из которой он был создан, и что имя Квас-ир обозначает человека, обладающего характерными качествами, присущими этой жидкости, а именно поэтическим вдохновением и мудростью». [ 8 ]
Однокоренный квас- может быть связан и с квасом , бродильным напитком славянских народов . [ 6 ] [ 7 ] Общеславянское слово происходит от праславянского * квасъ («закваска», « бродящий напиток ») и, в конечном итоге, от праиндоевропейской основы *kwh₂et- . [ 9 ] Эта этимологическая связь, как считают некоторые учёные ( Александр Афанасьев , [ 10 ] Ричард Хайнцель , [ 11 ] Йоосеппи Юлиус Миккола , [ 12 ] Жорж Дюмезиль , [ 13 ] и др.), мотивировано рассмотрением квасира как олицетворения напитков брожения .
Интерпретации
[ редактировать ]Рудольф Симек комментирует, что квасир , вероятно, первоначально относился к соку, выжатому из ягод , а затем ферментированному. В некоторых древних культурах ягоды совместно жевали, а затем выплевывали в контейнер, что точно соответствует мифическому творению Квасира. [ 14 ]
Симек говорит, что точность описания Снорри подтверждается (упомянутым выше) скальдическим кеннингом X века «кровь Квасира» ( древнескандинавский Kvasis dreya ). Он также указывает на наличие сильных параллелей между древнескандинавской историей о краже Одином Меда Поэзии (в форме орла) и санскритской историей о краже Сомы (напитка богов) богом Индрой ( или орел), и что эти параллели указывают на общую протоиндоевропейскую основу. [ 14 ]
Кроме того, смешивание плевков в чане между двумя группами богов указывает на древнюю основу мифа: обычаи смешивания плевков и группового питья опьяняющего напитка глубоко укоренены в традиционных миротворческих и групповых обычаях, существующих среди различных древних обычаев. народы. [ 14 ]
Современное влияние
[ редактировать ]Норвежская поисковая система Kvasir получила свое название от бога. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фолкс (1995: 51–52).
- ^ Фолкс (1995: 61–64).
- ^ Фолкс (1995:70).
- ^ Фолкс (1995:72).
- ^ Холландер (2007: 7–8).
- ^ Jump up to: а б Фрис, Ян де (1961). Древнескандинавский этимологический словарь (на немецком языке). Архивы Брилла. п. 336.
- ^ Jump up to: а б Эрика Лэнгбрук; Аренд Квак; Аннелис Рулевельд; Паула Вермейден, ред. (2006). Амстердамский вклад в старые немецкие исследования, Том 61 . Родопи. п. 69. ИСБН 978-90-420-1859-4 .
- ^ Стертевант (1952:1149–1150)
- ^ Трубачёв (1987:153)
- ^ Н, Афанасьев А. (8 September 2014). Поэтические воззрения славян на природу (in Russian). Directmedia. p. 260. ISBN 978-5-4458-9827-6 .
- ^ Хайнцель (1889:82)
- ^ "331 (Архив для/Скандинавской филологии / Девятнадцатая бандета. Новая последовательность. Пятнадцатая бандета. 1903)" . runeberg.org (на датском языке) . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Дюмезиль, Джордж (1974). Боги древних норманнов Перевод Эйнара Ингвальда Хаугена. Издательство Калифорнийского университета. п. 21. ISBN 978-0-520-03507-2 .
- ^ Jump up to: а б с Симек (2007: 184–185)
- ^ «Квасир — более умный способ поиска» . квазир . Проверено 9 января 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адольфо Заварони (2006). Медовуха и водка: функции Мимира, Одина, Видофнира и Свипдагра . Amsterdamer Beiträge zur älteren Germanistik, Ред.: Эрика Лангбрук и др., vol. 61 (2006), стр. 65–86. ISSN 0165-7305
- Альберт Мори Стертевант (1952). Этимологические комментарии к некоторым древнескандинавским именам собственным в Эддах . ПМЛА , Том. 67, № 7 (декабрь 1952 г.), стр. 1145–1162.
- Энтони Фолкс (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Ойген Могк (1923). Романистическое представление мифологических материалов Снорри и его школы: Магическое происхождение финнов . Сообщения фольклорных стипендиатов, том. 51. Хельсинки, Суомалайнен Тидеакатемия.
- Жорж Дюмезиль (1974). Боги древних северян . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520035072
- Жорж Дюмезиль . Локи . 1-е издание (1948 г.): Les Dieux et les hommes, Париж, GP Maisonneuve (на французском языке). 2-е издание (1958 г.): Пер. Инге Кёк, Штутгарт, Wissenschaftliche Buchgesellschaft (на немецком языке). 3-е издание (1986 г.): Париж, Фламмарион, ISBN 2-08-211159-8 (на французском языке)
- Ян де Врис (2000). Древнескандинавский этимологический словарь . 4-е издание, Лейден (на немецком языке)
- Йоосеппи Юлиус Миккола . Предлагайте новые сведения о славянской земле и скандинавских странах . Аркив для скандинавской филологии , том 19 (1903), стр. 325–333.
- Ли Милтон Холландер . (Пер.) (2007). Хеймскрингла: История королей Норвегии . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-73061-8
- Р. Штюбе (1924). Квасир и магическое использование слюны . Опубликовано в Festschrift Eugen Mogk к его 70-летию, 19 июля 1924 года . Halle ad Saale: Нимейер, стр. 500–509. ОСЛК 2952753
- Ричард Хайнцель (1889). Об остготской героической легенде . Труды Венской академии наук. Фил.-истор. Кл. 1889. Том 119. Рис. 3 (на немецком языке).
- Рудольф Симек (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Александр Николаевич Афанасьев (1865–1869). Поэтические воззрения славян на природу . Директ-медиа (2014) том. 1, ISBN 978-5-4458-9827-6 ( Александр Афанасьев . Поэтический взгляд славян на природу , 1865–1869; переиздание 2014 г.; на русском языке)
- Олег Николааевич Трубачёв и др. Этимологический словарь славянских языков . Академия наук СССР, Москва, т. 13 (1987) ( Oleg Trubachyov et al. Etymological dictionary of Slavic languages . USSR Academy of Sciences, Moscow, vol. 13 (1987); in Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации Квасира из рукописей и старопечатных книг.