Александр Афанасьев
Александр Афанасьев Александр Афанасьев | |
---|---|
Рожденный | Богучар , Воронежская губерния , Российская империя. | 23 июля 1826 г.
Умер | 5 октября 1871 г. Москва, Российская Империя | ( 45 лет
Занятие | Славист , фольклорист , литературный критик , историк, журналист |
Альма-матер | Императорский Московский университет (1848 г.) |
Известные работы | Русские сказки , Поэтические взгляды славян на природу |
Alexander Nikolayevich Afanasyev [а] (Русский: Александр Николаевич Афанасьев ; 23 июля [ OS 11 июля] 1826 — 5 октября [ OS 23 сентября] 1871) — русский славист и этнограф, наиболее известный публикацией почти 600 восточнославянских и русских сказок и народных сказок , одной из крупнейших коллекции фольклора мира. [2] [3] Этот сборник не был строго русским, но народными сказками включал в себя народные сказки Украины и Белоруссии наряду с русскими . [4] [5] Первое издание его сборника было опубликовано в восьми томах с 1855 по 1867 год, что принесло ему репутацию российского аналога братьев Гримм . [6]
Жизнь
[ редактировать ]Александр Афанасьев родился в городе Богучаре Воронежской губернии Российской империи (современная Воронежская область России) в скромной семье. Его мать Варвара Михайловна Афанасьева происходила из простого народа . Александр был ее седьмым ребенком; после родов она сильно заболела и умерла к концу года. Детей воспитывал отец Николай Иванович Афанасьев, имевший чин титулярного советника и служивший помощником прокурора по вероятным делам и которого Александр характеризовал как человека высоких умственных и нравственных качеств, «заслуженно известного как умнейший человек в весь уезд ». [7] [8]
Через три года семья переехала в Бобров Воронежской области, где прошло детство Александра. Он рано пристрастился к чтению, имея доступ к богатой библиотеке, оставленной его дедом (членом Русского библейского общества ), а также к различным журналам.
В 1837 году его направили в Воронежскую мужскую гимназию , а в 1844 году он поступил на юридический факультет Московского университета , который окончил в 1848 году. [9] Там он посещал лекции Константина Кавелина , Тимофея Грановского , Сергея Соловьева , Степана Шевырева , Осипа Бодянского и Федора Буслаева . ряд статей о государственном хозяйстве во времена Петра Великого , о Псковском судебном уставе Опубликовал в журналах «Современник» и «Отечественные записки» и на другие темы . Несмотря на то, что он был одним из самых многообещающих студентов, ему не удалось стать профессором. Консервативный министр народного просвещения граф Сергей Уваров , курировавший выпускные экзамены, раскритиковал эссе Афанасьева, в котором обсуждалась роль самодержавия в развитии российского уголовного права в XVI и XVII веках. [10]
В 1849 году Константин Кавелин помог ему получить место в Московском Главном архивном управлении Министерства иностранных дел Российской империи , и здесь Афанасьев проработал следующие 13 лет. За это время он познакомился со многими людьми науки и культуры, собрал множество старинных книг и рукописей, составивших огромную библиотеку. Его статьи, обзоры, этнографические и исторические труды регулярно появлялись в ведущих российских журналах, газетах, альманахах и научных периодических изданиях. Результатом его очерков о русской сатире XVIII века и творчестве выдающихся писателей и издателей стала монография 1859 года «Русские сатирические журналы 1769–1774 г.». («Русские сатирические журналы 1769–1774 гг.»), напечатанные в « Отечественных записках » (№ 3, 4 за 1855 г.; № 6 за 1859 г.). [10]
В 1855 году он возглавил государственную комиссию по изданию законодательных, исторических и литературных произведений. С 1858 по 1861 год он также работал главным редактором недолговечного журнала « Библиографические записки» », который фактически служил прикрытием для сбора материалов, цензурной и революционной литературы для социалиста в изгнании Александра Герцена . власти арестовали народника Николая Чернышевского , а другие люди, связанные с Герценом, в том числе Афанасьев, попали под подозрение. В его квартире был произведен обыск, и, хотя ничего не было обнаружено, он все же лишился места в Московском архиве. [10]
После увольнения он несколько лет не мог найти стабильную работу и был вынужден продать свою библиотеку, чтобы прокормить семью. После этого он работал секретарем в Московской городской думе и на Московском съезде мировых судей, продолжая этнографические исследования. Он написал большой теоретический труд (три тома по 700 страниц каждый) — « Поэтический взгляд славян на природу », вышедший в период с 1865 по 1869 год. [6] [11] In 1870 his Русские детские сказки (Russian Children's Fairy Tales) were published.
Последние годы жизни Афанасьев провел в нищете. Он умер в Москве в возрасте 45 лет, страдая от туберкулеза . Похоронен на Пятницком кладбище . [12]
Работа
[ редактировать ]Афанасьев заинтересовался старинными русскими и славянскими традициями и сказаниями в 1850-х годах («фольклор» как область изучения в то время еще не существовал). Его ранние научные статьи, в том числе – «Ведун и ведьма» («Волшебник и ведьма», опубликовано в «Комете», 1851 г.); «Языческие предания об острове Буяне» («Языческие предания острова Буяна», опубликованные во «Временнике общ. ист. и древ. росс.» 1858 г. № 9) – опирались на так называемую мифологическую школу, трактовавшую легенды и сказания. как кладезь информации для изучения более древней языческой мифологии (см. его исчерпывающую работу на тему «Поэтические воззрения славян на природу» (« Поэтический взгляд славян на природу », 1865–1869). В интерпретации он рассматривал сказку «Василиса Прекрасная» как изображение конфликта между солнечным светом (Василиса), бурей (ее мачеха) и темными тучами (ее сводные сестры). [13] Будучи великим архивариусом, его работы содержат обильную информацию, свидетельства, документы и отрывки из старых летописей, относящиеся к древнерусской культуре, истории и традициям, а также к другим индоевропейским языкам, фольклору и легендам, в частности к немецким традициям (он знал в совершенстве немецкий, а также все славянские языки и древние). [ нужна ссылка ]
В начале 1850-х годов, будучи уже известен своими статьями, Афанасьев стал подумывать о сборнике народных сказок. (секция этнографии) Санкт-Петербурга попросило его Затем Русское географическое общество опубликовать архивы народных сказок, которыми Общество владело около десяти лет. Эти архивы находятся в начале его Коллекции . Из них Афанасьев выбрал 74 сказки. К ним он добавил огромный сборник Владимира Даля (около 1000 текстов), из которого сохранил 148 номеров, находя остальные слишком искаженными, свой собственный сборник (около 10 сказок Воронежской области ) и несколько других сборников. Он добавил уже опубликованные сказки (такие как «Марья Мариевна» , «Жар-птица» , «Серый волк » и др.), несколько сказок, происходящих из былинных песен, рассказы о мертвых, несколько средневековых сатирических текстов (например, «Приговор Шемяки» ) и анекдоты. .
Своим выдающимся местом в истории славянского языкознания он обязан главным образом этим «Русским сказкам» ( Народные русские сказки ), опубликованным между 1855 и 1863 годами и вдохновленным знаменитым сборником братьев Гримм . С научной точки зрения его коллекция идет дальше. В его распоряжении было много авторов, он старался указать источник и место, где была рассказана сказка, он никогда не пытался дать какой-либо окончательный вариант сказки: так, если он собирал семь вариантов одного народного типа, он редактировал их всех (например, это относится к «Жар-птице»).
В 1860 году скандал был спровоцирован публикацией «Русских народных легенд» («Русские народные легенды», 1860), сборника народных сказок со всей страны, основанных на житиях Иисуса и христианских святых. Результатом стала уникальная смесь христианства с язычеством и социальным подтекстом. неправославными Некоторые из них были признаны Святейшим Синодом , и книга была официально запрещена. [10] Он также подготовил «Заветные сказки» («Заветные сказки»), сборник отредактированных сказок из «Русских народных легенд» и других потенциально спорных рассказов, опубликованных как «Русские запретные сказки» в Швейцарии анонимно из-за их непристойной и антиклерикальной тематики. [14] [15]
Публикации
[ редактировать ]- Afanasyev, Alexander (1851), Ведун и ведьма [ Wizard and Witch ] (in Russian)
- Afanasyev, Alexander (1858), Языческие предания об острове Буяне [ Pagan legends of Buyan Island ] (PDF) (in Russian) ]
- Afanasyev, Alexander (1865), Поэтические воззрения славян на природу [ The Poetic Outlook on Nature by the Slavs ] (in Russian), vol. 1
- Afanasyev, Alexander (1868), Поэтические воззрения славян на природу [ The Poetic Outlook on Nature by the Slavs ] (in Russian), vol. 2
- Afanasyev, Alexander (1869), Поэтические воззрения славян на природу [ The Poetic Outlook on Nature by the Slavs ] (in Russian), vol. 3
- Afanasyev, Alexander (1859), Народные русские легенды [ Traditional Russian Legends ] (in Russian) , alt link
- Afanasyev, Alexander (1984) [1873], Народные русские сказки [ Traditional Russian Tales ] (in Russian) (2nd ed.) , 3 vols, (first edition 1859)
- альтернативные ссылки том. 1, том. 2, том. 3
Переводы
[ редактировать ]- Афанасьев, Александр (1916), Магнус, Леонард А. (редактор), Русские народные сказки , 70+ сказок
- Афанасьев, Александр (1906), Мейер, Анна (редактор), Русские народные сказки (на немецком языке), Вена: CW Stern , 43 сказки
- Афанасьев, Александр (1976), Русские сказки , 178 сказок + комментарий Романа Якобсона , перевод Норберта Гутермана , иллюстрации Александра Алексеева
Значение
[ редактировать ]До работ Афанасьева 1850-х годов было предпринято лишь несколько попыток зафиксировать или изучить народные верования крестьянской России. Хотя письменный церковнославянский язык существовал с X века, он использовался почти исключительно церковью и только для приходских письменных произведений. Лишь в XVIII и XIX веках на просторечном русском языке появилась значительная часть светской литературы. Таким образом, коллекции Афанасьева внесли весьма ценный вклад в распространение и легитимацию русской культуры и народных верований. Влияние этих народных сказок можно увидеть в произведениях многих писателей и композиторов, в частности Николая Римского-Корсакова ( «Садко» , «Снегурочка» ) и Игоря Стравинского ( «Жар-птица» , «Петрушка» , «История солдата» ). [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]В фильме 2019 года « Джон Уик: Глава 3 » Джон Уик посещает Нью-Йоркскую публичную библиотеку и просит «Русскую народную сказку, Александр Афанасьев, 1864». [17]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Стивен Суонн (2002), Сказка: волшебное зеркало воображения , Routledge, с. 141
- ^ Риордан 2003 , с. 221.
- ^ Хейни, Джек В. (2014). «Введение: А. Н. Афанасьев: его жизнь и творчество». В Хейни, Джек В. (ред.). Полное собрание сказок А. Н. Афанасьева . Том. И. Джексон: Университетское издательство Миссисипи. С. XXI–XXII, XXIV, XXVII–XXVIII. ISBN 978-1-62846-094-0 .
- ^ Сувин, Барбара Дж. (1997). Волшебное яйцо и другие сказки из Украины, под редакцией и с предисловием Натальи О. Кононенко . Энглвуд, Колорадо: Libraries Unlimited, Inc., стр. XXI. ISBN 1563084252 .
- ^ Хейни, Джек В. (2014). «Введение: А. Н. Афанасьев: его жизнь и творчество». В Хейни, Джек В. (ред.). Полное собрание сказок А. Н. Афанасьева . Том. И. Джексон: Университетское издательство Миссисипи. стр. XXIV, XXVII. ISBN 978-1-62846-094-0 .
- ^ Jump up to: а б Грюэль-Аперт 2011г .
- ^ Народные русские легенды [ Russian National Legends ], Moscow: Direct-Media, 8 September 2014, pp. 189–243, ISBN 978-5-4458-9828-3
- ^ Баландин, Аркадий , изд. (1988), Живая вода и вещее слово М . .: Советская Россия, с. 6, ISBN 5-268-00848-Х
- ^ Zipes 2000 , Afanasyev, Aleksander. .
- ^ Jump up to: а б с д Афанасьев Александр; Бараг, Лев [на русском языке] ; Новиков, Николай, ред. (2014), Русские сказки , вып. 1 , на с. 464–514 в переиздании 2014 г. ISBN 978-5-4458-9824-5
- ^ Татар 2002 , с. 335.
- ^ "Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871)" , m-necropol.ru (in Russian) , Alexander Afanasyev's tomb
- ^ Татар 2002 , с. 334.
- ^ Zipes 2000 , Afanasyev, Aleksander .
- ^ Haney, Jack V. (Fall 1998), "Mr Afanasiev's Naughty Little Secrets: Russian Secret Tales Russkie zavetnye skazki" , SEEFA Journal , III (2)
- ^ Риордан 2003 , с. 219.
- ^ Что читал Джон Уик в публичной библиотеке Нью-Йорка?
Библиография
[ редактировать ]- свободном доступе : Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). 1906.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в - Императорский Московский университет: 1755–1917: энциклопедический словарь , Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010, с. 38, ISBN 978-5-8243-1429-8 – via A. Andreev, D. Tsygankov
- Зипес, Джек , изд. (2000), Оксфордский спутник сказок , Oxford University Press
- Татар, Мария (2002), Классические сказки с аннотациями , WW Norton, с. 335, ISBN 0-393-05163-3
- Риордан, Джеймс (2003), Дэвидсон, Хильда Эллис; Чаудри, Анна (ред.), «Русские сказки и их коллекционеры», Спутник сказки , Кембридж: Д.С. Брюэр
- Грюэль-Аперт, Л.; Иванова, Татьяна Григорьевна (2011), Вокруг братьев Гримм и Александра Афанасьевых на ( французском языке), Национальная библиотека Франции.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Таунсенд, Дориан Александра (май 2011 г.), От Упыря до вампира: славянский миф о вампирах в русской литературе (докторская диссертация), Школа немецких и российских исследований, Факультет искусств и социальных наук, Университет Нового Южного Уэльса, doi : 10.26190 /unsworks/15019 , hdl : 1959.4/51377
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Александра Афанасьева в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1826 рождений
- 1871 смертей
- Сказки, собранные Александром Афанасьевым.
- Смертность от туберкулеза в XIX веке
- Историки XIX века из Российской империи
- Писатели-мужчины XIX века из Российской империи
- Журналисты XIX века из Российской империи
- Филологи XIX века
- Burials at Pyatnitskoye Cemetery
- Собиратели сказок
- Фольклорные писатели
- Знатоки сказок
- Кавалеры ордена Святого Станислава (Российского) 2-й степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны 3-й степени.
- Исследователи славянской религии
- российские этнографы
- русские фольклористы
- российские филологи
- российские литературные критики
- Российские журналисты-мужчины
- Выпускники Императорского Московского университета
- Смертность от туберкулеза в России