Jump to content

История солдата

Histoire du солдата , или «Сказка о солдате» (в том виде, в котором она была впервые опубликована), [ 1 ] Это часовое театральное произведение 1918 года, которое «читают, играют и танцуют ( lue, jouée et dansée ) » три актера, один или несколько танцоров и септет инструментов. Музыка написана Игорем Стравинским , либретто на французском языке — швейцарским писателем Шарлем Фердинандом Рамюсом ; двое мужчин задумали его вместе, взяв за основу русскую сказку «Беглый солдат и черт» из сборника Александра Афанасьева . [ 2 ]

«История солдата» написана для кларнета , фагота , корнета (часто играемого на трубе ), тромбона , ударных , скрипки и контрабаса . Музыка изобилует меняющимися тактовыми размерами, и по этой причине ее обычно, хотя и не всегда, исполняют с дирижером .

Рамуз рассказывает притчу о солдате, который продает свою скрипку Дьяволу в обмен на огромную экономическую выгоду с помощью трех актеров: Рассказчика, который одновременно рассказывает и изображает нескольких второстепенных персонажей; Дьявол, принимающий разные облики; и сам солдат, Джозеф, из какой-либо армии. Танцовщица обычно играет молчаливую роль принцессы.

Первые выступления

[ редактировать ]

Большую помощь Стравинскому в создании произведения оказал швейцарский филантроп Вернер Рейнхарт , который спонсировал и подписал его премьеру. В благодарность Стравинский посвятил «Историю» . ему [ 3 ] и дал ему рукопись. [ 4 ] [ 5 ]

«История солдата» впервые была исполнена 28 сентября 1918 года в Лозанне под управлением Эрнеста Ансерме . Британский дирижер Эдвард Кларк , друг и защитник Стравинского и бывший помощник Ансерме в « Русском балете» , возглавил британскую премьеру в 1926 году в Ньюкасл-апон-Тайн и дал три полноценных спектакля в Лондоне в июле следующего года. [ 6 ]

Рейнхарт продолжил поддержку творчества Стравинского в 1919 году, профинансировав серию концертов его недавней камерной музыки. [ 7 ] В их число входила сюита из пяти номеров из «Истории солдата» в переложении для кларнета, скрипки и фортепиано в честь Рейнхарта, который был кларнетистом-любителем. [ 8 ] Впервые оно было исполнено 8 ноября 1919 года, также в Лозанне, задолго до того, как другим музыкантам стала доступна большая сюита, ​​в которой использовались все семь оригинальных инструментов. [ 9 ]

Структура

[ редактировать ]

Шестнадцать повествовательных и инструментальных разделов произведения чередуются и не предназначены для дублирования.

Жозеф Дюпра, солдат, в изнеможении идет в свой родной город в 15-дневный отпуск с рюкзаком на буксире. (Марш дю солдат / Солдатский марш). Он отдыхает у ручья. Из рюкзака он достает свой счастливый медальон Святого Иосифа, затем зеркало, затем фотографию своей невесты и, наконец, скрипку. Он начинает играть. (Petits airs au bord du ruisseau / Airs by the Stream). Появляется Дьявол, замаскированный под старика с сачком для бабочек. Джозеф его не замечает, но продолжает играть. Дьявол подкрадывается сзади и пугает его.

Дьявол просит Иосифа продать ему скрипку. Когда Джозеф отказывается, он предлагает ему книгу, которая, по его словам, приведет к несметному богатству. Джозеф не понимает книгу, но Дьявол убеждает его, что она стоит больше, чем его дешевая скрипка. Джозеф понимает, что в книге описаны события, которые произойдут в будущем. Он принимает предложение Дьявола провести три дня в его доме в роскоши, чтобы узнать о книге и научить Дьявола играть на скрипке. По истечении этого срока Дьявол забирает Иосифа остаток пути домой. (Реприза: «Марш солдата»).

Но однажды в родном городе Джозеф замечает нечто странное: все убегают, увидев его. Он приходит в дом своей невесты и застает ее с мужем и детьми. Наконец он понимает, что прошло три года, а не три дня, и что его бывшие соседи и друзья думают, что он призрак. (Пастораль).

Джозеф видит Дьявола, замаскированного под торговца скотом, и противостоит ему. Дьявол пытается успокоить Джозефа, напоминая ему о силе книги: Джозеф начинал как разносчик, но благодаря знаниям, полученным из книги, быстро накопил богатство. Солдат понимает, что это материальное богатство ничего не значит. Все, что он хочет, — это то, что у него было раньше, то, что есть у всех остальных. (Реприза: Petits airs). Взволнованный, он тщетно листает книгу в поисках решения.

Приходит Дьявол, теперь переодетый старухой-торговцем. Она выставляет на продажу счастливый медальон, зеркало, изображение женщины, а затем скрипку. Джозеф собирается купить скрипку, но когда она передает ее, он обнаруживает, что больше не может играть: она не издает ни звука. (Реприза: Petits airs). Он выбрасывает его и рвет книгу.

Джозеф покидает дом ни с чем и марширует по городу. (Реприза: «Марш солдата»). Он приезжает в гостиницу, где слышит новость о том, что королевская дочь больна, и тому, кто сможет поднять ее с постели, будет отдана ее рука замуж. Он направляется во дворец. (Королевский марш/Королевский марш).

Дьявол уже во дворце, переодетый скрипачом-виртуозом. Джозеф переворачивает несколько карт и обретает уверенность, когда все карты — сердечки. Дьявол дает знать о своем присутствии, прижимая скрипку к груди и насмехаясь над Иосифом. Рассказчик сообщает Джозефу, что Дьявол все еще контролирует его, потому что он сохраняет деньги Дьявола, и если он сможет проиграть все их Дьяволу в карточной игре, он будет свободен.

Это делает Солдат. Затем он берет скрипку и играет. (Маленький концерт/Маленький концерт). Он триумфально марширует в покои принцессы, где играет еще одну мелодию. Чудесным образом музыка оживляет ее, и она начинает танец. (Trois danses / Три танца: Танго, Вальс, Регтайм).

Когда они обнимаются, появляется Дьявол, впервые незамаскированный. Джозеф защищает принцессу. Он понимает, что может победить Дьявола, играя на скрипке. (Danse du diable/Танец Дьявола). Не в силах сопротивляться музыке, Дьявол начинает корчиться, изнемогает и, наконец, падает на землю. Джозеф берет принцессу за руку, и вместе они утаскивают Дьявола, прежде чем упасть в объятия друг друга. (Маленький хорал/Маленький хорал).

Но Дьявол просовывает голову и начинает мучить пару, предупреждая, что Джозеф не может покинуть дворец, пока Дьявол не восстановит над ним контроль. (Couplets du diable/Дьявольские куплеты).

Заключение

[ редактировать ]

Над Большим хоралом / Great Chorale Рассказчик излагает мораль:

Вам не следует добавлять
К тому, что у нас есть, к тому, что у нас было;
Мы не можем быть обоими
Кто мы и кем мы были.
Вы должны знать, как выбирать;
Мы не имеем права иметь все:
Это запрещено.
Одно счастье — это все счастье;
Во-вторых, их как будто больше не существует.

Вы не должны стремиться добавить
К тому, что у тебя есть, к тому, что у тебя когда-то было;
Вы не имеете права делиться
Что ты есть с тем, чем ты был.
Никто не может иметь все это:
Это запрещено;
Вы должны научиться выбирать между.
Одна счастливая вещь — это каждая счастливая вещь;
Во-вторых, как будто их никогда и не было.

Работа заканчивается тем, что Иосиф пересекает пограничную заставу, границу, которую нельзя пересекать, после того, как он соблазнился идеалом иметь и жену, и мать. Дьявол ждет, пока Джозеф возвращается, чтобы найти свою принцессу, которой уже нет. (Marche triomphale du diable / Триумфальный марш дьявола) : скрипка и перкуссия переплетаются в ритмической дуэли, финальные такты исполняются исключительно перкуссионистом; здесь партитура отмечена декрещендо до конца, хотя это крещендо при исполнении сюиты может быть изменено.

Переводы на английский и немецкий языки

[ редактировать ]

Оригинальный французский текст Рамуза был переведен на английский Майклом Фландерсом и Китти Блэк , а на немецкий - поэтом Гансом Рейнхартом. [ 10 ]

Музыкальные влияния

[ редактировать ]

«История солдата» показывает, что Стравинский впитал в себя широкий спектр музыкальных влияний: пасодобль в Королевском марше ; танго , которые играл Джозеф , , вальс и рэгтайм чтобы вылечить принцессу; клезмер в инструментарии и текстурах; Лютера Ein feste Burg в Малом хорале ; и Бах в Большом хорале . По мнению музыковеда Даника Тротье, эти влияния в определенной степени связаны с опытом и первыми успехами Стравинского в космополитичном Париже начала 1910-х годов, поскольку столица Франции была местом встречи множества художников и музыкантов во времена «Прекрасной красавицы». Эпоха . [ 11 ]

История выступлений

[ редактировать ]
Мировая премьера
Лозанна , Швейцария, 28 сентября 1918 года, дирижёр Эрнест Ансерме . В ролях: Габриэль Россе в роли Солдата, Жан Виллар в роли Дьявола (говорящие части) и Эли Ганнебен в роли Рассказчика. Хореография Жоржа Питоефа , который танцевал в роли Дьявола вместе со своей женой Людмилой в роли Принцессы. Декорации и костюмы Рене Обержонуа .
Великобритания
Концертная сюита: 1920, Лондон, под управлением Эрнеста Ансерме .
Полная постановка, 1926 год, Ньюкасл-апон-Тайн , дирижер Эдвард Кларк . Еще три полноценных спектакля состоялись в Лондоне в июле 1927 года.
Франция
Полная постановка ( Сергей Дягилев ), Париж, 1924 год.
Германия
1924: Франкфурт и Висбаден (дирижер Отто Клемперер ).
НАС
Балетная версия: Нью-Йоркская опера , Государственный театр Нью-Йорка , Линкольн-центр: 1978: Режиссер Фрэнк Корсаро и Гарднер Комптон (который также поставил хореографию), дирижер Имре Палло . Сценография и дизайн костюмов Виктора Капечче; Световой дизайн Кена Биллингтона . Барри Боствик исполнил главную роль, а принцессу — Мерседес Эллингтон. Джон Лэнкстон и танцоры Нью-Йоркской оперы завершили актерский состав. (Представлено в тройном афише с La voix humane и The Impresario .) [ 12 ]
Балетмейстер Питер Мартинс создал сюиту из «Истории солдата» для New York City Ballet . Премьера состоялась в Театре штата Нью-Йорк 30 в Линкольн-центре января 1981 года, в первоначальный состав вошли Дарси Кистлер , Кира Николс , Иб Андерсен , Хизер Уоттс , Жан-Пьер Фрелих , Виктор Кастелли, Барт Кук и Дэниел Дуэлл . [ 13 ] Балет Мартинса снова был показан в мае 1987 года. [ 14 ] и возрожден в мае 1999 года, когда его рецензировал Джек Андерсон . [ 15 ]
Канада
Озвученная версия: Монреальские фестивали , 1949 год.
Постановочная версия: Стратфордский шекспировский фестиваль , 1955: режиссёр Дуглас Кэмпбелл . Дизайн костюмов Кларенса Уилсона. Лилиан Джарвис в роли принцессы, Марсель Марсо в роли Дьявола, Дуглас Рейн в роли солдата, рассказанный Уильямом Нидлсом .

Адаптации

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ «История солдата, К029 (Стравинский, Игорь)» . ИМЛП . 20 декабря 2018 г. Проверено 25 января 2024 г.
  2. ^ Тарускин 1996 , с. 1295.
  3. ^ «Рэгтайм-ансамбль представляет «Солдатскую сказку »» . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 г. Проверено 6 декабря 2008 г.
  4. ^ «Гильдия концертных артистов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2008 года . Проверено 27 марта 2023 г.
  5. Стивен Уолш, «Композитор, антиквар и посредник: Стравинский и Розенталь» , The Musical Times , [северная] весна 2007 г., с сайта findarticles.com, получено 14 июля 2009 г.
  6. ^ Гарет Джеймс Томас, Влияние русской музыки в Англии 1893–1929 гг.
  7. Доктор Ричард Э. Родда, « Три пьесы для кларнета », программные заметки Общества камерной музыки Линкольн-центра, 2007 г. Архивировано 21 июня 2009 г. на Wayback Machine на сайте Chambermusicsociety.org, получено 14 июля 2009 г.
  8. Роберт Бридж, « L'Histoire Du Soldat ( История солдата ): Краткий исторический обзор», 17 мая 1994 г. Архивировано 22 июня 2009 г. на Wayback Machine на сайте sunyocc.edu, получено 14 июля 2009 г.
  9. Сьюзан Халперн, «Заметки к концерту от 29 января 2008 г.» из «Музыкального праздника» , архивировано 10 декабря 2008 г., в Wayback Machine на amusicalfeast.com, получено 14 июля 2009 г.
  10. ^ Стравинский и Рамуз 1987 .
  11. ^ Тротье, Даник (12 марта 2020 г.). "1918 год. История солдата, Франция в зеркале заднего вида Стравинского" . Новая история музыки во Франции (1870-1950) .
  12. ^ Шенберг, Гарольд К. (24 апреля 1977 г.). «Опера: 'Трилогия' городской труппы» . Нью-Йорк Таймс .
  13. ^ «Исторический Солдат, новая работа Мартинса» Анны Киссельгофф , The New York Times , 31 января 1981 г. Проверено 18 октября 2009 г.
  14. Дженнифер Даннинг, «Городской балет в истории солдата » , The New York Times , 17 мая 1987 г. Проверено 18 октября 2009 г.
  15. ^ «Танец; упругая музыка Стравинского для игривой беседы» , The New York Times , 17 мая 1999 г. Проверено 18 октября 2009 г.
  16. Солдатская сказка, Режиссер Майкл Биркетт.
  17. ^ «Тим Бакли – Хронология, 1971–1973» Роберта Ниеми
  18. ^ «Дайджест музыкальных новостей – 12 сентября 2018» . К вашему сведению, музыкальные новости . 12 сентября 2018 года . Проверено 12 сентября 2018 г.
  19. ^ «Рок-легенда Роджер Уотерс адаптировал повествование и записал « Солдатскую историю» Стравинского - он сам рассказывает всю эту душераздирающую современную сказку» . 26 октября 2018 года . Проверено 17 мая 2021 г.
  20. ^ «Бил Бэрд и его марионетки сейчас заняты Стравинским» , Марк Стейнбринк, The New York Times , 26 июня 1983 г.
  21. ^ Солдатская сказка (1984) на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  22. «Солдатская история». Архивировано 6 марта 2005 г. в Wayback Machine , обзор на обзоре DVD Verdict.
  23. ^ Джоан Санмарти: Импровизации с историей солдата Игоря Стравинского. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine - слушать.
  24. «Солдатская сказка» . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine , обзор Британского театрального гида Филипа Фишера на постановку «Олд Вик», 2006 г.
  25. ^ «Тур OSM по Нунавику» . 30 мая 2008 г. Архивировано из оригинала г. 30 мая 2008 Проверено 27 марта 2023 г.

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэйли, Кэтрин. «Мелодические структуры в увертюре и сценической музыке « Солдатской истории ». Журнал Канадской ассоциации / университетских школ музыки Журнал Ассоциации канадских университетских школ музыки 4, №№. 1–2 (осень 1974 г.): 1–7.
  • Крафт, Роберт . « Histoire du солдата (Музыкальные редакции, эскизы, эволюция либретто)». Музыкальный ежеквартальный журнал 66, вып. 3 (июль 1980 г.): 321–38.
  • Леффлер, Питер. История солдата: Стравинский, Рамю, Обержонуа, Ансерме. Профиль премьеры в Лозанне в сентябре 1918 года , сделанный на немецком языке Гансом Рейнхардтом. Базель: Спрингер, 1994. ISBN   978-3-7643-2958-7 .
  • Марти, Кристофер. «О технике композиции Игоря Стравинского: Маленький концерт из «Истории солдата». Архив музыковедения 38, № 2 (1981): 93–109.
  • Рамю, Шарль-Фердинанд . История солдата, иллюстрация оригинальных литографий Ганса Эрни . Лозанна: Андре и Пьер Гонен. 326 экземпляров с подписью автора и художника. 73 черно-белые литографии внутри текста и 2 на обертках. 100 страниц + 2 листа. Книга художника, напечатанная на бумаге Arches и помещенная в папку из пергамента и картона и соответствующий футляр.
  • Ваккаро, Жан-Мишель. «Музыка в истории солдата». Пути создания театра 6 (1978): 55–76.
  • Цур, Менахем. «Тональная двусмысленность как конструктивная сила в языке Стравинского». The Musical Quarterly 68, № 4 (октябрь 1982 г.): 516–526.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1589d9b441b4d3ac2ef5be552d6ad28__1717292940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/28/e1589d9b441b4d3ac2ef5be552d6ad28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
L'Histoire du soldat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)