Petrushka chord
Интервалы компонентов от корня | |
---|---|
уменьшенное седьмое место | |
малая шестая | |
уменьшенная пятая часть | |
малая треть | |
уменьшенная треть | |
корень | |
Сильно нет. | |
6-30 |
Аккорд «Петрушка» — повторяющийся политональный прием, используемый в Игоря Стравинского балете «Петрушка» и в более поздней музыке. Эти две мажорные трезвучия , до мажор и фа мажор ( на расстоянии тритона ), «ужасно» сталкиваются друг с другом, когда звучат вместе, и создают диссонансный аккорд . [1]
Структура
[ редактировать ]Аккорд Петрушки на фортепиано во второй картине Петрушки. [2] показано ниже.

Аккорд Петрушки определяется как два одновременных мажорных трезвучия, разделенных тритоном . В «Петрушке » Стравинский использовал до мажор поверх фа мажор (последний представлен здесь в первой инверсии ):

В устройстве используются тоны, которые в совокупности составляют синтетическую гексатоническую гамму (0 1 4 6 7 т). Когда энгармонически пишется C–D ♭ –E–G ♭ –G( ♮ )–B ♭ , это называется тритоновой шкалой . [3] [ ненадежный источник? ] Альтернативно, когда пишется C–D ♭ –E–F ♯ –G–B ♭ , его можно читать как вспомогательную уменьшенную шкалу. [4]
Можно считать, что аккорды противоречат друг другу из-за тритонового отношения: «Любой тенденции к возникновению тональности можно избежать, введя ноту на три целых тона, отстоящую от ключевой ноты этой тональности». [5]
В конце третьей таблицы появляется аккорд Петрушки с Петрушкой, но в A и E ♭ , которые вместе с C и F ♯ создают уменьшенный септаккорд (0, 3, 6, 9) и исчерпывают октатоническую гамму (9 1 4, 3 7 t, 0 4 7 и 6 t 1 = 0 1 3 4 6 7 9 t), «и предполагает, что оно действительно... обладало для Стравинского априорным концептуальным статусом». [6]

Петрушка и происхождение
[ редактировать ]Хотя этот аккорд приписывают Стравинскому, он (или, точнее, два одновременных мажорных аккорда, отделяющих тритон, в частности фа и си мажор), присутствовал гораздо раньше в » Ференца Листа «Концерте проклятия . [7] (Хотя точная дата создания композиции остается неизвестной, по оценкам Хамфри Сирла , она датируется примерно 1840 годом; считается, что композиция возникла на основе одного из ранних произведений Листа, исполненного в 1827 году. [8] )
Морис Равель использует этот аккорд в своем фортепианном сочинении Jeux d'eau, чтобы создать цветущие, похожие на воду звуки, которые характеризуют это произведение. В своей статье «Русский период Равеля: октатоника в его ранних произведениях, 1893-1908» Стивен Баур отмечает, что «Игры о» были написаны в 1901 году, за десять лет до того, как Стравинский сочинил «Петрушку» (1911), предполагая, что Стравинский, возможно, научился трюк от Равеля. Стравинский услышал Jeux d'eau и ряд других произведений Равеля не позднее 1907 года в программе «Вечера современной музыки». [9]
Стравинский неоднократно использовал этот аккорд на протяжении всего балета «Петрушка», чтобы изобразить марионетку, и разработал аккорд, чтобы изобразить насмешку марионетки над толпой на Масленичной ярмарке. [10] Эрик Уолтер Уайт предполагает и отвергает возможность того, что аккорд Петрушки произошел от «вторых ладов ограниченного транспонирования » Мессиана (октатонической гаммы) в пользу «битональности черной тональности/белой тональности», которая является результатом «хорошо известной привычки Стравинского сочиняю за фортепиано». [11]
Другое использование
[ редактировать ]В песне 1979 года "Kogaion" румынской прогрессив-рок -группы Sfinx используется этот аккорд.
Аккорд Petrushka преимущественно используется в треке «Над облаками » из игры-симулятора Sim City 4 2003 года .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пог, Дэвид (1997). Классическая музыка для чайников , с. 80. ISBN 0-7645-5009-8
- ^ Тарускин, Ричард (весна 1987 г.). «Chez Pétrouchka – Гармония и тональность «chez» Стравинский», с. 269, Музыка XIX века , Том. 10, № 3, Специальный выпуск: Резолюции I., стр. 265–286.
- ^ Басби, Пол. «Короткие весы» , Забитые изменения: Учебники .
- ^ Кэмпбелл, Гэри (2001). Пары триады для джаза: практика и применение для джазового импровизатора , с.126. ISBN 0-7579-0357-6 .
- ^ Бриндл, Реджинальд Смит (1966). Серийный состав . Издательство Оксфордского университета . п. 66. ИСБН 0-19-311906-4 .
- ^ Тарускин 1987, стр.268.
- ^ Уолзер, Роберт (1998). Сохраняя время: Чтения по истории джаза , стр.215. ISBN 0-19-509173-6
- ^ Пол Меррик (5 февраля 1987 г.). Революция и религия в музыке Листа . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-32627-3 . Проверено 30 июня 2009 г.
- ^ Журнал Американского музыковедческого общества 52 (1999), 531–592.
- ^ Либби, Тед (1999). Руководство NPR по созданию коллекции классических компакт-дисков: 350 основных произведений, стр.185. ISBN 0-7611-0487-9 .
- ^ Эрик Уолтер Уайт (1966). Стравинский: Композитор и его произведения , с. 161. Цитируется по Тарускин, Ричард (весна 1985 г.). «Черномор Кащею: Гармоническое колдовство; или «Ракурс» Стравинского», стр.75, Журнал Американского музыковедческого общества , Vol. 38, № 1., стр. 72–142.