Хроматическая медиана
В музыке хроматические медианты — это «измененные медианные и субмедиантные аккорды ». [1] Хроматические медианные отношения, определяемые консервативно, представляют собой отношения между двумя частями и/или аккордами, корни которых связаны большой терцией или второстепенной терцией и содержат один общий тон (тем самым разделяя одно и то же качество, т.е. мажор или минор ). Например, в тональности до мажор диатоническими и ля медиантой и субмедиантой являются ми минор минор соответственно. Их параллельные мажоры — ми мажор и ля мажор . Медиантами параллельного минора до мажор (до минор) являются ми ♭ мажор и ля ♭ мажор . Таким образом, согласно этому консервативному определению, до мажор имеет четыре хроматических медианты: ми мажор , ля мажор , ми ♭ мажор и ля ♭ мажор .
Полного согласия относительно определения хроматических медианных отношений нет. Теоретики, такие как Аллен Форте, определяют хроматические медианы консервативно, допуская только хроматические медианные аккорды того же качества (мажорного или минорного), как описано выше. Однако он описывает еще более отдаленные «двуххроматические медианные» отношения, разделяемые двумя аккордами противоположного лада, с корнями, расположенными на расстоянии трети друг от друга и без общих тонов; например, до мажор и ми ♭ или ля ♭ минор , ля минор и до ♯ или фа ♯ мажор . [2] Другие менее консервативные теоретики, такие как Бенвард и Сейкер, включают эти дополнительные аккорды противоположного качества и без общих тонов в свое определение хроматических медиан по умолчанию. Таким образом, согласно этому более либеральному определению, до мажор имеет шесть хроматических медиант: ми мажор , ля мажор , ми ♭ мажор , ля ♭ мажор , ми ♭ минор и ля ♭ минор .
Когда консервативные хроматические медианные отношения включают септаккорды, «... части трезвучия аккордов либо мажорные, либо оба минорные». [3] Это относится и к более либеральному определению хроматических медианных отношений.
Хроматические медианты обычно находятся в корневом положении , могут появляться как в мажорной, так и в минорной тональности , обычно придают цвет и интерес, продлевая тоническую . гармонию, идут от тоники или реже к доминанте и к ней , иногда им предшествуют или следуют собственные вторичные доминанты или иногда создают полную модуляцию . [1]
Некоторые хроматические медианты эквивалентны измененным аккордам , например ♭ VI также является заимствованным аккордом из параллельного минора , VI также является вторичной доминантой ii (V/ii), а III — это V/vi, при этом контекст и анализ выявляют различие. [1]
Хроматические медианные аккорды редко использовались в периоды барокко и классики , хотя хроматические медианные отношения иногда обнаруживались между разделами , но аккорды и отношения стали гораздо более распространенными в романтический период и стали еще более заметными в постромантической и импрессионистической музыке. [1] Один автор описывает их использование внутри фраз как «удивительное», даже в большей степени, чем обманчивую каденцию , отчасти из-за их редкости, а отчасти из-за их хроматизма (они происходят «вне» тональности). [5] а другой говорит, что они настолько редки, что следует сначала исключить возможность того, что перед нами диатоническое движение (предположительно, заимствование ), затем убедиться, что это не второстепенный аккорд , и тогда, «наконец», можно рассмотреть, «вероятность реальных хроматических медианных отношений». [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Бенвард и Сакер (2009). Музыка: В теории и практике, Том. II , стр. 201–204. Восьмое издание. ISBN 978-0-07-310188-0 . «Всегда внимательно смотрите, чтобы определить функцию аккорда».
- ^ Форте, Аллен (1979). Тональная гармония , стр. 9, 463. 3-е издание. Холт, Райнхарт и Уилсон. ISBN 0-03-020756-8 . «Говорят, что две триады демонстрируют хроматическое медианное отношение, если они обе мажорные или обе второстепенные, а их корни отстоят друг от друга на треть».
- ^ Костка, Стефан и Пейн, Дороти (1995). Тональная гармония , с. 324. МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-035874-5 .
- ^ Костка и Пейн (1995), с. 321.
- ^ Гурон, Дэвид Брайан (2006). Сладкое предвкушение: музыка и психология ожидания , с. 271. Массачусетский технологический институт. ISBN 9780262083454 .
- ^ Сорс, Ричард (1995). Теория музыки для музыкального профессионала , с. 423. Пугало. ISBN 9781880157206 .
- ^ Бенвард и Сакер (2009), с. 204