Хроматическая четвертая
В теории музыки хроматическая кварта , или passus duriusculus , [ 2 ] — мелодия или мелодический фрагмент, охватывающий чистую кварту всеми или почти всеми хроматическими интервалами с заполненными ( хроматическая линия ). Типичный пример - ре минор с тоникой и доминантой в качестве границ:
Хроматическая кварта впервые была использована в мадригалах 16 века. [ нужна ссылка ] Сам латинский термин — «грубый» или «трудный» ( duriusculus ), «шаг» или «проход» ( passus ) — берет свое начало в труде Кристофа Бернхарда 17-го века Tractatus Compositionis augmentatus (1648–49), где он, по-видимому, относится к повторяющееся мелодическое движение по полутонам, образующее последовательные полутона. [ 2 ] Этот термин может также относиться к фортепиано, которое ассоциируется с плачем. [ 2 ] В эпоху барокко Иоганн Себастьян Бах использовал его как в своей хоровой, так и в инструментальной музыке, например, в « Хорошо темперированном клавире» (хроматическая кварта обозначена красными нотами):
Это не означает, что хроматическая кварта всегда использовалась печально или зловеще, или что границами всегда должны быть тонизирующие и доминантные ноты. Один контрпример взят из Менуэта Вольфганга Амадея Моцарта , струнного квартета соль мажор K. 387 (хроматические четверти удобно заключены в скобки лигами и отделены изменениями динамики от ноты к ноте):
Музыкальные произведения с использованием хроматической четвертой или passus duriusculus.
[ редактировать ]- Генри Перселл, «Плач Дидоны» [ 2 ]
- Робер де Визе, Сюита до минор: Сарабанда
- И.С. Бах, Месса си минор, Распятие , также BWV 12, «Плач, жалобы, беспокойство, трепет»
- И.С. Бах, BWV 78: «Иисус, душа моя»
- И.С. Бах, BWV 150: «Nach Dir, Herr, verlanget mich» (в первом хорале и обратная мелодия, целая нота вверх в финальной чаконе)
- И. С. Бах , Orgelbüchlein, BWV 614 : «Старый год прошел» (в трех сопровождающих голосах)
- И. С. Бах , Инвенция № 9 фа минор, BWV 795 (вторая тема)
- И.С. Бах , Прелюдия и фуга до-диез минор, BWV 849 , второй голос в т. 69, сопрано в т. 71.
- И.С. Бах , Прелюдия и фуга ми минор, BWV 855 , тема фуги
- И.С. Бах , Прелюдия и фуга ля минор, BWV 889 , Тема прелюдии
- И. С. Бах , Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548 , расширяющийся хроматический характер темы фуги дает произведению подзаголовок «Клин».
- И.С. Бах , Токката ми минор, BWV 914 , тема фуги
- В.А. Моцарт , К. 594: «Пьеса для органа в часах»
- Людвиг ван Бетховен , Симфония № 9 , окончание первой части
- Фредерик Шопен , № 20 из 24 прелюдий , соч. 28
- Гектор Берлиоз , Реквием, соч. 5
- Сезар Франк , Прелюдия, Хорал и Фуга
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сэйкер. 2009. Музыка в теории и практике , стр.216. Восьмое издание. 2 тома. + 2 звуковых компакт-диска. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Монель, Раймонд (2000). Чувство музыки: Семиотические очерки , стр.73. ISBN 978-0-691-05716-3 .
- ^ Уильямс, Питер (1998). Хроматическая кварта: за четыре века музыки , стр.69. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816563-3 .