Jump to content

Хорошо темперированный клавир

Титульный лист «Хорошо темперированного клавира» , книга 1 (автограф)

«Хорошо темперированный клавир» , BWV 846–893, состоит из двух наборов прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях для клавиатуры Иоганна Себастьяна Баха . Во времена композитора клавиром называли целый ряд клавишных инструментов, а именно клавесин , клавикорд и орган .

Современное немецкое написание сборника — «Хорошо темперированный клавир» (WTK; Немецкое произношение: [das ˌvoːlˌtɛmpəˈʁiːɐ̯tə klaˈviːɐ̯] ). Бах дал название Das Wohltemperirte Clavier сборнику прелюдий и фуг во всех 24 тональностях, мажорных и минорных, датированному 1722 годом и написанному «для пользы и использования музыкальной молодежи, желающей учиться, и особенно для времяпрепровождения тех, кто уже опытен в музыке». это исследование». Примерно через 20 лет Бах составил вторую такого же рода книгу (24 пары прелюдий и фуг), которая стала известна как «Хорошо темперированный клавир , часть вторая» (по-немецки: Zweyter Theil , современное написание: Zweiter Teil ).

В современных изданиях обе части обычно называются «Хорошо темперированный клавир, Книга 1» (WTC 1) и «Хорошо темперированный клавир, Книга 2 » (WTC 2) соответственно. [1] Сборник обычно считается одним из самых важных произведений в истории классической музыки. [2]

История композиции

[ редактировать ]
Автограф Баха к 4-й фуге первой книги.
Автограф Баха к фуге № 17 ля мажор из второй части Das Wohltemperierte Clavier

В каждом наборе 24 пары прелюдии и фуги. Первая пара — до мажор , до мажор, вторая — до минор, третья — до ♯ минор и так четвёртая далее . Восходящий хроматический рисунок продолжается до тех пор, пока не будут представлены все тональности, заканчиваясь фугой си минор . Первый комплект был составлен в 1722 году во время назначения Баха в Кётен , а второй последовал 20 лет спустя, в 1742 году, когда он был в Лейпциге .

Бах переработал некоторые прелюдии и фуг из более ранних источников: Klavierbüchlein für Wilhelm Friedemann Bach например, 1720 года содержит версии одиннадцати прелюдий из первой книги « Хорошо темперированного клавира» . Прелюдия и фуга до мажор в первой книге изначально были в до мажоре - Бах добавил ключевую подпись из семи диезов и скорректировал некоторые случайные звуки , чтобы преобразовать ее в необходимую тональность.

Во времена Баха был опубликован только один подобный сборник — Иоганна Кристиана Шикхардта (1681–1762), соч. 30 L'alphabet de la musique (около 1735 г.) содержало 24 сонаты во всех тональностях для флейты или скрипки и бассо континуо , а также включало схему транспозиции для альтовой блокфлейты . [3]

Прекурсоры

[ редактировать ]

Хотя « Хорошо темперированный клавир» был первым сборником полностью проработанных клавишных пьес во всех 24 клавишах , аналогичные идеи возникали и раньше. До появления современной тональности в конце 17 века многочисленные композиторы создали сборники пьес во всех семи ладах : Иоганна Пахельбеля магнификат фуги Иоганн « (сочиненные в 1695–1706 годах), «Музыкально-органический аппарат 1690 года» Георга Мюффа и Шпет ». года . Например, Ars Magna 1693 Более того, примерно за двести лет до Баха равнотемперация была реализована на щипковых струнных инструментах, таких как лютня и теорба , в результате чего появилось несколько сборников пьес во всех тональностях (хотя музыка еще не была тональной в современном понимании слово):

Одним из первых клавишных композиторов, создавших коллекцию органных пьес в последовательных тональностях, был Дэниел Кронер (1656–1740), составивший один такой цикл прелюдий в 1682 году. [8] [9] Его современник Иоганн Генрих Киттель (1652–1682) также составил цикл из 12 органных прелюдий в последовательных тональностях. [10]

» Дж. К. Фишера ( Ариадна музыка неоорганоэдум опубликована в 1702 году и переиздана в 1715 году) представляет собой набор из 20 пар прелюдий и фуг в десяти мажорных и девяти минорных тональностях, а также фригийском ладе , а также пяти хоральных « ричеркарах . Бах знал сборник и позаимствовал у Фишера некоторые темы для « Хорошо темперированного клавира» . [11] Другие современные работы включают трактат Exemplarische Organisten-Probe (1719) Иоганна Маттесона (1681–1764), который включал 48 фигурных упражнений на басу во всех тональностях; [12] Партии для фортепиано (1718) Кристофа Граупнера (1683–1760) с восемью сюитами в последовательных тональностях, [13] и Суппига Фридриха «Фантазия из Labyrinthus Musicus» (1722), длинная и шаблонная секционная композиция, состоящая из всех 24 клавиш, которая была предназначена для энгармонической клавиатуры с 31 нотой на октаву и чистыми мажорными терциями . [12] [14] Наконец, утерянный сборник Иоганна Пахельбеля (1653–1706), «Фуги и преамбульны» о наиболее распространенных Tonos figuratos (объявлен в 1704 году), возможно, включал пары прелюдия-фуга во всех тональностях и ладах. [15]

Долгое время считалось, что название « Хорошо темперированный клавир» Бах взял из одноименного сборника из 24 прелюдий и фуг была найдена рукопись, датированная 1689 годом во всех тональностях, для которого в библиотеке Брюссельской консерватории . Позже выяснилось, что это было произведение композитора, родившегося даже не в 1689 году: Бернхарда Кристиана Вебера (1 декабря 1712 г. - 5 февраля 1758 г.). Фактически, оно было написано в 1745–1750 годах в подражание предыдущему примеру Баха. [16] [17]

Предполагаемый тюнинг

[ редактировать ]

Название Баха предполагает, что он написал для системы настройки из 12 нот, в которой все клавиши звучали гармонично (так называемая «циркулирующая темперация» или « хорошая темперация »). Одной из противоположных систем во времена Баха означал один темперамент , при котором клавиши с множеством случайностей звучат фальшиво на клавиатурах, ограниченных 12 тонами на октаву. Бах был знаком с различными системами настройки и, в частности, как органист играл на инструментах, настроенных на определенную систему.

На протяжении большей части 20-го века предполагалось, возможно, ошибочно, что Бах имел в виду равный темперамент ; после смерти Баха он стал популярным как стандартная настройка клавиатуры и описывался теоретиками и музыкантами по крайней мере за столетие до рождения Баха. Доказательством этого убеждения является тот факт, что в Книге 1 Всемирного торгового центра Бах соединил прелюдию E минор (6 бемолей) с ее энгармонической тональностью D минор (6 диезов) для следующей фуги. Это сочетание наиболее тонально удаленных энгармонических тональностей - в точке напротив до мажора на круге квинт , где плоская и острая рука пересекают друг друга. Любое непрерывное исполнение пары потребовало бы, чтобы обе эти энгармонические тональности звучали одинаково, что подразумевает одинаковую темперацию для этой пары, поскольку музыковеды ожидают, что все произведение будет сыграно как одно исполнение.

Отчеты о собственной практике настройки Баха немногочисленны и неточны. Три наиболее цитируемых источника: Форкель , первый биограф Баха; Фридрих Вильгельм Марпург , получивший информацию от сыновей и учеников Баха; и Иоганн Кирнбергер , один из этих учеников. Несмотря на презумпцию равного темперамента, исследования различных неравных систем, существовавших одновременно с карьерой Баха, продолжались; ведутся споры о том, мог ли Бах иметь в виду ряд схожих темпераментов, возможно, слегка измененных на практике от произведения к произведению, или, возможно, какое-то единственное, конкретное, «хорошо темперированное» решение для всех целей. Современные ученые предполагают некую форму неравномерного темперамента вместо равного темперамента. [18]

Форкель сообщает, что Бах настраивал свои собственные клавесины и клавикорды и находил настройки других людей неудовлетворительными, а также что личная система настройки Баха позволяла ему играть во всех тональностях и модулировать отдаленные тональности почти незаметно для слушателей. В ходе жарких дебатов Марпург и Кирнбергер, похоже, согласились с тем, что Бах требовал, чтобы все мажорные терции были более резкими, чем чистые – что не очень информативно, поскольку, по сути, является предпосылкой для того, чтобы любой темперамент звучал сносно во всех тональностях. [19]

Иоганн Георг Нейдхардт, писавший в 1724–1732 годах, описал ряд неравных и почти равных темпераментов (а также саму равную темпераменту), которые можно успешно использовать для исполнения некоторых произведений Баха и которые позже получили высокую оценку некоторых учеников Баха. и соратники. Сын И.С. Баха Карл Филипп Эммануил Бах сам опубликовал довольно расплывчатый метод настройки, который был близок к темпераменту, но все же не равен ему: он писал, что в нем темперирована только «большая часть» квинт , не говоря, какие именно и насколько.

С 1950 года было много других предложений и множество исполнений произведения в разных и неравных настройках, некоторые из которых взяты из исторических источников, некоторые из современных авторов. Каким бы ни было их происхождение, все эти схемы способствуют существованию слегка разных музыкальных персонажей в разных тональностях из-за размеров их интервалов. Однако они расходятся во мнениях относительно того, какой ключ получает какой символ:

  • Герберт Антон Келлнер с середины 1970-х годов до своей смерти утверждал, что эзотерические соображения, такие как рисунок перстня-печатки Баха , нумерология и многое другое, могут быть использованы для определения правильного темперамента. Его результат чем-то похож на наиболее знакомый «правильный» темперамент Веркмайстера . Темперамент Келлнера получил широкое распространение во всем мире для настройки органов и содержит семь чистых квинт и пять 1/5 пятая запятая . Это особенно эффективно в качестве умеренного решения для исполнения музыки 17 века, если избегать музыки, требующей более двух бемолей .
  • Джон Барнс статистически проанализировал Хорошо темперированного клавира мажорные прелюдии « », отметив, что некоторые мажорные трети используются чаще, чем другие. Его результаты в целом соответствовали моделям Келлнера и Веркмайстера. Его собственный темперамент, предложенный в результате этого исследования, представляет собой 1/6 вариант запятой как Келлнера ( 1/5 и ) Веркмайстер ( 1 / 4 ), с тем же общим рисунком, смягчающим натуральные тона и завершающимся темперированной квинтой B – F . [20]
  • Марк Линдли , исследователь исторических темпераментов, написал несколько обзоров стилей темперамента в традиции немецкого барокко . В своих публикациях он рекомендовал и разработал множество моделей, близких к моделям Нейдхардта, с более тонкими градациями размера интервала. Начиная со статьи 1985 года, в которой он затронул некоторые вопросы « Хорошо темперированного клавира» , теории Линдли больше фокусировались на органной музыке Баха, чем на произведениях клавесина или клавикорда.

Интерпретации настройки титульного листа

[ редактировать ]
Вверху титульного листа Баха 1-й книги «Хорошо темперированного клавира» (1722 г.) показаны рукописные петли, которые некоторые интерпретировали как инструкции по настройке.

Совсем недавно появилась серия предложений темпераментов, заимствованных из рукописных рисунков петель на титульном листе личной рукописи Баха 1722 года.

  • В ходе изучения органных строев немецкого барокко Андреас Спаршу придал петлям математический и акустический смысл. [ нужна ссылка ] последовательности настройки клавиатуры, начиная с A. Он утверждал, что каждый цикл представляет собой пятую часть На основе этого Спаршу разработал рекурсивный алгоритм настройки, напоминающий математическую гипотезу Коллатца : он вычитает один такт в секунду каждый раз, когда в диаграмме Баха есть непустой цикл. В 2006 году он отозвал свое предложение 1998 года, основанное на A = 420 Гц , и заменил его другим на A = 410 Гц.
  • Майкл Цапф в 2001 году переосмыслил петли как указывающие скорость ударов разных квинтов в заданном диапазоне клавиатуры в секундах на долю, при этом настройка теперь начинается C. с
  • Джей Си Фрэнсис (2004) [21] сообщил о математическом анализе циклов с использованием Mathematica при предположении, что они представляют собой удары в секунду. [ нужны разъяснения ] В 2004 году он также распространил несколько темпераментов, полученных от BWV 924. [21]
  • Б. Леман (2004, 2005 г.) [22] предложил 1/6 и 1/12 запятых заимствована из лупов Баха, которые он опубликовал в 2005 году раскладка в статьях трёх музыкальных журналов. [23] [24] Реакция на эту работу была одновременно бурной и неоднозначной: другие авторы предлагали и другие спекулятивные схемы или варианты.
  • Д. Йенка (2005) [25] предложил вариант схемы Lehman, где один из 1/6 запятые распределяются по трем пятым ( D ) A = B G , в результате чего 1/18 деление запятой . Мотивация подхода Йенки включает анализ возможной логики, лежащей в основе самих цифр, и его убеждение в том, что широкая пятая часть ( B F ), обнаруженная в интерпретации Лемана, маловероятна для людей с хорошим темпераментом того времени.
  • Интербартоло, Вентурино и Боф (2006) [26] предложил систему настройки, взятую из титульного листа Всемирного торгового центра. Их работа была опубликована в следующем году в одноименной книге. [27]

Тем не менее, некоторые музыковеды говорят, что нет достаточных доказательств того, что зацикленный рисунок Баха что-то достоверно говорит о методе настройки. На протяжении всей своей карьеры Бах мог настраиваться по-разному в зависимости от случая или композиции.

  • Д. Шуленберг (2006) [28] допускает, что аргумент Лемана «гениален», но возражает, что ему «не хватает документальной поддержки (если завитки были так важны, почему ученики Баха не скопировали их точно, если вообще скопировали?)» [28] (стр. 452) и заключает, что завитки не могут «однозначно интерпретироваться как код определенного темперамента». [28] (стр. 18)
  • Л. Свич (2011) [29] совсем недавно представил альтернативное прочтение метода настройки Баха, взятое из каллиграфического рисунка на титульном листе, по сравнению с Леманом и другими: 1/5 Квинта пифагорейской запятой , . действующая на всех 24 тональностях и, что самое важное, настраиваемая на слух без электронного настроечного устройства

Предложение Свича [29] основан на равном времени ударов между пятым F – C и третьим F – A ( около 3 ударов в секунду), а также между пятым C – G и третьим C – E ( около 2 ударов в секунду) . Такая система напоминает темперамент Келлнера 1977 года и даже более близок к темпераменту, использованному для органа Св. Люджери в Нордене , построенному в 1688 году Арпом Шнитгером , и темпераменту, позже описанному Карло Гервазони (1800). [30]

Система, подобная системе Свича, со всеми ее основными терциями, более или менее острыми, подтверждается описанием Фридрихом Вильгельмом Марпургом того, как знаменитого ученика Баха Дж. П. Кирнбергера учили настраиваться на уроках у Баха: настройка Кирнбергера позволяет играть всеми 24 клавишами. без изменения настройки и неприятных интервалов, но с разной степенью разницы. Темперамент разный, и не все клавиши звучат одинаково. По сравнению с Веркмейстером III, другими 24 ключевыми темпераментами, версия строя Баха Кирнбергера гораздо более дифференцирована, с ее 8 различными видами мажорных терций (вместо 4 у Веркмейстера).

Рукопись Баха P415 из Берлинской государственной библиотеки — единственная известная копия Всемирного торгового центра, на которой изображен этот рисунок. Это было бы слишком загадочно для духа Баха, но, по-видимому, оно отражает цель, ради которой был написан шедевр, и в то же время является ключом к его расшифровке. В перспективе это неудивительно, поскольку документ с рисунком, скорее всего, является рабочей копией, которую Иоганн Себастьян Бах использовал на занятиях со своими учениками.

Содержание

[ редактировать ]
Ранняя версия BWV 846a (1720 г.) первой прелюдии первой книги, записанная Бахом в записной книжке его старшего сына.
Автограф Баха (1722 г.) к первой прелюдии первой книги.

За каждой прелюдией следует фуга в той же тональности. В каждой книге первая Прелюдия и Фуга написаны в до мажоре , за которыми следуют Прелюдия и Фуга в параллельной минорной тональности ( до минор ). Затем следуют все тональности, за каждой мажорной тональностью следует параллельная ей минорная тональность, каждый раз поднимаясь на полтона: C → C → D → E → E → F → F → ... заканчивая .. . → Б → Б.

Первая книга « Хорошо темперированного клавира» была написана в начале 1720-х годов с автографом Баха, датированным 1722 годом. Помимо ранних версий нескольких прелюдий, включенных в «Klavierbüchlein» В. Ф. Баха (1720), существует почти полное собрание «Прелюдии и фугетты». версии, предшествующие автографу 1722 года, известные по более поздней копии, сделанной неизвестным писцом. [31]

Титульный лист

[ редактировать ]

На титульном листе первой книги «Хорошо темперированного клавира» написано:

Хорошо темперированный клавир или Прелюдия, а также фуги по всем тонам и полутониям, как относительно тертиам мажоремы или Ут Ре Ми, так и относительно тертиам миноремы или Ре Ми Фа. Для пользы и пользы музыкальной молодежи, жаждущей учиться, а также тех, кто уже имеет опыт работы в этой студии, это особое развлечение было сочинено и подготовлено Иоганном Себастьяном Бахом. п. t: Высокие княжеские мастера капеллы Ангальт-Кётенского региона и директор их Музыкальной камеры. Анно 1722. Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, во всех тонах и полутонах, как в отношении тертиам мажоремы или Ут Ре Ми [т. е. мажора], так и тертиам миноремы или Ре Ми Фа [т. е. минора]. Для пользы и пользы прилежной музыкальной молодежи, а также для особого развлечения тех, кто уже искусен в этом исследовании, сочиненном и выполненном Иоганном Себастьяном Бахом, в настоящее время капельмейстером и руководителем Камерной музыки принца. Ангальт-Котен. В 1722 году. [32]

№ 1: Прелюдия и фуга до мажор, BWV 846

[ редактировать ]

Ранняя версия прелюдии, BWV 846a , находится в Klavierbüchlein für Wilhelm Friedemann Bach (№ 14: «Прелюдия 1»). Прелюдия представляет собой, казалось бы, простую последовательность арпеджио аккордов, одно из значений слова «прелюдер», как его использовали французские лютнисты: для проверки настройки. Бах использовал как G , так и A для гармонического извилистости. [ нужна ссылка ]

№ 2: Прелюдия и фуга до минор, BWV 847

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга до минор, BWV 847 . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 15: Прелюдия 2.

№ 3: Прелюдия и фуга до мажор, BWV 848

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга до-диез мажор, BWV 848 . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 21: Praeludium [8].

№ 4: Прелюдия и фуга до минор, BWV 849

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга до-диез минор, BWV 849 . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 22: Praeludium [9].

№ 5: Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 850

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 850 [ de ; общее достояние ] . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 17: Прелюдия 4.

№ 6: Прелюдия и фуга ре минор, BWV 851

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ре минор, BWV 851 [ commons ] . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 16: Прелюдия 3.

№ 7: Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 852

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 852 .

№ 8: Прелюдия ми минор и фуга ре минор, BWV 853

[ редактировать ]

Прелюдия ми-бемоль минор и фуга ре-диез минор, BWV 853 [ commons ] . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 23: Praeludium [10]. Фуга была перенесена из ре минор в ре минор.

№ 9: Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 854

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 854 [ commons ] . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 19: Прелюдия 6.

№ 10: Прелюдия и фуга ми минор, BWV 855

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ми минор, BWV 855 . Ранняя версия BWV 855a Прелюдии в фортепианном буклете Вильгельма Фридемана Баха (№ 18: «Прелюдия 5»).

№ 11: Прелюдия и фуга фа мажор, BWV 856

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа мажор, BWV 856 [ commons ] . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 20: Прелюдия 7.

№ 12: Прелюдия и фуга фа минор, BWV 857

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа минор, BWV 857 [ commons ] . Прелюдия также в WFB Klavierbüchlein , № 24: Praeludium [11].

№ 13: Прелюдия и фуга фа мажор, BWV 858

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа-диез мажор, BWV 858 [ commons ] .

№ 14: Прелюдия и фуга фа минор, BWV 859

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа-диез минор, BWV 859 [ commons ] .

№ 15: Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 860

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 860 [ commons ] .

№ 16: Прелюдия и фуга соль минор, BWV 861

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга соль минор, BWV 861 .

№ 17: Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 862

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ля-бемоль мажор, BWV 862 [ commons ] .

№ 18: Прелюдия и фуга соль минор, BWV 863

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга соль-диез минор, BWV 863 [ commons ] .

№ 19: Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 864

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 864 [ commons ] .

№ 20: Прелюдия и фуга ля минор, BWV 865

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 865 [ commons ] .

№ 21: Прелюдия и фуга си мажор, BWV 866

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга си-бемоль мажор, BWV 866 .

№ 22: Прелюдия и фуга си минор, BWV 867

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга си-бемоль минор, BWV 867 .

№ 23: Прелюдия и фуга си мажор, BWV 868

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга си мажор, BWV 868 [ commons ] .

№ 24: Прелюдия и фуга си минор, BWV 869

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга си минор, BWV 869 [ commons ] .

Двумя основными первоисточниками этого сборника прелюдий и фуг являются рукопись «Лондонского оригинала» (LO), датированная между 1739 и 1742 годами, переписчиками которой были Бах, его жена Анна Магдалена и его старший сын Вильгельм Фридеман, которая является основой для Версия А ВТЦ 2 , [33] а для версии B это версия, опубликованная Bach-Gesellschaft XIX века , копия 1744 года, написанная в основном Иоганном Кристофом Альтниколем (зятем Баха), с некоторыми исправлениями Баха, а позже также Альтниколя и других. . [34]

№ 1: Прелюдия и фуга до мажор, BWV 870

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга до мажор, BWV 870 .

№ 2: Прелюдия и фуга до минор, BWV 871

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга до минор, BWV 871 .

№ 3: Прелюдия и фуга до мажор, BWV 872

[ редактировать ]
Продолжительность: 4 минуты 8 секунд.
Прелюдия и фуга до мажор , в исполнении Рэймонда Смалляна

Прелюдия и фуга до-диез мажор, BWV 872 .

№ 4: Прелюдия и фуга до минор, BWV 873

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга до-диез минор, BWV 873 .

№ 5: Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 874

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 874 .

№ 6: Прелюдия и фуга ре минор, BWV 875

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ре минор, BWV 875 .

№ 7: Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 876

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 876 [ commons ] .

№ 8: Прелюдия и фуга ре минор, BWV 877

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ре-диез минор, BWV 877 [ commons ] .

№ 9: Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 878

[ редактировать ]
Продолжительность: 6 минут 59 секунд.
Прелюдия и фуга ми мажор в исполнении Рэндольфа Хокансона.

Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 878 [ commons ] .

№ 10: Прелюдия и фуга ми минор, BWV 879

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ми минор, BWV 879 [ commons ] .

№ 11: Прелюдия и фуга фа мажор, BWV 880

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа мажор, BWV 880 [ commons ] .

№ 12: Прелюдия и фуга фа минор, BWV 881

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа минор, BWV 881 . Прелюдия как тема с вариациями . Фуга в трёх голосах.

№ 13: Прелюдия и фуга фа мажор, BWV 882

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа-диез мажор, BWV 882 .

№ 14: Прелюдия и фуга фа минор, BWV 883

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга фа-диез минор, BWV 883 [ commons ] .

№ 15: Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 884

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 884 [ commons ] .

№ 16: Прелюдия и фуга соль минор, BWV 885

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга соль минор, BWV 885 [ commons ] .

№ 17: Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 886

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ля-бемоль мажор, BWV 886 [ commons ] .

№ 18: Прелюдия и фуга соль минор, BWV 887

[ редактировать ]
Продолжительность: 7 минут 6 секунд.
Прелюдия и фуга соль минор в исполнении О. Евсюковой.

Прелюдия и фуга соль-диез минор, BWV 887 .

№ 19: Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 888

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 888 [ commons ] .

№ 20: Прелюдия и фуга ля минор, BWV 889

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 889 [ commons ] .

№ 21: Прелюдия и фуга си мажор, BWV 890

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга си-бемоль мажор, BWV 890 [ commons ] .

№ 22: Прелюдия и фуга си минор, BWV 891

[ редактировать ]
Продолжительность: 7 минут 43 секунды.
Прелюдия и фуга си минор в исполнении М. Панькива.

Прелюдия и фуга си-бемоль минор, BWV 891 .

№ 23: Прелюдия и фуга си мажор, BWV 892

[ редактировать ]

Прелюдия и фуга си мажор, BWV 892 [ commons ] .

№ 24: Прелюдия и фуга си минор, BWV 893

[ редактировать ]
Продолжительность: 4 минуты 10 секунд.
Прелюдия и фуга си минор в исполнении В. Даценко.

Прелюдия и фуга си минор, BWV 893 .

В музыкальном плане структурные закономерности « Хорошо темперированного клавира» охватывают чрезвычайно широкий диапазон стилей, больше, чем большинство произведений в литературе. [ нужна ссылка ] Прелюдии формально свободны, хотя многие из них демонстрируют типичные мелодические формы барокко, часто в сочетании с расширенной свободной кодой (например, прелюдии Книги 1 до минор , ре мажор и си мажор ). Прелюдии также примечательны нечетным или нерегулярным количеством тактов, как с точки зрения фраз, так и с точки зрения общего количества тактов в данной прелюдии.

Каждая фуга отмечена количеством голосов от двух до пяти. Большинство из них представляют собой трех- и четырехголосные фуги, но две пятиголосные (фуги до ♯ минор и си минор из Книги 1) и одна двуголосая (фуга ми минор из Книги 1). В фугах используется полный набор контрапунктических приемов (фугальная экспозиция, тематическая инверсия, стретто фуги Баха и т. д.), но они, как правило, более компактны, чем органные .

Было предпринято несколько попыток проанализировать мотивные связи между каждой прелюдией и фугой. [35] - особенно Вильгельм Веркер [36] и Иоганн Непомук Давид. [37] Самая прямая мотивная отсылка появляется в наборе си мажор из Книги 1, в котором субъект фуги использует первые четыре ноты прелюдии в той же метрической позиции, но на половинной скорости. [38]

Издание Общества Баха , том 14 (1866 г.), с. 44: Книга 1, Прелюдия №. 12
кодом XXI века Книги 1 с открытым исходным Издание (182 страницы)

Обе книги « Хорошо темперированного клавира» широко распространялись в рукописях, но печатные копии были выпущены только в 1801 году тремя издательствами почти одновременно в Бонне, Лейпциге и Цюрихе. [39] Стиль Баха вышел из моды после его смерти, и большая часть музыки раннего классического периода не имела ни сложности контрапункта , ни большого разнообразия тональностей. Но с развитием классического стиля в 1770-х годах « Хорошо темперированный клавир» начал влиять на ход музыкальной истории: Гайдн и Моцарт внимательно изучали это произведение. [ нужна ссылка ]

Моцарт переписал некоторые фуги « Хорошо темперированного клавира» для струнного ансамбля: [40] [41]

  • БВВ 853 → К. 404а/1
  • БВВ 871 → К. 405/1
  • БВВ 874 → К. 405/5
  • БВВ 876 → К. 405/2
  • БВВ 877 → К. 405/4
  • БВВ 878 → К. 405/3
  • БВВ 882 → К. 404а/3
  • БВВ 883 → К. 404а/2

Фантазия № 1 с фугой , К. 394 — одно из собственных сочинений Моцарта, показывающее влияние, оказанное на него «Хорошо темперированным клавиром» . [42] [43] Бетховен исполнил весь «Хорошо темперированный клавир» и подготовил аранжировку BWV 867 для струнного квинтета. К одиннадцати годам [44] [45] [46] [47] [48] [49]

Ганс фон Бюлов назвал «Хорошо темперированный клавир » «Ветхим Заветом» музыки ( Сонаты Бетховена были «Новым Заветом»). [50] В примечаниях к Clair de Lune сборнику фортепианных выходов на бис , выпущенному CBS Masterworks , Филипп Антремон рассказывает анекдот, в котором фон Бюлов, испытывая отвращение к бесконечным шумам, требующим выходов на бис, столкнулся с бурно аплодирующим залом и поднял руку, говоря: «Дамы и господа! Если вы не прекратите это немедленно, я сыграю вам 48 прелюдий и фуг Баха от начала до конца!» Публика засмеялась, но перестала аплодировать, так как знала, что фон Бюлов способен исполнить произведение по памяти. [ нужна ссылка ]

Пример Баха вдохновил многих композиторов XIX века; например, в 1835 году Шопен начал сочинять свои 24 прелюдии, соч. 28 , вдохновленный хорошо темперированным клавиром . В 20 веке Дмитрий Шостакович написал свои 24 прелюдии и фуги , что является еще более близкой отсылкой к модели Баха. Еще одно вдохновение после Баха, еще до Шостаковича, было в 1940 году, когда Всеволод Задерацкий в условиях лагеря ГУЛАГа создал свое главное произведение: полный цикл из 24 прелюдий и фуг (произведение долгое время не публиковалось и практически не было известно до премьеры). в 2014 году). [51] Марио Кастельнуово-Тедеско написал Les Guitares bien tempérées ( «Хорошо темперированные гитары» ), набор из 24 прелюдий и фуг для двух гитар во всех 24 мажорных и минорных тональностях, вдохновленный как по названию, так и по структуре произведениями Баха. [52]

Первая прелюдия первой книги

[ редактировать ]

Самый известный отрывок из обеих книг — первая прелюдия к первой книге . Анна Магдалена Бах скопировала краткую версию этой прелюдии в свою «Записную книжку» 1725 года (№ 29). [53] Доступность этой прелюдии, «легкая» тональность до мажор и использование арпеджио аккордов сделали ее одним из наиболее часто изучаемых произведений для студентов, изучающих фортепиано. [54] Эта прелюдия также послужила основой для « Аве Марии» Шарля Гуно . [55]

Десятая прелюдия первой книги

[ редактировать ]

Александр Зилоти переписал фортепианную аранжировку ранней версии Прелюдии и фуги ми минор ( BWV 855a ), транспонированную в Прелюдию си минор . [ нужна ссылка ]

Первая полная запись « Хорошо темперированного клавира» была сделана на фортепиано Эдвином Фишером для EMI в период с 1933 по 1936 год. [56] Второй был исполнен Вандой Ландовской на клавесине для RCA Victor в 1949 году (Книга 1) и 1952 году (Книга 2). [57] Хельмут Вальха , более известный как органист, записал обе книги в период с 1959 по 1961 год на клавесине. [58] Дэниел Чорземпа сделал первую запись с использованием нескольких инструментов (клавесин, клавикорд, орган и фортепиано) для Philips в 1982 году. [59] По состоянию на 2013 год задокументировано более 150 записей. [60] Запись Гленна Гулда BWV 870 была включена в « Золотой рекорд Вояджера» .

Посетите https://maplelab.net/bach/, чтобы послушать и увидеть исполнение Книги 1 Фишера, Ландовской, Вальчи и 10 других известных пианистов. Этот инструмент также предоставляет информацию о партитуре и темпе каждой записи, а также краткие биографии исполнителей. [61]

Аудио книги 1

[ редактировать ]

Исполнения на клавесине различных частей Книги 1 Марты Гольдштейн находятся в свободном доступе. [62] Такие исполнения на клавесине могут, например, быть настроены одинаково темперированно . [63] или в темпераменте Веркмайстера . [64] Помимо Марты Гольдштейн, Рэймонд Смалльян , для которого несколько перформансов из Книги 1 находятся в свободном доступе. еще одним известным артистом является [65]

В марте 2015 года пианистка Кимико Дуглас-Ишизака опубликовала в общественном достоянии новую полную запись Книги 1. [66] Ее исполнения доступны ниже, начиная с Прелюдии № 1 до мажор (BWV 846):

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бах, Иоганн Себастьян; Новак, Сол (1983). Хорошо темперированный клавир: Книги 1 и 2, полное . ISBN  978-0-486-24532-4 .
  2. ^ Например, Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Корпорация Хэла Леонарда. 2005. с. 52. ИСБН  0-87930-865-6 .
  3. ^ Драммонд, Пиппа; Ласоцкий, Дэвид (2001). «Иоганн Кристиан Шикхардт». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  4. ^ Несс, Артур Дж. (2001). «Джакомо Горзанис». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  5. ^ Палиска, Клод В. (2001). «Винченцо Галилей». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  6. ^ Спинк, Ян (2001). «Уилсон, Джон (английский композитор, лютнист и певец)». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  7. ^ Уилсон, Джон. Тридцать прелюдий . Общий сериал. The Diapason Press – черезdiapason.xentonic.org. во всех [24] клавишах, для лютни
  8. ^ Барон, Джон Х. (1967). «Клавишная табулатура XVII века в Брашове». Журнал Американского музыковедческого общества . XX : 279–285.
  9. ^ Косма, Виорел (2001). «Дэниел Кронер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  10. ^ Барон, Джон Х. (2001). «Киттель». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  11. ^ Вальтер, Рудольф (2001). «Иоганн Каспар Фердинанд Фишер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гейрингер, К. (1954). Семья Бахов: семь поколений творческих гениев . Издательство Оксфордского университета. стр. 268–269.
  13. ^ Билл, Освальд; Гросспитч, Кристоф (2005). Кристоф Граупнер: Тематический каталог музыкальных произведений . Карус. ISBN  3-89948-066-Х .
  14. ^ Раш, Рудольф, изд. (1990). Фредрих Суппиг: Labyrinthus musicus, Calculus musicus, факсимиле рукописей . Библиотека настройки и темперамента. Том. 3. Утрехт, Нидерланды: Diapason Press.
  15. ^ Перро, Жан М. (2004). Тематический каталог музыкальных произведений Иоганна Пахельбеля . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 84. ИСБН  0-8108-4970-4 .
  16. ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува . Том. IX (5-е изд.). 1954. с. 223.
  17. ^ Хорошо темперированный клавир I (ноты). Эстонские звукозаписывающие компании – через erpmusic.com.
  18. ^ Бах, Дж. С. (2004). Палмер, Уиллард А. (ред.). И.С. Бах: Хорошо темперированный клавир . Лос-Анджелес, Калифорния: Alfred Music . п. 4. ISBN  0-88284-831-3 . Проверено 10 мая 2010 г. - из книг Google.
  19. ^ Дэвид, Ханс Т.; Мендель, Артур, ред. (1966). Читатель Баха (переработанный, с приложением под ред.). WW Нортон. п. 261. ИСБН  0-393-00259-4 . Г-н Кирнбергер не раз рассказывал мне, как и другим, о том, как знаменитый Джо. Себ. Бах, в то время как первый наслаждался музыкальным обучением у второго, доверил ему настройку своего клавира и то, как мастер прямо требовал от него, чтобы он настраивал все терции резко». — Фридрих Вильгельм Марпург ( 1776)
  20. ^ «ТЕМПЕРАМЕНТЫ XXI: Бах/Барнс» . Кэри Биби Клавесины . 2005 . Проверено 6 июня 2024 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнсис, Джон Чарльз (2004). Клавиатурный строй И.С. Баха . eunomios.org (Отчет).
  22. ^ Леман, Брэдли (2005) [2004]. Настройка Иоганна Себастьяна Баха . LaripS.com (Отчет) . Проверено 12 апреля 2023 г.
  23. ^ Леман, Брэдли (ноябрь 2005 г.). «Темперамент Баха и клавикорд» . Клавикорд Интернешнл . Том. 9, нет. 2.
  24. ^ Леман, Брэдли (февраль 2005 г.). «Необычайный темперамент Баха: Наш Розеттский камень, Часть 1» . Ранняя музыка . 33 (1): 3–24. дои : 10.1093/em/cah037 . ISSN   0306-1078 .
    Леман, Брэдли (май 2005 г.). «Необыкновенный темперамент Баха: Наш Розеттский камень, часть 2» . Ранняя музыка . 33 (2): 211–232. дои : 10.1093/em/cah067 . ISSN   0306-1078 .
  25. ^ Дженка, Дэниел (2006). Сценарий настройки из «Хорошо темперированного клавира» Баха : возможный вариант Интерпретация ПК . jencka.com (Отчет). Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года.
  26. ^ Интербартоло, Грациано; Вентурино, Паоло; Боф, Джампьеро (2006). Бах 1722 – Темперамент [от] Бога [Бах, 1722, темперамент [от] Бога]. bach1722.com (Отчет) (на итальянском языке). [ мертвая ссылка ]
  27. ^ Интербартоло, Грациано; Вентурино, Паоло; Боф, Джампьеро (июль 2007 г.). от] Бога – открытия и значения в «Wohltemperirte Clavier»] . Бах , 1722, темперамент [ (на итальянском языке) Bolla Editions, Finale Ligure. п. 136. А000068628.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шуленберг, Дэвид (2006). Клавишная музыка И.С. Баха (2-е изд.). Рутледж. стр. 18, 452. ISBN.  978-0-415-97400-4 .
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Свич, Луиджи (август 2011 г.). «Дальнейшие мысли о темпераменте Баха 1722 года». Ранняя музыка . XXXIX (3): 401–407.
  30. ^ Гервасони, Карло (1800). La scuola della musica [ Музыкальная школа ] (на итальянском языке). Пьяченца, Италия.
  31. ^ Цифровой источник Баха 5418 на www. .bachdigital .из
  32. Ежемесячный музыкальный отчет , 1 июля 1887 г., стр. 146
  33. ^ ГБ-Lbl Доп. РС. 35021 на сайте www. .bachdigital .из
  34. ^ БД Муз. РС. Бах П 430 на www .bachdigital .из
  35. ^ Лейкин, Анатоль. «Тайна прелюдий Шопена», (Суррей: Ashgate Publishing, Ltd., 2015), с. 48.
  36. ^ Веркер, Вильгельм. Исследования симметрии в построении фуг и мотивной связности прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Лейпциг: Breitkopf and Härtel, 1922)
  37. ^ Дэвид, Иоганн Непомук. Хорошо темперированный клавир: попытка краткого изложения (Göttigen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1962)
  38. ^ Бах, Дж. С. Хорошо темперированный клавир: Часть I (Мюнхен: G. Henle Verlag, 1997), стр. 110–103.
  39. ^ Касслер, Майкл (2006). «Бродерип, Уилкинсон и первое английское издание 48-го » . Музыкальные времена . 147 (лето 2006 г.): 67–76. дои : 10.2307/25434385 . ISSN   0027-4666 . JSTOR   25434385 . Архивировано из оригинала 3 мая 2008 года . Проверено 10 мая 2010 г.
  40. ^ Прелюдии и фуги, K. 404a : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  41. ^ Кёхель, Людвиг Риттер фон (1862). Хронологически-тематический справочник всех музыкальных произведений Вольфганга Амада Моцарта (на немецком языке). Лейпциг: Breitkopf & Härtel . ОСЛК   3309798 . Альтернативный URL , Нет. 405, стр. 328–329.
  42. ^ Мишель Расмуссен
  43. ^ Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN   0-253-33487-X ), стр. 423–432 (2002).
  44. ^ «Гесс 38» - это аранжировка Бетховена «Книга 1 - Фуга № 22 си минор» (BWV 867).
  45. ^ Маккей, Кори. «Прием Баха в XVIII и XIX веках» на www. .музыка .макгилл .что
  46. ^ Эрих Шенк (автор), перевод с немецкого Ричарда и Клары Уинстон и Уинстон (редакторы) (1959), Моцарт и его времена , стр. 452
  47. ^ Дэниел Хартц . Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен: 1781–1802 , с. 678. WW Norton & Company, 2008. ISBN   978-0-393-28578-9
  48. ^ Рождество (1904), с. 101 [ неполная короткая цитата ]
  49. ^ Эдвард Ноэль Грин. Хроматическое завершение в поздней вокальной музыке Гайдна и Моцарта: техническое, философское и историческое исследование , с. 273 Нью-Йоркского университета. ISBN   978-0-549-79451-6
  50. ^ Уокер, Алан (1987). Ференц Лист: Веймарские годы, 1848–1861 . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-9721-6 .
  51. ^ «24 прелюдии и фуги» Всеволода Задерацкого , Всеволод Всеволодович Задерацкий [ ru ] (ред.) Schott Music
  52. ^ Кастельнуово-Тедеско: Хорошо темперированные гитары , Том. 2, №№ 13–24 , Наксос
  53. ^ Записные книжки Анны Магдалены Бах : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  54. ^ Ишизака, Кимико . «Прелюдия № 1 до мажор, BWV 846» . welltemperedclavier.org . Проверено 18 июля 2021 г.
  55. ^ Аве Мария (Гуно) : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур . В первом издании на титульных листах говорилось, что пьеса «основана» на прелюдии Баха или «адаптирована из нее».
  56. ^ Граммофон , "Хорошо темперированный клавир Баха"
  57. ^ Веб-сайт кантат Баха, «Хорошо темперированный клавир, Книга 1, записи BWV 846–869 - Часть 1»
  58. ^ Гельмут Вальха: Иоганн Себастьян Бах - Хорошо темперированный клавир, книги 1 и 2 в гармонии
  59. ^ Веб-сайт кантат Баха, « Хорошо темперированный клавир, Книга 1, записи BWV 846–869 - Часть 5»
  60. ^ Веб-сайт кантат Баха, « Хорошо темперированный клавир, Книга 1, записи BWV 846–869 - Часть 8»
  61. ^ «Интерпретация Хорошо темперированного клавира Баха» . КЛЕН лаборатория .
  62. ^ Части Книги 1, исполненные Мартой Гольдштейн и находящиеся в свободном доступе, включают следующее (все на клавесине): «Прелюдия до мажор» (BWV 846), Фуга до мажор (BWV 846), Прелюдия № 2 до мажор. минор (BWV 847), Фуга № 2 до минор (BWV 847), «Фуга № 4 до минор » (BWV 849), «Прелюдия № 5 ре мажор» (BWV 850), «Фуга № .5 ре мажор» (BWV 850), «Прелюдия № 6 ре минор» (BWV 851), «Фуга № 6 ре минор» (BWV 851), «Прелюдия № 21 си мажор» ( BWV 866) и «Фуга № 21 си мажор» (BWV 866).
  63. ^ «Книга 1 « Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха - Прелюдия до мажор (BWV 846)» , исполненная на французском клавесине, настроенном Робертом Шрётером в равной темперации.
  64. ^ «Книга 1 « Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха - Прелюдия до мажор (BWV 846)» , исполненная на французском клавесине, настроенном в темпераменте Веркмейстера Робертом Шрётером.
  65. ^ Части Книги 1, исполненные Рэймондом Смаллианом и находящиеся в свободном доступе, включают следующее (все на фортепиано): «Прелюдия и фуга № 13 фа мажор » (BWV 858), «Прелюдия и фуга № 18 соль». минор» (BWV 863), «Прелюдия и фуга № 22 си ♭ минор » (BWV 867) и «Прелюдия и фуга № 23 си мажор» (BWV 868).
  66. ^ Веб-сайт Открытого хорошо темперированного клавира, «Открытый хорошо темперированный клавир, Книга 1»

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Киркпатрик, Ральф . Интерпретация хорошо темперированного клавира Баха: методический дискурс исполнителя (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1987). ISBN   0-300-03893-3 .
  • Ледбеттер, Дэвид. Хорошо темперированный клавир Баха: 48 прелюдий и фуг (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2002). ISBN   0-300-09707-7 .
[ редактировать ]

Интерактивные медиа

Ноты

Записи

О тюнинговых системах

Описания и анализы

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5c918b2555858f3df916bbd67caa570__1721806620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/70/d5c918b2555858f3df916bbd67caa570.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Well-Tempered Clavier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)