Темперамент Веркмейстера
Темпераменты Веркмейстера — это системы настройки, описанные Андреасом Веркмайстером в его трудах. [1] [2] [3] Системы настройки нумеруются двумя разными способами: первый относится к порядку, в котором они были представлены как «хорошие темпераменты» в трактате Веркмейстера 1691 года, второй — к их маркировке на его монохорде . Метки монохорда начинаются с III, поскольку только интонация обозначена I, а четверть запятой, означающая тон, обозначена II. Темперамент, широко известный как «Веркмейстер III», в этой статье упоминается как «Веркмейстер I (III)». [4]
Строения I (III), II (IV) и III (V) были представлены графически циклом квинт и списком основных терций , дающих темперамент каждой в долях запятой . Веркмейстер использовал органов обозначение изготовителя : ^ для смягченного вниз или суженного интервала и v для смягченного или расширенного интервала вверх. (Это кажется нелогичным - оно основано на использовании конического настроечного инструмента, который изменяет форму концов труб.) Чистая квинта - это просто тире. Веркмейстер не уточнил, имеется ли в виду синтонная запятая или пифагорейская запятая : разница между ними, так называемая схизма , почти не слышна, и он заявил, что ее можно разделить по пятым частям.
Последняя настройка «Септенариуса» не была задумана в долях запятой, несмотря на попытки некоторых современных авторов аппроксимировать ее каким-либо подобным методом. Вместо этого Веркмайстер непосредственно указал длину струн на монохорде и на основе этого рассчитал, как следует темперировать каждую пятую часть.
Веркмейстер I (III): «правильный темперамент» на основе 1/4 деления запятой.
[ редактировать ]В этом строе используются преимущественно чистые ( идеальные ) квинты, как в пифагорейском строе , но каждая из квинт C–G, G–D, D–A и B–F ♯ делается меньше, т. е. смягчается на 1/4 запятой. Независимо от того, используется ли пифагорейская запятая или синтонная запятая, получаемые в результате темперированные квинты для всех практических целей такие же, как и средние квинты темперамента . нет Все основные трети достаточно близки к 400 центам, и, поскольку не все квинты темперированы, волчьей квинты , и все 12 нот могут использоваться в качестве тоники.
Веркмайстер назвал эту настройку особенно подходящей для исполнения хроматической музыки (« фиктивная »), что, возможно, привело к ее популярности в качестве настройки для музыки И.С. Баха в последние годы.
Пятый | Закалка | Третий | Закалка |
C – G | ^ | C – E | 1 v |
Б-Г | ^ | С ♯ –Ф | 4 v |
Д – А | ^ | Д – Ж ♯ | 2 v |
А – Е | - | Д ♯ –Г | 3 v |
Э – Б | - | Э – Г ♯ | 3 v |
Б – Ж ♯ | ^ | Ф – А | 1 v |
F ♯ –C ♯ | - | F ♯ –B ♭ | 4 v |
C ♯ –G ♯ | - | Г – Б | 2 v |
G ♯ –D ♯ | - | Г ♯ –С | 4 v |
D ♯ –B ♭ | - | А – С ♯ | 3 v |
Б ♭ –Ф | - | Б ♭ –Д | 2 v |
Ф – Ц | - | Б – Д ♯ | 3 v |
Потому что четверть пифагорейской запятой равна , или , можно рассчитать точные математические значения частотных отношений и интервалов:
Примечание | Точное частотное соотношение | Стоимость в центах |
---|---|---|
С | 0 | |
C ♯ | 90 | |
Д | 192 | |
D ♯ | 294 | |
И | 390 | |
Ф | 498 | |
F ♯ | 588 | |
Г | 696 | |
G ♯ | 792 | |
А | 888 | |
B ♭ | 996 | |
Б | 1092 |
Werckmeister II (IV): еще один темперамент, включенный в Orgelprobe, разделенный через 1/3 запятой.
[ редактировать ]В Werckmeister II квинты C–G, D–A, E–B, F ♯ –C ♯ и B ♭ –F сужены на 1/3 запятой, а квинты G ♯ –D ♯ и E ♭ –B ♭ расширяются на 1/3 запятой. Остальные пятые чистые. Веркмайстер разработал этот строй для воспроизведения преимущественно диатонической музыки (т.е. редкого использования «черных нот»). Большинство его интервалов близки к значению шестой запятой . Веркмейстер также привел таблицу длин монохордов для этой настройки, установив C = 120 единиц, что является практическим приближением к точным теоретическим значениям. [ нужна ссылка ] . Следуя номерам монохордов, G и D несколько ниже своих теоретических значений, но другие ноты несколько выше.
Пятый | Закалка | Третий | Закалка |
C – G | ^ | C – E | 1 v |
Б-Г | - | С ♯ –Ф | 4 v |
Д – А | ^ | Д – Ж ♯ | 1 v |
А – Е | - | Д ♯ –Г | 2 v |
Э – Б | ^ | Э – Г ♯ | 1 v |
Б – Ж ♯ | - | Ф – А | 1 v |
F ♯ –C ♯ | ^ | F ♯ –B ♭ | 4 v |
C ♯ –G ♯ | - | Г – Б | 1 v |
G ♯ –D ♯ | v | Г ♯ –С | 4 v |
D ♯ –B ♭ | v | А – С ♯ | 1 v |
Б ♭ –Ф | ^ | Б ♭ –Д | 1 v |
Ф – Ц | - | Б – Д ♯ | 3 v |
Примечание | Точное частотное соотношение | Стоимость в центах | Приблизительная длина монохорды | Стоимость в центах |
---|---|---|---|---|
С | 0 | 0 | ||
C ♯ | 82 | (опечатка как ) | 85.8 | |
Д | 196 | 195.3 | ||
D ♯ | 294 | 295.0 | ||
И | 392 | 393.5 | ||
Ф | 498 | 498.0 | ||
F ♯ | 588 | 590.2 | ||
Г | 694 | 693.3 | ||
G ♯ | 784 | 787.7 | ||
А | 890 | 891.6 | ||
B ♭ | 1004 | 1003.8 | ||
Б | 1086 | 1088.3 |
Werckmeister III (V): дополнительный темперамент, разделенный через 1/4 запятой.
[ редактировать ]В Werckmeister III квинты D–A, A–E, F ♯ –C ♯ , C ♯ –G ♯ и F–C сужены на 1/4, а квинта G ♯ –D ♯ расширена на 1/4. запятая. Остальные пятые чистые. Этот темперамент ближе к равнотемперативному, чем два предыдущих.
Пятый | Закалка | Третий | Закалка |
C – G | - | C – E | 2 v |
Б-Г | - | С ♯ –Ф | 4 v |
Д – А | ^ | Д – Ж ♯ | 2 v |
А – Е | ^ | Д ♯ –Г | 3 v |
Э – Б | - | Э – Г ♯ | 2 v |
Б – Ж ♯ | - | Ф – А | 2 v |
F ♯ –C ♯ | ^ | F ♯ –B ♭ | 3 v |
C ♯ –G ♯ | ^ | Г – Б | 2 v |
G ♯ –D ♯ | v | Г ♯ –С | 4 v |
D ♯ –B ♭ | - | А – С ♯ | 2 v |
Б ♭ –Ф | - | Б ♭ –Д | 3 v |
Ф – Ц | ^ | Б – Д ♯ | 3 v |
Примечание | Точное частотное соотношение | Стоимость в центах |
---|---|---|
С | 0 | |
C ♯ | 96 | |
Д | 204 | |
D ♯ | 300 | |
И | 396 | |
Ф | 504 | |
F ♯ | 600 | |
Г | 702 | |
G ♯ | 792 | |
А | 900 | |
B ♭ | 1002 | |
Б | 1098 |
Werckmeister IV (VI): настройки Septenarius
[ редактировать ]Этот строй основан на разделении длины монохорда на части. Затем определяются различные ноты, в соответствии с которыми из 196 делений следует разместить бридж, чтобы воспроизвести их высоту звука. Полученная шкала имеет рациональные частотные соотношения, поэтому математически она отличается от приведенных выше иррациональных умеренных значений; однако на практике оба имеют чистое и нечистое звучание квинты. Веркмейстер также предложил версию, в которой общая длина разделена на 147 частей, что представляет собой просто перестановку интервалов 196-й настройки. Он описал септенарий как «дополнительный темперамент, который не имеет ничего общего с делением запятой, но на практике настолько правильный, что им можно быть действительно удовлетворенным».
Одной из очевидных проблем с этими настройками является значение, присвоенное D (или A в транспонированной версии): Веркмайстер пишет его как 176. Однако это производит плохой музыкальный эффект, потому что пятый G–D тогда будет очень плоским (более половины ноты). запятая); третий B ♭ –D был бы чистым, но D – F ♯ был бы больше, чем слишком острая запятая - все это противоречит остальным сочинениям Веркмайстера о темпераменте. На иллюстрации деления монохорды число «176» написано на одну позицию правее, чем должно быть 175. Поэтому вполне возможно, что число 176 является ошибкой вместо 175, что дает гораздо более последовательный в музыкальном отношении результат. Оба значения приведены в таблице ниже.
В настройке с D=175 квинты C–G, G–D, D–A, B–F ♯ , F ♯ –C ♯ и B ♭ –F темперированы узкими, а квинта G ♯ –D ♯ закалена шире, чем чистая; остальные пятые чистые.
Примечание | Длина монохорды | Точное частотное соотношение | Стоимость в центах |
---|---|---|---|
С | 196 | 1/1 | 0 |
C ♯ | 186 | 98/93 | 91 |
Д | 176(175) | 49/44(28/25) | 186(196) |
D ♯ | 165 | 196/165 | 298 |
И | 156 | 49/39 | 395 |
Ф | 147 | 4/3 | 498 |
F ♯ | 139 | 196/139 | 595 |
Г | 131 | 196/131 | 698 |
G ♯ | 124 | 49/31 | 793 |
А | 117 | 196/117 | 893 |
B ♭ | 110 | 98/55 | 1000 |
Б | 104 | 49/26 | 1097 |
Внешние источники
[ редактировать ]- 196-EDL, 1568-EDL и настройки Septenarius
- «Хорошая закалка на основе определения Веркмайстера»
- «Хорошо темперированный», основанный на последней книге Веркмейстера «Музыкальный парадоксальный дискурс» (1707 г.), «Равный темперамент». См.: https://www.academia.edu/5210832/18th_Century_Quotes_on_J.S._Bachs_Temperament .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андреас Веркмайстер: Репетиция органа (Франкфурт и Лейпциг, 1681 г.), отрывки из книги Марка Линдли, «Настроение и температура», в книге «Слух, измерение и расчет в период раннего Нового времени», стр. 109–331, Фридер Заминер (ред.), том. 6 книги «История теории музыки» , Научно-книжное общество (Дармштадт, 1987).
- ^ А. Веркмайстер: Musicae mathematicae hodegus curiosus или правильный музыкальный путь (Кведлинбург, 1686 г., Франкфурт и Лейпциг, 1687 г.) ISBN 3-487-04080-8
- ^ А. Веркмейстер: Музыкальная температура (Кведлинбург, 1691), переиздание под редакцией Рудольфа Раша ISBN 90-70907-02-Х
- ^ «Удобное руководство по выбору темперамента для практического музыканта, примечание 2» . Проверено 12 ноября 2023 г.