Карнатическая рага
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Июль 2023 г. ) |
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Карнатическая рага относится к рагам, используемым в карнатической музыке . Он имеет несколько компонентов — изначальный звук ( нада ), тональный строй ( свара ), высоту тона ( шрути ), гамму , орнаменты ( гамака ) и важные тона.
Происхождение и история
[ редактировать ]Классификация карнатических раг
[ редактировать ]Джанака-рага (Мелакарта-рага) и Джанья-рага (Упанга-рага)
[ редактировать ]Джанака-раги или Сампурна-раги являются родительскими рагами, из которых произошли другие раги. Сампурна раги, как следует из названия, — это те, в которых все 7 свар присутствуют . Их еще называют Мелакарта-рагами . Эти раги имеют все 7 свар или [нот] в своих гаммах (только по одной сваре каждой свары, Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха, Ни), следуют строгим восходящим и нисходящим гаммам и поются во всех октавах. Примерами мелакартха-раг являются: Шанкарабхаранам, Кальяни, Натабхайрави, Чала Наттай, Харикамбходжи, Харахараприя, Майамалавагоула, Чакравакам и т. д.Джанья-раги - это раги, произошедшие от Джанака-раг (Мелакарта-раг). В их гаммах может быть менее 7 нот или могут быть дополнительные ноты, зигзагообразные (вакра) ноты, которые ступенчато вверх и вниз, асимметричные гаммы. Джанья-рага также называется Упанга-рагой. Примерами раг Упанги являются: Малахари, Моханам, Бегада, Шрирагам, Хамсадхвани, Васанта, Джанаранджани, Хиндолам, Тоди и т. д.
72 Мелакартха-рага (Математические вычисления)
[ редактировать ]Существуют разные типы свара стхайи или высоты нот, которые приводят к общему количеству мелакартха раг. Эти различные вариации свары приводят к созданию более чем одной комбинации музыкальных гамм. Различные вариации свары упомянуты ниже. Используя это, можно математически определить общее количество мелакартха-раг.
В (Шадже) – только один.
Ри (Ришабха) — Шуддха, Чатушрути и Шатшрути Ришабха в порядке возрастания высоты тона.
Га (Гандхара) — Шуддха, Садхарана, Антара Гандхара в порядке возрастания высоты звука.
Ма (Мадхьяма) — Шуддха, Пратхи Мадхьяма в порядке возрастания высоты звука.
Па(Панчама)- только один.
Дха (Дайвата) — Шуддха, Чатушрути, Шатшрути Дайвата в порядке возрастания высоты звука.
Ни (Нишада) — Шуддха, Кайшики, Какали Нишадхам в порядке возрастания высоты звука.
Однако разрешены только некоторые комбинации, например, Шатшрути Ри может сочетаться с Антара Гандхарой, а Чатушрути Ришабха может сочетаться только с Садхараной и Антара Гандхарой. Аналогично тот же принцип справедлив и для Da и Ni. Если мы обозначим эти свары как Са, Ра, Ри, Ру, Га, Ги, Гу, Ма, Ми, Па, Дха, Дхи, Дху, На, Ни, Ну.
Итого комбинации:
а) 1 Sa X 1 Ra X 3(Ga, Gi, Gu) Ga + 1 Sa X Ru X 2 Ga (Gu, Gi) + 1 Sa X Ri X Gu = 6.
б) Ма, Ми =2
в) 1 Если X Женщина X 3 Есть (я, Есть, Наш)+ 1 Если X Она X 2 Есть (Оно, Есть)+ 1 Если X Скажи, что X Есть =6
Умножив эти 3 комбинации, получим 72.
72 мелакартха-рагы организованы в цикл, называемый катапаяди-сутра, который назван так потому, что по индексу раги мы можем получить название раги и точную комбинацию свары. Первые 36 мелакартха-раг содержат шуддха-мадхьяму, тогда как следующие 36 раг содержат пратхи-мадхьяму.
72 комбинации мелакартха-раг порождают огромное разнообразие музыкальных вкусов. В этом 72-м мелакартхском цикле присутствует любая сампурна-рага. Из этих 72 мелакартха-раг есть более тысячи джанья-раг, которые содержат более красивые нотные записи. Изучая детали раги, важно знать, из какой сампурна-раги произошла Джанья-рага, чтобы знать типы свары. [1]
Янья Рагас
[ редактировать ]Джанья-раги - это раги, произошедшие от Джанака-раг (Мелакарта-раг). В их гаммах может быть менее 7 нот или могут быть дополнительные ноты, зигзагообразные (вакры) ноты с шагом и понижением, асимметричные гаммы и т. д. См. Полный список Джанья-раг . Например, к джанья-рагам относятся билахари и хамсадвани (происходящие от шанкарабхараны), шриранджани и дарбар (происходящие от кхарахаприи) и так далее.
Вакра раги
[ редактировать ]Вакра-раги - это джанья-раги, в которых свары расположены зигзагообразно. Например, в Раге Шри есть следующие ароханам и авароханам:СРМПНС . С . НПМРГР С. Такая рага называется вакра-рага.
Аудава раги
[ редактировать ]Аудава-раги — это джанья-раги, имеющие ровно пять нот восходящей и нисходящей гаммы (арохана и аварохана). Примеры:
1) Моханам (SRGPDS . С . ДПГРС)
2) Хамсадвани (SRGPNS) . С . НПГРС)
Шадава Раги
[ редактировать ]Шадава-раги - это джанья-раги, в которых ровно шесть нот восходящей и нисходящей гаммы.
Компоненты карнатической раги
[ редактировать ]Карнатическая рага имеет несколько компонентов — изначальный звук ( нада ), тональный строй ( свара ), интервалы ( шрути ), гаммы , орнаменты ( гамака ) и важные тона ( вади и самвади ).
Нада
[ редактировать ]Целью композиторов-исполнителей прошлого и настоящего является осознание нада , однако звук, слышимый человеческим ухом, — это лишь часть изначального звука. [2]
Свара
[ редактировать ]Тональная система Карнатика состоит из семи основных тонов, выраженных слогами сольфа: Са ( шаджа ), Ри ( ришабха ), Га ( гандхара ), Ма ( мадхьяма ), Па ( панчама ), Да ( дхайвата ) и Ни ( нишадха ). .
Шкала
[ редактировать ]Карнатическая рага состоит из восходящей и нисходящей гаммы (известной как аарохана и аварохана соответственно). И восхождение, и нисхождение должны иметь не менее пяти тонов, хотя более редкие раги содержат меньше тонов. Гаммы устанавливают правила, которых должны придерживаться все исполнители при мелодическом исполнении, и обеспечивают тональную границу. Типичные особенности гаммы также помогают слушателям распознавать раги. [3]
Гамма
[ редактировать ]Гамака , или орнамент, играет важную роль в исполнении карнатической раги. Гамака включает в себя контролируемое встряхивание, артикуляцию, скольжение, голосовые остановки и другие голосовые или инструментальные манипуляции. [3]
Свара и масштаб определяют только скелетную структуру раги. Обращение с Гамакой фактически определяет рагу. [ нужна ссылка ]
Рага в импровизации
[ редактировать ]
Типы
[ редактировать ]Импровизация в раге – душа индийской классической музыки. [4] - существенный аспект. [5] « Манодхарма сангитам » или « калпана сангитхам » («музыка воображения»), как ее называют в музыке Карнатика, включает в себя несколько разновидностей импровизации. [5] [6]
Рага Алапана
[ редактировать ]Алапана, иногда также называемая рагамом, [7] - это изложение раги или тона - медленная импровизация без ритма, [8] где рага выступает основой украшения. [9] Исполняя алапану, исполнители рассматривают каждую рагу как объект, имеющий начало и конец и так или иначе состоящий из последовательностей мыслей. [9]
Исполнитель исследует рагам и затронет его различные нюансы. [7] сначала пение в нижних октавах, затем постепенно переходя к более высоким октавам, давая при этом намек на песню, которую предстоит исполнять. [8]
Ниравал
[ редактировать ]Ниравал, обычно исполняемый более продвинутыми исполнителями, состоит из многократного пения одной или двух строк песни, но с рядом мелодичных импровизированных разработок. [10] Затем линии также воспроизводятся на разных уровнях скорости, которые могут включать двойную, тройную, учетверенную и даже шестикратную скорость. [11]
Калпанасварам
[ редактировать ]Калпанасварам, также известный как сваракальпана, состоит из импровизированных мелодических и ритмических отрывков с использованием свар (сольфа-слогов). [12] Калпанасвары поются так, чтобы заканчиваться на определенной сваре в раге мелодии и в определенном месте ( идам ) цикла тала . [13] Как правило, свары поются так, чтобы заканчиваться на самаме ( первая доля ритмического цикла), и их можно петь с той же скоростью, что и поющая мелодия, или в два раза быстрее, хотя некоторые артисты поют и фразы с тройной скоростью. . [11]
Растение
[ редактировать ]Танам — одна из важнейших форм импровизации, неотъемлемая часть Рагам-Танам-Паллави. [14] Первоначально разработанный для вины , он состоит из расширения раги такими слогами, как та, нам, том, аа, ном, на и т. д.
Рагам-Танам-Паллави
[ редактировать ]Рагам-Танам-Паллави — основная длинная форма концертов. [14] и представляет собой сложную форму импровизации. Как следует из названия, он состоит из раги алапаны, танама и линии паллави . Линия паллави, основанная на медленной тале , часто сочиняется исполнителем. Посредством ниравала исполнитель манипулирует линией Паллави сложными мелодическими и ритмическими способами. [7] За ниравалом следуют кальпанасварамы.
Обучение и исполнение
[ редактировать ]При изучении раги никогда не бывает достаточно просто знать базовый масштаб раги. Фактически, разные раги иногда могут иметь одинаковые гаммы. Например, пары раг Бхайрави и Манджи , Маямалавагоула и Наданамакрия , Билахари и Манд , Шанкарабхаранам и Куринджи , среди прочих, имеют совершенно одинаковый масштаб, но являются явно разными рагами из-за способа передачи нот и музыкальных фраз. Кроме того, масштаб раги часто не дает понимания некоторых тонкостей раги, таких как использование гамаков , анья свар и рагабхавам. Особенно это касается более тяжелых раг, таких как Ядхукула Камбодхи , Тоди , Сахана , Хусени , Варали и др. [ нужна ссылка ]
Интересный случай [ по мнению кого? ] Следует отметить сходство между рагами Дарбар и Наяки . Оба являются упанга-джаньями 22-й мела Кхарахараприи и имеют схожие модели как восходящей, так и нисходящей гаммы. Однако эти две раги совершенно различны, особенно в том, что касается использования гандхары и нишады. При пении Дарбара эти свары воспроизводятся быстрее с помощью гамаки и особенно хорошо сияют, когда при нисхождении используются джанте прайоги. С другой стороны, эти свары более вытянуты в Наяки , как показано в паллави Муттусвами Дикшитара «Ранганаякам Бхавайехам». знаменитого сочинения [ нужна ссылка ]
Поэтому лучший способ изучить рагу и объяснить все ее тонкости — обратиться к сочинениям, которые часто содержат множество фраз, придающих раге красоту. Прежде чем артист попытается спеть рагу, он или она должны быть знакомы с несколькими композициями этой раги. Ему или ей также следовало прослушать множество различных интерпретаций раги разными артистами, чтобы лучше понять, как можно применять определенные фразы. [ по мнению кого? ]
Импровизация и пол
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2011 г. ) |
Рага в танце и драме
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2010 г. ) |
Рага в неклассических традициях
[ редактировать ]Рага в религиозной поэзии и песнях
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2011 г. ) |
Рага в Харикатхе
[ редактировать ]Традиция Харикатхи , зародившаяся в индийском штате Махараштра , включает в себя популярное повествование в сочетании с танцем и музыкой. Кришна Бхагаватар, представитель карнатической музыки , ответственен за создание южноиндийского стиля харикатхи — пения в раге, танцев с талой и повествования историй в манере, поддерживающей внимание аудитории. По сути, Харикатха — это форма искусства, требующая знания раги, карнатической музыки, танца, речи, дикции и драматической техники. Представление Харикатхи направлено на общение с неграмотной и грамотной аудиторией. [15] Аджада Адибхатла Нараяна Дас считается создателем современного формата Харикатхи. [16]
Известные исполнители харикатх хорошо знали карнатикскую музыку в начале 20-го века - некоторые из них были хорошо зарекомендовавшими себя карнатикскими музыкантами, а другие были композиторами. Сегодня некоторые исполнители сохраняют эту традицию и используют раги как из музыки Карнатика, так и из музыкальных традиций хиндустани. [15]
Рага Дискавери
[ редактировать ]В индийской классической музыке раги представляют собой точные и хорошо организованные мелодические структуры, способные вызывать определенные настроения и эмоции. предприняли множество попыток создания раг . Харикесаналлур Мутайя Бхагаватар и многие другие [17] В 21 веке доктор М. Баламураликришна, создавший рагу в трех нотах. [18] Созданные им раги, такие как Махатхи, Лаванги, Сиддхи и Сумукхам, содержат всего четыре ноты. [18]
Рага и легкая классическая музыка
[ редактировать ]Рага в песнях из фильмов
[ редактировать ]В южноиндийском кино вы найдете множество примеров, когда песня из фильма написана на основе карнатикской раги или песни. Обычно приятные раги, такие как Моханам, Шанкарабхаранам, Кальяни и т. д., находят свое отражение во многих песнях из фильмов.
Вот несколько отрывков из фильма на телугу:
- Ом намашивая из Сагара Сангамам - Хиндолам раги.
- Нада винодаму из Сагара Сангамам - Шриранджини.
- Омкара надану Шанкарабхаранам — Шанкарабхаранам.
- Шивашанкари из Джагадека Вируни Катха - Дарбаари Каанада.
- Паадана вани кальянига из Мегхасандесама - Кальяни.
Вот некоторые отрывки из тамильского кино:
- Адхисая Рагам из фильма Абурва Рагангал - Махатхи Рага.
- Аадата манамум отмена из фильма Манади Маннан - Латанги Рага.
- Пон энбен из фильма «Полицекаран магал» - Дарбари Канада Рага.
- Паатум Наане из фильма «Тирувилаядал» — «Говриманохари Рага».
- Манаме муруганин из фильма «Мотор сундарам пиллай» — «Хиндолам Рага».
- Тенаван Таайнату сингараме из фильма Теналирамана - Рага Рити Гоула.
- Исайкетаал пуви из фильма Тавапудхалван - Кальяни Рага.
- Танга Радхам вандхадху из фильма Калайковила - Абхоги Рага.
- Шиваками Аадавандал из фильма Паатум Бхаратхамум - Амритаваршини Рага.
- Надхаменум Ковилиле из фильма «Манамадха лилай» — Шри Ранджани Рага.
- Poi vaa magale из фильма Карнан - Ананда Бхайрави Рага.
- Каллеллам Мааника Каллагума из фильма Алаямани - Маямалаваговла Рага.
- Маадхави Понмаилаал из фильма Иру Маларгал - Карахараприя Рага.
- Пон ондру канден из Падитхаала матум подхума - Вриндавана Саранга Рага.
- Аадал Калайе Дейвам Тандхадху из фильма Рагхавендра - Чарукеши Рага.
- Рукку Рукку из Аввая Шанмукхи - Сахана Рага.
- Калайвание из Синдху Бхайрави - Кальяни Рага.
- Пумалай Ванги из Синдху Бхайрави - Канадская Рага.
- Канноду Канбадталам из Джинсы - Абхери Рага.
- Соргаме Энралум - Хамсанадам Рага.
- Ааруйире Ааруйире - Чарукеси Рага.
В хинди-кино:Манд Раага - Ту Чанда главный Чандани (Решма аур Шера)
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Королевский ковер: введение в карнатик-рагу» .
- ^ Кассебаум (2000) , стр. 91
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассебаум (2000) , стр.93
- ^ Маккарти, М. (1912). «Некоторые индийские концепции музыки» . Труды Музыкального общества . 38-я сессия: 41–65. дои : 10.1093/jrma/38.1.41 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассебаум, Г. Р. (1987). «Импровизация в исполнении Алапаны: сравнительный взгляд на Рагу Шанкарабхарану». Ежегодник традиционной музыки . 19 : 45–64. дои : 10.2307/767877 . JSTOR 767877 . S2CID 192945498 .
- ^ Кассебаум (2000) , стр. 17
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вольф, Р. (1999). «без названия». Азиатская музыка . 30 (1): 199–203. дои : 10.2307/834271 . JSTOR 834271 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский ковер: словарь карнатических терминов R
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Неттл, Бруно (1974). «Мысли об импровизации: сравнительный подход». Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛХ : 9–12. дои : 10.1093/mq/LX.1.1 .
- ^ Хиггинс, Дж. Б. (1987). «Исполнительское искусство в Индии: очерки о музыке, танцах и драме». Азиатская музыка . 18 (2): 103–118. дои : 10.2307/833942 . JSTOR 833942 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри, EO (2002). «Рационализация интенсивности в индийской музыке». Этномузыкология . 46 (1): 33–35. дои : 10.2307/852807 . JSTOR 852807 .
- ^ Вишванатан и Кормак (1998) , стр. 219.
- ^ Вишванатан и Кормак (1998) , стр. 221.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Палакал, Джей Джей (1998). «без названия». Ежегодник традиционной музыки . 30 :207. дои : 10.2307/768616 . JSTOR 768616 . S2CID 191394968 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассебаум (2000) , стр. 106.
- ^ Балантрапу, Теджа (20 января 2019 г.). «Хари Катха» . Середина .
- ^ «Композиторы Royal Carpet Carnatic: Харикешаналлур МуттайА Бхагаватар» . www.karnatik.com . Проверено 12 августа 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Карнатский певец М. Баламураликришна скончался в Ченнаи, Венкая Найду выражает соболезнования» . Первый пост . 22 ноября 2016 года . Проверено 12 августа 2021 г.