Jump to content

Карнатическая рага

Карнатическая рага относится к рагам, используемым в карнатической музыке . Он имеет несколько компонентов — изначальный звук ( нада ), тональный строй ( свара ), высоту тона ( шрути ), гамму , орнаменты ( гамака ) и важные тона.

Происхождение и история

[ редактировать ]

Классификация карнатических раг

[ редактировать ]

Джанака-рага (Мелакарта-рага) и Джанья-рага (Упанга-рага)

[ редактировать ]

Джанака-раги или Сампурна-раги являются родительскими рагами, из которых произошли другие раги. Сампурна раги, как следует из названия, — это те, в которых все 7 свар присутствуют . Их еще называют Мелакарта-рагами . Эти раги имеют все 7 свар или [нот] в своих гаммах (только по одной сваре каждой свары, Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха, Ни), следуют строгим восходящим и нисходящим гаммам и поются во всех октавах. Примерами мелакартха-раг являются: Шанкарабхаранам, Кальяни, Натабхайрави, Чала Наттай, Харикамбходжи, Харахараприя, Майамалавагоула, Чакравакам и т. д.Джанья-раги - это раги, произошедшие от Джанака-раг (Мелакарта-раг). В их гаммах может быть менее 7 нот или могут быть дополнительные ноты, зигзагообразные (вакра) ноты, которые ступенчато вверх и вниз, асимметричные гаммы. Джанья-рага также называется Упанга-рагой. Примерами раг Упанги являются: Малахари, Моханам, Бегада, Шрирагам, Хамсадхвани, Васанта, Джанаранджани, Хиндолам, Тоди и т. д.

72 Мелакартха-рага (Математические вычисления)
[ редактировать ]

Существуют разные типы свара стхайи или высоты нот, которые приводят к общему количеству мелакартха раг. Эти различные вариации свары приводят к созданию более чем одной комбинации музыкальных гамм. Различные вариации свары упомянуты ниже. Используя это, можно математически определить общее количество мелакартха-раг.
В (Шадже) – только один.
Ри (Ришабха) — Шуддха, Чатушрути и Шатшрути Ришабха в порядке возрастания высоты тона.
Га (Гандхара) — Шуддха, Садхарана, Антара Гандхара в порядке возрастания высоты звука.
Ма (Мадхьяма) — Шуддха, Пратхи Мадхьяма в порядке возрастания высоты звука.
Па(Панчама)- только один.
Дха (Дайвата) — Шуддха, Чатушрути, Шатшрути Дайвата в порядке возрастания высоты звука.
Ни (Нишада) — Шуддха, Кайшики, Какали Нишадхам в порядке возрастания высоты звука.
Однако разрешены только некоторые комбинации, например, Шатшрути Ри может сочетаться с Антара Гандхарой, а Чатушрути Ришабха может сочетаться только с Садхараной и Антара Гандхарой. Аналогично тот же принцип справедлив и для Da и Ni. Если мы обозначим эти свары как Са, Ра, Ри, Ру, Га, Ги, Гу, Ма, Ми, Па, Дха, Дхи, Дху, На, Ни, Ну.
Итого комбинации:
а) 1 Sa X 1 Ra X 3(Ga, Gi, Gu) Ga + 1 Sa X Ru X 2 Ga (Gu, Gi) + 1 Sa X Ri X Gu = 6.
б) Ма, Ми =2
в) 1 Если X Женщина X 3 Есть (я, Есть, Наш)+ 1 Если X Она X 2 Есть (Оно, Есть)+ 1 Если X Скажи, что X Есть =6
Умножив эти 3 комбинации, получим 72.

72 мелакартха-рагы организованы в цикл, называемый катапаяди-сутра, который назван так потому, что по индексу раги мы можем получить название раги и точную комбинацию свары. Первые 36 мелакартха-раг содержат шуддха-мадхьяму, тогда как следующие 36 раг содержат пратхи-мадхьяму.

72 комбинации мелакартха-раг порождают огромное разнообразие музыкальных вкусов. В этом 72-м мелакартхском цикле присутствует любая сампурна-рага. Из этих 72 мелакартха-раг есть более тысячи джанья-раг, которые содержат более красивые нотные записи. Изучая детали раги, важно знать, из какой сампурна-раги произошла Джанья-рага, чтобы знать типы свары. [1]

Янья Рагас

[ редактировать ]

Джанья-раги - это раги, произошедшие от Джанака-раг (Мелакарта-раг). В их гаммах может быть менее 7 нот или могут быть дополнительные ноты, зигзагообразные (вакры) ноты с шагом и понижением, асимметричные гаммы и т. д. См. Полный список Джанья-раг . Например, к джанья-рагам относятся билахари и хамсадвани (происходящие от шанкарабхараны), шриранджани и дарбар (происходящие от кхарахаприи) и так далее.

Вакра раги

[ редактировать ]

Вакра-раги - это джанья-раги, в которых свары расположены зигзагообразно. Например, в Раге Шри есть следующие ароханам и авароханам:СРМПНС . С . НПМРГР С. Такая рага называется вакра-рага.

Аудава раги

[ редактировать ]

Аудава-раги — это джанья-раги, имеющие ровно пять нот восходящей и нисходящей гаммы (арохана и аварохана). Примеры:
1) Моханам (SRGPDS . С . ДПГРС)
2) Хамсадвани (SRGPNS) . С . НПГРС)

Шадава Раги

[ редактировать ]

Шадава-раги - это джанья-раги, в которых ровно шесть нот восходящей и нисходящей гаммы.

Компоненты карнатической раги

[ редактировать ]

Карнатическая рага имеет несколько компонентов — изначальный звук ( нада ), тональный строй ( свара ), интервалы ( шрути ), гаммы , орнаменты ( гамака ) и важные тона ( вади и самвади ).

Целью композиторов-исполнителей прошлого и настоящего является осознание нада , однако звук, слышимый человеческим ухом, — это лишь часть изначального звука. [2]

Тональная система Карнатика состоит из семи основных тонов, выраженных слогами сольфа: Са ( шаджа ), Ри ( ришабха ), Га ( гандхара ), Ма ( мадхьяма ), Па ( панчама ), Да ( дхайвата ) и Ни ( нишадха ). .

Карнатическая рага состоит из восходящей и нисходящей гаммы (известной как аарохана и аварохана соответственно). И восхождение, и нисхождение должны иметь не менее пяти тонов, хотя более редкие раги содержат меньше тонов. Гаммы устанавливают правила, которых должны придерживаться все исполнители при мелодическом исполнении, и обеспечивают тональную границу. Типичные особенности гаммы также помогают слушателям распознавать раги. [3]

Гамака , или орнамент, играет важную роль в исполнении карнатической раги. Гамака включает в себя контролируемое встряхивание, артикуляцию, скольжение, голосовые остановки и другие голосовые или инструментальные манипуляции. [3]

Свара и масштаб определяют только скелетную структуру раги. Обращение с Гамакой фактически определяет рагу. [ нужна ссылка ]

Рага в импровизации

[ редактировать ]
Бхарат Ратна М.С. Суббулакшми, известный вокалист классической музыки Карнатика.

Импровизация в раге – душа индийской классической музыки. [4] - существенный аспект. [5] « Манодхарма сангитам » или « калпана сангитхам » («музыка воображения»), как ее называют в музыке Карнатика, включает в себя несколько разновидностей импровизации. [5] [6]

Рага Алапана

[ редактировать ]

Алапана, иногда также называемая рагамом, [7] - это изложение раги или тона - медленная импровизация без ритма, [8] где рага выступает основой украшения. [9] Исполняя алапану, исполнители рассматривают каждую рагу как объект, имеющий начало и конец и так или иначе состоящий из последовательностей мыслей. [9]

Исполнитель исследует рагам и затронет его различные нюансы. [7] сначала пение в нижних октавах, затем постепенно переходя к более высоким октавам, давая при этом намек на песню, которую предстоит исполнять. [8]

Ниравал, обычно исполняемый более продвинутыми исполнителями, состоит из многократного пения одной или двух строк песни, но с рядом мелодичных импровизированных разработок. [10] Затем линии также воспроизводятся на разных уровнях скорости, которые могут включать двойную, тройную, учетверенную и даже шестикратную скорость. [11]

Калпанасварам

[ редактировать ]

Калпанасварам, также известный как сваракальпана, состоит из импровизированных мелодических и ритмических отрывков с использованием свар (сольфа-слогов). [12] Калпанасвары поются так, чтобы заканчиваться на определенной сваре в раге мелодии и в определенном месте ( идам ) цикла тала . [13] Как правило, свары поются так, чтобы заканчиваться на самаме ( первая доля ритмического цикла), и их можно петь с той же скоростью, что и поющая мелодия, или в два раза быстрее, хотя некоторые артисты поют и фразы с тройной скоростью. . [11]

Растение

[ редактировать ]

Танам — одна из важнейших форм импровизации, неотъемлемая часть Рагам-Танам-Паллави. [14] Первоначально разработанный для вины , он состоит из расширения раги такими слогами, как та, нам, том, аа, ном, на и т. д.

Рагам-Танам-Паллави

[ редактировать ]

Рагам-Танам-Паллави — основная длинная форма концертов. [14] и представляет собой сложную форму импровизации. Как следует из названия, он состоит из раги алапаны, танама и линии паллави . Линия паллави, основанная на медленной тале , часто сочиняется исполнителем. Посредством ниравала исполнитель манипулирует линией Паллави сложными мелодическими и ритмическими способами. [7] За ниравалом следуют кальпанасварамы.

Обучение и исполнение

[ редактировать ]

При изучении раги никогда не бывает достаточно просто знать базовый масштаб раги. Фактически, разные раги иногда могут иметь одинаковые гаммы. Например, пары раг Бхайрави и Манджи , Маямалавагоула и Наданамакрия , Билахари и Манд , Шанкарабхаранам и Куринджи , среди прочих, имеют совершенно одинаковый масштаб, но являются явно разными рагами из-за способа передачи нот и музыкальных фраз. Кроме того, масштаб раги часто не дает понимания некоторых тонкостей раги, таких как использование гамаков , анья свар и рагабхавам. Особенно это касается более тяжелых раг, таких как Ядхукула Камбодхи , Тоди , Сахана , Хусени , Варали и др. [ нужна ссылка ]

Интересный случай [ по мнению кого? ] Следует отметить сходство между рагами Дарбар и Наяки . Оба являются упанга-джаньями 22-й мела Кхарахараприи и имеют схожие модели как восходящей, так и нисходящей гаммы. Однако эти две раги совершенно различны, особенно в том, что касается использования гандхары и нишады. При пении Дарбара эти свары воспроизводятся быстрее с помощью гамаки и особенно хорошо сияют, когда при нисхождении используются джанте прайоги. С другой стороны, эти свары более вытянуты в Наяки , как показано в паллави Муттусвами Дикшитара «Ранганаякам Бхавайехам». знаменитого сочинения [ нужна ссылка ]

Поэтому лучший способ изучить рагу и объяснить все ее тонкости — обратиться к сочинениям, которые часто содержат множество фраз, придающих раге красоту. Прежде чем артист попытается спеть рагу, он или она должны быть знакомы с несколькими композициями этой раги. Ему или ей также следовало прослушать множество различных интерпретаций раги разными артистами, чтобы лучше понять, как можно применять определенные фразы. [ по мнению кого? ]

Импровизация и пол

[ редактировать ]

Рага в танце и драме

[ редактировать ]

Рага в неклассических традициях

[ редактировать ]

Рага в религиозной поэзии и песнях

[ редактировать ]

Рага в Харикатхе

[ редактировать ]

Традиция Харикатхи , зародившаяся в индийском штате Махараштра , включает в себя популярное повествование в сочетании с танцем и музыкой. Кришна Бхагаватар, представитель карнатической музыки , ответственен за создание южноиндийского стиля харикатхи — пения в раге, танцев с талой и повествования историй в манере, поддерживающей внимание аудитории. По сути, Харикатха — это форма искусства, требующая знания раги, карнатической музыки, танца, речи, дикции и драматической техники. Представление Харикатхи направлено на общение с неграмотной и грамотной аудиторией. [15] Аджада Адибхатла Нараяна Дас считается создателем современного формата Харикатхи. [16]

Известные исполнители харикатх хорошо знали карнатикскую музыку в начале 20-го века - некоторые из них были хорошо зарекомендовавшими себя карнатикскими музыкантами, а другие были композиторами. Сегодня некоторые исполнители сохраняют эту традицию и используют раги как из музыки Карнатика, так и из музыкальных традиций хиндустани. [15]

Рага Дискавери

[ редактировать ]

В индийской классической музыке раги представляют собой точные и хорошо организованные мелодические структуры, способные вызывать определенные настроения и эмоции. предприняли множество попыток создания раг . Харикесаналлур Мутайя Бхагаватар и многие другие [17] В 21 веке доктор М. Баламураликришна, создавший рагу в трех нотах. [18] Созданные им раги, такие как Махатхи, Лаванги, Сиддхи и Сумукхам, содержат всего четыре ноты. [18]

Рага и легкая классическая музыка

[ редактировать ]

Рага в песнях из фильмов

[ редактировать ]

В южноиндийском кино вы найдете множество примеров, когда песня из фильма написана на основе карнатикской раги или песни. Обычно приятные раги, такие как Моханам, Шанкарабхаранам, Кальяни и т. д., находят свое отражение во многих песнях из фильмов.

Вот несколько отрывков из фильма на телугу:

Вот некоторые отрывки из тамильского кино:

  • Адхисая Рагам из фильма Абурва Рагангал - Махатхи Рага.
  • Аадата манамум отмена из фильма Манади Маннан - Латанги Рага.
  • Пон энбен из фильма «Полицекаран магал» - Дарбари Канада Рага.
  • Паатум Наане из фильма «Тирувилаядал» — «Говриманохари Рага».
  • Манаме муруганин из фильма «Мотор сундарам пиллай» — «Хиндолам Рага».
  • Тенаван Таайнату сингараме из фильма Теналирамана - Рага Рити Гоула.
  • Исайкетаал пуви из фильма Тавапудхалван - Кальяни Рага.
  • Танга Радхам вандхадху из фильма Калайковила - Абхоги Рага.
  • Шиваками Аадавандал из фильма Паатум Бхаратхамум - Амритаваршини Рага.
  • Надхаменум Ковилиле из фильма «Манамадха лилай» — Шри Ранджани Рага.
  • Poi vaa magale из фильма Карнан - Ананда Бхайрави Рага.
  • Каллеллам Мааника Каллагума из фильма Алаямани - Маямалаваговла Рага.
  • Маадхави Понмаилаал из фильма Иру Маларгал - Карахараприя Рага.
  • Пон ондру канден из Падитхаала матум подхума - Вриндавана Саранга Рага.
  • Аадал Калайе Дейвам Тандхадху из фильма Рагхавендра - Чарукеши Рага.
  • Рукку Рукку из Аввая Шанмукхи - Сахана Рага.
  • Калайвание из Синдху Бхайрави - Кальяни Рага.
  • Пумалай Ванги из Синдху Бхайрави - Канадская Рага.
  • Канноду Канбадталам из Джинсы - Абхери Рага.
  • Соргаме Энралум - Хамсанадам Рага.
  • Ааруйире Ааруйире - Чарукеси Рага.

В хинди-кино:Манд Раага - Ту Чанда главный Чандани (Решма аур Шера)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Королевский ковер: введение в карнатик-рагу» .
  2. ^ Кассебаум (2000) , стр. 91
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассебаум (2000) , стр.93
  4. ^ Маккарти, М. (1912). «Некоторые индийские концепции музыки» . Труды Музыкального общества . 38-я сессия: 41–65. дои : 10.1093/jrma/38.1.41 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассебаум, Г. Р. (1987). «Импровизация в исполнении Алапаны: сравнительный взгляд на Рагу Шанкарабхарану». Ежегодник традиционной музыки . 19 : 45–64. дои : 10.2307/767877 . JSTOR   767877 . S2CID   192945498 .
  6. ^ Кассебаум (2000) , стр. 17
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вольф, Р. (1999). «без названия». Азиатская музыка . 30 (1): 199–203. дои : 10.2307/834271 . JSTOR   834271 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Королевский ковер: словарь карнатических терминов R
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Неттл, Бруно (1974). «Мысли об импровизации: сравнительный подход». Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛХ : 9–12. дои : 10.1093/mq/LX.1.1 .
  10. ^ Хиггинс, Дж. Б. (1987). «Исполнительское искусство в Индии: очерки о музыке, танцах и драме». Азиатская музыка . 18 (2): 103–118. дои : 10.2307/833942 . JSTOR   833942 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Генри, EO (2002). «Рационализация интенсивности в индийской музыке». Этномузыкология . 46 (1): 33–35. дои : 10.2307/852807 . JSTOR   852807 .
  12. ^ Вишванатан и Кормак (1998) , стр. 219.
  13. ^ Вишванатан и Кормак (1998) , стр. 221.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Палакал, Джей Джей (1998). «без названия». Ежегодник традиционной музыки . 30 :207. дои : 10.2307/768616 . JSTOR   768616 . S2CID   191394968 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассебаум (2000) , стр. 106.
  16. ^ Балантрапу, Теджа (20 января 2019 г.). «Хари Катха» . Середина .
  17. ^ «Композиторы Royal Carpet Carnatic: Харикешаналлур МуттайА Бхагаватар» . www.karnatik.com . Проверено 12 августа 2021 г.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Карнатский певец М. Баламураликришна скончался в Ченнаи, Венкая Найду выражает соболезнования» . Первый пост . 22 ноября 2016 года . Проверено 12 августа 2021 г.
  • Кассебаум, Гаятри Раджапур. «Карнатака рага» (2000). В Арнольд, Элисон. Энциклопедия мировой музыки Garland . Нью-Йорк и Лондон : Тейлор и Фрэнсис.
  • Карнатака Сангита Дарпана, автор Smt. Т. Шарада и Т. Шачидеви, часть 2 на каннада и английском языке
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc942e36de951db183aaa991268de4bc__1703756340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/bc/fc942e36de951db183aaa991268de4bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carnatic raga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)