Jump to content

Шрути (музыка)

Концерт Карнатика

Шрути который или шрути [ɕrʊtɪ] — это наименьший интервал , высоты звука может уловить человеческое ухо и который может воспроизвести певец или музыкальный инструмент. [1] [2] Эта концепция встречается в древних и средневековых санскритских текстах, таких как Натья Шастра , Даттилам , Брихаддеши и Сангита Ратнакара . [1] [3] Чандогья Упанишада говорит о разделении октавы на 22 части. [4]

Свара — это наименьшая отличается от шрути : шрути доступная градация высоты звука, а свара — это выбранные высоты звука , из которых музыкант строит гаммы , мелодии и раги . Натья Шастра определяет и обсуждает двадцать два шрути и семь свара на октаву . [1] [3] [5]

он использовался в нескольких контекстах На протяжении всей истории индийской музыки . Недавние исследования более точно определили термин шрути , его отличие от нада и свары , а также определили позиции на струне для игры 22 шрути. [6] [7] [8]

Самым известным примером шрути, вероятно, является использование ати-комала (очень плоского) гандхара в раге Дарбари . Другие включают ришаб в Бхайраве, нишад в Бхимпаласи и Мия Малхаре и гандхар в Тоди.

Значение

[ редактировать ]

Значение шрути варьируется в разных системах. [9]

Система Грама

[ редактировать ]
Это сравнение гаммы Шрути и 12-тоновой равнотемперированной гаммы.
Интервалы Шрути по доктору Оке

Бхарата Муни использует шрути для обозначения интервала между двумя нотами, при котором разница между ними заметна. [10]

В современной практике музыки карнатической шрути имеет несколько значений. [11]

В некоторых рагах из-за флексий или гамак некоторых из этих 12 нот слушатели воспринимают обостренную или сглаженную версию существующей ноты. [12]

Некоторые научные данные показывают, что эти промежуточные тона, воспринимаемые в современной интерпретации раги, не намекают на существование 22 шрути. Число 22 не имеет практического значения в современном исполнении музыкальных традиций Карнатика и Хиндустани, отчасти потому, что разные музыканты используют несколько разные «шрути» при исполнении одной и той же раги, примером может служить ати-комал (сверхплоский) гандхар в дарбари . Феномен промежуточных тонов является активной областью исследований в индийском музыковедении, согласно которому количество воспринимаемых промежуточных тонов может быть меньше или больше 22. [12]

В индийской монографии о шрути высказываются различные мнения о количестве шрути. В последнее время широко признано, что это число равно 22. Признавая разногласия по поводу количества и точных соотношений интервалов шрути, он также говорит, что не все интервалы шрути равны. [13] и известны как прамана шрути (22%), ньюна шрути (70%) и пурана шрути (90%). [14] Каждый шрути может быть аппроксимирован в системе 53EDO . [15]

Связь с дхвани , нада и сварой

[ редактировать ]

Шрути связан с фундаментальными аспектами свары . [16] Из двадцати двух ученые шрути вины идентифицировали 4-й шрути как са сольфеге , 7-й как ре , 9-й как га , 13-й как ма , 17-й как па , 20-й как дха и 22-й как ни . [17]

Идентификация шрути

[ редактировать ]

В исполнении ноты, отнесенные к одному из 12 универсальных высотных классов хроматической гаммы ( свара - пракара ), представляют собой шрути , а соединенные между ними неопознанные ноты — нада . Человеческому уху требуется около 20–45 мс, чтобы распознать ноту в диапазоне человеческого голоса — от 100 до 1000 Гц. [18] Ухо может распознать шрути, сыгранные или спетые дольше этого предела, но не может распознать нады, сыгранные или спетые быстрее этого предела, а может только услышать их. Непонимание этой разницы привело к тому, что многие ученые пришли к выводу, что из-за колеблющихся нот трудно определить точные числовые частоты. [19]

Естественное существование 22 шрути на веревке.

[ редактировать ]

В древние времена шрути описывалось на санскрите как Шруяте ити Шрути , что означает «То, что слышно, является шрути». Часть «понимание» и «обучение» — это естественный факт, что в 22 конкретных точках на струне восприятие нот меняется. [20]

Брихаддеши (санскрит) Пандита Матанги упоминает после Шлоки 24 в Шрутипракаране (глава о Шрути), что «[только] когда ухо понимает (точка на струне, где меняется восприятие нот), этот звук становится Шрути. " Далее он говорит, что эти точки на струне очень точны, как в шлоке 28, глава 1, в Надапракаране (глава о надах), что «[r]каждая (точка на струне, где меняется восприятие нот) и возврат (оттуда) приводит к точности, которая называется «Шрути». [21]

В октаве 12 универсально узнаваемых музыкальных нот (классы высоты хроматической гаммы или свара-пракара). Они обозначают «музыкальную ноту или ступень гаммы, но Шрути — более тонкое деление октавы». [16]

Пурна , Прамана и Ньюна Шрути

[ редактировать ]

частоты и положений всех 22 шрути При подсчете существуют три соотношения: 256/243 ( пифагорейская лимма , пифагорейский диатонический полутон или пифагорейский минорный полутон ), 25/24 (тип просто хроматического полутона ) и 81/80 (тип просто хроматического полутона). синтоническая запятая ). Из них 81/80 действует в «области» 10 нот и называется прамана ( в переводе «стандарт» , область ноты). Соотношение 256/243 называется пурнна ( перевод «большой» ) и 25/24 ньюна ( перевод «маленький» ). Пурны бывают между шрути 0–1, 4–5, 8–9, 12–13, 13–14, 17–18 и 21–22, а ньюны между шрути 2–3, 6–7, 10–11, 15–. 16, 19–20 и прамана между шрути 1–2, 3–4, 5–6, 7–8, 9–10, 11–12, 14–15, 16–17, 18–19, 20–21. [22] [ ненадежный источник? ]

В любой гамаке только шрути и нада существуют . Порог распознавания музыкальной ноты в диапазоне человеческого голоса 100–1000 Гц составляет 20–45 мс. [18] Шрути можно распознать на человеческий слух, потому что в течение этого срока в них играют быстрее всего. Напротив, соединительные нады воспроизводятся быстрее этого предела, что не позволяет человеческому уху распознать их. Основное различие между этими двумя системами заключается в том, как они сочетают шрути и соединяют нада, в результате чего в разных стилях получается характерно разная музыка. Во многих древних санскритских и тамильских произведениях 22 шрути упоминаются как основа индийской музыкальной шкалы. [22]

Система Мелакарта

[ редактировать ]
Примеры избранных шрути на веревке, используемых сегодня в рагах.

Система 72 основных типов пения или игры ( thaļas ) развивалась с помощью определенных математических комбинаций универсальных 12 классов высоты звука. Выбор 22 шрути в каждом из них зависит от выбранной раги . Шрути . в раге должны быть идеально связаны друг с другом естественными соотношениями 100:125, 100:133,33, 100:150 и 100:166,66 может В раге быть меньше нот, чем в тхале . [22]

Шрути ценит двусмысленность

[ редактировать ]

Некоторые полагают, что лучший способ определить точное положение шрути — это проанализировать частоты, которые игроки используют в реальных выступлениях. [19] Когда разные артисты исполняли рага яман на флейте, саранги, ситаре и голосе, точность высоты звука оказалась «относительной» и «субъективной». [23] и «ни жестко фиксированных», ни «случайно изменяющихся»; [24] «одна и та же свара в разное время звучала по-разному одним и тем же артистом в одной и той же раге», и «разные артисты по-разному произносили одну и ту же свару в одной и той же раге». [25]

Древние трактаты об индийской классической музыке и исполнительском искусстве

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Эллен Коскофф (2013). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. п. 936. ИСБН  978-1-136-09602-0 .
  2. ^ Н. Раманатан (1992). Джонатан Кац (ред.). Традиционная индийская теория и практика музыки и танца . БРИЛЛ Академик. стр. 75–89, 143–144. ISBN  90-04-09715-5 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Хосе Луис Мартинес (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. стр. 85–89. ISBN  978-81-208-1801-9 .
  4. ^ Субхаш Как, Идея 22 шрути. Сандхан, том. 1, стр. 69–79, 2001 г.
  5. ^ Гарет Лой (2011). Музыкатика: математические основы музыки . МТИ Пресс. стр. 100-1 78–80. ISBN  978-0-262-29275-7 .
  6. ^ Ананди Мишра (12 июня 2016 г.). «Молодые музыканты соединяют традиции с технологиями» . Времена Индии .
  7. ^ Веб-служба ДНК (14 июля 2015 г.). «#LifeIsMusic: доктор Видаядхар Оке о 22 шрути в индийской классической музыке» . ДНК Индии .
  8. ^ Ок, Видьядхар (2011). Шрутигита . Публикации Мадхава Рафта. стр. 244–270. ISBN  978-81-922379-2-3 .
  9. ^ Раманатан, Н. Шрути в древнем, средневековом и современном контексте , статья с сайта musicresearch.in
  10. ^ Музыка и литература (2 декабря 2020 г.). «Шрути — основа индийского классического мюзикла» . Проверено 30 июня 2022 г.
  11. ^ Кришнасвами А. Инфлексии и микротональность в южноиндийской классической музыке . Границы исследований речи и музыки, 2004.
  12. ^ Перейти обратно: а б Кришнасвами А. О двенадцати основных интервалах южноиндийской классической музыки . АУДИОИНЖЕНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО. 2003 г.
  13. ^ Датта, АК; Сенгупта, Р.; Дей, Н.; Наг, Д. (2006). Экспериментальный анализ шрути на основе исполнений музыки хиндустани . Калькутта, Индия: SRD ITC SRA. п. 19. ISBN  81-903818-0-6 .
  14. ^ Там же . п. 28.
  15. ^ Храмов, Михаил (декабрь 2011 г.). «О количестве нот в октаве» (PDF) . Нинаад, Журнал ITC-SRA . 25 . Калькутта, Индия: 31–37. ISSN   0973-3787 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2012 года.
  16. ^ Перейти обратно: а б Суварналата Рао, Вим ван дер Меер (2010). Строительство, реконструкция и деконструкция Шрути в музыке хиндустани: с тринадцатого по двадцатый века . Манохар. стр. 687, 692.
  17. ^ Н. Раманатан (1992). Джонатан Кац (ред.). Традиционная индийская теория и практика музыки и танца . БРИЛЛ Академик. п. 79. ИСБН  90-04-09715-5 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Мойлан, Уильям (2012). Искусство записи: понимание и создание микса . ЦРК Пресс. п. 30. ISBN  978-0415842815 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Тхакур, Динеш (2015). Понятие двадцати двух шрути: соотношение частот в классической музыке хиндустани . Резонанс. стр. 515–531.
  20. ^ Бакре Садашив, Оке Видьядхар (2015). Шрутивиднян Ва Рагасундарья . Раджханса Пракашан. стр. 5, 86, 88–104. ISBN  978-81-7434-853-1 .
  21. ^ Шарма, Премалата (1992). Брихаддеши Шри Матанги Муни . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Нью-Дели.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Самбамурти, Пичу (1954). Южноиндийская музыка (книга IV, 2-е изд.). Индийское музыкальное издательство, GT. Ченнаи. С. 85, 86, 89, 90, 99, 100, 104.
  23. ^ Джайразбой, Стоун, Назир А., AW (1963). Интонация в современной классической музыке Северной Индии, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . стр. 130–1. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Рао (1990). Эстетика музыки хиндустани: акустическое исследование, в материалах международного коллоквиума Musique et Assistance Intermatique, Марсель . стр. 81–108.
  25. ^ Комарагири, Мадху Мохан (2005). Краткое содержание докторской диссертации «Анализ высоты звука в музыке штата Карнатака - исследование интонации и современных теорий 22 шрути» . Мадрасский университет, Индия. стр. 1–16.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ad077d29ba9e417d76f8fe4e103a630__1710709620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/30/1ad077d29ba9e417d76f8fe4e103a630.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shruti (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)