Шрути (музыка)
Индийская классическая музыка |
---|
![]() |
Концепции |

Шрути который или шрути [ɕrʊtɪ] — это наименьший интервал , высоты звука может уловить человеческое ухо и который может воспроизвести певец или музыкальный инструмент. [1] [2] Эта концепция встречается в древних и средневековых санскритских текстах, таких как Натья Шастра , Даттилам , Брихаддеши и Сангита Ратнакара . [1] [3] Чандогья Упанишада говорит о разделении октавы на 22 части. [4]
Свара — это наименьшая отличается от шрути : шрути доступная градация высоты звука, а свара — это выбранные высоты звука , из которых музыкант строит гаммы , мелодии и раги . Натья Шастра определяет и обсуждает двадцать два шрути и семь свара на октаву . [1] [3] [5]
он использовался в нескольких контекстах На протяжении всей истории индийской музыки . Недавние исследования более точно определили термин шрути , его отличие от нада и свары , а также определили позиции на струне для игры 22 шрути. [6] [7] [8]
Самым известным примером шрути, вероятно, является использование ати-комала (очень плоского) гандхара в раге Дарбари . Другие включают ришаб в Бхайраве, нишад в Бхимпаласи и Мия Малхаре и гандхар в Тоди.
Значение
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может быть слишком техническим для понимания большинства читателей . ( Март 2014 г. ) |
Значение шрути варьируется в разных системах. [9]
Система Грама
[ редактировать ]

Бхарата Муни использует шрути для обозначения интервала между двумя нотами, при котором разница между ними заметна. [10]
Споры
[ редактировать ]В современной практике музыки карнатической шрути имеет несколько значений. [11]
В некоторых рагах из-за флексий или гамак некоторых из этих 12 нот слушатели воспринимают обостренную или сглаженную версию существующей ноты. [12]
Некоторые научные данные показывают, что эти промежуточные тона, воспринимаемые в современной интерпретации раги, не намекают на существование 22 шрути. Число 22 не имеет практического значения в современном исполнении музыкальных традиций Карнатика и Хиндустани, отчасти потому, что разные музыканты используют несколько разные «шрути» при исполнении одной и той же раги, примером может служить ати-комал (сверхплоский) гандхар в дарбари . Феномен промежуточных тонов является активной областью исследований в индийском музыковедении, согласно которому количество воспринимаемых промежуточных тонов может быть меньше или больше 22. [12]
В индийской монографии о шрути высказываются различные мнения о количестве шрути. В последнее время широко признано, что это число равно 22. Признавая разногласия по поводу количества и точных соотношений интервалов шрути, он также говорит, что не все интервалы шрути равны. [13] и известны как прамана шрути (22%), ньюна шрути (70%) и пурана шрути (90%). [14] Каждый шрути может быть аппроксимирован в системе 53EDO . [15]
Связь с дхвани , нада и сварой
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может быть слишком техническим для понимания большинства читателей . ( Март 2014 г. ) |
Шрути связан с фундаментальными аспектами свары . [16] Из двадцати двух ученые шрути вины идентифицировали 4-й шрути как са сольфеге , 7-й как ре , 9-й как га , 13-й как ма , 17-й как па , 20-й как дха и 22-й как ни . [17]
Идентификация шрути
[ редактировать ]В исполнении ноты, отнесенные к одному из 12 универсальных высотных классов хроматической гаммы ( свара - пракара ), представляют собой шрути , а соединенные между ними неопознанные ноты — нада . Человеческому уху требуется около 20–45 мс, чтобы распознать ноту в диапазоне человеческого голоса — от 100 до 1000 Гц. [18] Ухо может распознать шрути, сыгранные или спетые дольше этого предела, но не может распознать нады, сыгранные или спетые быстрее этого предела, а может только услышать их. Непонимание этой разницы привело к тому, что многие ученые пришли к выводу, что из-за колеблющихся нот трудно определить точные числовые частоты. [19]
Естественное существование 22 шрути на веревке.
[ редактировать ]В древние времена шрути описывалось на санскрите как Шруяте ити Шрути , что означает «То, что слышно, является шрути». Часть «понимание» и «обучение» — это естественный факт, что в 22 конкретных точках на струне восприятие нот меняется. [20]
Брихаддеши (санскрит) Пандита Матанги упоминает после Шлоки 24 в Шрутипракаране (глава о Шрути), что «[только] когда ухо понимает (точка на струне, где меняется восприятие нот), этот звук становится Шрути. " Далее он говорит, что эти точки на струне очень точны, как в шлоке 28, глава 1, в Надапракаране (глава о надах), что «[r]каждая (точка на струне, где меняется восприятие нот) и возврат (оттуда) приводит к точности, которая называется «Шрути». [21]
В октаве 12 универсально узнаваемых музыкальных нот (классы высоты хроматической гаммы или свара-пракара). Они обозначают «музыкальную ноту или ступень гаммы, но Шрути — более тонкое деление октавы». [16]
Пурна , Прамана и Ньюна Шрути
[ редактировать ]частоты и положений всех 22 шрути При подсчете существуют три соотношения: 256/243 ( пифагорейская лимма , пифагорейский диатонический полутон или пифагорейский минорный полутон ), 25/24 (тип просто хроматического полутона ) и 81/80 (тип просто хроматического полутона). синтоническая запятая ). Из них 81/80 действует в «области» 10 нот и называется прамана ( в переводе «стандарт» , область ноты). Соотношение 256/243 называется пурнна ( перевод «большой» ) и 25/24 ньюна ( перевод «маленький» ). Пурны бывают между шрути 0–1, 4–5, 8–9, 12–13, 13–14, 17–18 и 21–22, а ньюны между шрути 2–3, 6–7, 10–11, 15–. 16, 19–20 и прамана между шрути 1–2, 3–4, 5–6, 7–8, 9–10, 11–12, 14–15, 16–17, 18–19, 20–21. [22] [ ненадежный источник? ]
Гамакас
[ редактировать ]В любой гамаке только шрути и нада существуют . Порог распознавания музыкальной ноты в диапазоне человеческого голоса 100–1000 Гц составляет 20–45 мс. [18] Шрути можно распознать на человеческий слух, потому что в течение этого срока в них играют быстрее всего. Напротив, соединительные нады воспроизводятся быстрее этого предела, что не позволяет человеческому уху распознать их. Основное различие между этими двумя системами заключается в том, как они сочетают шрути и соединяют нада, в результате чего в разных стилях получается характерно разная музыка. Во многих древних санскритских и тамильских произведениях 22 шрути упоминаются как основа индийской музыкальной шкалы. [22]
Система Мелакарта
[ редактировать ]
Система 72 основных типов пения или игры ( thaļas ) развивалась с помощью определенных математических комбинаций универсальных 12 классов высоты звука. Выбор 22 шрути в каждом из них зависит от выбранной раги . Шрути . в раге должны быть идеально связаны друг с другом естественными соотношениями 100:125, 100:133,33, 100:150 и 100:166,66 может В раге быть меньше нот, чем в тхале . [22]
Шрути ценит двусмысленность
[ редактировать ]Некоторые полагают, что лучший способ определить точное положение шрути — это проанализировать частоты, которые игроки используют в реальных выступлениях. [19] Когда разные артисты исполняли рага яман на флейте, саранги, ситаре и голосе, точность высоты звука оказалась «относительной» и «субъективной». [23] и «ни жестко фиксированных», ни «случайно изменяющихся»; [24] «одна и та же свара в разное время звучала по-разному одним и тем же артистом в одной и той же раге», и «разные артисты по-разному произносили одну и ту же свару в одной и той же раге». [25]
Древние трактаты об индийской классической музыке и исполнительском искусстве
[ редактировать ]- Натья Бхараты Шастра
- Даттилам от Даттилы
- Брихаддеши Матанги Муни
- Абхинавабхарати - комментарий Абхинавы Гупты к Натья Шастре.
- Ратнакара Сарангадевы Сангита
- Сварамелакаланидхи Рамаматьи
- Чарурданди Пракашика Венкатамахина
- Рагавибодха Соманатхи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Эллен Коскофф (2013). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. п. 936. ИСБН 978-1-136-09602-0 .
- ^ Н. Раманатан (1992). Джонатан Кац (ред.). Традиционная индийская теория и практика музыки и танца . БРИЛЛ Академик. стр. 75–89, 143–144. ISBN 90-04-09715-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Хосе Луис Мартинес (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. стр. 85–89. ISBN 978-81-208-1801-9 .
- ^ Субхаш Как, Идея 22 шрути. Сандхан, том. 1, стр. 69–79, 2001 г.
- ^ Гарет Лой (2011). Музыкатика: математические основы музыки . МТИ Пресс. стр. 100-1 78–80. ISBN 978-0-262-29275-7 .
- ^ Ананди Мишра (12 июня 2016 г.). «Молодые музыканты соединяют традиции с технологиями» . Времена Индии .
- ^ Веб-служба ДНК (14 июля 2015 г.). «#LifeIsMusic: доктор Видаядхар Оке о 22 шрути в индийской классической музыке» . ДНК Индии .
- ^ Ок, Видьядхар (2011). Шрутигита . Публикации Мадхава Рафта. стр. 244–270. ISBN 978-81-922379-2-3 .
- ^ Раманатан, Н. Шрути в древнем, средневековом и современном контексте , статья с сайта musicresearch.in
- ^ Музыка и литература (2 декабря 2020 г.). «Шрути — основа индийского классического мюзикла» . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Кришнасвами А. Инфлексии и микротональность в южноиндийской классической музыке . Границы исследований речи и музыки, 2004.
- ^ Перейти обратно: а б Кришнасвами А. О двенадцати основных интервалах южноиндийской классической музыки . АУДИОИНЖЕНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО. 2003 г.
- ^ Датта, АК; Сенгупта, Р.; Дей, Н.; Наг, Д. (2006). Экспериментальный анализ шрути на основе исполнений музыки хиндустани . Калькутта, Индия: SRD ITC SRA. п. 19. ISBN 81-903818-0-6 .
- ^ Там же . п. 28.
- ^ Храмов, Михаил (декабрь 2011 г.). «О количестве нот в октаве» (PDF) . Нинаад, Журнал ITC-SRA . 25 . Калькутта, Индия: 31–37. ISSN 0973-3787 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б Суварналата Рао, Вим ван дер Меер (2010). Строительство, реконструкция и деконструкция Шрути в музыке хиндустани: с тринадцатого по двадцатый века . Манохар. стр. 687, 692.
- ^ Н. Раманатан (1992). Джонатан Кац (ред.). Традиционная индийская теория и практика музыки и танца . БРИЛЛ Академик. п. 79. ИСБН 90-04-09715-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Мойлан, Уильям (2012). Искусство записи: понимание и создание микса . ЦРК Пресс. п. 30. ISBN 978-0415842815 .
- ^ Перейти обратно: а б Тхакур, Динеш (2015). Понятие двадцати двух шрути: соотношение частот в классической музыке хиндустани . Резонанс. стр. 515–531.
- ^ Бакре Садашив, Оке Видьядхар (2015). Шрутивиднян Ва Рагасундарья . Раджханса Пракашан. стр. 5, 86, 88–104. ISBN 978-81-7434-853-1 .
- ^ Шарма, Премалата (1992). Брихаддеши Шри Матанги Муни . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Нью-Дели.
- ^ Перейти обратно: а б с Самбамурти, Пичу (1954). Южноиндийская музыка (книга IV, 2-е изд.). Индийское музыкальное издательство, GT. Ченнаи. С. 85, 86, 89, 90, 99, 100, 104.
- ^ Джайразбой, Стоун, Назир А., AW (1963). Интонация в современной классической музыке Северной Индии, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . стр. 130–1.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Рао (1990). Эстетика музыки хиндустани: акустическое исследование, в материалах международного коллоквиума Musique et Assistance Intermatique, Марсель . стр. 81–108.
- ^ Комарагири, Мадху Мохан (2005). Краткое содержание докторской диссертации «Анализ высоты звука в музыке штата Карнатака - исследование интонации и современных теорий 22 шрути» . Мадрасский университет, Индия. стр. 1–16.
Библиография
[ редактировать ]- Даниэлу, Ален (1949). Музыка Северной Индии, Том 1. Теория и техника; Том 2. Основные раги . Лондон: К. Джонсон. OCLC 851080 .
- Кауфманн, Вальтер (1968). Раги Северной Индии . Издательство Оксфордского и Индианского университетов. ISBN 978-0253347800 . OCLC 11369 .
- Lidova, Natalia (2014). Natyashastra . Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Мартинес, Хосе Луис (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1801-9 .
- Мехта, Тарла (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь (четвертое изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- Роуэлл, Льюис (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- Те Нидженхейс, Эмми (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-03978-3 .
- Титон, Джефф Тодд; Кули; Локк; Макаллестер; Расмуссен (2008). Миры музыки: введение в музыку народов мира . Сенгаге. ISBN 978-0-534-59539-5 .