Доска
![]() | |
Ударный инструмент | |
---|---|
Классификация | мембранофон Ударный инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 211.12 (Наборы инструментов, у которых корпус барабана имеет форму тарелки или чаши) |
Развитый | 18 век, Северная Индия (современная табла) |
Диапазон игры | |
Одна октава (переменная) [1] [2] | |
Связанные инструменты | |
Пахавадж , мридангам , кхол , дхолак , нагара , мадал , тбилат , джори , бонги |
К столу [номер 1] — пара ручных барабанов с Индийского субконтинента . С XVIII века он является основным ударным инструментом в классической музыке хиндустани . [3] где на нем можно играть соло, в сопровождении других инструментов и вокала или в составе более крупных ансамблей. Его часто играют в исполнениях популярной и народной музыки в Индии , Бангладеш , Афганистане , Пакистане , Непале и Шри-Ланке . [4] [5] Табла является важным инструментом в бхакти- традициях бхакти индуизма и сикхизма , например, во время бхаджанов и киртанов . пения [6] [7] Это один из основных инструментов каввали , используемых суфийскими музыкантами. [8] Инструмент также используется в танцевальных представлениях, таких как Катхак . Табла – ритмичный инструмент. [9]
Название «табла», вероятно, происходит от «табл» , что по-арабски означает «барабан». [10] Окончательное происхождение музыкального инструмента оспаривается учеными, хотя некоторые прослеживают его эволюцию от музыкальных инструментов коренных народов Индийского субконтинента. [11]
Табла состоит из двух небольших барабанов немного разных размеров и форм. [4] [12] Каждый барабан изготавливается из полого дерева, глины или металла. Меньший барабан ( даян/табла ) используется для создания высоких и тональных звуков, в то время как основная функция большего барабана ( байя/дагга ) – воспроизведение басов. Они перешнурованы обручами, ремешками и деревянными дюбелями по бокам. Дюбеля и обручи служат для затяжки натяжения мембран при настройке барабанов. [13]
Техника игры сложна и предполагает широкое использование пальцев и ладоней в различных конфигурациях для создания самых разнообразных звуков и ритмов, отражающихся в мнемонических слогах ( бол ).
Происхождение
[ редактировать ]История таблы неясна, и существует множество теорий относительно ее происхождения. [11] [14] Есть две группы теорий; первая предполагает, что этот инструмент имел местное происхождение, в то время как другая прослеживает свое происхождение от мусульманских и могольских захватчиков Индийского субконтинента. [11] Хотя резьба в пещерах Бхаджа подтверждает теорию о местном происхождении инструмента, четкие графические свидетельства существования барабана появляются только примерно с 1745 года, а форма барабана продолжала меняться до начала 1800-х годов. [15]
Индийское происхождение
[ редактировать ]Индийская теория связывает происхождение таблы с местной древней цивилизацией. Резные каменные скульптуры в пещерах Бхаджа изображают женщину, играющую на барабанах, что некоторые считают доказательством древнего происхождения таблы в Индии. [16] [17] [18] Другая версия этой теории утверждает, что табла получила новое арабское название во время исламского правления, произошедшее от древнеиндийских барабанов пускара . Свидетельства использования ручного пускара можно найти во многих храмовых резных фигурках, например, в храмах Муктешвара и Бхуванешвара VI и VII веков в Индии. [14] [19] [20] На этих рисунках изображены барабанщики, которые сидят с двумя или тремя отдельными маленькими барабанами, сложив ладони и пальцы так, как будто они играют на этих барабанах. [19] Однако ни на одной из этих древних резных фигурок не видно, что эти барабаны были сделаны из того же материала и кожи или играли ту же музыку, что и современная табла. [19]
Текстовые свидетельства того, что материал и методы построения аналогичны таблам , взяты из санскритских текстов. Самое раннее обсуждение методов изготовления музыкальных инструментов, подобных табла, можно найти в индуистском тексте Натьяшастра . Этот текст также включает описания патчей-вставок ( сяхи ), подобных тем, которые можно найти в табле. [19] В Натьяшастре также обсуждается, как играть на этих барабанах. Южноиндийский текст Силаппатикарам , вероятно, составленный в первые века I тысячелетия нашей эры, описывает тридцать типов барабанов, а также множество струнных и других инструментов. Однако их называют пушкара ; название табла появляется в более поздние периоды. [21]
Мусульманское и могольское происхождение
[ редактировать ]Эта теория основана на этимологической связи слова табла с арабским словом табл, что означает «барабан». Помимо корня слова, это предложение указывает на документальные свидетельства того, что мусульманские армии имели сотни солдат на верблюдах и лошадях, несущих парные барабаны, когда они вторглись на Индийский субконтинент. Они били в эти барабаны, чтобы напугать жителей, немусульманские армии, их слонов и колесницы, на которые они намеревались напасть. Однако военные барабаны не выглядели и не звучали как табла , это были большие парные барабаны и назывались наккара (шумящие, создающие хаос). [11]
Другая версия гласит, что Амир Хосров, музыкант, которому покровительствовал султан Алауддин Халджи, изобрел таблу , когда разрезал барабан Авадж , который раньше имел форму песочных часов, на две части. Однако ни одна картина, скульптура или документ, датированный его периодом, не подтверждают это доказательством, и он не был найден в списке музыкальных инструментов, записанном мусульманскими историками. Например, Абул Фази включил длинный список музыкальных инструментов в свой «Айн-и-акбари», написанный во времена императора Великих Моголов XVI века Акбара , щедрого покровителя музыки. не упоминается В списке Абул Фази табла . [11]
Третья версия приписывает изобретение таблы музыканту XVIII века с похожим по звучанию именем Амиру Хусру, где ему предлагается разрезать пахаваджа на две части, чтобы создать таблу . На миниатюрных картинах этой эпохи изображены инструменты, похожие на таблы . Эта теория подразумевает, что табла возникла внутри мусульманской общины Индийского субконтинента и не была импортом из арабских стран. [11] [22] Однако такие ученые, как Нил Соррелл и Рам Нараян, утверждают, что легенда о разрезании барабана пахавадж на две части для изготовления барабанов табла «не заслуживает никакого доверия». [13]
История
[ редактировать ]
Барабаны и Талас упоминаются в текстах ведической эпохи. [24] [25] Ударный музыкальный инструмент с двумя или тремя маленькими барабанами, удерживаемыми струнами, называемый Пушкара (также пишется Пушкала ), существовал на Индийском субконтиненте до V века вместе с другими барабанами, такими как Мриданг , но тогда они не назывались табла . [26] , датируемых до V века Например, на картинах в пещерах Аджанты , изображена группа музыкантов, играющих на небольших вертикальных сидячих барабанах, похожих на табла, на мриданге в форме чайника и на тарелках. [27] Подобные произведения искусства с сидящими музыкантами, играющими на барабанах, но высеченные в камне, найдены в пещерах Эллоры . [28] и другие. [29]

Разновидность небольших индийских барабанов, наряду со многими другими музыкальными инструментами, также упоминается в тибетских и китайских мемуарах, написанных буддийскими монахами, посетившими Индийский субконтинент в I тысячелетии нашей эры. В тибетской литературе пушкала (произносится как дзокпа называются рдзог па ). [30] Барабаны Пушкара также упоминаются во многих древних текстах джайнизма и буддизма, таких как Самаваясутра , Лалитавистара и Сутраламкара . [31]
В различных индуистских и джайнских храмах, таких как Эклингджи в Удайпуре, Раджастхан, изображены резные каменные изображения человека, играющего на небольших барабанах, похожих на табла. Маленькие барабаны были популярны во времена правления Ядава (с 1210 по 1247 год) на юге, в то время, когда «Сангита Ратнакара» написал Сарангадева . Мадхава Кандали , ассамский поэт 14-го века и автор « Саптаканда Рамаяны » , перечисляет несколько инструментов в своей версии «Рамаяны» , таких как табал, джаджхар , дотара , вина , бин , випанчи и т. д. (это означает, что эти инструменты существовали с его времен в 14 век или ранее). Существует недавняя иконография таблы, датируемая 1799 годом. [32] Эта теория теперь устарела: резные иконографические изображения, найденные в пещерах Бхадже, служат убедительным доказательством того, что табла использовалась в древней Индии. храмах есть В индуистских резные изображения двойных ручных барабанов, напоминающие таблу, датируемые 500 годом до нашей эры. [33] Табла была широко распространена по всей древней Индии. В храме Хойсалешвара в Карнатаке изображена резная женщина, играющая на табле во время танцевального представления. [34]
Согласно классификации музыкальных инструментов, определенной в Натьяшастре , Табла относится к категории ритмических инструментов Аванадха Вадья , которые изготавливаются путем закрытия пустого сосуда натянутой кожей. [24]
Конструкция и особенности
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2009 г. ) |
Табла состоит из двух одноголовых бочкообразных небольших барабанов немного разных размеров и форм: байя и дайя для левого и правого барабанов соответственно. [4] [12]

Меньший барабан, на котором играют доминирующей рукой, называется даян (буквально «правая» сторона), дахина, сиддха или чатту, но правильно его называют «табла». Он сделан из конического куска тика и палисандра, выдолбленного примерно на половину его общей глубины. На дайя -табле музыкант играет правой рукой (доминирующей рукой), ее диаметр составляет около 15 сантиметров (~ 6 дюймов), а высота - 25 сантиметров (~ 10 дюймов). Барабан настроен на определенную ноту, обычно на тонику , доминанту или субдоминанту тональности солиста, и таким образом дополняет мелодию . Это основная нота раги, называемая Са ( тоник в индийской музыке). [4] Диапазон настройки ограничен, хотя разные даяны производятся разных размеров и имеют разный диапазон. Между ремешком и корпусом вставляются цилиндрические деревянные блоки, называемые Gatta, позволяющие регулировать натяжение путем их вертикального расположения. Точная настройка достигается ударами вертикально по плетеной части головки небольшим тяжелым молотком. В то время как табла обычно состоит из двух барабанов, табла таранг может состоять из 10-16 дай и исполнять мелодии, основанные на нескольких рагах .
немного Бая-табла больше и имеет форму глубокого литавры, около 20 сантиметров (~ 8 дюймов) в диаметре и 25 сантиметров (~ 10 дюймов) в высоту. На нем играют недоминирующей рукой, он называется байан (буквально «левый»), дугги или дхама (правильно называемый «дагга»), имеет гораздо более глубокий басовый тон , очень похож на своего дальнего родственника, литавру . Баяны могут быть изготовлены из самых разных материалов. Латунь является наиболее распространенной, медь дороже, но, как правило, считается лучшей, а алюминий и сталь часто встречаются в недорогих моделях. Иногда используется дерево, особенно в старых баянах Пенджаба. Также используется глина, хотя она не отличается долговечностью; Обычно они встречаются в северо-восточном регионе Бенгалии. Конструкция и настройка байи примерно на одну пятую октаву ниже, чем у барабана дайя . Музыкант нажимает пяткой руки, чтобы изменить высоту тона и цвет тона каждого барабана во время выступления. [4] [13]
каждого На головке барабана имеется центральная область, покрытая «настроечной пастой», называемой сяхи (букв. «чернила»; также известная как шай или габ ). Сяхи распространен во многих барабанах индийского происхождения. Этот метод позволяет этим барабанам воспроизводить гармонические обертоны и отвечает за их уникальный звук. [35] Сяхи состоит из нескольких слоев пасты из крахмала (рисового или пшеничного), смешанного с черным порошком различного происхождения. Точная конструкция и форма этой области отвечают за изменение естественных обертонов барабана, что приводит к ясности высоты звука (см. Негармоничность ) и разнообразию тональных возможностей, уникальных для этого инструмента, имеющего колокольный звук. Навыки, необходимые для правильного изготовления этой области, очень отточены и являются основным фактором, определяющим качество конкретного инструмента. Самое раннее обсуждение этих пластырей можно найти в индуистском тексте Натьяшастра . [36]
Для устойчивости во время игры каждый барабан помещается на тороидальный жгут, называемый чутта или гудди , состоящий из растительного волокна или другого податливого материала, обернутого тканью. В них обычно играют, сидя на полу, скрестив ноги.
Музыкальная нотация
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2018 г. ) |

Индийская музыка традиционно ориентирована на практику и до 20 века не использовала письменные нотации в качестве основного средства обучения, понимания или передачи. Правила индийской музыки и сами композиции преподаются от гуру шишье лично. Таким образом, устная запись для игры ударов и композиций таблы очень развита и точна. Они состоят из звукоподражательных слогов и известны как болс .
Письменная запись считается делом вкуса и не стандартизируется. Таким образом, не существует универсальной системы письменных обозначений, позволяющей остальному миру изучать индийскую музыку. Две популярные системы записи обозначений были созданы Вишну Дигамбаром Палускаром и Вишну Нараяном Бхаткханде . [37] [38] Эти обозначения названы в честь их создателей. В обеих этих системах буквы записаны таким шрифтом, как латынь или деванагари . Различия возникают в представлении различных концепций композиции, таких как Таали, Хаали, Сумма (первая доля в ритмическом цикле ) и Кханд (части). Еще одним отличием является использование цифр в системе Вишну Нараян Бхатканде для обозначения матр и мер ударов, тогда как в системе Вишну Дигамбар Палускар используются более сложные символы для обозначения одной матры , ее дробей и комбинаций. [37]
Основные штрихи
[ редактировать ]Репертуар и техника Таблы заимствованы многие элементы из Пахаваджа и Мридангама , которые исполняются ладонями боком. Физическая структура этих барабанов также имеет схожие компоненты: меньшая головка пахаваджа для даяна, литавры наккара для баяна и гибкое использование баса дхолака . [39] В Табле играют сверху и используют технику «ударов кончиками пальцев и рук», позволяющую выполнять более сложные движения. [40] Богатый язык таблы состоит из перестановок некоторых основных штрихов. Эти основные штрихи разделены на пять основных категорий вместе с несколькими примерами: [38] [41]
- Болс играл на дайе (правый/тройной барабан)
- На: удар по краю сяхи двумя последними пальцами правой руки
- Та или Ра: резкие удары указательным пальцем по ободу, одновременно мягко надавливая на край сяхи безымянным пальцем, чтобы подавить основной режим вибрации.
- Жесть: слегка приложить два последних пальца правой руки к сяхи и нанести удар по границе между сяхи и майданом (резонансный)
- Те: удар средним пальцем по центру сяхи в Дели-гаране или совместное использование среднего, безымянного и мизинца в стиле Варанаси (нерезонансный)
- Ти: удар указательным пальцем по центру сяхи (безрезонансный)
- Тун : удары указательным пальцем по центру сяхи для возбуждения основной моды вибрации (резонансной).
- TheRe: удар сяхи ладонью
- Болс играл на бая (левый/бас-барабан)
- Ге: держит запястье вниз и сгибает пальцы над сяхи; средний и безымянный пальцы затем ударяют по майдану (резонансно)
- Га: удар по указательному пальцу
- Ка , Ке или Кэт: (на баяне) удары плоской ладонью и пальцами (нерезонансные)
- Болс играл на обоих барабанах в унисон.
- Дха: комбинация Na и ( Ga или Ghe )
- Дхин: комбинация Тин и ( Га или Ге )
- Болс играл один за другим в последовательной манере.
- Ти Ре Ки Та
- ТаК = Та + Ке
- Болс играл за флама
- Гран : Сразу за Ге следует На.
- TriKe : сразу за Ти следуют Ке и Те.
Таласский стол
[ редактировать ]Тала определяет музыкальный размер композиции. Он характеризуется группами матр в определенном временном цикле. [24] Талас состоит из основных элементов – болов . Матра определяет количество долей в ритме. В Таласе может быть от 3 до 108 матр. Они воспроизводятся повторяющимися циклами. Начальный такт каждого цикла известен как Sum . Этот ритм часто обозначается специальным символом, например, «X». Это наиболее подчеркнутая доля цикла. Другие подчеркнутые части талы, представленные таали (хлопком), в то время как части хали (пустые) исполняются в непринужденной манере. Они обозначены буквой «О» в обозначениях Вишну Нараянана Бхаткханде. Тали часто обозначается цифрой, обозначающей размер ее доли. Отдельные разделы или строфы талы называются вибхагасами .
три основных типа темпа или лайя При игре в Табла талас используются : 1) медленный (виламбит) или половинная скорость, 2) средний (мадхья) или эталонная скорость и 3) быстрый (друт) или двойная скорость. Сохраняя эти три темпа в качестве эталона, также определяются другие варианты этих темпов, такие как Аади лайя , где в бол играют на полутораскорости среднего темпа. Другие, такие как Ати Ати друт лайя, означают очень-очень быстрый темп. [38] часто используют количество ударов в минуту . Современные игроки на табле также [42]
В музыке хиндустани много талас. Тинтал или Тритал — одна из самых популярных тала, в которую играют на Табле. Он имеет 16 долей или матр и может быть записан как 4 секции по 4 матры в каждой. В Teental можно играть как на медленной, так и на высокой скорости. Другие талы, такие как Дхамаар, Эк, Джумра и Чау-талас, лучше подходят для медленного и среднего темпа. В то время как некоторые процветают на более высоких скоростях, например, Джап или Рупак Талас. Некоторые из популярных таласских произведений классической музыки хиндустани включают:
Имя | бьется | Разделение | Разделение |
---|---|---|---|
Тинтал (или Тритал или Тинтал) | 16 | 4+4+4+4 | х 2 0 3 |
Джумра | 14 | 3+4+3+4 | х 2 0 3 |
Тилвада | 16 | 4+4+4+4 | х 2 0 3 |
Дхамар | 14 | 5+2+3+4 | х 2 0 3 |
Эктал и Чауталь | 12 | 2+2+2+2+2+2 | Х 0 2 0 3 4 |
Джаптал (или Джаптал) | 10 | 2+3+2+3 | х 2 0 3 |
Желтый | 8 | 4+4 | х 0 |
Рупак (Муглай/Рупак) | 7 | 3+2+2 | 0 х 2 |
Дадра | 6 | 3+3 | х 0 |
На редком хиндустани говорят
[ редактировать ]Имя | бьется | Разделение | विभागा |
---|---|---|---|
Он кричал | 14 | 2+2+2+2+2+2+2 | Х 2 0 3 0 4 0 |
Брахмталь | 28 | 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2 | Х 0 2 3 0 4 5 6 0 7 8 9 10 0 |
Дипчанди | 14 | 3+4+3+4 | х 2 0 3 |
охота | 17 | 6+6+2+3 | х 0 3 4 |
Султал | 10 | 2+2+2+2+2 | х 0 2 3 0 |
Теевра | 7 | 3+2+2 | х 2 3 |
Уссоле и Фахта | 5 | 1+1+1+1+1 | х 3 |
Теряться | 14 | 3+4+3+4 | х 2 0 3 |
Панчам Савари | 15 | 3+4+4+4 | х 2 0 3 |
Гадж Джампа | 15 | 5+5+5 | х 2 0 3 |
Табла Гаранас
[ редактировать ]Табла- гараны ответственны за развитие множества новых бол, характерных техник игры, стилей композиции и ритмических структур. Гараны служили средством сохранения этих стилей между поколениями игроков в табла. Первая зарегистрированная история гхаран относится к началу 18 века. Дели гхарана считается первой и старейшей традиционной традицией табла. Его ученики также были ответственны за появление других гхаран. В каждую из этих гхаран входят несколько выдающихся игроков и маэстро. Они носят почетные титулы « Пандит » и « Устад » для индуистов и мусульман, играющих на табла, соответственно. Модернизация и доступные средства передвижения в последнее время уменьшили жесткие границы между этими гхаранами. [38] [24]
Различные гхараны в Табле
[ редактировать ]запись
[ редактировать ]Кайда — или Кайда это разновидность композиции Таблы. Существует два основных типа композиций таблы: фиксированные (заранее составленные) и импровизированные (сочиненные и импровизированные во время практики или исполнения). Вводится ритмическое зерно (тема), которое затем используется в качестве основы для разработки посредством импровизации и/или композиции. Слово Кайда — это слово арабского или хинди, которое означает «правило» или «система правил». [43] [44] Правила игры на кайде сложны, но если коротко, то надо использовать только те болсы, которые есть в оригинальной теме. Эта оригинальная тема известна как Мух. Форма кайда возникла в Дели-Гхаране игры на табле и выполняет три фундаментальные и очень важные роли для игроков на табле. [45] Даян (правая табла, также известная как Дагга ) и Баян (левая сторона табла, известная как Табла ) Таблы используются синхронно, чтобы сформировать Кайду. В Кайдас можно играть в любой Тале. Но на большинстве концертов очень часто играют Тинтал и их Кайды. Обратите внимание, что в таласах, таких как Дадра и Кехерва, или в теках, таких как Бхаджани , лагги играют , а кайды не играют. Причина этого в том, что эти талы/тека, упомянутые в предыдущей строке, специально исполняются под полуклассическую и легкую музыку ( бхаджаны , киртаны , тумрисы и т. д.), а не под классическую музыку хиндустани. В разных Гхаранах есть свои Кайды.
Базовая структура кайды-
- Мух - Основной бол, который называется Мух , что означает лицо конкретной Кайды. [46] Болы кайды состоят из Муха.
- Дохара – Дохара – это повторение Муха 3 раза. Дохара означает повторение. На хинди это называется Дохарана, что означает «повторение». [47]
- Адха Дохара – Адха Дохара – это повторение первого бола Муха.
- Вишрам – Вишрам означает отдых. [48] Как следует из названия, из бол берется минутная пауза.
- Адха Вишрам – Адха Вишрам – это повторение паузы, т.е. повторение бола, который повторялся в Вишраме.
- Палта - Палта - это разновидность различных болов, но эти боллы застряли или состоят только из тех боллов, которые есть в Мухе. Эта Палта представляет собой часть всей Кайды. [49] [50] Теперь, что значит, что Пальта — это раздел. Это означает, что, как и Мукх, Дохара, Адха Дохара, Вишрам, Адха Вишрам, эти 4 имени не повторяются или не могут повторяться. Таким образом, дублирования всех четырех названий не происходит. Так что все 4 названия, взятые выше, там играются только один раз. Но Палта, как сказано, это раздел. объединив различные болы, можно создать множество таких Палте (форма множественного числа от Палта).
- Тихай. Музыкальная фраза, которую поют или проигрывают трижды для достижения Сэма/Сума, называется Титхай . Это последняя часть Кайды. Последняя партия Муха играется трижды, то есть 3 раза, а затем заканчивается Кайда. [51]
Так же, как и Кайдас, есть Релас и Равс (или Раус).
Известные игроки
[ редактировать ]- Устад Ахмед Джан Тираква
- Устад Алла Ракха
- Устад Закир Хусейн
- Пандит Самата Прасад
- Пандит Йогеш Шамси
- Пандит Суреш Талвалкар
- Пандит Аниндо Чаттерджи
- Пандит Кумар Бос
- Пандит Рамдас Палсуле
- Пандит Наян Гош
- Пандит Шубханкар Банерджи
- Пандит Свапан Чаудхури
- Устад Хидаят Хан
См. также
[ редактировать ]- Дамару
- Дангдут
- Думбек - арабский барабан, также известный в Египте как «табла», «египетская табла» или «александрийская табла».
- Низкий
- Мриданга
- Мридангам
- Пахавадж
- Тбилат
- Барабан
Примечания
[ редактировать ]Сингальский : Табла
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абрам, Дэвид (1994). Индия: Примерное руководство . Грубые гиды. п. 1137. ИСБН 978-1-85828-104-9 .
- ^ Эллингем, Марк (1999). Грубый путеводитель по мировой музыке . Грубые гиды. п. 73. ИСБН 978-1-85828-636-5 .
- ^ Дон Майкл Рэндел (2003). Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета. стр. 820, 864. ISBN. 978-0-674-01163-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Табличная энциклопедия Британской энциклопедии
- ^ Бейли, Джон (1988). Музыка Афганистана: профессиональные музыканты в городе Герат . Кембриджшир [Англия]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-25000-5 . OCLC 17299692 .
- ^ Дениз Куш; Кэтрин Робинсон; Майкл Йорк (2012). Энциклопедия индуизма . Рутледж. стр. 87–88. ISBN 978-1-135-18978-5 .
- ^ Дерек Б. Скотт (2009). The Ashgate Research Compartion to Popular Musicology . Издательство Эшгейт. п. 289. ИСБН 978-0-7546-6476-5 .
- ^ Камаль Салхи (2013). Музыка, культура и идентичность в мусульманском мире: исполнение, политика и благочестие . Рутледж. стр. 183–184. ISBN 978-1-317-96310-3 .
- ^ Неттл, Бруно; Стоун, Рут М.; Портер, Джеймс; Райс, Тимоти (ред.). Энциклопедия мировой музыки Garland . Нью-Йорк. ISBN 0-8240-6035-0 . OCLC 36407898 .
- ^ Ричард Эммерт; Юки Минэгиси (1980). Музыкальные голоса Азии: отчет (Азиатское традиционное исполнительское искусство, 1978) . Хейбонша. п. 266 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Роберт С. Готлиб (1993). Сольная настольная игра на барабанах Северной Индии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 1–3. ISBN 978-81-208-1093-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильям Алвес (2013). Музыка народов мира . Cengage Обучение. п. 252. ИСБН 978-1-133-30794-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нил Соррелл; Рам Нараян (1980). Индийская музыка в исполнении: практическое введение . Издательство Манчестерского университета. стр. 40–41. ISBN 978-0-7190-0756-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэтт Дин (2012). Барабан: История . Пугало. п. 104. ИСБН 978-0-8108-8170-9 .
- ^ Джеймс Киппен (1999). Хиндустани Тала, Энциклопедия мировой музыки Garland . Рутледж. ISBN 9781351544382 .
- ^ С. Праджнянананда (1981). Историческое исследование индийской музыки . Мунширам Манохарлал. п. 82. ИСБН 9788121501774 .
- ^ Мешрам, Прадипкумар С. (1981). «Табла в пещерных скульптурах Бхаджи: Примечание». Индика . 18:57 .
- ^ Марк Хиджле, 2019, На пути к глобальной истории музыки: межкультурная конвергенция, слияние и трансформация в музыкальной истории человечества , Routledge
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роберт С. Готлиб (1993). Сольная настольная игра на барабанах Северной Индии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 2–3. ISBN 978-81-208-1093-8 .
- ^ Пашаура Сингх (2000). Гуру Грантх Сахиб: канон, значение и авторитет . Издательство Оксфордского университета. стр. 135–136. ISBN 978-0-19-564894-2 .
- ^ Бруно Неттл; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; и др. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland . Тейлор и Фрэнсис. п. 327. ИСБН 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Питер Лавеццоли (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Академик Блумсбери. стр. 37–39. ISBN 978-0-8264-1815-9 .
- ^ Мешрам, Прадипкумар С. (1981). «Табла в пещерных скульптурах Бхаджи: Примечание». Индика . 18 : 57–59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Теория и практика Таблы , Садананд Наймпалли, Популярный Пракашан.
- ^ Роуэлл, Льюис (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 66–68. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ сэр Монье Монье-Вильямс; Эрнст Леуманн; Карл Каппеллер (2002). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Мотилал Банарсидасс. стр. 638–639. ISBN 978-81-208-3105-6 .
- ^ Анил де Силва-Вижер; Отто Георг фон Симсон (1964). Музыка . Человек через свое искусство. Том. 2. Нью-Йоркское графическое общество. п. 22. ОСЛК 71767819 . , Цитата : «Слева от нее две девушки стоят с тарелками в руках и две сидящие играют на барабанах: одна с парой вертикальных барабанов, таких как современный индийский дхол, а другая сидит, скрестив ноги, с барабаном, который держит горизонтально. , как современный мирданг».
- ^ Лиза Оуэн (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . БРИЛЛ Академик. стр. 24–25. ISBN 978-90-04-20629-8 .
- ^ Пиа Бранкаччо (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: трансформации в искусстве и религии . БРИЛЛ Академик. п. 21. ISBN 978-90-04-18525-8 .
- ^ завершено , Тибетско-английский словарь (2011)
- ^ Радха Кумуд Мукерджи (1989). Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 354–355. ISBN 978-81-208-0423-4 .
- ^ [1] Франс Бальтазар Солвинс , Сборник из двухсот пятидесяти цветных офортов (1799)
- ^ Чинтан Вайшнав; Коллин Джой. «Знакомство с таблой, древними индийскими барабанами» . Массачусетский технологический институт . Архивировано из оригинала (Microsoft PowerPoint) 2 сентября 2009 года.
- ^ «Персе» . Persee.fr . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Раман, резюме; Кумар, Шивакали (1920). «Музыкальные барабаны с гармоническими обертонами» (PDF) . Природа . 104 (2620): 500. Бибкод : 1920Natur.104..500R . дои : 10.1038/104500a0 . ISSN 0028-0836 . S2CID 4159476 .
- ^ Готлиб, Роберт С. (1993). Сольная игра на табла в Северной Индии: ее репертуар, стили и практика исполнения (1-е индийское изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-1095-3 . ОСЛК 30620399 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наимпалли, Садананд. (2005). Теория и практика игры на табле . Мумбаи: Популярный Пракашан. стр. 71–73. ISBN 81-7991-149-7 . OCLC 61285249 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Беронья, Срджан (2008). Искусство индийской доски Нью-Дели: Рупа и компания. п. 127. ИСБН 978-81-291-1431-0 . OCLC 318093440 .
- ^ Стюарт Р. Неопубликованная диссертация, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, 1974 г.
- ^ «табла (музыкальный инструмент) –» . Сентябрь 2015.
- ^ Кортни, Тодд А. Домбровски, Дэвид. «Базовая техника голоса табла: слово, язык, язык, что, где, что и т. д. » chandrakantha.com .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Ритм (таал) в индийской классической музыке — Рааг Хиндустани» . raag-hindustani.com . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ «कायदा - Значение на английском языке - Шабдкош» . Шабдкош.com . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ "Кайда/Пальтас -" . Карнатик-круг.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Табла» . Мельбурнская школа Табла . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ «Английское слово «мук» - Значение слова «мук» на английском языке - EngHindi.com» . Enghindi.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «(Дохарана) दोहराना значение на английском языке | Matlab | Определение» . Hindi2dictionary.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Значение отдыха на английском языке | Значение отдыха (Вишрам ка Ангрези Матлаб)» . Шабдкош.рафтаар.ин . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Создание Палтаса для Кайдаса» . Forum.chandrakantha.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «52 Кайдаса: Утан, Палта Тека» . 52kaidas.blogspot.com . 22 февраля 2010 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Ашок Дамодар Ранаде (1 января 2006 г.). Музыкальные контексты: Краткий словарь музыки хиндустани . Библиофил Южной Азии. стр. 167–. ISBN 978-81-85002-63-7 . Проверено 16 октября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Основные традиции игры на табла в Северной Индии: обзорная презентация, основанная на выступлениях ведущих артистов Индии , Роберт С. Готлиб. Паб. Музикверлаг Э. Кацбихлер, 1977. ISBN 978-3-87397-300-8 .
- Табла Лакхнау: культурный анализ музыкальной традиции Джеймса Киппена. Издательство Кембриджского университета , 1988. ISBN 0-521-33528-0 .
- Игра на барабанах соло-табла в Северной Индии: текст и комментарии Роберта С. Готлиба, Motilal Banarsidass Publ., 1993. ISBN 81-208-1093-7 .
- Основы таблы (Том 1), Дэвид Р. Кортни . Паб. Службы Сур Сангит, 1995. ISBN 0-9634447-6-X .
- Продвинутая теория таблы (Том 2) Дэвида Р. Кортни . Паб. Службы Сур Сангит, 2000. ISBN 0-9634447-9-4 .
- Производство и ремонт Таблы (Том 3) Дэвида Р. Кортни . Паб. Службы Сур Сангит, 2001. ISBN 1-893644-02-2 .
- Сосредоточьтесь на Кайдах Таблы (Том 4) Дэвида Р. Кортни . Паб. Службы Сур Сангит, 2002. ISBN 1-893644-03-0 .
- Теория и практика игры на табле , Садананд Наймпалли. Популярный Пракашан, 2005 г. ISBN 81-7991-149-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Боевые барабаны
- Мембранофоны с прямым ударом
- Ручные барабаны
- Звуковые ударные инструменты
- Афганские музыкальные инструменты
- Бангладешские музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты хиндустани
- Индийские музыкальные инструменты
- Пакистанские музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты Шри-Ланки
- Игроки Табла
- Барабаны Непала