Вишну Нараян Бхаткханде
Вишну Нараян Бхаткханде | |
---|---|
Справочная информация | |
Рожденный | Мумбаи , Индия [ 1 ] | 10 августа 1860 г.
Источник | Индия |
Умер | 19 сентября 1936 г. [ 1 ] Мумбаи, Индия [ 1 ] | (76 лет)
Жанры | |
Годы активности | 1875–1935 |
Пандит Вишну Нараян Бхаткханде (10 августа 1860 – 19 сентября 1936) был индийским музыковедом , написавшим первый современный трактат о классической музыке хиндустани , искусстве, которое веками распространялось в основном через устные традиции. В те ранние времена искусство претерпело несколько изменений, в результате чего раги грамматика задокументирована в скудных устаревших текстах. [ 2 ]
Раги раньше делились на Рага (мужские), Рагини (женские) и Путра (детские). Бхаткханде переклассифицировал их в используемую в настоящее время систему таат . Он отметил, что некоторые раги не соответствуют своему описанию в древних санскритских текстах. Он объяснял раги доступным для понимания языком и сочинил несколько бандишей , объясняющих грамматику раг.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Пандит Вишну Нараян Бхаткханде родился 10 августа 1860 года в Валкешваре, Бомбей . Хотя он сам не был профессиональным музыкантом, его отец, который работал на богатого бизнесмена, позаботился о том, чтобы Вишну Нараян и его братья и сестры получили образование в области классической музыки. После пятнадцати лет Бхаткханде стал изучать игру на ситаре и впоследствии начал изучать санскритские тексты, посвященные теории музыки . Он получил степень бакалавра в Декан-колледже в Пуне в 1885 году. В 1887 году Бхаткханде окончил юридический факультет Эльфинстон-колледжа Бомбейского университета и некоторое время продолжил карьеру в области уголовного права. [ 3 ] [ 1 ]
В 1884 году Бхаткханде стал членом Gayan Uttejak Mandali , общества любителей музыки в Бомбее, что расширило его опыт в музыкальном исполнении и преподавании. Он учился в Мандали шесть лет и выучил множество композиций в формах кхаял и дхрупад под руководством таких музыкантов, как Шри Раоджибуа Белбагкар и Устад Али Хусейн. [ 1 ] Музыка все еще была для Бхаткханде чем-то вроде неторопливого занятия до 1900 года, когда умерла его жена, а в 1903 году умерла его дочь. Это привело к тому, что он отказался от юридической практики и полностью посвятил себя музыке. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Исследования в области музыки
[ редактировать ]Бхаткханде путешествовал по Индии, встречаясь с устадами и пандитами и исследуя музыку. Он начал изучение древних текстов, таких как Натья Шастра и Сангит Ратнакара . [ 4 ]
После смерти жены и дочери Бхаткханде отказался от юридической практики и посвятил остаток своей жизни систематизации преобладающих форм хиндустанской музыки и построению на этой системе скоординированной теории и практики музыки. время своих путешествий по Индии он провел время в тогдашних княжеских штатах Барода Во , Гвалиор и Рампур . В Рампуре он был учеником легендарного игрока на вине Устада Вазир Хана, потомка Мияна Тансена .
Бхаткханде отправился в Южную Индию и прибыл в Мадрас (ныне Ченнаи) в 1904 году. С помощью местных контактов он начал знакомиться с миром карнатической музыки. Он установил контакты с такими стойкими приверженцами, как Тирувоттиюр Тьягиер и Тачур Сингарачарья в Мадрасе, Пучи Шриниваса Айенгар в Раманатхапураме и Суббарама Дикшитар в Эттаяпураме, но языковой барьер сделал эти взаимодействия менее плодотворными, чем он ожидал. Заметки из журнала, сохранившиеся во время его пребывания там, были позже опубликованы под названием « Мери Дакшин Бхарат Ки Сангит Ятра» («Мое музыкальное путешествие по Южной Индии»). [ 5 ]
успешными, Бхаткханде раздобыл две ценные рукописи по этому искусству: Чатурдандипракашика Венкатамахина , оба трактата, в которых и Сварамелакаланидхи Рамаматии Хотя его беседы с представителями карнатической музыки не были очень была сделана попытка классифицировать раги. Эти две работы вместе с другими, а также его наблюдения во время путешествий по Северной Индии позволили Бхаткханде классифицировать хиндустанские раги, используя систему десяти, во многом аналогично мелакартам карнатического стиля. [ 5 ]
Первая опубликованная работа Бхаткханде, «Свар Малика» , представляла собой буклет, содержащий подробные описания всех распространенных раг. В 1909 году он опубликовал «Шри Маллакшая Сангитам» на санскрите под псевдонимом «Чатур-пандит». Чтобы сделать это культурное наследие доступным для простого человека, он в течение нескольких лет публиковал комментарии к своей собственной санскритской грантхе на маратхи; он был опубликован в четырех томах под названием: «Хиндустани Сангит Паддхати» . Эти тома сегодня составляют стандартный текст по музыке хиндустани, незаменимую отправную точку для любого изучающего классическую музыку хиндустани. Его ученик С. Н. Ратанджанкар , известный музыкант Шри. Дилип Кумар Рой , ученик Ратанджанкара К.Г. Гинде , С.К.Р. Бхатт, Рам Ашри Джа «Рамранг» , Сумати Мутаткар и Кришна Кумар Капур входят в число выдающихся ученых, которые пошли по стопам Бхаткханде. Его система обозначений стала стандартной, и хотя более поздние ученые, такие как Пандит В.Д. Палускар , Пандит Винаякрао Патвардхан и Пандит Омкарнатх Тхакур, представила свои улучшенные версии, она осталась фаворитом издателей. Он потерпел неудачу с появлением настольных издательских систем, когда вставка пометок над и под текстом деванагари оказалась громоздкой; в результате книги, содержащие композиции, уступили место теоретическим текстам. Недавно разработанная система обозначений Оме Сварлипи следует логической структуре, введенной Pt. Бхаткханде, но использует символы вместо алфавитов деванагари. [ 6 ]
После многих путешествий и дискуссий с практикующими различных школ, Бхаткханде аранжировал все раги классической музыки хиндустани в 10 музыкальных гаммах , называемых таатами . Хотя тааты не охватывают все возможные раги, они охватывают подавляющее большинство и являются ключевым вкладом в индийскую музыкальную теорию. Эта структура соответствует мелакартской системе аранжировки раги в карнатической музыке , южно-индийской разновидности индийской классической музыки .
Все свои произведения Бхаткханде писал под одним из двух псевдонимов : Вишну Шарма и Чатурпандит.
Учреждения
[ редактировать ]Бхаткханде открыл в Индии школы и колледжи для систематического преподавания музыки хиндустани. В 1916 году он реорганизовал государственную музыкальную школу Барода, а позже, с помощью махараджи Гвалиора , основал в Гвалиоре Музыкальный колледж Мадхав.
В 1926 году Рай Уманат Бали и его племянник доктор Рай Раджешвар Бали , тогдашний министр образования Соединенных провинций, основали музыкальный колледж Маррис в Лакхнау . [ 7 ] Бхаткханде готовит материалы курса. Позже колледж был переименован в Колледж музыки хиндустани Бхаткханде и теперь известен как Музыкальный институт Бхаткханде ( Считающийся университетом ). Подготовка материалов этого курса была знаковым достижением Бхаткханде, поскольку в прежние времена музыкальные знания передавались устно от гуру и устадов своим ученикам.
Бхаткханде подготовил « Хиндустани Сангит Крамик Пустак Малика» в виде серии учебников. Он также положил начало традиции Всеиндийских музыкальных конференций, чтобы обеспечить общую платформу для дискуссий между классическими музыкантами хиндустани и карнатика. [ 8 ] [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]В 1933 году Бхаткханде перенес паралич и перелом бедра. Он умер 19 сентября 1936 года во время Ганешотсава в Мумбаи. [ нужны разъяснения ] .
Библиография
[ редактировать ]- Шрималлакшья-сангитам - трактат на санскрите по теории музыки в шлоках и описанию важных раг. (Лакшья=текущий)
- Лакшан Гит Сангра в трех частях. Композиции, описывающие Раги, дающие их характеристики в песнях, сочиненных Пандитом Бхаткханде.
- Хиндустани Сангит Паддхати в 4 частях - комментарий к Лакшья Сангитам на маратхи. Это подробное изучение и обсуждение теории музыки и объяснение 150 раг музыки хиндустани. Эта важная работа была переведена на хинди.
- Крамик Пустак Малика – Эта книга вышла в шести частях. Это подробный учебник музыки хиндустани, описывающий все важные раги, их теорию и иллюстрированный известными произведениями в нотных обозначениях. В нем около 1200 таких композиций.
- Свара Малика ( символами гуджарати ) Обозначение раг в сваре и тале.
- Сравнительное исследование музыкальных систем 15, 16, 17 и 18 веков (на английском языке).
- Исторический обзор музыки Индии.
- Гит Малика - первоначально публиковался в 23 ежемесячных выпусках, каждый из которых содержал от 25 до 30 классических произведений хиндустани сангита в нотной записи.
- Абхинав Рага Манджари - трактат о рагах хиндустанской музыки, каждая из которых кратко описана в одной шлоке на санскрите.
- Абхинав Тала Манджари – Учебник санскрита по Таласу
Рукописи под редакцией Бхаткханде
[ редактировать ]- Свара Мела Каланиди Рамаматьи
- Чатурданди Венкатамахина Пракашика
- Рага Лакшанам
- Рага Тарангини от Лочан
- Рага Татва Вибодх Шриниваса
- Садрага Чандродая, автор Пундарик Витал
- Рага Манджари, автор Пундарик Витал
- «Рага Мала» Пундарика Витала
- Нартан Ниранайя Кашинатха Шаштри Аппы Тулси
- Сангит Судхакар, автор Кашинатх Шаштри Аппа Тулси
- Сангит Калп Друманкур, автор Кашинатх Шаштри Аппа Тулси
- Рага Чандрика Кашинатха Шаштри Аппы Тулси
- Рага Чандрика Сар (хинди)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Пауэрс, Гарольд С. (2001). «Бхаткханде, Вишну Нараян». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03008 .
- ^ Изобретая традицию — ЧЕН . Индус (2 января 2007 г.). Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бахле, Джанаки (2005). «Гл. 3». Два человека и музыка: национализм в становлении индийской классической традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 6–7. ISBN 9780195166101 .
- ^ Изучите жаргон – DELI . Индус (30 марта 2007 г.). Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б В., Шрирам (29 марта 2019 г.). «Необыкновенный искатель» . Индус . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Датта, Джаити (22 сентября 2018 г.). «Ода благоговейному музыковеду Вишну Нараяну Бхатканде» . Таймс оф Индия .
- ^ Часто пишут с ошибкой как Колледж Морриса.
- ^ Наяр, Собхана (1989). Вклад Бхаткханде в музыку: историческая перспектива . Популярные публикации. ISBN 9780861322381 .
- ^ Стоун, Рут М. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 442–. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Вишну Нараян Бхаткханде» . www.indianpost.com . Почта Индии . Проверено 5 сентября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1860 рождений
- 1936 смертей
- Певцы хиндустани
- Индийские музыковеды
- Индийские музыкальные преподаватели
- музыка маратхи
- Индийские классические певцы XIX века
- Певцы из Мумбаи
- Индийские классические певцы XX века
- Бандишские композиторы
- Музыканты из Британской Индии
- Люди из президентства Бомбея
- Музыковеды из Британской Индии
- Индийские музыковеды XIX века