Jump to content

Вина

Сарасвати Вина
Струнный инструмент
Другие имена Вина [1]
Классификация Струнные инструменты
Развитый Вина применяла струнные инструменты в индийских письменных источниках по крайней мере с 1000 г. до н.э. Инструменты, использующие это название, включают формы арочной арфы и музыкального лука, лютни, средневековые цитры-палочки и трубчатые цитры , смычковые хордофоны , безладовые лютни , Рудра бин и Сарасвати вину . [2]
Связанные инструменты
Читра вина , Вина в стиле арфы , Мохан вина , Рудра вина , Сарасвати вина , Вичитра вина , Сарод , Ситар , Сурбахар , Сурсингар , Тамбурас , Тамбура ,

Вина хордофонных , также пишется как вина ( санскрит : वीणा IAST : viṇā), представляет собой любой из различных инструментов Индийского субконтинента . [3] Древние музыкальные инструменты превратились во множество вариаций, таких как лютни , цитры и арфы . [1] Многие региональные конструкции имеют разные названия, такие как Рудра-вина , Сарасвати-вина , Вичитра-вина и другие. [4] [5]

Северо-индийская рудра вина , используемая в классической музыке хиндустани , представляет собой цитру . [1] Его длина составляет от 3,5 до 4 футов (от 1 до 1,2 метра), что соответствует размерам музыканта, оно имеет полый корпус и две большие резонирующие тыквы, по одной под каждым концом. [5] Он имеет четыре основные мелодические струны и три вспомогательные гудящие струны. [1] Чтобы играть, музыкант перебирает мелодические струны вниз медиатором, который надевают на указательный и второй пальцы, а по гудящим струнам перебирают мизинцем играющей руки. Музыкант при желании останавливает резонирующие струны пальцами свободной руки. В наше время в выступлениях Северной Индии вину обычно заменяют ситаром . [1] [3]

Южно-индийская Сарасвати-вина , используемая в классической музыке Карнатика , представляет собой лютню. Это лютня грушевидной формы с длинной шеей, но вместо нижней тыквы североиндийской конструкции у нее есть деревянная деталь грушевидной формы. Однако он также имеет 24 лада, четыре мелодические струны и три гудящие струны, и играется на нем аналогично. Он остается важным и популярным струнным инструментом в классической музыке Карнатика . [1] [6] [7]

Как щипковая лютня с ладами, вина может воспроизводить высоту звука в полном трехоктавном диапазоне. [3] Длинный полый гриф этих индийских инструментов позволяет создавать эффекты портаменто и орнаменты легато, встречающиеся в индийских рагах . [7] Это был популярный инструмент в индийской классической музыке , и он почитался в индийской культуре благодаря включению в иконографию Сарасвати , индуистской богини искусств и обучения. [6]

Duration: 13 minutes and 33 seconds.
Вина-импровизация (2004)
Duration: 8 minutes and 29 seconds.
Вина кушри

Этимология и история

[ редактировать ]
См.: Древняя вина : См.: История инструментов семейства лютни.
Исторические вина, арфа, лютня и цитра.
Плакетка с арфовой виной
Мемориальная доска с изображением танцора и игрока на вине (арфе) , I век до н.э.
Картина Качаппи Вина, около 450 г. н.э.
Индия, ок. 450-490 гг. н. э., пещеры Аджанты . Киннара вину держит вину типа лютни, возможно, каччапи (санскритское слово «черепаховая вина»). [8] Никакого описания, связанного с именем, не сохранилось.
сунуть цитру вину в руки киннари
Храм Эмбекка Девалая , Шри-Ланка. Киннари с половиной тыквы , держит алапини-вини , разновидность палочки-цитры используемой в качестве резонатора.

Санскритское ) слово вина ( वीणा в древней и средневековой индийской литературе является общим термином для обозначения щипковых струнных музыкальных инструментов. Он упоминается в Ригведе , Самаведе и другой ведической литературе, такой как Шатапатха Брахман и Тайттирия Самхита . [9] [10] В древних текстах Нараде приписывают изобретение тампуры , описываемой как семиструнный инструмент с ладами. [9] [11] По словам Суниры Касливала, профессора музыки, в древних текстах, таких как Ригведа и Атхарваведа (обе до 1000 г. до н. э.), а также Упанишады (ок. 800–300 гг. до н. э.), струнный инструмент называется вана , термин, который превратился в вину . В ранних санскритских текстах любой струнный инструмент называется вана ; к ним относятся смычковые, щипковые, однострунные, многострунные, струнные инструменты в стиле лиры с ладами, без ладов, цитры, лютни или арфы. [12] [13] [14]

Человека, играющего на вине, называют ваиника . [15]

обсуждается в Натья Шастре Бхараты Муни, старейшем из сохранившихся древних индуистских текстов о классической музыке и исполнительском искусстве Вина . [16] Этот санскритский текст, завершенный, вероятно, между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э., [17] начинает свое обсуждение с утверждения, что «человеческое горло — это сарир вина , или музыкальный струнный инструмент тела», когда оно усовершенствовано, и что источником музыки гандхарвов является такое же горло, струнный инструмент и флейта. [16] Та же самая метафора человеческого голосового органа, являющегося формой вины , также встречается в более древних текстах индуизма , таких как стих 3.2.5 Айтарейя Араньяки , стих 8.9 Шанхайана Араньяки и других. [10] [14] [18] Древний эпос Махабхарата описывает мудреца Нараду как ведического мудреца, известного как «вининист». [19]

Натья Шастра описывает семиструнный инструмент и другие струнные инструменты в 35 стихах: [20] а затем объясняет, как следует играть на инструменте. [11] [21] Техника исполнения предполагает, что вина во времена Бхараты Муни сильно отличалась от цитры или лютни, ставших популярными после Натья Шастры завершения . Древняя вина , по мнению Аллина Майнера и других учёных, была ближе к арочной арфе . Самые ранние музыканты, играющие на вине в стиле лютни и цитры, встречаются на рельефах индуистских и буддийских пещерных храмов в первые века нашей эры. Точно так же индийские скульптуры середины I тысячелетия нашей эры изображают музыкантов, играющих на струнных инструментах. [11] Примерно к VI веку нашей эры скульптуры богини Сарасвати преимущественно выполнены с виной в стиле цитры, похожей на современные стили. [22]

Ранняя Гупта вина: изображение и техника игры.

[ редактировать ]
Монета ок. 335-380 гг. н.э. (Лицевая сторона) Самудрагупта сидит слева на низком диване или троне и играет на вине, стоящей на коленях. (Обратная сторона) Лакшми сидит слева на плетеном табурете, держа диадему и рог изобилия.

Одной из ранних вин, использовавшихся в Индии с давних времен до периода Гуптов , был инструмент типа арфы , а точнее арочной арфы . В нее играли, держа струны параллельно телу игрока, перебирая струны обеими руками, как показано на Самудрагупты . золотых монетах [23] В пещере Вина в Удаягири находится одно из самых ранних визуальных изображений игрока на вине, которого считают Самудрагуптой.

Строительство

[ редактировать ]
Сарасвати и вина
Индуистская богиня Сарасвати с виной
1896. Сарасвати с инструментом «Сарасвати вина» южного стиля.
Индуистская богиня Сарасвати верхом на белой птице и держит мусорное ведро (рудра вина).
ок. 1700. Сарасвати верхом на белой птице и держит урну в северном стиле ( рудра вина ).
Сарасвати с алапини виной
Бангладеш, 10-12 века н. э. Сарасвати с алапини виной .
Сарасвати, третий век нашей эры, с арфой Вина
Сарасвати, III век нашей эры, с виной в стиле арфы. Вариации включали читра-вину с семью струнами и випанчи-вину с 9 струнами. Читра вина сегодня относится к другому инструменту.
Индуистскую богиню Сарасвати на протяжении веков изображали держащей разные вины. Самые старые известные рельефные изображения в стиле Сарасвати относятся к буддийским археологическим памятникам, датируемым 200 годом до нашей эры, и на них она держит вину в стиле арфы. [22]

На первый взгляд, отличие северной и южноиндийской конструкции заключается в наличии двух резонансных тыкв на севере, тогда как на юге вместо нижней тыквы прикреплен деревянный корпус грушевидной формы. Однако есть и другие различия, а также много сходств. [1] В современных конструкциях вместо полых тыкв и тыкв используется стекловолокно или другие материалы. [24] Конструкция адаптирована к пропорциям тела музыканта, чтобы ей было удобно держать инструмент и играть на нем. Он колеблется от 3,5 до 4 футов (от 1 до 1,2 метра). Корпус изготовлен из специального дерева и является полым. Обе модели имеют четыре мелодические струны, три гудящие струны и двадцать четыре лада. [1] [3] [5] Конец инструмента, как правило, имеет изящную форму, например, в виде лебедя , а внешние поверхности красочно украшены традиционными индийскими узорами. [24]

Мелодические струны настроены в c' gc G (тоника, квинта, октава и четвертая кварта). [25] ), из которого сарани (лисичка). часто употребляется [7] Гудящие струны настроены в ноте до-g'-до (двойная октава, тоника и октава). [25] ). Дроны обычно используются для создания ритмических танамов индийской классической музыки и для выражения гармонии с помощью тала в ладоши произведения. [7]

Основная струна называется Наяки Тар (नायकी तार), и в вине Сарасвати она находится с левой стороны от наблюдателя. [26] На инструменте играют тремя пальцами правой (доминирующей) руки, нанося удары внутрь или наружу изогнутым плектром («мизраб»). Указательный и второй пальцы ударяют по мелодической струне внутрь, чередуя ноты, а мизинец ударяет по симпатическим струнам наружу.

Алфавиты бола, отбиваемые в североиндийской вине, - это да, га, ра на основных струнах и многие другие, наносимые комбинацией пальцев и других струн. [27] [28] Настройки и настройку вины можно зафиксировать или отрегулировать, ослабив колки, чтобы исполнить Дхруву с фиксированных и Кала с ослабленными колышками так, чтобы вторая струна и первая струна совпадали. [29]

Одно из самых ранних описаний терминологии, используемой в настоящее время для строительства, модификации и эксплуатации вины, содержится в «Сангите Кудамани» Говинды. [30]

Сарасвати с виной Эка-тантри
Сарасвати держит вину Эка-тантри , ок. 1000 г. н. э.
Рудра вина
Рудра вина , сейчас находится в Музее музыки (Париж). Лады крепятся к корпусу черным воском.
Вина Киннари, XIX век н.э., из Метрополитен-музея.
Вина Киннари , XIX век н.э., из Метрополитен-музея.
Эка-тантри развилась из вины алапини. Он был длиннее и имел тыкву большего размера. Со временем к ним добавились тыквы, и этот инструмент, возможно, превратился в рудра вину и киннари вину.
Сарасвати с алапини виной
Индия, начало 19 века. Пинака вина . Палочка используется на струне в качестве слайда для выбора нот.
бин или рудра вина
Начало 19 века. Бин без или рудра вина ладов. Палка используется как слайдер для выбора нот.
Вичитра вина
Vichitra veena использует слайд для выбора нот вместо ладов.
Сарасвати Вина
Сарасвати вина
Маюри Вина , 1903 год.
Моханская вина .
Современные воссоздания Нага вины (1957 г.) и Качьяпи вина (1957 г.)
Современное воссоздание вина Нагула.
Вина Пуллува, используемая племенами Пуллуван в Керале в религиозных церемониях, и Пуллуван . паатту

Будучи общим названием для любого струнного инструмента, существует множество типов вины. [31] Некоторые важные из них:

  • Рудра вина — это резная вина с двумя большими тумбами (резонаторами) одинакового размера под цитрой. [32] На этом инструменте играют, кладя его наклонно так, чтобы одна тыква находилась на колене, а другая - над плечом. [25] [33] Мифология гласит, что этот инструмент создал бог Шива. [32] Возможно, это изобретение средневековой эпохи после VI века. [33] По словам Алена Даниэлу , этот инструмент более древний, а его более ранние известные версии с 6 по 10 века имели только один резонатор с семью струнами, сделанными из разных металлов. [25]
  • Сарасвати вина — еще одна резная вина, очень почитаемая в индийских традициях, особенно в индуизме. Его часто изображают в виде двух резонаторов разного размера. Ранее известный как Рагхунатха вина , во времена короля Рагхунатхи Наяки. Для игры нужно держать ее под углом примерно 45 градусов поперек тела, а тыкву меньшего размера - над левым бедром музыканта. Этот инструмент родственен древнему инструменту из Южной Индии, в регионе, который сейчас называется Кералой , где древняя версия называется Нантуни или Нандуруни. [34]
  • Вичитра вина и Читра вина или готтувадхьям не имеют ладов. Это похоже на напевание человеческого певца. На вине Вичитра играют с помощью куска овального или круглого стекла, которое используется для остановки струн для создания тонких музыкальных орнаментов и слайдов во время выступления. [32]
  • Ситар — персидское слово, означающее три струны. [35] Легенды утверждают, что Амир Хусро Делийского султаната переименовал Тритантри вину в ситар, но это маловероятно, поскольку в списке музыкальных инструментов, созданном историками Акбара, не упоминаются ситар или ситария. [36] Ситар пользовался популярностью среди индийских музыкантов-мусульман. [37]
  • Сурбахар - версия ситара с базовой настройкой, созданная из-за того, что игроки на ситаре хотели играть базовую мелодию, подобную мелодии Сарасвати вины.
  • Алапини вина . Исторический. с одной струной Вина в стиле цитры , короче, чем однострунная вина Эка-тантри . У него был один резонатор в форме половины тыквы, который прижимался к груди игрока во время перетягивания струны.
  • Боббили Вина , специализированная вина Сарасвати, вырезанная из цельного куска дерева. Назван в честь Боббили из Андхра-Прадеша , где зародился этот инструмент.
  • Читра вина , современная 21-струнная безладовая лютня, также называемая Готтувадьям или Котувадья .
  • Читра вина , 7-струнная арочная арфа , популярная с древних времен примерно до 5-го века нашей эры.
  • Качапи вина , ныне называемая ситар Качуа , построена с использованием деревянной модели черепахи или черепахи в качестве резонатора. [35]
  • Киннари вина , один из трех типов вины, упомянутых в « Сангита Ратнакара» (написанной в 1210–1247 гг. н.э.) Шарнгадевой . Двумя другими упомянутыми были Алапини вина и Эка-тантри вина . Трубчатая цитра с несколькими тыквами для резонаторов. [2] В сохранившихся музейных образцах центральная тыква открыта там, где она прижимается к груди игрока, как Ксе Диев или Алапини Вина .
  • Пинаки вина , родственная Саранги . [38] Исторический. Склоненная вина, напоминающая рудра вину. Ноты брались путем перемещения палочки или скорлупы кокосового ореха по струне.
  • Пуллува вина , используемая племенем Пуллуван в Керале в религиозных церемониях и Пуллуван патту .
  • Маттакокила вина (что означает «опьяненная кукушка»), 21-струнный инструмент, упомянутый в литературе, тип не доказан. Возможно, древняя вина (арочная арфа) или цитра . [2] [39] [40]
  • Мохан вина , модифицированный сарод , созданный игроком на сароде Радхикой Мохан Майтрой в 1940-х годах. Изготовлен из модифицированной гавайской гитары и сарода.
  • Маюри вина , также называемый Таус (от арабского tawwus , что означает «павлин»), инструмент с резьбой в виде павлина в качестве резонатора, украшенный настоящими павлиньими перьями.
  • Муха вина – духовой инструмент.
  • Нага вина . Инструмент с резьбой в виде змеи для украшения.
  • Нагула вина , инструмент без резонатора.
  • Шататантри Вина ( Сантур ),
  • Гаятри вина (только с одной струной)
  • Саптатантри Вина
  • Вода Ранджана
  • Сагар вина — пакистанский инструмент, созданный в 1970 году известным пакистанским юристом Разой Казимом .
  • Сарадия вина , ныне называемая Сарод . [41]
  • Танджавур вина , особая вина Сарасвати, вырезанная из цельного куска дерева. Назван в честь Танджавура в штате Тамил Наду , где зародился этот инструмент.
  • Тривени вина

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вина: Музыкальный инструмент , Британская энциклопедия (2010)
  2. ^ Jump up to: а б с Аластер Дик; Гордон Гики; Ричард Уиддесс (1984). «Вина, раздел 4 Средневековые цитры». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . стр. 729–730. Том 3.
  3. ^ Jump up to: а б с д Доротея Э. Хаст; Джеймс Р. Каудери; Стэнли Арнольд Скотт (1999). Исследование мира музыки: введение в музыку с точки зрения мировой музыки . Кендалл и Хант. стр. 151–152. ISBN  978-0-7872-7154-1 .
  4. ^ Тутут Хераван; Розайда Газали; Мустафа Мат Дерис (2014). Последние достижения в области мягких вычислений и интеллектуального анализа данных . Спрингер. п. 512. ИСБН  978-3-319-07692-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с Ритвик Саньял; Ричард Уиддесс (2004). Дхрупад: традиции и исполнение в индийской музыке . Эшгейт. стр. 23–25. ISBN  978-0-7546-0379-5 .
  6. ^ Jump up to: а б Лохтефельд 2002 , стр. 753–754.
  7. ^ Jump up to: а б с д Рэндел 2003 , стр. 819–820.
  8. ^ Субраманиан Сваминатан. «Картины» . Сайган.com . Киннара играет Каччапа Вину, Панель Падмапани, Пещера 1
  9. ^ Jump up to: а б Монье Монье-Вильямс, वीणा , Санскритско-английский словарь с этимологией, Oxford University Press, страница 1005
  10. ^ Jump up to: а б Роуэлл 2015 , стр. 33, 86–87, 115–116.
  11. ^ Jump up to: а б с Аллин Майнер (2004). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс. стр. 26–27 . ISBN  978-81-208-1493-6 .
  12. ^ Сунира Касливал (2004). Классические музыкальные инструменты . Рупа. стр. 70–72, 102–114. ISBN  978-81-291-0425-0 .
  13. ^ Те Ниенхейс 1974 , стр. 17–22.
  14. ^ Jump up to: а б Бек 1993 , стр. 108–112.
  15. ^ Гейб Химстра (22 февраля 2019 г.). «Вайника, Вайника: 6 определений» . Библиотека мудрости (wisdom lib.org) . Кёльнские цифровые санскритские словари: Санскритско-английский словарь Бенфея... Вайника (वैणिक).—ie viṇā + ika, m. Лютист.
  16. ^ Jump up to: а б Мадхаван (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 131–132. ISBN  978-1-317-27886-3 .
  17. ^ Лидова 2014 .
  18. ^ Беттина Боймер; Капила Вацяян (1988). Калататтвакоса: Лексикон фундаментальных понятий индийского искусства . Мотилал Банарсидасс. стр. 135–136. ISBN  978-81-208-1402-8 .
  19. ^ Далал 2014 , стр. 272–273.
  20. ^ Роуэлл 2015 , стр. 114–116.
  21. ^ Роуэлл 2015 , стр. 98–104.
  22. ^ Jump up to: а б Екатерина Людвик (2007). Сарасвати, речная богиня знаний: от вина-игрока, несущего рукописи, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . БРИЛЛ Академик. стр. 227–229. ISBN  978-90-04-15814-6 .
  23. ^ " "Галереи монет: Гупта: Самудрагупта" " .
  24. ^ Jump up to: а б Неттл и др. 1998 , стр. 352–355.
  25. ^ Jump up to: а б с д Рудра Вина , Ален Даниэлу, Smithsonian Folkways и ЮНЕСКО (1987)
  26. ^ Каудхури 2000 , с. 79.
  27. ^ Каудхури 2000 , стр. 26–27.
  28. ^ Роуэлл 2015 , стр. 153–164.
  29. ^ Каудхури 2000 , стр. 111–113.
  30. ^ Гаутам 1993 , с. 9.
  31. ^ Мартинес 2001 , стр. 127–128.
  32. ^ Jump up to: а б с Соррелл и Нараян 1980 , стр. 48–49.
  33. ^ Jump up to: а б Сунира Касливал (2004). Классические музыкальные инструменты . Рупа. стр. 116–124. ISBN  978-81-291-0425-0 .
  34. ^ Сунира Касливал (2004). Классические музыкальные инструменты . Рупа. стр. 117–118, 123. ISBN.  978-81-291-0425-0 .
  35. ^ Jump up to: а б Каудхури 2000 , с. 179.
  36. ^ Каудхури 2000 , с. 65.
  37. ^ Каудхури 2000 , с. 66.
  38. ^ Каудхури 2000 , с. 177.
  39. ^ Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Маттакокила». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 623. Том 2.
  40. ^ Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Сюрмандал». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 477. Том 3. в... Сангитаратнакаре , хордофоне с 21 струной... упоминается... неясно, была ли это доска цитры или даже видел ли ее автор на самом деле... возможно, это была а... арфа-вина...
  41. ^ Каудхури 2000 , с. 176.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Винасом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77e5ba7b1dea8dbec31a677723500718__1721817600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/18/77e5ba7b1dea8dbec31a677723500718.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Veena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)