Вина
![]() Сарасвати Вина | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Вина [1] |
Классификация | Струнные инструменты |
Развитый | Вина применяла струнные инструменты в индийских письменных источниках по крайней мере с 1000 г. до н.э. Инструменты, использующие это название, включают формы арочной арфы и музыкального лука, лютни, средневековые цитры-палочки и трубчатые цитры , смычковые хордофоны , безладовые лютни , Рудра бин и Сарасвати вину . [2] |
Связанные инструменты | |
Читра вина , Вина в стиле арфы , Мохан вина , Рудра вина , Сарасвати вина , Вичитра вина , Сарод , Ситар , Сурбахар , Сурсингар , Тамбурас , Тамбура , |
Вина хордофонных , также пишется как вина ( санскрит : वीणा IAST : viṇā), представляет собой любой из различных инструментов Индийского субконтинента . [3] Древние музыкальные инструменты превратились во множество вариаций, таких как лютни , цитры и арфы . [1] Многие региональные конструкции имеют разные названия, такие как Рудра-вина , Сарасвати-вина , Вичитра-вина и другие. [4] [5]
Северо-индийская рудра вина , используемая в классической музыке хиндустани , представляет собой цитру . [1] Его длина составляет от 3,5 до 4 футов (от 1 до 1,2 метра), что соответствует размерам музыканта, оно имеет полый корпус и две большие резонирующие тыквы, по одной под каждым концом. [5] Он имеет четыре основные мелодические струны и три вспомогательные гудящие струны. [1] Чтобы играть, музыкант перебирает мелодические струны вниз медиатором, который надевают на указательный и второй пальцы, а по гудящим струнам перебирают мизинцем играющей руки. Музыкант при желании останавливает резонирующие струны пальцами свободной руки. В наше время в выступлениях Северной Индии вину обычно заменяют ситаром . [1] [3]
Южно-индийская Сарасвати-вина , используемая в классической музыке Карнатика , представляет собой лютню. Это лютня грушевидной формы с длинной шеей, но вместо нижней тыквы североиндийской конструкции у нее есть деревянная деталь грушевидной формы. Однако он также имеет 24 лада, четыре мелодические струны и три гудящие струны, и играется на нем аналогично. Он остается важным и популярным струнным инструментом в классической музыке Карнатика . [1] [6] [7]
Как щипковая лютня с ладами, вина может воспроизводить высоту звука в полном трехоктавном диапазоне. [3] Длинный полый гриф этих индийских инструментов позволяет создавать эффекты портаменто и орнаменты легато, встречающиеся в индийских рагах . [7] Это был популярный инструмент в индийской классической музыке , и он почитался в индийской культуре благодаря включению в иконографию Сарасвати , индуистской богини искусств и обучения. [6]
Этимология и история
[ редактировать ]- См.: Древняя вина : См.: История инструментов семейства лютни.
Санскритское ) слово вина ( वीणा в древней и средневековой индийской литературе является общим термином для обозначения щипковых струнных музыкальных инструментов. Он упоминается в Ригведе , Самаведе и другой ведической литературе, такой как Шатапатха Брахман и Тайттирия Самхита . [9] [10] В древних текстах Нараде приписывают изобретение тампуры , описываемой как семиструнный инструмент с ладами. [9] [11] По словам Суниры Касливала, профессора музыки, в древних текстах, таких как Ригведа и Атхарваведа (обе до 1000 г. до н. э.), а также Упанишады (ок. 800–300 гг. до н. э.), струнный инструмент называется вана , термин, который превратился в вину . В ранних санскритских текстах любой струнный инструмент называется вана ; к ним относятся смычковые, щипковые, однострунные, многострунные, струнные инструменты в стиле лиры с ладами, без ладов, цитры, лютни или арфы. [12] [13] [14]
Человека, играющего на вине, называют ваиника . [15]
обсуждается в Натья Шастре Бхараты Муни, старейшем из сохранившихся древних индуистских текстов о классической музыке и исполнительском искусстве Вина . [16] Этот санскритский текст, завершенный, вероятно, между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э., [17] начинает свое обсуждение с утверждения, что «человеческое горло — это сарир вина , или музыкальный струнный инструмент тела», когда оно усовершенствовано, и что источником музыки гандхарвов является такое же горло, струнный инструмент и флейта. [16] Та же самая метафора человеческого голосового органа, являющегося формой вины , также встречается в более древних текстах индуизма , таких как стих 3.2.5 Айтарейя Араньяки , стих 8.9 Шанхайана Араньяки и других. [10] [14] [18] Древний эпос Махабхарата описывает мудреца Нараду как ведического мудреца, известного как «вининист». [19]
Натья Шастра описывает семиструнный инструмент и другие струнные инструменты в 35 стихах: [20] а затем объясняет, как следует играть на инструменте. [11] [21] Техника исполнения предполагает, что вина во времена Бхараты Муни сильно отличалась от цитры или лютни, ставших популярными после Натья Шастры завершения . Древняя вина , по мнению Аллина Майнера и других учёных, была ближе к арочной арфе . Самые ранние музыканты, играющие на вине в стиле лютни и цитры, встречаются на рельефах индуистских и буддийских пещерных храмов в первые века нашей эры. Точно так же индийские скульптуры середины I тысячелетия нашей эры изображают музыкантов, играющих на струнных инструментах. [11] Примерно к VI веку нашей эры скульптуры богини Сарасвати преимущественно выполнены с виной в стиле цитры, похожей на современные стили. [22]
Ранняя Гупта вина: изображение и техника игры.
[ редактировать ]
Одной из ранних вин, использовавшихся в Индии с давних времен до периода Гуптов , был инструмент типа арфы , а точнее арочной арфы . В нее играли, держа струны параллельно телу игрока, перебирая струны обеими руками, как показано на Самудрагупты . золотых монетах [23] В пещере Вина в Удаягири находится одно из самых ранних визуальных изображений игрока на вине, которого считают Самудрагуптой.
Строительство
[ редактировать ]На первый взгляд, отличие северной и южноиндийской конструкции заключается в наличии двух резонансных тыкв на севере, тогда как на юге вместо нижней тыквы прикреплен деревянный корпус грушевидной формы. Однако есть и другие различия, а также много сходств. [1] В современных конструкциях вместо полых тыкв и тыкв используется стекловолокно или другие материалы. [24] Конструкция адаптирована к пропорциям тела музыканта, чтобы ей было удобно держать инструмент и играть на нем. Он колеблется от 3,5 до 4 футов (от 1 до 1,2 метра). Корпус изготовлен из специального дерева и является полым. Обе модели имеют четыре мелодические струны, три гудящие струны и двадцать четыре лада. [1] [3] [5] Конец инструмента, как правило, имеет изящную форму, например, в виде лебедя , а внешние поверхности красочно украшены традиционными индийскими узорами. [24]
Мелодические струны настроены в c' gc G (тоника, квинта, октава и четвертая кварта). [25] ), из которого сарани (лисичка). часто употребляется [7] Гудящие струны настроены в ноте до-g'-до (двойная октава, тоника и октава). [25] ). Дроны обычно используются для создания ритмических танамов индийской классической музыки и для выражения гармонии с помощью тала в ладоши произведения. [7]
Основная струна называется Наяки Тар (नायकी तार), и в вине Сарасвати она находится с левой стороны от наблюдателя. [26] На инструменте играют тремя пальцами правой (доминирующей) руки, нанося удары внутрь или наружу изогнутым плектром («мизраб»). Указательный и второй пальцы ударяют по мелодической струне внутрь, чередуя ноты, а мизинец ударяет по симпатическим струнам наружу.
Алфавиты бола, отбиваемые в североиндийской вине, - это да, га, ра на основных струнах и многие другие, наносимые комбинацией пальцев и других струн. [27] [28] Настройки и настройку вины можно зафиксировать или отрегулировать, ослабив колки, чтобы исполнить Дхруву с фиксированных и Кала с ослабленными колышками так, чтобы вторая струна и первая струна совпадали. [29]
Одно из самых ранних описаний терминологии, используемой в настоящее время для строительства, модификации и эксплуатации вины, содержится в «Сангите Кудамани» Говинды. [30]
Типы
[ редактировать ]




Будучи общим названием для любого струнного инструмента, существует множество типов вины. [31] Некоторые важные из них:
- Рудра вина — это резная вина с двумя большими тумбами (резонаторами) одинакового размера под цитрой. [32] На этом инструменте играют, кладя его наклонно так, чтобы одна тыква находилась на колене, а другая - над плечом. [25] [33] Мифология гласит, что этот инструмент создал бог Шива. [32] Возможно, это изобретение средневековой эпохи после VI века. [33] По словам Алена Даниэлу , этот инструмент более древний, а его более ранние известные версии с 6 по 10 века имели только один резонатор с семью струнами, сделанными из разных металлов. [25]
- Сарасвати вина — еще одна резная вина, очень почитаемая в индийских традициях, особенно в индуизме. Его часто изображают в виде двух резонаторов разного размера. Ранее известный как Рагхунатха вина , во времена короля Рагхунатхи Наяки. Для игры нужно держать ее под углом примерно 45 градусов поперек тела, а тыкву меньшего размера - над левым бедром музыканта. Этот инструмент родственен древнему инструменту из Южной Индии, в регионе, который сейчас называется Кералой , где древняя версия называется Нантуни или Нандуруни. [34]
- Вичитра вина и Читра вина или готтувадхьям не имеют ладов. Это похоже на напевание человеческого певца. На вине Вичитра играют с помощью куска овального или круглого стекла, которое используется для остановки струн для создания тонких музыкальных орнаментов и слайдов во время выступления. [32]
- Ситар — персидское слово, означающее три струны. [35] Легенды утверждают, что Амир Хусро Делийского султаната переименовал Тритантри вину в ситар, но это маловероятно, поскольку в списке музыкальных инструментов, созданном историками Акбара, не упоминаются ситар или ситария. [36] Ситар пользовался популярностью среди индийских музыкантов-мусульман. [37]
- Сурбахар - версия ситара с базовой настройкой, созданная из-за того, что игроки на ситаре хотели играть базовую мелодию, подобную мелодии Сарасвати вины.
- Алапини вина . Исторический. с одной струной Вина в стиле цитры , короче, чем однострунная вина Эка-тантри . У него был один резонатор в форме половины тыквы, который прижимался к груди игрока во время перетягивания струны.
- Боббили Вина , специализированная вина Сарасвати, вырезанная из цельного куска дерева. Назван в честь Боббили из Андхра-Прадеша , где зародился этот инструмент.
- Читра вина , современная 21-струнная безладовая лютня, также называемая Готтувадьям или Котувадья .
- Читра вина , 7-струнная арочная арфа , популярная с древних времен примерно до 5-го века нашей эры.
- Качапи вина , ныне называемая ситар Качуа , построена с использованием деревянной модели черепахи или черепахи в качестве резонатора. [35]
- Киннари вина , один из трех типов вины, упомянутых в « Сангита Ратнакара» (написанной в 1210–1247 гг. н.э.) Шарнгадевой . Двумя другими упомянутыми были Алапини вина и Эка-тантри вина . Трубчатая цитра с несколькими тыквами для резонаторов. [2] В сохранившихся музейных образцах центральная тыква открыта там, где она прижимается к груди игрока, как Ксе Диев или Алапини Вина .
- Пинаки вина , родственная Саранги . [38] Исторический. Склоненная вина, напоминающая рудра вину. Ноты брались путем перемещения палочки или скорлупы кокосового ореха по струне.
- Пуллува вина , используемая племенем Пуллуван в Керале в религиозных церемониях и Пуллуван патту .
- Маттакокила вина (что означает «опьяненная кукушка»), 21-струнный инструмент, упомянутый в литературе, тип не доказан. Возможно, древняя вина (арочная арфа) или цитра . [2] [39] [40]
- Мохан вина , модифицированный сарод , созданный игроком на сароде Радхикой Мохан Майтрой в 1940-х годах. Изготовлен из модифицированной гавайской гитары и сарода.
- Маюри вина , также называемый Таус (от арабского tawwus , что означает «павлин»), инструмент с резьбой в виде павлина в качестве резонатора, украшенный настоящими павлиньими перьями.
- Муха вина – духовой инструмент.
- Нага вина . Инструмент с резьбой в виде змеи для украшения.
- Нагула вина , инструмент без резонатора.
- Шататантри Вина ( Сантур ),
- Гаятри вина (только с одной струной)
- Саптатантри Вина
- Вода Ранджана
- Сагар вина — пакистанский инструмент, созданный в 1970 году известным пакистанским юристом Разой Казимом .
- Сарадия вина , ныне называемая Сарод . [41]
- Танджавур вина , особая вина Сарасвати, вырезанная из цельного куска дерева. Назван в честь Танджавура в штате Тамил Наду , где зародился этот инструмент.
- Тривени вина
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вина: Музыкальный инструмент , Британская энциклопедия (2010)
- ^ Jump up to: а б с Аластер Дик; Гордон Гики; Ричард Уиддесс (1984). «Вина, раздел 4 Средневековые цитры». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . стр. 729–730. Том 3.
- ^ Jump up to: а б с д Доротея Э. Хаст; Джеймс Р. Каудери; Стэнли Арнольд Скотт (1999). Исследование мира музыки: введение в музыку с точки зрения мировой музыки . Кендалл и Хант. стр. 151–152. ISBN 978-0-7872-7154-1 .
- ^ Тутут Хераван; Розайда Газали; Мустафа Мат Дерис (2014). Последние достижения в области мягких вычислений и интеллектуального анализа данных . Спрингер. п. 512. ИСБН 978-3-319-07692-8 .
- ^ Jump up to: а б с Ритвик Саньял; Ричард Уиддесс (2004). Дхрупад: традиции и исполнение в индийской музыке . Эшгейт. стр. 23–25. ISBN 978-0-7546-0379-5 .
- ^ Jump up to: а б Лохтефельд 2002 , стр. 753–754.
- ^ Jump up to: а б с д Рэндел 2003 , стр. 819–820.
- ^ Субраманиан Сваминатан. «Картины» . Сайган.com .
Киннара играет Каччапа Вину, Панель Падмапани, Пещера 1
- ^ Jump up to: а б Монье Монье-Вильямс, वीणा , Санскритско-английский словарь с этимологией, Oxford University Press, страница 1005
- ^ Jump up to: а б Роуэлл 2015 , стр. 33, 86–87, 115–116.
- ^ Jump up to: а б с Аллин Майнер (2004). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Мотилал Банарсидасс. стр. 26–27 . ISBN 978-81-208-1493-6 .
- ^ Сунира Касливал (2004). Классические музыкальные инструменты . Рупа. стр. 70–72, 102–114. ISBN 978-81-291-0425-0 .
- ^ Те Ниенхейс 1974 , стр. 17–22.
- ^ Jump up to: а б Бек 1993 , стр. 108–112.
- ^ Гейб Химстра (22 февраля 2019 г.). «Вайника, Вайника: 6 определений» . Библиотека мудрости (wisdom lib.org) .
Кёльнские цифровые санскритские словари: Санскритско-английский словарь Бенфея... Вайника (वैणिक).—ie viṇā + ika, m. Лютист.
- ^ Jump up to: а б Мадхаван (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 131–132. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Лидова 2014 .
- ^ Беттина Боймер; Капила Вацяян (1988). Калататтвакоса: Лексикон фундаментальных понятий индийского искусства . Мотилал Банарсидасс. стр. 135–136. ISBN 978-81-208-1402-8 .
- ^ Далал 2014 , стр. 272–273.
- ^ Роуэлл 2015 , стр. 114–116.
- ^ Роуэлл 2015 , стр. 98–104.
- ^ Jump up to: а б Екатерина Людвик (2007). Сарасвати, речная богиня знаний: от вина-игрока, несущего рукописи, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . БРИЛЛ Академик. стр. 227–229. ISBN 978-90-04-15814-6 .
- ^ " "Галереи монет: Гупта: Самудрагупта" " .
- ^ Jump up to: а б Неттл и др. 1998 , стр. 352–355.
- ^ Jump up to: а б с д Рудра Вина , Ален Даниэлу, Smithsonian Folkways и ЮНЕСКО (1987)
- ^ Каудхури 2000 , с. 79.
- ^ Каудхури 2000 , стр. 26–27.
- ^ Роуэлл 2015 , стр. 153–164.
- ^ Каудхури 2000 , стр. 111–113.
- ^ Гаутам 1993 , с. 9.
- ^ Мартинес 2001 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б с Соррелл и Нараян 1980 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б Сунира Касливал (2004). Классические музыкальные инструменты . Рупа. стр. 116–124. ISBN 978-81-291-0425-0 .
- ^ Сунира Касливал (2004). Классические музыкальные инструменты . Рупа. стр. 117–118, 123. ISBN. 978-81-291-0425-0 .
- ^ Jump up to: а б Каудхури 2000 , с. 179.
- ^ Каудхури 2000 , с. 65.
- ^ Каудхури 2000 , с. 66.
- ^ Каудхури 2000 , с. 177.
- ^ Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Маттакокила». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 623. Том 2.
- ^ Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Сюрмандал». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 477. Том 3.
в... Сангитаратнакаре , хордофоне с 21 струной... упоминается... неясно, была ли это доска цитры или даже видел ли ее автор на самом деле... возможно, это была а... арфа-вина...
- ^ Каудхури 2000 , с. 176.
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Гай (1993). Звуковая теология: индуизм и священный звук . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-0-87249-855-6 .
- Чаудхури, Вималаканта Ройя (2000). Словарь классической музыки хиндустани Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1708-1 .
- Далал, Рошен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- Даниэлу, Ален (1949). Музыка Северной Индии, Том 1. Теория и техника; Том 2. Основные раги . Лондон: К. Джонсон. OCLC 851080 .
- Гаутам, MR (1993). Эволюция раги и талы в индийской музыке . Мунширам Манохарлал. ISBN 81-215-0442-2 .
- Кауфманн, Вальтер (1968). Раги Северной Индии . Издательство Оксфордского и Индианского университетов. ISBN 978-0-253-34780-0 . OCLC 11369 .
- Лал, Ананда (2004). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564446-3 .
- Lidova, Natalia (2014). Natyashastra . Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма, набор из двух томов . Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-2287-1 .
- Мартинес, Хосе Луис (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1801-9 .
- Неттл, Бруно; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; Тимоти Райс (1998), Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент , Routledge, ISBN 978-0-8240-4946-1
- Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь (четвертое изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- Роуэлл, Льюис (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- Соррелл, Нил; Нараян, Рам (1980). Индийская музыка в исполнении: практическое введение . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-0756-9 .
- Те Нидженхейс, Эмми (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-03978-3 .
- Вацяян, Капила (1977). Классический индийский танец в литературе и искусстве . Академия Сангит Натак. OCLC 233639306 . , Оглавление
- Вацяян, Капила (2008). Эстетические теории и формы в индийской традиции . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-87586-35-7 . OCLC 286469807 .
- Уилке, Аннетт; Мобус, Оливер (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-024003-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Винасом, на Викискладе?
- Рудра Вина, Вичитра Вина, Сарод и Шахнай , Ален Даниэлу, Смитсоновский институт Folkways и ЮНЕСКО
- Ансамбль музыки Индии: Вина , факультет этномузыкологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.