сетки
Гиттерн или «Квинтерн» из пяти блюд, датированный 1450 годом, построенный мастером Гансом Отом. | |
Классификация | Струнный инструмент ( щипковый ) |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322 (коробчатая лютня с шейкой) ( Хордофон ) |
Развитый | 13 век |
Связанные инструменты | |
Список |
Гиттерн представлял собой относительно небольшой инструмент с жильной струной и круглой спинкой, который впервые появился в литературе и графических изображениях в 13 веке в Западной Европе (Иберийский полуостров, Италия, Франция, Англия). Обычно его изображают играющим с пером- плектром . [ 1 ] как это ясно видно, начиная с иллюминаций рукописей тринадцатого века. Его также называли гитерной в Испании, гитерной или гитеррой во Франции, читаррой в Италии и квинтерном в Германии. [ 2 ] Популярный инструмент среди придворных музыкантов, менестрелей и любителей, гиттерн считается прародителем современной гитары и других инструментов, таких как мандор , бандуррия и галличон . [ 3 ] [ 4 ]
С начала 16 века в форме виуэлы (с плоской спинкой) гитара в Испании, а затем и во Франции, наряду с гиттерном, стала появляться . Хотя инструмент с круглой спинкой, похоже, уступил место новой форме, которая постепенно превратилась в привычную сегодня гитару, влияние более раннего стиля продолжалось. Примеры лютней, преобразованных в гитары, существуют в нескольких музеях, а в специально созданных инструментах, таких как галличон, использовалась настройка и однострунная конфигурация современной гитары. Традиция изготовления гитар с круглой декой в Германии продолжалась до 20-го века под такими названиями, как Gittar-Laute и Wandervogellaute .
До 2002 года было известно только два сохранившихся средневековых гиттерна: [ 5 ] [ 6 ] один в Метрополитен-музее (см. Внешние ссылки), другой в замке-музее Вартбург . Третий был обнаружен в средневековом флигеле в Эльблонге , Польша. [ 6 ] [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]Спинка, горловина и колышек, вероятно, обычно вырезались из одного куска дерева. Встречавшаяся реже позже, в 15 веке, задняя часть была построена из ряда тонких заостренных ребер, соединенных по краям, что было характерно для лютни . В отличие от острого угла, соединяющего тело с шеей, который можно увидеть на лютне, тело и шея гиттерна соединялись либо плавной кривой, либо прямой линией. Серп, или иногда пологий дугообразный колышек, составлял с шейкой угол от 30 до 90 градусов. В отличие от лютни, большинство колышковых ящиков на гиттернах заканчивались резьбой в виде головы человека или животного.
Большинство гиттернов изображались имеющими три или (чаще) четыре ряда двойных струн. Есть также упоминания о пятикурсовых гиттернах 16 века. Хотя прямой информации о настройке гиттерна не так много, более поздние версии, вполне возможно, были настроены по четвертям и квинтам, как и мандор несколько десятилетий спустя. Лады были представлены в нескольких изображениях (в основном в итальянских и немецких), хотя, очевидно, отсутствовали в большинстве французских, испанских и английских изображений. Звуковое отверстие гиттерна закрывалось розеткой (изящной резьбой по дереву или вырезкой из пергамента), похожей на лютню.
Конструкция напоминает другие смычковые и щипковые инструменты, в том числе ребек , калабрийскую и византийскую лиру , гульку , лиерику , классическое кеменче , гудок и кобзу . Они имеют схожую форму, короткую шею и, как и гиттерн, вырезаны из цельного куска дерева.
Связь между гиттерном, цитолом, лютней и семейством гитар.
[ редактировать ]Некоторые отмечают, что в науке были ошибки (начиная с 19 века), из-за которых гиттерн стал называться мандоре, и наоборот. [ 8 ] и аналогичная путаница с цитолом . [ 8 ] В результате этой неопределенности во многих современных источниках гиттерны называются мандорами, а цитолы - гиттернами.
Ряд современных источников также утверждают, что этот инструмент был завезен в Европу из арабских регионов аналогично лютне , но фактические исторические данные, подтверждающие эту теорию, редки, неоднозначны и могут свидетельствовать об обратном. Различные использованные региональные названия (включая арабские), по-видимому, произошли с течением времени от греко-римского ( вульгарного латинского ) происхождения, хотя когда и как это произошло, в настоящее время неизвестно. [ нужна ссылка ] Вполне возможно, что этот инструмент существовал в Европе в период до арабских завоеваний Пиренейского полуострова, причем его названия расходились вместе с региональной эволюцией европейских языков от латыни после распада Римской империи (сравните романские языки ).
Хотя название лютни (португальское alaúde , испанское laud , от арабского al-ʿūd ) и сам инструмент интерпретируются как имеющие арабско-персидское происхождение , гиттерн не появляется в исторических арабских исходных материалах, чтобы поддержать то, что может только быть спекуляцией. [ нужна ссылка ]
Этимология и идентичность
[ редактировать ]Гиттерн настолько полностью исчез из памяти в Англии, что идентификация инструмента оказалась проблематичной для исследователей старинной музыки 20-го века. Предполагалось, что происхождение современной гитары можно было обнаружить только путем изучения инструментов с плоской декой. Как следствие, то, что сейчас считается единственным известным сохранившимся средневековым цитолом , до недавнего времени называлось гиттерном.
В 1977 году Лоуренс Райт опубликовал свою статью «Средневековый гиттерн и цитол: случай ошибочной идентичности». в выпуске 30 журнала Общества Галпина ; с подробными ссылками на первичные исторические источники, раскрывающие гиттерн как инструмент с круглой спинкой, а так называемый « гиттерн Уорикского замка » (инструмент с плоской спинкой) как первоначально цитол.
Исследования Райта также соответствовали наблюдениям о происхождении гитары с плоской декой, сделанным испанским музыковедом 16-го века Хуаном Бермудо . Благодаря такому теоретическому подходу учёные получили возможность распутать ранее запутанную и противоречивую номенклатуру . Из-за сложного характера темы приведенный ниже список и ссылки должны помочь в дальнейшем чтении.
- Названия на английском языке: gittern, gittron, giterninge, giterne. Джона Плейфорда Книга «Новые уроки игры на цитерне и гиттерне» (опубликованная в Лондоне в 1652 году) может представлять собой ответ на продолжающуюся популярность обоих инструментов; хотя упоминания о гиттерне практически исчезают в Англии в следующем столетии. Гитара, которая вновь появляется в середине 1750-х годов (называемая английской гитарой или «гитарой»), пользуется волной популярности, которая угасла в 19 веке; Это совершенно другой инструмент, связанный с более поздними разработками цитры . В XIV веке, во времена Джеффри Чосера , буква «е», стоящая в конце его английского написания «gyterne», должна была произноситься . Но после большого сдвига гласных в гиттерне Плейфорда буква «е» полностью исчезла. Хотя работа Райта позволила идентифицировать средневековый инструмент, ссылки на него в Англии XVI века более неоднозначны в отношении структуры, что привело к первоначальной путанице при идентификации цитола. Похоже, что французская и испанская мода оказала влияние на гиттерн во времена Генрих VIII , как и в других местах.

- Имена на французском языке: gviterre (буква «v» является латинским заменителем буквы «u»), guisterne, Guitarre, guiterne, Guyterne, guiterre, quinterne, quitaire, quitarre (буква «е» в конце слова могла быть подчеркнута). в иной и более тяжелой форме по сравнению с современным произношением (аналогично английскому). Во Франции щипковая форма » с плоской спинкой « vielle ( родственная испанскому «vihuela») никогда не приобретала того значения, которое она приобрела на Пиренейском и итальянском полуостровах. Как следствие, замена гитары с круглой спинкой новым испанским стилем кажется несвязанной и мало что прослеживаемой в исторических источниках. В 16 веке появились публикации (с иллюстрациями на передней обложке, изображающими инструмент) произведений таких композиторов, как Гийом Морле и Адриан Ле Рой, предназначенных для четырехрядной гитары с плоской спинкой, что отражает новую популярность во Франции, возможно, в большей степени, чем в Испании.
- Названия на итальянском языке: читарино (итал. уменьшительное, т.е. маленькая читара), читаррино, читарра , цитара. Джеймс Тайлер рассмотрел возможность того, что читарино является предком ранней мандолины 15 века. Читаррон (буквально большая «читарра») — инструмент , появившийся в конце 1580-х годов и ставший важным благодаря своей роли в бассо континуо, поддерживающей различные музыкальные ансамбли в 17 веке, а также для сольных произведений. Альтернативное название «тиорба» (англ. theorbo ) вытеснило исходное слово и теперь является предпочтительным термином, используемым современными музыкантами.
- Названия на немецком языке: quintern, chiterna, quinterna - возможно, произошли от более позднего развития инструмента с пятью курсами (наложение латинского quinctus «пять» на chiterna или подобное). Хуан Бермудо упомянул, что видел гитару с пятью курсами , но инструменты с четырьмя курсами были нормальными. Квинтерна , которая появляется в немецком трактате Михаэля Преториуса о музыкальных инструментах 1618 года Syntagma Musicum (фото 16), имеет колышки, вставленные в ящик сбоку, но корпус теперь имеет плоскую форму восьмерки. Как и Бермудские острова, Преториус также упоминает 5 курсов инструментов, но считает 4 курса нормальными. Сохранившийся инструмент Ганса Ота необычен по сравнению с историческими изображениями: струны проходят через мост и крепятся к нижнему краю корпуса. Струны на исторических иллюстрациях обычно показаны прикрепленными к мосту, что может указывать на то, что инструмент был преобразован из четырех рядов позднее в его постройку, а первоначальный мост был отсоединен.
- Имя на испанском: guiterna
- Имена на арабском языке: куитра , китра, кайтара. Этот четырехрядный инструмент с круглой декой обычно упоминается в связи с теориями, подтверждающими арабское происхождение гиттерна. Он построен аналогично читарре Italiana и уду, хотя колковая коробка утратила все следы своего «серповидного» предшественника. Современный инструмент, похоже, выжил и развился в Алжире в изоляции от окружающих регионов и традиционно ассоциируется с музыкой Аль-Андалуса . Считается, что эта культурная традиция в Северной Африке тесно связана с развитием Пиренейского полуострова и последующим изгнанием мориско между 1609 и 1614 годами.
- Название на португальском языке: Процесс, в результате которого гитара с круглой декой стала в Испании инструментом с плоской декой (и сам инструмент), похоже, не оказал большого влияния на историю Португалии. Использование слова «гитара» в 18 веке (по настоящее время) в Португалии относится к другому инструменту — гитаре португальской , связанной с более поздним развитием цитры.
Современный португальский эквивалент «испанской гитары» до сих пор широко известен как альт ( violão в Бразилии — буквально большой альт), как и некоторые более мелкие региональные инструменты . Португальское слово «альт» (как и итальянское) родственно испанскому слову «виуэла». В отличие от Испании, во всех этих инструментах традиционно использовались металлические струны до появления современных нейлоновых струн. В то время как современная виола теперь обычно имеет нейлоновые струны (хотя варианты стальных струн все еще существуют), в Португалии музыканты различают версию с нейлоновыми струнами как классическую гитару и традиционный инструмент как виолу де фадо , что отражает историческую связь с музыкой фаду .
Считается, что англичане и немцы заимствовали свои имена у французов. [ 10 ] Считается, что испанское «гитара», итальянское «читарра» и французское «гитара» произошли от греческого « китара ». [ 10 ] - хотя истоки исторического процесса, который привел к этому, еще не поняты, и фактических свидетельств, кроме лингвистических, для изучения очень мало.
Роль в литературе
[ редактировать ]Песни Санта-Марии
[ редактировать ]XIII века В испанской литературе для современных интерпретаций часто используется «Кантигас-де-Санта-Мария» с подробными цветными миниатюрными иллюстрациями, изображающими музыкантов, играющих на самых разных инструментах: изображения воспроизводятся и имеют подписи, сопровождаемые утверждениями, поддерживающими различные теории и комментариями об инструментах. .
Ни одна из сохранившихся четырех рукописей не содержит подписей (или текста в стихах), подтверждающих наблюдения, за исключением того, что гиттерн, похоже, имел равный статус с другими инструментами. Хотя отношение общества к таким инструментам, как лютня, ребек и гиттерн, возможно, изменилось в Испании гораздо позже под культурным влиянием Реконкисты , то, что записано в Кантигасах, указывает на обратное в этот период истории.
Этот инструмент не только не считался примером исламской культуры, но и использовался в одном случае для иллюстрации принципов христианской религиозной доктрины. Французский теолог Жан Жерсон сравнил четыре основные добродетели с « la guiterne de quatre cordes » (гитарой четырех струн). Итальянский государственный деятель и поэт Данте Алигьери , говоря о качествах (а возможно, и о структуре) гиттерна, сказал: «...так же, как было бы предосудительной операцией сделать лопату из прекрасного меча или кубок из прекрасной читарры ."
Вильгельм Машо
[ редактировать ]Однако французский композитор XIV века Гийом де Машо в своем стихотворении « Приз Александрии : 1150 г.» «Лютни, мораши и гитерны / играли в тавернах» отмечает светскую роль, далекую от религиозных упоминаний или королевских и герцогских дворов.
Джеффри Чосер
[ редактировать ]
Чосер также упоминает гиттерна в «Кентерберийских рассказах» (конец 14 века), на котором играют люди, часто посещающие таверны. В «Повести Миллера » Авессалом поет серенаду женщине за ее окном: [ 11 ]
Был там в той церкви приходской писарь ,
тот, который звали (назвали) Абсалон...
и как же он мог играть на гитерне.
Во всем городе ни (никогда не было) ни пивоварни, ни (ни) таверны,
что он не посещал своих солас [солос]. [ 12 ]
И его «Поварская сказка .», [ 11 ] Аль конне он играет на гиттерне или рибибле (все он может играть на гиттерне или ребабе). [ 13 ]
Другие письменные записи
[ редактировать ]Преториус, комментируя двойную социальную роль, «...в Италии Зиарлатини и Солт'ин банко используют их для простого аккомпанемента своей вилланелле и другим вульгарным, шутовским песням. (Эти люди чем-то похожи на наших комедиантов и шутов. .) Однако использовать ( читерну ) для красивой авторской песни хорошего профессионального певца – это совсем другое».
Гиттерн часто появлялся в период с 14 по начало 15 века в инвентарях нескольких дворов. При французском дворе Карла V зарегистрировано четыре, в том числе один из слоновой кости, а итальянские суды Эсте и Феррары зарегистрировали наем мастеров гиттерна (читарры).
Ресурсы
[ редактировать ]Муза старинной музыки - Гиттерн
База данных старинных музыкальных инструментов - Gittern
Ссылки
[ редактировать ]- ^ С. 118. Музыкальная энциклопедия. Нью-Йорк: Дом Гермеса, 2002.
- ^ Словарь музыкальных инструментов Grove (2-е издание) (апрель 2014 г.). Квинтерн [квинтерн] . ISBN 978-0-19-974339-1 . Проверено 20 марта 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Тайлер, Джеймс (январь 1981 г.). «Мандоре в 16 и 17 веках» (PDF) . Ранняя музыка . 9 (1): 22–31. дои : 10.1093/earlyj/9.1.22 . Проверено 10 апреля 2019 г.
...небольшой, похожий на лютню инструмент Средневековья, который современные писатели до недавнего времени называли «мандорой», первоначально назывался «гиттерном» ... обычно использовался для маленькой четырехголосной гитары эпохи Возрождения, но его все же время от времени использовали (вплоть до 17 века) для инструмента, который в 16 веке стал известен как « мандор ». ... мы должны обратиться к испанцу Хуану Бермудо ... в своей Декларации инструментов (1555 г.) Бермудо говорит о бандуррии ...
- ^ Меуччи, Ренато (2001). «От «итальянской гитары» к «читарону»: новая интерпретация». Энрико Радеска да Фоджа и его время: Материалы учебной конференции, Фоджа, 7–8 апреля 2000 г. стр. 30–57. ISBN 978-887096347-2 .
- ^ Тайлер, Джеймс; Спаркс, Пол (1992). Ранняя мандолина . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 1–7 . ISBN 0-19-816302-9 .
- ^ Jump up to: а б Мартин Кирнбауэр; Музыковед институт; Базельский университет. «Средневековые музыкальные свидетельства» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2004 г. Проверено 6 декабря 2010 г.
- ^ «Убыточные инструменты» . Проверено 6 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Словарь музыкальных инструментов Гроувса (2-е издание) (апрель 2014 г.). Мандор [Мандор] . ISBN 978-0-19-974339-1 . Проверено 21 марта 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Средневековое искусство из частных коллекций: специальная выставка в монастырях, 30 октября 1968 г., по 30 марта 1969 г.: Введение и каталог . 1968. с. 216.
- ^ Jump up to: а б Словарь музыкальных инструментов Гроувса (2-е издание) (апрель 2014 г.). Гиттерн [гитерн] . ISBN 978-0-19-974339-1 . Проверено 21 марта 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Музыка в эпоху Чосера Найджел Уилкинс. Страница 114. Опубликовано DS Brewer, 1999 г.
- ^ Кентерберийские рассказы Джеффри Чосера, Томаса Тирвита. Стр. 93-94. Опубликовано Д. Эпплтоном и компанией, Нью-Йорк, 1870 г.
- ^ Роберт Бениг и Эндрю Тайлер, редакторы, «Кентерберийские рассказы», второе издание , Broadview Press, Broadview Editions 2nd Edition, страница 118, строка 4396, ISBN 9781554811069 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Путеводитель по ранним инструментам - обсуждаются Гиттерн и Цитол. Автор решительно пишет о том, почему существует историческая путаница в названиях инструментов.
- Гитара в Англии. Архивировано 22 мая 2018 г. в Wayback Machine.
- Репродукция Modern Grids, воспроизведенная на YouTube