Мандобасс
![]() Хилари Джеймс с мандобассом | |
Классификация | |
---|---|
Связанные инструменты | |
|
Мандобас . — самый крупный (и наименее распространенный) представитель семейства мандолин , иногда используемый в качестве басового инструмента в оркестрах мандолины Он настолько велик, что музыканты обычно держат его как контрабас — вертикально и опираются на конец , упирающийся в пол. Длина грифа полноразмерного мандо-баса аналогична длине стандартной оркестровой контрабас-виолы: около 43 дюймов (110 см). [ 1 ] В остальном инструмент похож на более мелкие и более высокие представители семейства мандолин: у него гриф с ладами, головка грифа с приводными настроечными машинами и большой резонирующий корпус, часто — но не всегда — имеющий форму, как у других мандолин.
Варианты
[ редактировать ]
Существует три основных варианта мандобаса:
- Большой четырехструнный мандобас имеет гораздо более длинный гриф и настроен в соответствии с EADG, как контрабас или бас -гитара . Он был популярен в американских и европейских ансамблях мандолины начала 20 века. Ранние образцы имели очень большой корпус, и на них часто играли вертикально, как на контрабасе. [ 1 ] Более поздние экземпляры часто имеют меньший корпус и предназначены для игры на гитаре. [ 2 ]
- Небольшой четырехструнный мандобас идентичен, но построен в меньшем масштабе и обычно настроен либо GDAE, на две октавы ниже мандолины, либо CGDA, на две октавы ниже мандолы. Хотя он и не такой резонансный, как более крупный инструмент, музыканты часто предпочитали его как более простой в обращении и более портативный. [ 2 ] [ 3 ]
- Восьмиструнный мандобас, или «тремоло-бас», относительно редкий, построен точно так же, как мандолина, но намного больше и настроен либо GDAE, на две октавы ниже, чем мандолина, либо CGDA, на две октавы ниже мандолы. [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Когда оркестры мандолины стали группироваться, участники осознали проблему добавления баса в свои оркестры. Пытаясь играть в басовом диапазоне, многие мандолинисты не хотели переходить на контрабас, потому что считали его смычковую игру вторжением в их мир щипковых струн. [ нужна ссылка ] Однако они столкнулись с проблемой: басы-мандолины были слишком тихими; трудно было добиться от них форте (громкого звука). Более того, они не услышали глубоких басов контрабаса . По этим причинам большинство оркестров мандолины предпочитали использовать обычный контрабас, а не специализированный инструмент семейства мандолин. Смычок не только помогает увеличить громкость частей музыки, но и контрабас имеет более глубокие ноты. [ 6 ]
Вплоть до 1911 года в семействе инструментов мандолины, известном в Соединенных Штатах, не было настоящего баса. Мандолины были относительно новыми для Соединенных Штатов, они стали известны в середине 1880-х годов и достигли пика популярности до 1910 года. Американская публика по большей части не знала о нескольких бас-гитарах-мандо, производившихся в Европе. [ 7 ] Опубликованный протокол собрания Американской гильдии банджоистов, мандолинистов и гитаристов 1911 года включал запись о бас-мандолинах, разработанных в Великобритании, и указывает на то, что вопросы, связанные с мандо-басом, были одними из первых, обсуждавшихся на собрании. Именно на этой встрече Джордж Д. Лауриан из компании Gibson Mandolin-Guitar Company объявил, что его отдел разработал бас-гитару для семейства мандолин. [ 3 ]

На следующем собрании Гильдии в 1912 году свои версии мандо-баса представили четыре компании: Gibson, Leland, Vega и Wm. К. Шталь. Все четыре компании широко рекламировались, но, в отличие от своих конкурентов, только Gibson рекламировала свой мандо-бас фотографиями музыкантов, играющих на нем большими группами, подчеркивая социальные аспекты игры на своем инструменте. В конечном итоге двумя наиболее успешными инструментами стали инструменты Gibson и Vega. [ 3 ] [ 8 ]
Компания Gibson спроектировала свои мандобассы так, чтобы они могли играть либо вертикально, либо на боку (как обычная мандолина), изменяя положение штифтов, на которых опирается инструмент. Гибсон производил мандобассы с 1912 по примерно 1930 год. Большинство мандобассов, сохранившихся с этой эпохи, - это гибсоны. [ 9 ]
Производители музыкальных инструментов производили мандобассы самых разных размеров и форм. Модели Gibson в основном представляли собой увеличенную версию традиционной мандолины в стиле «А» (каплевидной формы), за исключением модели «O. Pagani», выпущенной ограниченным тиражом, которая по форме больше напоминала оркестровый контрабас. Модель Pagani также была одной из немногих восьмиструнных бас-гитар-мандо, произведенных в США, с четырьмя двухструнными струнами, как у европейского тремоло-баса. Vega производила как мандо-бас с плоской спиной, так и с горбатой спиной (известный как «цилиндрическая спинка»), оба имели в общих чертах форму мандолины, но с заметно заостренными верхними выступами. Другие строители (HF Meyer; Prairie State; Wm. C. Stahl) производили инструменты, больше похожие на гитару, лютню или цитру. [ 3 ]
К концу 1920-х годов популярность оркестров мандолины пошла на убыль, и спрос на мандо-бас начал испаряться. Gibson прекратила производство в 1930 году, а к середине 1930-х годов его примеру последовало большинство других компаний. Известно, что после 1940 года коммерческие басы-мандо не производились, и ни один из них не производится в настоящее время (2015 г.). Однако время от времени по частному заказу заказывали инструмент, например, созданный в 1992 году английским мастером Робином Гринвудом для музыканта Хилари Джеймс . [ 3 ]
Настройка и игра
[ редактировать ]Как отмечалось ранее, для мандо-баса использовалось несколько настроек в зависимости от стиля и размера отдельного инструмента, предпочтений исполнителя и требований исполняемой музыки. Настройка полноразмерного 4-струнного инструмента обычно была четвертной и идентична настройке оркестрового контрабаса: E1 A1 D2 G2. Этот тюнинг был популярен как в Америке, так и довольно распространен в Европе. Меньшие инструменты с более короткими мензурами чаще настраивались на квинты, на две октавы ниже мандолины: G1, D2 A2 E3. Особенно в Европе эту настройку иногда предпочитали даже для более крупного инструмента.
Восьмиструнный инструмент, по-видимому, всегда настраивался по квинтам, либо на две октавы ниже мандолины: G1 D2 A2 E3, либо на две октавы ниже мандолы: C1, G1, D2 A2. Существует скудная информация о том, насколько распространен был этот нижний строй (более низкий, чем у оркестрового контрабаса) или при каких обстоятельствах люди его использовали.
При игре на инструменте левая рука прижимает струны к верхней поверхности грифа ( накладке грифа ) для разной высоты звука так же, как и на других струнных инструментах. Учитывая масштаб грифа и наличие ладов, ощущение инструмента левой рукой похоже на современную электрическую бас-гитару.
Как и в случае с настройками, методы игры правой рукой были разными. На фотографиях используемого инструмента видно, как некоторые музыканты используют традиционную технику мандолины с медиатором (медиатором), в то время как другие играют на инструменте голыми пальцами, как пиццикато на контрабасе. Тремоло возможно при любом методе игры, но несколько сложнее, чем на инструментах с более высоким тоном, из-за толщины басовых струн.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Пол Спаркс, Классическая мандолина , Oxford University Press, страницы 205–206.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Джозеф Р.; Клубы и оркестры мандолины в Соединенных Штатах (1880-1920): их происхождение, история и инструменты ; Вермиллион: Университет Южной Дакоты: 1987), стр. 34, 49–51, 182.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Руппа, Пол. «Американская история мандо-баса 101» (PDF) . Mandolin.co.uk . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Маркузе, Сивилла; Музыкальные инструменты: Большой словарь; WW Нортон и компания (1975). (см. записи о мандолине и об отдельных членах семейства мандолин.)
- ^ Джонсон, младший; «Оркестр мандолины в Америке, Часть 3: Другие инструменты», American Lutherie , № 21 (весна) 1990 г., стр. 45–46.
- ^ Спаркс, стр.199
- ^ Спаркс, Главы 2, 3.
- ^ «NMM 2883. Мандо-бас от Gibson Mandolin-Guitar Company, Каламазу, 1916 год. Стиль J. Серийный номер 25936. Коллекция Арне Б. Ларсона, 1979 год» . Национальный музыкальный музей. Архивировано из оригинала 15 января 2016 года.
- ^ Национальный музыкальный музей, NMM 5910. Мандо-бас компании Gibson Mandolin-Guitar Company, Каламазу, ок. 1923-1924. Стиль J. Серийный номер 76525 или 74563 (номер стерт). Поместье Арне Б. Ларсона, 1988 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]