Ирландский бузуки
![]() | |
Классификация | Струнный инструмент ( щипковый ) |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322 (Композитный хордофон ) |
Развитый | 20 век |
Связанные инструменты | |
Список | |
Музыканты | |
Список |
Ирландский бузуки ( ирландский : бузуки ) [1] представляет собой адаптацию греческого бузуки ( греч . μπουζούκι). Более новый греческий тетрахордо бузуки (4 ряда струн) был введен в ирландскую традиционную музыку в середине 1960-х годов Джонни Мойниханом из фолк-группы Sweeney's Men , который изменил его традиционную греческую настройку C³F³A³D⁴ на G²D³A³D⁴, настройку, которую он впервые применил ранее. на мандолине. Алек Финн , сначала в Cana Band, а затем в De Dannan , ввел в ирландскую музыку первое греческое бузуки трихордо (3 блюда). [2]
В начале 1970-х годов Энди Ирвин , который был участником группы Sweeney's Men вместе с Джонни Мойниханом, подарил греческий тетрахордо бузуки Доналу Ланни , который заменил октавные струны на двух нижних курсах G и D на унисонные струны, тем самым усилив их нижние частоты. . Вскоре после этого, во время визита с Ирвином в мастерскую мастера Питера Абнетта, Ланни заказал бузуки из четырех частей с частично срезанной спинкой, состоящей из трех частей. Это был первый бузуки, созданный специально для ирландской музыки. С тех пор этот инструмент был адаптирован многими производителями инструментов для ирландской традиционной и других стилей народной музыки.
Современная роль в ирландской музыке
[ редактировать ]За некоторыми исключениями, инструменталисты, играющие на бузуки в ирландской музыке, как правило, используют его не столько для виртуозной мелодической работы, сколько для аккордового или контрапунктического аккомпанемента, когда мелодии исполняются на других инструментах, таких как флейта или скрипка. Однако некоторые люди стали пионерами в применении бузуки для мелодической работы, в том числе такие исполнители, как Пэт Килбрайд, Брайан Макнил, Джейми Макменеми, Джеральд Тримбл, Роджер Ландес и другие.
Разработка
[ редактировать ]Оригинальный греческий бузуки представляет собой трехструнный шестиструнный инструмент ( трихордо ) с настройкой D 3 – A 3 – D 4 (с парой октав на нижнем курсе). с четырьмя/восьми струнами ( тетрахордо была разработана версия В 1950-х годах в Греции ) , настроенная C 3 – F 3 – A 3 – D 4 (с парами октав на курсах C и F) и популяризированная Манолисом Хиотисом . Современный тетрахордо бузуки был замечен ирландскими музыкантами, которые переняли и адаптировали его для аккомпанемента в ирландской народной музыке, откуда он распространился в другие народные жанры.
Транспорт из Греции в Ирландию
[ редактировать ]Джонни Мойнихану приписывают привоз первого греческого бузуки тетрахордо в Ирландию и перенастройку его на G 2 - D 3 - A 3 - D 4 ( интервалы, которые он впервые использовал на мандолине ). Однако, по словам Лиги О'Тула, Мойнихан купил свое первое бузуки у своего друга Тони Ффренча, который привез его обратно в Ирландию из Греции, но решил, что не может на нем играть или не хочет. [3] (стр. 67)
В середине 1960-х Мойнихан закрепил присутствие этого инструмента в ирландской музыке вместе с популярным фолк-трио Sweeney's Men . Во время записи одноименного альбома 1968 года Sweeney's Men также Энди Ирвин играл на бузуки Мойнихана в треке «Johnston». [4]

Вскоре после того, как он вернулся из Восточной Европы в конце 1969 г. [3] (стр. 81) Ирвин встретил Донала Ланни , который до этого момента играл на гитаре, и подарил ему греческое бузуки, которое он привез из путешествий. [5] Будучи левшой, Ланни поменял местами струны и, что особенно важно, заменил октавные струны на двух нижних курсах унисонными струнами, тем самым фундаментально изменив характер инструмента. [6]
Примерно год спустя Ланни сопровождал Ирвина в мастерскую Питера Абнетта и заказал частично срезанный инструмент с аналогичными характеристиками, так родился ирландский бузуки. [7] Этот модифицированный бузуки полностью интегрировался в ирландскую народную музыку, когда Ирвин и Ланни популяризировали его с появлением Planxty в 1972 году.
Ирвин, однако, отдает должное Мойнихану за то, что он «привез бузуки в Ирландию» в своих текстах к «O'Donoghue's», мемуарам, посвященным его опыту первых дней фолк-возрождения в Дублине в начале 60-х. Параллельно с этим Алек Финн из Голуэя , позже вместе с традиционной группой De Dannan приобрел греческий трихордо , самостоятельно бузуки.
Бузуки ирландского производства
[ редактировать ]Почти сразу после первого появления греческого бузуки были разработаны новые конструкции, специально созданные для традиционной ирландской музыки. английский строитель Питер Абнетт, [8] - который был первым производителем инструментов, создавшим уникальный «ирландский» бузуки для Донала Ланни в 1972 году. [9] – разработали гибридную конструкцию с трехсекционной частично срезанной спинкой и прямыми боковинами. Со временем другие строители предпочитают использовать плоскую спинку с прямыми сторонами, и это преобладающая конструкция среди большинства современных строителей.
Длина чешуи ирландских бузуки чаще всего колеблется от 24 до 25 дюймов (от 60 до 65 см). Некоторые инструменты имеют шкалы длиной до 26 или даже 27 дюймов (от 66 до 68 см); Инструменты с более длинным масштабом обычно ценятся за большую громкость, сустейн и богатство тона.
Распространение в другую народную музыку
[ редактировать ]За последние сорок лет ирландское бузуки также интегрировалось в некоторые другие западноевропейские музыкальные традиции. Сейчас он широко используется в музыке Англии, Шотландии, Канады, США, Астурии, Галисии, Бретани и даже скандинавских стран. [ нужна ссылка ]
Инструментальные аранжировки таких музыкантов, как Але Мёллер из Швеции, Джейми МакМенеми из бретонской группы Kornog , Элиас Гарсия из астурийских групп Tuenda и Llan de Cubel и Рубен Бада из астурийской группы DRD, олицетворяют сложную смесь мелодии и аккордового сопровождения можно найти среди опытных континентальных игроков. Для некоторых из этих музыкантов также стало модным смешивать в своем материале инструментальные произведения с Балкан, создавая новизну западноевропейских инструментов, исполняющих музыку, которую обычно играют болгарские / македонские тамбуры или греческие бузуки в их родной обстановке.
Тюнинг
[ редактировать ]Безусловно, наиболее распространенной настройкой ирландского бузуки является G 2 − D 3 − A 3 − D 4 . [10]
Настройка G 2 – D 3 – A 3 – D 4 была впервые предложена Джонни Мойниханом, предположительно в попытке воспроизвести открытый, гудящий звук аппалачского банджо « молот-гвоздодер », сначала на мандолине, а затем перенесенный на греческий бузуки. Позже его подхватили Энди Ирвин и Донал Ланни, и он быстро стал следующим стандартом настройки инструмента.
Другие настройки, используемые, хотя и меньшинством игроков, - это настройка « октавной мандолины » G 2 - D 3 - A 3 - E 4 и настройка «Open D» A 2 - D 3 - A 3 - D 4 . «Открытая G» G 2 − D 3 − G 3 − D 4 используется некоторыми игроками и оказалась полезной для игры со слайдами в «узких местах».
Строка G 2 3 - D 3 - A 3 - D 4 ближе к настройке D 3 - A 3 - D 4 гитарная настройка C 3 - F 4 - A 3 - D . греческого трихордо бузуки, чем используемая на современном греческом тетрахордо и особенно хорошо подходит для модального гармонического подхода к аккомпанементу, используемому в традиционной ирландской музыке. Алек Финн, играя на греческом трихордо бузуки, использовал традиционную настройку D 3 – A 3 – D 4, при этом пара октав на нижнем курсе D 3 была изменена на унисон.
Название и категоризация
[ редактировать ]Для многих строителей и исполнителей термины « бузуки », « цитра » и « октавная мандолина » во многом совпадают, даже если они не являются более или менее синонимами.
Обычно считается, что октавная мандолина имеет меньшую длину мензуры , чем ирландский бузуки, примерно от 20 до 23 дюймов (от 50 до 59 см). Ирландские бузуки чаще всего имеют размер от 24 до 25 дюймов (от 60 до 65 см), а некоторые длинномензурные инструменты увеличиваются до 26 или даже 27 дюймов (от 66 до 68 см).
мандолины Мастера , производящие октавную мандолину, с большей вероятностью будут использовать машины для настройки мандолины и воспроизводить детали и стиль своих резных верхней и задней части мандолины в американском стиле. Некоторые мастера предпочитают называть свои инструменты, явно напоминающие бузуки, «октавными мандолинами» или даже «мандочелло», несмотря на оптимизацию конструкции для настройки G 2 – D 3 – A 3 – D 4 .
Многие мастера и музыканты считают ирландский бузуки частью семейства мандолин , но для других это новое семейство инструментов представляет собой отдельное развитие. В изучении музыкальных инструментов мандолиноподобные и лютнеобразные инструменты входят в единое большое семейство щипковых струнных инструментов, включающее все виды бузуки . [11] [12] [а] С момента появления ирландских бузуки в конце 1960-х годов так много мастеров включили в себя так много аспектов конструкции мандолины – особенно при создании ирландских бузуки с арочной столешницей – что для многих споры по поводу категоризации являются спорным вопросом. [13]
Лютье Стефан Собелл использовал старый, вышедший из употребления термин « циттерн » для названия своих современных инструментов на основе мандолины. Первоначально он использовал этот термин для инструментов с короткими строями, независимо от количества их струн, но теперь использует «циттерн» для всех инструментов с пятью курсами, независимо от длины мензуры, и «октавную мандолину» для всех инструментов с четырьмя струнами, полностью исключая бузуки. . [14]
Название « циттерн » часто, но не повсеместно, используется для пятирядных инструментов . [б] – особенно те, которые имеют длину шкалы от 20 до 22 дюймов (50–55 см). Пятиструнные инструменты с большой мензурой иногда называют «10-струнными бузуки». Пятый курс обычно представляет собой либо самый низкий басовый курс, настроенный на C 2 или D 2 (длинная гамма), либо самые высокие высокие частоты, настроенные на G 4 или A 4 (короткая гамма).
Сноски
[ редактировать ]Известные игроки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Второй альбом, выпущенный Барри Глисоном». Beo.ie.
- ^ О Калланайн, Найл; Уолш, Томми (11 сентября 2011 г.). Ирландский бузуки . Ирландская музыка Уолтона. ISBN 9781857201222 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б О'Тул, Лиги (2006). Юмор Планксти . Дублин, Айленд: Ходдер Заголовок / Ходдер и Стоутон . стр. 67, 81. ISBN. 978-0340837962 .
- ^ Примечания на рукаве от(1968) LP Sweeney's Men .Трансатлантик Рекордс Лтд.ТРА САМ 37.
- ^ Лаффи, Шон (2017). «Ежегодный ирландский музыкальный журнал». Ирландская музыка: Ежемесячный народный и традиционный журнал . Ирландия: 29. ISSN 1393-211X .
- ^ М. О'Каллаган (интервьюер), Л. О'Флинн, А. Ирвин, П. Глакин, Д. Ланни (интервьюируемые) (9 декабря 2012 г.). Полиция Лос-Анджелеса Лиам О'Флинн, Энди Ирвин, Пэдди Глакин, Донал Ланни (подкаст). Мириам О'Каллаган встречается... Дублин, Ирландия: RTÉ Radio 1 . Проверено 11 октября 2013 г.
- ^ Абнетт, Питер. «Бузуки и сопутствующие инструменты» . Питер Абнетт: производитель струнных инструментов . Ганс Спик . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ Абнетт, Питер. «Бузуки и сопутствующие инструменты» . Питер Абнетт: производитель струнных инструментов . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Абнетт, Питер (2003). «[письмо Мартину Брайдлу]» . Фейсбук . 10159692321136248.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Бузуки» . Сессионные инструменты. Общество традиционной ирландской музыки Shamrock . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Маркузе, Сивилла (1975). Музыкальные инструменты: Полный словарь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ISBN WW Norton & Co. 0393007588 .
- ^ Jump up to: а б Пеннанен, Ристо Пекка (1999). Вестернизация и модернизация греческой популярной музыки . Финляндия: Университет Тампере. стр. 121–137.
- ^ «Ирландский бузуки: мандолина на стероидах». Гильдия американских мастеров . Весна 2006. с. 8.
- ^ Собелл, Стефан. «Цитры и октавные мандолины» . Гитары Стефана Собелла (Sobellguitars.com) . Проверено 21 апреля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ландес, Роджер (2014). Ирландский метод бузуки . США: Публикации Хэла Леонарда. ISBN 9781423479635 . — Учебное пособие с сопутствующим компакт-диском или загрузкой в формате mp3.
- Ричардс, Тобе А. (2005). Библия ирландских аккордов бузуки: ирландская настройка GDAD, 2447 аккордов . Соединенное Королевство: Книги Кэбота. ISBN 0-9553944-0-6 . — Полный словарь аккордов.
- Маклеод, Зан (2001). Научитесь играть на ирландском бузуки (DVD). США: Music Sales Limited. АСИН B00024ONEI . — Учебное пособие на DVD.
- О'Калланейн, Найл (1997). Ирландский бузуки . США: Публикации Мела Бэя. ISBN 0-7866-1595-8 . — Учебное пособие.
- О Калланейн, Найл; Уолш, Томми (1989). Ирландский бузуки . Ирландия: Уолтонс. ISBN 07-8661-595-8 . — Учебное пособие с аудиокассетой.
- Макдональд, Грэм (2016). Мандолина: история . Австралия: MusicBooks Press. ISBN 978-0-9804762-7-9 . — История инструментов семейства мандолин.