Кельтская арфа
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | арфа , арфа , телин , теленн [1] |
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 322.221 ( рамочная арфа, настроенная вручную ) |
Связанные инструменты | |
Ирландская арфа | |
---|---|
Страна | Ирландия |
Ссылка | 01461 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2019 г. (14-я сессия) |
Список | Представитель |
Кельтская арфа с треугольной рамой — это арфа , традиционная для кельтских народов северо-западной Европы. Он известен как cláirseach на ирландском языке , clàrsach на шотландском гэльском языке , telenn на бретонском языке и telyn на валлийском языке . В Ирландии и Шотландии это был инструмент с проволочными струнами , требующий большого мастерства и длительной практики игры, и он был связан с правящим классом гэльцев . Он появляется на ирландских монетах, продуктах Guinness и гербах Ирландской Республики , Монтсеррата , Канады и Соединенного Королевства .
Ранняя история
[ редактировать ]Ранняя история арфы с треугольной рамой в Европе вызывает споры. Первый инструмент, связанный с традицией игры на арфе в гэльском мире, был известен как cruit . Первоначально это слово могло обозначать другой струнный инструмент, этимологически родственный валлийскому crwth . Было высказано предположение, что слово clàrsach / cláirseach (от clàr / clár — доска) было придумано для арфы с треугольной рамой, которая заменила crut , и что это чеканка имела шотландское происхождение. [2]
который некоторые интерпретировали как часть моста лиры века железного , датируемой примерно 300 годом до нашей эры. На острове Скай был обнаружен кусок дерева с надрезом , Европейский струнный инструмент [3] [4] (хотя изображения греческих лир гораздо старше). Самые ранние описания европейской арфы с треугольной рамкой, то есть арфы с передней стойкой, найдены на резных пиктских камнях VIII века . [5] [6] [7] [8] [9] [10] Пиктские арфы были натянуты из конского волоса. Инструменты, по-видимому, распространились на юг к англосаксам, которые обычно использовали жильные струны, а затем на запад к гэлам Хайленда и в Ирландию. [11] [12] [13] [14] Существует ровно тринадцать изображений любого треугольного хордофона из Европы до XI века, и двенадцать из них происходят из Шотландии. [15]
Самые ранние ирландские упоминания о струнных инструментах относятся к VI веку, и игроки на таких инструментах пользовались большим уважением у знати того времени. Ранний ирландский закон 700 года нашей эры предписывал бардам и игрокам, играющим в крикет, сидеть на банкетах вместе с знатью, а не с обычными артистами. Другим струнным инструментом этой эпохи был тиомпан , скорее всего, разновидность лиры. Несмотря на то, что были представлены самые ранние свидетельства существования струнных инструментов в Ирландии, ни в одной записи не описывалось, как выглядели эти инструменты или чем отличались друг от друга круит и тиомпан. [16]
Только два четырехугольных инструмента встречаются в ирландском контексте на западном побережье Шотландии, и обе резьбы датируются двумястами годами позже пиктских резных фигурок. [14] Первые настоящие изображения ирландской треугольной арфы появляются только в конце одиннадцатого века в реликварии и в двенадцатом веке на камне, а самыми ранними арфами, использовавшимися в Ирландии, были четырехугольные лиры в качестве церковных инструментов. [9] [14] [17] Одно исследование предполагает, что пиктская резьба по камню может быть скопирована с Утрехтской Псалтири , единственного источника за пределами пиктской Шотландии, где изображен треугольный хордофон. [18] Утрехтская Псалтырь была написана между 816 и 835 годами нашей эры. [19] Однако пиктские резные изображения треугольного хордофона, найденные на камне Нигг, датируются периодом с 790 по 799 год нашей эры. [20] и датируется документом на сорок лет раньше. Другие пиктские скульптуры также предшествовали Утрехтской Псалтири, а именно арфист на Дупплинском кресте ок. 800 год нашей эры.
Нормандско-валлийский священнослужитель и ученый Джеральд Уэльский (ок. 1146 – ок. 1223), чья Topographica Hibernica et Expugnatio Hibernica представляет собой описание Ирландии с англо-нормандской точки зрения, хвалил ирландскую арфовую музыку (если не сказать больше), заявив:
Единственное, к чему, по моему мнению, эти люди проявляют похвальное усердие, — это игра на музыкальных инструментах… они несравненно искуснее, чем любая другая нация, которую я когда-либо видел. [21]
Однако Джеральд, испытывавший сильную неприязнь к гэльским ирландцам , несколько противоречит сам себе. Признав, что стиль музыки зародился в Ирландии, он тут же добавил, что, «по мнению многих», шотландцы и валлийцы теперь превзошли их в этом мастерстве. [22] [23] [24] Джеральд упоминает цитару и тимпан , но их отождествление с арфой сомнительно, и неизвестно, посещал ли он когда-либо Шотландию. [25]
Шотландия и Уэльс, первый по своему происхождению, второй по родству и родству, прилагают усердные усилия, чтобы подражать Ирландии в музыке. Ирландия использует и наслаждается только двумя инструментами, а именно арфой и тимпаном . В Шотландии используются три инструмента: арфа, тимпан и толпа .
Ранние изображения кларсаха не распространены в шотландской иконографии, но на надгробии в Киллсе , в Аргайлшире , датируемом примерно 1500 годом, изображено одно из них с типично большой звуковой коробкой, украшенной гэльским орнаментом. [27] Ирландский реликварий Святого Маэдока Папоротников датируется примерно 1100 годом и ясно изображает царя Давида с арфой в треугольной рамке, включая Т-образное сечение колонны. [28] Ирландское làmh слово lamhchrann или шотландское гэльское -chrann вошло в употребление в неизвестную дату для обозначения этой колонны, которая должна была служить опорой, способной выдерживать натяжение арфы с проволочной струной.
Три из четырех сохранившихся до наших дней подлинных арф, созданных до XVI века, имеют гэльское происхождение: арфа Брайана Бору в Тринити-колледже в Дублине , а также арфы королевы Марии и Ламонта , обе из которых находятся в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге . [29] Последние два являются образцами небольшой арфы с низкой головкой, и долгое время считалось, что они были сделаны из граба , древесины, не встречающейся в Шотландии или Ирландии. [30] Эта теория была опровергнута Карен Лумис в ее докторской диссертации 2015 года. [31] Все три датируются примерно 15 веком и, возможно, были изготовлены в Аргайле на западе Шотландии. [32] [33]
Одна из крупнейших и наиболее полных коллекций арфовой музыки 17–18 веков — произведение Терлоха О’Кэролана , слепого странствующего ирландского арфиста и композитора. До наших дней сохранилось не менее 220 его сочинений.
Характеристики и функции
[ редактировать ]Два эксперта в этой области, Джон Баннерман и Майкл Ньютон, сходятся во мнении, что к 1500-м годам наиболее распространенные струны кельтских арф были изготовлены из латуни. [34] [2] В исторических источниках, похоже, не упоминаются калибр или материалы струн, за исключением упоминаний о очень низкокачественной и простой латуни, которую в наше время часто называют «красной латунью». Современные эксперименты по натяжке кельтской арфы включают тестирование более экзотических и нестандартных материалов, включая медные сплавы, серебро и золото. Другие эксперименты включают более легкодоступные материалы, в том числе более мягкое железо, а также желтую и красную латунь. [35] Струны прикрепляются к звуковой коробке, обычно вырезанной из цельного бревна, обычно из ивы, хотя в сохранившихся арфах были обнаружены и другие породы дерева, в том числе ольха и тополь. Кельтская арфа также имела усиленный изогнутый столб и прочный гриф, окруженный толстыми латунными нащечными полосами по бокам. Струны перебирают длинными ногтями. [36] Этот тип арфы также уникален среди однорядных треугольных арф тем, что первые две струны, настроенные в середине гаммы, были настроены на одинаковую высоту. [37]
Компоненты
[ редактировать ]Названия компонентов cláirseach были следующими: [38] [39]
ирландский | Шотландский гэльский | Английский |
---|---|---|
шея | шея | шея |
кнага | колышки | булавки |
корр. | излишек | пинборд |
с | с | сундук или звуковая коробка |
ручное дерево | ручной | дерево или передний столб |
струны | струны | струны |
обвитый веревками | коровы из струн | туфли на шнурках |
работа | боеприпасы | переключать |
К каждой стороне корра был прибит латунный ремешок, пронизанный коническими латунными настроечными штифтами. На конце высоких частот был шип, который входил в верхнюю часть кома (звуковой коробки). На арфе с низким верхом корр был прорезан на басовом конце, чтобы в него можно было вставить шип на ламхранне ; на арфе с высокой головкой этот шип входил в паз на задней части ламхранна .
Ком (звуковая коробка) обычно вырезался из цельного куска ивы, выдолбленного сзади. Панель из более твердой древесины была аккуратно вставлена, чтобы закрыть заднюю часть.
Crúite na dtéad (башмаки для струн) обычно делались из латуни и предотвращали врезание металлических струн в древесину звуковой коробки.
Форшнайдхм . может относиться к деревянному рычажку, к которому прикреплялась струна после того, как она вышла из отверстия в деке
Техника игры
[ редактировать ]Описана игра на арфе с проволочными струнами. [ кем? ] как чрезвычайно сложно. Из-за длительного резонанса исполнителю приходилось глушить только что сыгранные струны во время перебора новых струн, причем при быстрой игре. Вопреки общепринятой современной практике, левая рука играла на высоких частотах, а правая - на басу. Было сказано [ кем? ] что игрок должен начинать учиться игре на арфе не позднее семи лет. Однако лучшие современные игроки показали, что разумная компетентность может быть достигнута даже в более позднем возрасте.
Социальная функция и упадок
[ редактировать ]В средневековый период арфа с проволочными струнами пользовалась спросом на всей гэльской территории, которая простиралась от северного Хайленда и западных островов Шотландии до юга Ирландии. Однако гэльские миры Шотландии и Ирландии, сохраняя тесные связи, уже в шестнадцатом веке демонстрировали признаки расхождения в языке, музыке и социальной структуре.
Арфа была аристократическим инструментом гэльской Ирландии , и арфисты пользовались высоким социальным статусом, который был закреплен в Законе Брегона . [16] Покровительство арфистам было принято норманнскими и британскими поселенцами в Ирландии до конца 18 века, хотя их положение в обществе значительно понизилось с введением английской классовой системы . В своей биографии Терлоха О'Кэролана историк Донал О'Салливан пишет:
Мы можем отметить примечательный факт, что потомки протестантских поселенцев, проживавшие в стране не более трех поколений, по-видимому, были так же преданы ирландской музыке на арфе, как и старые гэльские семьи. [40]
Функция кларсаха в гебридских владениях, как в качестве развлечения, так и в качестве литературной метафоры, проиллюстрирована в песнях Майри Ник Леод (Мэри МакЛауд) ( ок. 1615 – ок. 1705 ), выдающейся гэльской поэтессы своего времени. Вождя хвалят как человека, умеющего оценивать игру на арфе, тему истории и суть смысла:
- Поймите струны ,
- Назначение каждой шкалы ,
- Содержание всех проявлений природы . [41]
Показано, что музыка арфы и трубы, наряду с вином в блестящих кубках, является неотъемлемой частью великолепия двора Маклаудов:
- В квартиру, которая не упадет
- Будет ли смех в трубах
- Они снова арфы
- С блеском осколков
- Добавление вина
- И пусть это будет сделано на славу . [42]
Здесь великая хайлендская волынка разделяет высокий статус кларзаха. Это помогло бы вытеснить арфу и, возможно, уже развило свою собственную классическую традицию в форме сложной «великой музыки» ( ceòl mòr ). Элегия сэру Дональду Макдональду из Кланранальда, приписываемая его вдове в 1618 году, содержит очень раннее упоминание о волынке в светской обстановке:
- Есть много трубных весов
- Как бросание игральных костей по столу
- Я слушал в вашем городе... [43]
Есть свидетельства того, что музыкальная традиция кларсаха могла повлиять на использование и репертуар волынки. Устная мнемоническая система под названием canntaireachd , используемая для кодирования и обучения ceòl mòr , впервые упоминается в некрологе кларсара (арфиста) 1226 года. Термины, относящиеся к теме и вариациям кларсаха и волынки, коррелируют друг с другом. Основатели династий волынок также известны как игроки на кларшахе. [43]
Записаны имена ряда последних арфистов. Слепой Дункан МакИндеор, умерший в 1694 году, был арфистом у Кэмпбелла из Окинбрека, но также часто бывал в Эдинбурге. Сохранилась квитанция на «две коробочки муки», датированная 1683 годом, на другого арфиста, также слепого, по имени Патрик МакЭрнейс, который, очевидно, играл у лорда Нила Кэмпбелла. Арфист Манус МакШайр упоминается в учетной книге за период 1688–1704 годов. Арфист по имени Нил Бейн упоминается в письме от 1702 года слуги Аллана Макдональда из Кланранальда. Ангус Макдональд, арфист, получил оплату по указанию Мензиса Кулдаресского 19 июня 1713 года, а в счетах маркиза Хантли зафиксирована выплата двум арфистам в 1714 году. Среди других арфистов - Рори Далл Морисон (умер около 1714 г. ), Лаклан Далл. (умер около 1721–1727 гг .) и Мердок Макдональд (умер около 1740 г. ). [44]
К середине восемнадцатого века «виолер» (скрипач) заменил арфиста, что, возможно, является следствием растущего влияния в гэльском мире культуры равнинных шотландцев. [44]
Возрождение
[ редактировать ]В начале 19 века, когда старая гэльская традиция игры на арфе угасала, в Ирландии была разработана новая арфа. [45] У него были жильные струны и полутоновые механизмы, как у оркестровой педальной арфы, и он был построен и продан Джоном Иганом , производителем педальных арф из Дублина.
Новая арфа была маленькой и изогнутой, как историческая клерсич или ирландская арфа, но на струнах у нее были жилы , а звуковая коробка была легче. [46] В 1890-х годах похожая новая арфа стала популярной в Шотландии как часть возрождения гэльской культуры . [47]
Однако в настоящее время возобновился интерес к арфе с проволочными струнами, или кларшаху : создаются ее копии и проводятся исследования древних техник игры и терминологии. [48] Заметным событием в возрождении кельтской арфы является Эдинбургский международный фестиваль арфы , который проводится ежегодно с 1982 года и включает в себя как выступления, так и обучающие семинары. [49]
Библиография
[ редактировать ]- Армстронг, Роберт Брюс (1904). Ирландские и Хайлендские арфы . Эдинбург: Дэвид Дуглас.
- Баннерман, Джон (1991). «Арфа и арфа». Шотландские исследования , том. 30 нет. 3.
- Баджи, Андреа (2002). «Музыкальные отношения между Шотландией и Ирландией» [в] Макдональде, Р. Эндрю, [ред.] Литература и музыка в Шотландии: 700–1560 . Университет Торонто Пресс, ISBN 0802036015 ; ISBN 978-0802036018 .
- Колдуэлл, Д.Х., [ред.] (1982). Ангелы, дворяне и единороги: искусство и покровительство в средневековой Шотландии . Эдинбург: НМС.
- Кэткарт, Синтия (лето 2009 г.). «Серебряный отчет: Струны из драгоценных металлов на арфе с проволочными струнами». Журнал «Народная арфа» , вып. 143, стр. 34–43. доступно на сайте Wirestrungharp.com. Архивировано 3 марта 2011 г. на Wayback Machine .
- Чедвик, Саймон (ноябрь 2008 г.). «Ранняя ирландская арфа». Старинная музыка , том. 36, нет. 4, стр. 521–532.
- Коллинсон, Фрэнсис (1983) [1966]. Волынка, скрипка и арфа . Рутледж и Кеган Пол, 1966; перепечатано Lang Syne Publishers Ltd., ISBN 0946264481 , ISBN 978-0946264483 .
- Даймок, Джеймс Ф. , [ред.] (1867). Работы Джиральди Камбрийского: Джиральди Кембрийского ирландского топографии и ирландское завоевание . Лондон, Великобритания: Лонгманс, Грин, Ридер и Дайер.
- Фермер, Генри Джордж (1947). История музыки в Шотландии , с. 280. Лондон, Великобритания.
- Хейманн, Энн и Хейманн, Чарли (осень 1991 г.). «Арфа: Предания об ирландской арфе». Ирландия , том. 26, нет. 3.
- Хейманн, Энн и Хейманн, Чарли (лето 2003 г.). «Золотые струны». Журнал Общества исторических арф , том. 13, нет. 3, стр. 9–15. доступно на сайте annheymann.com. Архивировано 19 августа 2007 г. на Wayback Machine .
- Ланье, Сара К. (1999). «Это новая струна, и ее нельзя будет услышать»: национализм и память в традиции ирландской арфы». Британский журнал этномузыкологии , том. 8.
- Лоулор, Хелен (2012). Ирландский Харпинг, 1900–2010 гг . Дублин: Four Courts Press, ISBN 978-1-84682-367-1 .
- Ле Гович, Тристан (2015). Антология бретонской арфы, том. II
- Ньютон, Майкл и Чип, Хью (nd) «Разрез женщин и рев трубы: от Кларсаха до волынки, ок. 1600–1782». доступно на сайте academia.edu. Архивировано 25 апреля 2022 года в Wayback Machine .
- Броган, Симас (1998). Эмблема ирландской арфы . Дублин, IE: Wolfhound Press, ISBN 0-86327-635-0 .
- О'Доннелл, Мэри Луиза (2014). Ирландская арфа: формирование ирландской идентичности около 1770–1880 гг . Дублин, IE: Издательство Университетского колледжа Дублина, ISBN 978-1-90635-986-7 .
- Ренш, Рослин (1989). Арфы и арфисты , стр. 125–127. Издательство Университета Индианы.
- Риммер, Джоан (1964). «Морфология ирландской арфы». Журнал Общества Галпина , вып. 17.
- Риммер, Джоан (1984) [1969] Ирландская арфа , 3-е изд. Мерсье Пресс, ISBN 0-85342-151-X [1-е изд. 1969 год; 2-е изд. 1977].
- Сэнгер, Кейт и Киннэрд, Элисон (1992). Дерево струн — Кранн нан Теуд . Кинмор Музыка, ISBN 0-95112-044-1 .
- Уотсон, Дж. Кармайкл, [ред.] (1934). Гэльские песни Мэри МакЛауд . Блэки и сын. доступно на archive.org .
- Йейтс, Грейнн (1980). , Белфаст , 1972 год. Гаэль Линн, Фестиваль арфистов в Белфасте ISBN 0-86233-025-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ле Гович, стр. 1
- ^ Перейти обратно: а б Джон Баннерман, «Арфа и класир» в шотландских исследованиях 30 , 1991, стр. 3–4.
- ^ « На острове Шотландия обнаружен старейший струнный инструмент Европы | Highlands & Islands» . Новости. 28 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ «В пещере Скай найден «самый ранний струнный инструмент Западной Европы» » . Новости Би-би-си . 28 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2019 г. . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ Монтегю, Джереми (2002). «Арфа» . В Элисон Лэтэм (ред.). Оксфордский спутник музыки . Лондон: Издательство Оксфордского университета . стр. 564 . ISBN 978-0-19-866212-9 . OCLC 59376677 .
- ^ Англосаксонская арфа, 'Spectrum , Vol. 71, № 2 (апрель 1996 г.), стр. 290–320.
- ^ Происхождение Clairsach или ирландской арфы. Музыкальные времена , Vol. 53, № 828 (февраль 1912 г.), стр. 89–92.
- ^ Шотландия, Путеводители. Жозефина Бьюкенен, 2003 г., стр. 94. Опубликовано в 2003 г. издательской группой Langenscheidt.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Т. Кох Кельтская культура: Историческая энциклопедия, 2006 г. Опубликовано ABC-CLIO, стр. 1276.
- ^ Музыка Шотландии: история традиционной и классической музыки Шотландии с давних времен до наших дней. Джон Персер (2007) Основная издательская группа.
- ^ Новая история Ирландии, доисторическая и ранняя история. Дайбхи ОКоинин (2005). Издательство Оксфордского университета.
- ^ Дж. Кей и Джулия Кей. (2000): Энциклопедия Коллинза Шотландии , Кларсах, стр. 171. Издательство Харпер Коллинз.
- ^ История Литература и музыка в Шотландии 1700-1560 Рассел Эндрю Макдональд 2002 Издательство Университета Торонто, Средневековое искусство Недавнее появление треугольной арфы из Шотландии в Ирландии.
- ^ Перейти обратно: а б с История и критика кельтской музыки Кеннет Мэтисон, книги Backbeat, 2001, стр. 192
- ^ Аласдер Росс, «Пиктские изображения хордофонов», в «Кембрийских средневековых кельтских исследованиях» , 36, 1998, особенно. п. 41; Джоан Риммер , Ирландская арфа , (Корк, 1969), с. 17.
Также: Аласдер Росс обсуждает, что все фигурки шотландских арф были скопированы с иностранных рисунков, а не с натуры, в «Арфах их собственного сорта»? Переоценка пиктских хордофонных изображений "Кембрийские средневековые кельтские исследования" 36, зима 1998 г. - ^ Перейти обратно: а б «Ранняя гэльская арфа» . Earlygaelicharp.info . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ История ирландской арфы, ее история и влияние, Нора Джоан Кларк (2003) North Creek Press
- ^ Аласдер Росс обсуждает, что все фигурки шотландских арф были скопированы с иностранных рисунков, а не с натуры, в «Арфах их собственного сорта»? Переоценка пиктских хордофонных изображений "Кембрийские средневековые кельтские исследования" 36, зима 1998 г.
- ^ Средневековое искусство Снайдера, 2-е изд., стр. 32. Люттихейзен и Веркерк
- ^ «Камень Нигг датируется до Утрехтской Псалтири и не мог побудить пиктских резчиков копировать фигурки арф из исследования Росса» . Университет Стратклайда: Центр поиска пиктских камней STAMS. Архивировано из оригинала 26 декабря 2007 года . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ «Как арфа стала символом Ирландии» . Музей ирландской эмиграции . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «Ирландская музыка до англо-нормандского вторжения» . Уильям Х. Грэттан Флуд . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «Особый случай, когда Джеральд Уэльский любил и не любил ирландскую музыку» . отличные курсы каждый день . 14 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Димок 1867 (ред.), стр. 154-5: Но, по мнению многих, Шотландия не только сравнялась с Ирландией в мастерстве, но и намного превосходит ее в музыкальном мастерстве. Отсюда и там как бы требуется источник искусства .
- ^ Баджи 2002, с. 209.
- ^ Джеральд Уэльский, «Topographia Hibernica», 94; тр. Джон О'Мири, История и топография Ирландии (Лондон, 1982).
- ^ Риммер 1969, стр. 35–37.
- ^ Мюррей, Гриффин (декабрь 2014 г.). «Разлом Маодхог: уникальный средневековый ирландский реликварий» . Каван: История и общество (под редакцией Дж. Черри и Б. Скотта) . Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 года . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ «Информация о ранней гэльской арфе: старые арфы в музеях» . www.earlygaelicharp.info . Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 года . Проверено 15 января 2007 г.
- ^ Риммер 1969, с. 35.
- ^ Лумис, Карен А., Органология арф королевы Марии и Ламонта, докторская диссертация, под руководством Эдвина ван Бика и Дэррила Мартина, Эдинбургский университет, 2015.
- ^ См. Сэнгер и Киннэрд, 1992 г.
- ^ См. Колдуэлл, 1982.
- ^ Ньютон, Майкл (2009). Воины Слова . Берлин Лимитед. стр. 256–257. ISBN 978-1-84158-826-1 .
- ^ Чедвик, Саймон (2008). Ранняя ирландская арфа (4-е изд.). стр. 521–532.
- ^ Баннерман, Джон (1991). Шотландские исследования Том. 30. Арфа и арфа . стр. 1–17.
- ^ Риммер 1969, с. 54.
- ^ Двелли 1901–11, 1977, с. 206: арфа .
- ^ «Ирландские условия» . Информация о ранней гэльской арфе. 21 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 г. Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Уолл, Морин (сентябрь 1959 г.). «Кэролан: жизнь, времена и музыка ирландского арфиста. 2 тома. i: стр. XV, 285; ii: стр. XIII, 200. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. 1958. 84 с» . Донал О'Салливан . 11 (44): 341–343. дои : 10.1017/S0021121400007847 . S2CID 164169833 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Уотсон (1934), 46 – Плач Агнца .
- ^ Уотсон (1934): 62 – Плач .
- ^ Перейти обратно: а б Ньютон и Чип, стр. 77–78.
- ^ Перейти обратно: а б Сэнгер, Кейт (ред.). «Последние аккорды» . Проволочная струнная арфа . Последние шотландские арфисты. Архивировано из оригинала 31 октября 2014 года . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ «История (19 век)» . Ранняя гэльская арфа . Архивировано из оригинала 25 ноября 2019 года . Проверено 16 ноября 2007 г. - через www.earlygaelicharp.info.
- ^ Риммер (1969), с. 67.
- ^ см . Коллинсон (1983)
- ^ «Энн Хейманн» . Портленд Кларсач . Архивировано из оригинала 6 мая 2012 года . Проверено 9 октября 2013 г. - через Pdxclarsach.wordpress.com.
- ^ «О ЕИХФ» . Эдинбургский международный фестиваль арфы . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Историческое общество арфистов Ирландии
- An Chúirt Chruitireachta, Международный курс традиционной арфы, проводимый ежегодно в Термонфекин, графство Лаут, Ирландия. Архивировано 13 октября 2016 года в Wayback Machine.
- Общество Clarsach/Communn na Clarsaich, ресурсный центр по шотландской арфе.
- Эдинбургский международный фестиваль арфы
- Список сохранившихся ранних гэльских арф
- Исторические арфы и арфисты с проволочными струнами перечислены и описаны на сайте Wirestrungharp.com.
- Гэльские лады Веб-статьи о гармонии и ладах гэльской арфы
- Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. - 1500 г. н.э. , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Кларсахе (каталожный номер 68).
- Асни: арфы - описания нескольких типов исторических европейских арф (с образцами звука)
- Страница «Кельтская арфа» - информация о кельтских и других типах арф.
- My Harp's Delight – учимся играть на кельтской арфе, советы и приемы, покупка арфы
- Teifi Harps – кельтские и народные арфы в Уэльсе
- «Слезы, смех, волшебство» - интервью с мастером-строителем кельтских арф Тимоти Хабински на сайте AdventuresInMusic.biz, 2007 г.
- Серия Celtic Harp Amplification - использование микрофонов и гитарных усилителей с народными арфами.
- Markwood Strings – Информация по установке струн для арфы, руководство по установке струн для арфы.
- [1] Сайт ранней гэльской арфы, автор Саймон Чедвик.