Солаж
Солаж ( конец 14 века ; или Сулаж ), возможно, Жан Солаж , был французским композитором и, вероятно, также поэтом. Он написал большинство произведений в Кодексе Шантильи , основном источнике музыки ars subtilior , маньеристической композиционной школы, сосредоточенной в Авиньоне в конце века.
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Солажа ничего не известно, кроме того, что можно судить по текстам к его музыке. Даже его имя представляет собой загадку. Одна из возможностей состоит в том, что единственное имя «Солаж» — это прозвище или псевдоним, похожий на другие, известные в тот период, такие как Гримас или Хаспроис . [ 1 ] «Solage» и «soulage» — варианты написания старофранцузского слова «solaz» , «утешение », что означает «утешение», «радость» или «развлечение». [ 2 ] В припеве к тексту Calextone qui fut dame композитор обращается к себе в таком двойном значении, используя написание «soulage». [ 3 ] Однако нельзя исключать возможность того, что это настоящее имя. Одно из указаний в Кодексе Шантильи включает букву J, заключенную в имя, поэтому вполне возможно, что его имя было Дже(х)ан. С того времени есть много упоминаний о людях по имени Жан Сула (имя, которое встречается и в наше время), а также существовала фамилия Сулаж или Сулаж (например, Гийом де Сулаж, граф Канильяк, задокументировано по свадьбе в 1392 году). хотя явных кандидатов на роль композитора нет. [ 4 ] Предположение Гилберта Рини о том, что имя композитора могло быть Чарльзом, основывалось на спекулятивном отождествлении Солажа с другим композитором, найденным в Кодексе Шантильи, Госкальхом, «имя, звучащее скорее по-немецки», которое могло быть анаграммой «Ch. Solag». (е)». [ 5 ] Однако утверждение Рини о том, что это имя не встречается нигде, кроме Кодекса Шантильи, оказалось ошибочным, поскольку было обнаружено несколько других отождествлений, а возможная личность двух композиторов была отвергнута. [ 6 ]
Конкретные упоминания в текстах некоторых его песен указывают на то, что он, вероятно, был связан с французским королевским двором. [ 7 ] Баллада S'aincy estoit прославляет Жана, герцога Беррийского , и была написана в честь его второго брака с Жанной де Булонь , который с большой помпой состоялся недалеко от Авиньона 25 мая 1389 года. Пара баллад, Corps femenin par vertu de Природа и Calextone qui fut dame также относятся к Жанне де Булонь, и их тексты показывают, что первый был написан незадолго до, а второй вскоре после этой свадьбы. Хотя заманчиво предположить, что Солаж мог находиться на службе у герцога Беррийского, столь же вероятно, что он находился на службе у Гастона Фебюса, графа де Фуа , который имел значительную финансовую заинтересованность в этом браке. [ 8 ]
Существует также возможная связь или, по крайней мере, указание на некоторый культурный обмен со двором Джангалеаццо Висконти , герцога Миланского, в тексте вирела Солажа « Joieux de Cuer» . Девиз семьи Висконти «A bon droit» занимает видное место в начале девятой строки, в начале репризы первой музыкальной части и непосредственно перед возвращением припева. Хотя Джангалеаццо умер в 1402 году, его дочь Валентина продолжала использовать этот девиз до своей смерти в 1408 году. [ 3 ] В своем шансоне Pluseurs gens Solage упомянул Жаклин, внучку Филиппа, герцога Бургундского , родившегося в 1401 году и обрученного в 1403 году. Однако связь с Жаклин является предположительной, поскольку имя, действительно встречающееся в Pluseurs gens, - «Жакет». [ 7 ]
Поэзия
[ редактировать ]Поскольку тексты песен Солажа встречаются только в его музыкальных композициях и поскольку они демонстрируют родственные обороты фраз, а также синтаксические и лексические предпочтения, которые создают ощущение единства, вполне вероятно, что он писал слова так же, как и тексты. музыка. Другие композиторы, представленные в Кодексе Шантильи, также, вероятно, были поэтами-композиторами, в частности Якоб Сенлечес . [ 9 ]
Один особенно яркий пример текстуальных взаимосвязей касается двух баллад Corps femenin и Calextone qui fut . Первая основана на акростихе КАТЕЛЛИНА ЛА РОЙН ДАМУР, а вторая начинается с того же акростиха, КАТЕЛЛИ..., но вторая и третья строфы этой баллады не сохранились. [ 10 ] Других сохранившихся примеров таких баллад-близнецов в литературе этого периода нет. [ 11 ]
Музыка
[ редактировать ]Стилистически произведения Солажа демонстрируют два совершенно разных характера: относительно простой, обычно ассоциируемый с его великим предшественником и старшим современником Гийомом де Машо , и более изысканный , сложный в областях как высоты звука, так и ритма, характерный для ars subtilior («ars subtilior»). более тонкое искусство»). Эти два стиля чаще всего существуют отдельно в разных песнях, но иногда встречаются смешанными в одной композиции, где их можно использовать для подчеркивания музыкально-поэтической структуры. Тем не менее, в своих более простых произведениях в стиле «Машо» Солаж делает много личного выбора, который сильно отличается от того, что обычно делает Машо. Более того, более простой стиль не обязательно является указанием на более раннюю дату, а сложный стиль не обязательно является надежным признаком более поздней даты. Солаж использует свои методы, чтобы связать текст и музыку вместе либо с точки зрения формы, либо с точки зрения смысла. [ 12 ] Тем не менее, часть его музыки ars subtilior была довольно экспериментальной: наиболее известным примером этого сложного стиля является его причудливая Fumeux fume par fumée (приблизительно: «Дымный курит сквозь [или ради] дыма»), которая является экстравагантно хроматической для время; он также содержит одни из самых низких вокальных произведений тесситуры в любой музыке того периода. [ 7 ] [ 13 ] [ н 1 ]
Рондо Солаж связано с предполагаемой литературной школой фюмеров . Было много интерпретаций этого прозвища. Хотя, учитывая необычный характер некоторых стихотворений, заманчиво предположить, что они относятся к курению какого-либо наркотика, самое простое объяснение в случае вышеупомянутого произведения состоит в том, что оно было написано для парижских курильщиков, Общества курильщиков, «общества курильщиков». эксцентричная литературная клика демонстративно одетых представителей богемы, назвавшаяся в честь Жана Фюмо и процветавшая в 1360-х и 1370-х годах». [ 14 ] [ нужен лучший источник ] Один ученый предполагает, что поэзия Эсташа Дешама , в которой содержится большинство сохранившихся упоминаний о курящих, была сатирической. [ 15 ] Литература, связанная с Fumeurs, датируется периодом между 1366 и 1381 годами, и баллада Солажа Plusieurs gens voy также отсылает к ним. [ 10 ] В своих правилах второй риторики Дешам утверждает, что является племянником Машо , а в своей «Балладе 447» утверждает, что Машо «воспитал меня и сделал мне много доброты». Хотя независимой проверки этих утверждений нет, вполне вероятно, что они были в близких отношениях. [ 16 ] С другой стороны, если Fumeurs действительно были буквально приверженцами курения, поскольку табак не был известен в Европе еще два столетия, то какой-то другой наркотик, например гашиш или опиум здесь должен был подразумеваться . Однако нынешние музыковеды сходятся во мнении, что физического курения не было. [ 15 ] В средние века французское выражение « avoir des fumées au cerveau » (дым в мозгу) относилось к спутанности сознания, состоянию, приписываемому внутренним парам, которые, по мнению древних авторитетов, таких как Гиппократ и Аристотель , могли быть удалены из «мозга». «разогретые и дымящиеся мозги» либо от чихания, либо от питья. Точно так же утреннее питье называлось «abattre le brouillard» — «разгоняя туман». [ 17 ]
Работает
[ редактировать ]Все известные композиции Солажа можно найти в Кодексе Шантильи, и только одно из них можно найти где-либо еще. Это четырехголосная баллада Pluseurs gens voy qui leur pensee , которая, очевидно, была скопирована из Шантильи в важную флорентийскую рукопись «Флоренция, Библ». Nazionale, Panciatichi 26, только без текста и без указания композитора ( Dulong 2009 , стр. 45; Reaney 1954 , стр. 69, 76, 94). В Кодексе Шантийи с именем Солажа вписано лишь десять произведений (одна из них, Tres gentil cuer , встречается там дважды), но еще две можно отнести к нему по стилистическим признакам. [ 7 ] Один из них, Le mont Aôn de Trace , также встречается в той же флорентийской рукописи с Pluseurs gens voy . [ 18 ] Эти двенадцать произведений состоят из 9 баллад , 2 вирелей и рондо :
- Василий своей природы (баллада, 4 голоса, гл . 79)
- Калекстон, дама из Ароуза (баллада, 3 голоса, гл . 80)
- Женское тело в силу природы (баллада, 3 голоса, гл . 24)
- En l'amoureux vergier (баллада, 3 голоса, гл . 17)
- Дымный дымится дымом (рондо, 3 голоса, Ch № 98)
- Увы, я вижу свое сердце (баллада, 4 голоса, гл . 95)
- Joieux de cuer en seumellant estoye (virelai, 4 голоса, Ch № 97)
- Несколько людей видят то, что они думают (баллада, 4 голоса, гл . 96)
- S'aincy estoit que ne feut la Nobility (баллада, 3 голоса, гл . 50)
- Tres gentil cuer (virelai, 3 голоса, гл . 13 и 81)
В источнике анонимно, но можно отнести по стилистическим соображениям:
- Adieu vous di, tres doulce compaynie (баллада, 3 голоса, гл . 74)
- Mont Aôn de Trace, doulz païs (баллада, 3 голоса, гл . 22)
Все работы Солаж были записаны лейблом Gothic Voices на лейбле Avie Records.
Записи
[ редактировать ]- Арс Нова . Капелла Кордина, Алехандро Планшар , дирижер. Музыка Средневековья 9; Запись LP, 1 диск, 33⅓ об/мин, 12 дюймов, стерео; Общество музыкального наследия MHS 899 (Нью-Йорк: Общество музыкального наследия, 1969) (Рондо: «Fumeux fume par fumée»). Также выпущен на Expériences Anonymes EAS 83 ([Нью-Йорк]: Expériences Anonymes, 1969).
- Искусство куртуазной любви ; Лондонский консорт старинной музыки , Дэвид Манроу , изд.; Запись LP, 3 диска, стерео; EMI/HMV SLS 863 (86301, 86302, 86303) (Лондон: EMI Records Limited, 1973) (Баллада: «Привет! Я вижу свое сердце»; Рондо: «Fumeux fume par fume»). Французский выпуск: куртуазные песни о любви от Гийома де Машо до Гийома Дюфе ; Набор из трех пластинок, Голос своего хозяина 2C16705410, 2C16705411, 2C16705412 (Париж: Pathé Marconi EMI, 1974).
- Совершенная красота: Осень Средневековья: Песни XIV и и 15 и столетия ; Франческе; Запись CD, 1 диск, стерео; Opus 111 OPS 30-173 (Париж: Opus 111, 1997) (Рондо: «Fumeux fume par fumée»).
- Чезена: Песни для пап, принцев и наемников, ок. 1400 . Грайнделавуа, Бьёрн Шмельцер, режиссёр. Записано в Эглиз-де-Фран-Варе, Бельгия, август 2011 г. Запись на компакт-диске, 1 диск, стерео. Glossa Platinum GCD P32106 (Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал, Испания: Glossa Platinum, 2011) («Женский корпус»; Рондо: «Fumeux fume par fumée»)
- Кодекс Шантильи: Придворные мелодии XIV века. и век ; Ансамбль «Органум» , Марсель Перес , реж. Записано в сентябре 1986 г.; Запись CD, 1 диск, стерео; Harmonia Mundi France HMC 901252 (Арль: Harmonia Mundi sa, 1987) (Рондо: «Fumeux fume par fumée»).
- Кодекс Шантильи: в саду любовника . Ансамбль де Целис, режиссер Лоуренс Бриссе; Записано в церкви Нотр-Дам де Сентей, Сиран, 13–16 апреля 2010 г.; Запись CD, 1 диск, стерео; Æon AECD 1099 (Париж: Æon, 2010) («Corps femenin»; «Fumeux fume par fume»; «Calextone qui fut»; «En l’amoureux vergier»).
- Кодекс Шантильи. Том 1 . Тетрактис: Джилл Фельдман, голос; Карлос Мена, голос; Марта Грациолино, арфа; Сильвия Текарди, vielle; Кес Буке, виэль, флейта и направление. Записано в Пьеве-де-Сан-Пьетро-а-Прешиано, Ареццо, 12–15 февраля 2097 г. Запись на компакт-диске, 1 диск, стерео. Et'cetera KTC 1900. ([Перджине Вальдарно, Италия]: Olive Music; [Амстердам]: Et'cetera, 2008) (Баллада: « S'aincy estoit que ne feust la Nobility »).
- Кодекс Шантильи. Том. 2 . Тетрактис, Kees Books, директор. Записано в Пьеве-де-Сан-Пьетро-а-Прешано, Ареццо, 23–25 января и 2–4 мая 2010 г. Запись на компакт-диске, 1 диск, стерео. Olive Music KTC 1905 ([Пержине Вальдарно, Италия]: Olive Music; [Амстердам]: Et'cetera, 2011) (Баллада: «En l'amoureux vergier»; Вирелаи: «Tres gentil cuer»).
- Женский корпус: авангард Жана Дюка де Берри . Ансамбль Феррара, режиссер Кроуфорд Янг . Записано в церкви Св. Германа, Зеевен, Швейцария, 22–25 марта 2000 г., 7 декабря 2008 г. и 16 февраля 2009 г. Запись на компакт-диске, 1 диск, стерео; Arcana A 355 ([Omegna (VB), Италия]: Arcana, 2010) («Женский корпус»; «Calextone qui fut»).
- Фебус Авант! Музыка при дворе Гастона Фебуса (1331–1391) ; Ансамбль Уэльгас , Пол Ван Невель ; Записано в часовне Ирландского колледжа, Левен, Бельгия, 25–28 октября 1991 г.; Запись CD, 1 диск, стерео; Vivarte Sony Classical SK 48195 ([Германия]: Sony Classical GmbH, 1992) (№6: Rondeau: «Fumeux fume par fumée»).
- Цветы добродетелей: тонкие песни конца XIV века ; Ансамбль Феррара, режиссер Кроуфорд Янг. Записано в церкви С. Германуса в Зеевене (Золотурн), 8–11 января 1996 г.; Запись CD, 1 диск, стерео. Arcana A 40 ([Франция]: Arcana, 1996) (« S'aincy estoit que ne feust la Nobility »; Virelai: «Tres gentil cuer»).
- Французская музыка готической эпохи ; Деллер Консорт, Альфред Деллер , режиссёр; Concentus Musicus, Вена; с ансамблем старинных инструментов. Запись LP, 1 диск, 33⅓ об/мин, 12 дюймов, стерео; Гильдия Баха BGS-70656 (Нью-Йорк: Гильдия Баха, 1964) («Pluseurs gens voy»; «Helas je voy»)
- Золотая сокровищница средневековой музыки ; Ансамбль средневековой музыки Sine Nomine. Записано на студии Valley Recordings, Литтлтон-он-Северн, июль 1995 года. Запись на компакт-диске, 1 диск, стерео. Amon Ra CD-SAR-63 (Уоттон-андер-Эдж, Глостершир: Amon Ra, 1996) («Женский корпус»). Переиздание, запись на компакт-диске, Общество музыкального наследия 15230M (Оакхерст, Нью-Джерси: Общество музыкального наследия, 1998).
- Гийом Дюфе и его время ; Syntagma Musicum, Кес Оттен, директор; Старые Работы; Запись LP, 2 диска, 33⅓ об/мин, 12 дюймов; Telefunken 6.35257 ([Германия]: Telefunken, 1974) (Рондо: «Fumeux fume par fumee»)
- Йоханнес Чикония и его время ; «Маленькая супруга», Кес Буке , режиссёр; Записано в соборе СС Пьетро и Паоло, Сована, Италия, июнь 1988 года; Запись CD, 1 диск, стерео; Channel Classics CCS 0290 (Амстердам, Голландия: Channel Classics, 1990) («Hélas, je voy»).
- Ланкастер и Валуа – Французская и английская музыка 1350–1420 гг .; «Готические голоса» , Кристофер Пейдж (реж.); Записано в монастыре Боксгроув, Чичестер, 11–13 декабря 1991 г.; Запись CD, 1 диск, стерео; Hyperion CDA66588 (Лондон: Hyperion Records Limited, 1992). (Вирелай: «Tres gentil cuer»)
- Мастера, монстры и лабиринты: ступая по средневековому лабиринту . Трилистник. Записано в концертном зале Martel, колледж Вассар, Покипси, штат Нью-Йорк, 4–5 июня 2005 г.; Запись CD, 1 диск, стерео. MSR Classics MS 1095 (Элмсфорд, Нью-Йорк: MSR Classics, 2005) (Баллада: «Le basile»).
- Медэ фу: баллады и баллады: французская и итальянская музыка конца четырнадцатого века . Тритон XIV. Записано в Мадриде, май 2001 г. Запись на компакт-диске, 1 диск, стерео. Verso VRS 2005 (Мадрид: Verso, 2001) (Рондо: «Fumeux fume par fumée»)
- Средневековые романтики – французские песни и мотеты 1340–1440 ; «Готические голоса», Кристофер Пейдж (реж.); Записано в больнице Сент-Кросс, Винчестер, 3–5 октября 1990 г. и 14 мая 1991 г.; Запись CD, 1 диск, стерео; Hyperion CDA66463 (Лондон: Hyperion Records Limited, 1991). (Вирелаи: « Joieux de cuer en seumellant estoye »)
- Музыка Столетней войны Музыкальный резерв, Джон Беккет, дирижер. Запись LP, 1 диск, 33⁄3 об/мин, 12 дюймов стерео, [(Sl]: Philips, 1968) («Сэнси в том, что он не питал дворянства»).
- Страсти разума: Наследие сметаны ; Сметана; Записано в июне 1993 г. и июле 1994 г.; Запись CD, 2 диска, стерео; Glossa GCD 921102 ([np]: Glossa Music SL, 1997) (Рондо: «Fumeux fume par fumée»).
- Проект Ars Nova: Ars Magis Subtiliter: Светская музыка Кодекса Шантильи ; Ансамбль ПАН; Записано в часовне Уэлсли, Уэлсли, Массачусетс, 20–22 июля 1987 г.; Запись CD, 1 диск, стерео; Компакт-диск New Albion Records NA 021 (Сан-Франциско: New Albon Records, Inc., 1989) (Рондо: "Fumeux fume par fumée")
- Исследование любви – французские песни и мотеты XIV века ; «Готические голоса», Кристофер Пейдж (реж.); Записано в монастыре Боксгроув, Западный Суссекс, 29 и 30 апреля и 1 мая 1992 года; Запись CD, 1 диск, стерео; Hyperion CDA66619 (Лондон: Hyperion Records Limited, 1992). (Баллада: «Базиль»)
- Très gentil cuer: Куртуазная музыка позднего средневековья . Фортуна Канта. Записано в студии Rolf-Liebermann-Studio, NDR, Гамбург, 9–10 января 2003 г. Запись компакт-диска, 1 диск, стерео. Ars Production ARS 38 489 ([Рейтинген]: Ars Production, 2009) («Tres gentil cuer»).
- Неизвестный любовник – Песни Солаж и Машо ; Готические голоса ; Записано в церкви Св. Андрея, Тоддингтон, Глостершир, Англия, 20–22 февраля 2006 г.; Запись CD, 1 диск, стерео; AVIE AV2089 ([Лондон]: Avie Records, 2006) (№ 1, 3, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 17, 19: Баллады: «Le basile», «Calextone qui fut», «Corps femenin» ", "En l'amoureux vergier", Рондо: "Fumeux fume par fumée", "Hélas je voy", "Joieux de cuer", "Pluseurs gens voy", "S'aincy estoit". "Tres gentil cuer", и две анонимные пьесы, возможно, тоже Солаж).
- Зодиак – Ars Nova и Ars Subtilior в Нидерландах и Европе ; Капилла Фламенка . Евфода 1360 (2004 г.).
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лич 2007 , с. 106.
- ^ Грэм 1982 , с. 602.
- ^ Jump up to: а б Пламли 2004 , с. 13.
- ^ Пламли 2003 , с. 128.
- ^ Рини 1954 , с. 70.
- ^ Гюнтер 2001 .
- ^ Jump up to: а б с д Пламли 2009 .
- ^ Рини 1954 , стр. 76–77.
- ^ Конец 2009 г. , стр. 46, 48, 61.
- ^ Jump up to: а б Гомбоси 1950 , с. 606.
- ^ Конец 2009 г. , с. 47.
- ^ Конец 2009 г. , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Уилкинс 1979 , с. 33.
- ^ Анон. нд .
- ^ Jump up to: а б МакКомб и .
- ^ Страница 1977 , с. 484.
- ^ Линдфорс-Нордин 1938 , стр. 185–86.
- ^ Конец 2009 г. , с. 45.
Источники
[ редактировать ]- Анон. nd Solage (конец 14 века) Веб-сайт WBAI Radio «Здесь воскресным утром» (по состоянию на 22 февраля 2014 г.). [ ненадежный источник? ]
- Дюлонг, Жиль. 2009. «En relisant Solage». В «Песеннике позднего средневековья и его контексте: новые перспективы Кодекса Шантильи» (Bibliothèque du Château de Chantilly, г-жа 564) , под редакцией Иоланды Пламли и Энн Стоун, 45–61. Сборник "Воплощение мюзикла". Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 9782503515984 (пбк).
- Гомбози, Отто. 1950. « Французская светская музыка четырнадцатого века под редакцией Вилли Апеля» (обзор). Музыкальный ежеквартальный журнал 36, вып. 4 (октябрь): 603–10.
- Греймас, AJ 1982. Словарь старофранцузского языка до середины 14 века , второе издание, переработанное и исправленное. Париж: Библиотека Ларусса. ОСЛК 222960085 ISBN 978-2-03-340206-8
- Гюнтер, Урсула . 2001. «Госкальч». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Лич, Элизабет Ева . 2007. Сун Птицы: музыка, природа и поэзия в позднем средневековье. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4491-3
- Леффертс, Питер М. (май 1988 г.). «Субтилиты на тональном языке «Fumeux fume» ». Ранняя музыка . 16 (2). Издательство Оксфордского университета : 176–183. дои : 10.1093/earlyj/XVI.2.176 . JSTOR 3127190 .
- Леффертс, Питер М. 1988. « Subtilitas на тональном языке дыма Fumeux ». Старинная музыка 16, вып. 2 (май): 176–83.
- Линдфорс-Нордин, Э.Г., 1938. «D'où viennent ces verse?» Журнал французского языка и литературы 61, вып. 3–4: 181–87.
- МакКомб, Тодд М. и « Кто были курильщики? ». www.medieval.org (по состоянию на 22 февраля 2014 г.).
- Пейдж, Кристофер . 1977. «Ученик Дешама Машо об исполнении музыки: голоса или инструменты в шансоне XIV века». Старинная музыка 5, вып. 4 (октябрь): 484–91.
- Пламли, Иоланда. 2001. "Solage", изд. Grove Music Online. Лаура Мэйси (20 января) (по состоянию на 25 июня 2005 г.), (доступ по подписке)
- Пламли, Иоланда. 2003. «Эпизод на Юге? Ars Subtilior и покровительство французских принцев». История старинной музыки 22: 103–68.
- Пламли, Иоланда. 2004. «Пересечение границ: точки соприкосновения между французской лирикой конца четырнадцатого века и репертуаром шансона». Acta Musicologica 76, вып. 1:3–23.
- Пламли, Иоланда (2009) [2001]. «Солаж» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.26126 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Рини, Гилберт. 1954. «Рукопись Шантильи, Музей Конде 1047». Музыкальная дисциплина 8:59–113.
- Уилкинс, Найджел (1979). Музыка в эпоху Чосера . Кембридж: DS Брюэр . ISBN 978-0-85991-052-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1946–47. «Французская светская музыка конца четырнадцатого века». Acta Musicologica 18–19: 17–29.
- Апель, Вилли. 1973. «Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке». Музыка Дисциплина 27:41–59.
- Бергер, Кристиан. 1996. "Баллада Солажа Калекстон и пределы тональной системы". В книге «Модальность в музыке четырнадцатого и пятнадцатого веков / Модальность в музыке 14 и 15 веков » под редакцией Урсулы Гюнтер, Людвига Финшера и Джеффри Дж. Дина, 75–91. Музыковедческие исследования и документы 49. Нойхаузен-Штутгарт: Американский институт музыковедения ; Хэнсслер Верлаг. ISBN 3-7751-2423-3
- Гомес, Моя Кармен. 1987. «Музыка в Королевском доме Наварры в конце средневековья и канторе Йохане Роберте». Musica Disciplina 41 (1380–1430: международный стиль?): 109–51.
- Гюнтер, Урсула. 1960а. «Применение уменьшения в рукописи Шантильи 1047 года». Архив музыковедения 17, № 1: 1–21.
- Гюнтер, Урсула. 1960б. «Der Gebrauch des уменьшительно-совершенного времени в der Handschrift Chantilly 1047». Архив для Musikwissenschaft 17, вып. 4:277–97.
- Гюнтер, Урсула. 1961. "Датируемые баллады конца четырнадцатого века, I". Музыкальная дисциплина 15:39–61.
- Гюнтер, Урсула. 1963. «Музыканты герцога Беррийского». Музыкальная дисциплина 17:79–91, 93–95.
- Гюнтер, Урсула. 1991. "Ars subtilor конца четырнадцатого века". В пользу Дьёрдя Лигети. Протоколы Конгресса Лигети 1988 г. , под редакцией Константина Флороса, 277–88. Гамбургский ежегодник музыковедения 11. Лаабер: Laaber-Verlag. ISBN 9783890072203
- Гюнтер, Урсула. 1996. « Калекстон Солажа: необычная работа». В книге «Модальность в музыке четырнадцатого и пятнадцатого веков / Модальность в музыке 14 и 15 веков » под редакцией Урсулы Гюнтер, Людвига Финшера и Джеффри Дж. Дина, 65–74. Музыковедческие исследования и документы 49. Нойхаузен-Штутгарт: Американский институт музыковедения ; Хэнсслер Верлаг. ISBN 3-7751-2423-3
- Хиршберг, Иоас. 1971. «Музыка конца четырнадцатого века: исследование музыкального стиля». доктор философии дисс. Филадельфия: Пенсильванский университет.
- Хоппин, Ричард Х. 1978. Средневековая музыка . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6
- Джозефсон, Норс С. 1986. «Интерсекциональные отношения во французской «Большой балладе»». Музыкальная дисциплина 40:79–97.
- Джозефсон, Норс С. 2003–2008 гг. «Многие дороги ведут в Рим: разнообразные стилистические тенденции и их музыкальные взаимоотношения в рамках Ars Subtilior». Музыкальная дисциплина 53:71–97.
- История, Кристина Мария Нест. 2008. «Музыка и музыканты при дворе и городе Париже во время правления Карла VI (1380–1422)». Кандидатская дисс. Лондон: Ройал Холлоуэй, Лондонский университет.
- Унру, Патрисия 1983. «Поэзия и музыка «Fumeur» Кодекса Шантильи: исследование ее значения и предыстории». Магистерская диссертация. Ванкувер: Университет Британской Колумбии.
- Аптон, Элизабет Рэнделл (2013). Музыка и исполнительство в позднем средневековье . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-137-27770-1 .
- Уилкинс, Найджел Э. (1968). «Поколение поэтов-музыкантов после Машо». Ноттингемские средневековые исследования . 12 : 40–84. дои : 10.1484/J.NMS.3.38 . Перепечатано в книге Уилкинс, Найджел Э. (2011). «Слова и музыка в средневековой Европе». Фарнем: Эшгейт . 8: 40–84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Солаж в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Solage в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Опуджис. 2010. « Солаж: Calextone qui fut dame terrouse ». Его блог Опуджиса (22 февраля) (по состоянию на 24 февраля 2014 г.).