Гримаса (композитор)

Гримаса ( эт. середина-конец 14 века ; Французский: [ɡʁi.mas] ; также Гримас , Гримаш или Магистр Гримаш ) — французский композитор - поэт , представитель ars nova стиля позднесредневековой музыки . О жизни Гримаса практически ничего не известно, кроме умозрительных сведений, основанных на обстоятельствах и содержании его пяти сохранившихся сочинений исправлений форм ; три баллады , вирелая и рондо . Его самое известное и наиболее часто исполняемое произведение в наше время — это virelai и proto- battaglia : A l'arme A l'arme .
Считается, что он был младшим современником Гийома де Машо и жил на юге Франции. Три его произведения были включены в Кодекс Шантильи , который является важным источником ars subtilior музыки. Однако, наряду с П. де Моленом , Жеаном Вайяном и Ф. Андрие , Гримас был одним из представителей поколения пост-Машо, чья музыка демонстрирует мало отчетливых черт ars subtilior , что побудило ученых признать творчество Гримаса более близким к стилю ars nova Машо.
Личность и карьера
[ редактировать ]О жизни Гримаса почти ничего не известно, кроме авторства пяти произведений: трёх баллад , вирелая и рондо , все из которых являются формами фиксами . [ 1 ] [ 2 ] Личность Гримаса остается неизвестной, и его мононимное имя, вероятно, является прозвищем , похожим на прозвище других композиторов его времени, таких как Закар , Требор и, возможно, также Солаж . [ 3 ] Его имя записано в средневековых рукописных источниках в нескольких вариантах, включая Гримасу, Гримасу, Гримаша и Магистра Гримаша. [ 2 ] Гримаса считается французской [ 2 ] или работать в судах южной Франции, [ 4 ] поскольку две его баллады, Des queush и Se Zephirus/Se Jupiter (двойная баллада), и virelai A l'arme A l'arme [ н 1 ] включены в Кодекс Шантильи , [ 2 ] XIV века, рукопись содержащая почти исключительно светскую музыку французских композиторов. [ 7 ] Сходство с музыкой Гийома де Машо ( ок. 1300–1377 ), самого значительного европейского композитора 14 века. [ 8 ] предполагает, что они современники. [ 2 ] Наиболее сильное сходство обнаруживается в работах Машо 1360-70-х годов. [ 7 ] Кроме того, Гримас был младшим современником Машо, который процветал в середине-конце 14 века. [ 2 ] Музыковед Гилберт Рини предположил, что «Se Zephirus/Se Jupiter» могла быть написана для Гастона III, графа Фуа и Иоанна I Арагонского . [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Кодекс Шантильи является основным источником музыки ars subtilior ; [ 9 ] однако в произведениях Grimace было отмечено отсутствие сложных ритмов, характеризующих этот стиль, без изменений в значении самой короткой ноты и редкое использование синкопированных ритмов. [ 2 ] Его поэзия и музыка, особенно баллады, больше похожи на поэзию Машо, композитора ars nova . [ 4 ] [ 3 ] Несмотря на их параллели, Рини отмечает, что вклад Гримаса в Кодекс Шантильи более продвинут, чем вклад Машо. [ 10 ] [ н 2 ] Тем не менее, с П. де Моленом , [ 12 ] Жеана Вайяна и Ф. Андрие , Гримас был одним из «пост-Машо» поколения, чьи произведения сохраняют достаточно качеств ars nova, чтобы их можно было отделить от произведений ритмически сложных композиторов as subtilior, таких как Йоханнес Кювелье и Йоханнес Сюзай . [ 13 ] Музыковед Вульф Арльт конкретно цитирует Гримаса как переходную фигуру от «стиля Машо» к стилю «Пост-Машо»; оба перед Ars Subtilor . [ 14 ] В частности, это включало продолжение баллады в той же общей структуре и стиле Машо. [ 15 ]
В обоих четырехголосных произведениях Гримасы, A l'arme A l'arme и Des que buisson , каждая верхняя часть выстраивает контрапунктические отношения с нижней частью ( тенором ), тогда как сам тенор обменивается этой ролью со второй нижней частью ( contratenor). ), обычно когда последний опускается ниже тенора. [ 7 ] Это случается часто, поскольку контратенор обычно ниже, за исключением концов важных разделов, подобно поздним работам Машо, таким как Фитон (B39), хотя, поскольку B39 состоит из трех частей, нижний контратенор там не имеет какой-либо контрапунктической основы. . [ 16 ]
Баллады
[ редактировать ]
Двухчастная баллада Dedens mon cuer сохранилась, но является неполной. [ 16 ] и имеет тот же текст припева , что и баллада Требора Passerose de beaute . [ 17 ] Музыковед Иоланда Пламли отмечает, что Dedens mon cuer также имеет текстуальное сходство с другими балладами в стиле Машо: и Roses et lis Эгидия анонимная En mon cuer est un blanc cine pourtrait . [ 17 ]
В моем сердце белое кино могло |
Дед , мое сердце быть могло бы картиной |
, одна из двух сохранившихся четырехчастных произведений, Баллада Des que buisson примечательна использованием хокета в тройнике (третья часть), который Гюнтер описывает как нечто «поразительное и способствующее дополнительному ритму произведения». [ 2 ] Поскольку Des que buisson означает «олицетворение прихода весны», музыковед Элизабет Ева Лич объясняет ритмы хоккета, а также падающие трети и повторяющиеся ноты частью мотива пения птиц . [ 16 ]
В двойной балладе Гримасы Se Zephirus/Se Jupiter сходство с Машо особенно очевидно, поскольку Grimace использует музыкальные рифмы в основных каденциях . [ 2 ] Произведение имеет те же рифмы, что и двойная баллада Машо Quant Theyseus/Ne quier (B34), с которой у него также есть общий текст припева. [ 16 ] Несмотря на это, Лич отмечает, что Quant Theseus/Ne quier состоит из четырех частей с двумя верхними голосами с текстом и контратенором без текста, в отличие от трехчастного Se Zephirus/Se Jupiter , где только тенор не имеет текста. Из-за этого можно провести более близкое техническое сходство с политекстуальной двойной балладой Je me merveil/J'ay pluseurs fois Якоба Сенлеша и двойным рондо Жана Вайлана Dame, doucement/Doulz amis . [ 16 ] Оба текста Se Zephirus/Se Jupiter имеют тему Ubi sunt , когда, как описывает это Лич, «проводятся гиперболические сравнения между женщиной и/или покровителем и списком фигур из классического, библейского и/или христианского прошлого». ". [ 16 ] Об этом свидетельствуют и другие работы Кодекса Шантийи, что часто обозначается тем, что текст также начинается с «Se». [ 16 ] Se Zephirus/Se Jupiter — второе по частоте исполнения произведение Grimace. [ н 3 ]
Котлы
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
A l'arme A l'arme в исполнении Folger Consort | |
![]() |
Наиболее часто исполняемая и самая известная композиция Гримаса — это его другое четырехчастное произведение, virelai A l'arme A l'arme . [ 19 ] [ н 3 ] который музыковед Урсула Гюнтер описывает как «уникальный и чрезвычайно интересный», [ 2 ] и музыковед Вилли Апель характеризует как предвосхитившую более позднюю форму баттальи . [ 6 ] Музыковед Джереми Юдкин подробно останавливается на этом, отмечая множество боевых кличей и фраз, похожих на фанфары, олицетворяющих войну; то, что было обычным явлением во Франции 14 века. [ 1 ] [ н 4 ] Произведение рассчитано на четыре части: две партии кантуса , контратенора и тенора. [ 5 ] - и кантусные голоса имеют общий текст, в то время как партии контратенора и тенора имитируют верхние голоса, несмотря на то, что они не содержат текста. [ 2 ] [ 16 ] При этом контратенор и тенор имеют свою синкопу и ритмическое взаимодействие друг с другом. Юдкин отмечает, что вторая часть произведения имеет более «аккордовую текстуру», что приводит к половинной каденции в первой концовке. [ 1 ] В копии произведения в Кодексе Рейны отсутствует вторая часть кантуса, хотя музыковед Вирджиния Эрвин Ньюс отметила, что эта версия примечательна, «поскольку в каждой точке имитации есть добавленный текст в теноре и контратеноре». [ 21 ]
Рондо
[ редактировать ]Рондо Гримасы из трех частей, Je voy ennui , сохранилось в рукописи 222 C. 22 в Муниципальной библиотеке Страсбурга франко - до 1870/1, когда оно было разрушено во время прусской войны . [ 16 ] [ 22 ] Музыка сейчас известна только в c. 1866 года Транскрипция этого источника , сделанная музыковедом Эдмоном де Куссмейкером ; [ 16 ] [ 23 ] он хранится в Брюсселе , Bibliothèque du Conservatoire Royal de Musique, MS 56286. [ 23 ] Je voy ennui имеет менее направленный контрапункт , чем другие его работы, возможно, из-за ошибок в транскрипции, которые теперь невозможно проверить. [ 16 ]
Сомнительные работы
[ редактировать ]Апель предположил, что два virelais - C'estoit ma douce и Rescoés: Horrible feu d'ardent desir/Rescoés: Le feu de mon loly слуга - созданы Grimace на основе стилистического сходства, последнее из которых демонстрирует значительное текстуальное и музыкальное сходство с A. l'arme l'arme . [ 24 ] Их атрибуция остается сомнительной. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]Заголовок | Количество голосов | Жанр | Источник рукописи: Фолиос. [ n 5 ] | Вызов | Грин |
---|---|---|---|---|---|
Держи мое сердце | 2 | Беда | Берн, Библиотека Бургеров. Коллекция Бонгарсиана, А. 471, ф 23в Пенсильванский университет, MS 11 (только текст) |
А 34 | Г Том 20 : 14 |
Как только куст | 4 | Беда | Кодекс Шантильи : 53 р. Сан-Лоренцо: 146 v [99 v ] [ 25 ] |
А 35 | Г Том 19 : 86 |
Это Зефир/Это Юпитер | 3 | (Двойная) Баллада | Кодекс Шантильи : 53 р. | А 36 | Г Том 18 : 15 |
К оружию/К оружию/Тру-тру [ н 1 ] | 4 | Котлы | Кодекс Шантильи : 55 В. | А 37 | Г Том 19 : 91 Г Том 21 : 22 |
3 | Кодекс королевы : 69 v | – | – | ||
я вижу скуку | 3 | Рондо | [Ф-См 222 С. 22] : 25 р. [ n 6 ] | – | – |
МС 56286 : 25 р. [ 23 ] | А 38 | Г Том 22 : 5 | |||
Других произведений Гримаса не сохранилось. |
Заголовок | Количество голосов | Жанр | Источник рукописи: Фолиос. [ n 5 ] | Вызов | Грин |
---|---|---|---|---|---|
Это моя сладкая еда | 3 | Котлы | Кодекс королевы : 64 р Сан-Лоренцо: 133в-134р [ 101в- 102р ] [ 25 ] Мюнхен, Баварская государственная библиотека, Clm 29775, том. 8 |
А 186 | Г Том 21 : 22 |
Ужасный огонь пылкого желания/Rescoés: Огонь моего верного слуги | 3 | Котлы | Кодекс королевы : 58 р. | А 222 | Г Том 21 : 57 |
Издания
[ редактировать ]Работы Гримаса включены в следующие сборники:
- Апель, Вилли , изд. (1970). Французские светские композиции четырнадцатого века . Музыкальное тело mensurabilis . Том. 1. Приписанные композиции. Кембридж: Американский институт музыковедения . OCLC 311424615 .
- Мадж, Чарльз Розуэлл (1972–78). Пенсильванский шансонье: критическое издание девяноста пяти анонимных баллад четырнадцатого века с введением, примечаниями и глоссарием . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . OCLC 32768372 .
- Грин, Гордон К., изд. (1981–89). Французская светская музыка . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Том. 18–22. Монако: Éditions de l'Oiseau-Lyre .
- Грин, Гордон К., изд. (1982). Рукопись Шантильи, Musée Condé 564, часть 1, №№. 1–50 . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Полет. 18. Монако: Éditions de l’Oiseau-Lyre . OCLC 181660103 .
- Грин, Гордон К., изд. (1982). Рукопись Шантильи, Musée Condé 564, часть 2, №№. 51–100 . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Полет. 19. Монако: Éditions de l’Oiseau-Lyre . OCLC 181661945 .
- Грин, Гордон К., изд. (1982). Баллады и каноны . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Том. 20. Монако: Éditions de l'Oiseau-Lyre . OCLC 880124843 .
- Грин, Гордон К., изд. (1987). Вирелайс . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Полет. 21. Монако: Éditions de l’Oiseau-Lyre . OCLC 16712618 .
- Грин, Гордон К., изд. (1989). Рондо и разные пьесы . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Том. 22. Монако: Éditions de l'Oiseau-Lyre . ОСЛК 19540959 .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б По-разному называемый A l'arme A l'arme , [ 5 ] Сигнал тревоги , [ 6 ] или A l'arme/A l'arme/Tru tru . [ 2 ]
- ↑ Это можно сравнить с тремя балладами Машо, которые появляются в Кодексе Шантийи: De petit peu, de nient volenté (B18), De Fortune me doy pleindre et loer (B23) и двойной баллады Quant Theyseus, Hercules et Jason. /Не хочу видеть красоты Авессалома (Б34). [ 11 ]
- ^ Перейти обратно: а б Presto Classical перечисляет пять записей A l'arme A l'arme и две Se Zephirus/Se Jupiter ;
В Classical Archives перечислены только три записи: все A l'arme A l'arme ;
ArkivMusic перечисляет три записи A l'arme A l'arme и одну Se Zephirus/Se Jupiter ;
В индексе и каталоге компакт-дисков FAQ на сайте Medieval.org перечислены двенадцать записей A l'arme A l'arme , пять Se Zephirus/Se Jupiter и одна из трех других сохранившихся работ Grimace. - ↑ Франция участвовала в Столетней войне с 1337 по 1453 год. [ 20 ]
- ^ Перейти обратно: а б «v» и «r» означают оборотную и лицевую стороны соответственно; в левых и правых языковых книгах оборотная сторона — это первая страница, а лицевая — задняя.
- ^ Эта рукопись была уничтожена в 1870/1. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Юдкин 1989 , с. 567.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гюнтер 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Лич 2002 , с. 40–42.
- ^ Перейти обратно: а б с Вимсатт 1982 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Юдкин 1989 , с. 563.
- ^ Перейти обратно: а б Обращение 1969 года , стр. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Рини 1954 , стр. 60–61.
- ^ Арльт 2001 .
- ^ Дядя Дэйв Льюис. «Анонимно, Кодекс Шантильи» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Рини 1954 , с. 70.
- ^ «F-CH MS 564 (Кодекс Шантильи)» . Архив цифровых изображений средневековой музыки . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Стром 2005 , с. 53.
- ^ Рини 1954 , с. 85.
- ^ Арльт 1973 , стр. 54–55.
- ^ Юдкин 1989 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Лич 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Пламли 2003 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Пламли 2003 , с. 132.
- ^ Рош и Рош 1981 , с. 88.
- ^ Лич 2011 , с. 88.
- ^ Ньюс 1977 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Арльт 1973 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ф-См 222 С. 22» . Архив цифровых изображений средневековой музыки . Архивировано из оригинала 3 января 2020 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Арльт 1973 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б «I-Fsl MS 2211 (Сан-Лоренцо)» . Архив цифровых изображений средневековой музыки . Архивировано из оригинала 18 июля 2021 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Апель, Вилли (1969). Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-37501-7 .
- Лич, Элизабет Ева (2002). «Гримаса, магистр Гримаш, Гримаса» . В Финшере, Людвиге (ред.). Музыка в прошлом и настоящем . Том 8. Кассель: Bärenreiter . ISBN 978-3-476-41020-7 . Архивировано из оригинала 18 июля 2021 года . Проверено 15 августа 2020 г. .
- Лич, Элизабет Ева (2011). «Четырнадцатый век». В Эверисте, Марк (ред.). Кембриджский спутник средневековой музыки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-19-316303-4 .
- Рош, Джером ; Рош, Элизабет, ред. (1981). Словарь старинной музыки от трубадуров до Монтеверди . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-520255-7 .
- Стром, Рейнхард (2005). Расцвет европейской музыки, 1380-1500 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-61934-9 .
- Юдкин, Джереми (1989). Музыка в средневековой Европе (1-е изд.). Река Аппер-Седл: Прентис-Холл . ISBN 978-0-13-608192-0 .
- Вимсатт, Джеймс И. (1982). Чосер и стихи «Ч» в Пенсильванском университете, MS French 15 . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-0-8476-7200-4 .
- Журналы и статьи
- Вульф, Арльт [на немецком языке] (1973). «Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке». Музыкальная дисциплина . 27 : 41–59. JSTOR 20532157 .
- Вульф, Арльт [на немецком языке] (2001). «Машо [Машо, Машо], Гийом де» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51865 . ISBN 9781561592630 . Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года . Проверено 25 октября 2020 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Гюнтер, Урсула (2001). «Гримаса» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.11784 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Ньюс, Вирджиния Эрвин (1977). «Имитация в Ars nova и Ars subtilior». Revue belge de Musicologia / Бельгийский журнал музыковедения . 31 . Бельгия: Societe Belge de Musicologie: 38–59. дои : 10.2307/3686188 . JSTOR 3686188 .
- Пламли, Иоланда (2003). «Эпизод на юге»? Ars Subtilior и покровительство французских принцев». История старинной музыки . 22 . Издательство Кембриджского университета : 103–168. дои : 10.1017/S0261127903003036 . JSTOR 3874749 . S2CID 194113019 .
- Рини, Гилберт (1954). «Рукопись Шантильи, Музей Конде 1047». Музыкальная дисциплина . 8 : 59–113. JSTOR 20531876 .
- Онлайн
Блог профильного эксперта
- Лич, Элизабет Ева (29 декабря 2010 г.). «Гримаса композитора» . eeleach.блог . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гюнтер, Урсула (1967). «Замечания о старом французском репертуаре Кодекса Рейн». Архив музыковедения (на немецком языке). 24 (4): 237–252 (особенно 247). дои : 10.2307/930261 . JSTOR 930261 .
- Хандшин, Жак [на немецком языке] (1923). «Старейшие памятники мензуральной нотной музыки Швейцарии». Архив музыковедения (на немецком языке). 5 (1): 1-10 (особенно 4, 6). дои : 10.2307/929659 . JSTOR 929659 .
- Ван ден Боррен, Чарльз [на немецком языке] (1924). Музыкальная рукопись M.222 C.22 из Страсбургской библиотеки (15 век), сожженная в 1870 году и реконструированная по частичной копии Эдмоном де Куссемакером (на французском языке). Типография E. Secelle. стр. 71–2. OCLC 476484624 .
- Уилкинс, Найджел Э. (1968). «Поколение поэтов-музыкантов после Машо». Ноттингемские средневековые исследования . 12 : 40–84. дои : 10.1484/J.NMS.3.38 . Перепечатано в книге Уилкинс, Найджел Э. (2011). «Слова и музыка в средневековой Европе». Фарнем: Эшгейт . 8: 40–84.
- Ван, Imprimerie J. (1925). Анналы Королевской археологической академии Бельгии (на французском языке). Типография Э. Сесель. стр. 131–2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список композиций Grimace в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Список композиций Grimace в базе данных средневековой музыки Университета Ла Троб