Йоханнес Сторк
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Йоханнес Чикония ( ок. 1370 - между 10 июня и 13 июля 1412) был важным франко-фламандским композитором и теоретиком музыки в треченто эпоху позднего средневековья . Он родился в Льеже , но большую часть своей взрослой жизни проработал в Италии, в частности, обслуживая папские часовни в Риме, а затем, что наиболее важно, в Падуанском соборе .
Жизнь
[ редактировать ]Он был сыном священника (которого также звали Йоханнес Чикония) и женщины высокого социального положения. Поскольку по крайней мере трое других мужчин в Льеже носили это имя, это создало биографическую путаницу, которую впервые разрешил Дэвид Фаллоуз в 1975 году. Йоханнес Чикония, вероятно, отец композитора, работал в Авиньоне в 1350 году клерком у жены Папы Римского. Климента VI Племянник . Другой Иоганнес Чикония зарегистрирован в Льеже в 1385 году как двенадцатиперстная кость , что обычно указывает на человека молодого возраста; Ученые сходятся во мнении, что это сам композитор.
Папские записи предполагают, что Чикония находился на службе у Папы Бонифация IX в Риме в 1391 году. Его местонахождение с начала 1390-х по 1401 год неизвестно. С 1401 года и до своей смерти в 1412 году он в той или иной степени был связан с Падуанским собором. Однако неясно, прибыл ли Чикония в Падую даже раньше 1401 года. Его плач Con lagrime Bagnadome описан в одном источнике как написанный по поводу смерти Франческо Каррарского - если речь идет о Франческо il Nuovo («Новый»), то это датируется после 1406 года; если, однако, оно было написано к смерти Франческо иль Веккьо («Старого»), как предположили ученые, это означало бы, что он оказался в Падуе уже в 1393 году. Существует также возможность промежуточного пребывания в Павии (как предложено учеными Джоном Надасом и Агостино Зиино), на том основании, что именно здесь он мог связаться с Домом Висконти и приобрести знания о стиле ars subtilior и сочинениях Филиппа де Казерты, цитируемых в его Sus un Fontayne («Под фонтаном») (см. ниже). [1]
Музыка
[ редактировать ]Музыка Ciconia представляет собой эклектичную смесь стилей. Пьесы, типичные для северной Италии, такие как его мадригал Una panthera , представлены пьесами, пропитанными французским ars nova . Более сложные поверхности в стиле Ars Subtilior в Sus un Fontayne . Хотя его стиль остается позднесредневековым , его сочинения все больше указывают на мелодические узоры эпохи Возрождения , например, в его постановке « O rosa bella» . Он писал музыку как светскую (французские virelais , итальянские баллаты и мадригалы ), так и священную ( мотеты и массовые движения, некоторые из них изоритмические ) по форме. Он также является автором двух трактатов о музыке: Nova Musica и De Proportionibus (в которых развиваются некоторые идеи Nova Musica ). Его теоретические идеи проистекают из более консервативной маркеттианской традиции, в отличие от идей его падуанского современника Просдоцима де Бельдемандиса .
Хотя контрафакты и более поздние рукописные источники его сочинений предполагают, что он был хорошо известен во Флоренции , его музыка почти не представлена в основных флорентийских источниках того периода; например, Кодекс Скуарчиалупи не содержит ничего от Чиконии. Но, с другой стороны, многие из его мотетов и массовых движений включены в рукопись, известную как « Bologna MS Museo Internazionale e Biblioteca della Musica Q15».
Записи
[ редактировать ]- Йоханнес Чикония: Oeuvre intégrale , ансамбль Уэльгаса (Паване, 1982).
- Йоханнес Чикония: Opera omnia , La Morra и Diabolus in Musica (ансамбль) ( Риккар , 2011).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Надас и Агостино Зиино, Луккский кодекс (Codice Mancini): вводное исследование и факсимильное издание (Лукка: Libreria Musicale Italiana, 1990), стр. 43.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джулиано Ди Бакко, Джон Надас, Маргарет Бент и Дэвид Фэллоуз, «Чикония, Йоханнес». Св в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание (Лондон: Macmillan, 2001).
- Сюзанна Клерк (позже Клерк-Лежен), Йоханнес Чикония: льежский музыкант и его время (около 1335–1411) , Vol. 1. Жизнь и работа , Том. 2. Транскрипции и критические заметки (Брюссель: Palais des Académies, 1960).
- Альберт Даннинг, "Low Countrys", Grove Music Online , получено 28 октября 2010 г. (требуется подписка).
- Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1978).
- Филипп Вендрикс, редактор, Йоханнес Чикония: музыкант перехода (Тюрнхаут, Бельгия: Brepols, 2003).
- Арльт, Вульф [на немецком языке] (1973). «Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке». Музыкальная дисциплина . 27 : 41–59. JSTOR 20532157 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Йоханнеса Чиконии в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Йоханнеса Чиконии в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Дискография Йоханнеса Чиконии в блоге A Viola da Gamba .
- Дискография Йоханнеса Чиконии на сайте Musiciens Wallons .