Средневековая литература
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2019 г. ) |
Средневековья и Возрождения Литература |
---|
Раннее средневековье |
Средневековый |
По веку |
Европейский Ренессанс |
Литературный портал |
Средневековая литература — это широкий предмет, охватывающий практически все письменные произведения, доступные в Европе и за ее пределами в средние века (то есть тысячу лет от падения Западной Римской империи примерно в 500 году нашей эры до начала эпохи Возрождения в 14 веке) . , 15 или 16 век, в зависимости от страны). Литература того времени состояла как из религиозных, так и из светских произведений. Как и в современной литературе, это сложная и богатая область исследования, от совершенно священного до чрезмерно профанного, затрагивающая все промежуточные точки. Произведения литературы часто группируются по месту происхождения, языку и жанру.
Языки
[ редактировать ]За пределами Европы средневековая литература была написана на эфиопском , сирийском , коптском , японском , китайском и арабском языках, а также на многих других языках.
В Западной Европе латынь была общим языком средневековой письменности, поскольку латынь была языком Римско-католической церкви , которая доминировала в Западной и Центральной Европе , и поскольку церковь была практически единственным источником образования. Так было даже в некоторых частях Европы, которые никогда не были романизированы.
В Восточной Европе влияние Восточной Римской империи и Восточной Православной церкви сделало греческий и старославянский языки доминирующими письменными языками.
В Европе простые люди использовали свои родные языки . Несколько примеров, таких как древнеанглийское « Беовульф» , средневерхненемецкая «Песнь о Нибелунгах» , средневековая греческая «Дигенис Акритас» , древневосточнославянская «Сказка о полку Игореве » и старофранцузская «Песнь о Роланде» , хорошо известны и по сей день. Хотя дошедшие до нас версии этих эпосов обычно считаются произведениями отдельных (но анонимных ) поэтов, нет сомнений в том, что они основаны на более древних устных традициях своих народов. Кельтские традиции сохранились в произведениях Марии де Франс , Мабиногионе и циклах Артура . Другой источник народной литературы сохранился в древнескандинавской литературе и, более конкретно, в сагической литературе Исландии .
Анонимность
[ редактировать ]Значительное количество средневековой литературы анонимно . Это связано не только с отсутствием документов того периода, но и с трактовкой роли автора , существенно отличающейся от романтической интерпретации термина, используемого сегодня. Средневековые авторы часто глубоко уважали писателей- классиков и отцов церкви и были склонны пересказывать и приукрашивать истории, которые они слышали или читали, а не изобретать новые истории. И даже когда они это делали, они часто заявляли, что вместо этого передают что-то от аукциона . С этой точки зрения имена отдельных авторов казались гораздо менее важными, и поэтому многие важные произведения никогда не приписывались какому-то конкретному человеку.
Виды письма
[ редактировать ]Религиозный
[ редактировать ]Теологические труды были доминирующей формой литературы, которую обычно можно было найти в библиотеках в средние века. Католические священнослужители были интеллектуальным центром общества в средние века, и именно их литература производилась в наибольшем количестве.
бесчисленное количество гимнов С этого периода сохранилось (как литургических , так и паралитургических). Сама литургия не имела фиксированной формы, и многочисленные конкурирующие миссалы излагали отдельные концепции порядка мессы . Религиоведы, такие как Ансельм Кентерберийский , Фома Аквинский и Пьер Абеляр , написали длинные богословские и философские трактаты, часто пытаясь примирить учения греческих и римских языческих авторов с доктринами Церкви. Агиографии , или «жития святых», также часто писались как ободрение набожных и предупреждение другим.
«Золотая легенда» о Якобе де Ворагине достигла такой популярности, что в свое время ее, как сообщается, читали чаще, чем Библию . Франциск Ассизский был плодовитым поэтом, и его последователи -францисканцы часто сами писали стихи, выражая свое благочестие. Dies Irae и Stabat Mater — два самых сильных латинских стихотворения на религиозные темы. Голиардическая поэзия (четырёхстрочные строфы сатирических стихов) была формой искусства, используемой некоторыми священнослужителями для выражения несогласия. Единственным широко распространенным религиозным произведением, которое не создавалось священнослужителями, были мистерии : вырастая из простых картин , воспроизводящих одну библейскую сцену, каждая мистерия становилась выражением ключевых событий Библии в своей деревне . Текст этих пьес часто контролировался местными гильдиями , а мистерии регулярно разыгрывались в установленные праздники, часто продолжаясь весь день и до поздней ночи.
В средние века еврейское население Европы также произвело на свет ряд выдающихся писателей. Маймонид , родившийся в Кордове, Испания , и Раши , родившийся в Труа , Франция , — два самых известных и влиятельных из этих еврейских авторов .
Светский
[ редактировать ]Светская литература в этот период выпускалась не в таком же количестве, как религиозная. Самые ранние сказки основаны на устных традициях: британских Y Gododdin и Preiddeu Annwfn , а также германских «Беовульфе» и «Песнях о Нибелунгах» . Они относятся к мифам или определенным событиям VI века, но сохранившиеся рукописи датируются столетиями позже: Ю. Гододдин - конца 13 века, Преидду Аннуфн - начала 14 века, Беовульф - ок. 1000 г. и « Песнь о Нибелунгах» 13 века. Создателями и исполнителями были барды (британцы/валлийцы) и скопы (германцы), элитные профессионалы, прикрепленные к королевским или дворянским дворам, чтобы восхвалять героев легендарной истории.
Прозаические рассказы впервые появились в Британии: сложные « Четыре ветви Мабиноги» о княжеских семьях, особенно антивоенные по тематике, и романтическое приключение «Калхуч и Олвен» . ( Мабиноги - это не то же самое, что Мабиногион , сборник разрозненных прозаических рассказов, который, однако, включает в себя как Мабиноги , так и Калхуч и Олвен .) Эти произведения были составлены на основе более ранней устной традиции ок. 1100 .
Примерно в то же время в Европе вошла в моду новая поэзия « куртуазной любви ». Странствующие певцы — трубадуры и труверы — зарабатывали на жизнь песнями о любви на французском , испанском , галисийско-португальском , каталонском , провансальском и греческом языках . Германская культура имела свою миннезенгерскую традицию. В песнях о куртуазной любви часто выражается безответная тоска по идеальной женщине, но встречаются и аубады (рассветные проводы влюбленных) и юмористические частушки.
Вслед за самыми ранними эпическими поэмами, прозаическими повестями и романами возникли более длинные поэмы — chansons de geste конца XI — начала XII вв. Они превозносили завоевания, как в «Песне о Роланде» (часть « Материи Франции ») и «Дигенис Акритас» (одна из акритических песен ). Совсем другая традиция рыцарских романов касается приключений о чудесах, любви и рыцарстве. Они рассказывают о Материи Британии и Материи Рима .
Политическая поэзия пронизывает весь период от самого раннего Армса Прайдейна (Британия 10-го века) до повстанцев -голиардов 12-го и 13-го веков, которые были обученными в церкви священнослужителями, неспособными или не желающими работать в церкви.
Литература о путешествиях была очень популярна в средние века, поскольку фантастические рассказы о далеких землях (часто приукрашенные или полностью ложные) развлекали общество, которое поддерживало морские путешествия и торговлю вдоль побережий и рек, а также паломничества в такие места, как Иерусалим ; Кентербери и Гластонбери в Англии; Сент-Дэвидс в Уэльсе; и Сантьяго-де-Компостела в Испании. Джеффри Чосера » «Кентерберийские рассказы стали популярными в конце 14 века.
Самыми выдающимися авторами еврейской светской поэзии в средние века были Соломон ибн Габироль и Иегуда Халеви , оба из которых также были известными религиозными поэтами.
Женская литература
[ редактировать ]Хотя это правда, что женщинам в средневековый период никогда не предоставлялось полное равенство с мужчинами, некоторые женщины могли использовать свои навыки письменного слова, чтобы добиться известности. Религиозное письмо было самым легким путем: женщины, которые позже были канонизированы как святые, часто публиковали свои размышления, откровения и молитвы. Многое из того, что известно о женщинах в средние века, известно из работ таких монахинь , как Клэр Ассизская , Бриджит Шведская и Екатерина Сиенская .
Однако зачастую религиозные взгляды женщин считались власть имущими неортодоксальными, а мистические видения таких авторов, как Юлиан Норвичский , Мехтильда Магдебургская и Хильдегард Бингенская , дают представление о части средневекового опыта, менее комфортной. для институтов, которые управляли Европой в то время. Женщины также написали влиятельные тексты в светской сфере — размышления Марии де Франс и Кристины де Пизан о куртуазной любви и обществе продолжают изучаться на предмет их взгляда на средневековое общество.
Некоторые женщины были покровителями книг и владельцами значительных книжных коллекций. Среди женщин-коллекционеров книг пятнадцатого века были Элис Чосер, герцогиня Саффолк ; Сесили Невилл, герцогиня Йоркская ; и леди Маргарет Бофорт , графиня Ричмонд и Дерби. Леди Маргарет Бофорт, возможно, также завершила переводы в знак своего благочестия, как отметил епископ отец Джон Фишер в проповеди, посвященной ей после ее смерти. [1]
В контексте современной исторической рефлексии историческая работа Д.Х. Грина (2007) под названием « Женщины-читательницы средневековья» исследует грамотность и литературу с точки зрения женщин в средневековом обществе. [2] Книга была оценена как «радикальная переоценка вклада женщин в средневековую литературную культуру». [3]
Аллегория
[ редактировать ]Хотя средневековая литература использует множество литературных приемов , аллегория в этот период настолько заметна, что заслуживает особого упоминания. Большая часть средневековой литературы полагалась на аллегории, чтобы передать мораль, которую автор имел в виду во время написания — в большей части литературы этого времени широко представлены абстрактные качества, события и институты. Вероятно, самой ранней и наиболее влиятельной аллегорией является «Психомахия» ( Битва душ ) Аврелия Клеменса Пруденция . Другие важные примеры включают « Роман о розе» , «Обыватель» , «Пирс Пахарь» , «Роман де Фовель » и « Божественную комедию» .
Сохранение
[ редактировать ]Недавнее исследование пришло к выводу, что до наших дней сохранилось лишь около 68 процентов всех средневековых произведений, в том числе менее 40 процентов английских произведений, около 50 процентов голландских и французских произведений и более трех четвертей немецких , исландских и Ирландские произведения. [4]
Известная литература того периода
[ редактировать ]- Алексиад , Анна Комнина
- Беовульф , анонимный англосаксонский автор.
- Гимн Кэдмона
- Кантигас де Санта-Мария , Галисия
- Книга города дам , Кристина Пизанская.
- Книга цивилизованного человека , Дэниел Бекклс.
- Книга доброй любви , Хуан Руис
- Книга Марджери Кемпе , Марджери Кемпе
- Сырой , Лайамон
- Брют , Вайс
- «Кентерберийские рассказы» , Джеффри Чосер
- Утешение философией , Боэций
- Давид Сасунский , анонимный армянский писатель.
- Декамерон , Джованни Боккаччо
- Диалог , Екатерина Сиенская
- Дигенис Акритас , анонимный греческий писатель
- Болезни женщин , Тротула Салерно
- Божественная комедия ( Божественная комедия ), Данте Алигьери
- Дукус Горант , первое расширенное произведение на идише.
- Старшая Эдда , различные исландские авторы
- Струящийся свет божества . Мехтильды Магдебургской
- Первый грамматический трактат , работа XII века по древнескандинавской фонологии.
- Деяния датчан , Саксон Грамматик
- Хеймскрингла , Снорри Стурлусон
- Historia ecclesiastica gentis Anglorum ( Церковная история английского народа ), Достопочтенный Беда
- Крестовоздвиженские проповеди , анонимный польский автор.
- Витязь в тигровой шкуре , Шота Руставели
- «Песни Марии де Франс» , Мария де Франс.
- Письма Абеляра и Элоизы
- Книга примеров графа Луканора и Патронио дона , Хуана Мануэля, принца Вильены
- Пьеса «Антихрист» , анонимный немецкий автор.
- Мабиногион , различные валлийские авторы
- Метрические диндшенчасы , ирландские ономастические стихотворения.
- Миллион ( Путешествие Марко Поло ), Марко Поло
- «Смерть Артура» , сэр Томас Мэлори
- Nibelungenlied , анонимный немецкий писатель.
- Сага о Ньяле , анонимный исландский автор
- Парсифаль , Вольфрам фон Эшенбах
- Пирс Плауман , Уильям Лэнгленд
- Поэма Сида , анонимного испанского автора.
- Прослогий , Ансельм Кентерберийский
- Queste del Saint Graal ( В поисках Святого Грааля ), анонимный французский писатель
- Откровения божественной любви , Джулиан Норвичский
- Ле Роман де Персефорест
- Роман де ла Роз , Гийом де Лоррис и Жан де Мён
- Садко , анонимный российский писатель.
- Сцивиас , Хильдегард Бингенская
- Да и нет , Абеляр
- Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь , анонимный английский автор.
- «Песнь о Роланде» , анонимный французский автор.
- Духовные упражнения , Гертруда Великая
- Сумма теологии , Фома Аквинский
- Тайн Бо Куальнге , анонимный ирландский писатель
- «Слово о полку Игореве» , анонимный русский автор.
- Бросая белое , Жоано Марторель
- Путешествия сэра Джона Мандевиля Джон Мандевиль
- Тристан , Томас Английский
- Тристан , Беруль
- Тристан , Годфри Страсбургский
- Троил и Крисейд , Джеффри Чосер
- Вальтариус
- Младшая Эдда , Снорри Стурлусон
- Ивен: Рыцарь Льва , Кретьен де Труа
Конкретные статьи
[ редактировать ]По региону или языку
[ редактировать ]- Англо-нормандская литература
- Классическая арабская литература
- Средневековая армянская литература
- Средневековая боснийская литература
- Старая бретонская литература
- Византийская литература
- Средневековая болгарская литература
- Средневековая каталонская литература
- Средневековая хорватская литература
- Старая и среднеголландская литература
- Староанглийская литература
- Среднеанглийская литература
- Ранняя английская еврейская литература
- Средневековая французская литература
- Сицилийская школа
- Старая верхненемецкая литература
- Средневерхненемецкая литература
- Средневековая грузинская литература
- Средневековая еврейская литература
- Исландская литература
- Средневековая ирландская литература
- Средневековая итальянская литература
- Средневековая латинская литература
- Окситанская литература
- Древнескандинавская литература
- Пехлеви литература
- Средневековая персидская литература
- Средневековая португальская литература
- Средневековая сербская литература
- Средневековая шотландская литература
- Средневековая испанская литература
- Средневековая валлийская литература
По жанру
[ редактировать ]- Средневековая поэзия
- Средневековая драма
- Средневековая аллегория
- Средневековый мистицизм
- Фаблио
- Средневековая туристическая литература
- Артурианская литература
- Александровские романсы
- Песня жеста
- Рыцарский романс
- Эддическая поэзия
- Скальдическая поэзия
- Аллитеративный стих
- Чудо-пьесы
- Мораль играет
- Мистические пьесы
- Страсть играет
По периоду
[ редактировать ]- Литература раннего средневековья (6-9 вв.)
- 10 век в литературе
- 11 век в литературе
- XII век в литературе
- 13 век в литературе
- 14 век в литературе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Небжидовски, Сью (2011). Женщины среднего возраста в средние века . Кембридж: DS Брюэр. ISBN 978-1-84615-793-6 . OCLC 774293897 .
- ^ Грин, Д.Х. «Женщины-читательницы средневековья». Издательство Кембриджского университета, Англия. ISBN 978-0-52187-9422
- ^ Макдональд, Никола. «Женщины-читательницы в средние века (обзор)». Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Бушвик, Софи (8 марта 2022 г.). «Сколько средневековой литературы было потеряно?» . Научный американец . Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Буринг, Эльтьо; ван Занден, Ян Люитен: «Составление диаграммы «возвышения Запада»: рукописи и печатные книги в Европе, долгосрочная перспектива с шестого по восемнадцатый века», Журнал экономической истории , Vol. 69, № 2 (2009), стр. 409–445 (416, табл. 1)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиотека средневековой и классической литературы
- Лабиринт: ресурсы для изучения Средневековья
- Проект Интернет-сборника по средневековью
- Рукописи Средневековья и Возрождения, Вульгаты, Часословы, медицинские тексты и многое другое, 12–17 века, Центр цифровых инициатив, Библиотеки Университета Вермонта.
- Luminarium: Антология среднеанглийской литературы
- Средневековая скандинавская литература в базе данных исландских саг