Коптская литература

Коптская литература совокупность произведений на коптском языке Египта представляет собой , последней стадии развития коренного египетского языка . Оно написано коптским алфавитом . Изучение коптского языка и литературы называется коптологией .
Определение
[ редактировать ]Часть серии о |
Копты |
---|
Культура |
Регионы |
Номиналы |
![]() |
Поскольку термин «коптский» может иметь, помимо лингвистического, смысл этнический (имеется в виду копты ) и религиозный смысл ( коптское христианство ), то в термине «коптская литература» существует склонность к двусмысленности. [1] Коптскую литературу обычно определяют как литературу на коптском языке . [1] [2] [3] [4] [5] [6] Обычно он не ограничивается оригинальными сочинениями, но включает и переводы на коптский язык (в основном с греческого ). Сюда также входят тексты, предположительно написанные на коптском языке, но сохранившиеся только в переводе (в основном на арабском и эфиопском языках ). [1] [4]
В более широком смысле «коптский» может включать греческую литературу, созданную в Египте и распространявшуюся среди коптской общины. [5] Литература, написанная коптами на арабском языке, обычно рассматривается отдельно как копто-арабская литература . [1] [5] «Литературу» также можно понимать в строгом смысле, исключающем документальные и сублитературные тексты, такие как магические и медицинские тексты. [7] [8]
Диалекты
[ редактировать ]Стандартным литературным диалектом коптского языка был сахидский язык , и большинство сохранившихся текстов написано на этом диалекте. [1] [4] Существует до шести других признанных диалектов коптского языка — бохайрский , файюмский , ликополитанский , ахмимический , субахмимский и оксиринхитский — и другие идиолекты . [1] [3] Идентификация диалекта текста может сузить место его происхождения. Все диалекты в той или иной степени представлены в литературе, особенно бохайрский в поздний период. [1]
Рукописи
[ редактировать ]Коптский язык был написан на пергаменте , папирусе и, наконец, на бумаге. Ранние тексты были написаны на свитках , но с возникновением христианства кодекс стал доминировать. [1] Почти все сохранившиеся рукописи представляют собой неполные (фрагментарные) кодексы. [1] [4] Свитки продолжали использоваться и в христианский период для создания магических текстов. Есть также несколько коротких произведений, таких как школьные тексты, найденные на остраках и досках. [1]
Большинство рукописей было обнаружено в заброшенных монастырях, наиболее важным из которых является Белый монастырь . [4] Коллекция Моргана включает 58 томов, обнаруженных в 1910 году в библиотеке монастыря Святого Михаила в Файюме . Коллекция местной библиотеки насчитывает около 5000 томов, несколько фрагментов из которых были приобретены Египетским музеем в Каире . [9]
Происхождение
[ редактировать ]Старый коптский
[ редактировать ]Попытки написать коптский греческий алфавит , вероятно, начались в I веке до нашей эры. Самый ранний известный текст относится к I веку нашей эры. Эта первая фаза письменного коптского языка называется старокоптским и длится до 4 или 5 века. [10] Самый ранний этап экспериментов с египетским языком в греческом алфавите часто называют достарокоптским или греко-египетским. Другие авторы различают ранний и поздний древнекоптский язык. [11]
Древнекоптский язык состоит из языческих писаний магического или гадательного характера. [1] Этим текстам не хватает последовательного стиля письма и заимствованной греческой лексики из более поздней коптской литературы, которая является полностью христианской или парахристианской (т. е. гностической и манихейской ). [1] [4] Некоторые используют исключительно греческие буквы, без заимствований демотических букв стандартного коптского языка, в то время как другие используют больше демотических букв, чем стало стандартом. [10] Производство языческих магических текстов, написанных на египетском языке греческими буквами, продолжалось и в период собственно коптской литературы. [12]
Расцвет литературного коптского языка
[ редактировать ]Одна традиционная теория связывает происхождение литературного коптского языка с гностической общиной в Александрии . [2] Однако ни одна из сохранившихся коптских рукописей не может быть связана с Александрией. [13] Другой связывает это с христианскими монастырями и необходимостью перевода греческого учения на местный язык. Однако высокая доля заимствованной греческой лексики в ранних коптских текстах ставит под сомнение их практическую полезность в качестве переводов. Совсем недавно было высказано предположение, что возрождение египетского языка как литературного языка (в форме коптского) было частью «попыток возродить национальную египетскую культуру». [2] Паола Бузи называет это «операцией идентичности», утверждением отличимости. [14] И наоборот, поскольку появление коптской письменности совпало с возникновением христианства, оно могло быть стимулировано желанием дистанцироваться от языческих ассоциаций традиционной египетской письменности. [1]
Литературный коптский язык впервые появляется в III веке. [4] [11] Самые ранние литературные тексты представляют собой переводы греческих текстов, христианских или гностических. [2] Все пять литературных текстов, датированных III веком, являются библейскими: либо аннотации на полях к греческим библиям, либо двуязычные греко-коптские библейские тексты. Имеется единственный документальный текст — частное письмо на остраконе, датированное этим веком. [15]
Внешний вид оригинальных композиций
[ редактировать ]Есть несколько возможных кандидатов на звание самого раннего коптского автора. Согласно Панариону Епифания Саламинского , писатель III века Гиеракас написал произведения библейской экзегезы и псалмодии на греческом и коптском языках. [2] [16] Единственная сохранившаяся работа, приписываемая ему, имеет сомнительную подлинность. [16]
Первым автором коптской литературы, чьи произведения сохранились, возможно, был Антоний Великий (умер в 356 г.). Известны семь его подлинных писем, некоторые из которых состоят из коптских фрагментов. Они также были переведены на латынь с греческого. Ни одна греческая версия не сохранилась, и неизвестно, были ли некоторые или все из них изначально написаны на греческом или коптском языке. [2] [17] Эти письма демонстрируют знакомство Антония с противоречиями, охватившими современную церковь, в том числе по поводу арианства. [18] Они обеспечили бы связь, которая в противном случае не была бы подтверждена, между происхождением коптской литературы и александрийской теологией . [17]
Самым ранним оригинальным автором, чьи произведения сохранились, является Пахомий Великий (умер в 346 г.). [2] Он написал правила для общины монахов, которые были переведены на латынь Иеронимом . [1] [4] От оригинальной коптской версии правила сохранилось лишь несколько фрагментов, но сохранилось несколько писем Пахомия на коптском языке. Они «представляют собой древнейшие оригинальные коптские тексты с настоящими литературными характеристиками». [2]
Переводы
[ редактировать ]Библейские переводы
[ редактировать ]Библия была переведена на коптский язык с греческой Септуагинты и Нового Завета . Возможно, это был самый ранний литературный текст, переведенный на коптский язык. [1] Историю его перевода можно разделить на три этапа. Между II и IV веками многие люди работали над переводами на многие диалекты. В IV и V веках сахидский перевод был стандартизирован. Наконец, к IX веку бохайрский перевод был стандартизирован. [19] К началу IV века Библия на коптском языке — или, по крайней мере, Псалмы и Новый Завет — официально использовалась в церквях. [2]
Обстоятельства самой ранней переводческой работы неясны. [3] Относительно ранняя стандартизация сахидского текста, который практически не менялся на протяжении всей коптской истории, свидетельствует о высоких стандартах оригинальной переводческой работы. [2]
Гностические и манихейские тексты
[ редактировать ]Коптские переводы гностических и манихейских текстов датируются тем же периодом, что и ранние библейские переводы, и демонстрируют разнообразие мысли и сообщества на самой ранней стадии коптского литературного производства. [4] [20] [21] Самым важным собранием гностических или «гностицизирующих» текстов является библиотека Наг-Хаммади . [2] [21] Существуют также Кодекс Аскью , Берлинский кодекс и Кодекс Брюса . [21] Качество гностических текстов в целом ниже, чем у ортодоксальных христианских. Их орфография менее последовательна и содержит больше грамматических ошибок. В целом это менее профессиональные постановки. « Однако в книге Шенуте Против оригенистов» показано, что такие тексты широко читались в ортодоксальных общинах. [21]
Манихейство появилось в Египте около 350 г. В течение нескольких десятилетий они начали переводить свои тексты на коптский язык, некоторые с арамейских оригиналов, а иногда и с греческих посредников. Это делает манихейские переводы несколько более поздними, чем гностические и библейские тексты. Все манихейские рукописи датируются IV и V веками, и все они были найдены в Мединет-Мади , хотя, скорее всего, они были созданы в Ликополе , поскольку были написаны на ликополитанском диалекте. [22] К ним относятся , среди прочего, Манихейская Псалтырь и Кефалайя . [4]
Прогностические тексты
[ редактировать ]
На коптском языке известно множество прогностических текстов. К ним относятся гемерология (дающая прогнозы на каждый день лунного месяца ) и каландология (дающая прогнозы на год на основе дня недели , в который он начинается, или направления ветра в течение первой недели). Первым днем года считается шестой день месяца Туба , который соответствовал первому ( календе ) января, официальному началу года в Римской империи . [23] [24] Эти тексты заимствованы или переведены с греческих оригиналов. [24] На них также влияет концепция Tagewählerei (удачные и неудачные дни) в древнеегипетском календаре . [25] Предсказания, касающиеся течения Нила , являются явно египетской особенностью. [24]
Фрагменты гемерологии и каландологии на сахидском языке встречаются на папирусе, пергаменте и бумаге VI–XII вв. [24] [26] Предсказания, основанные на дне недели и направлении ветра, часто встречаются в одной и той же рукописи. [24] Есть также фрагменты бохайрского папируса VI–VIII веков. [27]
Библейские апокрифы
[ редактировать ]Коптские переводы являются важным источником как апокрифов Ветхого Завета, так и апокрифов Нового Завета . [1] [28] В некоторых случаях коптский язык является основным или единственным свидетелем текста, как, например, в Евангелии от Иуды . [1] [20] [28] В создании коптских апокрифов было два основных этапа. В первом, в IV веке, переведенные произведения были в основном связаны с такими фигурами-основателями, как Петр и Павел. На втором этапе, в V веке, появляется новый жанр «апостольских мемуаров». Евангелие от Спасителя представляет собой пример апокрифического текста, составленного на коптском языке после Халкидонского собора (451 г.). [28]
Примеры апокрифов Ветхого Завета на коптском языке включают «Премудрость Соломона» , «Завет Авраама» , «Завет Исаака» , «Завет Иакова» , « Вознесение Исайи» , «Апокалипсис Моисея » , «Апокалипсис Илии» и «Апокалипсис Софонии» . Апокрифы Нового Завета включают Евангелие от Фомы , Евангелие от Никодима , Евангелие от Варфоломея , Евангелие от Марии , Epistula Apostolorum , Протевангелий Иакова , Письмо Авгаря Иисусу , Деяния Павла , Деяния Петра , Деяния Иоанна , Деяния Андрея , Деяния. Пилата и Апокалипсиса Павла . [1] [20] [28] Подборка новозаветных апокрифов предполагает прямые контакты с Азией без посредничества Александрии. [2] Однако « Апокалипсис Илии» и «Вознесение Исаии» являются произведениями египетского происхождения. [29]
Патристика
[ редактировать ]
Самые ранние переводы Отцов Церкви на коптский язык также относятся к периоду первых библейских переводов — II и III векам. Одной из самых ранних рукописей таких произведений является Кодекс Кросби-Шойена . [30] Однако большинство из них относятся к несколько более позднему периоду, IV-VI векам. [30] [31] Переводы были особенно избирательными, с большим предпочтением «назидательного и пастырского» над «богословским и экзегетическим». [32] Самыми ранними из них являются проповеди «De pascha» и «De anima et corpore» Мелитона Сардийского и псевдобасилианский «De templo Salomonis» . [30]
Из позднего периода каппадокийские отцы хорошо представлены ( Василий Кесарийский , Григорий Нисский и Григорий Назианзин ), а также Афанасий Александрийский , Кирилл Александрийский , Ефрем Сирин , Епифаний Саламинский и Иоанн Златоуст . [31] Также переведены Апостольские отцы и Ипполит Римский . [1] Существует коптский вариант « Изречений отцов-пустынников» . Примечательно отсутствие работ двух самых выдающихся ранних египетских христианских писателей, Климента Александрийского и Оригена , хотя в Берлинской коптской книге анонимных трактатов обнаруживаются следы мысли Клементина. [31] К произведениям обычно относились индивидуально, и редко переводили всю работу, хотя существуют корпуса проповедей Василия Кесарийского, Григория Нисского и Севера Антиохийского . [33]
Псевдоэпиграфия — ложная атрибуция — распространена в коптской литературе, особенно в трудах отцов. [31] [33] Работа Мелитона «О душе и теле» была переименована и ошибочно приписана Афанасию, вероятно, для того, чтобы повысить его авторитет. Среди подлинных произведений Афанасия были переведены « Житие Антония» и « Праздничные грамоты» , но ни одно из его исторических сочинений или сочинений против арианства . Кирилла богословски весомая Scholia de incarnatione unigeniti Была переведена , но не его сочинения против несторианства . [31]
Некоторые святоотеческие произведения были переведены как на сахидский, так и на богайрский языки, хотя неизвестно, были ли богайрские переводы сделаны с греческих оригиналов или с сахидских версий. [31]
Романсы
[ редактировать ]Единственными нерелигиозными литературными текстами на коптском языке являются два романса : « Роман об Александре» и « Роман о Камбизе» . [6] [20]
В переводе с греческого коптский Александр приобрел свою окончательную форму в VI веке. Сохранился фрагментарный текст из Белого монастыря. Оригинальная рукопись состояла из 220 страниц и была разделена на 37 глав, каждая из которых начиналась стихом из Библии. Сохранившиеся фрагменты касаются Александра среди эламитов , его спасения из пропасти в Гедросии , его встречи с брахманами и его отравления. [34] Александр рассматривается как пророк, предвещавший Христа, и роман явно предназначался для чтения монахов. [6] [34]
« Романс о Камбизе» — оригинальное произведение на коптском языке. Оно сохранилось лишь в виде фрагментарной рукописи. Вероятно, это также продукт египетского монашества, но его темы «уходят корнями в давнюю египетскую религиозную традицию, которая противопоставляет силы Хаоса силам Порядка». [35] Его можно датировать V-IX веками. [34]
Агиографическую легенду об Иларии иногда называют романом. [36]
Оригинальные произведения
[ редактировать ]Пахомий и его окружение
[ редактировать ]Сочинения Пахомия Великого и его окружения представляют собой своеобразный труд, который был рано переведен на греческий язык. Он сохранился на свитках и свитках IV-VI веков, часто изготовленных из переработанного пергамента или папируса. [37] [38]
Правила общинной монашеской жизни Пахомия, частично вдохновленные его римским военным прошлым, оказали большое влияние на европейское монашество. Однако его литературное влияние было относительно скудным. [1] Помимо его правил и писем, существуют также письма его учеников Феодора Табеннесского и Хорсиезского . [2] [37] [38] Хорсиези также написал книгу, известную как Liber Orsiesii , в которой стиль Пахома достигает своей наиболее литературной формы. Он также написал свод правил. И Пахомий, и Хорсиези используют «духовный алфавит», алфавитный шифр. [37]
Два более поздних анонимных текста принадлежат к пахомианской традиции: « Апокалипсис Киарура » и «Визит Хорсиези» (которые, возможно, изначально были написаны на греческом языке). [37] Биография Пахомия, первоначально написанная на коптском языке, сохранилась в более поздней богерской версии и в переводах на греческий, латинский и арабский языки. [38]
Шенуте и его окружение
[ редактировать ]Монах Шенуте (умер в 465 г.), глава Белого монастыря, был «пожалуй, самым плодовитым писателем» на коптском языке. [1] Он ее «поистине выдающийся индивидуальный автор». [39] чье письмо на сегодняшний день является «самым сложным». [4] Он возвел коптский язык в ранг литературного языка. [40] [41] Однако он был почти неизвестен за пределами коптской традиции. Его произведения никогда не переводились на греческий язык. Постепенно они привлекли внимание западных ученых примерно между 1750 и 1900 годами. [42]
Шенуте беспрецедентно использовал особенности коптской грамматики, которые невозможно напрямую перевести на греческий. Его сочинения очень литературны и часто сложны. [1] Он получил классическое риторическое образование и находился под влиянием греческого стиля Второй софистики . [40] [43] [41] Он много цитирует Библию, особенно книги мудрости , Евангелия и послания Павла . В одном месте он цитирует «Птиц Аристофана » . [40] Он написал трактаты против гностицизма, манихейства, оригенизма и мелитианства . [44]
Сочинения Шенуте разделены на два сборника: девятитомные «Каноны» , которые адресованы его монашеской общине и в основном касаются дисциплины, и восьмитомные «Беседы» , которые адресованы посторонним и в основном касаются этики. [1] [4] Его письма представляют собой отдельный сборник, который, возможно, не курировался им. [44] Эта трехсторонняя классификация, по-видимому, была сделана им. Он также запретил распространение своих произведений за пределами своей монашеской федерации, ограничив их влияние. [40] Однако там они пользовались большим почитанием, поскольку рукописная традиция обнаруживает очень мало вариантов, что указывает на то, что к ним относились почти наравне с Библией. [41] Его влияние на коптскую литературу может выходить за рамки его собственных сочинений, если, как утверждал Тито Орланди, его монастырь был также местом многих переводов греческих произведений. [45]
Шенуте на посту главы Белого монастыря сменил Беса . Сохранилось несколько его писем и проповедей, написанных в шенутском стиле. [44] [41] Его работы менее красочны, чем работы его предшественника, но столь же изысканны. [1] [46] Сочинения Бесы, в отличие от сочинений Шенуте, относятся главным образом к периоду после Халкидонского Собора (451 г.). [46]
Биография Шенуте, Vita Sinuthii , была ошибочно приписана Бесе. [41] [40] Это сборник различных рассказов независимого и анонимного авторства, имеющих сомнительную историческую ценность. [44] [40]
Более поздняя литература
[ редактировать ]Коптское письмо после 451 года в основном нехалкидонское , теологически миафизитское и, следовательно, изолированное от основного халкидонского течения. [4] Важные писатели второй половины V века включают Павла Таммского , Пафнута , Макария Тковского и патриарха Тимофея II Александрийского . [1]
Следующим наиболее важным моментом в истории коптов после Халкидона стало арабское завоевание Египта в 641 году, в результате которого копты оказались под властью ислама и появился арабский язык. Однако его непосредственное влияние на коптскую литературу было небольшим. Важными коптскими писателями второй половины VII века являются патриархи Вениамин I и Агафон , Самуил из Каламуна , Исаак из Каламуна , Иоанн из Никиу и Менас из Никиу . [1] Официальные документы и переписка иногда писались на коптском языке в период Аббасидов в конце 8 века. [47]
Коптский язык, похоже, пришел в упадок как литературный язык к началу 9 века, поскольку лишь немногие оригинальные произведения более позднего времени могут быть приписаны указанному автору. [1] По не до конца понятным причинам к 11 веку он как язык оригинального состава умер. [3] Большая часть коптской литературы сейчас утеряна, поскольку копты начали использовать арабский язык. Такие тексты, как Апокалипсис Самуила из Каламуна, сожалеют об утрате коптского языка, но сами сейчас сохранились только на арабском языке.
Коптский на Арабский
[ редактировать ]Уильям Уоррелл утверждает, что коптский язык в своем контакте с арабским языком прошел три стадии. Во-первых, оно заимствовало странное арабское слово. Во-вторых, хотя язык все еще был живым, некоторые тексты были написаны на арабском языке, но коптским письмом. Наконец, после того, как коптский язык был полностью вытеснен арабским языком в качестве разговорного языка, при необходимости он был переведен арабской графикой . [48]
Крупное движение по переводу коптских произведений на арабский язык началось около 1000 года или незадолго до этого и продолжалось до 13 века. Многие двуязычные церковные тексты с богайрским слева и арабским справа являются продуктом этого периода. В период перевода коптский язык все еще был широко и глубоко понятен. В XIII–XIV веках, когда знание коптского языка пришло в упадок, на арабском языке были написаны грамматики языка, называемые «предисловиями», и списки слов, называемые «лестницами», чтобы помочь священникам читать и произносить коптский язык. [49]
Связь с более ранней египетской литературой
[ редактировать ]Греческий язык был доминирующим языком письма в Египте на протяжении веков до возникновения коптского языка, и «греческая литература лежала в основе коптской литературы». [2] Тем не менее, были предложены определенные связи между коптской литературой и более ранней египетской литературой . Правила Пахомия содержат цитату из «Отрицательной исповеди» в « Книге мёртвых » и возможные намеки на Учение Ани и Наставления Аменемопа . Это может не отражать знакомство с древней литературой или даже читательской аудиторией, но может быть «бледным воспоминанием», полученным Пахомием во время обучения «египетским буквам». [50] « Роман о Камбизе», возможно, также чем-то обязан демотической литературе. Смешение ассирийцев и персов также встречается в Оракуле Горшечника и Оракуле Агнца . [51]
«Легенда об Иларии» рассматривалась как переработка « Сказания о Бентреше» . [36]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Уилфонг 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Орланди 1991б .
- ^ Перейти обратно: а б с д МакКолл 1991 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Будуры 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бузи 2021 , стр. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Юсеф 2014 , с. 123.
- ^ Эммель 2007 , с. 83.
- ^ Орланди 1986 включает такие тексты, но Орланди 1991b их исключает.
- ^ Хивернат 1913 .
- ^ Перейти обратно: а б Орланди 1986 , стр. 52–53.
- ^ Перейти обратно: а б Фурне 2020 , стр. 5–6.
- ^ Орланди 1986 , с. 59.
- ^ Эммель 2007 , с. 84.
- ^ Бузи 2021 , стр. 2.
- ^ Фурне 2020 , стр. 7–9.
- ^ Перейти обратно: а б Орланди 1986 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Орланди 1986 , стр. 63–64.
- ^ Коза 2021 , стр. 8–9.
- ^ Орланди 1986 , стр. 53–55.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эммель 2007 , стр. 87–88.
- ^ Перейти обратно: а б с д Орланди 1986 , стр. 55–56.
- ^ Орланди 1986 , стр. 56–57.
- ^ Угадай, 2016 , стр. 1341.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Орланди 1991а .
- ^ Угадай, 2016 , стр. 1340.
- ^ Угадайте, 2016 , стр. 1340–1341.
- ^ Угадай, 2016 , стр. 1343–1345.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коза 2021 , стр. 4–5.
- ^ Орланди 1986 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с Орланди 1986 , стр. 57–59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коза 2021 , стр. 7–8.
- ^ Орланди 1986 , стр. 71–72. Цитаты из «Бузи 2021» , стр. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б Орланди 1986 , стр. 71–72.
- ^ Перейти обратно: а б с Мюллер 1991 .
- ^ Коза 2021 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б О'Лири 1930 , полковник. 1620.
- ^ Перейти обратно: а б с д Орланди 1986 , стр. 60–62.
- ^ Перейти обратно: а б с Коза 2021 , стр. 9–10.
- ^ Эммель 2007 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коза 2021 , стр. 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Будугоры 2012 .
- ^ Орланди 1986 , стр. 64–66.
- ^ Орланди 1986 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д Орланди 2016 .
- ^ Орланди 1991b и Орланди 2016 . Контра : Будугоры 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Орланди 1986 , стр. 69–70.
- ^ Паломбо 2022 , стр. 207–208.
- ^ Уоррелл 1934 , с. 122.
- ^ Депуйдт 2010 , с. 735.
- ^ Бузи 2021 , стр. 10.
- ^ Бузи 2021 , стр. 16.
Источники
[ редактировать ]- Будгорс, Энн (2012). «Коптская традиция» . В Скотте Фицджеральде Джонсоне (ред.). Оксфордский справочник поздней античности . Издательство Оксфордского университета. стр. 224–246.
- Будгорс, Энн (2018). «Коптская литература» . В Оливере Николсоне (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета.
- Бракке, Дэвид (2018). «Коптский». В Скотте МакГилле; Эдвард Дж. Уоттс (ред.). Спутник позднеантичной литературы . Джон Уайли и сыновья. стр. 61–74. дои : 10.1002/9781118830390.ch4 . ISBN 9781118830390 . S2CID 240297072 .
- Бузи, Паола, изд. (2020). Коптская литература в контексте (4–13 вв.): Культурный ландшафт, литературное производство и археология рукописей . Эдизиони Квазар.
- Бузи, Паола (2021). «Литература коптская: обновление» . Коптская энциклопедия . Высший университет Клермонта.
- Депюйдт, Лео (2010). «Коптская и коптская литература». У Алана Б. Ллойда (ред.). Спутник Древнего Египта . Блэквелл. стр. 732–754. дои : 10.1002/9781444320053.ch33 . ISBN 9781444320053 .
- Эммель, Стивен (2007). «Коптская литература в византийском и раннем исламском мире» . В Роджере С. Бэгналле (ред.). Египет в византийском мире, 300–700 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 83–102.
- Фурне, Жан-Люк (2020). Возвышение коптского языка: египтяне против греков в поздней античности . Издательство Принстонского университета.
- Гика, Виктор (2016). «Два новичка в семье B5: Наклун Каландология » . В Паоле Бузи; Альберто Камплани; Федерико Контарди (ред.). Коптское общество, литература и религия от поздней античности до современности . Издательство Питерс. стр. 1339–1348.
- Иверна, Эжен Ксавье Луи Анри (1913). . Католическая энциклопедия . Том. 16.
- МакКалл, Лесли С.Б. (1991). «Коптский язык и литература» . В Александре Каждане (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета.
- Мейер, Марвин ; Смит, Ричард (1999). Древняя христианская магия: коптские тексты ритуальной силы . Издательство Принстонского университета.
- Мюллер, Детлеф (1991). «Романсы» . В Азиз Сурьял Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Издательство Macmillan. столбцы. 2059б–2061а.
- О'Лири, Де Лейси (1930). «Коптская литература» . Словарь христианской археологии и литургии . Полет. 9, Часть 2. Париж: Librairie Letouzey et Ané. полковник 1599–1635.
- Орланди, Тито (1986). «Коптская литература» . У Биргера А. Пирсона; Джеймс Э. Геринг (ред.). Корни египетского христианства . Крепость Пресс. стр. 51–81.
- Орланди, Тито (1991a). «Календология» . В Азиз Сурьял Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Издательство Macmillan. столбцы. 444б–445а.
- Орланди, Тито (1991b). «Литература коптская» . В Азиз Сурьял Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Издательство Macmillan. столбцы. 1450б–1460а.
- Орланди, Тито (2013). «Терминология для идентификации коптских литературных документов». Журнал коптских исследований . 15 : 87–94. дои : 10.2143/JCS.15.0.3005414 .
- Орланди, Тито (2016). «Коптский» . У Дэниела Л. Селдена; Фироз Васуния (ред.). Оксфордский справочник по литературе Римской империи . Издательство Оксфордского университета.
- Паломбо, Сесилия (2022). «Внедрение завоеваний: натурализация мусульманского правления в ранней исламской империи» (PDF) . Средневековые миры . 17 : 198–216. doi : 10.1553/medievalworlds_no17_2022s198 . S2CID 254356682 .
- Папаконстантину, Ариетта (2021). «Коптский» . В Стратисе Папайоанну (ред.). Оксфордский справочник по византийской литературе . Издательство Оксфордского университета. стр. 571–588.
- Уилфонг, Терри Г. (2001). «Коптская литература» . В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета.
- Уоррелл, Уильям Х. (1934). Коптские звуки . Издательство Мичиганского университета.
- Юсеф, Юанна Нессим (2014). «Коптская литература» . В Гавдат Габра (ред.). Коптская цивилизация: две тысячи лет христианства в Египте . Американский университет в Каире Press. стр. 123–130.