Коптская архитектура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
Копты |
---|
Культура |
Регионы |
Номиналы |
Христианский портал |
Коптская архитектура — это архитектура коптских христиан , которые составляют большинство христиан в Египте . [1]
Коптские церкви варьируются от огромных соборов, таких как Коптский православный собор Святого Марка, до самых маленьких церквей в сельских деревнях. Также существует множество древних монастырей, таких как монастырь Святого Антония . Древние церкви, такие как Висячая церковь в Коптском Каире, имеют важную историческую ценность для Коптской православной церкви и коптов в целом.
Происхождение и влияние
[ редактировать ]Некоторые авторитеты прослеживают происхождение коптской архитектуры до древнеегипетской архитектуры , видя сходство между планом древнеегипетских храмов , переходом от внешнего двора к скрытому внутреннему святилищу и плану коптских церквей с внешним нартексом или крыльцом и (в более поздние постройки) святилище, скрытое за иконостасом . Другие считают, что самые ранние коптские церкви произошли, как и церкви Византии и Рима , от греко-римской базилики . Руины собора в Гермополисе Великом (около 430–40 гг.) представляют собой главное свидетельство того короткого периода, когда Коптская православная церковь представляла официальную религию государства в Египте.
Таким образом, с самого начала коптская архитектура сочетала местные египетские строительные традиции и материалы с греко-римским и христианским византийским стилями. Плодородные стили соседней христианской Сирии имели значительно возросшее влияние после VI века, включая использование каменных литавр . [2]
В течение двух тысяч лет коптская архитектура включала в себя родные египетский , греко-римский , византийский и западноевропейский стили.
После мусульманского завоевания Египта можно увидеть влияние коптского искусства и архитектуры на египетскую исламскую архитектуру и включение некоторых коптских черт в исламское строительство в Египте. [3] Это можно объяснить тем фактом, что ранние мусульманские правители Египта, как и до них птолемеи и византийские правители, нанимали коренных египтян для выполнения строительных работ. В последующие века коптское искусство и архитектура также включали мотивы, вдохновленные исламскими стилями. [4] В частности, очень ранние примеры остроконечной арки появляются в коптских церквях, начиная с 4-го века, и это стало примечательной особенностью исламской архитектуры и, возможно, распространилось оттуда на европейскую готическую архитектуру , хотя вся эта область остается спорной среди историков архитектуры. Многие сейчас видят истоки среди ассирийцев , от которых оно распространилось в Персию , где присоединилось к исламскому стилю. [5]
Функции
[ редактировать ]Коптская церковь отделилась от других восточных православных церквей и Римско-католической церкви в 451 году нашей эры. После этой даты копты, составлявшие в то время подавляющее большинство египетского населения, избегались и часто преследовались своими византийскими правителями до завоевания Египта исламом, после чего медленно сокращающееся коптское население оказалось в довольно шатком положении. Таким образом, коптской архитектуре не хватало щедрого покровительства правителей и двора, который непосредственно отвечал за большинство важных зданий византийской и средневековой католической архитектуры. Большинство зданий небольшие, консервативные по дизайну и ближе к народному стилю. У них также есть склонность к массивному строительству, что частично является сохранившимся египетским вкусом периода фараонов, частично отражает необходимость полуукрепления зданий, частично является неизбежным результатом строительства крупных сооружений из сырцового кирпича , а также частично их сохранением. прохладно в египетском климате.
Задолго до перелома 451 года египетское христианство стало пионером монашества , при этом многие общины были основаны в намеренно отдаленных местах, особенно в Южном Египте. Относительно большое количество зданий, сохранившихся с ранних периодов монашества, примерно с V века, являются одной из наиболее важных сохранившихся групп раннехристианских зданий и предлагают полезную корректировку придворного искусства Равенны или Константинополя . Сохранились также многие очень ранние настенные росписи. Даже руины монастырей во многих местах сохранились в достаточно хорошем состоянии, чтобы произвести впечатление на посетителя и сообщить историку искусства. Поэтому раннекоптская архитектура имеет большое значение для изучения раннехристианской архитектуры в целом.
Несмотря на разрыв с другими церквями, аспекты развития устройства коптских церквей аналогичны таковым в православии, например появление прочного иконостаса , отделяющего святилище , и на Западе, например, движение на протяжении веков место крещения из притвора или внешнего крыльца в заднюю часть нефа. Однако наличие трех алтарей в святилище, иногда в отдельных апсидах , типично и отчетливо коптское. Сами алтари всегда стоят отдельно.
Внешний фасад коптских городских церквей, особенно в период между мусульманским завоеванием и XIX веком, обычно простой и сдержанный, как и линия крыши. Точно так же монастыри часто обносились высокими глухими стенами, чтобы защитить их от набегов пустыни в средние века. Однако внутри церкви могут быть богато украшены, хотя монументальной скульптуры святых фигур избегают, как в православии.
Многие коптские монастыри и церкви, разбросанные по всему Египту, построены из сырцового кирпича по плану базилики, унаследованному от греко-римских архитектурных стилей. Обычно они имеют тяжелые стены и колонны, архитравы и сводчатые крыши и заканчиваются трехсторонней апсидой , но существует множество вариантов планов. [6] Купола небольшие по сравнению с византийскими церквями, а нефы X века часто покрыты куполообразными куполами . Купол, поднятый на круглую опорную стену, столь характерный для позднейшей византийской архитектуры , используется редко. Массивная древесина часто используется в нефе, иногда для поддержки плоской крыши, а иногда для придания структурной прочности стенам. Внутри церкви богато украшены фресками и рельефами. [7]
Иконостас
[ редактировать ]Экран, известный как иконостас, отделяющий святилище от основного корпуса церкви, является одной из главных особенностей любой коптской церкви. Коптский иконостас обычно менее полно состоит из икон , чем восточно-православный, хотя их всегда будет несколько. Очень часто это ажурная ширма, обычно сделанная из черного дерева , а иногда инкрустированная слоновой костью, как в церкви Святой Марии (Харат-Зевила) . Они могут иметь геометрические узоры, сравнимые со светскими ширмами, которые являются особенностью традиционных египетских домов.
Иконостас Старом церкви Святой Марии в Харат-Зевила в Каире , перестроенный после 1321 года, демонстрирует смесь стилистических элементов коптской архитектуры. Основной план такой же, как у базилики , и использованы переработанные древние колонны. Старые изделия из дерева выполнены в исламском стиле, как и Мукарны в подвесках стиле готического возрождения в , а иконостас венчает крест . Здесь используются исламские абстрактные мотивы, что также распространено. Некоторые экраны являются перфорированными, а не сплошными.
Есть много примеров коптского иконостаса, которые предшествовали самым ранним сохранившимся восточным и западным аналогам. [8]
Хурус
[ редактировать ]Между 7 и 12 веками многие церкви были построены или модифицированы с отличительной коптской особенностью — хурусом — пространством, проходящим по всей ширине церкви, отделяющим наос или неф от святилища, подобно хору в западной церковной архитектуре .
Декоративная резьба
[ редактировать ]Ранние коптские здания содержат сложную и энергичную декоративную резьбу на капителях колонн или фризах, некоторые из которых включают переплетение , животных и другие мотивы. Они также связаны с коптскими иллюминированными рукописями и тканями и часто считаются оказавшими значительное влияние как на раннее исламское искусство, такое как фасад Мшатты , так и на островное искусство Британских островов (которое, по-видимому, находилось в контакте с коптскими монастырями). [9] Из островного искусства эти мотивы развились в европейское романское искусство . [10]
Примеры
[ редактировать ]Архитектура многих коптских зданий остается плохо документированной, поскольку они подвергаются большему риску заброшенности, вандализма и разрушения. Ждут инициирования срочные архитектурные и культурные исследовательские проекты.
Примеры значительной коптской архитектуры включают:
- Руины собора в Гермополисе Великом , построенном ок. 430—440, в провинции Минья ( Нижний Египет ).
- Белый монастырь и Красный монастырь недалеко от Сухага в провинции Сохаг ( Средний Египет ) со зданиями V века и позже.
- « Коптский район Каира » Старого Каира (Нижний Египет) с многочисленными церквями VII века и позже, в том числе « Висячей церковью » и церковью Святой Марии ( Харет Элрум ) .
- Монастырский комплекс Дейр -эль-Мухаррак (Сожженный монастырь), недалеко от Эль-Кусии в провинции Асьют ( Верхний Египет ). Основан в 4 веке, с крепостью 6-7 веков и церквями 12, 16, 19 и 20 веков.
Современная коптская архитектура
[ редактировать ]Европейские архитектурные стили начали влиять на коптские церкви в восемнадцатом веке. Примерами современных коптских церквей, имеющих черты европейских церквей, являются церковь Святой Марии (Эль-Марашли) в Замалеке , Каир, спроектированная известным коптским архитектором Рамзесом Виссой Вассефом , другими примерами современной коптской архитектуры являются коптский православный собор Святого Марка в Каире, освященный в 1968 г. и Коптский православный собор Архангела Михаила в Асуане, освященный в 2006 г. [11]
Знаком начала возрождения коптской архитектуры стало строительство в конце восемнадцатого века коптского православного собора Святого Марка в Азбакее, Каир, который стал резиденцией коптского Папы в 1800 году. Правила, запрещающие строительство новых церквей. , которые были введены османами , в последующие годы постепенно смягчались сменявшими друг друга правительствами Египта, что позволило восстановить многие церкви и построить новые церкви после более чем трехсот лет ограничений.
Современные коптские церкви обычно следуют тем же архитектурным традициям, что и старые церкви, но, как правило, также больше по размеру и могут нести современные удобства и особенности. Собор Рождества Христова в Каире , открытый в 2019 году, является крупнейшей церковью на Ближнем Востоке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация о государстве Египта» . Архивировано из оригинала 15 мая 2009 г. Проверено 30 августа 2007 г.
- ^ В.И. Атрошенко и Джудит Коллинз, Истоки романского стиля , с. 120, Лунд Хамфрис, Лондон, 1985 г., ISBN 0-85331-487-X
- ^ «Тискали» . Архивировано из оригинала 24 июня 2008 г. Проверено 2 сентября 2007 г.
- ^ Камил, с. 68
- ^ См.: «Арка (острая)» в «Кратком словаре архитектуры» ; Фредерик Хикс Джонс; 1991 год; Томсон Крисп Обучение, ISBN 1-56052-066-3
- ^ «Типология древнеегипетских христианских церквей» . www.touregypt.net (на русском языке) . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ «энкарта» . Архивировано из оригинала 30 октября 2009 г.
- ^ Батлер, Альфред Дж. (2004). Древние коптские церкви Египта . Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-7661-9007-8 .
- ^ Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства, 1982, Макмиллан, Лондон, стр. 259
- ^ Атрошенко и Коллинз, цит., с. 120-139
- ^ Elkeraza English. Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Камил, Джилл (1990). Коптский Египет: история и путеводитель (2-е изд.). Каир: Американский университет в Каире. ISBN 977-424-242-4 .