Елизаветинское барокко
Годы активности | 18 век |
---|---|
Расположение | Российская Империя Курляндское герцогство |
Елизаветинское барокко ( русский язык : Елизаветинское барокко , латинизированное : Елизаветинское барокко или Елизаветинское барокко ) — термин, обозначающий русского барокко архитектурный стиль , разработанный во время правления Елизаветы Российской между 1741 и 1762 годами. Его также называют стилем рокай или стилем рококо . [1] Итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли является ключевой фигурой этого направления, которому до сих пор присвоено название «растреллианское барокко». Русский архитектор Савва Чевакинский также является известным представителем этого стиля. [2]
Стиль
[ редактировать ]В отличие от прежних стилей русского барокко, таких как петровское барокко , елизаветинское барокко имело тенденцию ценить московское барокко и сохраняло самую суть русских архитектурных элементов, таких как пять куполов в форме луковицы .
Елизаветинское барокко стремилось создать величественную архитектуру, чтобы прославить могущество Российской империи. Растрелли проектировал величественные дворцовые комплексы в Санкт-Петербурге и его окрестностях: Зимний дворец , Екатерининский дворец , Петергофский дворец . Эти дворцы характеризуются гигантскими размерами, пышным золотым декором, использованием двух-трех оттенков цвета фасадов, изысканностью, придаваемой позолотой, придают этим зданиям особый стиль. Праздничный характер творчества Растрелли наложил отпечаток на всю русскую архитектуру середины XVIII века. Его самая впечатляющая работа — Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Созданная им модель демонстрирует амбициозность первоначального проекта, который так и не был реализован: огромный пирамидальный шпиль так и не был построен. [3]
Растрелли находился под влиянием французских архитекторов Жермена Боффрана и Робера де Котта ; великие архитекторы Центральной Европы, от Бальтазара Ноймана ( Вюрцбург ) до Франсуа де Кювилье ( Мюнхен ), от Маттеуса Даниэля Пёппельмана ( Дрезден ) до Фишера фон Эрлаха ( Вена , Зальцбург ); монастыри в Москве; не говоря уже о воспоминаниях о Джан Лоренцо Бернини и итальянском барокко . Он адаптировал вкус итальянского барокко к необъятности петербургского пейзажа, его искусство состоит из смеси всех этих стилей, которую ему удалось превратить в оригинальный синтез, скорее русский, чем европейский. [4]
Если не считать некоторых интерьеров, этот стиль не совсем корректно считать рококо ; например, фасады Зимнего дворца Растрелли с буйной цветной лепниной , отмеченной могучими колоннадами и изящными оконными проемами, обладают не криволинейной легкостью рококо, а массивностью зрелого барокко. [2]
Стиль елизаветинского барокко встречается и в творчестве московских архитекторов середины XVIII века, в частности Дмитрия Ухтомского и Ивана Федоровича Мичурина . [2] В Петербурге с императрицей Елизаветой Петровной в реализации дворцов соревновалась масса архитекторов: Федор Семенович Аргунов , Савва Чевакинский , Андрей Квасов и другие. Швейцарский архитектор Пьетро Антонио Трезини был специалистом в области религиозных зданий. За исключением некоторых построек Андрея Квасова, Антонио Ринальди , Иоганна Готфрида Шеделя и Андреевской церкви Растрелли в Киеве , этот стиль редко можно увидеть в Украине .
После смерти императрицы Елизаветы Петровны заказы на строительство перешли к Антонио Ринальди, ранее работавшему при малом дворе Ораниенбаумского дворца . Он отказался подражать грандиозным достижениям Растрелли и ввёл в архитектуру двора стиль рококо. В годы после 1760 года Ринальди, как и другие известные архитекторы, отказался от стиля барокко и обратился к эстетике классицизма .
Галерея
[ редактировать ]- Деталь Никольского Морского собора
- Красные ворота в Москве.
- Св. Екатерининский собор, Магазин подарков
- Западный фасад Екатерининского дворца
- Дворцовая капелла Екатерининского дворца
- Деталь Зимнего дворца
- Лепная стена Зимнего дворца.
- Большой каскад Петергофского дворца.
- Большой каскад и церковь
- Церковь в Петергофском дворце
- Деталь церкви Петергофского дворца
- Деталь Андреевской церкви
- Иконостас в Андреевской церкви
Ссылки
[ редактировать ]- ^ AA.VV. (1982). "Растрелли и проблемы барокко в архитектуре". Барокко в славянских культурах [ Baroque in the Slavic Cultures: Rastrelli and Baroque Problems in Architecture ] (in Russian).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Н. Певзнер; Дж. Флеминг; Х. Хонор (1981). Словарь архитектуры [ Словарь архитектуры ] (на итальянском языке). Турин: Эйнауди.
- ^ Дассас, Фредерик (1999). «Глава IV: Извилины стиля». Иллюзия барокко: архитектура между 1600 и 1750 годами . Колл. « Открытия Галлимара » (на французском языке). Полет. 382. Париж: Editions Gallimard. п. 111. ИСБН 978-2-0705-3494-4 .
...на Неве
- ^ Фернандес, Доминик (1994). «Глава II: Дворцовая площадь». Белая магия Петербурга . Колл. « Открытия Галлимара » (на французском языке). Полет. 205. Париж: Editions Gallimard. стр. 34–35. ISBN 978-2-0705-3272-8 .
Итальянская радость