Jump to content

Неоклассическая архитектура в России.

Неоклассическая архитектура в России получила развитие во второй половине XVIII века, особенно после того, как Екатерина Великая взошла на престол 28 июня 1762 года, став Императрицей России . Неоклассическая архитектура развивалась во многих российских городах , прежде всего в Санкт-Петербурге , который на протяжении всего правления Екатерины II претерпевал превращение в современную столицу.

Портрет Екатерины II работы Дмитрия Левицкого , начало 1780-х годов.
Антонио Ринальди , павильон в Ораниенбауме
Московский детский дом. , Федор Алексеев начало XIX века.
Торжественное открытие Императорской Академии художеств Валерия Якоби , 1889, Лувр
Камероновская галерея в Царском Селе.
«Греческий зал» Павловского дворца работы Винченцо Бренны (1789 г.)
Вид Таврического дворца на картине Бенджамина Патерсена
в Лоджия Рафаэля Эрмитаже работы Джакомо Кваренги (1787–1792).
Проект Смольного института в Петербурге Дж. Кваренги

Происхождение стиля

[ редактировать ]

Будучи представителем европейского космополитического класса XVIII века, Екатерина задавала тон российской общественной и интеллектуальной жизни во время своего долгого правления. [ 1 ] Екатеринианская эпоха стала поворотным моментом в образовании дворянства , особенно в области искусства и литературы. идеи Просвещения . Французский стал придворным языком, а вместе с ним пришли и [ 2 ] Ее принятие течения неоклассицизма связывало ее столицу с Древним Римом, и это явление особенно поощрялось поэтическими аллюзиями на Санкт-Петербург как аналог древнего города и императрицу как богиню Минерву . Эти римские ссылки, должно быть, активизировали ее идеи, и она, наконец, заявила в письме фрау Йоханне Доротее Бильке (1770 г.):

Август сказал, что он нашел Рим построенным из кирпича, а оставит его построенным из мрамора; Я говорю, что нашел Петербург практически деревянным и оставлю его здания одетыми в мрамор. [ 3 ]

Ученые признают, что, независимо от мотивации, Екатерина нашла в архитектуре воплощение своих стремлений, в частности, так называемый « Греческий проект » , целью которого было взять Стамбул для воссоздания новой «христианской Византии». [ 4 ] По словам Уильяма Брумфилда, неоклассическое возрождение в русской архитектуре было «выражением ностальгии по ушедшим культурным ценностям и переформулированным чувством имперской монументальности». [ 5 ]

В 1762 году императрица приказала построить дворец Ораниенбаум , и по этому случаю Антонио Ринальди построил Китайский дворец (1762–1768) (который представлял собой смесь элементов архитектуры барокко , классицизма и традиционной китайской архитектуры ). и павильон Катальная горка горками ) (1762–1774). В этом цилиндрическом павильоне, имевшем 3 ветвящихся крыла, купол и триумфальную арку с башней, заканчивающейся шпилем , можно наблюдать поиск новых композиционных схем. [ 6 ] В 1763 году Екатерина поручила французскому архитектору Жану-Батисту Валлену де ла Моту и русскому Александру Кокоринову строительство новой штаб-квартиры Академии художеств в Петербурге. В 1766 году Де Ла Мот стал официальным придворным архитектором.

С 1764 года Академией руководил меценат и советник по просвещению Екатерины Иван Бецкой . В те годы императрица и Бецкой, который был постоянным покровителем системы народного образования в России, задумали амбициозный проект строительства детского дома в Москве . Этот идеалистический эксперимент, вдохновленный движением Просвещения, был направлен на создание «идеального гражданина» путем восстановления тысяч сирот, которые должны были получить адекватное образование. Проект детского дома был передан Карлу Бланку , который, получив образование в школе Бартоломео Растрелли , был архитектором, построившим первые неоклассические здания в Москве, в том числе указанный детский дом.

1770-е годы: новые импульсы

[ редактировать ]

В 1773 году императрица написала письмо в Академию Франции , объявляя конкурс, в котором архитекторам предлагалось спроектировать дом, в котором присутствовали бы одновременно формы как греческой, так и римской древности. [ 7 ] Два французских академика, Шарль де Вайи и Шарль-Луи Клериссо , прислали свои рисунки, но они не были встречены положительно. Поэтому в 1778 году Екатерина заявила, что хочет нанять двух итальянских архитекторов, поскольку «французы, которые у нас здесь, знают слишком много и строят ужасные дома - потому что они знают слишком много». [ 8 ] В 1779 году она поручила своим министрам барону Фридриху Мельхиору и Иоганну Фридриху Райффенштейну , которые в то время были представителями Российской академии художеств Санкт-Петербурга в Риме, найти двух архитекторов. В том же году два итальянских архитектора, Джакомо Тромбара [ он ] и Джакомо Кваренги . ко двору Екатерины прибыли [ 9 ] В течение нескольких лет неоклассицизм в России, который на своем первом этапе черпал идеи из французской архитектуры середины восемнадцатого века, обратил свое внимание на интерпретационный опыт палладианской архитектуры , особенно Англии и Италии. [ 10 ]

1780-е: Джакомо Кваренги

[ редактировать ]

По приглашению агентов Екатерины в 1779 году в Петербург прибыл Джакомо Кваренги вместе с шотландским архитектором Чарльзом Камероном . [ 11 ] Он был известным архитектором-неоклассиком, учился в Риме у Антона Рафаэля Менгса , среди других художников и архитекторов, которые помогли сформировать его интерес и опыт в палладианской архитектуре. [ 12 ] Вместе с Камероном он сначала работал над Екатерининским дворцом, расположенным в Царском Селе . В частности, это повлекло за собой строительство двухэтажной галереи ( Галерея Кэмерона ). Между 1781 и 1796 годами настал черед дворца Павла I в Павловске , который в своем первоначальном варианте стал одним из первых образцов палладианской виллы, построенной в России. [ 13 ]

Но если Кэмерону удалось продемонстрировать свою причудливую полихромию, то наследники Екатерины Павла и Марии Федоровны заставили его к абсолютной трезвости, поэтому в Павловске стало широко использоваться белый и золотой цвета. Однако Кэмерон не смог подчиниться требованиям нового вкуса. Между 1786 и 1789 годами обязанности Камерона в Павловске перешли к итальянцу Винченцо Бренне , нанятому Павлом в 1782 году. [ 14 ] Тем временем Кваренги стал официальным архитектором Екатерины II и между 1780 и 1785 годами превратил Санкт-Петербург в классический город. [ 15 ]

В качестве первого задания в 1779 году Екатерина поручила архитектору Бергамо внедрить неоклассический стиль в Петергофском дворце . Вмешательство было проведено на юго-западе Верхнего парка , где был разбит Английский парк , а внутри него – Английский дворец . [ 16 ] ставший образцом загородных вилл в России до начала 19 века. Между 1782 и 1785 годами он построил Эрмитажный театр , интерьер которого вдохновлен театром Виченцы Олимпийским , а декорации и капители - руинами Театра Помпея . Позже, между 1787 и 1792 годами, в Зимнем дворце Кваренги спроектировал и построил помещение, которое было точной копией Лоджии Рафаэля, расположенной в Апостольском дворце в Ватикане. [ 17 ] сюда же тогда были вставлены копии чертежей потолков. Копии которых были заказаны в 1778 году императрицей фон Гримму, который через Райффенштейна воспроизвел в Риме копии свода в натуральную величину ; энкаустические картины выполнил Христофоро Унтерпергер.

В 1783 году Кваренги спроектировал Дворец Государственного банка на канале Грибоедова , учитывая важность здания, автор придает памятнику величественный вид. Иным было отношение архитектора в самой трезвой Академии наук (1783–1789), где снаружи без украшений отмечено тяжелое крыльцо в ионическом ордере , а внутри изящные пропорции и торжественность пространств напоминают вкус античной Рим. [ 18 ] В те годы Кваренги был также занят, после вмешательства русского архитектора Карла Бланка и Франческо Кампорези , завершением строительства Екатерининского дворца в Москве (1790–1797). Кваренги построил множество дворцов и ввел в моду оригинальный монументальный стиль, вдохновленный Палладианом, который был ориентиром для многих архитекторов, работавших в России, в том числе Ивана Старова , который для князя Потемкина создал Таврический дворец . Здание, состоящее из главного корпуса и двух примыкающих к нему флигелей, дополненных боковыми павильонами, в идеальном соответствии с палладианским дачным типом, послужило образцом для бесчисленных усадеб, разбросанных по Российской империи . Архитектура Николая Львова представляла второе, «строгое» поколение неоклассицизма, стилистически близкое к Джакомо Кваренги . [ 19 ] Архитектор - эрудит , среди прочего, перевел на русский трактат «I quattro libri dell'architettura Палладио » .

Период Павла I (1796–1801).

[ редактировать ]

Екатерина Великая умерла в 1796 году, и императором стал ее сын Павел; но у него проявились признаки психической нестабильности, и это длилось недолго. Его реформы ограничили права дворянства , и в 1801 году он был убит группой заговорщиков, в том числе его сыном цесаревичем Александром . [ 20 ] Самым значительным нововведением стало изменение вкуса, лучшим примером которого стало забота об интерьере Павловского дворца , который государь избрал своим жилищем. Жена императора Мария Федоровна попыталась внести в его дом те изыски, с которыми познакомилась во время своего визита во Францию ​​в 1782 году. [ 21 ]

Реконструкция после Московского пожара 1812 года.

[ редактировать ]
Большой театр , снимок 2011 года.
Triumphal Gate on Tverskaya Zastava Square, painted 1848

Большая часть центра Москвы была уничтожена пожаром во время французского вторжения в 1812 году . [ 22 ] В последующие десятилетия большая часть города была перестроена в неоклассическом стиле под руководством итало-российских архитекторов, таких как Джозеф Бове и Альберто Кавос , под руководством военных губернаторов Александра Тормасова (1814–1819) и Дмитрия Голицына (1820–ок. 1840). . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Дмитрий Швидковский , Русская архитектура и Запад , Нью-Хейвен (Коннектикут), Yale University Press , 2007
  • Марио Праз , Неоклассический вкус , Риццоли, Милан, 1974 г. ISBN   88-17-10058-7
  • Лайонел Кочан , Создание современной России , Лондон, 1962 г.
  • Говард Колвин , Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 , 1958; IV издание, издательство Йельского университета, 2008 г., ISBN   978-0-300-12508-5
  • Эмиль Кауфманн , Архитектура в эпоху разума – барокко и постбарокко в Англии, Италии и Франции, 1955, издательство Гарвардского университета , ISBN   9780674182288
  1. ^ Лайонел Кочан , Создание современной России , Лондон, 1962, стр.145
  2. ^ Л. Кочан, стр. 147.
  3. ^ Манро, Джордж (2008). Самый продуманный город: Санкт-Петербург в царствование Екатерины Великой . Крэнбери: Издательство Университета Фарли Дикинсона. п. 233. ИСБН  9780838641460 .
  4. ^ Жак, Сьюзен (2016). Императрица искусства: Екатерина Великая и преобразование России . Книги Пегаса. ISBN  9781681771144 .
  5. ^ Шолль, Тим (2005). От Петипа до Баланчина: классическое возрождение и модернизация балета . Лондон: Рутледж. стр. 69 . ISBN  0415092221 .
  6. ^ Эмиль Кауфманн , Архитектура в эпоху разума – барокко и постбарокко в Англии, Италии и Франции, 1955, издательство Гарвардского университета , стр. 142
  7. ^ Дмитрий Швидковский , Русская архитектура и Запад , Нью-Хейвен (Коннектикут), Yale University Press , 2007, с. 254
  8. Д. Швидковский, цит., стр.254.
  9. ^ Кристоф Франк, Документальное приложение о поездке в Россию Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбары в 1779 году , в Никола Навоне и Летиции Тедески (ред.), От мифа к проекту. Архитектурная культура итальянских и тичинских мастеров в неоклассической России . 1, Мендризио, Издание Академии архитектуры, 2004 г., ISBN   88-87624-22-4
  10. ^ Д. Швидковский, с. 289.
  11. ^ Говард Колвин , Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 , IV издание, Yale University Press, 2008, стр.212
  12. ^ Палмер, Эллисон (2011). Исторический словарь неоклассического искусства и архитектуры . Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 181. ИСБН  9780810861954 .
  13. ^ Д. Швидковский, с. 260.
  14. ^ Д. Швидковский, с. 284
  15. ^ Марио Праз , Gusto neoclassico , Риццоли, Милан, 1974, с. 208.
  16. Дворец был взорван немцами во время Второй мировой войны , а затем разрушен советским правительством.
  17. Антонио Паолуччи , Рафаэлло Санцио в Санкт-Петербурге по приказу царицы , L'Osservatore Romano , 18 мая 2009 г.
  18. ^ Д. Швидковский, с. 262
  19. ^ V. K. Shuisky, Zolotoy vek barocco i classicizma v Sankt-Peterburge (Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербургу), 2008 ISBN   978-5-9524-3777-7 , с. 128
  20. ^ Л. Кочан, стр. 151-152.
  21. ^ М. Праз, с. 228
  22. ^ Егоров, Борис (2 августа 2022 г.). «Кто сжег Москву в 1812 году?» . Россия за пределами . Проверено 26 января 2024 г.
  23. ^ Лун 2012 .
  24. ^ Alekseevna, Molokova Tatyana (June 1, 2012). Telichenko, Valery Ivanovich; Korol, Elena Anatolievna; Dyadicheva, Anna A.; Bernikova, Tat'yana V. (eds.). "Восстановление Москвы после пожара 1812 г.: новый облик города" [Reconstruction of Moscow after the 1812 fire of Moscow: New look of the city] (PDF) . Vestnik MGSU . Архитектура и градостроительство. Реконструкция и реставрация (in Russian). 7 (6). Moscow, Russia: Moscow State University of Civil Engineering/ASB Publishing House, LLC.: 17–22. doi : 10.22227/1997-0935.2012.6.17-22 . ISSN  1997-0935 .
  25. ^ Швидковский Дмитрий; Есулов ​​Георгий (28 августа 2017 г.). Классические модели, привнесенные европейскими архитекторами в развитие Петербурга и реконструкцию Москвы после Великого пожара 1812 года . 4-я Международная многопрофильная научная конференция по социальным наукам и искусству SGEM 2017. Международная многопрофильная научная конференция по социальным наукам и искусству Sgem . Том. 17. София, Болгария: Международные научные конференции SWS по социальным наукам, искусству и гуманитарным наукам. стр. 59–66. дои : 10.5593/sgemsocial2017/62/S22.007 . ISBN  978-619-7408-24-9 . ISSN   2367-5659 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7cc45acf94e30bcc7ffab97dc0e41598__1706282100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/98/7cc45acf94e30bcc7ffab97dc0e41598.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neoclassical architecture in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)