Неоклассическая архитектура в России.
Неоклассическая архитектура в России получила развитие во второй половине XVIII века, особенно после того, как Екатерина Великая взошла на престол 28 июня 1762 года, став Императрицей России . Неоклассическая архитектура развивалась во многих российских городах , прежде всего в Санкт-Петербурге , который на протяжении всего правления Екатерины II претерпевал превращение в современную столицу.









Происхождение стиля
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Будучи представителем европейского космополитического класса XVIII века, Екатерина задавала тон российской общественной и интеллектуальной жизни во время своего долгого правления. [ 1 ] Екатеринианская эпоха стала поворотным моментом в образовании дворянства , особенно в области искусства и литературы. идеи Просвещения . Французский стал придворным языком, а вместе с ним пришли и [ 2 ] Ее принятие течения неоклассицизма связывало ее столицу с Древним Римом, и это явление особенно поощрялось поэтическими аллюзиями на Санкт-Петербург как аналог древнего города и императрицу как богиню Минерву . Эти римские ссылки, должно быть, активизировали ее идеи, и она, наконец, заявила в письме фрау Йоханне Доротее Бильке (1770 г.):
Август сказал, что он нашел Рим построенным из кирпича, а оставит его построенным из мрамора; Я говорю, что нашел Петербург практически деревянным и оставлю его здания одетыми в мрамор. [ 3 ]
Ученые признают, что, независимо от мотивации, Екатерина нашла в архитектуре воплощение своих стремлений, в частности, так называемый « Греческий проект » , целью которого было взять Стамбул для воссоздания новой «христианской Византии». [ 4 ] По словам Уильяма Брумфилда, неоклассическое возрождение в русской архитектуре было «выражением ностальгии по ушедшим культурным ценностям и переформулированным чувством имперской монументальности». [ 5 ]
Начало
[ редактировать ]В 1762 году императрица приказала построить дворец Ораниенбаум , и по этому случаю Антонио Ринальди построил Китайский дворец (1762–1768) (который представлял собой смесь элементов архитектуры барокко , классицизма и традиционной китайской архитектуры ). и павильон Катальная горка (с горками ) (1762–1774). В этом цилиндрическом павильоне, имевшем 3 ветвящихся крыла, купол и триумфальную арку с башней, заканчивающейся шпилем , можно наблюдать поиск новых композиционных схем. [ 6 ] В 1763 году Екатерина поручила французскому архитектору Жану-Батисту Валлену де ла Моту и русскому Александру Кокоринову строительство новой штаб-квартиры Академии художеств в Петербурге. В 1766 году Де Ла Мот стал официальным придворным архитектором.
С 1764 года Академией руководил меценат и советник по просвещению Екатерины Иван Бецкой . В те годы императрица и Бецкой, который был постоянным покровителем системы народного образования в России, задумали амбициозный проект строительства детского дома в Москве . Этот идеалистический эксперимент, вдохновленный движением Просвещения, был направлен на создание «идеального гражданина» путем восстановления тысяч сирот, которые должны были получить адекватное образование. Проект детского дома был передан Карлу Бланку , который, получив образование в школе Бартоломео Растрелли , был архитектором, построившим первые неоклассические здания в Москве, в том числе указанный детский дом.
1770-е годы: новые импульсы
[ редактировать ]В 1773 году императрица написала письмо в Академию Франции , объявляя конкурс, в котором архитекторам предлагалось спроектировать дом, в котором присутствовали бы одновременно формы как греческой, так и римской древности. [ 7 ] Два французских академика, Шарль де Вайи и Шарль-Луи Клериссо , прислали свои рисунки, но они не были встречены положительно. Поэтому в 1778 году Екатерина заявила, что хочет нанять двух итальянских архитекторов, поскольку «французы, которые у нас здесь, знают слишком много и строят ужасные дома - потому что они знают слишком много». [ 8 ] В 1779 году она поручила своим министрам барону Фридриху Мельхиору и Иоганну Фридриху Райффенштейну , которые в то время были представителями Российской академии художеств Санкт-Петербурга в Риме, найти двух архитекторов. В том же году два итальянских архитектора, Джакомо Тромбара и Джакомо Кваренги . ко двору Екатерины прибыли [ 9 ] В течение нескольких лет неоклассицизм в России, который на своем первом этапе черпал идеи из французской архитектуры середины восемнадцатого века, обратил свое внимание на интерпретационный опыт палладианской архитектуры , особенно Англии и Италии. [ 10 ]
1780-е: Джакомо Кваренги
[ редактировать ]По приглашению агентов Екатерины в 1779 году в Петербург прибыл Джакомо Кваренги вместе с шотландским архитектором Чарльзом Камероном . [ 11 ] Он был известным архитектором-неоклассиком, учился в Риме у Антона Рафаэля Менгса , среди других художников и архитекторов, которые помогли сформировать его интерес и опыт в палладианской архитектуре. [ 12 ] Вместе с Камероном он сначала работал над Екатерининским дворцом, расположенным в Царском Селе . В частности, это повлекло за собой строительство двухэтажной галереи ( Галерея Кэмерона ). Между 1781 и 1796 годами настал черед дворца Павла I в Павловске , который в своем первоначальном варианте стал одним из первых образцов палладианской виллы, построенной в России. [ 13 ]
Но если Кэмерону удалось продемонстрировать свою причудливую полихромию, то наследники Екатерины Павла и Марии Федоровны заставили его к абсолютной трезвости, поэтому в Павловске стало широко использоваться белый и золотой цвета. Однако Кэмерон не смог подчиниться требованиям нового вкуса. Между 1786 и 1789 годами обязанности Камерона в Павловске перешли к итальянцу Винченцо Бренне , нанятому Павлом в 1782 году. [ 14 ] Тем временем Кваренги стал официальным архитектором Екатерины II и между 1780 и 1785 годами превратил Санкт-Петербург в классический город. [ 15 ]
В качестве первого задания в 1779 году Екатерина поручила архитектору Бергамо внедрить неоклассический стиль в Петергофском дворце . Вмешательство было проведено на юго-западе Верхнего парка , где был разбит Английский парк , а внутри него – Английский дворец . [ 16 ] ставший образцом загородных вилл в России до начала 19 века. Между 1782 и 1785 годами он построил Эрмитажный театр , интерьер которого вдохновлен театром Виченцы Олимпийским , а декорации и капители - руинами Театра Помпея . Позже, между 1787 и 1792 годами, в Зимнем дворце Кваренги спроектировал и построил помещение, которое было точной копией Лоджии Рафаэля, расположенной в Апостольском дворце в Ватикане. [ 17 ] сюда же тогда были вставлены копии чертежей потолков. Копии которых были заказаны в 1778 году императрицей фон Гримму, который через Райффенштейна воспроизвел в Риме копии свода в натуральную величину ; энкаустические картины выполнил Христофоро Унтерпергер.
В 1783 году Кваренги спроектировал Дворец Государственного банка на канале Грибоедова , учитывая важность здания, автор придает памятнику величественный вид. Иным было отношение архитектора в самой трезвой Академии наук (1783–1789), где снаружи без украшений отмечено тяжелое крыльцо в ионическом ордере , а внутри изящные пропорции и торжественность пространств напоминают вкус античной Рим. [ 18 ] В те годы Кваренги был также занят, после вмешательства русского архитектора Карла Бланка и Франческо Кампорези , завершением строительства Екатерининского дворца в Москве (1790–1797). Кваренги построил множество дворцов и ввел в моду оригинальный монументальный стиль, вдохновленный Палладианом, который был ориентиром для многих архитекторов, работавших в России, в том числе Ивана Старова , который для князя Потемкина создал Таврический дворец . Здание, состоящее из главного корпуса и двух примыкающих к нему флигелей, дополненных боковыми павильонами, в идеальном соответствии с палладианским дачным типом, послужило образцом для бесчисленных усадеб, разбросанных по Российской империи . Архитектура Николая Львова представляла второе, «строгое» поколение неоклассицизма, стилистически близкое к Джакомо Кваренги . [ 19 ] Архитектор - эрудит , среди прочего, перевел на русский трактат «I quattro libri dell'architettura Палладио » .
Период Павла I (1796–1801).
[ редактировать ]Екатерина Великая умерла в 1796 году, и императором стал ее сын Павел; но у него проявились признаки психической нестабильности, и это длилось недолго. Его реформы ограничили права дворянства , и в 1801 году он был убит группой заговорщиков, в том числе его сыном цесаревичем Александром . [ 20 ] Самым значительным нововведением стало изменение вкуса, лучшим примером которого стало забота об интерьере Павловского дворца , который государь избрал своим жилищем. Жена императора Мария Федоровна попыталась внести в его дом те изыски, с которыми познакомилась во время своего визита во Францию в 1782 году. [ 21 ]
Реконструкция после Московского пожара 1812 года.
[ редактировать ]

Большая часть центра Москвы была уничтожена пожаром во время французского вторжения в 1812 году . [ 22 ] В последующие десятилетия большая часть города была перестроена в неоклассическом стиле под руководством итало-российских архитекторов, таких как Джозеф Бове и Альберто Кавос , под руководством военных губернаторов Александра Тормасова (1814–1819) и Дмитрия Голицына (1820–ок. 1840). . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Библиография
[ редактировать ]- Дмитрий Швидковский , Русская архитектура и Запад , Нью-Хейвен (Коннектикут), Yale University Press , 2007
- Марио Праз , Неоклассический вкус , Риццоли, Милан, 1974 г. ISBN 88-17-10058-7
- Лайонел Кочан , Создание современной России , Лондон, 1962 г.
- Говард Колвин , Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 , 1958; IV издание, издательство Йельского университета, 2008 г., ISBN 978-0-300-12508-5
- Эмиль Кауфманн , Архитектура в эпоху разума – барокко и постбарокко в Англии, Италии и Франции, 1955, издательство Гарвардского университета , ISBN 9780674182288
Сноски
[ редактировать ]- ^ Лайонел Кочан , Создание современной России , Лондон, 1962, стр.145
- ^ Л. Кочан, стр. 147.
- ^ Манро, Джордж (2008). Самый продуманный город: Санкт-Петербург в царствование Екатерины Великой . Крэнбери: Издательство Университета Фарли Дикинсона. п. 233. ИСБН 9780838641460 .
- ^ Жак, Сьюзен (2016). Императрица искусства: Екатерина Великая и преобразование России . Книги Пегаса. ISBN 9781681771144 .
- ^ Шолль, Тим (2005). От Петипа до Баланчина: классическое возрождение и модернизация балета . Лондон: Рутледж. стр. 69 . ISBN 0415092221 .
- ^ Эмиль Кауфманн , Архитектура в эпоху разума – барокко и постбарокко в Англии, Италии и Франции, 1955, издательство Гарвардского университета , стр. 142
- ^ Дмитрий Швидковский , Русская архитектура и Запад , Нью-Хейвен (Коннектикут), Yale University Press , 2007, с. 254
- ↑ Д. Швидковский, цит., стр.254.
- ^ Кристоф Франк, Документальное приложение о поездке в Россию Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбары в 1779 году , в Никола Навоне и Летиции Тедески (ред.), От мифа к проекту. Архитектурная культура итальянских и тичинских мастеров в неоклассической России . 1, Мендризио, Издание Академии архитектуры, 2004 г., ISBN 88-87624-22-4
- ^ Д. Швидковский, с. 289.
- ^ Говард Колвин , Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 , IV издание, Yale University Press, 2008, стр.212
- ^ Палмер, Эллисон (2011). Исторический словарь неоклассического искусства и архитектуры . Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 181. ИСБН 9780810861954 .
- ^ Д. Швидковский, с. 260.
- ^ Д. Швидковский, с. 284
- ^ Марио Праз , Gusto neoclassico , Риццоли, Милан, 1974, с. 208.
- ↑ Дворец был взорван немцами во время Второй мировой войны , а затем разрушен советским правительством.
- ↑ Антонио Паолуччи , Рафаэлло Санцио в Санкт-Петербурге по приказу царицы , L'Osservatore Romano , 18 мая 2009 г.
- ^ Д. Швидковский, с. 262
- ^ V. K. Shuisky, Zolotoy vek barocco i classicizma v Sankt-Peterburge (Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербургу), 2008 ISBN 978-5-9524-3777-7 , с. 128
- ^ Л. Кочан, стр. 151-152.
- ^ М. Праз, с. 228
- ^ Егоров, Борис (2 августа 2022 г.). «Кто сжег Москву в 1812 году?» . Россия за пределами . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Лун 2012 .
- ^ Alekseevna, Molokova Tatyana (June 1, 2012). Telichenko, Valery Ivanovich; Korol, Elena Anatolievna; Dyadicheva, Anna A.; Bernikova, Tat'yana V. (eds.). "Восстановление Москвы после пожара 1812 г.: новый облик города" [Reconstruction of Moscow after the 1812 fire of Moscow: New look of the city] (PDF) . Vestnik MGSU . Архитектура и градостроительство. Реконструкция и реставрация (in Russian). 7 (6). Moscow, Russia: Moscow State University of Civil Engineering/ASB Publishing House, LLC.: 17–22. doi : 10.22227/1997-0935.2012.6.17-22 . ISSN 1997-0935 .
- ^ Швидковский Дмитрий; Есулов Георгий (28 августа 2017 г.). Классические модели, привнесенные европейскими архитекторами в развитие Петербурга и реконструкцию Москвы после Великого пожара 1812 года . 4-я Международная многопрофильная научная конференция по социальным наукам и искусству SGEM 2017. Международная многопрофильная научная конференция по социальным наукам и искусству Sgem . Том. 17. София, Болгария: Международные научные конференции SWS по социальным наукам, искусству и гуманитарным наукам. стр. 59–66. дои : 10.5593/sgemsocial2017/62/S22.007 . ISBN 978-619-7408-24-9 . ISSN 2367-5659 .