Шарль-Луи Клериссо
Шарль-Луи Клериссо | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Шарль-Луи Клериссо 28 августа 1721 г. |
Умер | 9 января 1820 г. Отей , Париж, Королевство Франция. | ( 98 лет
Образование | Жермен Боффран , Джованни Паоло Паннини , Французская академия в Риме |
Работает | Древности Франции (1788 г.) |
Движение | Неоклассицизм |
Награды | Римская премия (Первая премия по архитектуре, 1746 г.), кавалер ордена Почетного легиона (1815 г.) [ 1 ] |
Подпись | |
![]() |
Шарль-Луи Клериссо (28 августа 1721 – 9 января 1820) был французским архитектором, рисовальщиком, антикваром и художником, который стал ведущим авторитетом в области древнеримской архитектуры и римских руин в Италии и Франции. Благодаря его влиянию, распространяющемуся на Россию , Англию и Соединенные Штаты , а также клиентам, включая Екатерину Великую и Томаса Джефферсона , Клериссо сыграл ключевую роль в зарождении неоклассической архитектуры во второй половине 18 века.
Образование; карьера в Риме
[ редактировать ]

Клериссо родился в Париже и был учеником архитектора Жермена Боффрана .
В 1746 году, когда ему было около двадцати пяти лет, он выиграл Римскую премию в архитектурном конкурсе на проект Un grand hôtel , или большого особняка. Премия включала стипендию для обучения в Риме , а в 1749 году Клериссо стал официальным пенсионером (резидентом) Французской академии в Риме , где его преподавателями был художник-руинист Джованни Паоло Паннини . [ 3 ]
В Риме он также подружился с Джованни Баттистой Пиранези и Клодом-Жозефом Верне , и в 1752 году все трое отправились в зарисовочную экскурсию по вилле Адриана в Тиволи . Прежде чем приступить к рисованию, троим сначала пришлось вырубить и сжечь подлесок, где затаились колонии ядовитых змей и скорпионов. [ 4 ]
В 1753 году последние месяцы Клериссо в Академии были омрачены ожесточенным спором с ее директором Шарлем-Жозефом Натуаром . Клериссо на время исключили, но в конце концов ему разрешили вернуться и завершить учебу. [ 5 ]
В 1755 году шотландский архитектор Роберт Адам прибыл во Флоренцию , где встретил Клериссо, который сопровождал его в Рим; там амбициозный Адам решил под руководством Клериссо выпустить для публикации по возвращении в Британию том, который сделал бы его серьезным архитектором. В конечном итоге выбранный проект представлял собой том, документирующий руины дворца Диоклетиана в Сплите , на побережье Далмации. В течение пяти недель в 1757 году Адам делал наброски и руководил документацией руин, Клериссо создавал перспективы, а два немецких рисовальщика выполняли обмерные чертежи. Считается, что большинство опубликованных гравюр в «Руинах Адама дворца императора Диоклетиана в Спалатро» (1764 г.) являются работой Клериссо, хотя он не получил никакого признания.
Клериссо провел большую часть следующих десятилетий в Риме . Как и во времена Высокого Возрождения , древний и современный Рим функционировали как культурные центры, а руины классической античности сами по себе служили школой, если у кого-то был знающий гид. Клериссо был наставником поколения молодых студентов-архитекторов, которые (как и Клериссо) выиграли престижную Римскую премию и приехали учиться во Французскую академию в Риме . Он также руководил развитием вкуса к антиквариату у молодых французских и британских художников и джентльменов-любителей во время Гранд-тура . Его искусные рисунки древних архитектурных деталей, реальных и воображаемых римских руин помогли сформировать вкусы молодым архитекторам, таким как Роберт Адам в 1750-х годах и его брат Джеймс Адам в 1760-63 годах. Клериссо увеличил свой доход, предоставляя архитектурные иллюстрации, иногда сериями, для молодых людей в Гранд-туре . [ 6 ]
Первого декабря 1763 года в Сан-Луиджи-деи-Франчези (церковь Святого Людовика Французского) в Риме Клериссо женился на Терезе, дочери скульптора Пьера де л'Эсташа . «Клериссо было сорок два года, а Тереза, вероятно, была намного моложе, хотя ее отцу в то время было около семидесяти пяти». [ 7 ]
-
Вид на Колизей в Риме (между 1750 и 1755 годами), Эрмитаж.
Вернитесь в Париж; отношения с Екатериной Великой и Томасом Джефферсоном
[ редактировать ]
По возвращении в Париж летом 1767 г. [ 8 ] Клериссо стал магнитом для молодых архитекторов-неоклассиков, таких как Франсуа-Жозеф Беланжер , которые сами никогда не посещали Рим.
Хотя они никогда не встречались, и он никогда не ездил в Россию, Клериссо, тем не менее, привлек внимание Екатерины Великой , которая в 1773 году запросила у него проект дома в античном стиле , который будет возведен в ее садах в Царском Селе . Екатерина была раздосадована, когда получила планы, которые оказались гораздо более сложными, чем она ожидала: «грандиозный римский дворец», описанный «как термы Каракаллы, расположенные на вилле Адриана ». Нет никаких доказательств того, что Клериссо когда-либо платили за отклоненные планы. Тем не менее, в 1778 году Екатерина снова обратилась к нему через эмиссара и договорилась о покупке у него более тысячи рисунков и произведений искусства; этот огромный тайник в конечном итоге нашел свое пристанище в Эрмитаже . В 1780 году она попросила Клериссо спроектировать триумфальную арку для строительства в России, но когда планы появились, она решила, что гигантский проект будет слишком большим и дорогим, и отказалась от него. [ 9 ]

Хотя его проекты для Екатерины так и не были реализованы, рисунки и конструкции Клериссо оказали большое влияние на убранство ее квартир в Царском Селе . В знак признания его художественных достижений и усилий на ее благо императрица сделала Клериссо почетным членом Императорской Академии художеств и пожаловала ему звание Premier Architecte de Sa Majestée Impériale . [ 10 ] [ 11 ]
Для отеля Grimod de La Reynière , построенного в Париже в 1775 году, Клериссо и Этьен де ла Валле Пуссен выполнили первую декоративную схему в Европе, вдохновленную недавними археологическими открытиями в Помпеях и Геркулануме . Набор из восьми расписных буазери, изображающих шестнадцать сцен из жизни Ахилла, был продан в 1850 году и сейчас находится в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
нанял Клериссо В 1785 году Томас Джефферсон для разработки проектов Капитолия штата Вирджиния , основанного на Maison Carrée , древнеримском храме в Ниме . В то время Джефферсон проживал в Париже и был американским посланником во Франции. Джефферсон писал, что «прошло немало времени, прежде чем я смог найти архитектора, вкус которого сформировался на изучении древних образцов этого искусства; стиль архитектуры в этой столице [Париже] далек от целомудрия». Клериссо, как он отметил, «20 лет учился в Риме и доказал свое мастерство и вкус публикацией некоторых древностей этой страны». Джефферсон имел в виду первый (и единственный) том предполагаемой серии Клериссо « Антиквиты Франции», опубликованной в Париже в 1778 году с подзаголовком «Монумены де Нисм» . В фолиант вошли подробные гравюры Maison Carrée , который Джефферсон похвалил как «один из самых красивых, если не самый красивый и драгоценный образец архитектуры, оставленный нам древностью». [ 12 ]
«Роль Клериссо в проектировании Капитолия широко обсуждалась. Фиск Кимбалл убедительно доказывает, что здание, по сути, принадлежит Джефферсону, а Клериссо был всего лишь консультантом». [ 13 ]
Клериссо в музеях и выставках
[ редактировать ]
Клериссо создавал работы на бумаге, используя различные материалы, часто в сочетании, включая карандаш, мел, тушь, акварель и гуашь. Многие из его работ были воспроизведены в виде офортов такими граверами, как Доменико Кунего (серия « Виды античных зданий и знаменитых руин в Италии »), Франческо Бартолоцци , Франческо Цукки и Паоло Сантини .
При жизни Клериссо выставлял работы в Парижском салоне в 1773, 1775, 1883 и 1808 годах.
Самый большой тайник работ Клериссо находится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Выставка этих работ была представлена в 1995 году в Лувре в Париже, в 1996 году в Эрмитаже; иллюстрированный каталог с заметками и эссе был опубликован в 1995 году в Париже издательством Editions de la Réunion des Musées Nationaux.
Большие группы работ Клериссо также хранятся в Музее сэра Джона Соуна в Лондоне (четыре рисунка и двадцать две работы гуашью можно увидеть на веб-сайте музея) и в Фицуильяма Музее в Кембридже .
Работы Клериссо также находятся в коллекциях Лувра , Музея Кантини в Марселе, Музея Виктории и Альберта , Королевского фонда коллекций , Художественной галереи Уитворта при Манчестерском университете , Альбертины в Вене, Рейксмузеума , Метрополитен-музея. Искусства , Музей изящных искусств, Бостон , Художественный музей Флеминга в Университете Вермонта , Музей Блэнтона в Остине, Библиотека Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, и Почетный легион в Сан-Франциско.
Клериссо на аукционе
[ редактировать ]В 2019 году работа Клериссо, описанная как «Римские руины с восточным персоналом», была продана на аукционе Sotheby's за 32 500 долларов. [ 14 ]
В 2018 году работа Клериссо, описанная как «Вид интерьера античной римской бани» с подписью, была продана на аукционе Sotheby's за 11 875 фунтов стерлингов. [ 15 ]
В 2016 году работа Клериссо, описанная как «Классическое каприччио с фигурами у большой арки», подписанная и датированная 1786 годом, была продана на аукционе Christie's за 13 750 фунтов стерлингов. [ 16 ]
В 2015 году партия из двух работ Клериссо, описанных как «Арка Тита, Рим; и Форум Нервы, Рим», обе подписанные, была продана на аукционе Christie's за 20 000 фунтов стерлингов. [ 17 ]
В 2014 году лот из двух работ Клериссо, описанных как «Древние ворота в Куме недалеко от Неаполя; Грот Эгерии на Виа Аппиа», подписанных и датированных 1769 годом, был продан на аукционе Sotheby's за 20 000 долларов. [ 18 ]
В 2013 году работа Клериссо, описанная как «Каприччо римских руин с фигурами на переднем плане» с подписью, была продана на аукционе Sotheby's за 20 000 фунтов стерлингов. [ 19 ] Также в 2013 году работа Клериссо, описанная как «Каприччио классических руин с крестьянами на переднем плане», подписанная и датированная 1773 годом, была продана на аукционе Sotheby's за 40 635 долларов. [ 20 ]
В 2012 году лот из двух работ Клериссо, описанных как «Два архитектурных каприза с крестьянами, музыкантами и другими фигурами, резвящимися среди классических руин», подписанных и датированных 1773 и 1774 годами, был продан на аукционе Christie's за 74 500 долларов. [ 21 ] На том же аукционе еще один лот из двух работ Клериссо, описанных как «Архитектурное каприччио» и «Гробница Куриациев в Альбано», первая подписана и датирована 1781 годом, вторая подписана, был продан на аукционе Christie's за 11 250 долларов. [ 22 ]
В 2010 году лот из двух работ Клериссо, описанных как «Интерьеры римской базилики с фигурами», подписанных и датированных 1769 годом, был продан на аукционе Christie's за 51 650 фунтов стерлингов. [ 23 ]
Галерея (хронологическая)
[ редактировать ]-
Общий вид Пон -дю-Гар (1804 г.) из книги Antiquités de la France (1788 г.)
-
Орнамент в стиле гротеска (1750-1755 гг.), Эрмитаж.
-
Орнамент в стиле гротеска (1750-1755 гг.), Эрмитаж.
-
Руины римской бани, 1763 год, Фонд Королевской коллекции.
-
Руины древней бани, 1764 год, Художественный музей Флеминга , Университет Вермонта.
-
Водопад Аниене в Тиволи (1769 г.), Музей Виктории и Альберта
-
Интерьер римской базилики с фигурами (1769 г.), частное собрание.
-
Интерьер римской базилики с фигурами (1769 г.), частное собрание.
-
Грот Эгерии на Виа Аппиа (1769 г.), частное собрание.
-
Древние ворота в Кумах близ Неаполя (1769 г.), частное собрание.
-
Оформление интерьера музея Екатерины Великой (до 1773 г.), Эрмитаж.
-
План античного дома Екатерины Великой (1773 г.), Эрмитаж.
-
Архитектурное каприччио с крестьянами (1773), частное собрание.
-
Каприччио римских руин с крестьянами на переднем плане (1773), частное собрание.
-
Архитектурное каприччио с крестьянами (1774 г.), частное собрание.
-
Панно с изображением случая из жизни Ахилла, 1770-е годы, Музей Виктории и Альберта.
-
Фрагмент панно, изображающий случай из жизни Ахилла, 1770-е годы, Музей Виктории и Альберта.
-
Каприччио храма (1781), частное собрание.
-
Проект Триумфальной арки Екатерины Великой (1781 г.), Эрмитаж.
-
Архитектурная фантазия (1782), Эрмитаж.
-
Каприччио с фигурами у большой арки (1786 г.), частное собрание.
-
Руины храма Дианы в Ниме, офорт Пулло из Antiquités de la France (1788 г.)
-
Арка Арджентьери в Риме с фигурами на переднем плане (1789 г.), частное собрание.
-
Доменико Кунего по мотивам Клериссо, гравюра амфитеатра Капуи (до 1794 г.), Музей Виктории и Альберта
-
Доменико Кунего по мотивам Клериссо, гравюра амфитеатра Бенвентума (до 1794 г.), Музей Виктории и Альберта
Галерея (работы без даты)
[ редактировать ]-
Аллегория музыки, Лувр.
-
Руины бань, Лувр
-
Каприччио с классическими руинами, nd, Художественная галерея Уитворта , Манчестерский университет
-
Архитектурная фантазия с римскими руинами, дата, Метрополитен-музей.
-
Арка Константина, Почетный легион , Сан-Франциско.
-
Руины римской арки, nd, Музей изящных искусств, Бостон.
-
Римские руины, nd, Royal Collection Trust
-
Здание на берегу Тибра, Альбертина , Вена.
-
Пейзаж с дорожкой, садовой стеной и колонной, nd, Альбертина , Вена
-
Лестница Кастель Гандольфо недалеко от Рима, Альбертина , Вена
-
Гробница Куриациев и Горациев на Аппиевой дороге, частное собрание.
-
Амфитеатр Флавиев в Поццуоли, частное собрание.
-
Форум Нервы в Риме, частное собрание.
-
Арка Тита в Риме, частное собрание.
-
Женщины у фонтана среди руин, частное собрание.
-
Архитектурная фантазия, б. д., частное собрание.
-
Каприччио римских руин с фигурами на переднем плане, без даты, частное собрание.
-
Римские руины с восточным персоналом, дата, частное собрание.
-
Вид на интерьер античной римской бани, частное собрание.
-
Фигуры в каприччио, дата, частная коллекция.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уведомление № LH/553/28» . База Леонора (на французском языке).
- ↑ Так названо в списке подписанных и датированных работ Клериссо в McCormick (1990), стр. 222.
- ^ «КЛЕРИССО Шарль Луи» . Лувр.fr. Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ «Клод-Жозеф Верне» . www.piraneseum.com . На странице цитируются различные источники этого анекдота и его дата, а также представлен рисунок Верне, на котором изображены он сам, Пиранези и Клериссо в Больших банях виллы.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ↑ Полемика изложена О'Брайеном (1985), стр. 65-66: «Около 1750 года папское правительство начало применять систему, гарантирующую, что все католики в Риме будут выполнять свой «пасхальный долг», то есть исповедь и причаститься хотя бы один раз во время Пасхи. Приняв эти таинства, католики получали простые бланки, которые они должны были предъявить пастору прихода, в котором они проживали. В 1753 году Натуар потребовал, чтобы студенты Французской академии предъявляли ему свои листки для причастия. Возмущенный отказом студентов соблюдать это унизительное нововведение, Натуар выделил в качестве образцового старейшего и наиболее уважаемого архитектора Шарля-Луи Клериссо. наказание. В июле 1753 года, за несколько месяцев до истечения срока своей стипендии, он был исключен из академии, перенеся большие муки по поводу вероятного. разрушив свою карьеру, его снова приняли. Ему пришлось в частном порядке извиниться перед Натуаром, который не потребовал бланка причастия».
- ^ Скиннер (1963), с. 162.
- ^ Маккормик (1990), с. 116.
- ^ О'Брайен (1985), с. 70.
- ^ Маккормик (1990), стр. 179-190, который включает планы, чертежи и изображение архитектурной модели арки.
- ^ Маккормик (1990), стр. 179-190.
- ^ Белье де ла Шавиньери (1882-1885), том. я, с. 465.
- ^ Хафертепе (2000), стр. 223-224.
- ^ Маккормик (1990), с. 193, со ссылкой на Кимбалла (1915) и (1916).
- ^ «Лот 59, РИСУНКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, 30 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА» . www.sothebys.com .
- ^ «Лот 165, СТАРЫЕ МАСТЕРА И БРИТАНСКИЕ РАБОТЫ НА БУМАГЕ, 04 ИЮЛЯ 2018 ГОДА» . www.sothebys.com .
- ^ «РАСПРОДАЖА 13731 Брайан Сьюэлл, критик и коллекционер — Лондон, 27 сентября 2016 г., лот 53» . www.christies.com .
- ^ «РАСПРОДАЖА 10712 Старых мастеров, британские рисунки и акварели — Лондон, 7 июля 2015 г., лот 56» . www.christies.com .
- ^ «Лот 81, КАРТИНЫ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, 05 ИЮНЯ 2014 ГОДА» . www.sothebys.com .
- ^ «Лот 338, 'GALLERIA PORTATILE' – КОЛЛЕКЦИЯ РАЛЬФА ХОЛЛАНДА, 5 ИЮЛЯ 2013 ГОДА» . www.sothebys.com .
- ^ «Лот 271, РИСУНКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, 30 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА» . www.sothebys.com .
- ^ «РАСПРОДАЖА 2535 рисунков и акварелей старых мастеров и ранних британских художников — Нью-Йорк, 26 января 2010 г., лот 115» . www.christies.com .
- ^ «РАСПРОДАЖА 2535 рисунков и акварелей старых мастеров и ранних британских художников — Нью-Йорк, 26 января 2010 г., лот 116» . www.christies.com .
- ^ «РАСПРОДАЖА 7821 Коллекция Барратта из Кроу-Холла, Бат, Лондон, 16 декабря 2010 г., лот 317» . www.christies.com .
Источники
[ редактировать ]
- Адам, Роберт. Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации . Лондон: Напечатано для автора, 1764 г.
- Белье де ла Шавиньери, Эмиль; Овре, Луи. «Клериссо (Шарль-Луи) запись в Общем словаре художников французской школы от зарождения искусства рисунка до наших дней: архитекторы, художники, скульпторы, граверы и литографы . Париж: 1882-1885, т. I, стр.465.
- Шарль-Луи Клериссо (1721-1820): Рисунки из Эрмитажа, Санкт-Петербург [Выставка, Лувр, с 21 сентября по 18 декабря 1995 г.], Париж: Editions de la Réunion des Musées Nationaux, 1995.
- Клериссо, Шарль-Луи (1778). Древности Франции, Часть первая: Памятники Нимса . Париж: П. Д. Пьер.
- Флеминг, Джон (1962). Роберт Адам и его круг в Эдинбурге и Риме .
- Юстас, Кэтрин. «Роберт Адам, Шарль-Луи Клериссо, Майкл Рисбрак и дымоход Хоптауна» , The Burlington Magazine , Vol. 139, № 1136 (ноябрь 1997 г.), стр. 743-752.
- Галле, Мишель (1995). Парижские архитекторы XVIII века . Париж: Издания Менжес. стр. 127–134. ISBN 2-85620-370-1 .
- Хафертепе, Кеннет. «Исследование идей Томаса Джефферсона о красоте» , Журнал Общества историков архитектуры , Vol. 59, № 2 (июнь 2000 г.), стр. 216-231.
- Хопкинсон, Мартин. «Гравюры Кунего по Гэвину Гамильтону» , Print Quarterly , Vol. 26, № 4 (декабрь 2009 г.), стр. 364–369.
- Кимбалл, Фиске. «Томас Джефферсон и первый памятник классического возрождения в Америке», журнал Американского института архитекторов , сентябрь, октябрь и ноябрь 1915 г.
- Кимбалл, Фиске. Томас Джефферсон, архитектор , Бостон, 1916 год.
- Маккормик, Томас Дж. (1990). Шарль-Луи Клериссо и генезис неоклассицизма . Кембридж и Лондон: MIT Press/Фонд истории архитектуры. Включает в качестве Приложения C, стр. 221–224, список подписанных и датированных работ Клериссо.
- Маккормик, Томас, Дж. «Неизвестная коллекция рисунков Шарля-Луи Клериссо» , Журнал Общества историков архитектуры , Vol. 22, № 3 (октябрь 1963 г.), стр. 119–126.
- Неверов Олег. «Екатерина Великая: государственный и частный коллекционер» , The British Art Journal , Vol. 2, № 2 (зима 2000/2001 г.), стр. 121–126.
- О'Брайен, Чарльз Х. «Новый взгляд на дело Мутона-Натуара (1768 г.): свобода совести и роль янсенистов» , Journal of Church and State , Vol. 27, № 1 (зима 1985 г.), стр. 65–82.
- Скиннер, Бэзил. «Девятнадцать рисунков К.Л. Клериссо» , The Burlington Magazine , vol. 105, выпуск 721, апрель 1963 г., стр. 160–162.
- Шпелер, Ральф-Торстен. Клериссо, В. Эрдмансдорф и Джефферсон: Период раннего классицизма Дессау-Верлица и немецко-американские отношения в искусстве и культуре в эпоху Просвещения . Университет Мартина Лютера Галле-Виттенберг, 1989 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Клериссо в Эрмитаже — почти 200 экспонатов с изображениями и каталожными примечаниями (небольшой процент обширной коллекции музея Клериссо).
- Страница Клериссо в Пиранеуме .
- Рожденный в этот день: Шарль-Луи Клериссо — очерк о художнике, иллюстрированный произведениями из Музея Виктории и Альберта , включая портрет Анжелики Кауфман, предположительно изображающий Клериссо.
- Интернет-коллекция музея сэра Джона Соуна — при поиске по запросу «Клериссо» можно найти четыре рисунка и двадцать две работы художника, написанные гуашью.
