Jump to content

Шарль-Луи Клериссо

Шарль-Луи Клериссо
Рожденный
Шарль-Луи Клериссо

( 1721-08-28 ) 28 августа 1721 г.
Умер 9 января 1820 г. ) ( 1820-01-09 ) ( 98 лет
Отей , Париж, Королевство Франция.
Образование Жермен Боффран , Джованни Паоло Паннини , Французская академия в Риме
Работает Древности Франции (1788 г.)
Движение Неоклассицизм
Награды Римская премия (Первая премия по архитектуре, 1746 г.), кавалер ордена Почетного легиона (1815 г.) [ 1 ]
Подпись

Шарль-Луи Клериссо (28 августа 1721 – 9 января 1820) был французским архитектором, рисовальщиком, антикваром и художником, который стал ведущим авторитетом в области древнеримской архитектуры и римских руин в Италии и Франции. Благодаря его влиянию, распространяющемуся на Россию , Англию и Соединенные Штаты , а также клиентам, включая Екатерину Великую и Томаса Джефферсона , Клериссо сыграл ключевую роль в зарождении неоклассической архитектуры во второй половине 18 века.

Образование; карьера в Риме

[ редактировать ]
Классическая сцена [ 2 ] (1769), частное собрание.
Карикатура Пьера Леоне Гецци на Клериссо, когда он был студентом Французской академии в Риме (1752 г.), Британский музей .

Клериссо родился в Париже и был учеником архитектора Жермена Боффрана .

В 1746 году, когда ему было около двадцати пяти лет, он выиграл Римскую премию в архитектурном конкурсе на проект Un grand hôtel , или большого особняка. Премия включала стипендию для обучения в Риме , а в 1749 году Клериссо стал официальным пенсионером (резидентом) Французской академии в Риме , где его преподавателями был художник-руинист Джованни Паоло Паннини . [ 3 ]

В Риме он также подружился с Джованни Баттистой Пиранези и Клодом-Жозефом Верне , и в 1752 году все трое отправились в зарисовочную экскурсию по вилле Адриана в Тиволи . Прежде чем приступить к рисованию, троим сначала пришлось вырубить и сжечь подлесок, где затаились колонии ядовитых змей и скорпионов. [ 4 ]

В 1753 году последние месяцы Клериссо в Академии были омрачены ожесточенным спором с ее директором Шарлем-Жозефом Натуаром . Клериссо на время исключили, но в конце концов ему разрешили вернуться и завершить учебу. [ 5 ]

В 1755 году шотландский архитектор Роберт Адам прибыл во Флоренцию , где встретил Клериссо, который сопровождал его в Рим; там амбициозный Адам решил под руководством Клериссо выпустить для публикации по возвращении в Британию том, который сделал бы его серьезным архитектором. В конечном итоге выбранный проект представлял собой том, документирующий руины дворца Диоклетиана в Сплите , на побережье Далмации. В течение пяти недель в 1757 году Адам делал наброски и руководил документацией руин, Клериссо создавал перспективы, а два немецких рисовальщика выполняли обмерные чертежи. Считается, что большинство опубликованных гравюр в «Руинах Адама дворца императора Диоклетиана в Спалатро» (1764 г.) являются работой Клериссо, хотя он не получил никакого признания.

Клериссо провел большую часть следующих десятилетий в Риме . Как и во времена Высокого Возрождения , древний и современный Рим функционировали как культурные центры, а руины классической античности сами по себе служили школой, если у кого-то был знающий гид. Клериссо был наставником поколения молодых студентов-архитекторов, которые (как и Клериссо) выиграли престижную Римскую премию и приехали учиться во Французскую академию в Риме . Он также руководил развитием вкуса к антиквариату у молодых французских и британских художников и джентльменов-любителей во время Гранд-тура . Его искусные рисунки древних архитектурных деталей, реальных и воображаемых римских руин помогли сформировать вкусы молодым архитекторам, таким как Роберт Адам в 1750-х годах и его брат Джеймс Адам в 1760-63 годах. Клериссо увеличил свой доход, предоставляя архитектурные иллюстрации, иногда сериями, для молодых людей в Гранд-туре . [ 6 ]

Первого декабря 1763 года в Сан-Луиджи-деи-Франчези (церковь Святого Людовика Французского) в Риме Клериссо женился на Терезе, дочери скульптора Пьера де л'Эсташа . «Клериссо было сорок два года, а Тереза, вероятно, была намного моложе, хотя ее отцу в то время было около семидесяти пяти». [ 7 ]

Вернитесь в Париж; отношения с Екатериной Великой и Томасом Джефферсоном

[ редактировать ]
Профиль Клериссо, зарисованный анонимным художником в 1809 году, Музей Карнавале.

По возвращении в Париж летом 1767 г. [ 8 ] Клериссо стал магнитом для молодых архитекторов-неоклассиков, таких как Франсуа-Жозеф Беланжер , которые сами никогда не посещали Рим.

Хотя они никогда не встречались, и он никогда не ездил в Россию, Клериссо, тем не менее, привлек внимание Екатерины Великой , которая в 1773 году запросила у него проект дома в античном стиле , который будет возведен в ее садах в Царском Селе . Екатерина была раздосадована, когда получила планы, которые оказались гораздо более сложными, чем она ожидала: «грандиозный римский дворец», описанный «как термы Каракаллы, расположенные на вилле Адриана ». Нет никаких доказательств того, что Клериссо когда-либо платили за отклоненные планы. Тем не менее, в 1778 году Екатерина снова обратилась к нему через эмиссара и договорилась о покупке у него более тысячи рисунков и произведений искусства; этот огромный тайник в конечном итоге нашел свое пристанище в Эрмитаже . В 1780 году она попросила Клериссо спроектировать триумфальную арку для строительства в России, но когда планы появились, она решила, что гигантский проект будет слишком большим и дорогим, и отказалась от него. [ 9 ]

Портрет Клериссо, неизвестного художника, Музей Карнавале .

Хотя его проекты для Екатерины так и не были реализованы, рисунки и конструкции Клериссо оказали большое влияние на убранство ее квартир в Царском Селе . В знак признания его художественных достижений и усилий на ее благо императрица сделала Клериссо почетным членом Императорской Академии художеств и пожаловала ему звание Premier Architecte de Sa Majestée Impériale . [ 10 ] [ 11 ]

Для отеля Grimod de La Reynière , построенного в Париже в 1775 году, Клериссо и Этьен де ла Валле Пуссен выполнили первую декоративную схему в Европе, вдохновленную недавними археологическими открытиями в Помпеях и Геркулануме . Набор из восьми расписных буазери, изображающих шестнадцать сцен из жизни Ахилла, был продан в 1850 году и сейчас находится в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

нанял Клериссо В 1785 году Томас Джефферсон для разработки проектов Капитолия штата Вирджиния , основанного на Maison Carrée , древнеримском храме в Ниме . В то время Джефферсон проживал в Париже и был американским посланником во Франции. Джефферсон писал, что «прошло немало времени, прежде чем я смог найти архитектора, вкус которого сформировался на изучении древних образцов этого искусства; стиль архитектуры в этой столице [Париже] далек от целомудрия». Клериссо, как он отметил, «20 лет учился в Риме и доказал свое мастерство и вкус публикацией некоторых древностей этой страны». Джефферсон имел в виду первый (и единственный) том предполагаемой серии Клериссо « Антиквиты Франции», опубликованной в Париже в 1778 году с подзаголовком «Монумены де Нисм» . В фолиант вошли подробные гравюры Maison Carrée , который Джефферсон похвалил как «один из самых красивых, если не самый красивый и драгоценный образец архитектуры, оставленный нам древностью». [ 12 ]

«Роль Клериссо в проектировании Капитолия широко обсуждалась. Фиск Кимбалл убедительно доказывает, что здание, по сути, принадлежит Джефферсону, а Клериссо был всего лишь консультантом». [ 13 ]

Клериссо в музеях и выставках

[ редактировать ]
Предполагаемый портрет Клериссо работы Анжелики Кауфман , конец 1790-х годов, Музей Виктории и Альберта.

Клериссо создавал работы на бумаге, используя различные материалы, часто в сочетании, включая карандаш, мел, тушь, акварель и гуашь. Многие из его работ были воспроизведены в виде офортов такими граверами, как Доменико Кунего (серия « Виды античных зданий и знаменитых руин в Италии »), Франческо Бартолоцци , Франческо Цукки и Паоло Сантини .

При жизни Клериссо выставлял работы в Парижском салоне в 1773, 1775, 1883 и 1808 годах.

Самый большой тайник работ Клериссо находится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Выставка этих работ была представлена ​​в 1995 году в Лувре в Париже, в 1996 году в Эрмитаже; иллюстрированный каталог с заметками и эссе был опубликован в 1995 году в Париже издательством Editions de la Réunion des Musées Nationaux.

Большие группы работ Клериссо также хранятся в Музее сэра Джона Соуна в Лондоне (четыре рисунка и двадцать две работы гуашью можно увидеть на веб-сайте музея) и в Фицуильяма Музее в Кембридже .

Работы Клериссо также находятся в коллекциях Лувра , Музея Кантини в Марселе, Музея Виктории и Альберта , Королевского фонда коллекций , Художественной галереи Уитворта при Манчестерском университете , Альбертины в Вене, Рейксмузеума , Метрополитен-музея. Искусства , Музей изящных искусств, Бостон , Художественный музей Флеминга в Университете Вермонта , Музей Блэнтона в Остине, Библиотека Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, и Почетный легион в Сан-Франциско.

Клериссо на аукционе

[ редактировать ]

В 2019 году работа Клериссо, описанная как «Римские руины с восточным персоналом», была продана на аукционе Sotheby's за 32 500 долларов. [ 14 ]

В 2018 году работа Клериссо, описанная как «Вид интерьера античной римской бани» с подписью, была продана на аукционе Sotheby's за 11 875 фунтов стерлингов. [ 15 ]

В 2016 году работа Клериссо, описанная как «Классическое каприччио с фигурами у большой арки», подписанная и датированная 1786 годом, была продана на аукционе Christie's за 13 750 фунтов стерлингов. [ 16 ]

В 2015 году партия из двух работ Клериссо, описанных как «Арка Тита, Рим; и Форум Нервы, Рим», обе подписанные, была продана на аукционе Christie's за 20 000 фунтов стерлингов. [ 17 ]

В 2014 году лот из двух работ Клериссо, описанных как «Древние ворота в Куме недалеко от Неаполя; Грот Эгерии на Виа Аппиа», подписанных и датированных 1769 годом, был продан на аукционе Sotheby's за 20 000 долларов. [ 18 ]

В 2013 году работа Клериссо, описанная как «Каприччо римских руин с фигурами на переднем плане» с подписью, была продана на аукционе Sotheby's за 20 000 фунтов стерлингов. [ 19 ] Также в 2013 году работа Клериссо, описанная как «Каприччио классических руин с крестьянами на переднем плане», подписанная и датированная 1773 годом, была продана на аукционе Sotheby's за 40 635 долларов. [ 20 ]

В 2012 году лот из двух работ Клериссо, описанных как «Два архитектурных каприза с крестьянами, музыкантами и другими фигурами, резвящимися среди классических руин», подписанных и датированных 1773 и 1774 годами, был продан на аукционе Christie's за 74 500 долларов. [ 21 ] На том же аукционе еще один лот из двух работ Клериссо, описанных как «Архитектурное каприччио» и «Гробница Куриациев в Альбано», первая подписана и датирована 1781 годом, вторая подписана, был продан на аукционе Christie's за 11 250 долларов. [ 22 ]

В 2010 году лот из двух работ Клериссо, описанных как «Интерьеры римской базилики с фигурами», подписанных и датированных 1769 годом, был продан на аукционе Christie's за 51 650 фунтов стерлингов. [ 23 ]

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ «Уведомление № LH/553/28» . База Леонора (на французском языке).
  2. Так названо в списке подписанных и датированных работ Клериссо в McCormick (1990), стр. 222.
  3. ^ «КЛЕРИССО Шарль Луи» . Лувр.fr. ​Проверено 15 октября 2020 г.
  4. ^ «Клод-Жозеф Верне» . www.piraneseum.com . На странице цитируются различные источники этого анекдота и его дата, а также представлен рисунок Верне, на котором изображены он сам, Пиранези и Клериссо в Больших банях виллы. {{cite web}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  5. Полемика изложена О'Брайеном (1985), стр. 65-66: «Около 1750 года папское правительство начало применять систему, гарантирующую, что все католики в Риме будут выполнять свой «пасхальный долг», то есть исповедь и причаститься хотя бы один раз во время Пасхи. Приняв эти таинства, католики получали простые бланки, которые они должны были предъявить пастору прихода, в котором они проживали. В 1753 году Натуар потребовал, чтобы студенты Французской академии предъявляли ему свои листки для причастия. Возмущенный отказом студентов соблюдать это унизительное нововведение, Натуар выделил в качестве образцового старейшего и наиболее уважаемого архитектора Шарля-Луи Клериссо. наказание. В июле 1753 года, за несколько месяцев до истечения срока своей стипендии, он был исключен из академии, перенеся большие муки по поводу вероятного. разрушив свою карьеру, его снова приняли. Ему пришлось в частном порядке извиниться перед Натуаром, который не потребовал бланка причастия».
  6. ^ Скиннер (1963), с. 162.
  7. ^ Маккормик (1990), с. 116.
  8. ^ О'Брайен (1985), с. 70.
  9. ^ Маккормик (1990), стр. 179-190, который включает планы, чертежи и изображение архитектурной модели арки.
  10. ^ Маккормик (1990), стр. 179-190.
  11. ^ Белье де ла Шавиньери (1882-1885), том. я, с. 465.
  12. ^ Хафертепе (2000), стр. 223-224.
  13. ^ Маккормик (1990), с. 193, со ссылкой на Кимбалла (1915) и (1916).
  14. ^ «Лот 59, РИСУНКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, 30 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА» . www.sothebys.com .
  15. ^ «Лот 165, СТАРЫЕ МАСТЕРА И БРИТАНСКИЕ РАБОТЫ НА БУМАГЕ, 04 ИЮЛЯ 2018 ГОДА» . www.sothebys.com .
  16. ^ «РАСПРОДАЖА 13731 Брайан Сьюэлл, критик и коллекционер — Лондон, 27 сентября 2016 г., лот 53» . www.christies.com .
  17. ^ «РАСПРОДАЖА 10712 Старых мастеров, британские рисунки и акварели — Лондон, 7 июля 2015 г., лот 56» . www.christies.com .
  18. ^ «Лот 81, КАРТИНЫ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, 05 ИЮНЯ 2014 ГОДА» . www.sothebys.com .
  19. ^ «Лот 338, 'GALLERIA PORTATILE' – КОЛЛЕКЦИЯ РАЛЬФА ХОЛЛАНДА, 5 ИЮЛЯ 2013 ГОДА» . www.sothebys.com .
  20. ^ «Лот 271, РИСУНКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, 30 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА» . www.sothebys.com .
  21. ^ «РАСПРОДАЖА 2535 рисунков и акварелей старых мастеров и ранних британских художников — Нью-Йорк, 26 января 2010 г., лот 115» . www.christies.com .
  22. ^ «РАСПРОДАЖА 2535 рисунков и акварелей старых мастеров и ранних британских художников — Нью-Йорк, 26 января 2010 г., лот 116» . www.christies.com .
  23. ^ «РАСПРОДАЖА 7821 Коллекция Барратта из Кроу-Холла, Бат, Лондон, 16 декабря 2010 г., лот 317» . www.christies.com .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b248e11cd57ac96eb61e821d1b1a8d6__1722010980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/d6/9b248e11cd57ac96eb61e821d1b1a8d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles-Louis Clérisseau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)