Jump to content

Роберт Адам

Роберт Адам
Портрет Роберта Адама
Портрет, приписываемый Джорджу Уиллисону , ок. 1770 –1775 гг.
Рожденный ( 1728-07-03 ) 3 июля 1728 г.
Киркалди , Файф, Шотландия [1]
Умер 3 марта 1792 г. ) ( 1792-03-03 ) ( 63 года
Лондон , Англия
Место захоронения Вестминстерское аббатство
Национальность Британский
Альма-матер Эдинбургский университет
Стиль неоклассический
Родитель
Родственники
Занятие Архитектор
Упражняться Адам Бразерс (Эдинбург, Лондон)
Здания Сион Хаус
Замок Калзин
Кедлстон Холл
Пултени Бридж
Хэрвуд Хаус
Шарлотта Сквер
Роберт Адам от Джеймса Тэсси (медальон)

Роберт Адам FRSE FRS FSAScot FSA FRSA (3 июля 1728 — 3 марта 1792) — британский архитектор-неоклассик , дизайнер интерьеров и дизайнер мебели . Он был сыном Уильяма Адама (1689–1748), выдающегося архитектора Шотландии того времени, и обучался у него. Роберт вместе со своим старшим братом Джоном взял на себя семейный бизнес, который включал прибыльную работу в Управлении по артиллерийскому вооружению После смерти Уильяма .

В 1754 году он уехал в Рим, проведя на континенте почти пять лет, изучая архитектуру под руководством Шарля-Луи Клериссо и Джованни Баттисты Пиранези . По возвращении в Великобританию он основал практику в Лондоне, где к нему присоединился его младший брат Джеймс . Здесь он разработал « стиль Адама » и свою теорию «движения» в архитектуре, основанную на исследованиях античности, и стал одним из самых успешных и модных архитекторов страны. Адам занимал пост королевского архитектора с 1761 по 1769 год.

Роберт Адам был лидером первой фазы классического возрождения в Англии и Шотландии примерно с 1760 года до своей смерти. [2] Он повлиял на развитие западной архитектуры как в Европе, так и в Северной Америке . Адам проектировал интерьеры и оборудование, а также дома. [3] Большая часть его работы заключалась в реконструкции существующих домов, а также внесении вклада в городской пейзаж Эдинбурга и проектировании романтических псевдосредневековых загородных домов в Шотландии. [4]

Он был членом парламента Кинроссшира с 1768 по 1774 год. [5]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Королевская средняя школа (1578–1777) на территории монастыря Блэкфрайерс, Эдинбург.

Адам родился 3 июля 1728 года в Глэдни-Хаусе в Киркалди , Файф, втором сыне Мэри Робертсон (1699–1761), дочери Уильяма Робертсона из Глэдни, и архитектора Уильяма Адама. [1] [6] В детстве у него было отмечено «слабое телосложение». [7] С 1734 года в возрасте шести лет Адам посещал Королевскую среднюю школу в Эдинбурге. [8] где он выучил латынь (со второго курса уроки велись на латыни) [9] пока ему не исполнилось 15 лет, его учили читать произведения Вергилия , Горация , Саллюстия и отрывки из Цицерона , а на последнем курсе - Ливия . [9]

Осенью 1743 года он поступил в Эдинбургский университет . [10] обязательными занятиями для всех учащихся были: греческий язык , логика , метафизика и натурфилософия . [10] Студенты могли выбрать три факультативных предмета, Адам посещал занятия по математике, которую вел Колин Маклорен , и анатомии, которую вел Александр Монро примус . [11] Его учеба была прервана прибытием Красавчика принца Чарли и его горцев, оккупировавших Эдинбург во время якобитского восстания 1745 года . В конце года Роберт на несколько месяцев серьезно заболел, и маловероятно, что он вернулся в университет, проучившись всего два года. [12]

Выздоровев от болезни в 1746 году, он присоединился к своему старшему брату Иоанну в качестве ученика своего отца. Он помогал Уильяму Адаму в таких проектах, как строительство замка Инверари и продолжающееся расширение Дома Хоптаун . Должность Уильяма в качестве мастера-каменщика в Совете по артиллерийскому вооружению также начала приносить много работы, поскольку Хайленд был укреплен после неудавшегося восстания якобитов. Ранние амбиции Роберта заключались в том, чтобы стать художником, а не архитектором, и стиль его ранних эскизов в манере Сальватора Розы отражен в его самых ранних сохранившихся архитектурных рисунках, которые показывают живописные готические безумства . [13] Уильям Адам умер в июне 1748 года и оставил Даухилл, часть поместья Блэра Адама, в которое входил замок Даухилл , Роберту. От отца Роберт унаследовал обширную библиотеку и расширил ее. [14]

Архитектурная практика в Эдинбурге

[ редактировать ]
Входная дверь в дом Хоптаун , спроектированная Уильямом Адамом и модифицированная братьями Адам.

После смерти Уильяма Адама Джон Адам унаследовал семейный бизнес и должность мастера Мейсона в Управлении по артиллерийскому вооружению. Он немедленно взял Роберта в партнерство, к которому позже присоединился Джеймс Адам. Первым крупным заказом братьев Адам было украшение больших государственных апартаментов на первом этаже Хоптаун-хауса, за которым последовала их первая «новостройка» в Дамфрис-хаусе . Для Управления артиллерийских вооружений братья были главным подрядчиком в Форт-Джордже , большом современном форте недалеко от Инвернесса, спроектированном военным инженером полковником Уильямом Скиннером . Посещения этого проекта, начатого в 1750 году, занимали братьев каждое лето в течение следующих 10 лет и, наряду с работами во многих других казармах и фортах, предоставили Роберту прочную основу для практического строительства. [15]

Зимой 1749–1750 Адам отправился в Лондон вместе со своим другом, поэтом Джоном Хоумом . Он воспользовался возможностью для изучения архитектуры, посетив Уилтон , спроектированный Иниго Джонсом , и Эрмитаж Квинса в Ричмонде, спроектированный Роджером Моррисом . Его альбом для зарисовок поездки также показывает постоянный интерес к готической архитектуре . [16]

Среди его друзей в Эдинбурге были философы Адам Фергюсон и Дэвид Юм , а также художник Пол Сэндби, с которым он познакомился в Хайленде. Среди других знакомых из Эдинбурга были Гилберт Эллиот, Уильям Уилки , Джон Хоум и Александр Веддерберн . [13]

Гранд Тур

[ редактировать ]
План дворца Диоклетиана в Сплите, Хорватия. Р. Адам 1764 г.
Перистиль дворца Диоклетиана в Сплите, Хорватия. Р. Адам 1764 г.

3 октября 1754 года Роберт Адам в компании своего брата Джеймса (который дошел до Брюсселя) отправился из Эдинбурга в свое Гранд-тур , остановившись на несколько дней в Лондоне, где они посетили особняк в Лондоне Святого Стефана . Уолбрук , [17] Собор Святого Павла , Виндзор, Беркшир, в компании Томаса Сэндби, который показал им свой ландшафтный дизайн в Большом Виндзорском парке и озере Вирджиния-Уотер . [18] Они отплыли из Дувра и прибыли в Кале. [19] 28 октября 1754 г. [20] Он присоединился к Чарльзу Хоуп-Вейру , брату графа Хоптауна в Брюсселе. [21] и вместе они отправились в Рим. [22] Хоуп согласился взять Адама в тур по предложению его дяди, маркиза Аннандейла , который сам предпринял Гранд-тур. Находясь в Брюсселе, пара посетила спектакль и маскарад , а также посетила церкви и дворцы города. [23] Поездка в Турне , затем в Лилль , где они посетили цитадель, спроектированную Себастьяном Ле Престром де Вобаном . [24] К 12 ноября 1754 года Адам и Хоуп были в Париже, где остановились в отеле Нотр-Дам. [25]

Адам и Хоуп вместе отправились в Италию, прежде чем поссорились в Риме из-за дорожных расходов и проживания. Роберт Адам оставался в Риме до 1757 года, изучая классическую архитектуру и оттачивая свои навыки рисования. Его наставниками были французский архитектор и художник Шарль-Луи Клериссо и итальянский художник Джованни Баттиста Пиранези . Здесь он познакомился с работами новатора классического археолога и историка искусства, теоретика Иоганна Иоахима Винкельмана . На обратном пути Адам и Клериссо интенсивно изучали руины дворца Диоклетиана в Спалатро в Далмации (ныне известный как Сплит , в современной Хорватии ). [26] Эти исследования были позже опубликованы в книге « Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации» в 1764 году.

Архитектурная практика в Лондоне

[ редактировать ]
Экран Адмиралтейства 1759–61, Уайтхолл, Лондон, одно из первых построенных Адамом зданий после его грандиозного турне.
Кедлстон-холл в Дербишире . Южный фасад Роберта Адама по мотивам Арки Константина в Риме.

Он вернулся в Великобританию в 1758 году и основал бизнес в Лондоне вместе со своим братом Джеймсом Адамом. Они сосредоточились на разработке комплексных схем отделки и меблировки домов. Палладианский дизайн был популярен, и Роберт спроектировал в этом стиле ряд загородных домов. [27] но он разработал новый, более гибкий стиль, включающий элементы классического римского дизайна наряду с влиянием греческого , византийского стилей и стилей барокко . [28] Успех братьев Адам также можно объяснить стремлением продумать все до мельчайших деталей, обеспечив ощущение единства в своем дизайне. В интерьерах Adam вся мебель была спроектирована по индивидуальному заказу, чтобы гармонично сочетаться с убранством комнаты. Часто ковры ткали, чтобы они соответствовали замысловатым узорам потолка наверху, а каждая деталь, включая бра, зеркала и дверные ручки, также имела индивидуальный дизайн, имитирующий мотивы комнаты. [29] [30]

Однако практика Адама не обошлась без неудач. В 1768 году братья приобрели в аренду на 99 лет болотистый участок земли рядом с Темзой в Вестминстере , где они построили комплекс из 24 домов с террасами, известный как Адельфи . [29] Проект был очень амбициозным и является первым примером, когда рядные дома проектировались индивидуально, чтобы придать единую гармонию всей застройке (ранее рядные дома строились по одному повторяемому дизайну, бок о бок вокруг площади). [29] Однако для Роберта и его братьев этот проект стал белым слоном : финансирование было неопределенным, а расходы вышли из-под контроля. Дома были построены на огромной искусственной террасе, опирающейся на сводчатые конструкции на уровне Темзы, которую, как был уверен Роберт Адам, можно было сдать в аренду британскому правительству в качестве складов. Однако это намерение не осуществилось; Братья Адам остались с огромными долгами, и в 1772 году им пришлось уволить 3000 рабочих и прекратить строительство. Сам Роберт Адам переехал в один из домов в Адельфи вместе с поддерживающими его друзьями, такими как Дэвид Гаррик и Джозайя Веджвуд , которые открыли выставочный зал своей керамики в одном из домов. В 1774 году была проведена публичная лотерея с целью сбора средств для братьев, что позволило им предотвратить банкротство. [29]

Общественная жизнь

[ редактировать ]
Один из шедевров Адама: Мост Пултени , Бат.

Адам был избран членом Общества поощрения искусств, мануфактур и торговли в 1758 году и Общества антикваров в 1761 году, в том же году он был назначен архитектором королевских работ (совместно с сэром Уильямом Чемберсом ). Его младший брат Джеймс сменил его на этом посту, когда он оставил эту должность в 1768 году, чтобы посвятить больше времени выборной должности члена парламента от Кинроссшира .

Архитектурный стиль

[ редактировать ]

Адам отверг палладианский стиль, представленный в Англии Иниго Джонсом и пропагандируемый лордом Берлингтоном , как «тяжеловесный» и «отвратительный». [31] Однако он продолжил традицию черпать вдохновение непосредственно из классической античности во время своего четырехлетнего пребывания в Европе. [31] Адам разработал новый стиль архитектурного декора, который был более археологически точным, чем прежние неоклассические стили, но, тем не менее, новаторским и не связанным только с древними прецедентами. В «Работах по архитектуре» , написанных в соавторстве с Робертом и Джеймсом, братья заявили, что греко-римские примеры должны «служить моделями, которым мы должны подражать, и стандартами, по которым мы должны судить». [29] Открытия, сделанные в то время в Геркулануме и Помпеях , предоставили Роберту Адаму обширный материал для вдохновения. [29]

Принцип «движения» братьев Адам был во многом концепцией Роберта, хотя теория была впервые записана Джеймсом. «Движение» опиралось на драматические контрасты и разнообразие форм, опиралось на живописную эстетику. братьев Адам» В первом томе «Сочинений (1773 г.) Кедлстон-холл , спроектированный Робертом в 1761 г., упоминается как выдающийся пример движения в архитектуре.

Сопоставляя размеры комнат и декоративные схемы, Адам применил концепцию движения и к своим интерьерам. Его стиль декора, описанный Певснером как «классическое рококо », основывался на римском « гротескном » лепном декоре. [31] [32]

Адам спроектировал книжный шкаф в 1776 году, вероятно, построенный Томасом Чиппендейлом.

Работы Адама повлияли на направление архитектуры и дизайна во всем западном мире. В Англии его сотрудничество с Томасом Чиппендейлом привело к созданию некоторых из лучших неоклассических проектов того времени, в первую очередь к в Harewood House коллекции работ Чиппендейла . В Северной Америке федеральный стиль во многом обязан неоклассицизму, который практиковал Адам. В Европе Адам оказал заметное влияние на Чарльза Кэмерона , шотландца, спроектировавшего апартаменты в Екатерининском дворце , Царском Селе и других русских дворцах для Екатерины Великой . [33] Однако ко времени его смерти неоклассицизм Адама был вытеснен в Британии более суровой греческой фазой классического возрождения, которую практиковал Джеймс «Афинский» Стюарт . Братья Адам наняли нескольких чертежников, которые впоследствии зарекомендовали себя как архитекторы, в том числе Джорджа Ричардсона и итальянца Джозефа Бономи , которого Роберт первоначально нанял в Риме.

Письменные работы

[ редактировать ]

При жизни Роберт и Джеймс Адам опубликовали два тома своих проектов « Работы по архитектуре Роберта и Джеймса Адамов» (в 1773–1778 и 1779 годах; третий том был опубликован посмертно, в 1822 году).

Смерть и погребение

[ редактировать ]

Адам долгое время страдал от проблем с желудком и кишечником. [34] вероятно, вызвано язвенной болезнью и синдромом раздраженного кишечника . 1 марта 1792 года , находясь дома — на Албемарл-стрит , 11 в Лондоне — одна из язв лопнула, и 3 марта Адам умер. [34]

Похороны состоялись 10 марта; он был похоронен в южном приделе Вестминстерского аббатства . [34] Носителями гроба были несколько его клиентов: Генри Скотт, 3-й герцог Баклю ; Джордж Ковентри, шестой граф Ковентри ; Джеймс Мейтленд, восьмой граф Лодердейл ; Дэвид Мюррей, 2-й граф Мэнсфилд ; Лорд Фредерик Кэмпбелл и сэр Уильям Палтни, пятый баронет . [34]

Зная, что он умирает, он составил завещание 2 марта 1792 года. Никогда не женившись, Адам оставил свое поместье своим сестрам Элизабет Адам и Маргарет Адам. [34]

Его некролог появился в мартовском выпуске журнала The Gentleman's Magazine за 1792 год : [35]

Несколько примечательно, что искусство лишилось одновременно двух своих величайших украшений, сэра Джошуа Рейнольдса и мистера Адама: и трудно сказать, кто из них больше всего преуспел в своей конкретной профессии... Г-н Адам произвел полное изменение в архитектуре этой страны: и его плодовитый гений в элегантном орнаменте не ограничился украшением зданий, но распространился на все отрасли производства. Его таланты выходят за рамки его собственной профессии: в своих многочисленных пейзажных рисунках он продемонстрировал роскошь композиции и эффект света и тени, которым едва ли можно было найти равных... в последний период его жизни, г-н Адам проявлял растущую силу гения и утонченность вкуса: за год до своей смерти он спроектировал восемь великих общественных сооружений, а также двадцать пять частных зданий, столь разнообразных по стилю и столь прекрасных по своей композиции, что они были допущены лучшими судьями, достаточными самими, чтобы утвердить его непревзойденную славу как художника.

Он оставил около 9000 рисунков, 8856 из которых (Роберта и Джеймса Адама) были впоследствии куплены в 1833 году за 200 фунтов стерлингов архитектором Джоном Соуном и сейчас находятся в Музее Соуна в Лондоне. [36]

Список архитектурных работ

[ редактировать ]

Работы включают в себя: [37]

Общественные здания

[ редактировать ]

Мавзолеи

[ редактировать ]

Городская домашняя работа

[ редактировать ]

Загородные дома с капитальным ремонтом

[ редактировать ]

Садовые постройки и безумства

[ редактировать ]
  • Конюшни, замок Инверари , совместная работа с братом Джоном (1758–60).
  • Северная ложа, Кедлстон-холл (1759 г.)
  • Круглый и восьмиугольный павильон, Ла-Трапп, Хаммерсмит (1760 г.) для Джорджа Бабба Додингтона (снесен)
  • Консерватория Крум-Парк (1760 г.)
  • Ротонда Крум Парк , отнести (1760 г.)
  • Старый приходской дом, Кедлстон-холл ( ок. 1761 г. )
  • Входная ширма, Мур-Парк, Хартфордшир (1763 г.)
  • Консерватория, Остерли-парк (1763 г.)
  • Мост, Одли Энд Хаус , Эссекс ( ок. 1763–64 )
  • Чайный павильон, Мур-Парк, Хартфордшир ( ок. 1764 г. )
  • Гейтхаус Замок Кимболтон ( ок. 1764 г. )
  • Мост, Кедлстон-холл (1764 г.)
  • Деревня поместья Лоутер, Камбрия (1766 г.)
  • «Замок» Данстолла и садовая ниша, парк Крум (1766 г.)
  • Входная арка, Крум Корт (1767 г.)
  • Входная перегородка, Дом Калленов, Каллен, Морей (1767 г.)
  • Мост, Остерли-парк ( ок. 1768 г. )
  • Входная ширма, Дом Сион (1769 г.)
  • Рыбалка, лодка и баня, Кедлстон-холл (1770–1771 гг.)
  • Круглый храм, Одли Энд Хаус, Эссекс (1771 г.)
  • Львиный мост, Алнвик (1773 г.)
  • Stag Lodge, Saltram House, Девон ( ок. 1773 г. )
  • Конюшни, вход в Физерстоун и арка Хантвика, монастырь Ностелл (1776 г.)
  • Уайк Грин Лоджес, Остерли, Миддлсекс (1777 г.); реконструированный
  • Домашняя ферма, замок Калзин , Эйршир (1777–1779 гг.)
  • Башня Бризли, Алнвик, готическая башня (1777–1781 гг.)
  • Храм Освальда, Окинкрув , Эйршир (1778 г.)
  • «Разрушенная» арка и виадук, замок Калзин (1780 г.)
  • Полукруглая оранжерея, Остерли-парк (1780 г.)
  • Мост Чайного домика, Дом Одли Энд, Эссекс (1782 г.)
  • Конюшни, замок Калзин ( ок. 1785 г. )
  • Конюшни, замок Аптон, Темплпатрик, графство Антрим, Ирландия. (1788–89). Важен ряд офисных зданий в замковом стиле.
  • Мост Монтегю, дворец Далкит , Лотиан (1792 г.)
  • Лофтус-Холл, Фетхард-он-Си, графство Уэксфорд, Ирландия. Дата неизвестна. Предлагаемые ворота.
  • Львиные ворота и домик, Сайон-парк, Лондон. Дата неизвестна.

Дачные дома с мелкими работами

[ редактировать ]
  • Дом Хоптаун , Западный Лотиан (интерьеры) (1750–1754 гг.), Дом был спроектирован Уильямом Адамом.
  • Баллохмайл-Хаус , Эйршир ( ок. 1757–60 )
  • Дом Комптона Верни , добавлены крылья и интерьеры (1760–63).
  • Крум-Парк , три интерьера: Библиотека, оборудование которой находится в Музее Виктории и Альберта , Галерея и Зал гобеленов, сейчас находится в Метрополитен-музее (1760–65).
  • Дом Одли Энд , косметический ремонт комнат первого этажа (1763–1765 гг.)
  • Голдсборо-холл , недалеко от Нэрсборо , Северный Йоркшир (1764–1765)
  • Замок Алнвик , Нортумберленд (интерьеры) (1766 г.) разрушен, когда Энтони Сальвин создал нынешние парадные залы.
  • Вултон-холл , Вултон, Мерсисайд (1772 г.), реконструированный главный фасад и интерьер.
  • Хедфорт-Хаус , графство Мит, Ирландия. Внутренние работы, включая лестницу и, в частности, Большую столовую (1775 г.) для Томаса Тейлора, 1-го. Эрл Бектив.
  • Уормлибери , Хартфордшир, внутренние работы, включая вестибюль и лестницу (1777 г.)
  • Даунхилл, недалеко от Колрейна , графство Лондондерри, Ирландия. (1780 г.) Проект столовой. Не выполнено. Сейчас дом представляет собой полуразрушенные руины.
  • Moccas Court , Мокас, Херефордшир, внутренние работы, включая гостиную (1781 г.)
  • Замок Аптон, Темплпартик, графство Антрим, Ирландия. Перепланировка дома. (1782–83) за 1-е место. Лорд Темплтаун.
  • Дом Арчерфилда , Лотиан, внутренние работы, включая библиотеку (1791 г.)
  • Дом Саммерхилла , графство Мит, Ирландия. 1765 г. не казнён. Предлагаемые изменения, включая звено квадранта, соединяющее два крыла. [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Джеймс, Джуд (2005). Киркалди: история и празднование города . Коллекция Фрэнсиса Фрита. п. 60. ИСБН  1-84567-749-8 .
  2. ^ Певснер, с. 237
  3. ^ Адам Сильвер (1953). Музей Виктории и Альберта, Лондон. Канцелярия Ее Величества ( HMSO ), с. 1.
  4. ^ Норвич, Джон Джулиус (1990). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия искусств . США: Издательство Оксфордского университета. стр. 3 . ISBN  978-0198691372 .
  5. ^ Уотерстон, Чарльз Д.; Макмиллан Ширер, А. (июль 2006 г.). Бывшие члены Эдинбургского королевского общества 1783–2002 гг.: Биографический указатель (PDF) . Том. I. Эдинбург: Королевское общество Эдинбурга . ISBN  978-0-902198-84-5 . Проверено 28 декабря 2011 г.
  6. ^ «Адам, Роберт (1728–1792), архитектор» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/105 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  7. ^ Флеминг, с. 76
  8. ^ Грэм, с. 2
  9. ^ Jump up to: а б Грэм, с. 4
  10. ^ Jump up to: а б Грэм, с. 26
  11. ^ Грэм, с. 27
  12. ^ Флеминг, стр. 79–80.
  13. ^ Jump up to: а б Флеминг, с. 81
  14. ^ «Роберт Адам 1728–1792 - Владельцы книг в Интернете» . www.bookowners.online . Проверено 5 сентября 2022 г.
  15. ^ Флеминг, стр. 85–86.
  16. ^ Флеминг, с. 85
  17. ^ Грэм, с. 47
  18. ^ Грэм, с. 48
  19. ^ Грэм, с. 50
  20. ^ Грэм, с. 52
  21. ^ Грэм, с. 54
  22. ^ Грэм, с. 49
  23. ^ Грэм, с. 53
  24. ^ Грэм, с. 53-54
  25. ^ Грэм, с. 55
  26. К.М. Хоган, «Дворец Диоклетиана», Мегалитический портал, изд. А. Бернэма, 6 октября 2007 г.
  27. ^ Рот, с. 397
  28. ^ Рот, с. 402
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж Стивен Паризьен (1992). Адам Стайл . Федон. п.п. 43–44.
  30. ^ Дэвид Ирвин (1997). Неоклассицизм . Файдон. п. 101 .
  31. ^ Jump up to: а б с Глендиннинг и МакКечни, с. 106
  32. ^ Певснер, с. 238
  33. ^ Глендиннинг и МакКечни, с. 108
  34. ^ Jump up to: а б с д и Грэм, Родерик (2009) Арбитр элегантности: биография Роберта Адама , Бирлинн, ISBN   978-1-84158-802-5 , стр. 328–329
  35. ^ Грэм, с. 330
  36. ^ страница 11, Братья Адам в Риме: рисунки из большого тура, AA Tait, 2008 Scala Publishers Ltd, ISBN   978-1-85759-574-1
  37. ^ Дэвид Кинг, Полное собрание сочинений Роберта и Джеймса Адамов, 1991, Баттерворт
  38. ^ «1765 – Дизайн интерьера, Дом Лэнгфорд, Мэри-стрит, Дублин» . Archiseek – ирландская архитектура . 11 января 2013 года . Проверено 4 ноября 2022 г.
  39. ^ Крейг, WS (1976). История Королевского колледжа врачей Эдинбурга . Оксфорд: Блэквелл. стр. 73–74.
  40. ^ «Дом Саммерхилл, графство Мит: невыполненный проект пристройки к дому достопочтенного Геркулеса Лэнгфорда Роули, 1765 (1)» . Collections.soane.org . Проверено 30 июня 2023 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Парламент Великобритании
Предшественник Член парламента Кинроссшира
1768–1774
Преемник
Государственные учреждения
Новый офис Архитектор королевских работ
1761–1769
Служил вместе: сэр Уильям Чемберс.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54f02003c40332f9780f810ffeaf0eea__1720605960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/ea/54f02003c40332f9780f810ffeaf0eea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robert Adam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)