Роберт Адам
Роберт Адам | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 3 марта 1792 г. Лондон , Англия | ( 63 года
Место захоронения | Вестминстерское аббатство |
Национальность | Британский |
Альма-матер | Эдинбургский университет |
Стиль | неоклассический |
Родитель |
|
Родственники |
|
Занятие | Архитектор |
Упражняться | Адам Бразерс (Эдинбург, Лондон) |
Здания | Сион Хаус Замок Калзин Кедлстон Холл Пултени Бридж Хэрвуд Хаус Шарлотта Сквер |
Роберт Адам FRSE FRS FSAScot FSA FRSA (3 июля 1728 — 3 марта 1792) — британский архитектор-неоклассик , дизайнер интерьеров и дизайнер мебели . Он был сыном Уильяма Адама (1689–1748), выдающегося архитектора Шотландии того времени, и обучался у него. Роберт вместе со своим старшим братом Джоном взял на себя семейный бизнес, который включал прибыльную работу в Управлении по артиллерийскому вооружению После смерти Уильяма .
В 1754 году он уехал в Рим, проведя на континенте почти пять лет, изучая архитектуру под руководством Шарля-Луи Клериссо и Джованни Баттисты Пиранези . По возвращении в Великобританию он основал практику в Лондоне, где к нему присоединился его младший брат Джеймс . Здесь он разработал « стиль Адама » и свою теорию «движения» в архитектуре, основанную на исследованиях античности, и стал одним из самых успешных и модных архитекторов страны. Адам занимал пост королевского архитектора с 1761 по 1769 год.
Роберт Адам был лидером первой фазы классического возрождения в Англии и Шотландии примерно с 1760 года до своей смерти. [2] Он повлиял на развитие западной архитектуры как в Европе, так и в Северной Америке . Адам проектировал интерьеры и оборудование, а также дома. [3] Большая часть его работы заключалась в реконструкции существующих домов, а также внесении вклада в городской пейзаж Эдинбурга и проектировании романтических псевдосредневековых загородных домов в Шотландии. [4]
Он был членом парламента Кинроссшира с 1768 по 1774 год. [5]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Адам родился 3 июля 1728 года в Глэдни-Хаусе в Киркалди , Файф, втором сыне Мэри Робертсон (1699–1761), дочери Уильяма Робертсона из Глэдни, и архитектора Уильяма Адама. [1] [6] В детстве у него было отмечено «слабое телосложение». [7] С 1734 года в возрасте шести лет Адам посещал Королевскую среднюю школу в Эдинбурге. [8] где он выучил латынь (со второго курса уроки велись на латыни) [9] пока ему не исполнилось 15 лет, его учили читать произведения Вергилия , Горация , Саллюстия и отрывки из Цицерона , а на последнем курсе - Ливия . [9]
Осенью 1743 года он поступил в Эдинбургский университет . [10] обязательными занятиями для всех учащихся были: греческий язык , логика , метафизика и натурфилософия . [10] Студенты могли выбрать три факультативных предмета, Адам посещал занятия по математике, которую вел Колин Маклорен , и анатомии, которую вел Александр Монро примус . [11] Его учеба была прервана прибытием Красавчика принца Чарли и его горцев, оккупировавших Эдинбург во время якобитского восстания 1745 года . В конце года Роберт на несколько месяцев серьезно заболел, и маловероятно, что он вернулся в университет, проучившись всего два года. [12]
Выздоровев от болезни в 1746 году, он присоединился к своему старшему брату Иоанну в качестве ученика своего отца. Он помогал Уильяму Адаму в таких проектах, как строительство замка Инверари и продолжающееся расширение Дома Хоптаун . Должность Уильяма в качестве мастера-каменщика в Совете по артиллерийскому вооружению также начала приносить много работы, поскольку Хайленд был укреплен после неудавшегося восстания якобитов. Ранние амбиции Роберта заключались в том, чтобы стать художником, а не архитектором, и стиль его ранних эскизов в манере Сальватора Розы отражен в его самых ранних сохранившихся архитектурных рисунках, которые показывают живописные готические безумства . [13] Уильям Адам умер в июне 1748 года и оставил Даухилл, часть поместья Блэра Адама, в которое входил замок Даухилл , Роберту. От отца Роберт унаследовал обширную библиотеку и расширил ее. [14]
Архитектурная практика в Эдинбурге
[ редактировать ]После смерти Уильяма Адама Джон Адам унаследовал семейный бизнес и должность мастера Мейсона в Управлении по артиллерийскому вооружению. Он немедленно взял Роберта в партнерство, к которому позже присоединился Джеймс Адам. Первым крупным заказом братьев Адам было украшение больших государственных апартаментов на первом этаже Хоптаун-хауса, за которым последовала их первая «новостройка» в Дамфрис-хаусе . Для Управления артиллерийских вооружений братья были главным подрядчиком в Форт-Джордже , большом современном форте недалеко от Инвернесса, спроектированном военным инженером полковником Уильямом Скиннером . Посещения этого проекта, начатого в 1750 году, занимали братьев каждое лето в течение следующих 10 лет и, наряду с работами во многих других казармах и фортах, предоставили Роберту прочную основу для практического строительства. [15]
Зимой 1749–1750 Адам отправился в Лондон вместе со своим другом, поэтом Джоном Хоумом . Он воспользовался возможностью для изучения архитектуры, посетив Уилтон , спроектированный Иниго Джонсом , и Эрмитаж Квинса в Ричмонде, спроектированный Роджером Моррисом . Его альбом для зарисовок поездки также показывает постоянный интерес к готической архитектуре . [16]
Среди его друзей в Эдинбурге были философы Адам Фергюсон и Дэвид Юм , а также художник Пол Сэндби, с которым он познакомился в Хайленде. Среди других знакомых из Эдинбурга были Гилберт Эллиот, Уильям Уилки , Джон Хоум и Александр Веддерберн . [13]
Гранд Тур
[ редактировать ]3 октября 1754 года Роберт Адам в компании своего брата Джеймса (который дошел до Брюсселя) отправился из Эдинбурга в свое Гранд-тур , остановившись на несколько дней в Лондоне, где они посетили особняк в Лондоне Святого Стефана . Уолбрук , [17] Собор Святого Павла , Виндзор, Беркшир, в компании Томаса Сэндби, который показал им свой ландшафтный дизайн в Большом Виндзорском парке и озере Вирджиния-Уотер . [18] Они отплыли из Дувра и прибыли в Кале. [19] 28 октября 1754 г. [20] Он присоединился к Чарльзу Хоуп-Вейру , брату графа Хоптауна в Брюсселе. [21] и вместе они отправились в Рим. [22] Хоуп согласился взять Адама в тур по предложению его дяди, маркиза Аннандейла , который сам предпринял Гранд-тур. Находясь в Брюсселе, пара посетила спектакль и маскарад , а также посетила церкви и дворцы города. [23] Поездка в Турне , затем в Лилль , где они посетили цитадель, спроектированную Себастьяном Ле Престром де Вобаном . [24] К 12 ноября 1754 года Адам и Хоуп были в Париже, где остановились в отеле Нотр-Дам. [25]
Адам и Хоуп вместе отправились в Италию, прежде чем поссорились в Риме из-за дорожных расходов и проживания. Роберт Адам оставался в Риме до 1757 года, изучая классическую архитектуру и оттачивая свои навыки рисования. Его наставниками были французский архитектор и художник Шарль-Луи Клериссо и итальянский художник Джованни Баттиста Пиранези . Здесь он познакомился с работами новатора классического археолога и историка искусства, теоретика Иоганна Иоахима Винкельмана . На обратном пути Адам и Клериссо интенсивно изучали руины дворца Диоклетиана в Спалатро в Далмации (ныне известный как Сплит , в современной Хорватии ). [26] Эти исследования были позже опубликованы в книге « Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации» в 1764 году.
Архитектурная практика в Лондоне
[ редактировать ]Он вернулся в Великобританию в 1758 году и основал бизнес в Лондоне вместе со своим братом Джеймсом Адамом. Они сосредоточились на разработке комплексных схем отделки и меблировки домов. Палладианский дизайн был популярен, и Роберт спроектировал в этом стиле ряд загородных домов. [27] но он разработал новый, более гибкий стиль, включающий элементы классического римского дизайна наряду с влиянием греческого , византийского стилей и стилей барокко . [28] Успех братьев Адам также можно объяснить стремлением продумать все до мельчайших деталей, обеспечив ощущение единства в своем дизайне. В интерьерах Adam вся мебель была спроектирована по индивидуальному заказу, чтобы гармонично сочетаться с убранством комнаты. Часто ковры ткали, чтобы они соответствовали замысловатым узорам потолка наверху, а каждая деталь, включая бра, зеркала и дверные ручки, также имела индивидуальный дизайн, имитирующий мотивы комнаты. [29] [30]
Однако практика Адама не обошлась без неудач. В 1768 году братья приобрели в аренду на 99 лет болотистый участок земли рядом с Темзой в Вестминстере , где они построили комплекс из 24 домов с террасами, известный как Адельфи . [29] Проект был очень амбициозным и является первым примером, когда рядные дома проектировались индивидуально, чтобы придать единую гармонию всей застройке (ранее рядные дома строились по одному повторяемому дизайну, бок о бок вокруг площади). [29] Однако для Роберта и его братьев этот проект стал белым слоном : финансирование было неопределенным, а расходы вышли из-под контроля. Дома были построены на огромной искусственной террасе, опирающейся на сводчатые конструкции на уровне Темзы, которую, как был уверен Роберт Адам, можно было сдать в аренду британскому правительству в качестве складов. Однако это намерение не осуществилось; Братья Адам остались с огромными долгами, и в 1772 году им пришлось уволить 3000 рабочих и прекратить строительство. Сам Роберт Адам переехал в один из домов в Адельфи вместе с поддерживающими его друзьями, такими как Дэвид Гаррик и Джозайя Веджвуд , которые открыли выставочный зал своей керамики в одном из домов. В 1774 году была проведена публичная лотерея с целью сбора средств для братьев, что позволило им предотвратить банкротство. [29]
Общественная жизнь
[ редактировать ]Адам был избран членом Общества поощрения искусств, мануфактур и торговли в 1758 году и Общества антикваров в 1761 году, в том же году он был назначен архитектором королевских работ (совместно с сэром Уильямом Чемберсом ). Его младший брат Джеймс сменил его на этом посту, когда он оставил эту должность в 1768 году, чтобы посвятить больше времени выборной должности члена парламента от Кинроссшира .
Архитектурный стиль
[ редактировать ]Адам отверг палладианский стиль, представленный в Англии Иниго Джонсом и пропагандируемый лордом Берлингтоном , как «тяжеловесный» и «отвратительный». [31] Однако он продолжил традицию черпать вдохновение непосредственно из классической античности во время своего четырехлетнего пребывания в Европе. [31] Адам разработал новый стиль архитектурного декора, который был более археологически точным, чем прежние неоклассические стили, но, тем не менее, новаторским и не связанным только с древними прецедентами. В «Работах по архитектуре» , написанных в соавторстве с Робертом и Джеймсом, братья заявили, что греко-римские примеры должны «служить моделями, которым мы должны подражать, и стандартами, по которым мы должны судить». [29] Открытия, сделанные в то время в Геркулануме и Помпеях , предоставили Роберту Адаму обширный материал для вдохновения. [29]
Принцип «движения» братьев Адам был во многом концепцией Роберта, хотя теория была впервые записана Джеймсом. «Движение» опиралось на драматические контрасты и разнообразие форм, опиралось на живописную эстетику. братьев Адам» В первом томе «Сочинений (1773 г.) Кедлстон-холл , спроектированный Робертом в 1761 г., упоминается как выдающийся пример движения в архитектуре.
Сопоставляя размеры комнат и декоративные схемы, Адам применил концепцию движения и к своим интерьерам. Его стиль декора, описанный Певснером как «классическое рококо », основывался на римском « гротескном » лепном декоре. [31] [32]
Влияние
[ редактировать ]Работы Адама повлияли на направление архитектуры и дизайна во всем западном мире. В Англии его сотрудничество с Томасом Чиппендейлом привело к созданию некоторых из лучших неоклассических проектов того времени, в первую очередь к в Harewood House коллекции работ Чиппендейла . В Северной Америке федеральный стиль во многом обязан неоклассицизму, который практиковал Адам. В Европе Адам оказал заметное влияние на Чарльза Кэмерона , шотландца, спроектировавшего апартаменты в Екатерининском дворце , Царском Селе и других русских дворцах для Екатерины Великой . [33] Однако ко времени его смерти неоклассицизм Адама был вытеснен в Британии более суровой греческой фазой классического возрождения, которую практиковал Джеймс «Афинский» Стюарт . Братья Адам наняли нескольких чертежников, которые впоследствии зарекомендовали себя как архитекторы, в том числе Джорджа Ричардсона и итальянца Джозефа Бономи , которого Роберт первоначально нанял в Риме.
Письменные работы
[ редактировать ]При жизни Роберт и Джеймс Адам опубликовали два тома своих проектов « Работы по архитектуре Роберта и Джеймса Адамов» (в 1773–1778 и 1779 годах; третий том был опубликован посмертно, в 1822 году).
Смерть и погребение
[ редактировать ]Адам долгое время страдал от проблем с желудком и кишечником. [34] вероятно, вызвано язвенной болезнью и синдромом раздраженного кишечника . 1 марта 1792 года , находясь дома — на Албемарл-стрит , 11 в Лондоне — одна из язв лопнула, и 3 марта Адам умер. [34]
Похороны состоялись 10 марта; он был похоронен в южном приделе Вестминстерского аббатства . [34] Носителями гроба были несколько его клиентов: Генри Скотт, 3-й герцог Баклю ; Джордж Ковентри, шестой граф Ковентри ; Джеймс Мейтленд, восьмой граф Лодердейл ; Дэвид Мюррей, 2-й граф Мэнсфилд ; Лорд Фредерик Кэмпбелл и сэр Уильям Палтни, пятый баронет . [34]
Зная, что он умирает, он составил завещание 2 марта 1792 года. Никогда не женившись, Адам оставил свое поместье своим сестрам Элизабет Адам и Маргарет Адам. [34]
Его некролог появился в мартовском выпуске журнала The Gentleman's Magazine за 1792 год : [35]
Несколько примечательно, что искусство лишилось одновременно двух своих величайших украшений, сэра Джошуа Рейнольдса и мистера Адама: и трудно сказать, кто из них больше всего преуспел в своей конкретной профессии... Г-н Адам произвел полное изменение в архитектуре этой страны: и его плодовитый гений в элегантном орнаменте не ограничился украшением зданий, но распространился на все отрасли производства. Его таланты выходят за рамки его собственной профессии: в своих многочисленных пейзажных рисунках он продемонстрировал роскошь композиции и эффект света и тени, которым едва ли можно было найти равных... в последний период его жизни, г-н Адам проявлял растущую силу гения и утонченность вкуса: за год до своей смерти он спроектировал восемь великих общественных сооружений, а также двадцать пять частных зданий, столь разнообразных по стилю и столь прекрасных по своей композиции, что они были допущены лучшими судьями, достаточными самими, чтобы утвердить его непревзойденную славу как художника.
Он оставил около 9000 рисунков, 8856 из которых (Роберта и Джеймса Адама) были впоследствии куплены в 1833 году за 200 фунтов стерлингов архитектором Джоном Соуном и сейчас находятся в Музее Соуна в Лондоне. [36]
Список архитектурных работ
[ редактировать ]Работы включают в себя: [37]
Общественные здания
[ редактировать ]- Форт Джордж, Шотландия , здания внутри форта были спроектированы Уильямом Адамом , после его смерти его сыновья курировали завершение строительства (1748–69).
- Аргайл Армс, Инверари (1750–1756 гг.)
- Городской дом, Инверарей (1750–1757 гг.)
- Королевская биржа, Эдинбург , со своим братом Джоном Адамом (1753–54).
- Экран перед Старым Адмиралтейством , Уайтхолл, Лондон (1760 г.)
- Отель Кедлстон, Курндон (1760 г.)
- Литл-Маркет-Холл, Хай-Уиком , Бакингемшир (1761 г.), позже измененный
- Школа верховой езды, Эдинбург (1763 г.) снесена.
- Суды и кукурузный рынок, Хартфорд , Хартфордшир, ныне Шир-Холл (1768 г.). Изменён, но частично восстановлен первоначальный дизайн. Совместный проект с Джеймсом Адамом.
- Мост Пултени , Бат (1770 г.)
- Окружной дом, Кинросс (1771 г.)
- Королевское общество поощрения искусств, мануфактуры и торговли (1772 г.)
- Регистрационная палата , Эдинбург (1774–1789)
- Маркет-Кросс, Бери-Сент-Эдмундс , отремонтирован и добавлен верхний этаж (театр, теперь художественная галерея) (1776 г.)
- Королевский театр, Друри-Лейн , Лондон, реконструированный, (1775 г.) снесен.
- Гостиница Red Lion Inn, Понтефракт (1776 г.)
- Банк Драммондс , Чаринг-Кросс, Лондон (1777–1778 гг.) Снесен.
- Домашний дом , Лондон (1777 г.)
- Старый колледж Эдинбургского университета (1788 г. и далее) завершен по измененному проекту Уильяма Генри Плейфэра в 1831 г.
- Брайдуэлл, Эдинбург (1791 г.) снесен.
- Залы собраний в Глазго (1791–1794 гг.) Снесены.
- Торговый зал , Глазго, Шотландия (1791–1792) (завершен в 1792–1802 годах его братьями)
- Королевский лазарет Глазго (1791–94) перестроен в 1914 году.
- Закрытый мост Куттс- Бэнк, улица Джона Адама (1799 г.), позже снесенный
- Регистрационная палата, Эдинбург
- Регистрационная палата, поперечное сечение, Эдинбург
- Регистрационная палата, Эдинбург
- Старый колледж Эдинбурга, Купол добавлен позже
- Маркет-Кросс, Бери-Сент-Эдмундс
- Королевский театр Друри-Лейн, Лондон, перестроен
- Эдинбургский Брайдуэлл на переднем плане, снесенный
- Мост Пултени, Бат
- Маленький рынок, Хай Викомб
- Арка МакЛеннан, Глазго, построенная из руин залов собраний Глазго.
- Отель Kedleston, Курндон
- Coutts Bank, Джон Адам-стрит, снесен и заменен этим зданием.
- Регистрационный дом Эдинбурга, интерьер купола
Церкви
[ редактировать ]- Часовня Йестер , Лотиан, новый западный фасад в готическом стиле (1753 г.)
- Церковь Камнок , Эйршир (1753–1754 гг.) Снесена
- Святая Мария Магдалина, Крум-парк , интерьер (1761–1763 гг.), церковь спроектирована Ланселотом «Кэпэбилити» Брауном.
- Церковь Св. Андрея, Гантон-холл, Гантон , Норфолк (1769 г.)
- Церковь Святой Марии, Мистли (1776 г.), сохранились только башни.
- Часовня Святого Георгия, Эдинбург (1792 г.) снесена.
- Церковь Мистли в том виде, в котором она построена
- Церковь Мистли, как она сохранилась
- Андреевская церковь в Гантоне
- Часовня Йестер, западный фасад
Мавзолеи
[ редактировать ]- Мавзолей Уильяма Адама, Грейфрайерс Киркярд (1753–1755 гг.)
- Мавзолей Бовуд-Хаус (1761–1764 гг.)
- Мавзолей Дэвида Хьюма , кладбище Олд Калтон (1777–1778 гг.)
- Мавзолей Темплтаун, замок Аптон , графство Антрим, Ирландия (1789 г.) для 2-го лорда Темплтауна.
- Мавзолей семьи Джонстонов, кладбище Очил-роуд, Альва, Клакманнаншир (1789–1790 гг.)
- Мавзолей семьи Джонстонов, кладбище Вестеркирк, недалеко от Бентпата, Дамфрис и Галлоуэй , 1790 г.
- Мавзолей Дэвида Юма
- Мавзолей Темплтауна
- Мавзолей семьи Джонстонов, Бентпат
Городская домашняя работа
[ редактировать ]- Маленький дом Уоллингфорда, Уайтхолл , Лондон, перестройки (1761 г.) снесены
- Дом Лэнсдауна , Беркли-сквер, Лондон (1762–1767 гг.), частично снесен, столовая находится в Метрополитен-музее , а гостиная - в Художественном музее Филадельфии.
- 34 Пэлл-Мэлл, Лондон (1765–1766 гг.) Снесен
- Дом Лэнгфорда , Мэри-стрит, Дублин, Ирландия. (1765) Первая зарегистрированная работа в Ирландии по реконструкции дома для Rt. Достопочтенный. Геркулес Лэнгфорд Роули . Снесен в 1931 году. [38]
- Ганновер-сквер, 16 , Лондон , перестройки (1766–67) снесены.
- Домик заместителя рейнджера, Грин-парк , Лондон (1768–1771 гг.), Снесен в 19 веке.
- Комплекс Адельфи , Лондон (1768–1775), в основном снесенный, 1930-е годы, потолок и камин находятся в Музее Виктории и Альберта.
- Дом Чандос , Лондон (1770–71)
- Куин-стрит, 8, Эдинбург (1770–1771 гг.), Первоначально спроектированный для лорда-главного барона Орда, сейчас здесь находится Королевский колледж врачей Эдинбурга. [39]
- Мэнсфилд-стрит , Лондон (1770–72)
- Нортумберлендский дом , Лондон, перестройки (1770 г.) снесены, части Стеклянной гостиной сохранились в Музее Виктории и Альберта.
- 20 Площадь Сент-Джеймс, (1771–1774 гг.)
- Площадь Сент-Джеймс, 33 (1771–73)
- Эшбернхэм-хаус, Довер-стрит, Лондон, изменения (1773 г.)
- Дерби Хаус, Гросвенор-сквер , 26 (1773–1774 гг.) Снесен
- Портленд-Плейс , Лондон (1773–1794 гг.) (сохранилось лишь несколько домов)
- Площадь Сент-Джеймс, 11 (1774–76)
- Фредерик-Плейс, Лондон (1775–78)
- Дом Роксбурга, Ганновер-сквер, Лондон (1776–78) снесен.
- Хоум Хаус , Лондон (1777 – до 1784)
- 31 (сейчас 17) Хилл-стрит, изменения в Лондоне (1777–79)
- Эпсли-хаус , Лондон (1778 г.) измененный
- Камберленд-хаус , Пэлл-Мэлл, Лондон, переделки и интерьеры (1780–88) снесены.
- Дом Мальборо , Брайтон (1786 г.)
- Фицрой-сквер , Лондон (1790–1794 гг.) Были построены только южная и восточная стороны.
- Шарлотта-сквер (северная сторона), Эдинбург (1791–1794 гг.)
- 169–185 Хай-стрит, Глазго (1793 г.) снесено.
- 1–3 Роберт-стрит
- Северная сторона, Шарлотт-сквер, Эдинбург.
- Центр северной стороны, Шарлотт-сквер, Эдинбург.
- Чандос Хаус Лондон
- Музыкальная комната, домашний дом, Лондон
- Гостиная, Домашний Дом, Лондон
- Дизайн этрусской комнаты, Home House, Лондон
- Деталь этрусской комнаты, Home House, Лондон
- Лестница, Домашний Дом, Лондон
- Лестница-купол, домашний дом, Лондон
- Южная сторона, Фицрой-сквер, Лондон.
- Восточная сторона, Фицрой-сквер, Лондон
- Выжившие дома Адама, Портленд-Плейс, Лондон
- Отель Адельфи в Лондоне практически разрушен.
- Потолок Роберта Адама из Адельфи, сейчас находится в музее Виктории и Альберта.
- Модель стеклянной гостиной Нортумберлендского дома в Виктории и Альберте
- Панели из стеклянной гостиной Нортумберлендского дома в стиле Виктории и Альберта.
- Проект каминов в гостиной и гардеробной графини Дерби, Дерби Хаус
- Гостиная, Дерби Хаус
- Гостиная, Дерби Хаус
- План, Дерби Хаус
- Потолок, гардеробная графини Дерби, дом Дерби
- Детали Дерби-хауса на Гросвенор-сквер, примера декоративного дизайна братьев Адам.
- Площадь Сент-Джеймс, 20, Лондон, главный фасад
- Площадь Сент-Джеймс, 20, Лондон, задний фасад
- Потолок столовой, площадь Сент-Джеймс, 20, Лондон
- Потолок Музыкальной комнаты, площадь Сент-Джеймс, 20, Лондон
- Потолок гостиной, площадь Сент-Джеймс, 20, Лондон
- Камин, Круглая комната, Strawberry Hill House , Миддлсекс
- 1-3 Роберт Стрит
- Гостиная Lansdowne House, сейчас находится в Художественном музее Филадельфии.
- Столовая Lansdown House, сейчас находится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.
Загородные дома с капитальным ремонтом
[ редактировать ]- Дом Дамфриса , Эйршир (1754–1759)
- Парк Хэтчлендс , Суррей, интерьеры (1756 г.)
- Замок Дуглас , Ланаркшир (1757–1761)
- Пакстон-Хаус , недалеко от Бервик-апон-Твид (1758 г.)
- Шарделос , Амершам, Бакингемшир (измененный и завершенный первоначальный проект Стиффом Лидбеттером ) (1759–63)
- Хэрвуд-Хаус , Западный Йоркшир (1759–1771)
- Кедлстон-холл , недалеко от Дерби (1759–1765)
- Дом Меллерстейна , Келсо, Шотландские границы (1760–1768)
- Угбрук , Девон
- Остерли-Парк , западный Лондон (1761–1780)
- Мершам ле Хэтч , Мершам , Эшфорд, Кент (1762–1766)
- Интерьер Сайон-хауса , Брентфорд (1762–1769)
- Лутон-Ху , Бедфордшир (1766–1770), позже тщательно реконструированный в 1816 году Робертом Смирком и другими архитекторами.
- Приорат Ностелл (1766–80)
- Ньюби-Холл , Ньюби- Боробридж , Северный Йоркшир (1767–76)
- Кенвуд-хаус , Хэмпстед, Лондон (1768 г.)
- Салтрам Хаус , Плимут, Девон (1768–69)
- Дом Бовуд , недалеко от Кальна , Уилтшир, крыло Диоклетиана и другие интерьеры (1770 г.)
- Замок Веддерберн , Данс, Шотландские границы, Бервикшир (1770–1778)
- Замок Калзин , Южный Эйршир (1772–1790)
- Мортон-холл , Саффолк (1773–1776), здание и интерьеры
- Стоу, Бакингемшир (1774 г.)
- Мортон-холл , Бери-Сент-Эдмунд (1783)
- Брастед-Плейс, Кент ( ок. 1783 г. )
- Замок Питфур , Тейсайд, отнести ( ок. 1785–90 )
- Замок Сетон , Восточный Лотиан (1789 г.)
- Ньюлистон , Лотиан (1789)
- Замок Далкухарран , Южный Эйршир (1789–1792); теперь руины
- Замок Эйртри , Стерлингшир (1790–1791)
- Дом Балбарди , Лотиан (1792 г.); снесен
- Госфорд-хаус , недалеко от Лонгниддри , Восточный Лотиан (1790–1800)
- Пакстон Хаус, Бервикшир
- Южный фасад, Кедлстон-холл
- Поперечное сечение, Кедлстон-холл
- Кедлстон-холл, Мраморный зал
- Южный фасад, Stowe House, немного измененный в исполнении.
- Разрез зала Syon House, Лондон
- План, Сайон Хаус, Лондон
- Апсида, вестибюль, дом Сион
- Столовая, Дом Сайона
- Прихожая, Дом Сайона
- Потолок, Прихожая, Syon House
- Длинная галерея, Дом Сайона
- Шкаф возле Длинной галереи, Syon House
- Кенвуд-хаус, Лондон
- Входной портик, Кенвуд-хаус, Лондон
- Кенвуд Хаус, Библиотека
- Разрез библиотеки Кенвуд-Хаус, Лондон.
- Потолок библиотеки, Кенвуд-хаус, Лондон.
- Nostell Priory, Йоркшир, крыло Адама справа.
- Замок Калзин, Эйршир
- Замок Калзин, Эйршир
- Замок Питфур, Тейсайд
- Салон, Салтрам Хаус
- Дом Бовуда, крыло Адама Диоклетиана слева, главный блок снесен в 1950-х годах.
- Дом Бовуда, крыло Диоклетиана
- Замок Веддерберн, Бервикшир
- Потолок прихожей, Harewood House
- Хэрвуд-хаус, Йоркшир, переделанный сэром Чарльзом Барри
- Дом Хэрвуд, парадная спальня
- Потолок, парадная спальня, дом Хэрвуд
- Дом Хэрвуд, Старая библиотека
- Harewood House, потолок музыкальной комнаты
- Музыкальная комната, Хэрвуд Хаус
- Потолок галереи, Harewood House
- Галерея, Хэрвуд Хаус
- Камин в галерее, Harewood House
- Ньюлистон Хаус
- Замок Далкуарран, Эйршир
- Дом Лутон-Ху, Бедфордшир, переделанный сэром Робертом Смирком и снова в конце 19 века.
- Дом Меллерстейна, Бервикшир
- Остерли Парк, Лондон
- Главная лестница, Остерли-парк, Лондон
- Вестибюль, Остерли-парк, Лондон
- Остерли Парк, Потолок гостиной
- Потолок портика, Остерли Парк
Садовые постройки и безумства
[ редактировать ]- Конюшни, замок Инверари , совместная работа с братом Джоном (1758–60).
- Северная ложа, Кедлстон-холл (1759 г.)
- Круглый и восьмиугольный павильон, Ла-Трапп, Хаммерсмит (1760 г.) для Джорджа Бабба Додингтона (снесен)
- Консерватория Крум-Парк (1760 г.)
- Ротонда Крум Парк , отнести (1760 г.)
- Старый приходской дом, Кедлстон-холл ( ок. 1761 г. )
- Входная ширма, Мур-Парк, Хартфордшир (1763 г.)
- Консерватория, Остерли-парк (1763 г.)
- Мост, Одли Энд Хаус , Эссекс ( ок. 1763–64 )
- Чайный павильон, Мур-Парк, Хартфордшир ( ок. 1764 г. )
- Гейтхаус Замок Кимболтон ( ок. 1764 г. )
- Мост, Кедлстон-холл (1764 г.)
- Деревня поместья Лоутер, Камбрия (1766 г.)
- «Замок» Данстолла и садовая ниша, парк Крум (1766 г.)
- Входная арка, Крум Корт (1767 г.)
- Входная перегородка, Дом Калленов, Каллен, Морей (1767 г.)
- Мост, Остерли-парк ( ок. 1768 г. )
- Входная ширма, Дом Сион (1769 г.)
- Рыбалка, лодка и баня, Кедлстон-холл (1770–1771 гг.)
- Круглый храм, Одли Энд Хаус, Эссекс (1771 г.)
- Львиный мост, Алнвик (1773 г.)
- Stag Lodge, Saltram House, Девон ( ок. 1773 г. )
- Конюшни, вход в Физерстоун и арка Хантвика, монастырь Ностелл (1776 г.)
- Уайк Грин Лоджес, Остерли, Миддлсекс (1777 г.); реконструированный
- Домашняя ферма, замок Калзин , Эйршир (1777–1779 гг.)
- Башня Бризли, Алнвик, готическая башня (1777–1781 гг.)
- Храм Освальда, Окинкрув , Эйршир (1778 г.)
- «Разрушенная» арка и виадук, замок Калзин (1780 г.)
- Полукруглая оранжерея, Остерли-парк (1780 г.)
- Мост Чайного домика, Дом Одли Энд, Эссекс (1782 г.)
- Конюшни, замок Калзин ( ок. 1785 г. )
- Конюшни, замок Аптон, Темплпатрик, графство Антрим, Ирландия. (1788–89). Важен ряд офисных зданий в замковом стиле.
- Мост Монтегю, дворец Далкит , Лотиан (1792 г.)
- Лофтус-Холл, Фетхард-он-Си, графство Уэксфорд, Ирландия. Дата неизвестна. Предлагаемые ворота.
- Львиные ворота и домик, Сайон-парк, Лондон. Дата неизвестна.
- Экран, Syon House, Лондон
- Львиные ворота, Сайон-парк, Лондон.
- Сторожка, замок Кимболтон
- Входная арка, Крум-парк, Вустершир
- Садовый альков, Крум-Корт, Вустершир
- Ротонда, Крум-парк, Вустершир
- Данстолл «Замок», Крум-Корт, Вустершир
- Башня Бризли, Алнвик
- Полукруглый зимний сад, Остерли-парк.
- Вход в Фезерстоун, монастырь Ностелл, Йоркшир.
- Храм Освальда, Окинкрув , Эйршир
- Кедлстон Рыбалка, купание и лодочный домик
- Кедлстонский мост
- Бывшая домашняя ферма, замок Калзин
- Модельная деревня замка Лоутер
- Мост Монтегю, дворец Далкит
- Львиный мост, Алнвик
- Мост Чайного домика, Одли Энд
- Часовая башня, конюшни, замок Аптон, графство Мит
- Конюшни, Замок Калзин, Эйршир
Дачные дома с мелкими работами
[ редактировать ]- Дом Хоптаун , Западный Лотиан (интерьеры) (1750–1754 гг.), Дом был спроектирован Уильямом Адамом.
- Баллохмайл-Хаус , Эйршир ( ок. 1757–60 )
- Дом Комптона Верни , добавлены крылья и интерьеры (1760–63).
- Крум-Парк , три интерьера: Библиотека, оборудование которой находится в Музее Виктории и Альберта , Галерея и Зал гобеленов, сейчас находится в Метрополитен-музее (1760–65).
- Дом Одли Энд , косметический ремонт комнат первого этажа (1763–1765 гг.)
- Голдсборо-холл , недалеко от Нэрсборо , Северный Йоркшир (1764–1765)
- Замок Алнвик , Нортумберленд (интерьеры) (1766 г.) разрушен, когда Энтони Сальвин создал нынешние парадные залы.
- Вултон-холл , Вултон, Мерсисайд (1772 г.), реконструированный главный фасад и интерьер.
- Хедфорт-Хаус , графство Мит, Ирландия. Внутренние работы, включая лестницу и, в частности, Большую столовую (1775 г.) для Томаса Тейлора, 1-го. Эрл Бектив.
- Уормлибери , Хартфордшир, внутренние работы, включая вестибюль и лестницу (1777 г.)
- Даунхилл, недалеко от Колрейна , графство Лондондерри, Ирландия. (1780 г.) Проект столовой. Не выполнено. Сейчас дом представляет собой полуразрушенные руины.
- Moccas Court , Мокас, Херефордшир, внутренние работы, включая гостиную (1781 г.)
- Замок Аптон, Темплпартик, графство Антрим, Ирландия. Перепланировка дома. (1782–83) за 1-е место. Лорд Темплтаун.
- Дом Арчерфилда , Лотиан, внутренние работы, включая библиотеку (1791 г.)
- Дом Саммерхилла , графство Мит, Ирландия. 1765 г. не казнён. Предлагаемые изменения, включая звено квадранта, соединяющее два крыла. [40]
- Дом Саммерхилла, главный фасад.
- Дом Комптона Верни, крылья Адама
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джеймс, Джуд (2005). Киркалди: история и празднование города . Коллекция Фрэнсиса Фрита. п. 60. ИСБН 1-84567-749-8 .
- ^ Певснер, с. 237
- ^ Адам Сильвер (1953). Музей Виктории и Альберта, Лондон. Канцелярия Ее Величества ( HMSO ), с. 1.
- ^ Норвич, Джон Джулиус (1990). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия искусств . США: Издательство Оксфордского университета. стр. 3 . ISBN 978-0198691372 .
- ^ Уотерстон, Чарльз Д.; Макмиллан Ширер, А. (июль 2006 г.). Бывшие члены Эдинбургского королевского общества 1783–2002 гг.: Биографический указатель (PDF) . Том. I. Эдинбург: Королевское общество Эдинбурга . ISBN 978-0-902198-84-5 . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ «Адам, Роберт (1728–1792), архитектор» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/105 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Флеминг, с. 76
- ^ Грэм, с. 2
- ^ Jump up to: а б Грэм, с. 4
- ^ Jump up to: а б Грэм, с. 26
- ^ Грэм, с. 27
- ^ Флеминг, стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Флеминг, с. 81
- ^ «Роберт Адам 1728–1792 - Владельцы книг в Интернете» . www.bookowners.online . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Флеминг, стр. 85–86.
- ^ Флеминг, с. 85
- ^ Грэм, с. 47
- ^ Грэм, с. 48
- ^ Грэм, с. 50
- ^ Грэм, с. 52
- ^ Грэм, с. 54
- ^ Грэм, с. 49
- ^ Грэм, с. 53
- ^ Грэм, с. 53-54
- ^ Грэм, с. 55
- ↑ К.М. Хоган, «Дворец Диоклетиана», Мегалитический портал, изд. А. Бернэма, 6 октября 2007 г.
- ^ Рот, с. 397
- ^ Рот, с. 402
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стивен Паризьен (1992). Адам Стайл . Федон. п.п. 43–44.
- ^ Дэвид Ирвин (1997). Неоклассицизм . Файдон. п. 101 .
- ^ Jump up to: а б с Глендиннинг и МакКечни, с. 106
- ^ Певснер, с. 238
- ^ Глендиннинг и МакКечни, с. 108
- ^ Jump up to: а б с д и Грэм, Родерик (2009) Арбитр элегантности: биография Роберта Адама , Бирлинн, ISBN 978-1-84158-802-5 , стр. 328–329
- ^ Грэм, с. 330
- ^ страница 11, Братья Адам в Риме: рисунки из большого тура, AA Tait, 2008 Scala Publishers Ltd, ISBN 978-1-85759-574-1
- ^ Дэвид Кинг, Полное собрание сочинений Роберта и Джеймса Адамов, 1991, Баттерворт
- ^ «1765 – Дизайн интерьера, Дом Лэнгфорд, Мэри-стрит, Дублин» . Archiseek – ирландская архитектура . 11 января 2013 года . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Крейг, WS (1976). История Королевского колледжа врачей Эдинбурга . Оксфорд: Блэквелл. стр. 73–74.
- ^ «Дом Саммерхилл, графство Мит: невыполненный проект пристройки к дому достопочтенного Геркулеса Лэнгфорда Роули, 1765 (1)» . Collections.soane.org . Проверено 30 июня 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Адам, Роберт (1764) Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации.
- Борода, Джеффри (1978) Работа Роберта Адама , Джона Бартоломью и сына. ISBN 0-702810-87-8
- Болтон, Артур Т. (1922, переиздано в 1984 г.) Архитектура Роберта и Джеймса Адамов, 1785–1794 , 2 тома ISBN 0-907462-49-9
- Керл, Джеймс Стивенс (2006) Оксфордский словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры, 2-е издание. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860678-8
- Флеминг, Джон (1962) Роберт Адам и его круг Джон Мюррей ISBN 0-7195-0000-1
- Глендиннинг, Майлз и МакКечни, Аонгхус, (2004) Шотландская архитектура , Темза и Гудзон. ISBN 0-500-20374-1
- Грэм, Родерик (2009) Арбитр элегантности: биография Роберта Адама (Бирлинн, ISBN 978-1-84158-802-5 )
- Харрис, Эйлин (1963) Мебель Роберта Адама Алека Тиранти, Лондон. ISBN 0-85458-929-5 .
- Харрис, Эйлин (2001) Гений Роберта Адама: его интерьеры ISBN 0-300-08129-4
- Лис-Милн, Джеймс (1947) Эпоха Адама
- Певснер, Николаус (1951) Очерк европейской архитектуры, 2-е издание. Пеликан
- Родерик, Грэм (2009) Арбитр элегантности Биография Роберта Адама . Бирлинн ISBN 978-1-84158-802-5
- Рот, Лиланд М. (1993). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение (первое изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 0-06-430158-3 .
- Стиллман, Дэми (1966) Декоративные работы Роберта Адама ISBN 0-85458-160-X
- Тейт, А.А. (2004) «Адам, Роберт (1728–1792)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/105
- Ярвуд, Дорин (1970) Роберт Адам ISBN 0-460-03824-9 и ISBN 0-460-02130-3 (мягкая обложка, 1973 г.)
- Беламарич, Йошко – Шверко, Ана (ред.): Роберт Адам и дворец Диоклетиана в Сплите, Загреб, 2017 г., ISBN 978-953-0-60975-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чемберс, Роберт ; Томсон, Томас Нэпьер (1857). . Биографический словарь выдающихся шотландцев . Том. 1. Глазго: Блэки и сын. стр. 18–20 – через Wikisource .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1728 рождений
- 1792 смерти
- Люди из Кирколди
- Люди, получившие образование в Королевской средней школе в Эдинбурге.
- Выпускники Эдинбургского университета
- Независимые члены Палаты общин Великобритании
- Члены парламента Великобритании от шотландских округов
- Британские депутаты 1768–1774 гг.
- Члены Королевского общества Эдинбурга
- Члены Королевского общества
- Члены Лондонского общества антикваров
- Люди шотландского Просвещения
- Политика Перта и Кинросса
- Шотландские антиквары
- Шотландские архитекторы XVIII века
- Шотландские дизайнеры мебели
- шотландские дизайнеры интерьера
- Британские неоклассические архитекторы
- Похороны в Вестминстерском аббатстве
- Члены Общества антикваров Шотландии