Екатерининский дворец
59 ° 42'58 "N 30 ° 23'44" E / 59,71611 ° N 30,39556 ° E

Екатерининский дворец ( русский : Екатерининский дворец , латинизированный : Екатерининский дворец ) — дворец в стиле рококо в Царском Селе ( Пушкин ), расположенный в 30 километрах (19 миль) к югу от Санкт-Петербурга , Россия . Это была летняя резиденция русских царей . Дворец является частью объекта Всемирного наследия «Санкт-Петербург и связанные с ним группы памятников» .
История [ править ]
После Великой Северной войны Россия вернула себе хутор Саари Мойс (высокое место) или Сарская Мыза, находившийся на холме высотой 65 м. В 1710 году Петр Великий имение подарил своей жене Екатерине I , село которого первоначально называлось Сарское Село, а затем окончательно Царское Село (Царское Село). В 1723 году на месте первоначального деревянного дома появился Каменный дворец Екатерины I, спроектированный Иоганном Фридрихом Браунштейном и построенный Иоганном Ферстером. Это было двухэтажное шестнадцатикомнатное здание с парадными палатами, отделанными полированным алебастром, а верхняя была украшена гобеленами . Юго-восточная часть усадьбы включала сад по проекту Яна Розена с террасами, каменными лестницами, партерами , решетчатыми беседками и прудами, а зверинец . на противоположной стороне усадьбы располагался [1]

Во время правления дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы , Михаил Земцов спроектировал новый дворец, и работы начались в 1744 году. В 1745 году ученик Земцова Андрей Квасов в сотрудничестве с Саввой Чевакинским расширил дворец до 300 м в длину. Сюда входили Средний дом, два боковых крыла, часовня и Консерватория, соединенные четырьмя галереями с висячими садами. Затем в 1751 году Бартоломео Растрелли предпринял масштабную реконструкцию, объединив несколько зданий, придав дворцу характерные белоснежные колонны, небесно-голубые стены с позолоченной лепниной часовни , купола и скульптуры, требующие почти 100 кг золота. Интерьеры Растрелли созданы в стиле барокко . скульптор Иоганн Франц Дункер, мастер позолоты Лепринс и художник интерьеров Джузеппе Валериани Среди выдающихся художников были . Среди других примечательных залов - Китайская комната с фарфором и панелями из коромандельского лака , Портретный зал, Световая галерея и Янтарная комната с Андреасом Шлютером. янтарными были панелями, а 5 вестибюлей соединены с Большим залом площадью 860 квадратных метров . Строительство завершилось в 1756 году, когда дворец включал в себя 40 государственных покоев, а также более 100 частных и служебных помещений. Был добавлен Новый сад, а Старый сад был улучшен за счет углубления Большого пруда, соединенного с источниками в 6 км, добавления санной горки, а также павильонов «Эрмитаж», «Грот», «Остров» и «Мон-Бижу». [1]
Архитектура барокко уступила место неоклассической архитектуре в 1770-х годах, когда Царское Село стало летней резиденцией Екатерины Великой двора . Юрий Фельтен перепроектировал южный фасад дворца, а боковые флигели из одноэтажных переоборудовали в четырехэтажные Зубов и пристройки к капелле. Главную лестницу заменили государственные и частные помещения, такие как Китайская комната, украшенная дизайном Чарльза Кэмерона , а также новая лестница, построенная в центре, где раньше стояла Китайская комната. Дизайн интерьера Кэмерона 1780-х годов включал Арабесковую комнату с раскрашенным в арабеске потолком, стенами и дверями, а на вертикальных панелях стен использовались греческие и римские классические мотивы. В Лионском зале Кэмерона на стенах использовался французский золотисто-желтый шелк, а на дверях, печах и панелях использовался из озера Байкал ляпис-лазурь . В спальне императрицы использовались Веджвуда из яшмы барельефы , созданные Джоном Флаксманом и Джорджем Стаббсом . Голубая комната, или «Табакерка», имела на стенах белое и ярко-синее стекло. Джакомо Кваренги спроектировал Зеркальную и Серебряную комнаты в 1789 году, а висячие сады Растрелли были снесены в 1773 году. [1] : 18–22
Василия Неелова Генеральный план Царского Села 1768 года был разработан в 1771 году Иоганном Бушем и реализован. Антонио Ринальди добавил Чесменскую колонну , Морейскую колонну и Кагулский обелиск в память о победоносной русско-турецкой войне (1768–1774) . Неёлова Готические памятники включали Адмиралтейство, Эрмитажную кухню и Красный (турецкий) каскад, а китайские мотивы — Скрипучую пагоду и Великий каприз. Неелова К памятникам раннего классицизма относятся Верхние и Нижние бани. Неелов построил Оперный театр в 1778–79. В 1780-х годах Кэмерон добавил термы как часть «греко-римской рапсодии» Екатерины Великой и начал строительство Китайской деревни . музыкальный павильон и храм Цереры Кваренги добавил на остров Верхнего пруда . Его безумие «Кухонные руины» было добавлено рядом с Концертным залом. Неёлова К 1785 году был пристроен Баболовский дворец , а в 1790-х годах Кваренги построил Александровский дворец . В 1809 году Луиджи Руска построил Гранитную террасу. В 1817 году Стасов построил Триумфальную арку в память об отражении русских войск. Вторжение Франции в Россию . С 1851 по 1852 год Монигетти построил турецкую баню. [1] : 24–25, 28

Со смертью Екатерины Великой в 1796 году строительство парка прекратилось. Василий Стасов восстановил ущерб, нанесенный пожаром 1820 года, в том числе часовню Растрелли и прилегающие к ней апартаменты. В 1850-х годах Андрей Штакеншнейдер украсил потолки парадного зала лепным орнаментом и полотнами Эрмитажа . В 1860 году Ипполито Монигетти реконструировал центральную лестницу и главное крыльцо. [1] : 22–28
Когда немецкие войска отступали после блокады Ленинграда во время Второй мировой войны, они намеренно разрушили резиденцию. [2] оставив после себя лишь пустую оболочку дворца. Советским архивистам до войны удалось задокументировать значительную часть интерьера, что имело большое значение при реконструкции дворца, начавшейся в 1957 году Государственной контрольной комиссией по охране памятников под руководством Александра Кедринского. [1] : 7–9
Макет [ править ]


Хотя неоклассические интерьеры Стасова и Камерона являются проявлением вкуса конца 18-го и начала 19-го веков, дворец наиболее известен величественным ансамблем парадных залов Растрелли, известным как Золотая анфилада . Он начинается с просторного, просторного бального зала, «Большого зала» или «Зала огней», с эффектным расписным потолком и включает в себя множество небольших комнат, оформленных в индивидуальном стиле, включая воссозданную Янтарную комнату . [3]

Большой зал , или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, представляет собой парадное помещение в стиле русского барокко , спроектированное Бартоломео Растрелли между 1752 и 1756 годами. [4] Большой зал предназначался для более важных приемов, таких как балы, официальные обеды и маскарады . Зал окрашен в два цвета и занимает площадь около 1000 квадратных метров. Занимая всю ширину дворца, окна восточной стороны выходят на парк, а окна западной стороны — на дворцовую площадь. Вечером на примерно дюжине люстр, расположенных возле зеркал, горят 696 лампочек. Скульптурная и позолоченная резьба и орнамент зала созданы по эскизам Растрелли и моделям Иоганна Франца Дункера .

За Большим залом находится столовая для придворных. Комната была спроектирована Растрелли в середине XVIII века. Небольшая комната освещена четырьмя окнами, выходящими во внутренний двор. На противоположной стене архитектор разместил фальш-окна с зеркалами и зеркальным стеклом, сделав зал более просторным и светлым. Оформленный в типичном стиле барокко интерьер зал наполнен позолоченной настенной резьбой, сложной позолотой на дверях и орнаментальными узорами из стилизованных цветов. Роспись потолка была написана известным учеником русской школы середины XVIII века. Он основан на греческом мифе о боге солнца Гелиосе и богине зари Эос .
Напротив Придворной столовой, по другую сторону Главной лестницы, находится Белая парадная столовая. Зал использовался для торжественных обедов или «вечерних трапез» императриц. Стены столовой были украшены с предельной роскошью золоченой резьбой. Обстановка состоит из позолоченной резьбы на консолях. Часть мебели, которую сегодня можно увидеть в комнате, является оригинальной, а другая часть представляет собой репродукции. [5] Расписная фреска « Триумф Аполлона » представляет собой копию картины, завершенной в 16 веке итальянским художником Гвидо Рени .
Портретный зал представляет собой парадное помещение площадью 100 квадратных метров. На стенах комнаты большие парадные портреты императрицы Екатерины I и императрицы Елизаветы Петровны , а также картины Натальи Алексеевны , сестры Петра Великого , и императрицы Екатерины II . [6] Мозаичные полы зала выполнены из ценных пород дерева. Гостиная Александра I была спроектирована в 1752–1756 годах и принадлежала личным покоям императора. Гостиная выделялась среди остальных парадных помещений дворца тем, что стены были покрыты китайским шелком . Прочее убранство помещения было типичным для парадных помещений дворца — роспись потолка и позолоченная резьба. Элегантные карточные столики и инкрустированный деревянный комод украшены японским, китайским и берлинским фарфором .
Зеленая столовая, пришедшая на смену «Висячему саду» Растрелли в 1773 году, — первая из комнат северного крыла Екатерининского дворца, спроектированная Камероном для будущего императора Павла и его супруги. Стены комнаты фисташкового цвета украшены лепными фигурами Ивана Мартоса . Во время великого пожара 1820 года комната была серьезно повреждена, разделив судьбу других интерьеров Кэмерона. Впоследствии он был восстановлен под руководством Стасова. [7]
Другие интерьеры Кэмерона включают Зал официантов с инкрустированным полом из палисандра , амаранта и красного дерева и стильными в стиле Чиппендейл ; карточными столиками [8] Голубая парадная столовая с бело-голубыми шелковыми обоями и каминами из каррарского мрамора; [9] Китайская синяя гостиная — любопытное сочетание стиля Адама с китайским стилем ; [10] Прихожая для хора, стены которой отделаны шелком абрикосового цвета; [11] и будуар Александра I с колоннами , выполненный в помпейском стиле.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лемус, Вера (1984). Пушкинские дворцы и парки . Ленинград: Арт-издательство «Аврора». стр. 9–18.
- ↑ Дворец использовался как казармы и для стрельбы. Прежде чем отступить, немцы подожгли дворец (Эдмунд Стивенс, Россия — не загадка , Kessinger Publishing, 2005, стр. 184). После того, как Советы вернули Царское Село, «Екатерининский дворец представлял собой ужасную картину. Большой зал, картинная галерея и парадная лестница рухнули… Янтарная комната была разграблена, а парадные залы выпотрошены пожаром… Самым ужасным зрелищем была панорама золотых дверных проемов Рацрелли, превратившихся теперь в сырые кирпичи, засыпанные снегом. Классическая анфилада комнат Кэмерона не была разрушена, но сильно пострадала от вандализма» и т. д. Цитируется по: Кристофер Морган, Ирина Орлова. Спасение царских дворцов . Polperro Heritage Press, 2005. с. 74.
- ^ «Екатерининский дворец» . Музей русского искусства . 2 ноября 2015 г.
- ^ «Большой зал» . eng.tzar.ru. Архивировано из оригинала 4 января 2018 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ «Белая парадная столовая» . eng.tzar.ru. Архивировано из оригинала 14 июня 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ «Портретный зал» . eng.tzar.ru. Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ «Зеленая столовая» . eng.tzar.ru. Архивировано из оригинала 12 июня 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ «Комната официантов» . Государственный музей-заповедник «Царское Село» .
- ^ «Парадная Голубая гостиная» . Государственный музей-заповедник «Царское Село» .
- ^ «Китайская синяя гостиная» . Государственный музей-заповедник «Царское Село» .
- ^ «Хоровая прихожая» . Государственный музей-заповедник «Царское Село» .
Внешние ссылки [ править ]

- Официальный сайт
- Подробное описание и история Царского Села в 1910 году.
- Фотоэкскурсия по Камероновской галерее из Александровского дворца. Машина времени
- Чарльз Кэмерон - сайт императорского архитектора о его работах в Царском Селе и Екатерининском дворце
- Ласкин, Дэвид (18 июня 2006 г.). «История многовечна в садах великих царей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 декабря 2006 г.
- Фотографии интерьеров Екатерининского дворца в Wayback Machine (архив от 10 марта 2007 г.)
- Декорации потолка и стен Екатерининского дворца.
- Фотографии и способы посещения на archive.today (архивировано 29 января 2015 г.)
- Екатерининский парк
- Дворцы в России
- Королевские резиденции в России
- Архитектура рококо в России.
- Здания и сооружения в Пушкине
- Дома построены в 1756 году.
- Здания Чарльза Кэмерона
- Исторические дома-музеи Санкт-Петербурга.
- Памятники культурного наследия федерального значения в Санкт-Петербурге
- Здания Бартоломео Растрелли