Карло Бартоломео Растрелли

Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 18 ноября 1744) – итальянский скульптор и архитектор. Родившийся в Италии, он переехал в 1716 году в Россию, где работал до самой смерти. Среди его самых известных работ — памятник Петру I (Михайловский замок) , восковая фигура и несколько бюстов Петра Великого . Его сын Франческо Бартоломео Растрелли стал видным архитектором в России. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Карло Бартоломео Растрелли родился во Флоренции , Тоскана , в семье богатого дворянина Франческо Растрелли. Карло получил разностороннее художественное образование, которое включало работу с бронзой и ювелирными изделиями, а также рисование, литье и архитектурный дизайн. Однако он не смог применить свои навыки во Флоренции, переживавшей экономический кризис. Растрелли переехал со своей женой, испанской дворянкой, в Рим, а затем в Париж, где у них родился сын Франческо Бартоломео. В 1706 году Растрелли завершил надгробие министра Франции Людовика XIV , за что получил титул графа. [ 3 ] Гробница была снесена в 1792 году. [ 2 ]
Он продолжал проектировать надгробия в стиле барокко , но они нашли меньший успех во Франции, которая уже двигалась к неоклассицизму . Петр Великий использовал эту ситуацию для привлечения в Россию разжалованных художников, и поэтому в 1715 году Растрелли и его сын были приглашены в Россию. [ 3 ]
В обязанности Растрелли входило оформление дворцов, садов, фонтанов, театральных декораций, штампов для чеканки монет и медалей, а также памятников с использованием различных материалов, таких как камни, металлы и воск. Растрелли также приходилось преподавать искусство русским студентам. Он прибыл в Санкт-Петербург в марте 1716 года по трехлетнему контракту, но оставался в России до своей смерти в 1744 году. [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]
В России Растрелли первоначально работал преимущественно как архитектор. Участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне . [ 1 ] [ 2 ] Он также предлагал свой проект здания Сената, изготавливал модели гидравлических машин и фонтанов, преподавал в Академии наук. Однако вскоре он начал испытывать сильную конкуренцию со стороны Жана-Батиста Александра Леблона , архитектора, который также переехал в Россию в 1716 году и сосредоточился на скульптуре. Его первой значительной работой был бюст Александра Меншикова , который он завершил к концу 1716 года из свинца (ныне находится в частной коллекции в Париже), а в 1717 году отлил в бронзе. Мраморная копия бюста была создана в 1740-х годах Виталием. [ 1 ] [ 3 ]
В 1720-е годы работал над Большим каскадом и фонтаном «Самсон» в Петергофском дворце , над триумфальным столбом в память Великой Северной войны . Модель последней неоконченной работы была установлена в Эрмитаже в 1938 году. [ 1 ] [ 3 ] В 1741 году он завершил статую « Анна Иоанновна с черным мальчиком», экспонирующуюся в Русском музее . [ 2 ]
Бюсты и восковая фигура Петра I.
[ редактировать ]В 1719 году Растрелли выполнил маску лица Петра, которую использовал в своей работе над тремя бюстами Петра: из бронзы (ныне находится в Эрмитаже), из дерева (для военного корабля) и из позолоченного свинца (ныне в Копенгагенском музее). ). [ 1 ] [ 3 ] Бронзовый бюст был отлит в 1723 году, а его детали были уточнены в 1729 году помощником Растрелли. [ 4 ]
После смерти Петра в 1725 году Растрелли сделал еще одну маску для лица, а также слепки его рук и ног; он также точно измерил свое тело. Используя все эти детали, он по заказу Екатерины I изготовил фигуру Петра из воска и дерева, которая выставлена в Эрмитаже. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Маска и фигура позже были использованы для нескольких статуй Петра, в том числе для Памятника Петру I (Петропавловская крепость) работы Михаила Шемякина .
Фигура одета в вещи Петра: пальто, куртку, штаны и пояс с лямкой из синего шелкового сукна, вышитые серебряной нитью. голубая лента ордена Святого Андрея Первозванного На груди пересекает . Костюм обветшал за два столетия и был восстановлен в 1960-х годах. По записям А. К. Нартова, слесаря и личного токаря Петра, его декорировали Екатерина и ее служанки, что согласуется с результатами экспертиз 1960-х годов. [ 2 ]
Памятник Петру I (Михайловский замок)
[ редактировать ]
В 1716 году Петр приказал Растрелли построить свой памятник в память побед русских в Великой Северной войне. Растрелли основывал свое творчество на триумфальных статуях римских полководцев. В 1724 году он создал модель, одобренную Петром, но строительство главного памятника было остановлено смертью Петра; оно было завершено только в 1744–46 его сыном, уже после смерти Растрелли. [ 1 ] [ 3 ]
Екатерина Великая рассмотрела творчество Растрелли в 1763 году, но оно ей не понравилось. Лишь в 1800 году ее сын Павел установил памятник перед своим замком Святого Михаила . [ 2 ] Он распорядился добавить надпись «От правнука к прадеду» на постамент, который уже был украшен барельефами, изображающими сцены русских побед в годы Великой Северной войны. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж V. V. Antonov. Rastrelli B. C. (1675–1744), sculptor . Saint Petersburg Encyclopedia.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Растрелли Бартоломео Карло . Great Soviet Encyclopedia
- ^ Jump up to: а б с д и ж г A. F. Dimitrienko, E. V. Kuznetsova, O. F. Petrova and N. A. Fyodorova (1971) «Растрелли Бартоломео Карло» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2011 г. Проверено 23 января 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: original URL status unknown ( link ) . in 50 кратких биографий мастеров русского искусства , St. Petersburg; English translation Archived January 13, 2012, at the Wayback Machine - ^ Портрет Петра I Archived May 11, 2011, at the Wayback Machine . the Hermitage
- ^ 3: Зал Зимнего дворца Петра I. "Восковая персона" Archived February 4, 2013, at the Wayback Machine . the Hermitage
- ^ ГВ Калашников. Восковая фигура Петра Великого . Санкт-Петербургская энциклопедия. encspb.ru
- ^ Павел I Екатерине II: история одного памятника Archived March 15, 2013, at the Wayback Machine . Museums of Russia. museum.ru