Царицынский дворец
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Царицыно | |
Учредил | 1775 |
---|---|
Координаты | 55 ° 36'54 "N 37 ° 40'55" E / 55,61500 ° N 37,68194 ° E |
Tsaritsyno (Russian: Царицыно , IPA: [tsɐˈrʲitsɨnə] , буквальное значение « собственность царицы ») — дворец-музей и парк-заповедник на юге Москвы.
Он был заложен в 1775 году как летняя резиденция императрицы Екатерины II , но строительство осталось незавершённым. Большую часть своей истории это был полузаброшенный парк с живописными руинами. В 2000-х годах дворец был восстановлен по первоначальным планам. Сегодня это музейный комплекс и место отдыха москвичей и туристов. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Во времена Российской империи
[ редактировать ]До Екатерины Великой
[ редактировать ]Земля была объединена с XVI века под Богородским , когда она находилась под гектарами царицы Ирины , сестры царя Бориса Годунова . За два столетия он переходил из рук в руки нескольких знатных владельцев (в том числе Стрешневых и Голицыных ), пока Екатерина Великая наконец не выкупила его у прежнего владельца, князя Кантемира , в 1775 году. [ 2 ]
Во времена Екатерины Великой
[ редактировать ]Екатерина Великая пожелала использовать имение как летнюю резиденцию. Существенную роль в дальнейшей судьбе Царицына сыграло то, что оно расположено на территории, которая в то время была пригородом Москвы. В том же году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной дачи.
проект Баженова
[ редактировать ]Баженов спроектировал дворец в стилях неоготики , московского барокко и классицизма . Он планировал Царицыно как полноценный мини-город:
Особенность планировки зданий Царицына такова, что позволяет говорить о «поэзии геометрии»: с использованием симметрии и различных геометрических форм, заложенных в конструкцию. Шесть октаэдров павильонов уложены крестообразно ; Малый дворец имеет форму полукруга ; Кухонный корпус имеет форму квадрата с закругленными углами. То же самое касается и внутренней планировки: круглые, овальные и полуовальные залы мастерски сочетаются с прямоугольными залами. Важно отметить, что почти все интерьеры зданий Царицына Баженов спроектировал со сводчатыми потолками , что позволило добиться еще более значительного эффекта игры геометрических форм. [ 3 ]
Одной из главных особенностей проекта Баженова было то, что главный дворец не был единым зданием, а было три самостоятельных здания. Екатерине II проект понравился, и в мае 1776 года началось строительство.
Однако к концу года возникли проблемы со строительными материалами и финансированием; это повторялось несколько раз на протяжении всего строительства, продолжавшегося десятилетие – вопреки планам архитектора закончить все за три года. Баженов написал множество писем чиновникам, чтобы выяснить причины трудностей. Тем не менее, несмотря на нехватку денег и материалов, начатые ранее постройки были завершены в 1777-1778 годах, а в 1777 году началось строительство Фигурных ворот и главного дворца, состоявшего из трех зданий. Оно закончилось в 1782 году; тогда же были начаты работы для Большого кавалерийского корпуса, нескольких хозяйственных построек и арки-галереи.
В начале июня 1785 года, через десять лет после начала строительства, Екатерина II прибыла в Москву. Визит был кратким. Она бегло осмотрела дворец и покинула его очень разочарованной. Приговор императрицы после беглого осмотра был суров: деньги, затраченные на строительство, можно было потратить с большей пользой, лестницы узкие, потолки тяжелые, комнаты и будуары тесные, залы темные, как подвалы . Екатерина приказала «провести изрядную деконструкцию» и представить новый проект главного дворца.
Сейчас историки сходятся во мнении, что главная причина заключается в том, что к 1785 году планировка баженовского дворца стала политически некорректной : отношения между Екатериной и цесаревичем Павлом необратимо ухудшились, императрица имела мысли полностью исключить Павла из порядка престолонаследия , и пришлось уступить место дворцам-близнецам. за одну – свою собственную. Другой причиной царского гнева могла быть принадлежность Баженова к масонам (архитектор прошел обряд посвящения в 1784 году по поручительству просветителя и издателя Н. И. Новикова и был принят в ложу «Девкалион» ), а также его тайные связи с царевичем Павлом Петровичем. .
Баженова Масонство нашло большое отражение в постройках Царицына. Декор многих зданий, загадочные кружевные узоры камня, явно напоминают масонские шифры и эмблемы . Царицыно часто называют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века.
Баженова немедленно отстранили от строительства, его ученика Матвея Казакова новым архитектором резиденции «Царицыно» назначили , что стало очередным унижением для отставного архитектора. Императрица приказала Казакову построить новый дворец как единое здание. Прошло более полугода после осмотра Царицына Екатериной II, прежде чем был утвержден новый проект дворцовой застройки.
Kazakov's Big Palace
[ редактировать ]К февралю 1786 года Казаков подготовил проект Большого дворца, и он был одобрен императрицей. В марте начался разбор двух зданий — покоев Екатерины и цесаревича Павла. В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. В это время было примерно завершено строительство Большого Царицынского дворца. Здание было покрыто временной крышей. Начались внутренние отделочные работы; когда все работы в Царицыне были прекращены, в 17 комнатах Большого дворца были паркетные полы и потолки. В остальных баженовских постройках за все предыдущее десятилетие внутренняя отделка не проводилась. Новый император Павел I посетил Царицыно после своей коронации в марте 1797 года и ему это не понравилось. 8 (19) июня того же года вышел указ «в селе Царицыно никаких построек не производить». В дальнейшем застройка зданий Царицына не возобновилась, и дворцовый ансамбль, так долго и трудно строившийся для Василия Баженова и Матвея Казакова, так и не стал жилой императорской резиденцией.
Императорская резиденция имени Екатерины
[ редактировать ]Недостроенная королевская резиденция быстро пришла в упадок. Уже в самом начале XIX века здания начали разрушаться и зарастать зеленью, как классические руины.
Следующие за Екатериной императоры не особо интересовались Царицыном, не жили там и не пытались завершить строительство.
Однако, начиная с правления Александра I, парк Царицыно стал доступен для «прогулок».
Однако первое десятилетие XIX века в Царицыне связано с деятельностью П. С. Валуева, руководителя «Кремлевской экспедиции построек», и И. В. Еготова, ученика Баженова и Казакова, бывшего директором «Кремлевской экспедиции строений». Чертежная экспедиция» с 1803 года. Под руководством Ивана Еготова было завершено проектирование ландшафтного парка: вместо нескольких деревянных баженовских павильонов были построены каменные парковые павильоны и беседки (Миловида, Нерастанкино, храм Цереры).
Наконец, в 1860 году, после ревизии, признавшей, что содержание имения не приносило значительных доходов, Царицыно было переведено из ведомства, управлявшего царским имуществом, в Удельное управление. Таким образом, Царицыно перестало быть личной собственностью императорской семьи .
Becoming a state property: Tsaritsyno-Dachnoe
[ редактировать ]Став государственной собственностью, Царицыно должно было приносить доход. Сначала все здания под снос предполагалось продать за 82 000 рублей, но покупатель не нашелся. В то же время власти Москвы решили сдать в аренду часть земель Царицыно под дачную застройку. Затею тормозило отсутствие транспортного сообщения с Москвой, но ситуация изменилась в 1865 году, когда была открыта станция «Царицыно» вновь построенной Курской железной дороги (в 1904 году ее даже переименовали в Царицыно-Дачное). Дачная застройка в основном затронула территории, расположенные к западу от дворцов и исторического парка, но часть дворцовой усадьбы была отдана и под дачи. В эту часть вошли Первый и Третий кавалерийские корпуса с прилегающими к ним дворцовыми территориями, а также поля. с теплицами и садами с востока.
Царицыно стало местом отдыха; В 1870-х годах возник целый дачный поселок Новое Царицыно. В разные годы здесь снимали дачи или гостили у друзей и родственников знаменитости: писатели Ф. М. Достоевский , Ф. И. Тютчев , А. Н. Плещеев , А. П. Чехов , И. А. Бунин (здесь он познакомился со своей будущей второй женой Верой Муромцевой), Леонид Андреев , Андрей Белый , Н. Д. Телешов. композиторы М.А. Балакирев и П.И.Чайковский , историки И.Е. Забелин и В.О. Ключевский, натуралист К.А. Тимирязев , председатель Первой Государственной Думы С.А. Муромцев. К началу XX века в Царицыне и близлежащих деревнях насчитывалось около тысячи дач, несмотря на то, что те дачи считались чрезвычайно дорогими. [ 4 ]
Состояние бесхозных дворцовых построек неуклонно ухудшалось. Заброшенные теплицы были снесены; некоторые здания и павильоны время от времени использовались и подвергались косметическому ремонту. Но большинство зданий все еще находились в аварийном состоянии. В 1880 году произошло частичное обрушение крыши Большого Царицынского дворца; во избежание несчастных случаев было решено снять остатки крыши и разобрать каркасы готического декора башен.
-
Панорама Царицынского дворца. 1888 год. До того, как обрушилась крыша.
-
Открытка. Большой Царицынский дворец. Начало 20 века. После обрушения крыши.
В годы Советского Союза
[ редактировать ]В первые годы Советской власти Царицыно вместе с Новым Царицыно и ближайшими деревнями были объединены под названием село Ленино.
Созданное в марте 1918 года революционное местное самоуправление — Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов — разместилось в составе Первого кавалерийского корпуса. В 1932 году это здание было перестроено и стало 3-этажным (кирпич для достройки был взят из внутренних стен соседнего Второго кавалерийского корпуса); в нем размещался исполком Ленинского района Московской области.
Первый музей
[ редактировать ]В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки , а после — музейному подотделу Московского отдела народного просвещения. 21 июля 1927 года в здании Третьего кавалерийского корпуса был открыт музей «Царицыно»; Через год музей приобрел статус краеведческого музея. Первые ремонтно-восстановительные работы в Царицыне также относятся к 1927 году.
Однако в таком виде музей просуществовал недолго. В 1930 году, в соответствии с кампанией по коллективизации , в основу экспозиции легли макеты сельскохозяйственной продукции и схемы развития Ленинского района ; сам музей стал называться «Ленинский районный краеведческий и садовый музей». Наконец, в 1937 году музей закрыли, а в здании устроили сельский клуб с кинотеатром.
Техническое обслуживание в советское время
[ редактировать ]Новую жизнь Хлебный дом получил в советское время: в начале 1920-х годов коммуналки здесь стихийно появились . Они просуществовали до 1970-х годов. В 1939 году храм на территории дворцово-паркового ансамбля был закрыт; здание было отдано под трансформаторную подстанцию .
В 1936 году по заказу Моссовета архитекторы разработали проект приспособления ансамбля Царицыно под дом отдыха. Реализация этих планов была остановлена Великой Отечественной войной .
В конце 1950-х годов вновь потребовали реставрации павильоны «Миловида», «Нерастанкино», павильон «Золотой сноп», ряд парковых мостов. Работы проводились в 1958-1961 годах. Первый проект научной реставрации архитектурных и ландшафтных памятников Царицына относится к концу 1960-х годов.
В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы. В 1970-е годы в связи с застройкой близлежащего жилого района Орехово-Борисово вокруг Царицыно и каскада Цареборисовских прудов была создана охранная зона площадью более 1000 га.
Реставрация конца 20 - начала 21 века.
[ редактировать ]С середины 1980-х годов проводится научная реставрация объектов Царицына; почти все они были восстановлены к 2004 году.
В 2004 году музей-заповедник был передан в ведение властей Москвы, а в сентябре 2005 года в Царицыно развернулись полномасштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской № 13 «Моспроект-2» (авторы проекта О.Е. Галаничева, Н.Г. Мухин) под руководством Мэра Москвы Ю.Г. М. Лужков и руководитель "Моспроекта-2" М. М. Посохин.
Однако работы по реконструкции Царицыно вызвали острую дискуссию, продолжавшуюся на протяжении всего периода реализации проекта. Критики проекта, среди которых были видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что строительство нового Царицына велось с нарушениями законодательства об охране памятников культуры, а также с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына. Идея строительства атриума в Хлебном доме подверглась критике: проект предполагал сооружение стеклянного купольного перекрытия двора, что изменило силуэт здания.
Наибольшие возражения вызвал проект реставрации Большого дворца. Сама эта идея, по мнению критиков, была ошибочной: с точки зрения сохранения исторической достоверности; невозможно восстановить разрушенное естественным путем; нельзя достроить то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств. Историк архитектуры Григорий Ревзин отмечал, что еще в XIX веке руины Большого Царицынского дворца представляли собой самодостаточный памятник, принадлежащий эпохе романтизма , в которой существовал культ руин. Полуразрушенный дворец был важной частью ландшафтного парка, формируя вокруг себя особую эмоциональную атмосферу. Ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский также отметил, что завершение строительства по сути разрушило памятник, поскольку радикально изменилось восприятие здания.
Следующее возражение противников проекта было связано с внешним видом дворца: его если и реставрировать, то только строго придерживаясь принципов научной реставрации. Однако по проекту дворец должен был быть построен в том виде, в котором он никогда не существовал. При первоначальном строительстве дворца в 1793 году по распоряжению Екатерины II Матвей Казаков внес изменения: дворец был понижен на один этаж и получил иные крыши основных зданий и башен. Проект «Моспроект-2» объединил оба варианта — реально существующие стены окончательного казаковского варианта дворца планировалось дополнить крышами от первоначального, нереализованного варианта. Алексей Комеч, директор Института искусствознания РАН и последовательный противник планов восстановления дворца, назвал такой подход «фантастической реставрацией». В качестве альтернативы «подделке» и «переделке» аутентичность разрушенного дворца предлагалось подчеркнуть с помощью современных архитектурных технологий: например, разместив внутри законсервированных руин несколько стеклянных помещений, которые можно было бы использовать в музейных целях. . Один из таких проектов восстановления дворца был разработан и утвержден незадолго до перехода ансамбля Царицыно в собственность Москвы. [ 5 ]
В ответ на критику власти Москвы сослались на мнение москвичей: согласно социологическим опросам, жители района Царицыно хотели видеть дворец восстановленным. М. М. Посохин отмечал, что крыша дворца, просуществовавшего около ста лет, была временной и была возведена в конце XVIII века по распоряжению тогдашних московских властей с целью сохранения здания. Поэтому это нельзя считать замыслом автора.
Эксперты также раскритиковали вновь построенные объекты, ранее не существовавшие: трансформаторную коробку в готическом стиле, стеклянный павильон, ведущий в подземный вестибюль музея, светодинамический фонтан на Среднем Царицынском пруду (отмечалось, что Екатерина II не любила фонтаны).
Противники реконструкции, видя, что их доводы игнорируются руководителями проекта, обратились в Росохранкультуру и Генеральную прокуратуру РФ с требованием остановить строительство как нарушающее действующее законодательство об охране культурного наследия, но безуспешно. . А.И. Комеч, инициатор обращений, предполагал весьма вероятным следующий исход:
«Нас не услышат, но нам все равно нужно говорить о сохранении истории, иначе будет еще хуже».
Несмотря на резкую критику со стороны ряда экспертов, проект реставрации Большого Царицынского дворца был полностью завершен в 2005-2007 годах. За короткое время был проведен огромный объем строительно-восстановительных работ; большая часть из которых была уникальной. Президент Российской Федерации Владимир Путин Официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе отреставрированного Большого Царицынского дворца, состоялось 2 сентября 2007 года . В торжестве принял участие .
Основные достопримечательности Царицыно
[ редактировать ]Дворцовый набор
[ редактировать ]постройки Баженова
[ редактировать ]Он состоит из более чем 20 зданий, большинство из которых построены архитектором Баженовым в 1775 – 1785 годах и придают Царицыну узнаваемый облик. Все они построены в стиле московского барокко и неоготики . Утверждается также, что в убранстве зданий присутствует множество масонских символов (Баженов был масоном ), причем значение многих из них до сих пор не разгадано.
-
Хлебный Дом
-
Фигурный мост Баженова.
-
Большой мост Баженова через Овраг.
-
Оперный театр Баженова (Средний дворец)
-
Малый дворец Баженова.
-
Второй кавалерийский корпус Баженова.
-
Виноградные ворота Баженова.
Kazakov's Big Palace
[ редактировать ]Однако самое большое здание комплекса — Большой дворец — было спроектировано учеником Баженова Матвеем Казаковым . Строительство началось под началом Казакова в 1786 году, но не было полностью завершено. Недостроенный дворец простоял полуразрушенным более 200 лет. Достроен он был лишь в 2007 году архитектурными реставраторами по историческим чертежам.
Более поздние постройки
[ редактировать ]Многие малые архитектурные формы, павильоны, «живописные руины» в парке были возведены в XIX веке, в эпоху романтизма . Это произошло после того, как Царицыно перестало быть личной царской резиденцией и превратилось в общественный парк.
-
Павильон не найден
-
Храм Цереры
-
Гротескный мост
Парк и пруды
[ редактировать ]Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно», занимающий площадь более 100 гектаров , расположен на холмистой местности, пересеченной оврагами.
Парк
[ редактировать ]Парк начали устраивать в 1770-х годах, одновременно с началом строительства дворца.
Курганы вятичей
[ редактировать ]Место, где находится Царицыно, было заселено задолго до правления Екатерины. Одним из первых жителей было восточнославянское племя вятичей между 9 и 12 веками.
В глубине парка Царицыно их курганы до сих пор сохранились . Они привлекли внимание историков и археологов еще в XIX веке. Наиболее полные археологические раскопки относятся к 1944 году. Группа под руководством А. В. Арциховского обнаружила ряд интересных предметов, в том числе орудия труда, до сих пор не встречавшиеся в подобных курганах Московской области. Впоследствии находки были переданы в музей-заповедник «Царицыно» и легли в основу его археологической коллекции. [ 6 ] [ 7 ]
Пруды и острова
[ редактировать ]Каскад Царицынских прудов сформировался в XVI-XVIII веках. Самый старый — Борисовский пруд, заложенный во времена правления Бориса Годунова . Верхний и нижний Царицынские пруды появились, когда имение Черная Грязь принадлежало боярам Стрешневым : нижний пруд появился в 17 веке. Все последующие владельцы Чёрной Грязи много внимания уделяли содержанию прудов, строительству и реконструкции плотин , водяных мельниц, созданию искусственных островов. Средний Царицынский пруд появился в 1980-х годах после строительства высокой дамбы, по которой трасса Новоцарицынского шоссе разделила Нижний пруд на две части. Непосредственно к Гран-Пале и парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды. Они образуют естественную границу ансамбля с запада и важную его часть. Некоторые дворцовые постройки и павильоны ландшафтного парка ориентированы на пруды. [ 8 ]
Фонтан
[ редактировать ]В ходе реставрации 2000-х годов на Подковом острове в Среднем Царицыном пруду был установлен светомузыкальный фонтан. Это один из крупнейших фонтанов такого типа в Москве. [ 9 ]
Архитектурные особенности Гран-Пале
[ редактировать ]Основу архитектурного замысла Баженова составляют два равных, квадратных в плане крыла, предназначенных для покоев Екатерины II (правое крыло) и цесаревича Павла (левое крыло).
Дворец, несмотря на яркие неоготические черты (башни, стрельчатые арки), в своем решении близок к канонам классицизма : строгая симметрия, трехстороннее деление фасадов, общие спокойные и уравновешенные пропорции, монументальность деталей (полу- колонны в углах башен, фасции, лоджии боковых крыльев). Шатровые концы башен имеют черты, восходящие к башням Московского Кремля. Во многом Большой дворец демонстрирует иной подход к задаче строительства загородной резиденции «в готическом стиле». [ 10 ]
Дворец не был достроен из-за внезапной смерти Екатерины II. К 1796 году у него уже была временная крыша, выкрашенная в черный цвет. Это придало зданию мрачный вид, что сказалось на восприятии постройки современниками. Лишь к середине XIX века критики начали уделять должное внимание архитектурным особенностям дворца. [ 10 ]
Разрушенный дворец, который за свою историю никак не использовался, в 2005-2007 годах был преобразован в музейный комплекс.
Галерея
[ редактировать ]-
Дворцовая лужайка
-
Пруды
-
«Оперный театр» Баженова, 1776–1778 гг.
-
Меньший зал внутри большого дворца
-
Дворцовый фасад
-
Карта расположения парков в Царицыно
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дворец Царицыно | Замоскворечье, Москва | Достопримечательности» . Одинокая планета . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Дворец Царицыно | Замоскворечье, Москва | Достопримечательности» . Одинокая планета . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Разгонов, Сергей Н. (1985). Василий Иванович Баженов (in Russian). М.: Искусство.
- ^ «Жизнь на царицынских дачах в XIX веке» .
- ^ «Цатицыно: историческая реставрация «гламурного Диснейленда»?» .
- ^ Егорычев, Виктор (2008). Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно» (in Russian). М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно».
- ^ "Царицынские курганы" . Музей-заповедник «Царицыно» (in Russian) . Retrieved 2022-06-27 .
- ^ "Департамент градостроительства города Москвы" . 2008-12-11. Archived from the original on 2008-12-11 . Retrieved 2021-09-27 .
- ^ администратор (06.04.2022). «Музей-заповедник «Царицыно» * Все ПИРЕНЕИ · Франция, Испания, Андорра» . Все ПИРЕНЕИ · Франция, Испания, Андорра . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сюжет: аттракцион с историей . Наталья Самутина, Б.Е. Степанов, Наталья Самутина, Б. Э. Степанов. Москва. 2014. ISBN 978-5-4448-0171-0 . OCLC 889406090 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
Внешние ссылки и ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на английском и русском языках)
- Фото Дворцового комплекса и парка
- Отзывы на TripAdvisor (на английском и русском языках)
- Парк Царицыно - один из лучших музеев Москвы (на английском языке)
- Парки и сады Москвы.
- Музеи Москвы
- Дворцы Москвы.
- Королевские резиденции в России
- Vasili Bazhenov buildings
- Архитектура готического возрождения в России.
- Художественные музеи и галереи Москвы.
- Музеи и галереи народного искусства
- Музеи декоративного искусства России.
- Памятники культурного наследия федерального значения в Москве