Jump to content

Aleksey Pleshcheyev

Aleksey Pleshcheyev
Pleshcheyev, 1880s
Pleshcheyev, 1880s
Рожденный Aleksey Nikolayevich Pleshcheyev
( 1825-12-04 ) 4 декабря 1825 г.
Кострома , Российская империя.
Умер 8 октября 1893 г. ) ( 1893-10-08 ) ( 67 лет
Париж, Франция
Занятие Поэт
писатель
переводчик
политический активист
Альма-матер Санкт-Петербургский государственный университет
Период 1846–1993
Предмет Политическая сатира
детские стихи
Дети A. A. Pleshcheyev (1858–1944)

Алексей Николаевич Плещеев (русский: Алексе́й Никола́евич Плещеев ; 4 декабря [ OS 22 ноября] 1825 — 8 октября 1893) — радикальный русский поэт XIX века, когда-то член Петрашевского кружка .

Первая книга стихов Плещеева, вышедшая в 1846 году, прославила его: «Шаг вперед! Без страха и сомнения...» стала широко известна как «Русская Марсельеза » (и исполнялась как таковая на французскую мелодию), «Друзья». «Призыв...» и «Мы братья по тому, как мы себя чувствуем...» также были приняты русской радикальной молодежью середины 1840-х годов как революционные гимны. [1] [2]

В 1849 году как член Петрашевского кружка Плещеев был арестован, отправлен (вместе с Федором Достоевским и другими) в Санкт-Петербург и провел 8 месяцев в Петропавловской крепости . Первоначально приговоренный к смертной казни, Плещеев был затем депортирован в Уральск под Оренбургом , где он провел десять лет в ссылке, служа сначала солдатом, а затем младшим офицером.

В последние годы жизни Плещеев стал широко известен своими многочисленными переводами (в основном с английского и французского), а также стихами для детей, некоторые из которых сейчас считаются классическими. Многие стихи Плещеева были положены на музыку ( в частности, Чайковским и Рахманиновым ) и стали популярными русскими романсами . [2]

Биография

[ редактировать ]

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря в Костроме , наследник дворянского рода с древней историей и прекрасными литературными традициями. Среди предков будущего поэта были святитель Алексий Московский и писатель XVIII века Сергей Иванович Плещеев. [3] [4]

Отец Алексея Николай Сергеевич Плещеев был государственным чиновником, состоявшим на службе у олонецкого , вологодского и архангельского губернаторов. [5] Он получил хорошее домашнее образование и в 13 лет поступил в военное училище в Санкт-Петербурге. Он уехал в 1834 году, не получив диплома, и поступил в Санкт-Петербургский университет для изучения восточных языков. Среди его друзей в Санкт-Петербурге были Федор Достоевский , братья Аполлон и Валериан Майковы , Андрей Краевский , Иван Гончаров , Дмитрий Григорович и Михаил Салтыков-Щедрин . Именно одному из своих старших друзей, ректору Санкт-Петербургского университета Петру Плетневу , Плещеев отправил свой первый сборник стихов, получив горячую поддержку. [2] [6]

В 1845 году, увлеченный социалистическими идеями, Плещеев вступил в Петрашевский кружок , в который входили несколько писателей, в частности Достоевский, Сергей Дуров и Николай Спешнев , причем последний оказал на молодого человека особенно сильное влияние. [7] Плещеев писал агитационные стихи (в кружке его воспринимали как «своего Андре Шенье ») и доставлял товарищам рукописи запрещенных книг. В паре с Н.А. Мордвиновым перевел «Слово верующего» Ф.-Р. де Ламенне, которую Круг планировал напечатать и опубликовать нелегально. [8]

В 1845 году из-за финансовых затруднений Плещеев покинул университет. В 1846 году вышел его первый сборник стихов, в том числе «Вперед! Без страха и сомненья...», быстро завоевавший репутацию русской «Марсельезы» . Книга нашла сильный отклик в настроениях российской культурной элиты, и Плещеев приобрел статус революционного поэта, миссией которого было «исповедовать неизбежное торжество правды, любви и братства». [9] [10]

В 1847–1849 стихи Плещеева наряду с прозой стали появляться в журналах, в частности в «Отечественных записках» . Некоторые из них, наполненные эзоповым языком , до сих пор считаются первой реакцией на Французскую революцию 1848 года в русской литературе. [5] In an 1888 letter to Chekhov Pleshcheev remembered:

Людям моего типа – людям конца 1840-х годов – Франция была очень близка сердцу. Поскольку внутренняя политическая сцена была изолирована от любого вмешательства, нас вдохновляли и развивали французская культура и идеи 1848 года. Позже, конечно, пришло разочарование, но некоторым его принципам мы остались верны. [11]

В конце 1840-х годов Плещеев начал публиковать рассказы и повести. Натуральное школьное произведение под названием «Шалость» («Шалость», 1848) носило явное гоголевское влияние, а «Дружеские советы» («Дружеские советы», 1849) напоминали « Белые ночи » Достоевского, посвященного, кстати, Плещееву. [8] [12]

В конце 1848 года Плещеев стал приглашать к себе домой членов Петрашевского кружка. Он принадлежал к умеренному флангу организации, скептически относился к республиканским идеям и видел в социализме продолжение старых гуманистических основ христианства. [13] Весной 1849 года Плещеев отправил Виссариона Белинского Гоголю копию официально запрещенного письма . Сообщение было перехвачено, и 8 апреля его арестовали в Москве, а затем перевезли в Санкт-Петербург. Проведя девять месяцев в Петропавловской крепости, Плещеев оказался в числе 21 человека, приговоренного к смертной казни. 22 декабря вместе с другими каторжниками его привезли на Семеновскую площадь, где после инсценировки казни (впоследствии подробно описанной Достоевским в романе «Идиот ») дали 4 года каторжных работ. Этот приговор был смягчен, и вскоре Плещеев отправился в город Уральск , где вступил солдатом в Особый Оренбургский корпус, начав восьмилетнюю службу. [14] Поначалу жизнь в ссылке была для него тяжелой, и о возвращении к писательству не могло быть и речи. [7] Ситуация изменилась, когда граф Перовский , старый друг его матери, узнал о тяжелом положении поэта и стал его покровителем. Плещеев получил доступ к книгам и завязал несколько дружеских отношений, в частности с семьей полковника Дандевиля (в чью жену он влюбился, оставив несколько стихотворений, посвященных ей), Тараса Шевченко , радикального поэта Михаила Михайлова и группы польских эмигрантов, среди них. Зигмунт Сераковский. По словам биографа последнего, члены кружка обсуждали такие вопросы, как предоставление свободы крестьянам и отмена телесных наказаний в российской армии. [2] [15]

В марте 1853 года Плещеев попросился о переводе в 4-й пехотный батальон и принял участие в нескольких Туркестанских экспедициях, предпринятых генералом Перовским, участвуя в осаде крепости Ак-Мечеть в Коканде . За храбрость он был удостоен чести и произведен в чин младшего офицера, затем в 1856 году получил разрешение стать государственным служащим. В мае 1856 г. Плещеев вышел из армии, вступил в Оренбургскую пограничную комиссию, затем в сентябре 1858 г. перешел в канцелярию Оренбургской гражданской губернаторской канцелярии. В том же году он получил разрешение на посещение Москвы и Санкт-Петербурга (совершив это четырехмесячное путешествие вместе со своей женой Эликондой Рудневой, на которой женился год спустя) и вернул все привилегии потомственного дворянина, которых он лишился восемью годами ранее. [1]

Pleshcheyev in 1850s

В ссылке Плещеев возобновил писательство: его новые стихи появились в 1856 году в «Русском вестнике» под общим названием « Старые песни на новый лад ». В 1858 году, через десять лет после дебютного, вышел его второй сборник стихов, выдающимся из которых стало произведение «О чтении газет» — послание против Крымской войны , созвучное чувствам, распространённым среди украинского и украинского населения. Польские политические ссыльные того времени. Основными темами сборника стали чувства автора к «своей порабощенной Родине» и потребность в духовном пробуждении простого русского человека с его бездумным, пассивным отношением к жизни. Николай Добролюбов позже отозвался о книге с большой симпатией и любовью. [16] Затем последовала еще одна долгая пауза. Ни одного стихотворения периода 1849–1851 годов не сохранилось, и в 1853 году Плещеев признался, что у него такое чувство, будто он «теперь забывает, как писать». [5]

В августе 1859 года Плещеев вернулся из ссылки, поселился в Москве и начал сотрудничать с «Современником» , сохранив через общего друга Михаила Михайлова прочные личные контакты с Некрасовым, Чернышевским и Добролюбовым. Его произведения публиковали также журналы «Русское слово» (1859–1854), «Время» (1861–1862) и «Век» (1861), газеты «День» (1861–1862) и «Московский вестник» . В конце 1850-х годов Плещеев начал публиковать прозу, среди его наиболее известных произведений - «Наследство» (Наследство, 1857), «Отец и дочь » (1857), «Буднев» (1858), «Пашинцев» (1859) и «Две карьеры » (Две Карьеры ). , 1859), последние три смутно автобиографических романа. В 1860 году «Повести и короткие рассказы» А. Н. Плещеева вышли в 2 томах, а затем еще два сборника стихов, в 1861 и 1863 годах, где он приблизился к тому, что ученые позже называют «некрасовской школой» протестного стиха. Современники описывали его как «человека 1840-х годов», полного романтизма, смешанного со смутными идеями социальной справедливости. Это оттолкнуло его от зарождающихся прагматических радикалов 1860-х годов, и Плещеев это признавал. «Человек должен произносить свое собственное Новое Слово, но откуда оно должно взяться?» — задавался он вопросом в письме к Достоевскому. [7]

В декабре 1859 года он был избран членом Русского литературного общества. Месяцем ранее он присоединился к коллективу газеты «Московский вестник» , видя своей задачей сделать газету союзником петербургского « Современника» , и почти два года был ее главным редактором. [5] Переводы Плещеева «Сны» (Сны) Тараса Шевченко стали самой политически окрашенной публикацией этой газеты. Плещеев продолжал сотрудничать с «Современником» вплоть до закрытия журнала в 1866 году. Его московский дом стал центром литературных и музыкальных вечеринок, на которых такие люди, как Николай Некрасов , Иван Тургенев , Лев Толстой , Алексей Писемский , Антон Рубинштейн , Петр Чайковский и актеры Малого театра. присутствовали регулярно. [17] [18]

В начале 1860-х годов Плещеев начал критиковать реформы 1861 года, которыми он поначалу восхищался, и разорвал все связи с Михаила Каткова » «Русским вестником . Его поэзия стала более радикальной, лейтмотивом которой стала высокая миссия революционера, страдающего от безразличия общества. Тайная полиция в своих донесениях упоминала Плещеева как «политического заговорщика» и в 1863 году обыскала его дом в надежде найти доказательства его связей с «Землей и волей» . Никаких документов, подтверждающих принадлежность Плещеева к члену «Земли и воли», не осталось, но и Петр Боборыкин , и Мария Слепцова позже настаивали, что он не только был активным членом подпольного революционного кружка, но и содержал типографию в своем московском доме, где манифестировала «Молодая Россия». был напечатан. [5]

К концу десятилетия почти все его друзья были либо мертвы, либо посажены в тюрьму, и Плещеев (которому в 1864 году даже пришлось поступить на работу в редакционную службу Московского почтамта) не видел для себя возможности продолжать карьеру профессионального писателя. Ситуация начала меняться в 1868 году, когда Николай Некрасов, ныне руководитель «Отечественных записок» , предложил Плещееву переехать в Санкт-Петербург и занять должность секретаря реформированного журнала. После смерти Некрасова Плещеев стал заведующим поэтическим отделом и оставался в ОЗ до 1884 года. [2] [7]

Pleshcheyev's portrait by Nikolai Yaroshenko .

После закрытия журнала Плещеев стал активным организатором «Северного вестника» , в журнале он оставался до 1890 года, помогая многим (в том числе и деньгами) молодым авторам, таким как Иван Суриков (который в какой-то момент был близок к самоубийству), Гаршин , Серафимович , Надсон и Мережковский . [19] В 1870-1880-е годы Плещеев сделал множество важных переводов с немецкого, французского, английского и нескольких славянских языков. Среди переведенных им произведений были «Рэтклиф» Генриха Гейне , «Магдалена» Хеббеля , «Струенце» Михаэля Бера. Стендаля « Красный и черный» и Эмиля Золя . » «Парижская вечеринка В переводах Плещеева впервые были опубликованы [14] В 1887 г. вышло в свет «Полное собрание сочинений А. Н. Плещеева» , переизданное посмертно, в 1894 г. сыном поэта.

Плещеев был глубоко связан с русским театром, был другом Александра Островского , одно время администратором Художественного кружка, активным членом Общества русских драматургов. Он написал тринадцать оригинальных пьес, большинство из которых — сатирические миниатюры, посвященные повседневной жизни русского сельского дворянина. Некоторые из них ( «Хороший поворот» , «В каждом облаке нет худа без добра» , обе 1860; «Счастливая парочка» , «Женщина-командир» , обе 1862; «Как это часто бывает» , «Братья» , обе 1864) были поставлены крупнейшими русскими театрами. Он адаптировал для постановок более тридцати комедий зарубежных авторов. [2]

Стихи Плещеева для детей, собранные в сборниках «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891), приобрели огромную популярность и на протяжении десятилетий фигурировали в русских учебниках. В 1861 вместе с Фёдором Бергом составил и издал « Книгу для детей» , затем в 1873 (совместно с Н. А. Алексеевым) ещё один детский литературный альманах «Праздничное чтение» . Он инициировал проект по изданию семи учебников в «Очерках и картинках по географии».

Многие стихи Плещеева были положены на музыку такими композиторами, как Римский-Корсаков , Мусоргский , Сезар Кюи , Гречанинов , Рахманинов и Чайковский. Последний похвалил свой детский цикл и назвал его главным источником вдохновения. Среди романсов, сочиненных Тайковским на стихи Плещеева, были «О, ни слова, друг мой» (1869), «Спой мне ту же песню» (1872), «Только ты» (1884), «Если бы ты знал и нам сияли кроткие звезды» (1886). Чайковского Из 16 песен для детей (1883) 14 были на стихи Плещеева. [2]

Последние годы

[ редактировать ]

Незадолго до своей смерти, в 1890 году, Плещеев унаследовал состояние от своего пензенского родственника Алексея Павловича Плещева. Он поселился в парижском отеле «Мирабо» с двумя дочерьми и начал приглашать к себе в гости своих литературных друзей, организовывая экскурсионные и ресторанные туры по городу. [7] По словам Зинаиды Гиппиус , он ни разу не изменился (если не считать похудания из-за прогрессирующей болезни), «принял эту манну с благородным равнодушием и остался тем же радушным хозяином, каким мы его знали, когда он жил в крохотной квартирке на Преображенской площади». ...» «Какая мне может быть польза от богатства, к счастью, теперь мои дети спасены от нищеты, и я сам могу вздохнуть перед смертью», — говорил он, по словам Гиппиус. [3] Плещеев жертвовал деньги в Русский литературный фонд, сам организовал два фонда, назвав их именами Белинского и Чернышевского. Он поддержал финансово семьи Глеба Успенского и Семена Надсона и начал финансировать «Русское слово» журнал , который редактировали Николай Михайловский и Владимир Короленко . Один из его лучших друзей в последние годы Антон Чехов не был поклонником поэта Плещеева, но восхищался им как личностью, считая его «пережитком старой России». [2]

В июле 1892 года Плещеев сообщил Чехову, что его левая рука и нога теперь парализованы. Осенью 1893 года тяжело больной Плещеев попытался совершить поездку в Ниццу (Франция) и умер в дороге от инсульта. Его тело перевезли в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище . Российские власти запретили любые некрологи, но на похоронах собралась огромная толпа, в основном молодых людей, некоторые из них (как Константин Бальмонт , произнесший прощальную речь) стали широко известны спустя годы. [7]

  1. ^ Перейти обратно: а б "Russian Writers and Poets. Brief Biographical Dictionary (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Moscow" . ruscenter.ru. 2000. Archived from the original on 23 November 2010 . Retrieved 22 March 2010 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Плещеев Алексей Николаевич» . Энциклопедия «Кругосвет» . Проверено 19 августа 2016 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Yuri Zobnin. Dmitry Merezhkovsky: Life and Moskow. Molodaya Gvardya. 2008. ISBN   978-5-235-03072-5 . Серия ЖЗЛ (Жизни выдающихся людей), выпуск 1291 (1091). п. 101
  4. ^ «2010 даты и юбилеи» . pskovlib.ru . Проверено 22 марта 2010 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и М.Ю.Поляков. "Поэзия А. Н. Плещеева" . plesheev.ouc.ru. Архивировано из оригинала 11 января 2011 года . Проверено 3 мая 2010 г.
  6. ^ «О Плещееве (О Плещееве)» . Litera.ru. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Nikolai Bannikov. Alexey Pleshcheev. Poems. Sovetskaya Rossia Publishers. Introduction. p.9
  8. ^ Перейти обратно: а б "Bibliography of A.N. Pleshcheev (Плещеев А. Н.: Библиографическая справка)" . plesheev.ouc.ru. Archived from the original on 11 January 2011 . Retrieved 8 April 2010 .
  9. ^ Otechestvennye Zapiski , 1846. № 10. Vol. IV. pp. 39–40
  10. ^ Валериан Майков . Литературная критика. Ленинград. 1985. стр. 272–278.
  11. ^ Российская библиотека иностранных языков. Отделение рукописей. Фонд Чехова. Письмо Чехову от 12 сентября 1888 г.
  12. ^ В.Л. Комарович. Юность Достоевского. Антология прошлого . 1924. № 23.
  13. ^ П. Н. Сакулин. Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893). // История русской литературы XIX века. Москва. Издательство «Мир». 1911. Том. 3. стр. 482–483.
  14. ^ Перейти обратно: а б Петр Вейнберг (1907). «А. Плещеев» . Русский автобиографический словарь // www.rulex.ru . Проверено 1 апреля 2010 г.
  15. ^ Дж. Ковальски. Революционная русская демократия и Январское восстание. В., 1955, с.
  16. ^ Николай Добролюбов. Работает в 4 томах. Москва. 1950/ Том. 1. Стр. 620, 623.
  17. ^ Антология 1860-х годов, с. 454
  18. ^ Russkaya Mysl, 1913, № 1, р. 149.
  19. ^ «О Плещееве. Русские писатели и поэты. Москва» . plesheev.ouc.ru. 2000. Архивировано из оригинала 11 января 2011 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Алексеем Плещеевым, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fc1ea4ebf0dd5756d25c4d3f71b7260__1709744460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/60/2fc1ea4ebf0dd5756d25c4d3f71b7260.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleksey Pleshcheyev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)