Ivan Surikov
Ivan Surikov | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Иван Захарович Суриков 6 апреля 1841 г. Углич , Ярославль , Россия. |
Умер | 6 мая 1880 г. Москва | ( 39 лет
Занятие | Поэт |
Национальность | Русский |
Период | 1870-1880 |
Подпись | |
![]() |
Иван Захарович Суриков ( русский : Ива́н Захарович Су́риков , 6 апреля 1841 , Новоселово, Углич , Ярославль , Российская империя 6 мая 1880 , Москва ) — русский -самоучка крестьянский поэт , наиболее известный своими фольклорными — балладами , некоторыми из которых были положены на музыку известными композиторами ( Чайковский , Кюи , Римский-Корсаков , Гречанинов среди них), а некоторые («Рябина», «Степь» и другие) стали настоящими народными песнями . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Иван Суриков родился в деревне Новоселово под Угличем, в семье Захара Адриановича Сурикова, крестьянина-арендодателя, работавшего у графа Шереметьева . Первые восемь лет своей жизни Иван провел в деревне с матерью и бабушкой, затем в 1849 году переехал в Москву, где его отец открыл небольшую бакалейную на Ордынке лавку. Соседние монахини научили мальчика чтению и письму; вскоре он познакомился с русской поэзией и начал писать сам, Алексея Мерзлякова и Николая Цыганова основной импульс которого дали песни . Его отец считал чтение книг вредным для ума хорошего трейдера, но Иван продолжал учиться. В конце 1850-х годов магазин обанкротился, и Захар Суриков вернулся в Новоселово, оставив мальчика сотрудником магазина, принадлежавшего его дяде, страдающего от почти нищеты и унижений. В 1859 году отец вернулся в Москву, где купил еще одну лавку и начал торговать железом и углем, пригласив в качестве помощи сына. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]тетрадь со своими стихами В 1860 году Иван Суриков послал Алексею Плещееву и был воодушевлен благосклонным откликом поэта. «Оригинальность, душевность и глубокая страстность» — качества, которые больше всего нравились Плещееву. Также в 1860 году Суриков женился на Марии Ермаковой, девушке из бедной семьи, которая оказалась его преданным другом и большой помощницей в его жизни. В 1864 году умерла мать Ивана, отец женился повторно, и жизнь в доме последнего стала невыносимой. Иван снял квартиру с женой и с тех пор зарабатывал на жизнь подработками, например наборщиком текста. [ 1 ]
В конце 1860-х годов Суриков познакомился с двумя поэтами, Александром Левитовым и Филиппом Нефедовым , которые помогли ему опубликовать свои стихи в таких журналах, как «Дело» , «Отечественные записки » и «Семья и школа» . В 1871 году вышел его дебютный сборник «Стихи» (переиздавался в 1875 и 1877 годах). Левые критики приветствовали новичка, но выразили сожаление по поводу довольно ограниченного тематического охвата (крестьянские невзгоды, жестокость мачехи, фиктивные браки и т. д.) его творчества. [ 2 ] В начале 1870-х годов Суриков начал переписку с другими поэтами-самоучками со всей страны. других . Результатом стал сборник «Рассвет», в который вошли стихи А.Бакулина, С.Дерунова, Д.Жарова и В 1875 году он стал членом Русского литературного общества (выдвинут Федором Буслаевым и поддержан Львом Толстым ). Его следующий проект — литературный журнал исключительно для авторов из низших классов — не был реализован. В конце 1870-х годов Иван Суриков заболел туберкулезом . Он умер в Москве в 1880 году, на пике своего творчества. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Наследие Ивана Сурикова обычно рассматривается как часть традиции, заложенной двумя крупнейшими русскими поэтами-фольклористами, Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным . И все же, если оба его духовных предка использовали в качестве образца традиционные русские фольклорные структуры и мотивы и, будучи мастерами «пейзажной поэзии», вряд ли могли быть названы рассказчиками, стихи Сурикова обычно имели сюжет и были полны драматизма, хотя и драматичны. упрощенный бренд, демонстрирующий только «сильные», прямые чувства, лишенные эмоционального подтекста. [ 1 ]
Кольцов и Никитин процветали в то время, когда популярность классического фольклора в России достигла своего апогея; Наследие Сурикова можно рассматривать как происходящее на фоне его упадка, когда легкомысленные и вульгарные мотивы принижали народную традицию, ставшую теперь скорее частью новой протоиндустриальной культуры, а не патриархальной сельской России. Сурикова с его галереей городских персонажей низшего сословия (портных, чернорабочих, бездомных, странников) часто считают основоположником того, что позже назовут « русским городским романсом ». Его баллады по своей структуре напоминали песни, и знавшие его люди помнили, как он «опробовал» каждое новое произведение, распевая его вслух. [ 1 ]
У Сурикова тоже был свой «крестьянский цикл», но опять-таки его стихи были общими, главные герои представляли «голос простого народа», а не выражали личные взгляды. Будучи прежде всего рассказчиком, Суриков никогда не стремился к вычурным сюжетам. Даже демократическая пресса, поддерживавшая «народного поэта»-самоучку, сожалела об узости его творческого спектра, охватывающего лишь самые тривиальные испытания и невзгоды (тяготы бедности, обиды семейного брака, жестокость мачехи и т. д.). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лебедев Юрий. «Иван Захарович Суриков» . Русские писатели // Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том. 2.Ред. П. А. Николаев. Москва. Просвещеный . Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ Delo magazine. 1875. No. 8. P. 300.