Jump to content

Vladimir Korolenko

Vladimir Korolenko
Portrait by Ilya Repin, 1912
Portrait by Ilya Repin , 1912
Родное имя
Влади́мир Короле́нко
Рожденный Vladimir Galaktionovich Korolenko
( 1853-07-27 ) 27 июля 1853 г.
Житомир , Волынская губерния , Российская империя.
Умер 25 декабря 1921 г. (1921-12-25) (68 лет)
Полтава , Украинская ССР.
Подпись

Владимир Галактионович Короленко 27 . июля ( правозащитник гуманитарный деятель 25 декабря 1921 ) — писатель, журналист, и украинского 1853 — происхождения в Российской империи Среди его самых известных произведений — рассказ «Слепой музыкант» (1886), а также многочисленные рассказы, основанные на опыте ссылки в Сибири . Короленко был ярым критиком царского режима, а в последние годы своей жизни - большевиков .

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Владимир Короленко родился в Житомире , Украина ( Волынская губерния ), тогда входившая в состав Российской империи . [1] Его -украинский казак отец , полтавчанин Галактион Афанасьевич Короленко (1810-1868), был окружным судьей, который «среди людей своей профессии выглядел Дон Кихотом своей вызывающей честностью и отказом от взяток», как позже выразился его сын. вспомнил. [2] [3] Его мать Эвелина Скуревич (1833–1903) была польского происхождения. В раннем детстве Короленко «не очень хорошо знал, к какой национальности он принадлежит, и научился читать по-польски раньше, чем по-русски», по свидетельству Д. С. Мирского . И только после Январского восстания 1863 года семье пришлось «выбрать» свою национальность и она решила «стать» русскими. [4] После внезапной смерти мужа в Ровно в 1866 году Эвелина Иосифовна, испытывая огромные лишения, кое-как сумела на скудный доход воспитать пятерых детей, трёх сыновей и двух дочерей. [5]

Образование и первое изгнание

[ редактировать ]

Образование Короленко начал в польском Рыхлинском интернате, затем продолжил его в Житомирской, а затем и Ровенской гимназиях , окончив последнюю с серебряной медалью. [3] На последнем курсе он открыл для себя произведения Николая Некрасова и Ивана Тургенева . «Именно тогда я нашел свою настоящую «родину» — мир прежде всего русской литературы », — писал он позже. Он также назвал Тараса Шевченко и украинский фольклор главными источниками влияния. [2]

В 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, но после года, проведенного в крайней нищете, в начале 1873 года был вынужден уйти из него из-за финансовых проблем. [3] В 1874 году он переехал в Москву и поступил в Московское земледельческое и лесное училище . Он был исключен из нее в 1876 году за подписание коллективного письма с протестом против ареста однокурсника и сослан в Вологодскую область, затем в Кронштадт , куда власти согласились перевести его, ответив на просьбу матери. [2] В августе 1877 года Короленко поступил в Петербургский институт минеральных ресурсов , где стал активным членом народнической группы. Через восемь месяцев о нем сообщил шпион 3-го отдела (которого он разоблачил друзьям), арестовали и отправили в ссылку сначала в Вятку , затем в Вышневолоцкий район (где он провел шесть месяцев в тюрьме), а затем в Томск . Наконец ему разрешили поселиться в Перми . [2]

Литературная карьера

[ редактировать ]
Young Korolenko

Дебютный рассказ Короленко, полуавтобиографический «Эпизоды из жизни искателя», рассказывающий историю молодого народника, отчаянно ищущего свою социальную и духовную идентичность, [1] было опубликовано в июльском номере петербургского журнала «Слово » за 1879 год . [3] Другой ранний рассказ, «Чудная», написанный в тюремной камере, в рукописном виде распространился по России и впервые был опубликован в Лондоне в 1893 году. [6] Ксавьер был младшим братом Короленко, ему тогда было 23 года, и они были хорошими братьями и сестрами. когда он услышал радостную новость о выходе своего брата из ссылки, он воссоединился с Короленко.

В августе 1881 года, находясь в Перми, Короленко и Ксаверий отказались присягнуть новому российскому царю Александру III (акт, которого требовали от некоторых политических заключенных и ссыльных после убийства Александра II ) и были вновь сосланы, на этот раз гораздо дальше, в Якутию . [3] [7] Следующие три года он провел в Амге , небольшом поселке в 275 верстах от Якутска, где занимался ручным трудом, а также изучал местные обычаи и историю. Впечатления от жизни в ссылке предоставили Короленко богатый материал для сочинений, систематизировать которые он начал по прибытии в Нижний Новгород , где в 1885 году ему наконец разрешили поселиться. [3] В Нижнем Короленко стал центром местной общественной активности, привлекая радикалов для борьбы со всевозможными правонарушениями, совершаемыми властями, по словам биографа Семена Венгерова . [5] Ксавьера призвали в российскую армию как тяжеловооруженного, получившего от братьев Короленко прозвище [тачанка] Тачанка. но брат Короленко исчез без каких-либо улик, люди говорили, что он исчез, как привидение, и ушел в поисках лучшего будущего в ближайшие годы.

«Сон Макара» (Сон Макара) завоевал ему репутацию писателя, когда был опубликован в 1885 году. [6] Рассказ, основанный на мечте умирающего крестьянина о рае, был переведен и опубликован на английском языке в 1892 году. Этот, как и множество других рассказов, в том числе «В дурном обществе», более известный в России в сокращенной версии по дети под названием «Дети подземелья») и «Лес шумит» (Лес шумит), [8] составил его первый сборник «Очерки и рассказы», ​​в который вошли произведения как украинского, так и сибирского циклов, вышедший в конце 1886 года. [2] Также в 1886 году он опубликовал рассказ «Слепой музыкант ». [8] который при жизни автора выдержал 15 переизданий. Он был опубликован на английском языке под названием «Слепой музыкант» в 1896–1898 годах. [3]

Во втором сборнике Короленко « Очерки и рассказы» (1893) был продолжен его сибирский цикл («Ат-Даван», «Сюжет Маруси»), но также были представлены рассказы («По следам иконы» и «Затмение», оба 1887 г.; «Павловские зарисовки»). и «В безлюдных местах», обе 1890 г.), вдохновленные его путешествиями по Поволжью и Ветлужке , которые он совершил, живя в Нижнем. Один из его сибирских рассказов, «Соколинец», получил высокую оценку Антона Чехова , который в письме от 9 января 1888 года назвал его «самым выдающимся [рассказом] современности» и сравнил его с совершенным музыкальным произведением. [6] [9] Посетив в 1893 году выставку в Чикаго в качестве корреспондента «Русского Богатства », Короленко написал повесть «Без языка», 1895, в которой рассказывается история необразованного украинского крестьянина, борющегося в Америке, не умеющего произнести ни слова по-английски. Английский. [7] [10]

В 1896 году Короленко перевез семью в Санкт-Петербург. Страдая некоторыми вызванными стрессом психологическими расстройствами, в том числе бессонницей , в сентябре 1900 года вернулся в Полтаву. Там он испытал творческий подъем и, закончив цикл сибирских рассказов, опубликовал третий том «Очерков и рассказов» . в 1903 году [3] К этому времени Короленко уже прочно утвердился среди русских писателей. Он был членом Российской академии наук, но ушел в отставку в 1902 году, когда Максим Горький был исключен из ее члена из-за его революционной деятельности. (Антон Чехов ушел из Академии по той же причине). [3] В 1905 году он выступал на митингах в Полтаве по предотвращению еврейских погромов в городе. Осудил деятельность власти во время Сорочинской трагедии 1905 года. В 1911 году выступил с речью на открытии памятника Николаю Гоголю в Сорочинцах. Он создал сериал «Домашнее явление», чтобы выступить против военных судов и массовых смертных приговоров. [11]

Осенью 1905 года он приступил к работе над обширной автобиографией « История моего современника », созданной в некоторой степени по образцу « » Александра Герцена Моего прошлого и мыслей . [4] Первая часть ее была опубликована в 1910 г., остальная часть (часть 4 неоконченная) вышла посмертно, в 1922 г. В 1914 г. вышло Полное собрание сочинений В. Г. Короленко. [1]

Карьера журналиста

[ редактировать ]

С 1887 года Короленко стал активно сотрудничать с «Северным вестником» . В 1894 году он присоединился к коллективу «Русского Богатства» (журнала, в котором он работал до 1918 года), где открыл и вдохновил, среди прочих, молодого Алексея Пешкова (как его еще называли в 1889 году) и Константина Бальмонта . «Короленко первый объяснил мне значение формы и структурирования фразы, и, совершенно удивившись тому, как просто и ясно ему это удалось сделать, я впервые осознал, что быть писателем — дело непростое, — вспоминал Максим Горький позже, в очерке «Времена Короленко». [12]

Активизм и права человека

[ редактировать ]
Korolenko in 1885

На протяжении всей своей писательской карьеры Короленко выступал за права человека , против несправедливости и преследований. Считая себя, как он выразился, «всего лишь писателем по совместительству», он прославился как публицист, который, никогда не ограничиваясь простой журналистской работой, постоянно и наиболее эффективно занимался практическими вопросами, которые, по его мнению, требовали немедленного внимания общественности. . [ нужна ссылка ]

В 1891-1892 годах, когда в ряде областей Центральной России разразился голод, он отправился работать на землю, принимая участие в миссиях по оказанию помощи, собирая пожертвования, руководя процессом доставки и раздачи продуктов, открывая бесплатные столовые (всего сорок пять). ), одновременно отправляя в «Московские Ведомости» регулярные отчеты, которые позже будут собраны в книгу «В голодный год», 1893 г., в которой он дает полный отчет об ужасах, свидетелем которых он стал, как а также политический анализ причин кризиса. [13]

В 1895-1896 годах он провел огромное количество времени, наблюдая за судебным делом группы удмуртских крестьян села Старый Мултан, ложно обвиненных в совершении ритуальных убийств. Постоянно писая для многочисленных русских газет (а в 1896 году обобщая свой опыт в «Мултанском деле», «Мултанское дело») Короленко добился того, чтобы вся страна узнала о процессе, разоблачал измышления, сам выступал в качестве адвоката в суде и почти в одиночку. добился оправдания, тем самым «практически спасая весь маленький народ от ужасного пятна, которое оставалось бы годами, если бы обвинительный приговор был вынесен», по словам биографа. [2] Впоследствии в его честь и память Старый Мултан был переименован в село Короленко. [14]

«Дом № 13», его историческое описание Кишиневского погрома 1903 года, был запрещен российской цензурой и впервые появился в печати в 1905 году. Он также был опубликован на английском языке. [14] Когда началась революция 1905 года, Короленко выступил против черной сотни в Полтаве. Многочисленные угрозы убийством, которые он получил по почте, послужили основанием для того, чтобы возле его квартиры был установлен рабочий пикет. [2]

В 1905 году «Русское Богатство» (редактировать которое он начал годом раньше) опубликовало «Манифест Петербургского Совета рабочих депутатов». Короленко, как главному редактору газеты, неоднократно подвергался судебным искам со стороны властей, полиция проводила обыски в его квартире, а материалы, считавшиеся подрывными, конфисковывали. [3]

С 1906 года он возглавлял кампанию против военного права и смертной казни, а в конце 1900-х годов резко критиковал карательные действия правительства («Повседневное явление», 1910, «Особенности военной юстиции», 1910, «В умиротворенной деревне», 1911). [4] О «Житейном явлении» Лев Толстой писал: «Ее следует перепечатать и издать миллионным тиражом. Ни одна из речей в Думе, ни трактатов, ни драм, ни романов не оказала бы и одной тысячной того благотворного эффекта, который должна иметь эта статья». . [15] Предисловие Толстого было издано за границей на русском, болгарском , немецком, французском и итальянском языках. [14]

В 1913 году он занял решительную общественную позицию. [1] против антисемитского суда над Бейлисом и написал мощное эссе «Призыв к русскому народу по поводу кровавого навета на евреев» (1911–13). [7] [14] Короленко никогда не принадлежал ни к какой политической партии, но идеологически был близок к народным социалистам . Ни одна из двух крайностей знаменитой « дилеммы Столыпина » его не привлекала, «он не представлял себе ни «великих бедствий» в терминах 1918 года, ни «Великой России» по ее образцу 1914 года», по словам Марка Алданова . [16]

Последние годы

[ редактировать ]

Владимир Короленко, который был пожизненным противником царизма и называл себя «беспартийным социалистом», сдержанно приветствовал русскую революцию 1917 года , которую он считал логическим результатом всего исторического хода вещей. Однако вскоре он начал критиковать большевиков , поскольку деспотический характер их правления стал очевиден. Во время гражданской войны в России последовавшей он осудил как красный террор , так и белый террор . [7] Находясь в Полтаве в годы Гражданской войны, рискуя жизнью, Короленко выступал против зверств, которых было немало со всех сторон конфликта. Пытаясь спасти от смерти арестованных «белыми» большевиков, он призывал «красных» не отвечать террором, утверждая (в письмах к Анатолию Луначарскому ), что процесс «движения к социализму должен основываться на лучших стороны человеческой природы». [2] Вплоть до самой смерти, страдая прогрессирующим заболеванием сердца, он был занят сбором продуктовых наборов для детей голодающих Москвы и Петрограда, принимал участие в организации детских домов и приютов для бездомных. Он был избран почетным членом Лиги спасения детей и Всероссийского комитета помощи голодающим. [2]

Владимир Короленко умер в Полтаве , Украина , от осложнений пневмонии 25 декабря 1921 года. [3]

Короленко с Евдокией Семеновной (слева) и дочерьми Натальей и Софьей, 1903 год.

У Владимира Короленко было два брата и две сестры. Его третья сестра Александра умерла в 1867 году в возрасте 1 года и 10 месяцев и была похоронена в Ровно. [17]

Юлиан Короленко (род. 16 февраля 1851 г., умер 15 ноября 1904 г.) в 1870-е годы работал корректором в Петербурге. Как член народнического кружка, он был арестован в 1879 году и провел некоторое время в тюрьме. Позже в Москве он присоединился к коллективу газеты «Русские ведомости» и сотрудничал с ее разделами «Московская хроника». В молодости Юлиан интересовался литературой, писал стихи и был соавтором (вместе с Владимиром) перевода «Уазо» Жюля Мишле , опубликованного в 1878 году и коллективно подписанного «Кор-о». [17]
Илларион Короленко (21 октября 1854 — 25 ноября 1915), также народник, был отправлен в ссылку в 1879 году и провел пять лет в Глазове Вятской губернии, где работал слесарем в небольшой мастерской, которой он владел вместе с другом. Позже, проживая в Нижнем и работая инспектором страховой компании, он много путешествовал и, встретив в Астрахани Николая Чернышевского , сыграл важную роль в встрече обоих авторов. Он изображен в двух автобиографических рассказах Короленко: «Ночью» (Ночью) и «Парадокс» (Парадокс). [17]
Мария Короленко (7 октября 1856 — 8 апреля 1917) окончила Московский Екатерининский институт и работала акушеркой . Она вышла замуж за студента Военно-хирургической академии Николая Лошкарёва и в 1879 году последовала за ним в ссылку в Красноярск . По возвращении оба жили в Нижнем Новгороде.
Эвелина Короленко (20 января 1861 — сентябрь 1905) окончила курсы акушерок в Петербурге, позже работала корректором. [17]

В январе 1886 года Владимир Короленко женился на Евдокии Семеновне Ивановской (Евдокия Семёновна Ивановская, род. 1855, Тульская губерния; 1940 в Полтаве), своей соотечественнице-народнице, с которой он впервые познакомился много лет назад в Москве. Она была дважды арестована, в 1876 и 1879 годах, и провела 1879-1883 годы в ссылке, прежде чем ей разрешили поселиться в Нижнем Новгороде, где она встретила и вышла замуж за своего старого друга Короленко. В этом браке, описанном как очень счастливый и полноценный, родились две дочери Наталья и Софья (еще две умерли в младенчестве). [17]

Наталья Ляхович-Короленко (1888–1950) была филологом и историком литературы, редактором некоторых изданий книг своего отца после 1921 года. Ее муж Константин Иванович Ляхович (1885—1921) — российский социал-демократ, лидер полтавских меньшевиков в 1917—1921 годах. [18]

Софья Короленко (1886—1957) несколько лет работала школьной учительницей в сельской местности, затем в 1905 году стала личным секретарем отца и была одним из соредакторов издания «Полное собрание Короленко» А. Ф. Маркса 1914 года. После смерти отца Софья Владимировна инициировала создание в Полтаве музея Короленко, директором которого она была на протяжении многих лет. Ее «Книга о моем отце» (Книга об отце, 1966-1968, посмертно) представляет собой биографию, начатую именно там, где осталась его собственная «История моего современника» , в 1885 году, когда, только что вернувшись из ссылки, он поселился в Нижнем Новгороде. [19]

Оценка и наследие

[ редактировать ]
Более поздняя фотография Короленко; используется для почтовой марки

Д. С. Мирский считал Короленко «бесспорно самым привлекательным представителем идеалистического радикализма в русской литературе». «Если бы не Чехов , он был бы первым среди писателей и поэтов своего времени», — утверждал критик. По словам Мирского, важной частью творческой палитры Короленко был его «чудесный юмор... часто переплетающийся с поэзией». "Совершенно лишенная тех хитросплетений, которые обычно свойственны сатире, она естественна, лишена силы и обладает той легкомысленностью, которая редко встречается у русских авторов", - высказал мнение критик. Для Мирского стиль и язык Короленко, полные «эмоционального поэтизма и тургеневских картин природы», были «типичны для того, что в 1880-1890-е годы считалось «художеством» в русской литературе». [4]

По словам Семена Венгерова , Короленко имел много общего с такими польскими писателями , как Генрих Сенкевич , Элиза Ожешкова и Болеслав Прус , но все же владел собственным стилем прозы, в котором «гармонически слились лучшие стороны двух литератур, красочный романтизм поляки, поэтическая душевность украинских и русских писателей». [5] Многочисленные критики, в том числе Мирский и Венгеров, хвалили автора за остроумное изображение природы Севера России. [4] а также яркое изображение быта местных жителей «во всех их тревожных подробностях», а также несколько «незабываемых человеческих портретов большой психологической глубины» (Венгеров). [5]

Марк Алданов также считал Короленко представителем польской литературной школы, во многом обязанным раннему Николаю Гоголю («некоторые его рассказы вполне вписались бы в цикл «Вечеров Диканьки »), который при этом оказался «совершенно не тронут» ни Львом Толстым , ни Чеховым . [16]

Критик и историк Наталья Шаховская считала самой отличительной чертой Короленко «то, как романтизм и суровый реализм сочетались как в его прозе, так и в его собственном характере». [20] Для советского биографа В. Б. Катаева Короленко был «реалистом, постоянно тяготеющим к романтической стороне жизни», «прошедшим свою жизнь трудным путем героя». [21]

В своей статье 1921 года Анатолий Луначарский объявил Короленко «несомненно крупнейшим современным русским писателем», даже если он полностью принадлежит русскому историческому и литературному прошлому, «блестящей фигурой, вырисовывающейся между либеральными идеалистами и революционными народниками ». [22] Как и многие другие, он также выбрал «гуманизм» как наиболее яркую черту наследия Короленко и утверждал, что «во всей нашей литературе, столь отмеченной гуманизмом, никогда не было более яркого сторонника последнего». Видя всю русскую литературу разделенной на две отдельные части: одну, тяготеющую к простоте ( Достоевский , Лев Толстой ), и другую, которая стремилась к «музыкальному качеству, к внешнему совершенству ( Пушкин , Тургенев )», Луначарский прочно поместил Короленко в Лагерь последнего и похвалил его за то, что он «...обогатил русскую литературу настоящими жемчужинами, одними из лучших в русском каноне». [22]

Социальный активизм

[ редактировать ]
Korolenko's grave in Poltava

Большинство критиков, независимо от того, к какому политическому лагерю они принадлежали, считали Короленко общественным деятелем не менее важным и влиятельным, чем Короленко-писателем. В своей дани 1922 года Лев Гумилевский, восхваляя стиль писателя за «поразительную простоту, добавляющую силы его слову», назвал его «социальной... и литературной совестью России». [23] Марк Алданов также считал его «символом гражданственности и высоких идеалов в литературе». [16]

Советский биограф Ф. Кулешов восхвалял Короленко как «защитника угнетенных» и «правдолюбца, пылкого и буйного, который с пылом настоящего революционера боролся с многовековыми традициями беззакония». [24] По мнению этого критика, неповторимая личность писателя объединяла в себе «гениального рассказчика..., проницательного психолога, великого публициста, энергичного, неутомимого общественника, истинного патриота и очень простого, открытого и скромного человека с кристально ясным, честным душа." [24] Максим Горький , отдавая должное Короленко как «огромному мастеру и прекрасному стилисту», в то же время полагал, что он многое сделал для «пробуждения спящего социального самосознания большинства русской нации». [24]

С. Полтавский, назвав свое эссе 1922 года «Тихий ураган», определил Короленко как «рыцаря высокого образа Справедливости», проводившего свои «турниры» со «тихой человеческой мягкостью». [25] Семен Венгеров назвал Короленко «гуманистом в самом прямом смысле этого слова», искренность которого была настолько ошеломляющей, что «привлекала [людей] к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали». «Высокое положение, которое Короленко занимает в нашей современной литературе, в равной степени является результатом его тонкого, гуманного и изящного литературного дарования и того, что он был «рыцарем перьев» в лучшем смысле этого слова», — Венгеров писал в 1911 г. [5]

"Его жизнь была продолжением его литературы и наоборот. Короленко был честен. То, что он писал, и то, что он делал, слилось для русского читателя в гармоническое единство", - писал критик-модернист Юлий Айхенвальд , ища ответ на этот вопрос. почему Короленко так «глубоко, так глубоко любили при жизни люди, принадлежащие к разным сословиям и группам». [26] Превознося Короленко как «единоличную конституцию России до 1905 года» и как человека, который «просто не мог пройти мимо, не отреагировав на какие-либо серьезные проступки или социальную несправедливость», критик отмечал: «Он вмешивался во многие дела и те, кому это не нравилось, испытывали искушение уподобить его Дон Кихоту , но доблесть не была единственной добродетелью нашего русского рыцаря, ибо он был также весьма разумен и никогда не жалел своих боевых сил напрасно». [26]

Korolenko and revolution

[ редактировать ]

Ранний советский критик Павел Коган утверждал, что Короленко в некотором смысле противоречил сам себе, осуждая революционный террор, поскольку именно он собрал «огромный набор документов, осуждающих царский режим», которые полностью оправдывали жестокость большевиков. [27] По мнению Когана, вряд ли есть что-то более мощное [в российской журналистике], чем статьи Короленко, осуждающие политическое и религиозное насилие старого режима. «Его работы о делах Бейлиса и Мултана, о погромах евреев составляли журналистский героизм», — утверждал критик. [27] Короленко, во многом похожий на Руссо , наследником которого Коган считал его, «отказался следовать за революцией, но он всегда был внутри нее и, таким образом, был ее частью». [27]

При этом многие русские авторы в эмиграции выражали отвращение к тому, что они считали лицемерием большевиков, поспешивших присвоить наследие Короленко в своих пропагандистских целях. Марк Алданов, например, назвал чрезмерный поток официальных "даней", включая некролог Луначарского, поэтическое посвящение Демьяна Бедного и выступление Григория Зиновьева , коллективным актом оскорбления, "оскверняющим его чистую могилу". [16]

Советская почтовая марка 1953 года.

Марк Алданов, считавший Короленко основателем своей новой литературной школы, «прекрасным пейзажистом» и в этом отношении предшественником Ивана Бунина , по-прежнему неоднозначно относился к литературному наследию Короленко в целом, характеризуя его как «неравномерного писателя». который написал несколько настоящих шедевров наряду с удручающе слабыми рассказами, в том числе один из самых известных его рассказов, «Чудная». [16]

Восхваляя его стиль письма, «лишенный модернистских украшений», а также «очень простой, на первый взгляд обычный разговорный язык, почти совершенно свободный от избитого интеллигентского жаргона», Алданов утверждал: «Это был слишком мягкий человек, который восхищался и слишком уважал народ, чтобы вырасти в великого писателя», отмечая: «его рассказы полны воров, игроков и убийц, и среди них нет ни одного злого человека». [16]

Айхенвальд, восхвалявший роль Короленко как проводника гуманизма в России, менее лестно отзывался о его рассказах, которые он находил «переполненными», лишенными места. «Нет ни космоса, ни воздуха, фактически почти ничего, за исключением множества и множества людей, озабоченных своими мирскими проблемами, совершенно чуждых идее своего таинственного единства с великой Вселенной», — утверждал критик, описавший Литературный мир Короленко как «замкнутые кварты», где «горизонты [были] узки и хорошо очерчены», и все «изображалось в неясных и простых линиях». [26]

На самом деле, по словам биографа, гуманизм автора как таковой «властен и в конце концов создается впечатление, будто [автор] пытается применить какое-то насилие над свободной волей читателя». По мнению Айхенвальда, Короленко слишком «рационален, наблюдая за человеческими страданиями; видимо, видя за ними рациональные причины, он неизменно убежден, что должна быть какая-то панацея от них, которая доведет всю боль до конца». Однако при всех своих недостатках Короленко, по мнению Айхенвальда, «остается одной из самых привлекательных фигур в современной русской литературе», быстро очаровывая читателя «своим трогательно-мягким романтизмом и нежной меланхолией, мягко освещающей тусклый мир, где он заблудился, бродят осиротевшие души и очаровательные образы детей». [26]

Постоянное влияние

[ редактировать ]

Короленко принято считать крупным русским писателем конца XIX — начала XX веков. Российский певец и студент-литературовед Павел Лион (ныне доктор философии) взял себе сценический псевдоним Псой Короленко из-за своего восхищения творчеством Короленко. [ нужна ссылка ]

A minor planet 3835 Korolenko , discovered by Soviet astronomer Nikolai Stepanovich Chernykh in 1977 is named for him. [28]

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Сын Макара (1885) в переводе как «Сон Макара» (1891);
  • «Слепой Музыкант» (1886) в переводе «Слепой музыкант» (1896–1898);
  • V durnom obshchestve (1885) translated as In Bad Company (1916);
  • «Лес Шумит» в переводе «Шуршащий лес» (1916);
  • Reka igraet (1892) The River Sparkles ;
  • За иконой после иконы
  • Без языка (1895) или Без языка ;
  • Мгновение (1900) или Мгновение ока ;
  • Сибирские рассказы 1901;
  • История моего современника , или История моего современника, автобиография (1905–1921).
  • Тени (1890) или «Тени» в переводе Томаса Зельцера, доступно через Project Gutenberg.
  • "Человек создан для счастья, как птица для полета, только счастье не всегда создано для него." (Human beings are to happiness like birds are to flight, but happiness is not always for them.) ( Paradox )
  • "Насилие питается покорностью, как огонь соломой." (Violence feeds on submission like fire feeds on dry grass.) ( Story about Flora, Agrippina and Menachem ) [29]
  • "Лучше даже злоупотребления свободой, чем ее отсутствие." (It is better to abuse freedom than to have none.)
  1. ^ Jump up to: а б с Тюнкин К.И. Предисловие. Сочинения В.Г. Короленко в 6 томах. Издательство «Правда». Библиотека «Огонек». Москва, 1971. Том. 1, стр. 3-38
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Катаев, VB (1990). "Короленко, Владимир Галактионович" . Russian Writers, Biobibliographical Dictionary. Vol. 1. Просвешчение, Москва . Retrieved 16 ноября 2015 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к "Korolenko Timeline // Основные даты жизни и творчества" . The Selected Works by V.G. Korolenko. Prosveshchenye, Moscow. 1987 . Retrieved 16 November 2015 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Mirsky, D.S. Korolenko . The History of Russian Literature from Ancient Times to 1925 // Мирский Д. С. Короленко // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 533-537.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Венгеров, Семион. Короленко, Владимир Галактионович в Russian Biographical Dictionary.
  6. ^ Jump up to: а б с Селиванова С. Комментарии. Сочинения В.Г. Короленко в 6 томах. Том 1. Стр. 481-493
  7. ^ Jump up to: а б с д Steve Shelokhonov. Vladimir Galaktionovich Korolenko . - Biography at www.imdb.com
  8. ^ Jump up to: а б Селиванова С. Комментарии. Сочинения В.Г. Короленко в 6 томах. Том 3. Стр. 325-333
  9. ^ The letters by Anton Chekhov. Vol.2, pp. 170-171 //Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма. - М., 1975. Т. II. С. 170--171
  10. ^ Селиванова С., Тюнкин К. Комментарии. Сочинения В.Г. Короленко в 6 томах. Том 6. Стр. 383-397
  11. ^ "За что полтавчане уважают Владимира Короленко? - poltava.one" . 2 августа 2022 года.
  12. ^ The Works by V.G. Korolenko in 20 volumes. Vol. 18, P. 157 // Собр. соч.: В 20 т. - М., 1963. - Т. 18. - С. 157
  13. ^ Грихин, В. Комментарии. Сочинения В.Г. Короленко в 6 томах. Том 4. Стр. 509-525
  14. ^ Jump up to: а б с д Тюнкин, К. Комментарии. Сочинения В.Г. Короленко в 6 томах. Том 6. Стр. 396-419
  15. ^ Lev Tolstoy's Correspondence. Vol.2, P.420 // Л. Н. Толстой. Переписка с русскими писателями: В 2 т.-- М., 1978.-- Т. 2.-- С. 420.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж В.Г. Короленко by Mark Aldanov
  17. ^ Jump up to: а б с д и Korolenko, S.V. The Commentaries to История моего современника . The History of My Contemporary. Khudozhestvennaya Literatura. 1954
  18. ^ Ляхович Константин Иванович . Biography at Russian National Philosophy.-- hrono.ru
  19. ^ Книга Софьи Короленко об одном. Издательство «Удмуртия», Ижевск. 1968 год
  20. ^ "Lib.ru/Классика: Шаховская-Шик Наталия Дмитриевна. B. Г. Короленко" . az.lib.ru .
  21. ^ Katayev, V.B. Moments of Heroism // Мгновения героизма. В.Г.Короленко. "Избранное" Издательство "Просвещение", Москва, 1987
  22. ^ Jump up to: а б Lunacharsky, Anatoly Obituary . Луначарский, А. "Правда", 1921, No 294, 29 декабря
  23. ^ Gumilevsky, Lev Korolenko's Literary Testament // Лев Гумилевский. "Культура", No 1, 1922 Литературный завет В. Г. Короленко.
  24. ^ Jump up to: а б с Kuleshov, F. I. Korolenko: The Riotous Talent // Мятежный талант В.Г. Короленко. / Избранное. Издательство "Вышэйшая школа", Минск, 1984
  25. ^ Poltavsky, S. Quiet Hurricane. In the memory of V.G. Korolenko // Тихий ураган. Памяти В. Г. Короленко. Культура, No 1, 1922
  26. ^ Jump up to: а б с д Aykhenvald, Yuly. Короленко // Короленко. Из книги: Силуэты русских писателей. В 3 выпусках.
  27. ^ Jump up to: а б с Kogan, P. S. In the Memory of V.G. Korolenko . Коган П.С. Памяти В.Г. Короленко. [Статья] // Красная новь. 1922. N 1. С. 238-243
  28. ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 325. ИСБН  3-540-00238-3 .
  29. ^ Сайт "Первый" ã. Информация на сайте www.coast.ru.
[ редактировать ]
На русском языке
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36350cad1eea6c828d5bc441edb0672d__1722285840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/2d/36350cad1eea6c828d5bc441edb0672d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Korolenko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)