Jump to content

Болеслав Прусский

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Болеслав Прусский
фотография 1887 года
фотография 1887 года
Рожденный Александр Гловацкий
( 1847-08-20 ) 20 августа 1847 г.
Грубешув , Конгресс Польши
Умер 19 мая 1912 г. (19 мая 1912 г.) (64 года)
Варшава , Конгресс Польши
Псевдоним Болеслав Прусский
Занятие Писатель, журналист, автор рассказов
Национальность Польский
Период 1872–1912
Жанр
Литературное движение Позитивизм
Супруг Октавия Гловацкая, урожденная Трембиньская
Дети Эмиль Трембиньский (приемный)
Подпись

Александр Гловацкий (20 августа 1847 - 19 мая 1912), более известный под псевдонимом Болеслав Прус ( Польский: [bɔˈlεswaf ˈprus] ), польский писатель, ведущая фигура в истории польской литературы и философии , а также самобытный голос в мировой литературе . [ 1 ] [ 2 ]

В 15-летнем возрасте Александр Гловацкий присоединился к польскому восстанию 1863 года против царской России . Вскоре после своего 16-летия он получил серьезные боевые ранения. Пять месяцев спустя он был заключен в тюрьму за участие в восстании. Этот ранний опыт, возможно, спровоцировал паническое расстройство и агорафобию , которые преследовали его всю жизнь, и сформировали его сопротивление попыткам восстановить независимость Польши силой оружия.

В 1872 году, в возрасте 25 лет, в Варшаве он начал 40-летнюю журналистскую карьеру, посвященную науке, технике, образованию, а также экономическому и культурному развитию. Эти общественные предприятия были необходимы для выживания народа, который в 18 веке был отделен от политического существования Россией, Пруссией и Австрией. Гловацкий взял псевдоним « Прус » от названия на семейном гербе .

В качестве подработки он писал рассказы. Добившись успеха, он использовал холст большего размера; за десятилетие с 1884 по 1895 год он завершил четыре крупных романа: «Застава» , «Кукла» , «Новая женщина» и «Фараон» . Кукла изображает романтическое увлечение человека действия, разочарованного отсталостью своей страны. «Фараон» , единственный исторический роман Пруса, представляет собой исследование политической власти и судеб народов, действие которого происходит в Древнем Египте в период падения 20-й династии и Нового царства .

Ранние годы

[ редактировать ]
Пруса в Грубешове Место рождения
Люблинский замок , тюрьма Пруса во время восстания 1863–65 гг.

Александр Гловацкий родился 20 августа 1847 года в Грубешуве , ныне на юго-востоке Польши, недалеко от современной границы с Украиной . В то время город находился в контролируемом Россией секторе разделенной Польши, известном как « Королевство Конгресса ». Александр был младшим сыном Антония Гловацкого, управляющего имением в деревне Жабче , Грубешовского уезда и Аполонии Гловацкой ( урожденной Трембиньской). [ 3 ]

В 1850 году, когда будущему Болеславу Прусу было три года, умерла его мать; ребенок был передан на попечение его бабушки по материнской линии, Марьяны Трембиньской из Пулав , а четыре года спустя - на попечение его тети Домицелы Ольшевской из Люблина . В 1856 году Прус остался сиротой из-за смерти отца и в возрасте 9 лет начал посещать Люблинскую начальную школу, директор которой, Юзеф Склодовский, дедушка будущей двукратной нобелевской лауреатки Марии Склодовской-Кюри , [ 4 ] избивал палками (обычный метод наказания) своенравных учеников, в том числе энергичного Александра. [ 5 ]

В 1862 году брат Пруса, Леон, учитель на тринадцать лет старше его, отвез его в Седльце , затем в Кельце . [ 6 ]

Вскоре после начала польского январского восстания 1863 года против императорской России 15-летний Прус сбежал из школы, чтобы присоединиться к повстанцам. [ 7 ] Возможно, на него повлиял его брат Леон, один из лидеров восстания. Леон во время миссии в июне 1863 года в Вильно (ныне Вильнюс ) в Литве по поручению польского повстанческого правительства развил изнурительное психическое заболевание, которое закончилось только с его смертью в 1907 году. [ 8 ]

1 сентября 1863 года, через двенадцать дней после своего шестнадцатилетия, Прус принял участие в сражении с русскими войсками у деревни Бялка, в четырех километрах к югу от Седльце . Он получил ушиб шеи и порохом , был схвачен без сознания на поле боя и доставлен в больницу в Седльце. ранения глаз [ 9 ] Этот опыт, возможно, стал причиной его последующей агорафобии на всю жизнь . [ 10 ]

Пруссия: Варшавского университета студент

Пять месяцев спустя, в начале февраля 1864 года, Прус был арестован и заключен в тюрьму в Люблинском замке за участие в восстании. В начале апреля военный суд приговорил его к лишению дворянского статуса и переселению на имперские земли. Однако 30 апреля военный начальник Люблинского округа засчитал время, проведенное Прусом под арестом, и, учитывая молодость 16-летнего подростка, решил передать его под опеку своего дяди Клеменса Ольшевского. 7 мая Прус был освобожден и вошел в дом Катажины Трембиньской, родственницы и матери его будущей жены Октавии Трембиньской. [ 11 ]

Прус поступил в Люблинскую гимназию ( среднюю школу ), до сих пор действующую престижную школу Станислава Сташича , основанную в 1586 году. Окончив ее 30 июня 1866 года, в девятнадцать лет он поступил на Варшавского университета . факультет математики и физики [ 12 ] В 1868 году бедность вынудила его прервать учебу в университете. [ 7 ]

В 1869 году он поступил на факультет лесного хозяйства в недавно открывшийся Институт сельского и лесного хозяйства в Пулавах , историческом городе, где он провел часть своего детства и который, 15 лет спустя, стал местом действия его поразительной микроистории 1884 года ». Плесень Земли », сравнивая человеческую историю с взаимными агрессиями слепых, безмозглых колоний плесени, покрывающих валун, прилегающий к Храму Сивиллы . В январе 1870 года, всего через три месяца пребывания в институте, Прус был исключен за недостаточную почтительность к солдафону-преподавателю русского языка. [ 12 ]

С тех пор он учился самостоятельно, поддерживая себя в основном как репетитор. В рамках своей программы самообразования он перевел и обобщил Джона Стюарта Милля «Систему логики» .

В 1872 году он начал карьеру газетного обозревателя , проработав несколько месяцев на заводе Эванса, Лилпопа и Рау в Варшаве. машин и сельскохозяйственных орудий [ 13 ] В 1873 году Прус прочитал две публичные лекции, иллюстрирующие широту его научных интересов: «О строении Вселенной» и « Об открытиях и изобретениях ». [ 14 ]

Обозреватель

[ редактировать ]
Пруссия

газеты Как обозреватель , Прус комментировал достижения таких ученых и ученых, как Джон Стюарт Милль , Чарльз Дарвин , Александр Бейн , Герберт Спенсер и Генри Томас Бакл ; [ 15 ] призвал поляков изучать науку и технику, а также развивать промышленность и торговлю; [ 16 ] поощрял создание благотворительных учреждений для оказания помощи обездоленным; [ 16 ] описал художественные и научно-популярные произведения таких писателей, как Герберт Уэллс ; [ 17 ] и превозносил рукотворные и природные чудеса, такие как соляная шахта в Величке , [ 18 ] 1887 года солнечное затмение , свидетелем которого он стал в Млаве , [ 19 ] запланированное строительство Эйфелевой башни для Парижской выставки 1889 года , [ 20 ] и Наленчув , где он отдыхал 30 лет. [ 21 ]

Его «Еженедельные хроники» охватывали сорок лет (с тех пор они были переизданы в двадцати томах) и помогли подготовить почву для расцвета польской науки и особенно математики в XX веке . [ а ] «Наша национальная жизнь, — писал Прус, — примет нормальное русло лишь тогда, когда мы превратимся в полезный, необходимый элемент цивилизации, когда мы сможем ничего не давать даром и ничего не требовать даром». [ 23 ] Социальная значимость науки и техники вновь стала темой в его романах «Кукла» (1889). [ 24 ] и фараон (1895 г.). [ 25 ]

Из современных мыслителей наибольшее влияние на Пруса и других писателей польского « позитивистского » периода (примерно 1864–1900 гг.) оказал Герберт Спенсер , английский социолог, придумавший фразу « выживает сильнейший ». Прус называл Спенсера « Аристотелем XIX века» и писал: «Я вырос под влиянием спенсеровской эволюционной философии и прислушивался к ее советам, а не к советам идеалистической или контовской философии ». [ 26 ] Прус интерпретировал «выживание наиболее приспособленных» в социальной сфере как участие не только в конкуренции, но и в сотрудничестве; и он принял метафору Спенсера об обществе как организме . [ 27 ] Он использовал эту метафору с поразительным эффектом в своем микрорассказе 1884 года « Форма Земли » и во введении к своему историческому роману 1895 года « Фараон ». [ 28 ]

После того, как Прус начал вести регулярные еженедельные газетные колонки, его финансы стабилизировались, что позволило ему 14 января 1875 года жениться на дальней родственнице по материнской линии Октавии Трембиньской. Она была дочерью Катажины Трембиньской, в доме которой он прожил после освобождения из тюрьмы два года с 1864 по 1866 год, окончив среднюю школу. [ 29 ] Пара усыновила мальчика Эмиля Трембиньского (родился 11 сентября 1886 года, сына зятя Пруса Михала Трембиньского, умершего 10 ноября 1888 года). [ 30 ] Эмиль был образцом Мошенника в главе 48 романа Пруса 1895 года «Фараон» . [ 31 ] 18 февраля 1904 года, в возрасте семнадцати лет, Эмиль смертельно выстрелил себе в грудь на пороге безответной любви. [ 32 ] [ 33 ]

Утверждалось, что в 1906 году в возрасте 59 лет у Пруса родился сын Ян Богуш Сацевич. Матерью мальчика была Алина Сацевич, вдова доктора Казимира Сацевича, социально сознательного врача, которого Прус знал в Наленчуве. Доктор Сацевич, возможно, послужил образцом для доктора Юдима Стефана Жеромского в романе «Люди бездомные» (Бездомные) — персонажа, напоминающего доктора Стокмана из Генрика Ибсена пьесы «Враг народа» . [ 34 ] Прус, известный своей привязанностью к детям, живо интересовался маленьким Яном, о чем свидетельствует плодотворная переписка с матерью Яна (которую Прус пытался заинтересовать в письменной форме). Пруса Ян Сацевич стал одним из главных наследников и инженером и умер в немецком лагере после подавления Варшавского восстания в августе – октябре 1944 года. [ 35 ]

Герб, вдохновивший на создание псевдонима «Болеслав Прус ».

Хотя Прус был одаренным писателем, первоначально известным как юморист, поначалу он мало думал о своей журналистской и литературной деятельности. Таким образом, в начале своей карьеры в 1872 году, в возрасте 25 лет, он принял для своих газетных колонок и художественной литературы псевдоним « Прус» (« Прус I » был его семейным гербом ), сохранив за собой настоящее имя. Александр Гловацкий — за «серьёзное» письмо. [ 36 ]

Инцидент 1878 года иллюстрирует сильные чувства, которые могут возникнуть у восприимчивых читателей газетных колонок. Прус раскритиковал хулиганское поведение некоторых студентов Варшавского университета на лекции о поэте Винценте Поле . Студенты потребовали, чтобы Прус отказался от написанного. Он отказался, и 26 марта 1878 года несколько из них окружили его возле дома, куда он незадолго до этого вернулся в компании (в целях своей безопасности) двух коллег-писателей; один из студентов, Ян Савицкий, ударил Пруса по лицу. [ 37 ] Была вызвана полиция, но Прус отказался выдвигать обвинения. [ 38 ]

Семнадцать лет спустя, во время визита в Париж в 1895 году , воспоминания Пруса об этом инциденте все еще были настолько болезненными, что он, возможно, отказался (по разным сведениям) встретиться с одним из нападавших, Казимежем Длуским , и его женой Брониславой Длуской ( Марией Склодовской Кюри ). сестра его, которая 19 лет спустя, в 1914 году, отругала Джозефа Конрада за то, что он писал свои романы и рассказы на английском языке, а не на польском языке на благо польской культуры [ 39 ] ). [ 40 ] Эти любопытно взаимосвязанные инциденты с участием Длуских и двух авторов, возможно, иллюстрируют современную интенсивность оскорбленной польской национальной гордости.

В 1882 году по рекомендации предыдущего главного редактора, пророка позитивизма польского Александра Свентоховского Прус стал редактором варшавской ежедневной газеты « Новости». Газету купил в июне 1882 года финансист Станислав Кроненберг . Прус решил, в лучшем позитивистском духе, сделать его «обсерваторией социальных фактов» — инструментом для продвижения развития своей страны. Однако менее чем через год газета «Новини », которая имела историю финансовой нестабильности с тех пор, как в июле 1878 года она превратилась из воскресной газеты в ежедневную, закрылась, и Прус возобновил написание колонок . [ 41 ] [ 42 ] Он продолжал работать журналистом до конца своей жизни, задолго до того, как добился успеха как автор рассказов и романов. [ 43 ]

В газетной колонке 1884 года, опубликованной за два десятилетия до полета братьев Райт, Прус предвидел, что полет с двигателем не приблизит человечество к всеобщей вежливости: «Разве среди летающих существ есть только голуби, а не ястребы? Будет ли летательная машина завтрашнего дня подчиняться только честным людям?» а мудрые, а не дураки и лжецы?... Ожидаемые социальные изменения могут свестись к новой форме погони и боя, в которой человек, побежденный на высоте, упадет и разобьет череп мирный человек внизу». [ 44 ]

В колонке за январь 1909 года Прус обсуждал книгу Герберта Уэллса 1901 года «Предчувствия» , включая предсказание Уэллса о том, что к 2000 году, после поражения немецкого империализма «на суше и на море», возникнет Европейский Союз , который распространится на восток. включить западных славян поляков , чехов и словаков . Последние народы вместе с венграми и шестью другими странами действительно вступили в Евросоюз в 2004 году. [ 17 ]

Прус, Холевинский . Фронтиспис к первому изданию книги «Кукла» , 1890 год.

предложенную французским критиком-позитивистом Ипполитом Теном , как второе, наряду с науками, средство изучения действительности. Со временем Прус принял концепцию искусства, включая литературу, [ 45 ] [ 46 ] и он уделял больше внимания своей побочной деятельности как писатель рассказов . Рассказы Пруса, получившие большой успех, во многом обязаны литературному влиянию польского романиста Юзефа Игнация Крашевского , а среди англоязычных писателей - Чарльзу Диккенсу и Марку Твену . [ 47 ] На его художественную литературу также повлияли французские писатели Виктор Гюго , Гюстав Флобер , Альфонс Доде и Эмиль Золя . [ 48 ]

Прус написал несколько десятков рассказов, первоначально опубликованных в газетах, по объему от микрорассказа до новеллы . Для них характерны острое наблюдение Пруса за повседневной жизнью и чувство юмора, которое он рано отточил, работая в юмористических журналах. [ 49 ] Преобладание тем повседневной жизни соответствует художественной программе польского позитивизма, которая стремилась изобразить обстоятельства жизни населения, а не жизни романтических героев предыдущего поколения. Литературный период, в который писал Прус, был якобы прозаическим , в отличие от поэзии романтиков; но проза Пруса часто бывает поэтической прозой . Его рассказы также часто содержат элементы фантастики и прихоти. Изрядное количество первоначально появилось в новогодних выпусках газет. [ 50 ]

Прус долгое время избегал написания исторической художественной литературы , утверждая, что она неизбежно искажает историю . Он критиковал современных исторических романистов за их упущения в исторической точности, в том числе за неспособность Генрика Сенкевича в военных сценах его трилогии , изображающей польскую историю 17-го века, описать логистику войны . Лишь в 1888 году, когда Прусу исполнилось сорок, он написал свою первую историческую фантастику — потрясающий рассказ « Легенда Древнего Египта ». Этот рассказ через несколько лет послужил предварительным наброском к его единственному историческому роману «Фараон» (1895). [ 51 ] [ 52 ]

В конце концов Прус написал четыре романа о том, что он назвал в письме 1884 года «великими вопросами нашего времени»: [ 53 ] «Застава» ( Плакувка , 1886) о польском крестьянине; «Кукла» ( Лалька , 1889) об аристократии и горожанах , а также об идеалистах, борющихся за проведение социальных реформ ; «Новая женщина» ( Emancypantki , 1893) о феминистских проблемах; и его единственный исторический роман « Фараон» ( Faraon , 1895) о механизмах политической власти . Произведение величайшего размаха и самой универсальной привлекательности – это «Фараон» . [ 54 ] Романы Пруса, как и его рассказы, первоначально публиковались в газетных выпусках . [ 55 ]

Продав фараона издательской фирме Гебетнера и Вольфа, Прус 16 мая 1895 года отправился в четырехмесячное путешествие за границу. Он посетил Берлин , Дрезден , Карлсбад , Нюрнберг , Штутгарт и Рапперсвиль . В последнем швейцарском городе он пробыл два месяца (июль – август), лелея свою агорафобию и проводя много времени со своими друзьями, многообещающим молодым писателем Стефаном Жеромским и его женой Октавией. Пара обратилась за помощью к Прусу для Польского национального музея , расположенного в замке Рапперсвиль, где Жеромский был библиотекарем. [ 56 ]

Заключительный этап путешествия Пруса привел его в Париж , где его агорафобия не позволила ему пересечь реку Сену города и посетить южный левый берег . [ 56 ] Тем не менее он был рад обнаружить, что его описания Парижа в «Кукле» оказались точными (он основывал их главным образом на французских публикациях). [ 57 ] Из Парижа он поспешил домой, чтобы восстановить силы в Наленчуве после своего последнего путешествия за границу. [ 58 ]

Спустя годы

[ редактировать ]
Портрет Антония Каменского , 1897 г., посвященный 25-летию Пруса как журналиста и писателя-фантаста.
Фотография Прусской революции, сделанная Ядвигой Гольч , 1897 г., Национальный музей, Варшава.

На протяжении многих лет Прус оказывал поддержку многим благотворительным и социальным проектам, но было одно событие, о котором он сожалел из-за той широкой критики, которую оно вызвало: его участие в приветствии российского царя во время Николая II в Варшаву в 1897 году. визита [ 59 ] Как правило, Прус не вступал в политические партии , так как это могло поставить под угрозу его журналистскую объективность. Его ассоциации по замыслу и темпераменту были связаны с отдельными людьми и избранными достойными делами, а не с большими группами. [ 60 ]

Катастрофическое январское восстание 1863 года убедило Пруса в том, что общество должно развиваться посредством обучения, работы и торговли, а не посредством рискованных социальных потрясений. Однако он отошел от этой позиции в 1905 году, когда императорская Россия потерпела поражение в русско-японской войне и поляки потребовали автономии и реформ. 20 декабря 1905 года в первом номере недолговечного периодического издания Młodość («Молодежь») он опубликовал статью « Oda do młodości » («Ода молодости»), название которой восходит к стихотворению Адама Мицкевича 1820 года. . Прус писал, ссылаясь на свою прежнюю позицию по поводу революции и забастовок: «С величайшим удовольствием признаю — я был неправ!» [ 61 ]

Могила Пруса на Повонзском кладбище в Варшаве , спроектированная его племянником Станиславом Яковским.

В 1908 году Прус опубликовал в варшавском «Tygodnik Ilustrowany» («Иллюстрированный еженедельник») свой роман «Дети », изображающий молодых революционеров, террористов и анархистов того времени – нехарактерно лишенное юмора произведение. Три года спустя последний роман, « Перемены», должен был, как и «Кукла» , стать панорамой общества и его жизненных проблем. Однако в 1911 и 1912 годах роман едва начал публиковаться в « Иллюстрированном еженедельнике» , как его сочинение было прервано смертью Пруса. [ 62 ]

Ни один из двух поздних романов, «Дети или перемены », обычно не считается частью основного канона Прусса, а Чеслав Милош назвал «Детей» одним из самых слабых произведений Пруса. [ 63 ]

Последним романом Пруса, получившим признание публики, был «Фараон» , законченный в 1895 году. Изображая упадок Египта Древнего Двадцатой династии и Нового царства тремя тысячами лет назад, «Фараон» также отразил потерю независимости Польшей столетием ранее, в 1795 году. [ 64 ] — независимость, до восстановления которой после Первой мировой войны Прус не дожил.

19 мая 1912 года в его варшавской квартире на улице Вольфа, 12 ( улица Вильча, 12 ), недалеко от площади Тройного Креста , его сорокалетняя журналистская и литературная карьера подошла к концу, когда умер 64-летний автор. [ 65 ]

Любимого писателя -агорафоба оплакивала нация, которую он, как солдат, мыслитель и писатель, стремился спасти от забвения. [ 66 ] Тысячи людей посетили его панихиду 22 мая 1912 года в церкви Св. Александра на близлежащей площади Тройного Креста ( Plac Trzech Krzyży ) и его погребение на Повонзком кладбище . [ 67 ]

Могилу Пруса спроектировал его племянник, известный скульптор Станислав Яковский . На трех сторонах он носит имя романиста Александра Гловацкого , годы его рождения и смерти, а также его Болеслав псевдоним Прус . Эпитафия Cor на четвертой стороне, « Serce Serc » («Сердце сердец»), была намеренно заимствована из латинского « Cordium » на могиле английского поэта-романтика Перси Биши Шелли на Рима протестантском кладбище . [ 68 ] [ 69 ] Под эпитафией стоит фигура маленькой девочки, обнимающей гробницу, – фигура, символизирующая известное сочувствие и привязанность Пруса к детям. [ 70 ] [ 71 ]

Вдова Пруса, Октавия Гловацкая, пережила его на двадцать четыре года и умерла 25 октября 1936 года. [ 72 ]

В 1902 году редактор варшавской газеты «Курьер Кодзенни» («Дейли курьер») высказал мнение, что, если бы сочинения Пруса были хорошо известны за рубежом, он должен был бы получить одну из недавно созданных Нобелевских премий . [ 73 ]

Наследие

[ редактировать ]
Мемориальная доска 1982 года на Варшавского университета в дворце Казимеж память о студенте Болеславе Прусе 1866–1868 годов.

3 декабря 1961 года, почти через полвека после смерти Пруса, во дворце Малаховских XVIII века в Наленчуве , недалеко от Люблина на востоке Польши, был открыт посвященный ему музей. Возле дворца находится скульптура Пруса, сидящего на скамейке. Еще один скульптурный памятник Прусу в Наленчуве, созданный Алиной Слесиньской, был открыт 8 мая 1966 года. [ 74 ] Именно в Наленчуве Прус отдыхал тридцать лет с 1882 года до своей смерти и встретил молодого Стефана Жеромского . Прус был свидетелем на свадьбе Жеромского в 1892 году и щедро помог развитию литературной карьеры молодого человека. [ 75 ]

Хотя Прус придерживался позитивистских и реалистических взглядов, многое в его художественной литературе демонстрирует качества, совместимые с до восстания 1863 года польской романтической литературой . польского -романтика поэта Адама Мицкевича . Действительно, он очень уважал [ 76 ] В свою очередь, романы Пруса, особенно «Кукла» и «Фараон» , с их новаторскими композиционными приемами проложили путь польскому роману ХХ века. [ 77 ]

Роман Пруса « Кукла » с его богатыми реалистичными деталями и простым, функциональным языком Чеслав Милош считал великим польским романом. [ 78 ]

Джозеф Конрад во время своего визита в Польшу в 1914 году, когда разразилась Первая мировая война , «наслаждался своим любимым Прусом» и читал все, что попадало в руки десятилетнего старшего, недавно умершего автора. [ 79 ] Он назвал «Новую женщину» (первый роман Пруса, который он прочитал) «лучше, чем Диккенс », поскольку Диккенс был любимым автором Конрада. [ 80 ] Милош , однако, считал «Новую женщину » «в целом… художественным провалом…». [ 81 ] Зигмунт Швейковский также упрекнул «Новую женщину» за расплывчатую, косвенную конструкцию; но это, по его мнению, было частично искуплено юмором Пруса и некоторыми превосходными эпизодами, в то время как «Трагедия госпожи Леттер и изображение [города] Иксинува относятся к числу высших достижений [польского] романописания. " [ 82 ]

«Фараон» , исследование политической власти , стал любимым романом советского диктатора Иосифа Сталина , стал прообразом судьбы президента США Джона Ф. Кеннеди и продолжает приводить аналогии с более поздними временами. [ 83 ] «Фараона» часто называют «самым лучшим романом Пруса». [ 84 ] - действительно, «один из лучших [из всех] польских романов». [ 85 ] Частично это произошло из-за того, что «Фараон» был полностью написан до выхода в газетную сериализацию, а не писался частями непосредственно перед печатью, как это было в случае с более ранними крупными романами Пруса. [ 86 ]

Кукла и Фараон доступны в английской версии. [ 87 ] «Кукла» переведена на двадцать восемь языков, а «Фараон» — на двадцать три. Кроме того, «Кукла» была несколько раз экранизирована (в том числе фильм 1968 года режиссера Войцеха Ежи Хаса ) и выпущена как телевизионный мини-сериал 1977 года ( «Лалка» , режиссер Рышард Бер ). «Фараон» был экранизирован в художественном фильме 1966 года .

Между 1897 и 1899 годами Прус опубликовал в «Варшавском ежедневном курьере» ( Kurier Codzienny ) монографию « Самые общие жизненные идеалы» ( Najogólniejsze ideały życiowe ), в которой систематизировались этические идеи, которые он разработал за свою карьеру относительно счастья , полезности и совершенства в жизни людей. личности и общества. [ 88 ] В ней он вернулся к общественно-организующим (то есть политическим) интересам, которые были разочарованы во время его работы в качестве редактора «Новины» пятнадцатью годами ранее. Книжное издание вышло в 1901 г. (2-е, переработанное издание, 1905 г.). Эта работа, основанная на Джереми Бентама и утилитарной философии взгляде Герберта Спенсера на общество как организм, сохраняет интерес, особенно для философов и социологов . [ 89 ]

Еще один из научных проектов Пруса остался незавершенным после его смерти. На протяжении всей своей писательской карьеры он стремился разработать последовательную теорию литературной композиции. Его заметки с 1886 по 1912 год так и не были объединены в законченную книгу, как он намеревался. [ 90 ] [ б ] Его заповеди включали в себя принцип: « Существительные , существительные и еще раз существительные». Пруса Некоторые особенно интригующие фрагменты описывают комбинаторные расчеты миллионов потенциальных «индивидуальных типов» человеческих характеров с учетом установленного количества «индивидуальных черт ». [ 92 ]

В карьере Пруса был отмечен любопытный аспект сравнительной литературы , который соответствовал карьере его американского современника Амброуза Бирса (1842–1914). Каждый из них родился и вырос в сельской местности и имел «польские» связи (Бирс, родившаяся за пять лет до Пруса, выросла в округе Костюшко, штат Индиана , и посещала среднюю школу в административном центре округа , Варшаве, штат Индиана ). Каждый из них стал войны жертвой с боевой травмой головы : Прус в 1863 году во время Польского восстания 1863–65 годов ; Бирс в 1864 году во время Гражданской войны в США . Каждый испытал фальстарт в других профессиях и в двадцать пять лет стал журналистом на следующие сорок лет; не смог сохранить карьеру главного редактора; прославился как писатель рассказов; потерял сына при трагических обстоятельствах (Прус, приемный сын; Бирс, оба его сына); достиг превосходных юмористических эффектов, изображая человеческий эгоизм (Прус особенно в «Фараоне» , Бирс в «Словаре дьявола» ); с раннего детства его преследовали проблемы со здоровьем (Прус, агорафобия ; Бирс, астма) . ); и умер через два года после другого (Прус в 1912 году; Бирс предположительно в 1914 году). Однако Прюс, в отличие от Бирса, перешел от рассказов к написанию романов. [ 93 ]

в Варшаве. Статуя Пруса, увеличенная в два раза больше, на Краковском предместье
Мемориальная доска 1936 года, Крестовоздвиженская церковь, Варшава , работа племянника Пруса Станислава Яковского.
«2012: Год Прусса»: плакат, посвященный 100-летию со дня смерти Пруса, в витрине Польской академии наук , Краковское предместье , Варшава , 2012 г.

При жизни Пруса и после него его вклад в польскую литературу и культуру увековечивался независимо от характера политической системы, существовавшей в то время. Его 50-летие в 1897 году было отмечено специальными выпусками газет, посвященными его 25-летию как журналиста и писателя-фантаста, а его портрет был заказан художнику Антонию Каменьскому . [ 94 ]

, где родился Прус Город Грубешув , недалеко от нынешней польско- украинской границы, украшен его скульптурой под открытым небом.

Мемориальная доска 1982 года на административном здании Варшавского университета , историческом дворце Казимежа , посвящена годам пребывания Пруса в университете в 1866–68 годах. Через дорогу ( Krakowskie Przedmieście ) от университета, в Крестовоздвиженской церкви , рядом с колонной, в которой хранится сердце Шопена , находится мемориальная доска 1936 года племянника Пруса Станислава Яковского с профилем Пруса, посвященная памяти «великого писателя». и учитель нации». [ 95 ]

На фасаде нынешней варшавской улицы Вильча, 12 , на месте последнего дома Пруса, находится мемориальная доска, посвященная самому известному жителю ранее несуществующего здания. В нескольких сотнях метров отсюда улица Болеслава Пруса переходит в юго-восточный угол варшавской площади Тройного Креста . На этой площади стоит церковь Святого Александра, где прошли похороны Пруса. [ 96 ]

в Варшаве В 1937 году мемориальные доски были установлены на Краковском предместье, 4 и 7 два главных героя романа Пруса « Кукла » — Станислав Вокульский и Игнаций Ржецкий соответственно. , где, как было установлено, проживали [ 97 ] На той же улице, в парке, прилегающем к отелю «Бристоль» , недалеко от места газеты, для которой писал Прус, стоит статуя Пруса, увеличенная в два раза, созданная в 1977 году Анной Каменской-Лапинской ; [ 98 ] его высота около 12 футов, он стоит на минимальном постаменте, как и подобает писателю, идущему по одной земле со своими собратьями.

В соответствии с интересом Пруса к торговле и технологиям, грузовое судно компании Polish Ocean Lines. в его честь было названо [ 99 ]

В течение 10 лет, с 1975 по 1984 год, поляки почтили память Пруса монетой номиналом 10 злотых с изображением его профиля. В 2012 году, к 100-летию со дня его смерти, польский монетный двор выпустил три монеты индивидуального дизайна: из золота, серебра и алюминиево-цинкового сплава. [ 100 ]

Художественные и научно-популярные произведения Пруса сохраняют актуальность и в наше время. [ 101 ]

Работает

[ редактировать ]

Ниже приводится хронологический список известных работ Болеслава Пруса. Приводятся переведенные названия, за которыми следуют оригинальные названия и даты публикации.

Застава , издание 1885–86 гг. книжное
  • Души в рабстве написано , в 1876 году, выпущено в 1877 году.
  • Слава ( Слава , начало в 1885 году, так и не закончилось)
  • Застава . 1885–86 гг ,
  • Кукла ( Кукла , 1887–89)
  • Новая женщина ( Эмансипантки , 1890–93)
  • Фараон ( «Фараон» , написано в 1894–1895 гг.; сериализовано в 1895–96 гг.; опубликовано в виде книги в 1897 г.)
  • Дети ( Dzieci , 1908; примерно первые девять глав первоначально появились, в несколько иной форме, в 1907 году под названием Dawn [ Świt ])
  • Перемены ( «Пшемяны» , начато 1911–12; незакончено)
  • «Бабушкины хлопоты» ( 1874 г. )
  • «Дворец и хижина» ( «Pałac i Rudera», 1875)
  • «Бальное платье» ( «Сукенка балова», 1876 г.)
  • «Сирота» ( «Sieroca dola», 1876)
  • «Приключения Эдди» ( «Пшигоды Эдзя», 1876)
  • «Проклятое счастье» ( «Проклятое счастье», 1876)
  • «Медовый месяц» ( «Месяц нектара» , 1876)
  • «В борьбе с жизнью» ( «W walce z życiem» , 1877)
  • «Сочельник» ( «На gwiazdkę» , 1877)
  • «Бабушкина шкатулка» ( «Szkatułka babki», 1878 г.)
  • «Приключение маленького Стэна» ( «Пшигода Стасия», 1879)
  • «Новый год» ( «Новый рок», 1880)
  • «Возвращение волны» ( «Powracająca fala», 1880)
  • «Михалко» (1880)
  • «Антек» (1880)
  • «Обращенный» ( «Наврокони», 1880)
  • « Шарманка » ( «Катаринка», 1880 г.)
  • «Один из многих» ( «Jeden z wielu», 1882)
  • « Жилет » ( «Камизелька», 1882)
  • «Он» ( «Он», 1882)
  • « Угасающие голоса » ( «Тихие голоса», 1883)
  • «Грехи детства» ( «Грехи детства», 1883)
  • « Плеснь земная » ( «Плесь Свята», 1884: блестящая микроистория, изображающая человеческую историю как бесконечную череду конфликтов между колониями плесени, населяющими общий валун)
  • « Живой телеграф » ( «Живой телеграф», 1884 г.)
  • « Орест и Пилад » ( «Орест и Пилад», 1884)
  • «Она меня любит?... Она меня не любит?...» ( «Коча—не коча?...» , микрорассказ , 1884)
  • «Зеркало» ( «Зверчадло», 1884)
  • «В отпуске» ( «На вакачях», 1884)
  • «Старая сказка» ( «Старая байка», 1884 г.)
  • «В свете луны» ( «Przy księżycu», 1884)
  • «Ошибка» ( «Омылка», 1884)
  • «Господин Дутковский и его ферма» ( «Пан Дутковский и его фолварк», 1884)
  • «Музыкальные отголоски» ( «Echa muzyczne», 1884).
  • «В горах» ( «В горах», 1885)
  • « Оттенки » ( «Ciene», 1885: запоминающийся микрорассказ на экзистенциальные темы)
  • «Аньелька» (1885)
  • «Странная история» ( «Dziwna historia», 1887).
  • « Легенда о Древнем Египте » ( «Z Legend Dawnego Egiptu», Пруса 1888: потрясающее первое произведение исторической фантастики ; предварительный набросок к его единственному историческому роману , «Фараон» который он написал в 1894–1895 годах)
  • «Сон» ( «Сен», 1890)
  • «Жития святых» ( «Жития святых», 1891–92).
  • «Примирились» ( «Поеднани», 1892)
  • «Композиция Маленького Фрэнка: О милосердии »
  • «Рассказ доктора» ( 1902)
  • «Воспоминания велосипедиста» ( «Из воспоминаний велосипедиста», 1903)
  • «Месть» ( «Земста», 1908)
  • «Фантомы» ( «Видзядла», 1911, впервые опубликовано в 1936 году)

Художественная литература

[ редактировать ]
  • «Письма из старого лагеря» ( «Listy ze starego obozu» ), 1872: первое сочинение Пруса, подписанное псевдонимом Болеслав Прус .
  • «О строении Вселенной» ( «Obudowie wszechświata» ), публичная лекция, 23 февраля 1873 г.
  • « Об открытиях и изобретениях » ( «O odkryciach i wynalazkach» ): публичная лекция, прочитанная 23 марта 1873 года Александром Гловацким [Болеславом Прусом], принятая [российской] цензурой (Варшава, 21 апреля 1873 года), Варшава, напечатано Ф. Крокошиньская, 1873 г. Перевод с польского Кристофер Каспарек . [1] [2]
  • «Путевые заметки (Величка)» [ «Картки z podróży (Величка)», 1878 — впечатления Пруса от соляной шахты в Величке ; они помогли сформировать концепцию египетского лабиринта в романе Пруса 1895 года «Фараон ».
  • «Слово к публике» ( «Słówko do publiczności», 11 июня 1882 г. - инаугурационное обращение Пруса к читателям в качестве нового главного редактора ежедневной газеты « Новины » [Новости), в котором он, как известно, предлагал сделать ее «обсерваторией социальных событий». факты, как существуют обсерватории, изучающие движение небесных тел или — климатические изменения».)
  • «Набросок к программе при условиях теперешнего развития общества», 23–30 марта 1883 г. — лебединая песня пррусовской редакции « Новины »).
  • « Мечом » Сенкевича старинный Генрика огнём роман и
  • «Парижская башня» ( «Wieża paryska», 1887 г. — причудливые путешествия с участием Эйфелевой башни , самого высокого сооружения в мире, которое тогда еще не было построено для Парижской Всемирной выставки 1889 г. )
  • «Путешествие по Земле и на Небесах» ( «Wędrówka po ziemi i niebie», 1887 — впечатления Пруса от солнечного затмения , которое он наблюдал в Млаве ; они помогли вдохновить сцены солнечного затмения в его романе 1895 года «Фараон» ).
  • Слово критике polemic« позитивной о »
  • «Еусапия Палладино» (1893 — газетная колонка о медиумических сеансах, проводимых в Варшаве итальянским спиритуалистом ; Евсапией Палладино они помогли вдохновить подобные сцены в романе Пруса 1895 года « Фараон» )
  • «Из Наленчува» ( «Z Nałęczowa», 1894 - гимн Пруса целебным водам, природной и социальной среде его любимого места отдыха, Наленчува )
  • Наиболее общие жизненные идеалы , 1905 г. — Система прагматической этики Пруса.
  • «Ода молодости» ( «Oda do młodości», 1905 — признание Пруса, что до поражения Российской империи в Русско-японской войне он слишком осторожно смотрел на шансы на улучшение политического положения Польши)
  • «Видения будущего» ( «Wizje przyszłości», 1909 г. — обсуждение Герберта Уэллса 1901 г. футурологической книги «Предчувствия» , в которой, среди прочего, предсказывалось поражение немецкого империализма, господство английского языка и существование, к 2000 году « Европейского Союза », в который вошли славянские народы Центральной Европы )
  • «Поэт, воспитатель нации» ( «Poeta wychowawca narodu», 1910 — обсуждение культурных и политических принципов, заложенных польским поэтом Адамом Мицкевичем )
  • «Чему мы... никогда не научились из истории Наполеона» ( «Czego nas... nie nauczyły dzieje Наполеона» — вклад Пруса в выпуск Варшавского иллюстрированного еженедельника от 16 декабря 1911 года , полностью посвященный Наполеону )

Переводы

[ редактировать ]
Прус, нарисованный его другом Станиславом Виткевичем , 1887 г.

Сочинения Пруса переведены на многие языки: его исторический роман «Фараон» — на двадцать три; его современный роман «Кукла» — в двадцать восемь. Работы Пруса были переведены на хорватский язык членом Хорватской академии наук и искусств Мусулиным Степаном .

Киноверсии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Прус был не единственным, кто выступал за развитие науки и техники. Это было частью духа времени. Великий польский математик Казимеж Куратовский пишет, что в период, когда Польша находилась под полным иностранным управлением (1795–1918), «было распространено убеждение, что развитие науки и рост ее потенциала каким-то образом гарантировали [выживание] [ Польская] нация». [ 22 ]
  2. В 1890 году Прус писал: «Когда я начинал как писатель, я писал отчасти инстинктивно, отчасти путем непреднамеренного подражания. Мои произведения представляли собой собрание случайных наблюдений, составленных, без сомнения, на фоне прочитанного. Каждый начинающий автор делает то же самое. Конечно, такая работа была для меня большим унижением [...] Потом я начал расспрашивать авторов постарше, и они сказали мне, что «правил нет и быть не может». любой, для искусства написания романов». [...] Тогда [около 1880 года], доведенный до отчаяния, я начал пытаться решить для себя вопрос: «Можно ли литературное искусство свести к общим правилам?» После нескольких лет наблюдений и размышлений дело стало для меня проясняться, и уже в августе 1886 года я сделал свои первые записи [...] и, если Бог даст, надеюсь опубликовать научную теорию литературного искусства. Я ожидаю, что он будет содержать некоторые довольно новые вещи». [ 91 ]
  1. ^ Милош, Чеслав (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 302. ISBN  978-0-520-04477-7 .
  2. ^ Милош, Чеслав (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 291. ISBN  978-0-520-04477-7 . Несомненно, самым выдающимся писателем того периода был Болеслав Прус...
  3. ^ Кристина Токарзовна, Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества (Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь его жизни и творчества), изд. Зигмунт Швейковский, Варшава, Национальный издательский институт, 1969, стр. 12.
  4. ^ Роберт Рид, Мария Кюри , с. 12.
  5. ^ Моника Пёнтковска , Прус: Биографическое расследование, Краков , Wydawnictwo Znak , 2017, ISBN   978-83-240-4543-3 , стр. 49–50.
  6. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 146–47.
  7. ^ Jump up to: а б Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , стр. 147.
  8. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , стр. 165.
  9. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита. Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества . стр. 45–46.
  10. ^ Фита, Станислав, изд. (1962). Воспоминания о Болеславе Прусе (Воспоминания о Болеславе Прусе) . стр. 113.
  11. ^ Кристина Токарзовна и Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912 , стр. 51–52.
  12. ^ Jump up to: а б Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 147.
  13. ^ Эдвард Песчиковский, Болеслав Прус , стр. 19, 148.
  14. ^ Эдвард Песчиковский, Болеслав Прус , стр. 148.
  15. ^ Швейковский, Зигмунт (1947). Творческое письмо Болеслава Пруса . стр. 18–23, 31–32, 293–94 и пассим .
  16. ^ Jump up to: а б Кристина Токарзовна и Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества (Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь его жизни и творчества), passim .
  17. ^ Jump up to: а б Каспарек, Кристофер (2003). «Футурологическая заметка: Прус о Герберте Уэллсе и 2000 году». Польское обозрение . 48 (1): 94.
  18. ^ Каспарек, Кристофер (1997). «Прусский фараон и соляная шахта в Величке». Польское обозрение . 42 (3): 349–55.
  19. ^ Каспарек, Кристофер (1997). «Прусский фараон и солнечное затмение». Польское обозрение . 42 (4): 471–78.
  20. ^ Болеслав Прус, «Парижская башня» , в Kurier Warszawski (Варшавский курьер), вып. 59, 1887.
  21. ^ Болеслав Прус, «Z Nałęczowa» («Из Наленчува»), в Kurier Codzienny (Daily Courier), вып. 237, 1894.
  22. ^ Куратовский, Казимеж (1980). Полвека польской математики: воспоминания и размышления . Пергамон Пресс. ISBN  0-08-023046-6 .
  23. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 49.
  24. ^ Зигмунт Швейковский , Twórczość Bolesława Prusa (Творческое письмо Болеслава Пруса), стр. 170–71.
  25. ^ Кристофер Каспарек Пруса , « Фараон : Учебник по власти», The Polish Review , vol. XL, нет. 3, 1995, с. 332.
  26. ^ Зигмунт Швейковский , Twórczość Bolesława Prusa (Искусство Болеслава Пруса), стр. 22.
  27. ^ Зигмунт Швейковский , Twórczość Bolesława Prusa (Искусство Болеслава Пруса), стр. 32–33.
  28. ^ Кристофер Каспарек Пруса , « Фараон : создание исторического романа», The Polish Review , 1994, вып. 1, с. 49.
  29. После смерти Пруса в 1912 году она пережила его до своей смерти 25 октября 1936 года. Тадеуш Хиж, « Час у Октавии Октавии » («Час у Октавии Гловацкой»), в книге « Воспоминания о Болеславе Прус» , 281.
  30. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита. Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества , 387.
  31. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита. Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества . стр. 605.
  32. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита. Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества . стр. 604.
  33. Девушкой была Янина Глосковская, падчерица Людвика Трембиньского, брата жены Пруса Октавии Трембиньской. Кристина Токарзовна и Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и работы , стр. 782.
  34. ^ Кристофер Каспарек , «Футурологическая заметка: Прус о Герберте Уэллсе и 2000 году», The Polish Review , vol. XLVIII, нет. 1, 2003, с. 89.
  35. ^ Паузер-Клоновска, Габриэла. Последняя любовь в жизни Болеслава Пруса . стр. пассим.
  36. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 148.
  37. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита. Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества . стр. 187–90.
  38. ^ Лорентович, Ян ( Spojrzenie back , 1935), в книге « Воспоминания о Болеславе Прусе» , 106.
  39. ^ Здзислав Найдер , Джозеф Конрад : Жизнь , 2007, стр. 463.
  40. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита. Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества . стр. 474.
  41. ^ Кристина Токарзовна и Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества (Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь его жизни и творчества), стр. 251.
  42. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , 152.
  43. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , стр. 166.
  44. ^ Цитируется по Зигмунту Швейковскому , Twórczość Bolesława Prusa (Творческое письмо Болеслава Пруса), 2-е изд., Варшава, Национальный издательский институт, 1972, стр. 171.
  45. ^ Швейковский, Зигмунт . Работа Болеслава Пруса . стр. 109.
  46. Параллели между открытиями в науке и искусстве, включая феномен множественных открытий , были проведены Дэвидом Лэмбом, «Множественное открытие: модель научного прогресса» , Амершам, Avebury Press, 1984.
  47. ^ Милош, Чеслав (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 293. ISBN  978-0-520-04477-7 .
  48. ^ Швейковский, Зигмунт . Работа Болеслава Пруса . стр. 66, 84, 122 и пассим .
  49. ^ Швейковский, Зигмунт . Работа Болеслава Пруса . стр. пассим.
  50. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества , passim .
  51. ^ Хиж, Тадеуш, в Станиславе Фите, изд., Воспоминания о Болеславе Прусе , 277–78.
  52. ^ Швейковский, Зигмунт, «Geneza noweli 'Z Legend Dawnego Egiptu'» (Происхождение рассказа, «Легенда о Древнем Египте»), в Nie tylko o Prusie: szkice (Не только о Прусе: Очерки), 1-е изд. ., 1967, стр. 256–61.
  53. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , 67.
  54. ^ Каспарек, Кристофер Пруса , « Фараон и перевод Куртина», The Polish Review , том. XXXI, нет. 2–3 (1986), 127.
  55. ^ Швейковский, Зигмунт, Твурчосц Болеслава Прус , passim .
  56. ^ Jump up to: а б Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 157.
  57. Устный рассказ вдовы Пруса Октавии Гловацкой, цитируется Тадеушем Хижем, « Czasa u pani Oktawia » («Час у Октавии Гловацкой»), в книге « Воспоминания о Болеславе Прусе» , 278.
  58. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 157–58.
  59. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 159–60.
  60. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита; Зигмунт Швейковский, изд.; Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь его жизни и творчества (Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь его жизни и творчества), 1969, passim .
  61. ^ Токарзовна, Кристина; Станислав Фита. Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества . стр. 626.
  62. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 142–43, 165–67.
  63. ^ Милош, Чеслав (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 303. ISBN  978-0-520-04477-7 .
  64. ^ Каспарек, Кристофер Пруса (1994), « Фараон : создание исторического романа», The Polish Review , 39 (1), 46.
  65. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , 167.
  66. ^ Врублевский, Збигнев. Та самая рука .
  67. ^ Котарбинский, Милош, «Несколько свободных воспоминаний о Болеславе Прусе» , в Станиславе Фите, изд., Воспоминания о Болеславе Прусе , 147–48.
  68. ^ Кристина Токарзовна и Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества (Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь его жизни и творчества), под редакцией Зигмунта Швейковского , Варшава, Национальный издательский институт , 1969, стр. .708.
  69. ^ Котарбинский, Милош, « Несколько свободных воспоминаний о Болеславе Прусе », в Станиславе Фите, изд., Воспоминания о Болеславе Прусе , 148, 151.
  70. ^ Хиж, Тадеуш, « Час у Октавии Гловацкой», в Станиславе Фите, изд., Воспоминания о Болеславе Прусе , 279.
  71. ^ Паузер-Клоновская, Габриэла, Последняя любовь в жизни Болеслава Пруса , passim .
  72. ^ Моника Пёнтковска , Прус: Биографическое расследование, Краков , Wydawnictwo Znak , 2017, ISBN   978-83-240-4543-3 , с. 456.
  73. ^ Кристина Токарзовна и Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь жизни и творчества (Болеслав Прус, 1847–1912: Календарь его жизни и творчества), под редакцией Зигмунта Швейковского , Варшава, Национальный издательский институт , 1969, стр. . 576–77.
  74. Токарзовна, Кристина и Станислав Фита, Болеслав Прус, 1847–1912 , фото на стр. 705.
  75. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , стр. 152, 156.
  76. ^ Швейковский, Зигмунт . Работа Болеслава Пруса . стр. 111–12.
  77. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 10–14.
  78. ^ Милош, Чеслав (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 296. ISBN  978-0-520-04477-7 .
  79. ^ Найдер, Здислав . Конрад глазами семьи . стр. 209.
  80. ^ Найдер, Здислав . Конрад глазами семьи . стр. 215.
  81. ^ Милош, Чеслав (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 299. ISBN  978-0-520-04477-7 .
  82. ^ Швейковский, Зигмунт. Работа Болеслава Пруса . стр. 288.
  83. ^ Каспарек, Кристофер (1986). Пруса « Фараон и перевод Куртина». Польское обозрение . 31 (2–3): 127–35.
  84. ^ Например, Янина Кульчицкая-Салони, в изд. Яна Зигмунта Якубовского, Польская литература от средневековья до позитивизма, стр. 631.
  85. ^ Вильгельм Фельдман, цитируется по Терезе Тышкевич, Болеслав Прус , стр. 339.
  86. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , стр. 157.
  87. ^ Болеслав Прус, Кукла , перевод Дэвида Уэлша, отредактированный Дариушем Толчиком и Анной Заранко, 1996; Фараон , перевод с польского Кристофера Каспарека , 2-е изд., 2001 г.
  88. ^ Зигмунт Швейковский , Twórczość Bolesława Prusa (Искусство Болеслава Пруса), стр. 295–97 и пассим .
  89. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , стр. 138–39, 161, 163–64.
  90. ^ Мельковский, Стефан. Эстетические взгляды и литературно-критическая деятельность Болеслава Пруса . стр. 84–146.
  91. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 74–75.
  92. ^ Мельковский, стр. 117–23.
  93. ^ Каспарек, Кристофер (1995). «Два микрорассказа Болеслава Пруса». Польское обозрение . 40 (1): 99–103.
  94. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 94–95, 159 и пассим .
  95. ^ Котарбинский, Милош, «Несколько свободных воспоминаний о Болеславе Прусе» , в Станиславе Фите, изд., Воспоминания о Болеславе Прусе , 147–48, 151.
  96. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 136–37.
  97. ^ Песчиковский, Эдвард, Болеслав Прус , 68–69.
  98. ^ Песчиковский, Эдвард. Болеслав Прусский . стр. 144–45.
  99. ^ « Болеслав Прус » . Польские океанские линии . Проверено 2 марта 2008 г.
  100. ^ «Три польские монеты в честь Болеслава Пруса» . Новости обновления монет . Проверено 21 сентября 2012 г.
  101. ^ Статьи свидетеля, такие как Александр Качоровский , «My z Wokulskiego» («Мы [Потомки] Вокульского) [главный герой романа Пруса «Кукла ]» в Plus Minus , Rzeczpospolita еженедельник (Республика), вып. 33 (1016), суббота-воскресенье, 18–19 августа 2012 г., с. П8-П9.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50b43a712968025574c10143c8c5ec7a__1723830600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/7a/50b43a712968025574c10143c8c5ec7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bolesław Prus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)