Jump to content

Учитель

Традиционные отношения гуру-ученик. Акварель, Пенджаб-Хиллз, Индия, 1740 год.

Гуру ( / ˈ ɡ r / санскрит : गुरु ; IAST : гуру; пали : гару ) — санскритский термин, обозначающий « наставника , наставника , эксперта или мастера» определенных знаний или области. [1] В паниндийских традициях гуру — это больше, чем учитель: традиционно гуру — это почтительная фигура по отношению к ученику (или шишья на санскрите, буквально ищущий [знания или истины ]) или ученику, причем гуру выступает в роли консультант, который помогает формировать ценности, делится как практическими знаниями , так и буквальными знаниями , является примером в жизни , источником вдохновения и помогает в духовной эволюции ученика». [2] На каком бы языке он ни был написан, Джудит Симмер-Браун говорит, что тантрический духовный текст часто кодифицируется на непонятном сумеречном языке, так что его никто не может понять без устного объяснения квалифицированного учителя, гуру. [3] Гуру также является духовным наставником, который помогает раскрыть те же возможности, которые гуру уже реализовал. [4]

Самые старые ссылки на концепцию гуру можно найти в самых ведических текстах индуизма . ранних [2] Гуру гуру и гурукула — школа, управляемая , были устоявшейся традицией в Индии к 1-му тысячелетию до нашей эры , и они помогли составить и передать различные Веды , Упанишады , тексты различных школ индуистской философии и постведические шастры. от духовных знаний до различных искусств. [2] [5] [6] Примерно к середине 1-го тысячелетия нашей эры археологические и эпиграфические данные множество крупных институтов гуру свидетельствуют о том , что в Индии существовало , некоторые из которых находились вблизи индуистских храмов , где традиция гуру-шишья помогала сохранять, создавать и передавать различные области знаний. [6] Эти гуру вели широкий спектр исследований, включая индуистские писания , буддийские тексты , грамматику , философию , боевые искусства , музыку и живопись . [6] [7]

Традиция гуру также встречается в джайнизме и относится к духовному наставнику, роль которого обычно выполняет джайнский аскет . [8] [9] В сикхизме традиция гуру играет ключевую роль с момента ее основания в 15 веке, ее основатель упоминается как Гуру Нанак , а ее писания — как Гуру Грантх Сахиб . [10] [11] Концепция гуру процветала в буддизме Ваджраяны , где тантрический гуру считается фигурой, которой следует поклоняться и чьи наставления никогда не следует нарушать. [12] [13]

Определение и этимология

[ редактировать ]

Слово гуру (санскрит: गुरु ), существительное, означает «учитель» на санскрите , но в древнеиндийских традициях оно имеет контекстуальные значения, выходящие за рамки того, что учитель означает в английском языке. [2] Гуру это нечто большее, чем тот, кто учит определенному типу знаний, и в объем этого термина входит тот, кто также является «советником, своего рода родителем ума ( Читта ) и Я ( Атман ), который помогает формировать ценности ( Ямас ). и ниямы ) и экспериментальное знание, а также конкретное знание , образец в жизни, источник вдохновения и тот, кто раскрывает смысл жизни ». [2] Это слово имеет то же значение в других языках, полученных из санскрита или заимствованных из него, таких как хинди , маратхи , пенджаби , тамильский , телугу , каннада , малаялам , одиа , бенгали , гуджарати и непальский . Малаяламский термин Ачарьян или Асан происходит от санскритского слова Ачарья .

Как существительное это слово означает передающего знание ( джняна ; также палийское : нана ). Как прилагательное оно означает «тяжелый» или «весомый» в смысле «тяжелый от знаний». [Примечание 1] тяжелый от духовной мудрости, [15] «тяжелый духовной тяжестью», [16] «наполненный хорошими качествами писаний и осознанием», [17] или «тяжелый с богатством знаний». [18] Это слово имеет свои корни в санскрите гри (призывать или восхвалять) и может иметь связь со словом гур , означающим «поднимать, поднимать или делать усилие». [19]

Санскритский гуру родственен латинскому gravis «тяжелый»; серьезный, весомый, серьезный' [20] и греческое βαρύς barus «тяжелый». Все три происходят от протоиндоевропейского корня *gʷerə- , в частности, от формы нулевой степени * gʷr̥ə- . [21]

Женские эквиваленты гуру иногда называют гурви. [ нужна ссылка ] Жена гуру — гуру патни или гуру ма . Сын гуру — гуру путра , а дочь гуру — гуру путри . [ нужна ссылка ]

Тьма и свет

[ редактировать ]

Слово гу — тьма, а слово ру — ее ингибитор.
Поскольку он предотвращает тьму, его называют гуру . 16.

Слог гу означает тьму, слог ру — того, кто их рассеивает,
Гуру назван так из-за его способности рассеивать тьму.

Популярная этимологическая теория считает, что термин «гуру» основан на слогах гу ( गु ) и ру ( रु ), которые, как утверждается, означают тьму и «свет, который ее рассеивает» соответственно. [Примечание 2] Гуру рассматривается как тот, кто «рассеивает тьму невежества». [Примечание 3] [Примечание 4] [26]

Рендер Краненборг с этим не согласен, заявляя, что тьма и свет не имеют ничего общего со словом «гуру» . Он описывает это как народную этимологию . [Примечание 5]

Джоэл Млеко утверждает: « Гу означает невежество, а Ру означает рассеиватель», при этом гуру означает того, кто «рассеивает невежество, все виды невежества», от духовного до таких навыков, как танцы, музыка, спорт и другие. [28] «рассеивающий тьму, тот, кто указывает путь» . определение гуру Карен Печилис утверждает, что, говоря простым языком, в индийской традиции распространено [29]

В книге «Западный эзотеризм и наука о религии » Пьер Риффар проводит различие между «оккультной» и «научной» этимологией, приводя в качестве примера этимологию слова «гуру», в которой это слово представлено как гу («тьма»). и ру («оттолкнуть»); последнее он иллюстрирует словом «гуру», имеющим значение «тяжелый». [30]

В индуизме

[ редактировать ]

Гуру — древняя и центральная фигура в традициях индуизма . [28] Окончательное освобождение, удовлетворение, свобода в форме мокши и внутреннего совершенства в индуистской вере считаются достижимыми двумя способами: с помощью гуру и с помощью эволюции через процесс кармы , включая перерождение в некоторых школах индуистской философии . [28] На индивидуальном уровне в индуизме Гуру – это множество вещей, в том числе учитель навыков, консультант, тот, кто помогает в зарождении ума и реализации своего «Я» ( Атмы ), кто прививает ценности и экспериментальные знания, образец для подражания, вдохновение и который помогает направлять духовное развитие ученика ( шишья ). [28] На социальном и религиозном уровне Гуру помогает продолжать религию и индуистский образ жизни. [28] Таким образом, Гуру играет историческую, почтительную и важную роль в индуистской культуре . [2]

Священные Писания

[ редактировать ]

Слово Гуру упоминается в самом раннем слое ведических текстов. Гимн 4.5.6 Ригведы, например, утверждает Джоэл Млеко, описывает гуру как «источник и вдохновитель познания Самости, сущности реальности» для того, кто ищет. [31]

Упанишады упоминают гуру . Чандогья Упанишада , например, в главе 4.4 заявляет, что только через гуру человек достигает важного знания, прозрения, которые ведут к Самопознанию. [32] Катха -упанишад в стихе 1.2.8 заявляет, что гуру необходим для приобретения знания. [32] В главе 3 Тайттирия-упанишады человеческое знание описывается как то, что связывает учителя и ученика посредством изложения, точно так же, как ребенок является связующим звеном между отцом и матерью посредством продолжения рода. [33] [34] Затем в «Тайттирия-упанишаде» гуру призывает ученика, как утверждает Млекко, «бороться, открывать и ощущать Истину, которая является источником, опорой и концом вселенной». [32]

Древняя традиция почитания гуру в индуистских писаниях очевидна в 6.23 Шветашватара -упанишады , где потребность в почтении и преданности к гуру приравнивается к потребности в благоговении к богу. [35] [36]

Человек, обладающий высочайшей преданностью Богу, так же предан Богу, как и своему духовному учителю .
Это значения, описанные великой душой 23 ॥ [37]
Тот, кто обладает высшей бхакти (любовью, преданностью) [38] Дэвы ( бога ),
как и его Дэва , так и его Гуру ,
Тому, кто благороден,
эти учения будут просветляющими.

- Шветашватара Упанишада 6.23 [39] [40]

«Бхагавад -гита» — это диалог, в котором Кришна говорит Арджуне о роли гуру и аналогичным образом подчеркивает в стихе 4.34, что те, кто хорошо знает свой предмет, жаждут хороших учеников, и ученик может учиться у такого гуру через почтение, служение , усилия и процесс исследования. [41] [42]

Возможности, роль и методы помощи студенту

[ редактировать ]
Ади Шанкара с учениками , Раджа Рави Варма (1904)

В индуистском тексте VIII века «Упадешасахасри адвайта -веданты » философа Ади Шанкары обсуждается роль гуру в оценке и руководстве учениками. [43] [44] В главе 1 он утверждает, что учитель — это лоцман, когда ученик идет по пути знаний, он — плот, когда ученик гребет. В тексте описываются потребности, роль и характеристики учителя, [45] следующее,

Когда учитель обнаруживает по признакам, что знания не усвоены или усвоены учеником неправильно, он должен устранить причины непонимания у ученика. Сюда входят прошлые и настоящие знания учащегося, недостаток предыдущих знаний о том, что составляет предметы дискриминации и правила рассуждения, такое поведение, как неограниченное поведение и речь, стремление к популярности, тщеславие своего происхождения, этические недостатки, которые являются средствами, противоречащими этим причинам. Учитель должен предписывать ученику средства, предписанные Шрути и Смрити , такие как избегание гнева, ямы, состоящие из ахимсы и другие, а также правила поведения, не противоречащие знанию. Он [учитель] также должен тщательно прививать ученикам такие качества, как смирение, которые являются средством к познанию.

- Ади Шанкара, Упадеша Сахасри 1.4-1.5 [46] [47]

Учитель — это тот, кто наделен способностью приводить аргументы «за» и «против», понимать вопросы [ученика] и запоминать их. Учитель обладает спокойствием, самообладанием, состраданием и желанием помочь другим, кто сведущ в текстах Шрути ( Веды , Упанишады ), не привязан к удовольствиям здесь и в будущем, знает предмет и утвердился в этом знании. Он никогда не нарушает правил поведения, лишен таких слабостей, как хвастовство, гордость, обман, хитрость, жульничество, ревность, ложь, эгоизм и привязанность. Единственная цель учителя – помочь другим и желание передать знания.

- Ади Шанкара, Упадеша Сахасри 1.6. [48]

Ади Шанкара представляет серию примеров, в которых он утверждает, что лучший способ направлять ученика — не давать немедленные ответы, а ставить вопросы, основанные на диалоге, которые позволяют ученику найти и понять ответ. [49]

Гурукула и традиция гуру-шишья

[ редактировать ]
Гуру обучает студентов в гурукуле

Традиционно Гуру жил простой семейной жизнью и принимал шишью (студент, санскрит: शिष्य) там, где он жил. Человек начинал жизнь обучения в Гурукуле (доме Гуру ) . Процесс принятия включал в себя предложение дров, а иногда и подарков гуру, что означало, что ученик хочет жить с гуру , работать и помогать ему в поддержании гурукула , а также как выражение желания получить образование взамен в течение нескольких лет. [36] [50] В Гурукуле работающий студент изучал основные традиционные ведические науки и различные шастры, ориентированные на практические навыки. [51] наряду с религиозными текстами, содержащимися в Ведах и Упанишадах . [5] [52] [53] Стадия обучения юноши у гуру называлась Брахмачарьей , и в некоторых частях Индии она следовала Упанаяны или Видьярамбхи . обрядам посвящения [54] [55] [56]

Гурукул представлял собой хижину в лесу или, в некоторых случаях, монастырь, называемый матхом , ашрамом или сампрадаей . в разных частях Индии [7] [57] [58] У них была линия гуру, которые изучали и сосредотачивались на определенных школах индуистской философии или торговли. [51] [52] и они были известны как гуру-шишья парампара (традиция учителя-ученика). [5] Эта традиция, движимая гуру, включала такие виды искусства, как скульптура, поэзия и музыка. [59] [60]

Надписи IV века нашей эры предполагают существование гурукулов вокруг индуистских храмов , называемых Гхатикас или Матхас , где Веды . изучались [61] На юге Индии ведические школы 9-го века, прикрепленные к индуистским храмам, назывались Калай или Салаи , и они предоставляли бесплатное питание и проживание студентам и ученым. [62] Археологические и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что гурукулы древней и средневековой эпохи возле индуистских храмов предлагали широкий спектр исследований, от индуистских писаний до буддийских текстов, грамматики, философии, боевых искусств, музыки и живописи. [6] [7]

Гуру (учитель) Шишья (ученик) парампара или гуру-парампара возникает там, где знания (в любой области) передаются из поколения в поколение. Это традиционная форма обучения с проживанием, при которой Шишья остается и учится со своим Гуру как член семьи. Области обучения в традиционной гуру-шишья-парампаре были разнообразными: от индуистской философии , боевых искусств, музыки, танцев до различных Веданг . [63] [64] [65]

Пол и каста

[ редактировать ]

Индуистские тексты предлагают противоречивое мнение о том, был ли доступ к гуру и образованию ограничен мужчинами и определенными варнами (кастами). [66] [67] Веды и Упанишады никогда не упоминают каких-либо ограничений ни по признаку пола, ни по варне . [66] В текстах Яджурведы и Атхарваведы говорится, что знание доступно каждому, и приводятся примеры женщин и людей из всех слоев общества, которые являются гуру и участвовали в ведических исследованиях. [66] [68] Упанишады утверждают, что рождение человека не определяет его право на духовное знание, имеют значение только его усилия и искренность. [67]

Теоретически ранние Дхарма-сутры и Дхарма-шастры, такие как Параскара Грихьясутра, Гаутама Смрити и Яджнавалкья Смрити, утверждают, что все четыре варны подходят для всех областей знания; в то время как стихи Манусмрити утверждают, что изучение Вед доступно только мужчинам трех варн, но недоступно Шудре и женщинам. [66] [67] [Примечание 6] На практике, как утверждают Стелла Крамриш и другие, традиция гуру и доступность образования распространялись на все слои древнего и средневекового общества. [60] [71] [72] Лиз МакКин утверждает, что концепция гуру была распространена во многих классах и кастах, а ученики, которых привлекает гуру, принадлежат к обоим полам, а также к различным классам и кастам. [73] Во время движения бхакти в индуизме, которое началось примерно в середине 1-го тысячелетия нашей эры, среди гуру были женщины и представители всех варн . [74] [75] [76]

Атрибуты

[ редактировать ]

Адваятарака -упанишада утверждает, что истинный учитель — это мастер в области знания, хорошо сведущий в Ведах , свободен от зависти, знает йогу , живет простой жизнью йога, осознал знание Атмана ( Самости). ). [77] Некоторые писания и гуру предостерегают от лжеучителей и рекомендуют духовному искателю проверить гуру, прежде чем принять его. Свами Вивекананда говорил, что существует много некомпетентных гуру, и что истинный гуру должен понимать дух писаний, иметь чистый характер, быть свободным от греха, быть самоотверженным, без стремления к деньгам и славе. [78]

По мнению индолога Георга Фейерштейна , в некоторых традициях индуизма, когда человек достигает состояния Самопознания, гуру становится его собственное Я. [77] В Тантре, утверждает Фейерштейн, гуру — это «паром, ведущий через океан существования». [79] Настоящий гуру направляет и советует ученику духовное развитие, потому что, утверждает Йога-Биджа , бесконечная логика и грамматика ведут к путанице, а не к удовлетворению. [79] Однако различные индуистские тексты предостерегают от осторожности и усердия в поиске правильного гуру и избегании неправильных. [80] Например, в тексте Кула-Арнава говорится следующее руководство:

Гуру многочисленны, как лампы в каждом доме. Но, о-Богиня, трудно найти гуру, который освещает всё, как солнце.
Гуру, владеющие Ведами, учебниками и т. д., многочисленны. Но, о Богиня, трудно найти гуру, владеющего высшей Истиной.
Гуру, которые лишают своих учеников богатства, многочисленны. Но, о Богиня, трудно найти гуру, который избавит учеников от страданий.
Здесь, на земле, много тех, кто сосредоточен на социальном классе, этапе жизни и семье. Но того, кто лишен всех забот, трудно найти гуру.
Разумный человек должен выбрать гуру, с помощью которого достигается высшее Блаженство, и только такого гуру и никого другого.

- Кула-Арнава, 13.104 - 13.110, Перевод Георга Фейерштейна. [80]

Истинный гуру, утверждает Кула-Арнава , тот, кто живет простой добродетельной жизнью, которую он проповедует, стабилен и тверд в своем знании, мастер-йог со знанием Самости ( Атма Гьян ) и Брахмана (высшей реальности). [80] Гуру — это тот, кто инициирует, передает, направляет, освещает, обсуждает и исправляет ученика на пути к знанию и самореализации. [81] Свойство успешного гуру – помочь ученику стать другим гуру, тем, кто превосходит его и становится гуру для самого себя, движимый внутренней духовностью и принципами. [81]

В современном индуизме

[ редактировать ]

Краненборг утверждает, что в современном неоиндуизме гуру может относиться к совершенно другим понятиям, таким как духовный наставник или тот, кто выполняет традиционные ритуалы вне храма, или просветленный мастер в области тантры, йоги или восточных искусств, черпающий свой авторитет. считает богоподобным Аватаром . из его опыта или ссылки группы приверженцев секты на кого-то, кого секта [27]

Традиция почитания гуру продолжается в нескольких конфессиях современного индуизма, но гуру рассматривается не как пророк, а как человек, указывающий путь к духовности, единству бытия и смыслу жизни. [82] [83] [85]

В буддизме

[ редактировать ]

В некоторых формах буддизма , утверждает Рита Гросс, концепция Гуру имеет первостепенное значение. [86] Гуру на пали называется Гару. Гуру – это учитель, который обучает духовному и религиозному знанию. Гуру может быть любой, кто обучает этому знанию, и обычно не обязательно быть Ачарьей или Упаджжхайей . Гуру также может быть личным учителем. Будду называют Локагару, что означает «учитель мира».

В Ваджраяны учении буддизма тантрическом ритуалы требуют руководства гуру. [12] Гуру считается важным, и для буддийского преданного гуру - это «просветленный учитель и мастер ритуалов», - утверждает Стивен Берквиц. [12] Гуру известен как ваджра- гуру (буквально «алмазный гуру»). [87] , необходимы посвящения или ритуальные посвящения Прежде чем ученику будет разрешено практиковать определенную тантру в буддийских сектах Ваджраяны, существующих в Тибете и Южной Азии. [12] Тантры утверждают, что гуру эквивалентен Будде, утверждает Берквиц, и является фигурой, которой следует поклоняться и чьи наставления никогда не следует нарушать. [12] [13] [88]

Гуру — это Будда , гуру — это Дхамма , а гуру — это Сангха . Гуру — славный Ваджрадхара , в этой жизни только гуру — средство [к пробуждению]. Поэтому тот, кто желает достичь состояния будды, должен доставить удовольствие гуру.

- Гухьясаная Садханамала 28, 12 век. [12]

Существует четыре вида лам (гуру) или духовных учителей. [89] (тиб. lama nampa shyi) в тибетском буддизме :

  1. гангзак гьюпе лама — индивидуальный учитель, являющийся держателем линии передачи
  2. гьялва ка йи лама — учитель, который есть слово будд
  3. Нангва да йи лама — символический учитель во всех проявлениях
  4. ригпа дон гьи лама — абсолютный учитель, который есть ригпа , истинная природа ума

В различных буддийских традициях существуют эквивалентные слова для обозначения гуру , в том числе Шастри (учитель), Кальяна Митра (дружеский наставник, палийское: Кальяна-миттата ), Ачарья (учитель) и Ваджра-Ачарья (иерофант). [90] Гуру буквально понимается как «весомый», утверждает Алекс Уэйман, и это относится к буддийской тенденции увеличивать вес канонов и писаний посредством своих духовных исследований. [90] В буддизме Махаяны Будду называют Бхайшаджья гуру , что означает «гуру медицины» или «врач, который лечит страдания лекарствами своего учения». [91] [92]

В джайнизме

[ редактировать ]

Гуру является духовным наставником в джайнизме , и обычно эту роль выполняют джайнские аскеты . [8] [9] Гуру одна из трёх фундаментальных таттв (категорий), две другие — дхарма (учение) и дэва ( божественность ). [93] Гуру -таттва — это то, что приводит мирянина к двум другим таттвам . [93] В некоторых общинах джайнистской секты Шветамбара существует традиционная система передачи гуру-ученик . [94]

В джайнизме гуру , почитают ритуально с помощью Гуру-вандана или Гуру-упашти выражают почтение и подношения , когда гуру а гуру посыпает небольшое количество васкепа (ароматизированной порошковой смеси сандалового дерева, шафрана и камфоры) на голову преданного с мантрой или благословениями. [95]

В сикхизме

[ редактировать ]

В сикхизме поиск гуру (гурмукхи: ਗੁਰੂ гуру ) имеет первостепенное значение. [96] Гуру Нанак пишет в Ang:751 Гуру Грантха:

Не обращая внимания на знания, живите без знаний.О глупый ум, без поиска Гуру невозможна любовная преданность Всемогущему.

Гуру Амар Дас, третий сикхский гуру, говорит, что знание не будет иметь основы без гуру. [97]

Гуру – источник всего знания, Он Всемогущ. В «Чопай Сахиб» Гуру Гобинд Сингх утверждает, кто такой Гуру: [98]

Сикхские гуру имели основополагающее значение для сикхской религии, однако эта концепция сикхизма отличается от других обычаев. Сикхизм происходит от санскритского слова шишья , что означает «ученик», и посвящен отношениям между учителем и учеником. [99] Концепция Гуру в сикхизме стоит на двух столпах: Мири-Пири . «Пири» означает духовную власть, а «Мири» означает светскую власть. [100] Традиционно концепция Гуру считается центральной в сикхизме, и его основное писание начинается с префикса Гуру , называемого Гуру Грантх Сахиб , слова в нем называются Гурбани . [11]

В западной культуре

[ редактировать ]

В качестве альтернативы устоявшимся религиям на Западе некоторые люди в Европе и США обратились к духовным наставникам и гуру из Индии и других стран. Гуру многих конфессий путешествовали по Западной Европе и США и обрели последователей.

В частности, в 1960-е и 1970-е годы многие гуру приобрели группы молодых последователей в Западной Европе и США. По мнению американского социолога Дэвида Дж. Бромли, это частично произошло из-за отмены Закона об исключении китайцев в 1965 году, который разрешил азиатским гуру въезд в США. [101] По мнению голландского индолога Альбертины Нугтерен, отмена была лишь одним из нескольких факторов, и второстепенным по сравнению с двумя наиболее важными причинами всплеска всего «восточного»: послевоенной межкультурной мобильностью и общим недовольством устоявшиеся западные ценности. [102]

В западном мире этот термин иногда используется в уничижительном смысле для обозначения людей, которые якобы эксплуатировали наивность своих последователей, особенно в определенных культах или группах в области хиппи , новых религиозных движений , самопомощи и тантры . [103]

По мнению профессора социологии Стивена А. Кента из Университета Альберты и Краненборга (1974), одна из причин, по которой в 1970-е годы молодые люди, включая хиппи, обратились к гуру, заключалась в том, что они обнаружили, что наркотики открыли для них существование трансцендентным или потому, что они хотели получить кайф без наркотиков. [104] [105] По мнению Кента, еще одна причина, почему это так часто происходило в США тогда, заключалась в том, что некоторые против войны во Вьетнаме протестующие и политические активисты устали или разочаровались в возможностях изменить общество политическими средствами и в качестве альтернативы обратились к религиозным средствам. . [105] Одним из примеров такой группы было движение Харе Кришна (ИСККОН), основанное А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году, многие из последователей которого добровольно приняли требовательный образ жизни бхакти-йоги на постоянной основе, что резко контрастирует с большей частью популярной культуры. того времени. [Примечание 7]

Некоторые гуру и группы, которые они возглавляют, вызывают сопротивление со стороны Антикультового движения . [107] По мнению Краненборга (1984), Иисус Христос соответствует индуистскому определению и характеристикам гуру. [108]

Активистов-экологов иногда называют «гуру» или «пророками» за то, что они олицетворяют моральный или духовный авторитет и собирают последователей. Примерами экологических гуру являются Джон Мьюир , Генри Дэвид Торо , Альдо Леопольд , Джордж Перкинс Марш и Дэвид Аттенборо . Абидин и др. писал, что гуру окружающей среды «сливают границы» между духовным и научным авторитетом. [109]

точки зрения

[ редактировать ]

Гуру и традиция Гуру-шишья подвергались критике и оценке со стороны светских ученых, богословов , антикультистов , скептиков и религиозных философов.

Джидду Кришнамурти , которого руководство Теософского общества готовило стать мировым духовным учителем в начале 20-го века, публично отказался от этой роли в 1929 году, одновременно осуждая концепцию гуру, духовных лидеров и учителей, защищая вместо этого непосредственный подход. и прямое исследование реальности . [110]

У. Г. Кришнамурти , [не имеющий отношения к Джидду], которого иногда называют духовным анархистом , отрицал как ценность гуру, так и существование какого-либо связанного с ним стоящего учения. [111]

Доктор Дэвид К. Лейн предлагает контрольный список из семи пунктов для оценки гуру. в своей книге «Разоблачение культов: когда скептический ум противостоит мистическому » Одно из его положений заключается в том, что духовные учителя должны иметь высокие стандарты морального поведения и что последователи гуру должны интерпретировать поведение духовного учителя, следуя бритве Оккама и используя здравый смысл , и не должны наивно использовать мистические объяснения без необходимости для объяснения аморального поведения. поведение. Еще один момент, который подчеркивает Лейн, заключается в том, что чем больше заявлений гуру, например, о том, что он Бог, тем больше вероятность того, что гуру ненадежен. Пятый пункт доктора Лейна заключается в том, что самопровозглашенные гуру, вероятно, будут более ненадежными, чем гуру с законным происхождением. [112]

Подчеркивая то, что он считает трудностью понимания гуру в восточной традиции в западном обществе, индолог Георг Фейерштейн пишет в главе «Понимание гуру» в своей книге «Глубинное измерение йоги: теория и практика» : «Традиционная роль гуру, или духовный учитель не получил широкого понимания на Западе, даже среди тех, кто утверждает, что практикует йогу или какую-либо другую восточную традицию, предполагающую ученичество [...] Духовные учителя по самой своей природе плывут против течения общепринятых ценностей и стремлений. Они не заинтересованы в приобретении и накоплении материального богатства, в конкуренции на рынке или в удовлетворении своего эго. Обычно их послание носит радикальный характер и требует, чтобы мы жили осознанно, проверяли свои мотивы, превосходили свои. эгоистические страсти, преодолеть нашу интеллектуальную слепоту, жить в мире с нашими собратьями и, наконец, осознать глубочайшую суть человеческой природы, Дух. Для тех, кто желает посвятить свое время и энергию стремлению к обычной жизни, такого рода послание. является революционным, подрывным и глубоко тревожным». [113] В своем «Энциклопедическом словаре йоги» (1990) доктор Фейерштейн пишет, что импорт йоги на Запад поднял вопросы относительно уместности духовного ученичества и легитимности духовной власти. [77]

Британский профессор психиатрии Энтони Сторр в своей книге « Ступни из глины: исследование гуру» утверждает , что он ограничивает слово «гуру» (переведенное им как «почитаемый учитель») людьми, обладающими «специальными знаниями», которые говорят: ссылаясь на свои особые знания, как другим людям следует вести свою жизнь. Он утверждает, что гуру имеют общие черты характера (например, одиночество) и что некоторые страдают легкой формой шизофрении . Он утверждает, что гуру, которые являются авторитарными, параноидальными , красноречивыми или вмешиваются в частную жизнь своих последователей, с большей вероятностью будут ненадежными и опасными. Сторр также ссылается на контрольный список Эйлин Баркер для распознавания ложных гуру. Он утверждает, что некоторые так называемые гуру заявляют об особых духовных прозрениях, основанных на личном откровении, предлагая новые пути духовного развития и пути к спасению. Критика гуру Сторром включает в себя возможный риск того, что гуру может эксплуатировать своих последователей из-за власти, которую он или она может иметь над ними, хотя Сторр признает существование морально превосходящих учителей, которые воздерживаются от этого. Он придерживается мнения, что своеобразные системы верований, которые пропагандируют некоторые гуру, были разработаны в период психоз, чтобы разобраться в собственном сознании и восприятии, и что эти системы убеждений сохраняются после того, как психоз прошел. Сторр отмечает, что гуру распространяют свой опыт на всех людей. Некоторые из них считают, что все человечество должно принять их видение, другие же учат, что, когда наступит конец света, спасутся только их последователи, а остальные люди останутся неискупленными. По его мнению, это «видимо самонадеянное предположение» тесно связано и с другими характеристиками различных гуру. Сторр применяет термин «гуру» к таким разным фигурам, как Иисус , Мухаммед , Будда , Гурджиев , Рудольф Штайнер , Карл Юнг , Зигмунд Фрейд , Джим Джонс и Дэвид Кореш . [114]

Роб Прис , психотерапевт и практикующий буддист, пишет в книге «Благородное несовершенство» , что, хотя отношения учитель/ученик могут быть бесценным и плодотворным опытом, процесс общения с духовными учителями также таит в себе свои опасности. Он пишет, что эти потенциальные опасности являются результатом наивности жителей Запада относительно природы отношений гуру/преданный, а также следствием непонимания со стороны восточных учителей природы западной психологии. Прис вводит понятие переноса , чтобы объяснить, каким образом развиваются отношения гуру/ученик с более западной психологической точки зрения. Он пишет: «В самом простом смысле перенос происходит, когда бессознательно человек наделяет другого атрибутом, который на самом деле проецируется изнутри него самого». Развивая эту концепцию, Прис пишет, что, когда мы переносим внутреннее качество на другого человека, мы можем дать этому человеку власть над нами в результате проекции, несущей в себе потенциал великого прозрения и вдохновения, а также потенциал для большая опасность: «Передавая эту власть кому-то другому, они имеют над нами определенную власть и влияние, которому трудно сопротивляться, в то время как мы становимся очарованными или зачарованными силой архетипа». [115]

Психиатр Александр Дойч провел долгосрочное наблюдение за небольшой сектой под названием «Семья» (не путать с «Международной семьей» ), основанной американским гуру по имени Баба или Джефф в Нью-Йорке в 1972 году, который проявлял все более шизофреническое поведение. Дойч заметил, что последователи этого человека, в основном евреи, интерпретировали патологические перепады настроения гуру как проявления различных индуистских божеств и интерпретировали его поведение как священное безумие , а его жестокие поступки - как заслуженное наказание. После того, как гуру распустил культ в 1976 году, его психическое состояние было подтверждено ретроспективными отчетами Джеффа автору. [116] [117]

Ян ван дер Ланс (1933–2002), профессор психологии религии в Католическом университете Неймегена , написал в книге, написанной по заказу католического исследовательского центра психического здоровья в Нидерландах , о последователях гуру и потенциальных опасностях. которые существуют, когда личный контакт между гуру и учеником отсутствует, например, повышенная вероятность идеализации гуру учеником (мифотворчество и обожествление), а также увеличение вероятности ложного мистицизма . Он далее утверждает, что обожествление гуру является традиционным элементом восточной духовности, но, когда оно отделено от восточного культурного элемента и скопировано людьми Запада, различие между человеком, который является гуру, и тем, что он символизирует, часто теряется, что приводит к отношения между гуру и учеником перерастают в безграничный, некритичный культ личности . [Примечание 8]

В своей книге 1993 года «Записки гуру » авторы Диана Алстад и Джоэл Крамер отвергают традицию гуру-ученик из-за того, что они считают ее структурными дефектами. Эти недостатки включают авторитарный контроль гуру над учеником, который, по их мнению, усиливается благодаря поощрению гуру к подчинению ему. Альстад и Крамер утверждают, что гуру, скорее всего, будут лицемерами , потому что для привлечения и удержания последователей гуру должны представлять себя более чистыми и превосходящими обычных людей и других гуру. [120]

По словам журналиста Саши Кестер в статье 2003 года в голландской газете De Volkskrant , найти гуру — дело рискованное, указывая на множество святых людей в Индии и на случай Сатья Саи Бабы , которого Кестер считает мошенником. В этой статье он также цитирует книгу «Карма-кола» , описывая, что в этой книге немецкий экономист говорит автору Гите Мехте : «Я считаю, что для гуру необходимо ввести контроль качества. Многие из моих друзей сошли с ума в Индии». Она описывает комментарий Сураньи Чакраверти, который сказал, что некоторые жители Запада не верят в духовность и высмеивают истинного гуру. Другие жители Запада, сказал Чакраверти, напротив, верят в духовность, но склонны верить в гуру-мошенника. [121]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Гуру: духовный учитель; тот, кто отягощен знанием Абсолюта и устраняет невежество светом божественного». [14]
  2. ^ «[...] этот термин представляет собой комбинацию двух слов гу (тьма) и ру (свет), поэтому вместе они означают «божественный свет, рассеивающий всю тьму». [...] «Гуру — это свет которое рассеивает тьму невежества». [24]
  3. ^ «Этимологическое происхождение слова гуру находится в этом стихе из Гуру Гиты : «Корень гу означает тьму; ру — ее удаление. Удаление тьмы невежества в сердце обозначается словом «гуру»» ( Примечание: Гуру Гита — это духовный текст в «Маркандея Пуране» , представляющий собой диалог между Шивой и Парвати о природе гуру и отношениях гуру/ученик.) [...] значения гу и ру также могут быть можно проследить до Панини-сутр гу самваране и ру химсане , указывающих на сокрытие и его аннулирование». [25]
  4. ^ «Гуру: устранитель тьмы, даритель света» [25]
  5. ^ Голландский оригинал: «а. Гуру как духовный наставник. Когда мы смотрим на феномен гуру в Индии, мы можем заключить, что можно выделить по крайней мере четыре формы гуру. Первая форма - это форма «духовного наставника». Прежде чем мы подробнее об этом, скажем кое-что об этимологии. Слово «гуру» происходит от санскрита, пишется как «гуру» и означает «быть тяжелым», «быть важным», особенно в переносном смысле слова «великий», «великий». «Великий» или «важный», а если пойти немного дальше, то оно приобретает аспекты «почтенный» и «почтенный». Это слово вскоре применяется к «духовному учителю» во всех видах популярной литературы, включая и в самой Индии. «гуру» разбивается на «гу» и «ру» как описания света и тьмы; тогда гуру — это тот, кто переводит своего ученика из материальной тьмы в духовный свет, но это не имеет ничего общего со смыслом; слова, это народная этимология».
    Английский перевод «а. Гуру как духовный наставник: Если мы посмотрим на феномен гуру в Индии, то увидим, что существует по крайней мере четыре формы гуру, которые можно выделить. Первая форма — это форма «духовного наставника». Прежде чем мы остановимся на этом подробнее, сначала кое-что об этимологии. Слово «гуру» происходит от санскрита, пишется как «гуру» и с философской точки зрения означает «быть тяжелым» или «быть весомым». Таким образом, понятие гуру приобретает новое значение. в значении «большой», «великий» или «важный», а несколько дальше оно также приобретает аспекты «респектабельного» и «почетного». Вскоре оно применяется к «духовному наставнику» в различной популярной литературе, в том числе и в самой Индии. Слово «гуру» объясняется в частях «гу» и «ру» как описание света и тьмы: гуру — это человек, который выводит ученика из материальной тьмы в духовный свет. Гуру действительно может это сделать. это, но это не имеет ничего общего со значением слова, это народная этимология». [27]
  6. ^ Патрик Оливель отмечает современные сомнения в надежности рукописей Манусмрити. Он пишет: «Манусмрити был первым индийским юридическим текстом, представленным западному миру посредством перевода сэра Уильяма Джонса в 1794 году. (...) Он был основан на калькуттской рукописи с комментариями Куллуки. Именно версия Куллуки имела предполагалось, что это оригинальная [вульгатная версия] и неоднократно переводилась из книг Джоне (1794) и Донигера (1991). Вера в подлинность текста Куллуки была открыто сформулирована Бернеллом. Это далеко от истины. Большим сюрпризом в моей редакционной работе стало то, что лишь немногие из более чем 50 рукописей, которые я сопоставил, действительно следуют вульгате в ключевых прочтениях». [69]
    Синха пишет о Манусмрити, что «некоторые стихи не поощряли женщин, но другие позволяли женщинам читать Ведические писания». [70]
  7. ^ «Преданным приходится не так легко. Те, кто предпочитает жить в храмах – сейчас очень небольшое меньшинство – повторяют мантру Харе Кришна 1728 раз в день. […] Тех, кто живет в ашраме – гораздо меньше, чем в 1970-е годы – должны вставать в 4 часа утра для богослужения. Все члены должны отказаться от мяса, рыбы и яиц; алкоголь, табак, наркотики, чай и кофе; азартные игры, спорт, игры и романы, за исключением деторождения в браке; …] Это требовательный образ жизни. Посторонние могут задаться вопросом, почему люди присоединяются». [106]
  8. ^ «То, что Ван дер Ланс определяет здесь, - это опасность того, что гуру станет агентом абсолютной капитуляции и полного переноса. Студенту предоставляется возможность проецировать свои фантазии о величии на гуру, при этом гуру не может действовать как критический Часто даже кажется, что гуру склонен поощрять такое некритическое отношение в словах, образах и письмах. Это, конечно, относится и к гуру Махараджи, но это также происходило – намеренно или непреднамеренно – с Анандамурти и Махариши Махеш Йоги. ..] Обожествление гуру является «традиционным элементом восточной духовности, но, будучи отделено от этой культурной среды и принято западными людьми, различие между личностью гуру и тем, что он символизирует и вырождается, часто теряется. некритический культ личности» (Ван дер Ланс 1981b, 108)» [118] [119]
  1. ^ Перц, Стефан (2013). Гуру во мне – критические взгляды на менеджмент . ГРИН Верлаг. стр. 2–3. ISBN  978-3638749251 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Джоэл Млеко (1982), Гуру в индуистской традиции Нумен, том 29, Fasc. 1, стр. 33-61
  3. ^ Симмер-Браун, Джудит (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы. п. 169. ИСБН  978-1-57062-920-4 .
  4. ^ «Гуру» . Британская энциклопедия 2013 год
  5. ^ Jump up to: а б с Тамара Сирс (2014), Мирские гуру и духовные короли: архитектура и аскетизм в средневековой Индии , издательство Йельского университета, ISBN   978-0300198447 , страницы 12–23, 27–28, 73–75, 187–230.
  6. ^ Jump up to: а б с д Хартмут Шарфе (2002), «От храмовых школ до университетов», в книге « Образование в Древней Индии: Справочник по востоковедению» , Brill Academic, ISBN   978-9004125568 , страницы 176-182.
  7. ^ Jump up to: а б с Джордж Мичелл (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN   978-0226532301 , страницы 58-60.
  8. ^ Jump up to: а б Джеффри Д. Лонг (2009), Джайнизм: Введение, IB Tauris, ISBN   978-1845116262 , страницы 110, 196.
  9. ^ Jump up to: а б Кристофер Партридж (2013), Введение в мировые религии , Аугсбургская крепость, ISBN   978-0800699703 , стр. 252.
  10. ^ Уильям Оуэн Коул (1982), Гуру сикхизма, Дартон Лонгман и Тодд, ISBN   9780232515091 , страницы 1–4.
  11. ^ Jump up to: а б Х.С. Сингха и Сатвант Каур, Сикхизм, Полное введение , Hemkunt Press, ISBN   81-7010-245-6 , страницы 21–29, 54–55.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Стивен Берквиц (2009), Буддизм Южной Азии: обзор , Routledge, ISBN   978-0415452496 , страницы 130-133.
  13. ^ Jump up to: а б Уильям Джонстон (2013), Энциклопедия монашества , Рутледж, ISBN   978-1579580902 , стр. 371.
  14. ^ Тиртха Госвами Махарадж, Вкус трансцендентного , (2002) стр. 161, Мандала Пресс. ISBN   1-886069-71-9 .
  15. ^ Липнер, Джулиус Дж. , Их религиозные убеждения и практики , стр. 192, Routledge (Великобритания), ISBN   0-415-05181-9
  16. ^ Корниль, К. Гуру в индийском католицизме (1991), стр.207. Питерс Паблишерс ISBN   90-6831-309-6
  17. ^ Хопкинс, Джеффри Размышления о реальности (2002), с. 72. Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-21120-0
  18. ^ Варен, Жан. Йога и индуистская традиция (1977). стр.226. Издательство Чикагского университета. ISBN   0-226-85116-8
  19. ^ Ловиц, Леза А. (2004). Священные санскритские слова . Каменный мост Пресс. п. 85. 1-880-6568-76.
  20. ^ Барнхарт, Роберт К. (1988). Этимологический словарь Барнхарта . HW Wilson Co. p. 447. ИСБН  978-0-8242-0745-8 .
  21. ^ Словарь английского языка американского наследия (4-е изд.). Хоутон Миффлин. 2000. с. 2031 . ISBN  978-0-395-82517-4 .
  22. Адваятарака-упанишада с комментариями, заархивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , стих 16, санскрит.
  23. ^ G Feuerstein (1989), Йога, Тарчер, ISBN   978-0874775259 , страницы 240-243.
  24. ^ Мюррей, Томас Р. Теории морального развития - светские и религиозные: сравнительное исследование. (1997). п. 231. Гринвуд Пресс.
  25. ^ Jump up to: а б Граймс, Джон. Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке. (1996) стр.133. СУНИ Пресс. ISBN   0-7914-3067-7
  26. ^ Кришнамурти, Дж. Пробуждение интеллекта. (1987) стр.139. ХарперКоллинз. ISBN   0-06-064834-1
  27. ^ Jump up to: а б Краненборг, Рендер (голландский язык) Неоиндуистские движения в Нидерландах: энциклопедический обзор, стр. 50 (Ан: Неоиндуистские движения в Нидерландах , опубликовано Kampen Kok коп. (2002) ISBN   90-435-0493-9 Краненборг, Рендер (голландский язык) Неоиндуистские движения в Нидерландах: энциклопедический обзор (Ан: Неоиндуистские движения в Нидерландах, опубликовано Kampen Kok коп. (2002) ISBN   90-435-0493-9 стр. 50
  28. ^ Jump up to: а б с д и Джоэл Млеко (1982), Гуру в индуистской традиции Нумен, том 29, Fasc. 1, стр. 33-34
  29. ^ Карен Печилис (2004), Изящный гуру , Oxford University Press, ISBN   978-0195145373 , страницы 25–26.
  30. ^ Риффард, Пьер А. в книге «Западный эзотеризм и наука о религии» Фавр А. и Ханеграаф В. (ред.) Peeters Publishers (1988), ISBN   90-429-0630-8
  31. Оригинал на санскрите: Это мой огонь, как сильно я желаю огня и не считаю его тяжелым бременем. Затем он с большим усилием поместил семь элементов на спину Яхвы. - Ригведа 4.5.6 Викиисточник
    Английский перевод: Джоэл Млеко (1982), Гуру в индуистской традиции Нумен, том 29, Fasc. 1, стр. 35
  32. ^ Jump up to: а б с Английский перевод: Джоэл Млеко (1982), Гуру в индуистской традиции Нумен, том 29, Fasc. 1, стр. 35-36
  33. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 222-223.
  34. ^ Тайттирия Упанишад СС Шастри (Переводчик), Айтерея и Тайттирия Упанишад, страницы 65-67
  35. ^ Роберт Хьюм (1921), Шветашватара Упанишада 6.23 , Тринадцать основных Упанишад, Oxford University Press, стр. 411
  36. ^ Jump up to: а б Джоэл Млеко (1982), Гуру в индуистской традиции Нумен, том 29, Fasc. 1, стр. 37
  37. Шветашватара Упанишада 6.23 Wikisource
  38. ^ Пол Карус, Монист в Google Книгах , страницы 514–515.
  39. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , стр. 326.
  40. ^ Макс Мюллер, Шветашватара Упанишад , Упанишады, Часть II, Oxford University Press, стр. 267
  41. ^ Кристофер Ки Чаппл (редактор) и Уинтроп Сарджант (переводчик), Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетию , State University of New York Press, ISBN   978-1438428420 , стр. 234.
  42. ^ Джинин Д. Фаулер (2012), Бхагавад-гита, Sussex Academic Press, ISBN   978-1845193461 , стр. 87.
  43. ^ Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (1979). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . СУНИ Пресс. стр. 15–17. ISBN  978-0-7914-0944-2 . Проверено 28 июня 2012 г.
  44. ^ Кнут А. Якобсен (1 января 2008 г.). Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона» . Мотилал Банарсидасс. стр. 75–76. ISBN  978-81-208-3232-9 . Проверено 28 июня 2012 г.
  45. ^ Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (2006). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . СУНИ Пресс. п. 92. ИСБН  978-8120827714 .
  46. ^ Санскрит : Понимая, что ученик приобрел знания различными способами, следует устранить безбожие, неверие, мирское небрежение, вечное, вечное (предметное) различение, сильные чувства предыдущего опыта, тревогу по поводу мира, наблюдательность, кастовость, эгоизм и прочее. эгоизмы, являющиеся причинами приобретения знаний. 4 ॥ Средством познания следует правильно понимать качество самоотверженности и других. 5 ॥ Источник ;
    Английский перевод 1 : С. Джагадананда (переводчик, 1949), Upadeshasahasri, Vedanta Press, ISBN   978-8171200597 , страницы 3–4; ОСЛК   218363449
    Английский перевод 2 : Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (2006). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . СУНИ Пресс. ISBN  978-8120827714 .
  47. ^ Карл Поттер (2008), Энциклопедия индийской философии, том. III, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120803107 , страницы 218-219.
  48. ^ С. Джагадананда (переводчик, 1949), Upadeshasahasri, Vedanta Press, ISBN   978-8171200597 , стр. 5; ОСЛК   218363449
    Английский перевод 2 : Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (2006). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . СУНИ Пресс. ISBN  978-8120827714 .
  49. ^ Санскрит: Упадеша сахасри ;
    Английский перевод: С. Джагадананда (переводчик, 1949), Upadeshasahasri, Vedanta Press, ISBN   978-8171200597 , раздел прозы, стр. 43; ОСЛК   218363449
  50. ^ Людо Роше (2003), Дхармашасты, в «Блэквеллском спутнике индуизма» (редактор: Гэвин Флад), Blackwell Publishing Oxford, ISBN   0-631-21535-2 , страницы 102-104.
  51. ^ Jump up to: а б Стелла Крамриш (1958), Традиции индийского мастера, Журнал американского фольклора , том 71, номер 281, Традиционная Индия: структура и изменения (июль – сентябрь 1958 г.), страницы 224–230.
  52. ^ Jump up to: а б Сэмюэл Паркер (1987), Художественная практика и образование в Индии: исторический обзор, Журнал эстетического образования , страницы 123-141.
  53. ^ Мисра, Р.Н. (2011), Силписы в Древней Индии: за пределами их приписываемого локуса в древнем обществе, Социолог , Том. 39, № 7/8, стр. 43-54
  54. ^ Мэри МакГи (2007), Самскара, в «Индуистском мире» (редакторы: Миттал и Терсби), Routledge, ISBN   978-0415772273 , страницы 332-356;
    Кэти Джексон (2005), Ритуалы и закономерности в жизни детей , University of Wisconsin Press, ISBN   978-0299208301 , стр. 46.
  55. ^ П. В. Кейн, Самскара, Глава VII , История Дхармашастр , Том II, Часть I, Институт восточных исследований Бхандаркара, страницы 268-287
  56. ^ В. Нараянан (редакторы: Гарольд Кауард и Филип Кук, 1997), Религиозные аспекты детской и семейной жизни , Издательство Университета Уилфрида Лорье, ISBN   978-1550581041 , стр. 67.
  57. ^ Гэвин Флад (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0521438780 , страницы 133-135.
  58. ^ Хартмут Шарфе (2002), От храмовых школ к университетам , в «Образовании в Древней Индии: Справочник по востоковедению», Brill Academic, ISBN   978-9004125568 , страницы 173-174.
  59. ^ Винанд Каллеварт и Мукунда Лат (1989), Песни Намдева на хинди , Peeters Publishers, ISBN   978-906831-107-5 , страницы 57-59.
  60. ^ Jump up to: а б Стелла Крамриш (1994), Исследование сакрального искусства Индии (редактор: Барбара Миллер), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120812086 , страницы 59-66.
  61. ^ Хартмут Шарфе (2002), «От храмовых школ до университетов», в «Образовании в Древней Индии: Справочник по востоковедению» , Brill Academic, ISBN   978-9004125568 , страницы 169-171.
  62. ^ Хартмут Шарфе (2002), «От храмовых школ до университетов», в «Образовании в Древней Индии: Справочник по востоковедению» , Brill Academic, ISBN   978-9004125568 , стр. 175.
  63. ^ Уильям Пинч (2012), Воины-аскеты и индийские империи , Cambridge University Press, ISBN   978-1107406377 , страницы 37-38, 141-144, 110-117.
    Уильям Пинч, Крестьяне и монахи в Британской Индии , University of California Press, ISBN   978-0520200616 , страницы 57-78.
  64. ^ Сунил Котари и Авинаш Пасрича (2001), Кучипуди, Abhinav Publications, ISBN   978-8170173595 , страницы 155-170 и глава, посвященная танцевальному искусству, Гуру-парампара.
  65. ^ СС Кумар (2010), Бхакти - йога любви , ЛИТ Верлаг, ISBN   978-3643501301 , страницы 50–51.
  66. ^ Jump up to: а б с д Котха Сатчиданда Мурти (1993), Ведическая герменевтика, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120811058 , страницы 14–17.
  67. ^ Jump up to: а б с Арвинд Шарма (2000), Классическая индуистская мысль: введение , Oxford University Press, ISBN   978-0195644418 , страницы 147–158.
  68. Д. Чанд, Яджурведа , стихи 26.2–26.3, Университет Османии, стр. 270.
  69. ^ Патрик Оливель (2004), Кодекс законов Ману , Oxford University Press, ISBN   978-0195171464 , страницы 353-354, 356-382.
  70. ^ Дж. Синха (2014), Психосоциальный анализ индийского мышления, Springer Academic, ISBN   978-8132218036 , стр. 5
  71. ^ Хартмут Шарф (2007), Образование в Древней Индии: Справочник по востоковедению , Brill Academic, ISBN   978-9004125568 , страницы 75-79, 102-103, 197-198, 263-276.
  72. ^ Радха Мукерджи (2011), Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120804234 , страницы 174-175, 270-271.
  73. ^ Лиз МакКин (1996), Божественное предприятие: гуру и индуистское националистическое движение , University of Chicago Press, ISBN   978-0226560106 , страницы 14–22, 57–58.
  74. ^ Джон Стрэттон Хоули (2015), Буря песен: Индия и идея движения бхакти , издательство Гарвардского университета, ISBN   978-0674187467 , страницы 304-310.
  75. ^ Ричард Кикхефер и Джордж Бонд (1990), Святость: ее проявления в мировых религиях , University of California Press, ISBN   978-0520071896 , страницы 116-122.
  76. ^ Шелдон Поллок (2009), Язык богов в мире людей , University of California Press, ISBN   978-0520260030 , страницы 423-431.
  77. ^ Jump up to: а б с Фейерштейн, Георг Доктор Энциклопедический словарь йоги, опубликованный Paragon House, 1-е издание (1990 г.) ISBN   1-55778-244-X
  78. ^ Вивекананда, Свами (1982). Карма-Йога и Бхакти-Йога . Оксфорд: Центр Рамакришны-Вивекананды. ISBN  9780911206227 .
  79. ^ Jump up to: а б Георг Фейерштейн (1998), Тантра: Путь экстаза , Публикации Шамбалы, ISBN   978-1570623042 , страницы 85-87.
  80. ^ Jump up to: а б с Георг Фейерштейн (1998), Тантра: Путь экстаза , Публикации Шамбалы, ISBN   978-1570623042 , страницы 91–94.
  81. ^ Jump up to: а б Георг Фейерштейн (2011), Более глубокое измерение йоги: теория и практика , Публикации Шамбалы, ISBN   978-1570629358 , страницы 127-131.
  82. ^ Ранаде, Мистика Рамчандра Даттатраи в Индии: Святые поэты Махараштры , стр.392, SUNY Press, 1983. ISBN   0-87395-669-9
  83. ^ Миллс, Джеймс Х. и Сен, Сатадру (ред.), Противостояние телу: политика телесности в колониальной и постколониальной Индии , стр.23, Anthem Press (2004), ISBN   1-84331-032-5
  84. ^ Пове, Карла О.; Хексхэм, Ирвинг (1997). Новые религии как глобальные культуры: делая человека священным . Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 106. ИСБН  0-8133-2508-0 .
  85. ^ «Гуру не являются пророками, которые провозглашают волю Бога и апеллируют к положениям Священного Писания. Скорее, о них говорят, что они больше Бога, потому что они ведут к Богу. Гуру разделили суть Абсолюта и испытали единство существо, которое наделяет их божественными силами и способностью управлять людьми и вещами в этом мире». [84]
  86. ^ Рита Гросс (1993), Буддизм после патриархата, SUNY Press, ISBN   978-0791414033 , стр. 253.
  87. ^ Стронг, Джон С. (1995). Опыт буддизма: источники и интерпретации . Бельмонт, Калифорния: Паб Wadsworth. Компания р. 76 . ISBN  978-0-534-19164-1 .
  88. ^ Дзонгсар Кьенце Ринпоче (2007), Теряя облака, обретая небо: буддизм и естественный разум (редактор: Дорис Уолтер), Саймон и Шустер, ISBN   978-0861713592 , страницы 72–76.
  89. ^ «Лама» . Ригпа Вики . Проверено 26 декабря 2012 г.
  90. ^ Jump up to: а б Алекс Уэйман (1997), «Развязывание узлов в буддизме: избранные эссе», Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120813212 , страницы 206, 205-219.
  91. ^ Алекс Уэйман (1997), Развязывание узлов в буддизме: избранные эссе , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120813212 , страницы 208-209.
  92. ^ Пол Уильямс (1989), Буддизм Махаяны: Основы доктрины , Routledge, ISBN   978-0415025379 , страницы 247-249.
  93. ^ Jump up to: а б Джон Корт (2011), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press, ISBN   978-0199796649 , стр. 100.
  94. ^ Питер Фл Гель и Питер Флюгель (2006), Исследования по истории и культуре джайнов , Routledge, ISBN   978-1134235520 , страницы 249-250.
  95. ^ Джон Корт (2011), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press, ISBN   978-0199796649 , страницы 111-115.
  96. ^ «iГурбани-Шабад» . www.igurbani.com . Проверено 20 июня 2023 г.
  97. ^ «iГурбани-Шабад» . www.igurbani.com . п. 650 . Проверено 20 июня 2023 г.
  98. ^ Перевод 1: Шри Дасам Грантх Сахиб. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , стихи 384–385, стр. 22; Перевод 2
  99. ^ Джеффри Парриндер (1971), Мировые религии: от древней истории до наших дней , Hamlyn Publishing, стр. 254, ISBN   978-0-87196-129-7
  100. ^ Э. Марти, Мартин; Эпплби Р. Скотт (1996). Фундаментализм и государство: перестройка политики, экономики и воинственности . Издательство Чикагского университета. стр. 278 . ISBN  978-0226508849 .
  101. ^ Бромли, Дэвид Г. , доктор философии. и Энсон Шуп , доктор философии, Публичная реакция на новые религиозные движения. Статья, опубликованная в журнале «Культы и новые религиозные движения: отчет Комитета по психиатрии и религии Американской психиатрической ассоциации» , под редакцией Марка Галантера, доктора медицинских наук (1989). ISBN   0-89042-212-5
  102. ^ Нугтерен, Альбертина (Тинеке) доктор (доцент кафедры феноменологии и истории индийских религий на факультете теологии Тилбургского университета ) «Тантрические влияния в западном эзотеризме», статья, которая появилась на конференции CESNUR 1997 года и которая была опубликовано в книге « Новые религии в постмодернистском мире» под редакцией Микаэля Ротштейна и Рендера Краненборга РЕННЕРА «Исследования новых религий в издательстве Орхусского университета» (2003). ISBN   87-7288-748-6
  103. ^ Грессетт, Майкл Дж. (ноябрь 2006 г.). Форстофель, Томас А.; Хьюмс, Синтия Энн (ред.). «Гуру в Америке». Журнал азиатских исследований . 65 (4). Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка: 842–844. дои : 10.1017/S0021911806001872 . {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  104. ^ Краненборг, Рендер (голландский язык) Самореализация: восточные религии в западной субкультуре (Ан: Самореализация : восточные религии в западной субкультуре , опубликовано Кампеном Коком (1974)
  105. ^ Jump up to: а б Кент, Стивен А. Доктор. От лозунгов к мантрам: социальный протест и религиозное обращение в конца войны во Вьетнаме эпоху Сиракузского университета Издательство ISBN   0-8156-2923-0 (2001)
  106. ^ Барретт, Д.В. Новые верующие - Обзор сект, культов и альтернативных религий, 2001 г., Великобритания, Cassell & Co. ISBN   0-304-35592-5 , запись ИСККОН, стр. 287,288.
  107. ^ «Антикультовое движение | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 8 сентября 2020 г.
  108. ^ Краненборг, Рендер (голландский язык) Новый взгляд на церковь? Вклад новых религиозных движений в сегодняшнюю церковь (Ан: Новый взгляд на церковь? Вклад новых религиозных движений в сегодняшнюю церковь), Гаагский Boekencentrum (1984) ISBN   90-239-0809-0, стр. 93-99.
  109. ^ Абидин, Кристалл; Брокингтон, Дэн; Гудман, Майкл К.; Мостафанежад, Мэри; Ричи, Лиза Энн (17 октября 2020 г.). «Тропы энвайронментализма знаменитостей» (PDF) . Ежегодный обзор окружающей среды и ресурсов . 45 (1): 387–410. doi : 10.1146/annurev-environ-012320-081703 . ISSN   1543-5938 .
  110. ^ Джидду, Кришнамурти (сентябрь 1929 г.). «Роспуск Ордена Звезды: Заявление Дж. Кришнамурти» . International Star Bulletin 2 [Тома в оригинале не пронумерованы] (2) [Нумерация номеров изменена с августа 1929 г.]: 28-34. ( Эерде : Star Publishing Trust). OCLC   34693176 . Дж. Кришнамурти Онлайн. Проверено 24 августа 2010 г.
  111. ^ Уппалури Гопала (UG) Кришнамурти (2002) (пересмотренная редакция) [Первоначально опубликовано в 1982 году. Гоа, Индия : Кладбище Динеш Вагхела]. Мистика Просвещения: радикальные идеи У. Г. Кришнамурти . Оружие, Родни изд. Разумные публикации. Мягкая обложка . п. 2. ISBN   0-9710786-1-0 . Викиисточник. Проверено 28 августа 2010 г.
  112. ^ Лейн, Дэвид К. (1994). «Глава 12: Духовное испытание» . Разоблачение культов: когда скептический разум противостоит мистическому . Гарленд Паб. ISBN  978-0815312758 . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 г.
  113. ^ Фейерштейн, Георг доктор. Более глубокое измерение йоги: теория и практика , Shambhala Publications, выпущено (2003 г.) ISBN   1-57062-928-5
  114. ^ Сторр, Энтони (1996). Ноги из глины; Святые, грешники и безумцы: исследование гуру . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN  0-684-82818-9 .
  115. ^ Прис, Роб, «Отношения учителя и ученика» в книге «Благородное несовершенство: проблема индивидуации в буддийской жизни» , Mudras Publications
  116. ^ Дойч, Александр, доктор медицинских наук. Наблюдения за ашрамом на тротуаре. Архив Gen. Psychiatry 32 (1975) 2, 166-175.
  117. ^ Дойч, Александр, доктор медицинских наук. Упорство привязанности к лидеру культа: психиатрическая перспектива. Американский журнал психиатрии 137 (1980) 12, 1569-1573.
  118. ^ Ланс, Ян ван дер доктор. (Голландский язык) Последователи гуру: Современные религиозные движения в Нидерландах. Архивировано 14 января 2005 г. в Wayback Machine , написано по запросу KSGV. Архивировано 8 февраля 2005 г. в Wayback Machine , опубликовано Ambo, Baarn, 1981. ISBN   90-263-0521-4
  119. ^ Шнабель, Пол, доктор (голландский язык) Между стигмой и харизмой: новые религиозные движения и психическое здоровье, Университет Эразма, Роттердам, медицинский факультет, доктор философии. диссертация, ISBN   90-6001-746-3 (Девентер, Ван Логум Слатерус, 1982) Глава V, стр. 142
  120. ^ Крамер, Джоэл и Диана Альстад Документы гуру: маски авторитарной власти (1993) ISBN   1-883319-00-5
  121. ^ Кестер, Саша «Билет на нирвану» / «Билет в нирвану», статья в голландской газете De Volkskrant , 7 января 2003 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барт, Ф. (1990). «Гуру и фокусник: обмен знаниями и формирование культуры в Юго-Восточной Азии и Меланезии». Мужчина . 25 (4): 640–653. дои : 10.2307/2803658 . JSTOR   2803658 .
  • Браун, Мик (1998). Духовный турист . Издательство Блумсбери. ISBN  1-58234-034-Х .
  • Коупман, Джейкоб; Икегаме, Ая (2012). Гуру в Южной Азии: новые междисциплинарные перспективы . Рутледж. ISBN  978-0-415-51019-6 .
  • Форстофель, Томас ; Хьюмс, Синтия Энн , ред. (2005). Гуру в Америке . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN  978-0-7914-6573-8 .
  • Хара, М. (1979). «Индуистские концепции учителя санскрита, гуру и Ачарьи». В Нагатоми, М.; и др. (ред.). Санскрит и индийсковедение . Исследования классической Индии. Том. 2. Дордрехт: Спрингер. стр. 93–118. дои : 10.1007/978-94-009-8941-2_6 . ISBN  978-94-009-8943-6 .
  • Паду, Андре (2013). «Тантрический гуру». В белом, Дэвид Гордон (ред.). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-1778-4 .
  • Печелис, Карен (2004). Изящный гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-514537-3 .
  • ван дер Браак, Андре (2003). Блюз Просвещения: Мои годы с американским гуру . Книжное издательство «Морской черт». ISBN  0-9726357-1-8 .
  • Уэйман, Алекс (1987). «Гуру в буддизме». Студия Миссионалия . 36 . Universita Gregoriana Roma: 195–214.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 028816f89dba83aa3a06719af9bbc06a__1721739360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/6a/028816f89dba83aa3a06719af9bbc06a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guru - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)