Самолет (эзотерика)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
В эзотерической космологии план понимается как тонкое состояние, уровень или область реальности, причем каждый план соответствует некоторому типу, виду или категории существа .
Эту концепцию можно найти в религиозных и эзотерических учениях, которые выдвигают идею целого ряда тонких планов, миров или измерений, которые из центра взаимопроникают друг в друга и физическую планету, на которой мы живем, солнечные системы и все физические объекты. структуры Вселенной. Это взаимопроникновение планов достигает кульминации в самой Вселенной как физическое структурированное, динамическое и эволюционирующее выражение, прошедшее через серию постепенно все более плотных стадий, становящееся все более материальным и воплощенным.
Согласно эзотерическим учениям, эманация за пределами зародилась на заре проявления вселенной в Высшем Существе , которое послало — из непроявленного Абсолюта понимания — динамическую силу творческой энергии в виде звуковой вибрации (« Слово»), в бездну пространства. Альтернативно, он утверждает, что эта динамическая сила посылается на протяжении веков, создавая все вещи, которые составляют и населяют вселенную.
Истоки концепции
[ редактировать ]Первоначальным источником слова « плоскость» в этом контексте является поздний неоплатоник Прокл , который ссылается на platos , «ширину», что было эквивалентом теософского использования 19-го века. Примером может служить фраза en to psychiko Platei . [1]
Эзотерические концепции
[ редактировать ]В конце 19 века метафизический термин «планы» был популяризирован теософией Е. П. Блаватской , которая в «Тайной Доктрине» и других трудах выдвинула сложную космологию, состоящую из семи планов и подпланов, основанную на синтезе восточных и западных идей. Плоскости в теософии были дополнительно систематизированы в трудах Анни Безант. [2] и CW Ледбитер . [3]
Из теософии этот термин проник в более поздние эзотерические системы, такие как система Алисы Бейли . Макс Теон использовал слово «Государства» (франц. Etat ), а не «Планы», в своей космической философии но смысл тот же. [ нужна ссылка ]
В начале 20 века Макс Гендель представил в «Космоконцепции розенкрейцеров» космологию, связанную со схемой эволюции в целом и эволюции Солнечной системы и Земли в частности, согласно розенкрейцерам. С помощью представленных концепций он устанавливает мост между современной наукой (в настоящее время начинающей исследование более тонкого эфирного плана существования, стоящего за физическим) и религией , чтобы последняя могла ответить на внутренние вопросы человека, поднятые научным прогрессом. [4]
Самолеты
[ редактировать ]Многие оккультные, психические, метафизические, мистические и эзотерические учения утверждают, что существуют по крайней мере четыре отдельных плана существования; однако эти разные оккультные и метафизические школы часто обозначают планы существования разными терминами. Эти планы существования часто имеют тенденцию сильно пересекаться друг с другом как в описании, так и в концепции (особенно между школами), и их можно грубо разделить на «физические», «ментальные», «духовные» или «трансцендентные» категории. [ нужна ссылка ]
Обратите внимание, что приведенный ниже список планов основан в основном на теософии . Другие религии могут структурировать свои планы существенно иначе.
Физический план
[ редактировать ]Физический план, физический мир или физическая вселенная в метафизике , преподаваемой в неоплатонизме , герметизме , индуизме и теософии , относится к видимой реальности пространства эманационной и времени , энергии и материи : физическая вселенная в оккультизме и эзотерической космологии является низшим или самый плотный из ряда планов существования. [ нужна ссылка ]
По мнению теософов, после материального плана следует эфирный план , и оба этих плана соединены, образуя первый (физический) план. [5] Теософия также учит, что, когда физическое тело умирает, эфирное тело остается, а душа превращается в астральное тело на астральном плане. [6]
Психический исследователь Ф. У. Майерс предположил существование «мететериального мира», который, как он писал, представляет собой мир образов, лежащий за пределами физического мира. Он писал, что призраки реально существуют в мететериальном мире, который он описал как мир, похожий на сон. [7]
Астральный план
[ редактировать ]![]() | Этот раздел должен включать только краткое изложение другой статьи. ( февраль 2024 г. ) |

Астральный план, также называемый астральным миром, — это то место, куда попадает сознание после физической смерти. Согласно оккультной философии, все люди обладают астральным телом . Астральный план (также известный как астральный мир) постулировался классической (особенно неоплатонической ), средневековой, восточной и эзотерической философией и мистериальными религиями . [8] Это мир планетарных сфер , который душа пересекает в своем астральном теле на пути к рождению и после смерти , и обычно говорят, что он населен ангелами , духами или другими нефизическими существами. [9]
В конце 19 — начале 20 века этот термин был популяризирован теософией и неорозенкрейцерством . Согласно оккультным учениям, астральный план можно посетить сознательно посредством астральной проекции , медитации и мантры , околосмертного опыта , осознанных сновидений или других средств. Люди, обученные использованию астрального проводника, могут по своему желанию отделить свое сознание в астральном проводнике от физического тела. [10]
Автор-теософ Куруппумуллаге Джинараджадаса писал: «Когда человек умирает, он обретает полное сознание в астральном теле. Через определенное время астральное тело распадается, и человек затем становится сознательным на ментальном плане». [11]
Оккультист Джордж Арундейл писал:
В астральном мире временно существуют все те физические существа, люди и животные, для которых сон предполагает отделение на время физического тела от высших тел. Пока мы «спим», мы живем в наших астральных телах, либо полностью сознательных и активных, либо частично сознательных и полуспящих, в зависимости от обстоятельств, в зависимости от нашего эволюционного роста; когда мы «пробуждаем», физическое и высшее тела снова сцепляются, и мы перестаем быть обитателями астрального мира. [12]
Некоторые писатели утверждали, что на астральный план можно попасть во сне . Сильван Малдун и исследователь психических способностей Херевард Кэррингтон в своей книге «Проекция астрального тела» (1929) писали:
Когда вы спите, вы на самом деле не находитесь в том же мире, что и в сознании, в физическом мире, хотя эти два мира сливаются друг с другом. Во сне вы действительно находитесь в астрале, и обычно ваше астральное тело находится в зоне покоя. [13]
В своей книге «Автобиография йога » Парамаханса Йогананда подробно описывает астральные планы, которым научился его воскресший гуру Свами Шри Юктешвар Гири . [14] Йогананда показывает, что почти все люди после смерти попадают в астральные планы. Там они отрабатывают семена прошлой кармы через астральные воплощения или (если того требует их карма) возвращаются в земные воплощения для дальнейшего усовершенствования. Как только человек достигает медитативного состояния нирвикальпа самадхи в земном или астральном воплощении, душа может подняться вверх, на «просветленную астральную планету» Хираньялоку. [14] После этой переходной стадии душа может двигаться вверх, в более тонкие причинные сферы, где многие воплощения позволяют ей совершенствоваться до окончательного объединения . [15]
Автор астральной проекции Роберт Брюс описывает астрал как семь планов, которые при приближении к ним на расстоянии принимают форму плоских поверхностей, разделенных огромными цветными «буферными зонами». Эти плоскости бесконечно повторяют линейчатые сетки декартовой системы координат , покрытые единым узором подписи, который различен для каждой плоскости. Высшие планы имеют яркие, красочные узоры, тогда как нижние кажутся гораздо более тусклыми. Каждая деталь этих узоров действует как последовательный портал в другое королевство внутри плана, который сам по себе включает множество отдельных миров. Брюс отмечает, что в астрал можно также войти с помощью длинных трубок, визуально похожих на эти планы, и предполагает, что решетки и трубки на самом деле представляют собой одни и те же структуры, к которым можно подойти под другим углом восприятия. [ нужна ссылка ]
Ментальный план
[ редактировать ]Чарльз Вебстер Ледбитер писал:
В ментальном мире человек формулирует мысль, и она мгновенно передается сознанию другого без какого-либо выражения в форме слов. Поэтому на этом плане язык не имеет ни малейшего значения; но помощники, работающие в астральном мире, которые еще не обладают силой использовать ментальный проводник. [16]
Анни Безант писала: «Ментальный план, как следует из его названия, принадлежит сознанию, работающему как мысль; не уму, работающему через мозг, а тому, что он действует через свой собственный мир, не обремененный физической духом-материей. ." [17]
Подробное описание ментального плана, наряду с ментальным телом, дано Артуром Э. Пауэллом , который собрал информацию из работ Безант и Ледбитера в серию книг о каждом из тонких тел .
Причинный план
[ редактировать ]Согласно индуистскому оккультизму, ментальный план состоит из двух частей: нижняя часть известна как небеса ( Сваргалока ), а верхняя часть известна как причинный план ( Махарлока ). [18]
Шивая Субрамуниясвами писал:
Каузальный план — это мир света и блаженства, высшая из небесных областей, восхваляемая в писаниях всех религий. Это основа существования, источник видений, точка зачатия, вершина творения. Каузальный план — это обитель Господа Шивы и его окружения Махадэвов и других высокоразвитых душ, существующих в своей собственной самосияющей форме — сияющих телах центиллионов квантовых частиц света. [19]
Шри Ауробиндо разработал совершенно иную концепцию ментального плана посредством своего собственного синтеза Веданты (включая Тайттирия Упанишад), Тантры, теософии и идей Макса Теона (которые он получил через Мать , которая в течение двух лет была ученицей Теона по оккультизму). ). В этой космологии существует семь космических планов: три нижних, соответствующие относительному существованию ( Физический , Витальный и Ментальный ), и четыре высших, представляющие бесконечную божественную реальность ( Жизнь Божественная , кн. 1, гл. 27). Ауробиндонский Разум или Ментальный План представляет собой большую зону бытия от ментального витала до надментальной божественной области ( Письма о йоге , Джьоти и Прем Собел, 1984), но, как и в случае с более поздней теософской концепцией, он представляет собой объективную реальность чистого разума или мысли. [ нужна ссылка ]
Буддийский самолет
[ редактировать ]Буддхический план описывается как царство чистого сознания . [20] Согласно теософии, буддхический план существует для развития буддхического сознания, что означает стать бескорыстным и решить любые проблемы с эго. [21] Чарльз Ледбитер писал, что на буддхическом плане человек отбрасывает заблуждение о себе и приходит к осознанию единства. [22]
Анни Безант определила буддхический план как
Стойкое, сознательное, духовное осознание. Это полное сознание буддхического или интуитивного уровня. Это воспринимающее сознание, являющееся выдающейся характеристикой Иерархии. Жизненный фокус человека смещается на буддхический план. Это четвертое или среднее состояние сознания. [23]
Шри Ауробиндо называет уровень выше ментального плана суперразумом . [24]
Духовный план
[ редактировать ]Джордж Уинслоу Пламмер писал, что духовный план разделен на множество подпланов (таких как «Атмический план») и что на этих планах живут духовные существа, более продвинутые в развитии и статусе, чем обычный человек. [25]
Божественный самолет
[ редактировать ]Согласно некоторым оккультным учениям, все души рождаются на божественном плане , а затем спускаются вниз через нижние планы; однако души вернутся обратно на божественный план. [26] [27] Джошуа Дэвид Стоун описывает самолет как полное единение с Богом . [28] Розенкрейцерство учит, что божественный план – это место, где Иисус обитал в Христосознании . [29] [ нужен лучший источник ]
Летняя страна
[ редактировать ]Летняя страна — это название, данное теософами , спиритуалистами , викканами и некоторыми современными земными языческими религиями своей концепции существования на плане в загробной жизни . [30]
Эмануэль Сведенборг (1688–1772) вдохновил Эндрю Джексона Дэвиса (1826–1910) в его главном труде «Великая гармония» сказать, что Саммерленд — это вершина духовных достижений в загробной жизни; то есть это высший уровень или сфера загробной жизни, в которую мы можем надеяться войти. [ нужна ссылка ] Обычно Летнюю страну изображают как место отдыха душ после или между их земными воплощениями. Летняя страна также задумана как место воспоминаний и воссоединения с умершими близкими. [ нужна ссылка ]
Как следует из названия, его часто представляют как место красоты и покоя, где все, что людям дорого, сохраняется в своей полной красоте на вечность. Предполагается, что он содержит широкие (возможно, вечные) поля с зелеными холмами и пышной травой. В теософии термин «Саммерленд» используется без определенного артикля «the». Летняя страна, также называемая Небесами астрального плана, изображается как место, куда между воплощениями перемещаются души , которые вели себя хорошо в своих предыдущих жизнях. Те, кто поступил плохо, попадают в Ад , который, как полагают, расположен под поверхностью Земли, находится на астральном плане и состоит из плотнейшей астральной материи; Духовная Иерархия, функционирующая внутри Земли, действует на эфирном плане под поверхностью Земли. [3]
Теософы также верят, что существует еще один более высокий уровень неба, называемый Девачан , также называемый Ментальным планом Неба, которого некоторые, но не все души достигают между воплощениями — только те души, которые более высоко развиты духовно, достигают этого уровня, те души, которые находятся на первом уровне. , второй и третий уровни посвящения. Девачан находится на несколько миль (около 10 км) выше над поверхностью Земли, чем Саммерленд. [3]
Жители разных планов
[ редактировать ]Оккультные писатели, такие как Джеффри Ходсон , [ нужна ссылка ] Мелли Уилдерт, [31] и Дора ван Гелдер [ нужна ссылка ] попытались классифицировать различные духовные существа в иерархию, основанную на их предполагаемом месте и функциях на планах существования. [ нужна ссылка ]
Чарльз Вебстер Ледбитер фундаментально описал и включил в теософию свое понимание нематериальных существ. Наряду с ним существуют различные планы, переплетенные с повседневным человеческим миром и населенные множеством сущностей. Предполагается, что каждый план состоит из дискретной плотности астральной или эфирной материи , и часто обитатели одного плана не различают других. Другие писатели-теософы, такие как Элис Бейли , современница Ледбитера, также придавали непрерывность теософским концепциям эфирных существ, и ее работы оказали большое влияние на Нью Эйдж . движение [32] [33] Она рассматривает природных духов и дэв как эфирных существ, погруженных в макрочасти переплетенной тройственной вселенной, обычно они принадлежат эфирному, астральному или ментальному планам. Эфирные сущности четырех царств: Земли, Воздуха, Огня и Воды – это силы природы.
Голландская писательница и ясновидящая Мелли Уйлдерт охарактеризовала внешний вид и поведение эфирных сущностей на эфирном плане, которые, по ее словам, парят над растениями и передают энергию для оживления растения, а затем питаются лучами солнечного света. Она изобразила их бесполыми и состоящими из эфирной материи .Они летают на три метра над землей, у некоторых есть крылья, как у бабочек, а у других только маленькое лицо и грациозно колышущаяся аура . Некоторые из них огромны, а другие могут иметь размер в один дюйм. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Доддс, цитируется в Poortman (1978) , vol. II, с. 54.
- ^ Безант (1897) .
- ^ Jump up to: а б с Ледбитер (1912) .
- ^ Гендель (1916) .
- ^ Фридлендер и Хемшер (2011) , с. 196.
- ^ Макклелланд (2010) , с. 32.
- ^ Майерс (1903) .
- ^ Мид (1919) .
- ^ Платон (2007) .
- ^ Бреннан (1996) .
- ^ Джинараджадаса (1922) , стр. 139–140.
- ^ Джинараджадаса (1922) , стр. 93.
- ^ Малдун и Кэррингтон (1929) , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Йогананда (1946) , с. 400 .
- ^ Йогананда (1946) , гл. 43.
- ^ Ледбитер (1917) , с. 264.
- ^ Безант (1897) , гл. IV.
- ^ Кумар и Ларсен (2004) , с. 39.
- ^ Субрамуниясвами (2003) , с. хххв.
- ^ Стоун и Паркер (1998) , с. 11.
- ^ Ледбитер (1917) , с. 226.
- ^ Ледбитер (1925) , с. 180.
- ^ Бэйли (1960) , с. 463.
- ^ Сеннер (2009) , с. 239.
- ^ Пламмер (2014) , с. 106.
- ^ Пуансо (1945) , с. 472.
- ^ Пуансо (1939) , с. 472.
- ^ Стоун и Паркер (1998) , с. 13.
- ^ Розенкрейцерский дайджест . Сентябрь 1932 г. с. 288. [ нужна полная цитата ]
- ^ Старр (2000) .
- ^ Jump up to: а б Уилдерт и Смит (1980) .
- ^ Ладерман и Леон (2003) , том. 3, с. 236.
- ^ Йорк (1995) , с. 66.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бейли, А. (1960). Лучи и Посвящения . Издательская компания Люцис.
- Безант, А. (1897). Древняя мудрость: очерк теософского учения . Теософское издательство.
- Бреннан, Дж. Х. (1996). Астральные двери . Публикации Тота. ISBN 978-1870450218 .
- Дьюи, Дж. Х. (1895). Новозаветный оккультизм: или Чудотворная сила, интерпретируемая как основа оккультной и мистической науки . Издательская компания JH Dewey.
- Фридлендер, Дж.; Хемшер, Г. (2011). Психическая психология: энергетические навыки для жизни и отношений . Североатлантические книги. ISBN 978-1556439971 .
- Гендель, Макс (1916). «Глава III: Видимый и невидимый миры» . Тайны розенкрейцеров: элементарное изложение их тайных учений . Л. Н. Фаулер.
- Джинараджадаса, Куруппумуллаге (1922). Первые принципы теософии . Теософское издательство.
- Кумар, Р.; Ларсен, Дж. (2004). Книга Кундалини жизни и смерти: врата к высшему сознанию . Красное Колесо Вайзера. ISBN 978-1578633005 .
- Ладерман, Гэри; Леон, Луис Д., ред. (2003). Религия и американские культуры: энциклопедия традиций, разнообразия и популярных выражений . Том. 3. АВС-КЛИО.
- Ледбитер, CW (1912). Учебник теософии . Теософское издательство. ISBN 978-1-4142-3583-7 .
- Ледбитер, CW (1917). Внутренняя жизнь . Теософское издательство.
- Ледбитер, CW (1925). Мастера и Путь . Теософская пресса.
- Мид, GRS (1919). Учение о тонком теле в западной традиции . Уоткинс.
- Макклелланд, Северная Каролина (2010). Энциклопедия реинкарнации и кармы . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. ISBN 978-0786448517 .
- Малдун, Сент-Джей ; Кэррингтон, Х. (1929). Проекция астрального тела . Райдер.
- Майерс, FHW (1903). Человеческая личность и ее выживание после смерти . Лондон: Лонгманс. ISBN 978-0-7905-8863-6 .
- Платон (2007). Республика . Перевод Хармондсворта, Десмонда Ли (2-е изд.). Лондон: Пингвин. ISBN 978-0140455113 .
- Пламмер, Г.В. , изд. (2014). Меркурий: официальный орган Societas Rosicruciana в Америке, 1916–1921 гг . Литературное Лицензирование, ООО. ISBN 978-1498012157 .
- Пуансо, Маффео Чарльз, изд. (1939). Энциклопедия оккультных наук . Р.М. МакБрайд.
- Пуансо, Маффео Чарльз, изд. (1945). Полная книга оккультизма и гадания . Издательство Тюдор.
- Портман, Йоханнес Джейкоб (1978). Транспортные средства сознания. Концепция гиликового плюрализма . Теософское общество в Нидерландах. [ ISBN отсутствует ]
- Сеннер, М. (2009). Путь домой . Джон Хант Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1846942488 .
- Старр, Барбара Н. (2000). «Описания духовного мира ранними спиритуалистами» . Архивировано из оригинала 09.11.2016 . Проверено 11 мая 2012 г.
- Стоун, Джей Ди ; Паркер, Дж. С. (1998). Руководство для начинающих по пути Вознесения . Паб «Световые технологии». ISBN 978-1891824029 .
- Субрамуниясвами, Шивая (2003) [1996]. Танцы с Шивой: современный катехизис индуизма (6-е изд.). Гималайская академия.
- Уйлдерт, М.; Смит, ХА (1980). Психический сад: растения и их эзотерические отношения с человеком . Торсоны. ISBN 978-0722505489 .
- Йогананда, Парамаханса (1946). «Глава 43» . Автобиография йога . Лос-Анджелес: Содружество самореализации.
- Йорк, М. (1995). Возникающая сеть: социология нового века и неоязыческих движений . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0847680016 .