Айкидо
![]() Вариант «броска в четырех направлениях» ( шихонагэ ) с стоящим нападающим ( укэ ) и сидящим защитником ( Тори ). | |
Фокус | Грэпплинг и мягкость |
---|---|
Твердость | Полный контакт |
Страна происхождения | Япония |
Создатель | Морихей Уэсиба |
Известные практики | Киссёмару Уэсиба , Моритеру Уэсиба , Коичи Тохей , Кристиан Тиссье , Морихиро Сайто , Ёсимицу Ямада , Мицунари Канаи , Годзо Сиода , Мицуги Саотоме , Стивен Сигал , Такаши Кусида , Кёичи Иноуэ , Роберт Мастард |
Искусство предков | Дайто-рю Айки-дзюдзюцу |
Потомки искусства | Джиетайкакутодзюцу |
Айкидо ( Синдзитай : 合気道 , Кюдзитай : 合気道 , айкидо , Японское произношение: [aikiꜜdoː] ) — современное японское боевое искусство , которое разделено на множество различных стилей, включая Ивама-рю , Ивама Син Син Айки Сюрен Кай , Сёдокан Айкидо , Ёсинкан , Ренсинкай , Айкикай и Ки Айкидо . Айкидо сейчас практикуется примерно в 140 странах. Первоначально он был разработан Морихеем Уэсибой как синтез его боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создание искусства, которое практикующие могли бы использовать, чтобы защитить себя, а также защитить нападающих от травм. [1] [2] Айкидо часто переводят как «способ объединения (с) жизненной энергии ». [3] или как «путь гармоничного духа». [4] Согласно философии основателя, основной целью практики айкидо является преодоление самого себя, а не культивирование насилия или агрессивности. [5] Морихей Уэсиба использовал фразу « масакацу агацу кацухаяби» ( 正勝吾勝勝速日 , «истинная победа, окончательная победа над собой, здесь и сейчас»), чтобы обозначить этот принцип. [6]
К фундаментальным принципам айкидо относятся: ирими [7] (входит), Атеми , [8] [9] движения кокю-хо (контроль дыхания), санкаку-хо (треугольный принцип) и тенкан атаки противника (повороты), которые перенаправляют импульс . Его учебная программа включает в себя различные техники, в первую очередь броски и болевые приемы . [10] Он включает в себя систему оружия, включающую боккен , танто и дзё . Айкидо происходит главным образом от боевого искусства Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , но начало от него отходить в конце 1920-х годов, отчасти из-за причастности Уэсибы к религии Омото-кё . В документах первых учеников Уэсибы присутствует термин айки-дзюдзюцу . [11]
Старшие ученики Уэсибы имеют разные подходы к айкидо, отчасти в зависимости от того, когда они учились у него. Сегодня айкидо встречается во всем мире в различных стилях с широким диапазоном интерпретаций и акцентов. Однако все они разделяют методы, сформулированные Уэсибой, и большинство из них заботятся о благополучии нападающего.
Этимология и основная философия
[ редактировать ]
Слово «айкидо» состоит из трех кандзи :
Термин айки не всегда появляется в японском языке за пределами будо . Это привело к множеству возможных интерпретаций этого слова. 和 ( Ай ) в основном используется в составных словах и означает «объединять, объединять, объединяться, встречаться». примеры объединяются /объединяются, состав , объединяются /объединяются/объединяются, союз /альянс/ассоциация, объединяются /объединяются согласие и взаимное согласие. Есть идея взаимности , знакомиться , разговаривать / обсуждение/. переговоры, встреча по договоренности.
気 ( ки ) часто используется для описания чувства или эмоционального действия, как в X気がする («Я чувствую X», как с точки зрения мышления, но с меньшими когнитивными рассуждениями), и 気持ち (чувство/ощущение); оно используется для обозначения энергии или силы, например, 電気 (электричество) и 磁気 (магнетизм); оно также может относиться к качествам или аспектам людей или вещей, как в 気質 (дух/черта характера/темперамент).
Термин до в айкидо встречается во многих других японских боевых искусствах, таких как дзюдо и кендо , а также в различных небоевых искусствах, таких как японская каллиграфия ( сёдо ), аранжировка цветов ( кадо ) и чайная церемония ( тядо или садо ). Таким образом, в чисто буквальном толковании айкидо — это «Путь объединения сил» или «Путь объединения энергии», в котором термин айки относится к принципу или тактике боевых искусств, заключающейся в слиянии с движениями атакующего с целью контроля над его действиями. действия с минимальными усилиями. [12] применяют Айки , понимая ритм и намерения атакующего, чтобы найти оптимальную позицию и время для применения контр-техники.
История
[ редактировать ]
Айкидо было создано Морихеем Уэсибой ( 植芝 盛平 ) (1883–1969), которого некоторые практикующие айкидо называют Осенсеем ( Великим учителем ). [13] Термин айкидо был придуман в 20 веке. [14] Уэсиба рассматривал айкидо не только как синтез своей боевой подготовки, но и как выражение своей личной философии всеобщего мира и согласия. За время жизни Уэсибы и по сей день айкидо превратилось из айки , которое Уэсиба изучал, в множество выражений мастеров боевых искусств по всему миру. [10]
Начальная разработка
[ редактировать ]
Уэсиба развивал айкидо в основном в конце 1920-х — 1930-х годах путем синтеза старых боевых искусств, которые он изучал. [15] Основным боевым искусством, из которого происходит айкидо, является Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , которому Уэсиба учился непосредственно у Такэда Сокаку , возродителя этого искусства. Кроме того, Уэсиба, как известно, изучал Тэндзин Синъё-рю у Тодзавы Токусабуро в Токио в 1901 году, Готоха Ягю Синган-рю у Накаи Масакацу в Сакаи с 1903 по 1908 год и дзюдо у Киеити Такаги ( 高木 喜代市 ) (1894–1894–1894 гг. ). 1972) в Танабе в 1911 году. [16]
Искусство Дайто-рю оказало основное техническое влияние на айкидо. Наряду с техниками броска с пустыми руками и схватывания суставов, Уэсиба включал в себя тренировочные движения с оружием, например, с копьем ( яри ) , коротким посохом ( дзё ) и, возможно, штыком ( 銃剣 , дзюкен ) . Айкидо также во многом заимствует свою техническую структуру из искусства фехтования ( кендзюцу ). [4] [17] Уэсиба переехал на Хоккайдо в 1912 году и начал учиться у Такэда Сокаку в 1915 году; Его официальная связь с Дайто-рю продолжалась до 1937 года. [15] Однако во второй половине этого периода Уэсиба уже начал дистанцироваться от Такэда и Дайто-рю . В то время Уэсиба называл свое боевое искусство « Айки Будо ». Неясно, когда именно Уэсиба начал использовать название «айкидо», но официальным названием искусства оно стало в 1942 году, когда Великое Японское общество боевых искусств ( Дай Ниппон Бутоку Кай ) занималось спонсируемой правительством реорганизацией и централизацией японских боевых искусств. искусство. [10]
Религиозные влияния
[ редактировать ]
, и находился под его глубоким влиянием После того, как Уэсиба покинул Хоккайдо в 1919 году, он встретил Онисабуро Дегути , духовного лидера религии Омото-кё (нео- синтоистское движение) в Аябэ . [18] Одной из основных особенностей Омото-кё является акцент на достижении утопии в течение жизни. Эта идея оказала большое влияние на философию боевых искусств Уэсибы, заключающуюся в распространении любви и сострадания, особенно на тех, кто стремится причинить вред другим. Айкидо демонстрирует эту философию, уделяя особое внимание освоению боевых искусств, чтобы можно было принять атаку и безвредно перенаправить ее. В идеальном разрешении не только получатель, но и злоумышленник не пострадали. [19] Помимо влияния на его духовный рост, связь с Дегучи дала Уэсибе доступ в элитные политические и военные круги в качестве мастера боевых искусств. В результате разоблачения ему удалось привлечь не только финансовую поддержку, но и одарённых студентов. Некоторые из учеников начали изучать свои собственные стили айкидо. [20]
Международное распространение
[ редактировать ]Айкидо было впервые представлено остальному миру в 1951 году Минору Мотидзуки во время визита во Францию , где он продемонстрировал техники айкидо ученикам дзюдо. [21] В 1952 году за ним последовал Тадаси Абэ , который стал официальным представителем Айкикай Хомбу и оставался во Франции в течение семи лет. Кендзи Томики гастролировал с делегацией представителей различных боевых искусств по 15 континентальным штатам США в 1953 году. [20] [22] Позже в том же году Коичи Тохея Айкикай Хомбу отправил на целый год на Гавайи , где он основал несколько додзё . За поездкой последовало несколько визитов, и она считается официальным введением айкидо в Соединенные Штаты. Соединенное Королевство последовало за ним в 1955 году; Италия в 1964 году, Хироши Тада ; и Германия в 1965 году Кацуаки Асаи . Назначенный Морихеем Уэсибой «Официальным делегатом Европы и Африки», Масамичи Норо прибыл во Францию в сентябре 1961 года. Сейичи Сугано был назначен для представления айкидо в Австралии в 1965 году. Сегодня додзё айкидо существует по всему миру. Стивена Сигала Кинодебют «Над законом » (1988) считается первым американским фильмом, в котором айкидо показано в боевых сценах. [23] [24]
Распространение независимых организаций
[ редактировать ]Крупнейшей организацией айкидо является Фонд Айкикай , который остаётся под контролем семьи Уэсиба. Однако айкидо развилось во множество стилей, большинство из которых были созданы основными учениками Морихея Уэсибы. [20] Самым ранним независимым стилем, появившимся на свет, было Ёсейкан Айкидо , основанное Минору Мотидзуки в 1931 году. [21] Ёсинкан Айкидо, основанное Годзо Сиодой в 1955 году. [25] и Сёдокан Айкидо , основанное Кенджи Томики в 1967 году. [26] Появление этих стилей предшествовало смерти Уэсибы и не вызвало каких-либо серьезных потрясений, когда они были официально оформлены. Сёдокан Айкидо, однако, вызвало споры, поскольку оно представляло собой уникальное соревнование, основанное на правилах, которое, по мнению некоторых, противоречило духу айкидо. [20]
После смерти Уэсибы в 1969 году возникли еще два основных стиля. Значительные разногласия возникли с уходом Айкикай Хомбу Додзё в 1974 году главного инструктора Коичи Тохея . Тохей ушел в результате разногласий с сыном основателя, Киссёмару Уэсиба , который в то время возглавлял Фонд Айкикай. Разногласия касались правильной роли развития ки в регулярных тренировках айкидо. После ухода Тохея он сформировал свой собственный стиль, названный Син Син Тоицу Айкидо , и организацию, которая им управляет, Общество Ки ( Ки но Кенкюкай ). [27] Последний основной стиль возник после ухода Уэсибы в Ивама, Ибараки и методологии преподавания студента длительного курса Морихиро Сайто . Его неофициально называют « стилем Ивама », и в какой-то момент ряд его последователей сформировали разрозненную сеть школ, которые они назвали Ивама-рю . Хотя практикующие стиль Ивама оставались частью Айкикай до смерти Сайто в 2002 году, последователи Сайто впоследствии разделились на две группы. Один остался в Айкикай, а другой сформировал в 2004 году независимый Синсин Айкисюрен Кай вокруг сына Сайто Хитохиро Сайто .
Сегодня каждый из основных стилей айкидо управляется отдельной руководящей организацией, имеет свою собственную штаб-квартиру ( 本部道場 , хонбу додзё ) в Японии и преподается по всему миру. [20]
К
[ редактировать ]
Изучение ки является важным компонентом айкидо. Этот термин конкретно не относится ни к физической, ни к умственной подготовке, поскольку включает в себя и то, и другое. Кандзи , обозначающий ки, писался в своей старой форме как 氣 вплоть до реформ японского правительственного письма после Второй мировой войны , а теперь чаще встречается в его современной форме 気 . В этой форме удалены восемь направлений, обозначающих пре- и послеродовые энергии генки ( 元氣 ) (китайский - юань ци ), также известные в искусстве айкидо как «Источник энергии».
Символ ки используется в повседневных японских терминах, таких как «здоровье» ( 元気 , генки ) или «застенчивость» ( 内気 , учики ) . Ки имеет множество значений, включая «окружение», «разум», «настроение» или «намерение и действие», однако в традиционных боевых искусствах и медицине его часто называют в более общей терминологии «жизненной энергией». Айкидо Годзо Сиоды , Ёсинкан считающийся одним из «жестких стилей», во многом следует учениям Уэсибы, существовавшим до Второй мировой войны, и предполагает, что секрет ки заключается в расчете времени и приложении силы всего тела к одной точке. [28] Уэсибой В последующие годы применение ки в айкидо стало более мягким и бережным. Эта концепция была известна как Такемусу Айки, и многие из его более поздних учеников преподавали ки с этой точки зрения. Коичи Тохея сосредоточено Общество Ки почти исключительно на изучении эмпирического (хотя и субъективного) опыта ки навыки студентов в технике айкидо и развитие ки . , при этом отдельно оцениваются [29]
Обучение
[ редактировать ]
В айкидо, как практически во всех японских боевых искусствах , существуют как физические, так и психические аспекты тренировки. Физическая подготовка в айкидо разнообразна и охватывает как общую физическую подготовку и выносливость , так и конкретные техники. [30] Поскольку значительная часть любого учебного курса айкидо состоит из бросков , новички учатся безопасно падать или перекатываться. [30] Конкретные методы атаки включают как удары, так и захваты; приемы защиты состоят из бросков и удержаний . После изучения основных техник студенты изучают защиту вольным стилем от нескольких противников и приемы с оружием.
Фитнес
[ редактировать ]Цели физической подготовки, преследуемые в сочетании с айкидо, включают контролируемое расслабление , правильное движение суставов, таких как бедра и плечи, гибкость и выносливость , с меньшим упором на силовые тренировки . В айкидо толкающие или вытягивающие движения встречаются гораздо чаще, чем тянущие или сжимающие движения. Это различие можно применить к общим целям фитнеса практикующего айкидо. [4] В айкидо определенные мышцы или группы мышц не изолированы и не работают для улучшения тонуса, массы или силы. В тренировках, связанных с айкидо, особое внимание уделяется использованию скоординированных движений всего тела и баланса, подобно йоге или пилатесу . Например, во многих додзё каждое занятие начинается с разминочных упражнений ( 準備体操 , junbi taisō ) , которые могут включать в себя растяжку и укеми (падение с перерывом). [31]
Роли уке и тори
[ редактировать ]«Уке», в данном случае слева, выполняет перекатывание Укэми (Франция, 2002 г.)
Обучение айкидо основано в первую очередь на практике двух партнеров заранее подготовленных форм ( ката ), а не на практике вольного стиля. Основная схема заключается в том, что получатель техники ( укэ ) инициирует атаку против человека, применяющего технику — тори ( 取り ) или ситэ ( 仕手 ) (в зависимости от стиля айкидо), также называемого нагэ ( 投げ) ) (при применении техники броска), который нейтрализует эту атаку приемом айкидо. [32]
Обе половины техники, уке и тори , считаются важными для тренировок айкидо. [32] Оба изучают принципы смешивания и адаптации айкидо. Тори учится сливаться с атакующей энергией и контролировать ее, в то время как уке учится сохранять спокойствие и гибкость в невыгодных, несбалансированных позициях, в которые их помещает Тори . Такое «принятие» техники называется укеми . [32] Уке постоянно стремится восстановить баланс и прикрыть уязвимые места (например, незащищенную сторону), в то время как Тори использует положение и время, чтобы удерживать уке вне равновесия и уязвимости. На более продвинутых тренировках уке иногда применяет приемы разворота ( 返し技 , каэси-ваза ), чтобы восстановить равновесие и удержать или бросить тори . Укэми ( 受身 ) означает получение техники. Хорошее укеми предполагает внимание к технике, партнеру и ближайшему окружению — оно считается активной частью процесса обучения айкидо. Сам метод падения также важен: это способ для практикующего безопасно освоить технику айкидо и минимизировать риск травмы.
Начальные атаки
[ редактировать ]Техники айкидо обычно являются защитой от нападения, поэтому ученики должны научиться наносить различные типы атак, чтобы иметь возможность практиковать айкидо с партнером. Хотя атаки не изучаются так тщательно, как в ударных искусствах, намеренные атаки (например, сильный удар или обездвиживающий захват) необходимы для изучения правильного и эффективного применения техники. [4] Многие удары ( 打ち , учи ) айкидо напоминают удары мечом или другим захваченным предметом, что указывает на их происхождение от техник, предназначенных для вооруженного боя. [4] Другие техники, которые явно представляют собой удары руками ( цуки ), практикуются в виде уколов ножом или мечом. Удары ногами обычно предназначены для вариаций более высокого уровня; Приведенные причины включают в себя то, что падения от ударов ногами особенно опасны и что удары ногами (в частности, высокие) были редкостью во время типов боя, распространенных в феодальной Японии.
Некоторые основные удары включают в себя:
- Удар передней частью головы ( 正面打ち , сёменъучи ) — вертикальный удар рукой ножа по голове. На тренировках в целях безопасности эта атака обычно направляется на лоб или макушку , но более опасные версии этой атаки нацелены на переносицу и верхнечелюстную пазуху .
- Удар сбоку головы ( 横面打ち , ёкоменъучи ) — это диагональный удар рукой с ножом в сторону головы или шеи.
- Удар в грудь ( 胸突き , мунэ-цуки ) — это удар по туловищу . Конкретные цели включают грудь , живот и солнечное сплетение , что иногда называют «выпадом среднего уровня» ( 中段突き , тюдан-цуки ) или «прямым выпадом» ( 直突き , чоку-цуки ) .
- Укол в лицо ( face укол , ганмэн-цуки ) — удар в лицо , иногда называемый «выпадом верхнего уровня» ( верхний уровень укола , дзёдан-цуки ) .
Новички, в частности, часто практикуют приемы захватов, как потому, что они безопаснее, так и потому, что легче почувствовать энергию и направление движения силы захвата, чем при ударе. Исторически некоторые захваты происходят из-за того, что их удерживают при попытке вытащить оружие , после чего можно использовать технику, чтобы освободиться и обездвижить или нанести удар нападающему, пока он хватает защитника. [4] Вот примеры некоторых основных захватов:
- Захват одной рукой ( 一手り , кататэ-дори ) , когда одна рука захватывает одно запястье.
- Захват обеими руками ( Моротэ-дори , моротэ-дори ) когда обе руки захватывают одно запястье, иногда называемый «хватом одной рукой двумя руками» Katateryōte ( , -dori )
- Захват обеими руками ( обе руки , рёкатэ-дори ) , когда обе руки захватывают оба запястья, иногда называемый «двойным захватом одной рукой» ( обе руки , рёкатате-дори ) .
- Захват плеча ( Ката -дори , ката-дори ) при захвате одного плеча.
- Захват обоих плеч ( оба плеча , рёката-дори ) , когда захват обоих плеч иногда сочетается с ударом над головой в виде захвата плечами в лицо ( плечи и лица , ката-дори мен-учи ) .
- Захват за грудь ( 戼り , мунэ-дори или муна-дори ) , когда захватывают за лацкан, иногда называют «захват за воротник» ( Clar capture , eri-dori ) .
Основные техники
[ редактировать ]
Вот образец основных или широко практикуемых бросков и кеглей. Многие из техник заимствованы из Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, но некоторые другие были изобретены Морихеем Уэсибой. Точная терминология для некоторых может различаться в зависимости от организации и стиля; представленные термины являются терминами, используемыми Фондом Айкикай. Хотя названия первых пяти перечисленных техник идут подряд, их не всегда преподают в числовом порядке. [33]
- Первая техника ( 一教 ( 教 ) , ikkyō ) — техника контроля с использованием одной руки на локте и одной руки возле запястья, которая прижимает уке к земле. [34] Этот захват оказывает давление на локтевой нерв на запястье.
- Вторая техника ( 二教 , никё ) представляет собой пронационный захват запястья , который скручивает руку и оказывает болезненное давление на нерв. имеется аддуктивный замок на запястье или Z-образный замок (В версии ura .)
- Третья техника ( 三教 , санкё ) представляет собой вращательный захват запястья , который направляет спиральное напряжение вверх по всей руке, локтю и плечу.
- Четвертая техника ( 四教 , ёнкё ) — техника контроля плеч, похожая на иккё , но с захватом предплечья обеими руками. реципиента Костяшками пальцев (со стороны ладони) прикладывают лучевой нерв к надкостнице кости предплечья. [35]
- Пятая техника ( 五教 , гокио ) — техника, визуально похожая на иккё , но с перевернутым хватом запястья, медиальным вращением руки и плеча и давлением вниз на локоть. Часто встречается в ножах и другом оружии.
- « Бросок в четырех направлениях» ( 四方投げ , сихонагэ ) — бросок, во время которого рука укэ сгибается назад за плечо, блокируя плечевой сустав.
- Возврат предплечья ( 小手返し , котэгаэси ) — это бросок в запястье с супинацией , который растягивает разгибатель пальцев .
- Бросок на дыхании ( 呼吸投げ , кокюнагэ ) — широко используемый общий термин для обозначения различных типов механически не связанных между собой техник; кокюнагэ обычно не использует суставные замки, как другие техники. [36]
- Входной бросок ( 入身投げ , ириминаге ) — бросок, при котором Тори перемещается через пространство, занимаемое уке . Классическая форма внешне напоминает технику «бельевой веревки».
- Бросок неба и земли ( 天地投げ , тенчинагэ ) — бросок, в котором, начиная с рётэ-дори , продвигаясь вперед, тори поднимает одну руку низко («земля»), а другую — высоко («небо»), что выводит из равновесия укэ. чтобы они легко опрокидывались.
- Бросок от бедра ( 腰投げ , кошинагэ ) от бедра в айкидо , вариант броска ; Тори опускает бедра ниже, чем у укэ , затем переворачивает укэ через образовавшуюся точку опоры .
- Бросок цифры десять ( 十字投げ , дзюдзинаге ) — бросок, при котором руки сцепляются друг с другом ( кандзи «10» представляет собой крестообразную форму: 十 ). [37]
- Вращающийся бросок ( 回転投げ , кайтэннаге ) — это бросок, при котором Тори отводит руку укэ назад до тех пор, пока она не зафиксирует плечевой сустав, а затем использует давление вперед для броска. [38]
Реализации
[ редактировать ]
Айкидо использует движения тела ( тай сабаки или 体捌き ), чтобы совместить движение тори с движением уке . Например, техника «входа» ( ирими ) состоит из движений внутрь по направлению к уке , тогда как техника «поворота» ( 転換 , тенкан ) использует вращательное движение. [39] Кроме того, техника «внутри» ( 内 , учи ) выполняется перед уке , тогда как техника «снаружи» ( 外 , сото ) выполняется сбоку от него; «передняя» ( 表 , омотэ ) техника применяется с движением к передней части уке , а «задняя» ( 裏 , ura ) версия применяется с движением к задней части уке , обычно путем включения поворотного движения. Наконец, большинство техник можно выполнять сидя ( сэйдза ). Техники, в которых и укэ , и тори стоят, называются тачи-ваза , техники, в которых оба начинаются с сэйдза, называются сувари-ваза , а техники, выполняемые с укэ стоя, а тори сидя, называются ханми хандати ( 半身半立 ). [40] Из этих нескольких основных методов существует множество возможных реализаций. Например, иккё можно применить к противнику, который движется вперед с ударом (возможно, с движением типа ура , чтобы перенаправить поступающую силу), или к противнику, который уже нанес удар и теперь движется назад, чтобы восстановить дистанцию (возможно, омотэ ). -ваза версия). Конкретные ката айкидо обычно обозначаются формулой «техника атаки (-модификатор)»; Катате-дори иккё , например, относится к любой технике иккё, выполняемой, когда укэ держит одно запястье. Это можно далее определить как кататэ-дори иккё омотэ движения вперёд (имеется в виду любая техника иккё из этого захвата).
Атеми ( 当て身 ) — удары (или финты ), используемые во время техники айкидо. Некоторые рассматривают атеми как атаки на « жизненно важные точки », призванные причинить ущерб сами по себе. Например, Годзо Сиода описал использование атеми в драке, чтобы быстро уничтожить лидера банды. [28] Другие считают атеми , особенно по лицу, методами отвлечения внимания, позволяющими использовать другие техники; удар, даже если он заблокирован, может напугать цель и нарушить ее концентрацию. Кроме того, цель также может потерять равновесие при попытке уклониться от удара (например, отдернув голову назад), что может облегчить бросок. [40] Многие высказывания об атеми приписываются Морихею Уэсибе, который считал их важным элементом техники. [41]
Оружие
[ редактировать ]
Обучение оружию в айкидо традиционно включает в себя короткий посох ( дзё ) (эти техники очень напоминают использование штыка, или Дзюкендо ), деревянный меч ( боккен ) и нож ( танто ). [42] В некоторых школах используются методы обезвреживания огнестрельного оружия, где можно обучать взятию и/или хранению оружия. Некоторые школы, такие как стиль Ивама Морихиро Сайто , обычно тратят значительное время на практику как боккен , так и дзё , под названиями айки-кен и айки-дзё соответственно. Основатель разработал многие техники с пустыми руками на основе традиционных движений мечом, копьем и штыком. Следовательно, практика владения оружием дает представление о происхождении техник и движений, а также укрепляет концепции расстояния, времени, движения ног, присутствия и связи с партнером (партнерами) по тренировке. [43]
Несколько нападавших и рандори
[ редактировать ]Одной из особенностей айкидо является тренировка защиты от нескольких нападающих, которую часто называют таниндзудори или танинзугаке . Практика фристайла с несколькими нападающими, называемая рандори ( 乱取 ), является ключевой частью большинства учебных программ и требуется для званий более высокого уровня. [44] Рандори тренирует способность человека интуитивно выполнять техники в неструктурированной среде. [44] Стратегический выбор техник, основанный на том, как они меняют положение ученика относительно других нападающих, важен при обучении рандори . Например, техника ура может использоваться для нейтрализации текущего нападающего, поворачиваясь лицом к нападающим, приближающимся сзади. [4]
В Сёдокан Айкидо рандори отличается тем, что оно выполняется не несколькими людьми с определенными ролями защитника и нападающего, а между двумя людьми, где оба участника атакуют, защищаются и контратакуют по своему желанию. В этом отношении оно напоминает дзюдо рандори . [26] [45]
Травмы
[ редактировать ]несет ответственность Применяя технику во время тренировки, Тори за предотвращение травм уке , используя скорость и силу применения, соответствующие мастерству своего партнера в укеми . [32] Когда случаются травмы (особенно суставов), они часто являются результатом того, что тори неправильно оценивает способность уке принять бросок или булавку. [46] [47] Исследование травм в боевых искусствах показало, что типы травм значительно различаются от одного искусства к другому. [48] Травмы мягких тканей являются одним из наиболее распространенных видов травм в айкидо. [48] а также растяжение суставов и ушибы пальцев рук и ног. [47] нескольких смертельных случаях от травм головы и шеи, вызванных агрессивным сихонаге в контексте дедовщины сэмпай/кохай . Сообщалось о [46]
Ментальная тренировка
[ редактировать ]Обучение айкидо является как умственным, так и физическим, подчеркивая способность расслаблять разум и тело даже в условиях стресса и опасных ситуаций. [49] Это необходимо для того, чтобы практикующий мог выполнять движения «входа и смешивания», лежащие в основе техник айкидо, при которых атака встречается уверенно и прямо. [50] Морихей Уэсиба однажды заметил, что «необходимо быть готовым принять 99% атаки противника и смотреть смерти в лицо», чтобы без колебаний выполнять техники. [51] Поскольку это боевое искусство, направленное не только на боевое мастерство, но и на улучшение повседневной жизни, этот психологический аспект имеет ключевое значение для практикующих айкидо. [52]
Униформа и рейтинг
[ редактировать ]
классифицировать | пояс | цвет | тип |
---|---|---|---|
кю | ![]() | белый | муданша / юкюша |
и | ![]() | черный | юданша |
Практикующие айкидо (обычно называемые айкидока за пределами Японии) обычно продвигаются по службе через серию «степеней» ( кю ), за которыми следует серия «степеней» ( дан ), в соответствии с формальными процедурами тестирования. Некоторые организации айкидо используют пояса для различения оценок практикующих, часто просто белые и черные пояса для различения степеней кю и дан , хотя некоторые используют пояса разных цветов. Требования к тестированию различаются, поэтому определенное звание в одной организации не сопоставимо и не взаимозаменяемо с званием другой. [4] В некоторых додзё есть возрастные ограничения, прежде чем ученики смогут сдать экзамен на дан . [53]
Униформа, которую носят для занятий айкидо ( айкидоги ), похожа на тренировочную форму ( кейкоги ), используемую в большинстве других современных боевых искусств; простые брюки и куртка с запахом, обычно белого цвета. как толстые (« в стиле дзюдо »), так и тонкие (« в стиле каратэ ») хлопчатобумажные топы. Используются [4] Доступны топы для айкидо с более короткими рукавами, доходящими чуть ниже локтя. [54]
Большинство систем айкидо добавляют пару широких плиссированных брюк черного цвета или цвета индиго , известных как хакама (используемых также в Нагинатадзюцу , кендо и иайдо ). Во многих школах хакама разрешено носить практикующим, имеющим ранг дан , или инструкторам, в то время как другие разрешают носить хакама всем практикующим независимо от ранга. [4]
Стили айкидо
[ редактировать ]Стили айкидо различаются по своему назначению из-за своего целостного характера. Наиболее распространенные различия, отмечаемые в айкидо при внешнем наблюдении, относятся к интенсивности и реалистичности тренировок. Стэнли Пранин заметил, что некоторая критика может быть вызвана слабыми атаками уке , допускающими условный ответ тори , что приводит к недостаточному развитию навыков, необходимых для безопасной и эффективной практики обоих партнеров. [55]
Чтобы противодействовать тому, что некоторые стили позволяют учащимся со временем становиться менее уступчивыми, однако в соответствии с основной философией, то есть после того, как они продемонстрировали умение защитить себя и своих партнеров по обучению. Сёдокан Айкидо решает эту проблему, практикуя в соревновательном формате. [26] Такие адаптации обсуждаются между стилями, при этом некоторые утверждают, что нет необходимости корректировать их методы, потому что либо критика неоправданна, либо что они тренируются не для самообороны или боевой эффективности, а по духовным, фитнес- или другим причинам. [56] Причины различия и разнообразия учений, намерений и форм айкидо можно отнести к смещению фокуса тренировок после окончания затворничества Уэсибы в Иваме с 1942 по середину 1950-х годов, когда он все больше подчеркивал духовные и философские аспекты айкидо. айкидо. В результате удары по жизненно важным точкам тори , вход ( ирими ) и начало техник тори , различие между техниками омотэ (передняя сторона) и ура (задняя сторона), а также использование оружия были преуменьшены или исключен из практики. [57]
И наоборот, некоторые стили айкидо придают меньшее значение духовным практикам, которые подчеркивал Уэсиба. По словам Минору Сибаты из журнала Aikido Journal :
Айкидо О-Сэнсэя не было продолжением и расширением старого и имеет явный разрыв с прошлыми боевыми и философскими концепциями. [58]
Другими словами, считается, что практикующие айкидо, которые сосредотачивают внимание на корнях айкидо в традиционном дзю-дзюцу или кендзюцу, отклоняются от того, чему учил Уэсиба, как призывают практикующие некоторые критики:
Превосходство [Уэсибы] духовной и универсальной реальности было основой парадигмы, которую он продемонстрировал. [58]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шариф, Сулиаман (2009). 50 мифов о боевых искусствах . Новые медиа развлечения. п. 135. ИСБН 978-0-9677546-2-8 .
- ^ Уэсиба, Киссёмару (2004). Искусство айкидо: принципы и основные приемы . Коданша Интернэшнл. п. 70. ИСБН 4-7700-2945-4 .
- ^ Саотоме, Мицуги (1989). Принципы Айкидо . Бостон, Массачусетс: Шамбала. п. 222. ИСБН 978-0-87773-409-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уэстбрук, Адель; Ратти, Оскар (1970). Айкидо и динамическая сфера . Токио, Япония: Компания Чарльза Э. Таттла. стр. 16–96. ISBN 978-0-8048-0004-4 .
- ^ Дэвид Джонс (2015). Обучение боевым искусствам в Японии: руководство для жителей Запада . Издательство Таттл. п. 65. ИСБН 978-1-4629-1828-7 .
- ^ Майкл А. Гордон (2019). Айкидо как преобразующая и воплощенная педагогика: Учитель как целитель . Спрингер. п. 28. ISBN 978-3-030-23953-4 .
- ^ Уэсиба, Морихей (2013). Будо: Учение основателя айкидо . Нью-Йорк: Южная Америка. стр. 100-1 33–35. ISBN 978-1568364872 .
- ^ Тамура, Нобуёси (1991). Айкидо – Этикет и передача. Пособие для учителей . Экс-ан-Прованс: Editions du Soleil Levant. ISBN 2-84028-000-0 .
- ^ Абэ, Тадаши (1958). Айки-до – Уникальный метод, созданный мастером Морихеем Уэсибой – Оружие и дух японских самураев . Франция: Издания Chiron.
- ^ Перейти обратно: а б с Пранин, Стэнли (2006). «Айкидо» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 6 декабря 2006 года.
- ^ Пранин, Стэнли (2006). «Айкидзюдзюцу» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
- ^ Пранин, Стэнли (2007). «Айки» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 21 августа 2007 г.
- ^ Пранин, Стэнли (2007). «О-Сэнсэй» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
- ^ Дрегер, Донн Ф. (1974). Современное будзюцу и будо – боевые искусства и обычаи Японии . Нью-Йорк: Уэтерхилл. п. 137. ИСБН 0-8348-0351-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Стивенс, Джон ; Риндзиро, Ширата (1984). Айкидо: Путь гармонии . Бостон, Массачусетс: Шамбала. стр. 100-1 3–17. ISBN 978-0-394-71426-4 .
- ^ Пранин, Стэнли (2006). «Уэсиба, Морихей» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года.
- ^ Хомма, Гаку (1997). Структура айкидо: Том 1: Кендзюцу и меч тайдзюцу и взаимоотношения движений открытой руки (Структура айкидо, Том 1) . Книги о Синей Змее. ISBN 1-883319-55-2 .
- ^ Пранин, Стэнли. «Морихей Уэсиба и Онисабуро Дегучи» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года.
- ^ Фонд Оомото (2007). «Учение» . Учения и Священные Писания . Сетевая информационная комиссия. Архивировано из оригинала 13 августа 2007 года . Проверено 14 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шисида, Фумиаки (январь 2002 г.). «Айкидо» . Журнал Айкидо . Беркли, Калифорния: Паб Shodokan. ISBN 0-9647083-2-9 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б Пранин, Стэнли (2006). «Мотидзуки, Минору» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
- ^ Роберт В. Смит. «Журнал несмертельного боя: дзюдо в ВВС США, 1953 год» . ejmas.com .
- ^ «Правда об айкидо Стивена Сигала» . 29 июня 2022 г.
- ^ Билл Палмер; Карен Палмер; Рик Мейерс (январь 1995 г.). Энциклопедия фильмов о боевых искусствах . Пугало Пресс , 1995. с. 2. ISBN 1461672759 .
- ^ Пранин, Стэнли (2006). «Ёсинкан Айкидо» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Шишидо, Фумиаки ; Нарияма, Тетсуро 2002: Айкидо: Традиция и конкурентное преимущество ) . ( 978-0-9647083-2-7 .
- ^ Пранин, Стэнли (2006). «Тохей, Коичи» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б Сиода, Годзо ; Джонстон, Кристофер (2000). Айкидо Сюгё: Гармония в противостоянии . Перевод Пайе, Жака. Книги Синдокан. ISBN 978-0-9687791-2-5 .
- ^ Рид, Уильям (1997). «Тест, стоящий больше тысячи слов» . Архивировано из оригинала 19 июня 2007 года . Проверено 11 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 20 . ISBN 978-1-55643-078-7 .
- ^ Пранин, Стэнли (2006). «Джумби Тайсо» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. стр. 20–30. ISBN 978-1-55643-078-7 .
- ^ Шиффлетт, CM (1999). Упражнения айкидо для обучения и тренировок . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. ISBN 978-1-55643-314-6 .
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Иккё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Ёнкё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кокюнагэ» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Дзюдзи Гарами» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
- ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кайтэннаге» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
- ^ Амдур, Эллис. «Ирими» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б Сиода, Годзо (1968). Динамическое айкидо . Коданша Интернэшнл. стр. 52–55 . ISBN 978-0-87011-301-7 .
- ^ Скотт, Натан (2000). «Учение Уэсибы Морихея-сэнсэя» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 1 февраля 2007 г.
- ^ Данг, Фонг (2006). Техники владения оружием айкидо: деревянный меч, палка и нож айкидо . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 978-0-8048-3641-8 .
- ^ Ратти, Оскар; Уэстбрук, Адель (1973). Тайны самураев: Боевые искусства феодальной Японии . Эдисон, Нью-Джерси: Castle Books. стр. 23, 356–359 . ISBN 978-0-7858-1073-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэсиба, Киссёмару; Уэсиба, Моритеру (2002). Лучшее айкидо: основы (иллюстрированная японская классика) . Коданша Интернэшнл. ISBN 978-4-7700-2762-7 .
- ^ Нарияма, Тетсуро (2010) Айкидо Рандори: Тетсуро Нарияма . ISBN 978-0956620507 – через amazon.co.uk.
- ^ Перейти обратно: а б Айкидо и травмы: специальный репортаж Фумиаки Шишида Aiki News 1989;80 (апрель); частичный английский перевод статьи, перепечатанной в журнале Aikido Journal. «Айкидо и травмы: специальный репортаж» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 1 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пранин, Стэнли (1983). «Айкидо и травмы» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б Зетарук, М; Виолан, Массачусетс; Жураковски, Д; Микели, ЖЖ (2005). «Травмы в боевых искусствах: сравнение пяти стилей» . Британский журнал спортивной медицины . 39 (1). Издательская группа BMJ: 29–33. дои : 10.1136/bjsm.2003.010322 . ПМК 1725005 . ПМИД 15618336 .
- ^ Хайамс, Джо (1979). Дзен в боевых искусствах . Нью-Йорк: Bantam Books. стр. 53–57. ISBN 0-553-27559-3 .
- ^ Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. стр. 1–9 . ISBN 978-1-55643-078-7 .
- ^ Уэсиба, Морихей (1992). Искусство мира . Перевод Стивенса, Джона . Бостон, Массачусетс: Shambhala Publications, Inc. ISBN 978-0-87773-851-0 .
- ^ Хеклер, Ричард (1985). Айкидо и новый воин . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. стр. 51–57 . ISBN 978-0-938190-51-6 .
- ^ Португальская федерация айкидо (1 апреля 2007 г.). «Правила для рангов Дэна» (PDF) . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Как выбрать айкидоги – размер и модель» . Блог магазина Seido . Магазин Сейдо. 9 декабря 2016 года . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Пранин, Стэнли (осень 1990 г.). «Практика айкидо сегодня» . Новости Айки . 86 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 2 ноября 2007 г.
- ^ Вагстафф, Тони (30 марта 2007 г.). «В ответ на статьи Стэнли Пранина – Боевые искусства в состоянии упадка? Конец сговору?» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 29 июля 2008 г.
- ^ «Наследие Уэсибы. Часть 2, Марк Мюррей» . Блог Айкидо Сангенкай . 6 мая 2017 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сибата, Минору Дж. (2007). «Отложенная дилемма: личность отрицается и отвергается» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 11 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- AikiWeb Айкидо Информационный сайт по айкидо, с очерками, форумами, галереями, обзорами, рубриками, вики и другой информацией.