Jump to content

Айкидо

Айкидо
Вариант «броска в четырех направлениях» ( шихонагэ ) с стоящим нападающим ( укэ ) и сидящим защитником ( Тори ).
Фокус Грэпплинг и мягкость
Твердость Полный контакт
Страна происхождения Япония
Создатель Морихей Уэсиба
Известные практики Киссёмару Уэсиба , Моритеру Уэсиба , Коичи Тохей , Кристиан Тиссье , Морихиро Сайто , Ёсимицу Ямада , Мицунари Канаи , Годзо Сиода , Мицуги Саотоме , Стивен Сигал , Такаши Кусида , Кёичи Иноуэ , Роберт Мастард
Искусство предков Дайто-рю Айки-дзюдзюцу
Потомки искусства Джиетайкакутодзюцу

Айкидо ( Синдзитай : 合気道 , Кюдзитай : 合気道 , айкидо , Японское произношение: [aikiꜜdoː] ) — современное японское боевое искусство , которое разделено на множество различных стилей, включая Ивама-рю , Ивама Син Син Айки Сюрен Кай , Сёдокан Айкидо , Ёсинкан , Ренсинкай , Айкикай и Ки Айкидо . Айкидо сейчас практикуется примерно в 140 странах. Первоначально он был разработан Морихеем Уэсибой как синтез его боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создание искусства, которое практикующие могли бы использовать, чтобы защитить себя, а также защитить нападающих от травм. [1] [2] Айкидо часто переводят как «способ объединения (с) жизненной энергии ». [3] или как «путь гармоничного духа». [4] Согласно философии основателя, основной целью практики айкидо является преодоление самого себя, а не культивирование насилия или агрессивности. [5] Морихей Уэсиба использовал фразу « масакацу агацу кацухаяби» ( 正勝吾勝勝速日 , «истинная победа, окончательная победа над собой, здесь и сейчас»), чтобы обозначить этот принцип. [6]

Мицутеру Уэсиба на 55-й Всеяпонской демонстрации айкидо в Ниппон Будокан (май 2017 г.)

К фундаментальным принципам айкидо относятся: ирими [7] (входит), Атеми , [8] [9] движения кокю-хо (контроль дыхания), санкаку-хо (треугольный принцип) и тенкан атаки противника (повороты), которые перенаправляют импульс . Его учебная программа включает в себя различные техники, в первую очередь броски и болевые приемы . [10] Он включает в себя систему оружия, включающую боккен , танто и дзё . Айкидо происходит главным образом от боевого искусства Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , но начало от него отходить в конце 1920-х годов, отчасти из-за причастности Уэсибы к религии Омото-кё . В документах первых учеников Уэсибы присутствует термин айки-дзюдзюцу . [11]

Старшие ученики Уэсибы имеют разные подходы к айкидо, отчасти в зависимости от того, когда они учились у него. Сегодня айкидо встречается во всем мире в различных стилях с широким диапазоном интерпретаций и акцентов. Однако все они разделяют методы, сформулированные Уэсибой, и большинство из них заботятся о благополучии нападающего.

Этимология и основная философия

[ редактировать ]
«Айкидо», написанное с помощью « ки » в старой форме символов.

Слово «айкидо» состоит из трех кандзи :

  • ай – гармония, объединение
  • ки дух энергия,
  • до – путь, путь

Термин айки не всегда появляется в японском языке за пределами будо . Это привело к множеству возможных интерпретаций этого слова. ( Ай ) в основном используется в составных словах и означает «объединять, объединять, объединяться, встречаться». примеры объединяются /объединяются, состав , объединяются /объединяются/объединяются, союз /альянс/ассоциация, объединяются /объединяются согласие и взаимное согласие. Есть идея взаимности , знакомиться , разговаривать / обсуждение/. переговоры, встреча по договоренности.

( ки ) часто используется для описания чувства или эмоционального действия, как в X気がする («Я чувствую X», как с точки зрения мышления, но с меньшими когнитивными рассуждениями), и 気持ち (чувство/ощущение); оно используется для обозначения энергии или силы, например, 電気 (электричество) и 磁気 (магнетизм); оно также может относиться к качествам или аспектам людей или вещей, как в 気質 (дух/черта характера/темперамент).

Термин до в айкидо встречается во многих других японских боевых искусствах, таких как дзюдо и кендо , а также в различных небоевых искусствах, таких как японская каллиграфия ( сёдо ), аранжировка цветов ( кадо ) и чайная церемония ( тядо или садо ). Таким образом, в чисто буквальном толковании айкидо — это «Путь объединения сил» или «Путь объединения энергии», в котором термин айки относится к принципу или тактике боевых искусств, заключающейся в слиянии с движениями атакующего с целью контроля над его действиями. действия с минимальными усилиями. [12] применяют Айки , понимая ритм и намерения атакующего, чтобы найти оптимальную позицию и время для применения контр-техники.

Усатый мужчина средних лет в кимоно.
Уэсиба в Токио в 1939 году.

Айкидо было создано Морихеем Уэсибой ( 植芝 盛平 ) (1883–1969), которого некоторые практикующие айкидо называют Осенсеем ( Великим учителем ). [13] Термин айкидо был придуман в 20 веке. [14] Уэсиба рассматривал айкидо не только как синтез своей боевой подготовки, но и как выражение своей личной философии всеобщего мира и согласия. За время жизни Уэсибы и по сей день айкидо превратилось из айки , которое Уэсиба изучал, в множество выражений мастеров боевых искусств по всему миру. [10]

Начальная разработка

[ редактировать ]
Такэда Сокаку

Уэсиба развивал айкидо в основном в конце 1920-х — 1930-х годах путем синтеза старых боевых искусств, которые он изучал. [15] Основным боевым искусством, из которого происходит айкидо, является Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , которому Уэсиба учился непосредственно у Такэда Сокаку , возродителя этого искусства. Кроме того, Уэсиба, как известно, изучал Тэндзин Синъё-рю у Тодзавы Токусабуро в Токио в 1901 году, Готоха Ягю Синган-рю у Накаи Масакацу в Сакаи с 1903 по 1908 год и дзюдо у Киеити Такаги ( 高木 喜代市 ) (1894–1894–1894 гг. ). 1972) в Танабе в 1911 году. [16]

Искусство Дайто-рю оказало основное техническое влияние на айкидо. Наряду с техниками броска с пустыми руками и схватывания суставов, Уэсиба включал в себя тренировочные движения с оружием, например, с копьем ( яри ) , коротким посохом ( дзё ) и, возможно, штыком ( 銃剣 , дзюкен ) . Айкидо также во многом заимствует свою техническую структуру из искусства фехтования ( кендзюцу ). [4] [17] Уэсиба переехал на Хоккайдо в 1912 году и начал учиться у Такэда Сокаку в 1915 году; Его официальная связь с Дайто-рю продолжалась до 1937 года. [15] Однако во второй половине этого периода Уэсиба уже начал дистанцироваться от Такэда и Дайто-рю . В то время Уэсиба называл свое боевое искусство « Айки Будо ». Неясно, когда именно Уэсиба начал использовать название «айкидо», но официальным названием искусства оно стало в 1942 году, когда Великое Японское общество боевых искусств ( Дай Ниппон Бутоку Кай ) занималось спонсируемой правительством реорганизацией и централизацией японских боевых искусств. искусство. [10]

Религиозные влияния

[ редактировать ]
Онисабуро Дегучи

, и находился под его глубоким влиянием После того, как Уэсиба покинул Хоккайдо в 1919 году, он встретил Онисабуро Дегути , духовного лидера религии Омото-кё (нео- синтоистское движение) в Аябэ . [18] Одной из основных особенностей Омото-кё является акцент на достижении утопии в течение жизни. Эта идея оказала большое влияние на философию боевых искусств Уэсибы, заключающуюся в распространении любви и сострадания, особенно на тех, кто стремится причинить вред другим. Айкидо демонстрирует эту философию, уделяя особое внимание освоению боевых искусств, чтобы можно было принять атаку и безвредно перенаправить ее. В идеальном разрешении не только получатель, но и злоумышленник не пострадали. [19] Помимо влияния на его духовный рост, связь с Дегучи дала Уэсибе доступ в элитные политические и военные круги в качестве мастера боевых искусств. В результате разоблачения ему удалось привлечь не только финансовую поддержку, но и одарённых студентов. Некоторые из учеников начали изучать свои собственные стили айкидо. [20]

Международное распространение

[ редактировать ]

Айкидо было впервые представлено остальному миру в 1951 году Минору Мотидзуки во время визита во Францию , где он продемонстрировал техники айкидо ученикам дзюдо. [21] В 1952 году за ним последовал Тадаси Абэ , который стал официальным представителем Айкикай Хомбу и оставался во Франции в течение семи лет. Кендзи Томики гастролировал с делегацией представителей различных боевых искусств по 15 континентальным штатам США в 1953 году. [20] [22] Позже в том же году Коичи Тохея Айкикай Хомбу отправил на целый год на Гавайи , где он основал несколько додзё . За поездкой последовало несколько визитов, и она считается официальным введением айкидо в Соединенные Штаты. Соединенное Королевство последовало за ним в 1955 году; Италия в 1964 году, Хироши Тада ; и Германия в 1965 году Кацуаки Асаи . Назначенный Морихеем Уэсибой «Официальным делегатом Европы и Африки», Масамичи Норо прибыл во Францию ​​в сентябре 1961 года. Сейичи Сугано был назначен для представления айкидо в Австралии в 1965 году. Сегодня додзё айкидо существует по всему миру. Стивена Сигала Кинодебют «Над законом » (1988) считается первым американским фильмом, в котором айкидо показано в боевых сценах. [23] [24]

Распространение независимых организаций

[ редактировать ]

Крупнейшей организацией айкидо является Фонд Айкикай , который остаётся под контролем семьи Уэсиба. Однако айкидо развилось во множество стилей, большинство из которых были созданы основными учениками Морихея Уэсибы. [20] Самым ранним независимым стилем, появившимся на свет, было Ёсейкан Айкидо , основанное Минору Мотидзуки в 1931 году. [21] Ёсинкан Айкидо, основанное Годзо Сиодой в 1955 году. [25] и Сёдокан Айкидо , основанное Кенджи Томики в 1967 году. [26] Появление этих стилей предшествовало смерти Уэсибы и не вызвало каких-либо серьезных потрясений, когда они были официально оформлены. Сёдокан Айкидо, однако, вызвало споры, поскольку оно представляло собой уникальное соревнование, основанное на правилах, которое, по мнению некоторых, противоречило духу айкидо. [20]

После смерти Уэсибы в 1969 году возникли еще два основных стиля. Значительные разногласия возникли с уходом Айкикай Хомбу Додзё в 1974 году главного инструктора Коичи Тохея . Тохей ушел в результате разногласий с сыном основателя, Киссёмару Уэсиба , который в то время возглавлял Фонд Айкикай. Разногласия касались правильной роли развития ки в регулярных тренировках айкидо. После ухода Тохея он сформировал свой собственный стиль, названный Син Син Тоицу Айкидо , и организацию, которая им управляет, Общество Ки ( Ки но Кенкюкай ). [27] Последний основной стиль возник после ухода Уэсибы в Ивама, Ибараки и методологии преподавания студента длительного курса Морихиро Сайто . Его неофициально называют « стилем Ивама », и в какой-то момент ряд его последователей сформировали разрозненную сеть школ, которые они назвали Ивама-рю . Хотя практикующие стиль Ивама оставались частью Айкикай до смерти Сайто в 2002 году, последователи Сайто впоследствии разделились на две группы. Один остался в Айкикай, а другой сформировал в 2004 году независимый Синсин Айкисюрен Кай вокруг сына Сайто Хитохиро Сайто .

Сегодня каждый из основных стилей айкидо управляется отдельной руководящей организацией, имеет свою собственную штаб-квартиру ( 本部道場 , хонбу додзё ) в Японии и преподается по всему миру. [20]

кандзи , обозначающие ки Показаны до 1946 года; в 1946 году оно было изменено на .

Изучение ки является важным компонентом айкидо. Этот термин конкретно не относится ни к физической, ни к умственной подготовке, поскольку включает в себя и то, и другое. Кандзи , обозначающий ки, писался в своей старой форме как вплоть до реформ японского правительственного письма после Второй мировой войны , а теперь чаще встречается в его современной форме . В этой форме удалены восемь направлений, обозначающих пре- и послеродовые энергии генки ( 元氣 ) (китайский - юань ци ), также известные в искусстве айкидо как «Источник энергии».

Символ ки используется в повседневных японских терминах, таких как «здоровье» ( 元気 , генки ) или «застенчивость» ( 内気 , учики ) . Ки имеет множество значений, включая «окружение», «разум», «настроение» или «намерение и действие», однако в традиционных боевых искусствах и медицине его часто называют в более общей терминологии «жизненной энергией». Айкидо Годзо Сиоды , Ёсинкан считающийся одним из «жестких стилей», во многом следует учениям Уэсибы, существовавшим до Второй мировой войны, и предполагает, что секрет ки заключается в расчете времени и приложении силы всего тела к одной точке. [28] Уэсибой В последующие годы применение ки в айкидо стало более мягким и бережным. Эта концепция была известна как Такемусу Айки, и многие из его более поздних учеников преподавали ки с этой точки зрения. Коичи Тохея сосредоточено Общество Ки почти исключительно на изучении эмпирического (хотя и субъективного) опыта ки навыки студентов в технике айкидо и развитие ки . , при этом отдельно оцениваются [29]

Обучение

[ редактировать ]
( Обучение Кейко пассивное ( . ) очень важно для безопасной практики

В айкидо, как практически во всех японских боевых искусствах , существуют как физические, так и психические аспекты тренировки. Физическая подготовка в айкидо разнообразна и охватывает как общую физическую подготовку и выносливость , так и конкретные техники. [30] Поскольку значительная часть любого учебного курса айкидо состоит из бросков , новички учатся безопасно падать или перекатываться. [30] Конкретные методы атаки включают как удары, так и захваты; приемы защиты состоят из бросков и удержаний . После изучения основных техник студенты изучают защиту вольным стилем от нескольких противников и приемы с оружием.

Цели физической подготовки, преследуемые в сочетании с айкидо, включают контролируемое расслабление , правильное движение суставов, таких как бедра и плечи, гибкость и выносливость , с меньшим упором на силовые тренировки . В айкидо толкающие или вытягивающие движения встречаются гораздо чаще, чем тянущие или сжимающие движения. Это различие можно применить к общим целям фитнеса практикующего айкидо. [4] В айкидо определенные мышцы или группы мышц не изолированы и не работают для улучшения тонуса, массы или силы. В тренировках, связанных с айкидо, особое внимание уделяется использованию скоординированных движений всего тела и баланса, подобно йоге или пилатесу . Например, во многих додзё каждое занятие начинается с разминочных упражнений ( 準備体操 , junbi taisō ) , которые могут включать в себя растяжку и укеми (падение с перерывом). [31]

Роли уке и тори

[ редактировать ]
«Дерьмо» (Наге) в данном случае — человек справа. Он исполняет Кокю-Нагэ (呼吸投げ).
«Уке», в данном случае слева, выполняет перекатывание Укэми (Франция, 2002 г.)

Обучение айкидо основано в первую очередь на практике двух партнеров заранее подготовленных форм ( ката ), а не на практике вольного стиля. Основная схема заключается в том, что получатель техники ( укэ ) инициирует атаку против человека, применяющего технику — тори ( 取り ) или ситэ ( 仕手 ) (в зависимости от стиля айкидо), также называемого нагэ ( 投げ) ) (при применении техники броска), который нейтрализует эту атаку приемом айкидо. [32]

Обе половины техники, уке и тори , считаются важными для тренировок айкидо. [32] Оба изучают принципы смешивания и адаптации айкидо. Тори учится сливаться с атакующей энергией и контролировать ее, в то время как уке учится сохранять спокойствие и гибкость в невыгодных, несбалансированных позициях, в которые их помещает Тори . Такое «принятие» техники называется укеми . [32] Уке постоянно стремится восстановить баланс и прикрыть уязвимые места (например, незащищенную сторону), в то время как Тори использует положение и время, чтобы удерживать уке вне равновесия и уязвимости. На более продвинутых тренировках уке иногда применяет приемы разворота ( 返し技 , каэси-ваза ), чтобы восстановить равновесие и удержать или бросить тори . Укэми ( 受身 ) означает получение техники. Хорошее укеми предполагает внимание к технике, партнеру и ближайшему окружению — оно считается активной частью процесса обучения айкидо. Сам метод падения также важен: это способ для практикующего безопасно освоить технику айкидо и минимизировать риск травмы.

Начальные атаки

[ редактировать ]

Техники айкидо обычно являются защитой от нападения, поэтому ученики должны научиться наносить различные типы атак, чтобы иметь возможность практиковать айкидо с партнером. Хотя атаки не изучаются так тщательно, как в ударных искусствах, намеренные атаки (например, сильный удар или обездвиживающий захват) необходимы для изучения правильного и эффективного применения техники. [4] Многие удары ( 打ち , учи ) айкидо напоминают удары мечом или другим захваченным предметом, что указывает на их происхождение от техник, предназначенных для вооруженного боя. [4] Другие техники, которые явно представляют собой удары руками ( цуки ), практикуются в виде уколов ножом или мечом. Удары ногами обычно предназначены для вариаций более высокого уровня; Приведенные причины включают в себя то, что падения от ударов ногами особенно опасны и что удары ногами (в частности, высокие) были редкостью во время типов боя, распространенных в феодальной Японии.

Некоторые основные удары включают в себя:

  • Удар передней частью головы ( 正面打ち , сёменъучи ) — вертикальный удар рукой ножа по голове. На тренировках в целях безопасности эта атака обычно направляется на лоб или макушку , но более опасные версии этой атаки нацелены на переносицу и верхнечелюстную пазуху .
  • Удар сбоку головы ( 横面打ち , ёкоменъучи ) — это диагональный удар рукой с ножом в сторону головы или шеи.
  • Удар в грудь ( 胸突き , мунэ-цуки ) — это удар по туловищу . Конкретные цели включают грудь , живот и солнечное сплетение , что иногда называют «выпадом среднего уровня» ( 中段突き , тюдан-цуки ) или «прямым выпадом» ( 直突き , чоку-цуки ) .
  • Укол в лицо ( face укол , ганмэн-цуки ) — удар в лицо , иногда называемый «выпадом верхнего уровня» ( верхний уровень укола , дзёдан-цуки ) .

Новички, в частности, часто практикуют приемы захватов, как потому, что они безопаснее, так и потому, что легче почувствовать энергию и направление движения силы захвата, чем при ударе. Исторически некоторые захваты происходят из-за того, что их удерживают при попытке вытащить оружие , после чего можно использовать технику, чтобы освободиться и обездвижить или нанести удар нападающему, пока он хватает защитника. [4] Вот примеры некоторых основных захватов:

  • Захват одной рукой ( 一手り , кататэ-дори ) , когда одна рука захватывает одно запястье.
  • Захват обеими руками ( Моротэ-дори , моротэ-дори ) когда обе руки захватывают одно запястье, иногда называемый «хватом одной рукой двумя руками» Katateryōte ( , -dori )
  • Захват обеими руками ( обе руки , рёкатэ-дори ) , когда обе руки захватывают оба запястья, иногда называемый «двойным захватом одной рукой» ( обе руки , рёкатате-дори ) .
  • Захват плеча ( Ката -дори , ката-дори ) при захвате одного плеча.
  • Захват обоих плеч ( оба плеча , рёката-дори ) , когда захват обоих плеч иногда сочетается с ударом над головой в виде захвата плечами в лицо ( плечи и лица , ката-дори мен-учи ) .
  • Захват за грудь ( 戼り , мунэ-дори или муна-дори ) , когда захватывают за лацкан, иногда называют «захват за воротник» ( Clar capture , eri-dori ) .

Основные техники

[ редактировать ]
Схема иккё , или «первой техники».

Вот образец основных или широко практикуемых бросков и кеглей. Многие из техник заимствованы из Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, но некоторые другие были изобретены Морихеем Уэсибой. Точная терминология для некоторых может различаться в зависимости от организации и стиля; представленные термины являются терминами, используемыми Фондом Айкикай. Хотя названия первых пяти перечисленных техник идут подряд, их не всегда преподают в числовом порядке. [33]

  • Первая техника ( 一教 ( ) , ikkyō ) — техника контроля с использованием одной руки на локте и одной руки возле запястья, которая прижимает уке к земле. [34] Этот захват оказывает давление на локтевой нерв на запястье.
  • Вторая техника ( 二教 , никё ) представляет собой пронационный захват запястья , который скручивает руку и оказывает болезненное давление на нерв. имеется аддуктивный замок на запястье или Z-образный замок (В версии ura .)
  • Третья техника ( 三教 , санкё ) представляет собой вращательный захват запястья , который направляет спиральное напряжение вверх по всей руке, локтю и плечу.
  • Четвертая техника ( 四教 , ёнкё ) — техника контроля плеч, похожая на иккё , но с захватом предплечья обеими руками. реципиента Костяшками пальцев (со стороны ладони) прикладывают лучевой нерв к надкостнице кости предплечья. [35]
  • Пятая техника ( 五教 , гокио ) — техника, визуально похожая на иккё , но с перевернутым хватом запястья, медиальным вращением руки и плеча и давлением вниз на локоть. Часто встречается в ножах и другом оружии.
  • « Бросок в четырех направлениях» ( 四方投げ , сихонагэ ) — бросок, во время которого рука укэ сгибается назад за плечо, блокируя плечевой сустав.
  • Возврат предплечья ( 小手返し , котэгаэси ) — это бросок в запястье с супинацией , который растягивает разгибатель пальцев .
  • Бросок на дыхании ( 呼吸投げ , кокюнагэ ) — широко используемый общий термин для обозначения различных типов механически не связанных между собой техник; кокюнагэ обычно не использует суставные замки, как другие техники. [36]
  • Входной бросок ( 入身投げ , ириминаге ) — бросок, при котором Тори перемещается через пространство, занимаемое уке . Классическая форма внешне напоминает технику «бельевой веревки».
  • Бросок неба и земли ( 天地投げ , тенчинагэ ) — бросок, в котором, начиная с рётэ-дори , продвигаясь вперед, тори поднимает одну руку низко («земля»), а другую — высоко («небо»), что выводит из равновесия укэ. чтобы они легко опрокидывались.
  • Бросок от бедра ( 腰投げ , кошинагэ ) от бедра в айкидо , вариант броска ; Тори опускает бедра ниже, чем у укэ , затем переворачивает укэ через образовавшуюся точку опоры .
  • Бросок цифры десять ( 十字投げ , дзюдзинаге ) — бросок, при котором руки сцепляются друг с другом ( кандзи «10» представляет собой крестообразную форму: ). [37]
  • Вращающийся бросок ( 回転投げ , кайтэннаге ) — это бросок, при котором Тори отводит руку укэ назад до тех пор, пока она не зафиксирует плечевой сустав, а затем использует давление вперед для броска. [38]

Реализации

[ редактировать ]
Диаграмма, показывающая две версии техники иккё : движение вперед ( версия омотэ ) и движение назад ( версия ура ).

Айкидо использует движения тела ( тай сабаки или 体捌き ), чтобы совместить движение тори с движением уке . Например, техника «входа» ( ирими ) состоит из движений внутрь по направлению к уке , тогда как техника «поворота» ( 転換 , тенкан ) использует вращательное движение. [39] Кроме того, техника «внутри» ( , учи ) выполняется перед уке , тогда как техника «снаружи» ( , сото ) выполняется сбоку от него; «передняя» ( , омотэ ) техника применяется с движением к передней части уке , а «задняя» ( , ura ) версия применяется с движением к задней части уке , обычно путем включения поворотного движения. Наконец, большинство техник можно выполнять сидя ( сэйдза ). Техники, в которых и укэ , и тори стоят, называются тачи-ваза , техники, в которых оба начинаются с сэйдза, называются сувари-ваза , а техники, выполняемые с укэ стоя, а тори сидя, называются ханми хандати ( 半身半立 ). [40] Из этих нескольких основных методов существует множество возможных реализаций. Например, иккё можно применить к противнику, который движется вперед с ударом (возможно, с движением типа ура , чтобы перенаправить поступающую силу), или к противнику, который уже нанес удар и теперь движется назад, чтобы восстановить дистанцию ​​(возможно, омотэ ). -ваза версия). Конкретные ката айкидо обычно обозначаются формулой «техника атаки (-модификатор)»; Катате-дори иккё , например, относится к любой технике иккё, выполняемой, когда укэ держит одно запястье. Это можно далее определить как кататэ-дори иккё омотэ движения вперёд (имеется в виду любая техника иккё из этого захвата).

Атеми ( 当て身 ) — удары (или финты ), используемые во время техники айкидо. Некоторые рассматривают атеми как атаки на « жизненно важные точки », призванные причинить ущерб сами по себе. Например, Годзо Сиода описал использование атеми в драке, чтобы быстро уничтожить лидера банды. [28] Другие считают атеми , особенно по лицу, методами отвлечения внимания, позволяющими использовать другие техники; удар, даже если он заблокирован, может напугать цель и нарушить ее концентрацию. Кроме того, цель также может потерять равновесие при попытке уклониться от удара (например, отдернув голову назад), что может облегчить бросок. [40] Многие высказывания об атеми приписываются Морихею Уэсибе, который считал их важным элементом техники. [41]

Разоружение нападающего с помощью «взятия меча» ( тати-дори , тати-дори ) техники

Обучение оружию в айкидо традиционно включает в себя короткий посох ( дзё ) (эти техники очень напоминают использование штыка, или Дзюкендо ), деревянный меч ( боккен ) и нож ( танто ). [42] В некоторых школах используются методы обезвреживания огнестрельного оружия, где можно обучать взятию и/или хранению оружия. Некоторые школы, такие как стиль Ивама Морихиро Сайто , обычно тратят значительное время на практику как боккен , так и дзё , под названиями айки-кен и айки-дзё соответственно. Основатель разработал многие техники с пустыми руками на основе традиционных движений мечом, копьем и штыком. Следовательно, практика владения оружием дает представление о происхождении техник и движений, а также укрепляет концепции расстояния, времени, движения ног, присутствия и связи с партнером (партнерами) по тренировке. [43]

Несколько нападавших и рандори

[ редактировать ]

Одной из особенностей айкидо является тренировка защиты от нескольких нападающих, которую часто называют таниндзудори или танинзугаке . Практика фристайла с несколькими нападающими, называемая рандори ( 乱取 ), является ключевой частью большинства учебных программ и требуется для званий более высокого уровня. [44] Рандори тренирует способность человека интуитивно выполнять техники в неструктурированной среде. [44] Стратегический выбор техник, основанный на том, как они меняют положение ученика относительно других нападающих, важен при обучении рандори . Например, техника ура может использоваться для нейтрализации текущего нападающего, поворачиваясь лицом к нападающим, приближающимся сзади. [4]

В Сёдокан Айкидо рандори отличается тем, что оно выполняется не несколькими людьми с определенными ролями защитника и нападающего, а между двумя людьми, где оба участника атакуют, защищаются и контратакуют по своему желанию. В этом отношении оно напоминает дзюдо рандори . [26] [45]

несет ответственность Применяя технику во время тренировки, Тори за предотвращение травм уке , используя скорость и силу применения, соответствующие мастерству своего партнера в укеми . [32] Когда случаются травмы (особенно суставов), они часто являются результатом того, что тори неправильно оценивает способность уке принять бросок или булавку. [46] [47] Исследование травм в боевых искусствах показало, что типы травм значительно различаются от одного искусства к другому. [48] Травмы мягких тканей являются одним из наиболее распространенных видов травм в айкидо. [48] а также растяжение суставов и ушибы пальцев рук и ног. [47] нескольких смертельных случаях от травм головы и шеи, вызванных агрессивным сихонаге в контексте дедовщины сэмпай/кохай . Сообщалось о [46]

Ментальная тренировка

[ редактировать ]

Обучение айкидо является как умственным, так и физическим, подчеркивая способность расслаблять разум и тело даже в условиях стресса и опасных ситуаций. [49] Это необходимо для того, чтобы практикующий мог выполнять движения «входа и смешивания», лежащие в основе техник айкидо, при которых атака встречается уверенно и прямо. [50] Морихей Уэсиба однажды заметил, что «необходимо быть готовым принять 99% атаки противника и смотреть смерти в лицо», чтобы без колебаний выполнять техники. [51] Поскольку это боевое искусство, направленное не только на боевое мастерство, но и на улучшение повседневной жизни, этот психологический аспект имеет ключевое значение для практикующих айкидо. [52]

Униформа и рейтинг

[ редактировать ]
После тренировки хакама складывают, чтобы сохранить складки.
классифицировать пояс цвет тип
кю белый муданша / юкюша
и черный юданша

Практикующие айкидо (обычно называемые айкидока за пределами Японии) обычно продвигаются по службе через серию «степеней» ( кю ), за которыми следует серия «степеней» ( дан ), в соответствии с формальными процедурами тестирования. Некоторые организации айкидо используют пояса для различения оценок практикующих, часто просто белые и черные пояса для различения степеней кю и дан , хотя некоторые используют пояса разных цветов. Требования к тестированию различаются, поэтому определенное звание в одной организации не сопоставимо и не взаимозаменяемо с званием другой. [4] В некоторых додзё есть возрастные ограничения, прежде чем ученики смогут сдать экзамен на дан . [53]

Униформа, которую носят для занятий айкидо ( айкидоги ), похожа на тренировочную форму ( кейкоги ), используемую в большинстве других современных боевых искусств; простые брюки и куртка с запахом, обычно белого цвета. как толстые (« в стиле дзюдо »), так и тонкие (« в стиле каратэ ») хлопчатобумажные топы. Используются [4] Доступны топы для айкидо с более короткими рукавами, доходящими чуть ниже локтя. [54]

Большинство систем айкидо добавляют пару широких плиссированных брюк черного цвета или цвета индиго , известных как хакама (используемых также в Нагинатадзюцу , кендо и иайдо ). Во многих школах хакама разрешено носить практикующим, имеющим ранг дан , или инструкторам, в то время как другие разрешают носить хакама всем практикующим независимо от ранга. [4]

Стили айкидо

[ редактировать ]

Стили айкидо различаются по своему назначению из-за своего целостного характера. Наиболее распространенные различия, отмечаемые в айкидо при внешнем наблюдении, относятся к интенсивности и реалистичности тренировок. Стэнли Пранин заметил, что некоторая критика может быть вызвана слабыми атаками уке , допускающими условный ответ тори , что приводит к недостаточному развитию навыков, необходимых для безопасной и эффективной практики обоих партнеров. [55]

Чтобы противодействовать тому, что некоторые стили позволяют учащимся со временем становиться менее уступчивыми, однако в соответствии с основной философией, то есть после того, как они продемонстрировали умение защитить себя и своих партнеров по обучению. Сёдокан Айкидо решает эту проблему, практикуя в соревновательном формате. [26] Такие адаптации обсуждаются между стилями, при этом некоторые утверждают, что нет необходимости корректировать их методы, потому что либо критика неоправданна, либо что они тренируются не для самообороны или боевой эффективности, а по духовным, фитнес- или другим причинам. [56] Причины различия и разнообразия учений, намерений и форм айкидо можно отнести к смещению фокуса тренировок после окончания затворничества Уэсибы в Иваме с 1942 по середину 1950-х годов, когда он все больше подчеркивал духовные и философские аспекты айкидо. айкидо. В результате удары по жизненно важным точкам тори , вход ( ирими ) и начало техник тори , различие между техниками омотэ (передняя сторона) и ура (задняя сторона), а также использование оружия были преуменьшены или исключен из практики. [57]

И наоборот, некоторые стили айкидо придают меньшее значение духовным практикам, которые подчеркивал Уэсиба. По словам Минору Сибаты из журнала Aikido Journal :

Айкидо О-Сэнсэя не было продолжением и расширением старого и имеет явный разрыв с прошлыми боевыми и философскими концепциями. [58]

Другими словами, считается, что практикующие айкидо, которые сосредотачивают внимание на корнях айкидо в традиционном дзю-дзюцу или кендзюцу, отклоняются от того, чему учил Уэсиба, как призывают практикующие некоторые критики:

Превосходство [Уэсибы] духовной и универсальной реальности было основой парадигмы, которую он продемонстрировал. [58]

  1. ^ Шариф, Сулиаман (2009). 50 мифов о боевых искусствах . Новые медиа развлечения. п. 135. ИСБН  978-0-9677546-2-8 .
  2. ^ Уэсиба, Киссёмару (2004). Искусство айкидо: принципы и основные приемы . Коданша Интернэшнл. п. 70. ИСБН  4-7700-2945-4 .
  3. ^ Саотоме, Мицуги (1989). Принципы Айкидо . Бостон, Массачусетс: Шамбала. п. 222. ИСБН  978-0-87773-409-3 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уэстбрук, Адель; Ратти, Оскар (1970). Айкидо и динамическая сфера . Токио, Япония: Компания Чарльза Э. Таттла. стр. 16–96. ISBN  978-0-8048-0004-4 .
  5. ^ Дэвид Джонс (2015). Обучение боевым искусствам в Японии: руководство для жителей Запада . Издательство Таттл. п. 65. ИСБН  978-1-4629-1828-7 .
  6. ^ Майкл А. Гордон (2019). Айкидо как преобразующая и воплощенная педагогика: Учитель как целитель . Спрингер. п. 28. ISBN  978-3-030-23953-4 .
  7. ^ Уэсиба, Морихей (2013). Будо: Учение основателя айкидо . Нью-Йорк: Южная Америка. стр. 100-1 33–35. ISBN  978-1568364872 .
  8. ^ Тамура, Нобуёси (1991). Айкидо – Этикет и передача. Пособие для учителей . Экс-ан-Прованс: Editions du Soleil Levant. ISBN  2-84028-000-0 .
  9. ^ Абэ, Тадаши (1958). Айки-до – Уникальный метод, созданный мастером Морихеем Уэсибой – Оружие и дух японских самураев . Франция: Издания Chiron.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Пранин, Стэнли (2006). «Айкидо» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 6 декабря 2006 года.
  11. ^ Пранин, Стэнли (2006). «Айкидзюдзюцу» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
  12. ^ Пранин, Стэнли (2007). «Айки» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 21 августа 2007 г.
  13. ^ Пранин, Стэнли (2007). «О-Сэнсэй» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
  14. ^ Дрегер, Донн Ф. (1974). Современное будзюцу и будо – боевые искусства и обычаи Японии . Нью-Йорк: Уэтерхилл. п. 137. ИСБН  0-8348-0351-8 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Стивенс, Джон ; Риндзиро, Ширата (1984). Айкидо: Путь гармонии . Бостон, Массачусетс: Шамбала. стр. 100-1 3–17. ISBN  978-0-394-71426-4 .
  16. ^ Пранин, Стэнли (2006). «Уэсиба, Морихей» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года.
  17. ^ Хомма, Гаку (1997). Структура айкидо: Том 1: Кендзюцу и меч тайдзюцу и взаимоотношения движений открытой руки (Структура айкидо, Том 1) . Книги о Синей Змее. ISBN  1-883319-55-2 .
  18. ^ Пранин, Стэнли. «Морихей Уэсиба и Онисабуро Дегучи» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года.
  19. ^ Фонд Оомото (2007). «Учение» . Учения и Священные Писания . Сетевая информационная комиссия. Архивировано из оригинала 13 августа 2007 года . Проверено 14 августа 2007 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Шисида, Фумиаки (январь 2002 г.). «Айкидо» . Журнал Айкидо . Беркли, Калифорния: Паб Shodokan. ISBN  0-9647083-2-9 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года.
  21. ^ Перейти обратно: а б Пранин, Стэнли (2006). «Мотидзуки, Минору» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
  22. ^ Роберт В. Смит. «Журнал несмертельного боя: дзюдо в ВВС США, 1953 год» . ejmas.com .
  23. ^ «Правда об айкидо Стивена Сигала» . 29 июня 2022 г.
  24. ^ Билл Палмер; Карен Палмер; Рик Мейерс (январь 1995 г.). Энциклопедия фильмов о боевых искусствах . Пугало Пресс , 1995. с. 2. ISBN  1461672759 .
  25. ^ Пранин, Стэнли (2006). «Ёсинкан Айкидо» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Шишидо, Фумиаки ; Нарияма, Тетсуро 2002: Айкидо: Традиция и конкурентное преимущество ) . (  978-0-9647083-2-7 .
  27. ^ Пранин, Стэнли (2006). «Тохей, Коичи» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года.
  28. ^ Перейти обратно: а б Сиода, Годзо ; Джонстон, Кристофер (2000). Айкидо Сюгё: Гармония в противостоянии . Перевод Пайе, Жака. Книги Синдокан. ISBN  978-0-9687791-2-5 .
  29. ^ Рид, Уильям (1997). «Тест, стоящий больше тысячи слов» . Архивировано из оригинала 19 июня 2007 года . Проверено 11 августа 2007 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 20 . ISBN  978-1-55643-078-7 .
  31. ^ Пранин, Стэнли (2006). «Джумби Тайсо» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. стр. 20–30. ISBN  978-1-55643-078-7 .
  33. ^ Шиффлетт, CM (1999). Упражнения айкидо для обучения и тренировок . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. ISBN  978-1-55643-314-6 .
  34. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Иккё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года.
  35. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Ёнкё» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
  36. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кокюнагэ» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
  37. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Дзюдзи Гарами» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
  38. ^ Пранин, Стэнли (2008). «Кайтэннаге» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
  39. ^ Амдур, Эллис. «Ирими» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года.
  40. ^ Перейти обратно: а б Сиода, Годзо (1968). Динамическое айкидо . Коданша Интернэшнл. стр. 52–55 . ISBN  978-0-87011-301-7 .
  41. ^ Скотт, Натан (2000). «Учение Уэсибы Морихея-сэнсэя» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 1 февраля 2007 г.
  42. ^ Данг, Фонг (2006). Техники владения оружием айкидо: деревянный меч, палка и нож айкидо . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN  978-0-8048-3641-8 .
  43. ^ Ратти, Оскар; Уэстбрук, Адель (1973). Тайны самураев: Боевые искусства феодальной Японии . Эдисон, Нью-Джерси: Castle Books. стр. 23, 356–359 . ISBN  978-0-7858-1073-5 .
  44. ^ Перейти обратно: а б Уэсиба, Киссёмару; Уэсиба, Моритеру (2002). Лучшее айкидо: основы (иллюстрированная японская классика) . Коданша Интернэшнл. ISBN  978-4-7700-2762-7 .
  45. ^ Нарияма, Тетсуро (2010) Айкидо Рандори: Тетсуро Нарияма . ISBN  978-0956620507 – через amazon.co.uk.
  46. ^ Перейти обратно: а б Айкидо и травмы: специальный репортаж Фумиаки Шишида Aiki News 1989;80 (апрель); частичный английский перевод статьи, перепечатанной в журнале Aikido Journal. «Айкидо и травмы: специальный репортаж» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 1 сентября 2007 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Пранин, Стэнли (1983). «Айкидо и травмы» . Энциклопедия Айкидо . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года.
  48. ^ Перейти обратно: а б Зетарук, М; Виолан, Массачусетс; Жураковски, Д; Микели, ЖЖ (2005). «Травмы в боевых искусствах: сравнение пяти стилей» . Британский журнал спортивной медицины . 39 (1). Издательская группа BMJ: 29–33. дои : 10.1136/bjsm.2003.010322 . ПМК   1725005 . ПМИД   15618336 .
  49. ^ Хайамс, Джо (1979). Дзен в боевых искусствах . Нью-Йорк: Bantam Books. стр. 53–57. ISBN  0-553-27559-3 .
  50. ^ Хомма, Гаку (1990). Айкидо на всю жизнь . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. стр. 1–9 . ISBN  978-1-55643-078-7 .
  51. ^ Уэсиба, Морихей (1992). Искусство мира . Перевод Стивенса, Джона . Бостон, Массачусетс: Shambhala Publications, Inc. ISBN  978-0-87773-851-0 .
  52. ^ Хеклер, Ричард (1985). Айкидо и новый воин . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. стр. 51–57 . ISBN  978-0-938190-51-6 .
  53. ^ Португальская федерация айкидо (1 апреля 2007 г.). «Правила для рангов Дэна» (PDF) . Проверено 24 июня 2024 г.
  54. ^ «Как выбрать айкидоги – размер и модель» . Блог магазина Seido . Магазин Сейдо. 9 декабря 2016 года . Проверено 2 августа 2022 г.
  55. ^ Пранин, Стэнли (осень 1990 г.). «Практика айкидо сегодня» . Новости Айки . 86 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 2 ноября 2007 г.
  56. ^ Вагстафф, Тони (30 марта 2007 г.). «В ответ на статьи Стэнли Пранина – Боевые искусства в состоянии упадка? Конец сговору?» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 29 июля 2008 г.
  57. ^ «Наследие Уэсибы. Часть 2, Марк Мюррей» . Блог Айкидо Сангенкай . 6 мая 2017 года . Проверено 4 июня 2021 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б Сибата, Минору Дж. (2007). «Отложенная дилемма: личность отрицается и отвергается» . Журнал Айкидо . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 11 марта 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 013a871d9b9757f93e8ec7ac0a0ed354__1719570300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/54/013a871d9b9757f93e8ec7ac0a0ed354.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aikido - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)