Шуай Цзяо
![]() Два борца шуайцзяо проверяют друг друга в Тяньцзине, Китай. | |
Также известен как | Кунг-фу, китайская борьба |
---|---|
Фокус | Куртка борьба , Грэпплинг , Суставные замки |
Страна происхождения | Древний Китай |
Создатель | Неизвестно (предположительно существует более 6000 лет) |
олимпийский вид спорта | Нет |
Шуай Цзяо ( китайский : 摔跤 или 摔角 ; пиньинь : Шуайцзяо ; Уэйд-Джайлс : Шуай-цзяо ) — термин, относящийся к древнему стилю борьбы ушу в Пекине , Тяньцзине и Баодине провинции Хэбэй на Северо -Китайской равнине , который был систематизирован Шань Пу Ин (善撲营 Батальон превосходства в ловле) из Нэй У Фу (内務府, Отдел внутреннего управления Департамента императорского двора). В современном использовании это также общий китайский термин для обозначения любой формы борьбы как внутри, так и за пределами Китая. Как общее название, оно может использоваться для обозначения различных стилей борьбы, практикуемых в Китае в форме системы боевых искусств или спорта. Это искусство было завезено в Южный Китай в республиканскую эпоху (см. Китайская Республика (1912–1949) ) после 1911 года. [1]
История
[ редактировать ]
Более 6000 лет назад самый ранний китайский термин для обозначения борьбы, цзяоди (кит.: 角抵 ; пиньинь: цзяоду ; букв. «бодание рогом»), относится к древнему стилю военного кунг-фу , в котором солдаты носили рогатые головные уборы, с помощью которых они пытались бодаться, бросать и побеждать своих врагов. Древние китайские легенды рассказывают о легендарном божестве Желтом Императоре , который командовал солдатами, использовавшими эти приемы. В более поздние времена молодые люди играли в подобную игру, подражая состязаниям домашнего скота, без головного убора. Цзяоди называют первоисточником борьбы и последних форм боевых искусств в Китае . [2] [ нужна страница ]
Цзяо Ли впервые упоминается в «Классике обрядов». [3] во времена династии Чжоу . Цзяо Ли дополнял технику бросков ударами , , блоками и атаками захватами суставов на болевые точки . [1] Эти упражнения практиковались зимой солдатами, которые также занимались стрельбой из лука и изучали военную стратегию . [4]
Цзяо ли со временем стал общественным видом спорта, предназначенным для развлечения двора, а также для вербовки лучших бойцов. Участники боролись друг с другом на возвышении, называемом « тай », за потенциальную награду в виде найма телохранителем императора или лей инструктором боевых искусств в Имперской армии. Цзяо ли обучали солдат в Китае на протяжении многих столетий, и его популярность среди военных гарантировала его влияние на последующие китайские боевые искусства вплоть до конца династии Цин .
Династия Цин и республиканская эпоха
[ редактировать ]Маньчжурские правители династии Цин любили борьбу. Во времена династии Цин борьба называлась ляоцзяо , гуаньцзяо , буку и дзюэли/цзяоли . [5] Сообщается, что император Канси основал Шаньпуин (маньчжурское: Книга Кифу Кваран). [6] Это было учреждение, занимающееся подготовкой борцов. Лагерь располагался в Пекине и насчитывал 300 участников, из них 50 лучников, 50 наездников и остальные 200 борцов. [7] Лагерь был разделен на два крыла, левое и правое, в зависимости от того, в каком направлении расположены лагеря с точки зрения Императорского дворца. Каждое из крыльев возглавлял отдельный командир, оба подчинялись одному и тому же Цзунтонгу Дачену (總統大臣; «Президент»). Вероятная цель этого раскола лагеря, пишет Юхуань, заключалась в том, чтобы стимулировать соперничество между двумя сторонами, чтобы борцы всегда оставались конкурентоспособными. [8] Его члены, также называемые пуху (или буку по-маньчжурски), должны были выполнять различные обязанности, такие как охрана императора и борьба с носителями дани из Центральной Азии. [9]
Помимо своей обычной работы, борцы также могли зарабатывать деньги, получая награды от императора, выполняя дополнительные обязанности, такие как выступления на банкетах и сопровождение императора на охоте . Муланская облава / Мулан Осенняя охота ( Mulan Weilie/Mulan Qiuxian 木蘭圍獵/木蘭秋獮) — маньчжурская традиция, названная в честь маньчжурского слова «муран» , обозначающего облаву , проводимую во время брачного сезона оленей. Императоры Цин отправились в Чэндэ, за Великой стеной, чтобы провести это мероприятие. В этом случае будет прославляться внутриевразийское наследие маньчжуров и внутриевразийские подданные маньчжуров, в основном монгольские, тюркские и тибетские лорды, будут приглашены присоединиться к Великому хану на празднествах. Чжао И пишет, что охота на мулан организовывалась так часто, «чтобы подчинить всех монголов, заставить их питать страх [нашей] мощи и уважать [нашу] добродетель, [путем] подавления глав и заставить их подчиниться, чтобы они не осмелились иметь [плохие] намерения». [10]
После падения династии Цин многие из бывших членов Шаньпуин были вынуждены зарабатывать на жизнь обучением борьбе или уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной уличной пропагандой. Например, прародителем пекинской борьбы был инструктор Шаньпуин, известный как Ван Байе (宛八爷) или Ван Юншунь (宛永顺). [7] Ван Юншунь был основателем школы борьбы Тяньцяо, известной школы борьбы в Пекине, которая приобрела большую популярность в Пекине. Этот вид борьбы был уникальным, поскольку представлял собой смесь комедийного искусства сяншэн (相声; перекрестные помехи) и борьбы, создавая форму комедийного искусства борьбы, известную как усяншэн (武相声; боевые перекрестные помехи). [11]
Борьба проникла в Центральный институт Гошу благодаря Ма Ляну, который написал первое руководство по борьбе в Китае. Отныне Шуай Цзяо было официально оформлено в 1917 году посредством руководства «Чжунхуа Синь Ушу» (中華新武術; «Новые китайские боевые искусства»), написанного Ма Ляном и распространенного отделом образования республиканского правительства. [12] Этот формализованный стиль преподается в школах с 1928 года.
Термин « шуай цзяо » был выбран Центральным институтом Гошу в 1928 году, когда правила соревнований были стандартизированы. . [13] первые китайские соревнования по шуайцзяо . Впоследствии в 1935 году были проведены [14] Этому искусству продолжают преподавать в полиции и военных академиях Китая.
Перевод
[ редактировать ]Слово « шуай » ( 摔 ) означает «бросить на землю», тогда как « цзяо » может быть одним из двух иероглифов: первый, более старый, 角 , означает « рога », а второй, последний, 跤, означает «борьба или поездка ногами». В современном китайском языке шуай цзяо всегда пишется с использованием более поздних иероглифов 跤 и должно переводиться как «спотыкаться или бросать ногами». Использование иероглифа 角 связано с тем, что в самой ранней форме шуай цзяо игроки носили шлем с рогами и разрешалось бить головой. Эта форма шуайцзяо называется цзиюси .
Стили китайской борьбы
[ редактировать ]
Китайскую борьбу можно разделить на следующие стили:
- Стиль Чжили , или Хэбэй : Этот стиль восходит к Желтому императору , который провел две решающие битвы против Чию и императора Янь в современном Чжанцзякоу регионе на севере Хэбэя , к северо-западу от Пекина. Современные методы и правила обучения систематизированы Шань Пу Ин (善撲营 Батальон превосходства в ловле) из Нэй У Фу (内務府, Отдел внутреннего управления Департамента императорского двора). Он включает в себя стили Пекина, Тяньцзиня и Баодина, перечисленные ниже. Борцы носят куртку под названием Далянь (褡裢).
- Пекинский стиль: по сути, это наследие маньчжурского стиля буку , который практиковался бригадой императорской гвардии Шань Пу Ин (善撲营, буквально «эксперт по борьбе»). Основной характеристикой является использование высокоуровневых бросков назад , подмахов ногами и техник подбора мяча. наручные замки . Также использовались
- Тяньцзиньский стиль: это линия борьбы династии Мин , смешанная с маньчжурским буку . Основной характеристикой является использование круглых, круговых движений ногами для ударов ногами и выведения из равновесия, а также использование цин-на (суставных замков), а также использование локтей и предплечий при блокировании и нанесении ударов.
- Стиль Баодин : это линия передачи, которая называется куайцзяо (快跤) или «Быстрая борьба». Основная характеристика – быстрое применение техники. Другой особенностью является адаптация шаолиньского кунг-фу от Пин Цзинъи, известного учителя борьбы, который научился стилю Шаолинь у семьи Мэн из округа Наньгуань, хотя он был мусульманином Хуэй.
- Стиль Шаньси : это традиция традиционной борьбы династии Сун , где император Сун Тайцзу составил руководство по борьбе, состоящее из 48 традиционных приемов ловли ног. Также известная как «Борьба с овцами», она в основном практикуется в уездах между шахтерским городом Датун на севере Шаньси и столицей провинции Тайюань в центральной части Шаньси. Основными характеристиками являются захваты лодыжек и приемы захвата ног, позволяющие вывести противника с ринга или помоста ( лей тай ), аналогичные концепции, используемой сегодня в сумо , а также захваты ног, которые можно увидеть сегодня в Саньде . Борцы носят только брюки длиной до колен, которые можно закатать выше уровня бедер, чтобы образовались складные манжеты, которые можно использовать для дополнительных захватов во время борьбы.
- Монгольский стиль: Этот стиль берет свое начало от стилей борьбы Конфедерации Дунху , в которую входили сяньбэй , кидань и монголы .
См. также
[ редактировать ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «История Шуай Цзяо» . Китайский институт Гошу . Проверено 26 января 2006 г.
- ^ Чжунъи Тонг; Тим Картмелл. «Метод китайской борьбы» . Амазонка .
- ^ Перейти обратно: а б Классика обрядов . Глава 6, Юэлин. Строка 108.
- ^ Матушак, Саша (12 марта 2015 г.). «Шуай Цзяо: коренной стиль борьбы Китая» . Страна боя .
- ^ Чжао, Алекс Сиань. «Заброшенное наследие: трансформация маньчжурской борьбы династии Цин в китайское шуайцзяо в республиканском и современном Китае» . Магистр азиатских исследований Лейденского университета : 39.
- ^ Чжао Чжао, Лянь 梿 (1980) Сяотин zalu 晓婷综合 [Разные записи Сяотин] . Пекин: Zhonghua shuju Zhonghua Book Company, стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Ван, Сяодун Сяодун « «Шаньпуин», национальной борцовской организации династии Цин]». Спортивный журнал Тию Сюэкан . Текстовое исследование Циндай гоцзя шуайцзяо чжужи «Шаньпуин» каолуэ »
- ^ Люй Лу, Юхуань Юхуань « процессом развития борьбы в династии Цин и политикой династии Цин 兰台世界 . Циндай шуайцзяо фачжан гоочэн юй Цинчао чжэнчжи де гуаньси» Связь между
- ^ « Цун буку дао шаньпу» [От Буку к Шанпу]». физического воспитания Тию Вэньши История 3 : 14–15.
- ^ Чжао Чжао, И И (1829). Янпу Заджи Янпу Разные записи [Разные записи Янпу] Эдо Цзяндо: Ямада-я Саске Ямада Дом Саске. Хуан 1, стр. 14.
- ^ Ли Синь (2015). « Шоуван Тяньцяо шуайцзяо, шуо де хао хайши шуай де хао» Наблюдая за борьбой Тяньцяо, они лучше разговаривают или борются? [Смотря борьбу Тяньцяо, они лучше говорят или лучше борются?] . » Zheli shi Пекин Это Пекин (Пекин: Пекинский dianshitai xinwen pindao Пекинский новостной телеканал . [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ « Ма Лян юй цзиндай Чжунго ушу гайлян юньдун» Ма Лян и современное движение по совершенствованию китайских боевых искусств». Huizu Yanjiu Hui Nationality Research . 1 : 3.
- ^ Берр, Марта; Чинг, Джин. «Стили кунг-фу прошлого тысячелетия» . Журнал Кунг-фу . Проверено 26 января 2006 г.
- ^ Ван Ван, Цзиньюй Цзиньюй (1989) Чжунгоши шуайцзяо Китайская борьба Тайюань: Народное издательство Шаньси юаньшэ, стр. 4.
Общие ссылки
- Энциклопедический словарь китайского языка , статья 35831.82.
- Китайская быстрая борьба для борьбы , Лян, Шоу-Ю и Тай Д. Нго, ISBN 1-886969-49-3
- Журнал азиатских боевых искусств , том 15, № 1, 2006 г. Через Media Publishing, Эри, Пенсильвания, США. ISSN 1057-8358
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-сообщество ShuaijiaoNation.com
- Ассоциация Шуай Цзяо США
- Европейский союз Шуай Цзяо
- Британский союз Шуай Цзяо
- Боевой Шуай Цзяо
- Всемирное общество Шуай Цзяо: Шуай Цзяо
- Монгольская ассоциация Шуай Цзяо: Шуай Цзяо
- Ассоциация Шуай Цзяо
- Борьба Срединного Королевства - Китайская профессиональная борьба