Народное обрезание
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Восточная и Центральная Азия | |
Языки | |
Кидань , среднекитайский | |
Религия | |
Большинство: китайский буддизм Меньшинства: шаманизм , тенгризм , христианство , ислам. | |
Родственные этнические группы | |
Mongols, монголы |
История Маньчжурии |
---|
Кидани » ( малая надпись «Обрезание : ; Китайский : 契丹 ; пиньинь : Qìdān ) — исторический кочевой народ из Северо-Восточной Азии , с IV века населявший территорию, соответствующую частям современной Монголии , Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России .
Как народ произошел от протомонголов через Сяньбэй , [1] [2] Кидани говорили на ныне вымершем киданьском языке , парамонгольском языке, родственном монгольским языкам . [3] Кидани основали и возглавили династию Ляо (916–1125), господствовавшую на обширной территории Сибири, Монголии и Северного Китая . Кидани династии Ляо использовали для своего языка две независимые системы письма: киданьское мелкое письмо и киданьское большое письмо .
После падения династии Ляо в 1125 году после вторжения чжурчжэней многие кидани последовали за группой Елюй Даши на запад, чтобы основать династию Кара Китай или Западный Ляо в Центральной Азии , которая просуществовала почти столетие, прежде чем пасть под властью Монгольской империи в 1218 году. Другие режимы, основанные киданями, включали Северный Ляо , Восточный Ляо и Поздний Ляо в Китае, а также династию Кутлуг-Ханидов в Персии. Современный народ даур , признанное этническое меньшинство на северо-востоке Китая, является генетическим потомком киданей. [4]
Историческое европейское название Китая, Катай , происходит от слова кидань.
Этимология
[ редактировать ]Единого мнения относительно этимологии имени Кидань нет. В основном есть три предположения. Фэн Цзяшэн утверждает, что оно происходит от имен вождей Ювэнь. [5] Чжао Чжэньцзи считает, что этот термин произошел от Сяньбэй и означает «место, где проживал Сяньбэй». Японский ученый Отаги Мацуо считает, что первоначальное имя Китаня было «Сидан», что означает «люди, похожие на людей Си » или «люди, живущие среди людей Си». [6]
Китай
[ редактировать ]Из-за доминирования киданей во времена династии Ляо в Маньчжурии и Монголии, а затем и Кара-Китаев в Центральной Азии, где их считали китайцами, термин «Китаи» стал означать «Китай» для людей рядом с ними в Центральной Азии, России. и северо-западный Китай. Затем это название было введено в средневековую Европу через исламские и русские источники и стало « Катай ». связанные с Хитаем, все еще используются в качестве названия Китая тюркскими народами, такими как уйгуры в китайском Синьцзяне и казахами Казахстана В современную эпоху слова , и прилегающих к нему территорий, а также некоторыми славянскими народами, такими как русские и Болгары . Китайцы -ханьцы считают этноним, происходящий от Хитая в применении к ним уйгурами, уничижительным, и китайское правительство пыталось запретить его использование. [7]
История
[ редактировать ]Миф о происхождении
[ редактировать ]Согласно « Истории Ляо» , составленной в XIV веке, «священный человек» ( шэнь-жэнь ) на белом коне имел восемь сыновей от «небесной женщины» ( тяннюй ), которая ехала в телеге, запряженной серым быком. Мужчина происходил из реки Ту (река Лао Ха в современном Цзилине , Маньчжурия ), а женщина — из реки Хуан (современная Хар Морон река во Внутренней Монголии ). Пара встретилась в месте слияния двух рек, и восемь сыновей, рожденных от их союза, стали восемью племенами. [8]
Додинастический
[ редактировать ]Самое раннее письменное упоминание о киданях содержится в официальной истории Сяньбэем, возглавляемой династии Северная Вэй, относящейся к периоду Шести династий . Большинство ученых считают, что племя киданей отделилось от сяньбэй , а некоторые ученые полагают, что это могла быть смешанная группа, в которую также входили бывшие члены племенной конфедерации сюнну . [9] [10] Кидани брили головы, оставляя волосы на висках, доходящие до груди, подобно родственным Кумо Си , Шивэю и Сяньбэю, от которых они, как полагают, произошли. [11]
На заре своей истории кидани состояли из восьми племен. Их территория находилась между современной рекой Хар Морон и Чаояном, Ляонин . [12] Территория киданей граничила с Когурё , Центральными равнинами и землями восточных тюрков. [13]
Между VI и IX веками в них последовательно доминировали Восточно-Тюркский каганат , Уйгурский каганат и династия Тан . [14] Кидани были менее политически сплочены, чем тюркские племена, но часто оказывались вовлеченными в игры за власть между тюрками и династиями Суй и Тан. По оценкам, у киданей было всего около 43 000 солдат – небольшая часть Тюркских каганатов. [13] В 605 году кидани совершили набег на династию Суй, но император Суй Ян смог убедить турок послать 20 000 всадников на помощь Суй против киданей. [15] В 628 году под предводительством вождя племени Дахэ Муи кидани подчинились династии Тан, как ранее подчинялись восточным тюркам. Каган не восточных тюрков Цзяли-хан предложил обменять мятежника Лян Шиду на киданей, но император Тайцзун согласился на обмен. [12]
Во время правления императрицы У , почти столетие спустя, Второй Тюркский каганат совершал набеги на приграничные территории северного Китая. Танская императрица, что ученые считают серьезной стратегической ошибкой, заключила злополучный союз с тюркским лидером Капаганом Каганом, чтобы наказать киданей за набег на провинцию Хэбэй . Территория киданей была гораздо ближе к собственно северному Китаю, чем к тюркским землям, и турки использовали ее для своих набегов на Хэбэй. [16]
Подобно Туюхуну и Тангутам , кидани оставались промежуточной державой вдоль приграничных земель на протяжении VII и VIII веков. [17] Кидани приобрели известность в вакууме власти, возникшем после захвата киргизами Уйгурского каганата и падения династии Тан. [18]
Династия Ляо
[ редактировать ]Абаоцзи , которому удалось объединить киданьские племена, основал династию Ляо в 907 году. Территория Ляо включала современный северный и северо-восточный Китай, Монголию, а также части Средней Азии и Сибири. Хотя переход к имперской социальной и политической организации был значительным изменением для киданей, киданьский язык , миф о происхождении, шаманская религия и кочевой образ жизни сохранились. [14]
Китай находился в хаосе после падения династии Тан в 907 году. Известный как период Удай Шиго , пять династий правили северным Китаем в быстрой последовательности при лишь номинальной поддержке со стороны Десяти королевств южного Китая. [19] Династию Тан поддерживали турки Шатуо, пока Чжу Вэнь не убил последнего императора Тан и не основал династию Поздняя Лян . Тюрки Шатуо, которые были в союзе с киданями с 905 года, победили Позднего Ляна и основали династию Позднего Тана в 923 году, но к 926 году бывшие союзники разошлись. [20] В 934 году Елюй Бэй , сын Абаоцзи, написал своему брату, императору Ляо Тайцзуну из двора Позднего Тан: « Ли Цун Кэ убил своего сюзерена , почему бы не напасть на него?» [21] В 936 году кидани поддержали восстание Ши Цзин Тана против позднетанского императора Ли Цун Кэ. Ши Цзин Тан стал императором династии Поздняя Цзинь , и в обмен на их поддержку кидани получили шестнадцать новых префектур . [22] [20]
Династия Поздняя Цзинь оставалась вассалом киданей до смерти Ши Цзин Тана в 942 году, но когда на престол взошел новый император, он дал понять, что не будет соблюдать договоренность своего предшественника. Кидани начали военное вторжение против Поздней Цзинь в 944 году. В январе 947 года император династии Поздняя Цзинь сдался киданям. [23] Киданьский император покинул завоеванный город Кайфэн и неожиданно скончался от болезни во время путешествия в мае 947 года. [24]
Отношения между Корё и киданями стали враждебными после того, как кидани разрушили Балхэ . Корё не признавал династию Ляо и поддерживал молодую династию Сун , образовавшуюся к югу от территории киданей. Хотя кидани предпочли бы напасть на Китай, они вторглись в Корё в 993 году. Кидани не смогли продвинуться за реку Чхончон , и их убедили отступить, хотя недовольство киданей завоеванием Корё чжурчжэней спровоцировало второе вторжение в 1010 году. На этот раз кидани предпочли бы напасть на Китай. Кидани во главе со своим императором разграбили столицу Кэсон . Третье и последнее вторжение в 1018 году было отражено силами Корё, положив конец 30-летней войне между соперниками. [25]
Династия Ляо оказалась значительной державой к северу от Китайской равнины , непрерывно продвигаясь на юг и запад, получая контроль над бывшими китайскими и тюрко-уйгурскими территориями. В 1005 году был подписан Чаньюаньский договор , и мир между династией Ляо и династией Сун сохранялся в течение следующих 120 лет. Во время правления императора Ляо Даоцзуна коррупция была серьезной проблемой и вызывала недовольство многих людей, включая чжурчжэней. Династия Ляо в конечном итоге пала перед династией Цзинь чжурчжэней в 1125 году , которая победила и поглотила киданей для своей военной выгоды. Кидани считали монголов Хамага своей последней надеждой, когда династия Ляо подверглась вторжению со стороны династий Цзинь, Сун и империй Западная Ся .
Для защиты от чжурчжэней и киданей Длинную стену в 1033–1034 годах построил Корё вместе со многими пограничными фортами. [26]
Одной из причин чжурчжэньского восстания и падения Ляо стал обычай насиловать киданьскими посланниками замужних чжурчжэньских женщин и чжурчжэньских девушек, что вызвало недовольство чжурчжэней. [27] Обычай киданей заниматься сексом с незамужними девушками сам по себе не был проблемой, поскольку среди чжурчжэней была распространена практика гостевой проституции – предоставление спутниц, еды и приюта гостям. Незамужние дочери чжурчжэньских семей низшего и среднего классов в чжурчжэньских деревнях предоставлялись киданьским посланникам для секса, как записано Хун Хао. [28] Посланников песни среди цзинь аналогичным образом развлекали поющие девушки в Гиде, Хэнань. [29] Нет никаких свидетельств того, что чжурчжэни возмущались гостевой проституцией незамужних чжурчжэньских девушек по отношению к киданям. И только когда кидани заставили аристократические чжурчжэньские семьи отдать своих прекрасных жен в качестве приглашенных проституток киданским посланникам, чжурчжэни возмутились. Это говорит о том, что у чжурчжэней высших классов право на замужнюю жену имел только муж, тогда как у низших чжурчжэней девственность незамужних девушек и секс с киданями не препятствовали их возможности вступить в брак в дальнейшем. [30] Чжурчжэни и их маньчжурские потомки имели в своих личных именах киданьские лингвистические и грамматические элементы в виде суффиксов. [31] Многие киданьские имена имели суффикс «дзю». [32]
После падения династии Ляо часть киданьской знати бежала из этой территории на запад, в сторону западных регионов , основав недолговечную династию Кара Китай или Западный Ляо. После его падения небольшая часть под руководством Бурака Хаджиба основала местную династию в южной персидской провинции Кирман . Эти кидани были поглощены местным тюркским и иранским населением, исламизированы и не оставили после себя никакого влияния. Поскольку киданьский язык до сих пор почти полностью непонятен, сложно составить подробную историю их передвижения.
В XIII веке монгольские вторжения и завоевания оказали большое влияние на изменение этнической идентичности в регионе. Большинство жителей Евразийской степи не сохранили своей домонгольской идентичности после завоеваний. Кидани были рассеяны по Евразии и ассимилировались с Монгольской империей в начале 13 века. [33]
Спасаясь от монголов , в 1216 году кидани вторглись в Корё и выиграли несколько сражений, даже дойдя до ворот столицы, но были разбиты генералом Корё Ким Чви-рё, который оттеснил их на север, в Пхёнан . [34] [35] где оставшиеся кидани были уничтожены силами Корё в 1219 году. [36] [37]
Системы языка и письма
[ редактировать ]Киданьский язык в настоящее время вымер. Некоторые учёные полагают, что кидань — протомонгольский язык , другие предполагают, что это парамонгольский язык. [38] У киданей есть заимствования из тюркского староуйгурского языка. [39] и корейские языки . [40]
На киданском языке существовало две системы письменности: большая и малая . Они были функционально независимыми и, по-видимому, использовались одновременно во времена династии Ляо. Они использовались некоторое время после падения этой династии. Примеры написания чаще всего появлялись на эпитафиях и памятниках , хотя иногда всплывают и другие фрагменты. Киданьские письмена еще не полностью расшифрованы , и для их хорошего понимания потребуются дополнительные исследования и открытия. [41] [42]
Экономика
[ редактировать ]Будучи кочевниками, кидани первоначально занимались скотоводством , рыболовством и охотой . Разграбление китайских деревень и городов, а также соседних племен также было полезным источником рабов , китайских ремесел и еды, особенно во времена голода. Под влиянием Китая и вследствие административной необходимости оседлой администрации кидани начали заниматься земледелием, сельскохозяйственных культур выращиванием и строительством городов. В отличие от китайских земледельцев и земледельцев Балхэ , которые выращивали пшеницу и сорго , киданьские земледельцы выращивали метельчатое просо. Правящий класс династии Ляо по-прежнему проводил охотничьи походы в конце лета в традициях своих предков. После падения династии Ляо кидани вернулись к более кочевой жизни.
Религия
[ редактировать ]Кидани практиковали шаманизм , в котором важную роль играли животные. Охотники приносили жертву духу животного, на которого охотились, и во время охоты носили шкуру того же животного. Проводились праздники в честь ловли первой рыбы и дикого гуся, а также ежегодные жертвоприношения животных небу, земле, предкам, горам, рекам и т. д. Каждый кидань мужского пола приносил в жертву белую лошадь, белую овцу и белого гуся во время зимнего солнцестояния . [43]
Когда умирал киданьский дворянин, всесожжения приносились в полнолуние и новолуние. Тело пролежало три года в горах, после чего кости будут кремированы. Кидани верили, что души умерших покоятся в месте под названием Черная гора, недалеко от провинции Рехэ . [44]
Шатры киданей всегда были обращены на восток, и они почитали солнце, но луна не имела большой роли в их религии. [45] Они также практиковали форму гадания : отправлялись на войну, если лопатка белой овцы треснула при нагревании ( скапулимантия ). [43]
Женщины
[ редактировать ]Кидани охотились, ездили на лошадях и занимались стрельбой из лука . Они не практиковали связывание ног , которое стало популярным среди Хань во времена династии Сун . Кидани практиковали многоженство и обычно предпочитали брак внутри племени, но нередко император брал жен из других групп, таких как хань, корейцы , [46] и тюркские племена . [47]
Генетика
[ редактировать ]Исследование 2015 года предположило, что мужчины-кидани могли принадлежать к гаплогруппам C3c или N1 , основываясь на распространении этих гаплогрупп в современном населении Восточной и Центральной Азии. [48]
В исследовании 2020 года, опубликованном в журнале Cell, была проанализирована ДНК трех киданейских захоронений из провинции Булган , расположенной в Северной Монголии . Было обнаружено, что киданьские захоронения имеют преимущественно северо-восточное азиатское происхождение, с менее чем 10% западноевразийским происхождением. Два экземпляра мужского пола принадлежали к Западной Евразии отцовской гаплогруппе J2 . Все три экземпляра несли материнские гаплогруппы, связанные с Северо-Восточной Азией , включая гаплогруппы A24 , D4 и гаплогруппу Y1 . Во времена киданьской и монгольской империй в восточном степном регионе наблюдалась мужская предвзятость к восточноазиатскому происхождению. [49]
Два исследования обнаружили доказательства происхождения мтДНК киданей у современных людей даурской национальности. Это был один из наиболее значительных результатов этнических исследований в Китае. [50] Другая группа из 100 000 потомков встречается у некоторых народов Блан и И в Баошань и Жуйли на юго-западе провинции Юньнань , недалеко от Мьянмы. Эти люди с фамилиями А., Манг и Цзян утверждают, что являются потомками киданей, а не людей Бланга или народа И. [51]
Галерея
[ редактировать ]- Фреска киданя
- Кидани держат завернутые знамена, булавы и барабаны.
- киданский человек с булавой
- Фреска гробницы Халахайше
- Фреска гробницы Халахайше
- Повара
- Фреска из гробницы в Аохане, династия Ляо
- Прическа
- Аоханская гробница мужчин, готовящих напитки
- Охотники
- Киданьские женщины, роспись по дереву.
- Женщины
- Женщины
- Женщина
- династии Ляо Погребальная маска и корона
- Один из исяньских глазурованных керамических луоханей в Метрополитен-музее , созданный в XII веке во времена династии Ляо.
См. также
[ редактировать ]- История киданей
- Список правителей обрезания
- Елюй
- Династия Ляо
- Северный Ляо
- Кара Хитай (династия Западная Ляо)
- Восточный Ляо
- Позже Ляо
- Кутлуг-Ханиды
- Катай
- Монгольская мифология
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Китайская династия Ляо» . Азиатское общество .
- ^ Сюй Элина-Цянь (2005). Историческое развитие додинастических киданей . Университет Хельсинки. п. 99. цитата: «Согласно исследованию Гай Чжиюна, Цзишоу идентичен Цишоу, самому раннему предку киданей; а Шихуай идентичен Таншихуаю, верховному вождю Сяньбэя в период Восточной Хань (25–220). Следовательно, из предложения «Его предком был Цзиш[оу], который произошел от Шихуая» в приведенной выше надписи, можно просто увидеть, что кидани произошли от сяньбэев. Поскольку раскопанную надпись на мемориальной табличке можно рассматривать как непосредственный исторический источник. , эта информация вполне надежна».
- ^ Янхунен, Юха (2006). «Парамонгольский». Янхунен, Юха (ред.). Монгольские языки . Рутледж. стр. 393 с. 391–402.
- ^ Ли Цзиньхуэй (2 августа 2001 г.). «Совпадение ДНК раскрывает древнюю тайну» . china.org.cn .
- ^ Сюй 2005 , с. 7.
- ^ Сюй 2005 , стр. 8–9.
- ^ Старр 2015 , с. 43.
- ^ Грейсон 2012 , с. 124.
- ^ Сан 2014 , с. 233.
- ^ Ким 2013 , стр. 61–62.
- ^ Денис К. Твитчетт; Герберт Франке; Джон Кинг Фэрбенк (1994). Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 46. ИСБН 978-0-521-24331-5 .
- ^ Jump up to: а б Хунг 2013 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Скафф 2012 , стр. 38.
- ^ Jump up to: а б Биран 2017 , с. 153.
- ^ Коэн 2001 , с. 64.
- ^ Скафф 2012 , стр. 48.
- ^ Скафф 2012 , стр. 39.
- ^ Ким 2013 , с. 62.
- ^ Ким 2013 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Моте 2003 , стр. 12–13.
- ^ Дадбридж 2013 , с. 24.
- ^ Хунг 2013 , с. 22.
- ^ Хунг 2013 , стр. 23–27.
- ^ Дадбридж 2013 , стр. 29–30.
- ^ Ким 2005 , стр. 57–58.
- ^ Сет 2010 , с. 86.
- ^ Тиллман, Хойт Кливленд (1995). Тиллман, Хойт Кливленд; Уэст, Стивен Х. (ред.). Китай под властью чжурчжэней: очерки интеллектуальной и культурной истории Чин (иллюстрированное издание). СУНИ Пресс. п. 27. ISBN 0791422739 .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Венецианская цивилизация: исследования (на итальянском языке). Том 36. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 32. ISBN 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ Франке, Герберт (1983). «ПЯТЬ Сунских посольств: некоторые общие наблюдения» . В Россаби, Морис (ред.). Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10–14 века (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520043839 .
- ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Венецианская цивилизация: исследования (на итальянском языке). Том 36. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 33. ISBN 8822229398 . ISSN 0069-438X .
- ^ То, Хонг Тейк (2005). Материалы к генеалогии рода Ниохуру: Со вступительными замечаниями к маньчжурской ономастике . Этас Манжурика. Том. 10. Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 34, 35, 36. ISBN 3447051965 . ISSN 0931-282X .
- ^ То, Хонг Тейк (2005). Материалы к генеалогии рода Ниохуру: Со вступительными замечаниями к маньчжурской ономастике . Этас Манжурика. Том. 10. Издательство Отто Харрасовица. п. 31. ISBN 3447051965 . ISSN 0931-282X .
- ^ Биран 2017 , стр. 152–181.
- ^ «Ким Чви Рё» . Энциклопедия корейской культуры . Академия корееведения . Проверено 3 июля 2016 г.
- ^ История Корё [ Корёоса (История Корё) ] (на литературном китайском языке). Том. 103 . Проверено 3 июля 2016 г. - из Wikisource.
- ^ Эбри и Уолтхолл, 2013 , с. 177.
- ^ Ли 1984 , с. 148.
- ^ Янхунен 2014 , стр. 4.
- ^ Моте 2003 , с. 34.
- ^ Вовин, Александр (июнь 2017 г.). «Корейские заимствования в кидане и их значение в расшифровке последних» (PDF) . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 70 (2): 207–215. дои : 10.1556/062.2017.70.2.4 .
- ^ Дэниэлс и Брайт 1996 , стр. 230–234.
- ^ Кара 1987 , стр. 19–23.
- ^ Jump up to: а б Болдик 2012 , с. 32.
- ^ Болдик 2012 , стр. 32–33.
- ^ Болдик 2012 , с. 34.
- ^ МакМахон 2013 , с. 272.
- ^ Твитчетт, Денис К.; Герберт Франке; Джон Кинг Фэрбенк (1978). Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и… . п. 46.
- ^ Балареск, Патрисия; Пуле, Николя; Кюссат-Блан, Сильвен; Жерар, Патрис; Кинтана-Мурси, Луис; Привет, Эвелин; Джоблинг, Марк А. (октябрь 2015 г.). «Кластеры Y-хромосомы и дифференциальный репродуктивный успех мужчин: расширение молодых линий доминирует в азиатских пасторальных кочевых популяциях» . Европейский журнал генетики человека . 23 (10): 1413–1422. дои : 10.1038/ejhg.2014.285 . ПМЦ 4430317 . ПМИД 25585703 . «Сигнал расширения распространяется с востока на запад (от Монголии до Каспийского моря), поскольку источник DC1 находится во Внутренней Монголии (hgC3[xC3c]), DC8 — в Орокене (hgC3c) и DC10 — в Хэчжэ (hgN1). ." [...] "Интересно, что западные направления экспансии DC8 и DC10, их потенциальные источники на северо-востоке Китая, их географические протяженности от Китая до Каракалпакии, а также связанное с ними алтаеязычное население также могут указывать на причастность Имперские или элитные линии, связанные с Империей Киданей».
- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэль; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Ульзибайер, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Димаджав; Эрденебат, Уламбаяр; Очир, Помогите; Анхсана, Ганболд; Ванчигдаш, Чулунху; Очир, Баттуга; Мунхбаяр, Чулунбат; Тюмень, Дашевег; Ковалев, Алексей; Крадин, Николай; Базаров, Биликто А.; Миягашев Денис А.; Коновалов, Прокопий Б.; Жамбалтарова Елена; Миллер, Элис Вентреска; Хаак, Вольфганг; Шиффельс, Стивен; Краузе, Джон; Бойвен, Николь; Эрдэнэ, Мягмар; Хенди, Джессика; Вариннер, Кристина (2020). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Ячейка 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN 0092-8674 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 . «В наше исследование включены три кидани (ZAA003, ZAA005, ULA001) из провинции Булган, все из которых имеют ярко выраженный восточно-евразийский генетический профиль (рис. 2) с <10% западно-евразийского происхождения (рис. 3F и 4B; 4B; таблица). С5И." ). Информация о гаплогруппах содержится в Таблице S2, S2C_SexHaplogroups, Дополнительные материалы.
- ^ Ван, Чи-Зао; Ю, Сюэ-Эр; Ши, Мэй-Сен; Ли, Хуэй; Ма, Шу-Хуа (18 мая 2022 г.). «Полный митохондриальный анализ генома даурского этнического меньшинства из Хулунбуира в автономном районе Внутренняя Монголия Китая» . BMC Экология и эволюция . 22 (1): 66. дои : 10.1186/s12862-022-02019-4 . ISSN 2730-7182 . ПМЦ 9118598 . ПМИД 35585500 . «Два ранних генетических исследования установили определенную генетическую связь между современной группой даур и древними киданями, что является одним из наиболее значительных результатов этнических исследований в Китае [15, 16]».
- ^ Ли Цзиньхуэй (8 февраля 2001 г.). «Совпадение ДНК раскрывает древнюю тайну» . China.org.cn . Проверено 14 мая 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Цитируемые работы
- Андерсон, EN (2014). Еда и окружающая среда в раннем и средневековом Китае . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-9009-7 .
- Болдик, Джулиан (2012). Животное и шаман: древние религии Центральной Азии . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 978-0-8147-7165-5 .
- Биран, Михал (2017). «7. Монголы и кочевая идентичность: случай китаней в Китае» . Кочевники как проводники культурных изменений Монголы и их евразийские предшественники . Берлин, Бостон: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-4789-0 . Проверено 13 февраля 2018 г.
- Коэн, Уоррен И. (2001). Восточная Азия в центре: четыре тысячи лет взаимодействия с миром . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-50251-1 .
- Дэниелс, Питер Т.; Брайт, Уильям (1996). Мировые системы письменности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 230–234.
- Дадбридж, Глен (2013). Портрет пяти династий Китая: Из воспоминаний Ван Жэньюя (880-956) . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-164967-7 .
- Эбри, Патрисия; Уолтхолл, Энн (2013). Досовременная Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Том. Я: К 1800 году. Cengage Learning. ISBN 978-1-133-60651-2 .
- Кара, Дьёрдь (1987). «О киданьских системах письменности». Монголоведение : 19–23.
- Хун, Хинг Мин (2013). Ли Ши Минь, Основание династии Тан: стратегии, которые сделали Китай величайшей империей в Азии . Издательство Алгора. ISBN 978-0-87586-980-3 .
- Грейсон, Джеймс Х. (2012). Мифы и легенды Кореи: аннотированный сборник древних и современных материалов . Рутледж. ISBN 978-1-136-60289-4 .
- Янхунен, Юха (2014). Монгольский . Амстердам: Джон Бенджаминс. стр. 4. ISBN 9789027238252 .
- Ким, Хён Джин (2013). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-06722-6 .
- Ким, Джун Кил (2005). История Кореи . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-03853-2 .
- Ли, Ки-Байк (1984). Новая история Кореи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 067461576X .
- Миддлтон, Джон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. ISBN 978-1-317-45157-0 .
- МакМахон, Кейт (2013). Женщины не должны править: императорские жены и наложницы в Китае от Хань до Ляо . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-4422-2290-8 .
- Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01212-7 .
- Сан, Тан Кун (2014). Династический Китай: элементарная история . Другая пресса. ISBN 978-983-9541-88-5 .
- Сет, Майкл Дж. (2010). История Кореи: от древности до наших дней . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-7425-6717-7 .
- Скафф, Джонатан Карам (2012). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580-800 . Оксфордские исследования ранних империй. Издательство Оксфордского университета.
- Старр, С. Фредерик (2015). Синьцзян: мусульманская граница Китая . Рутледж. ISBN 978-1-317-45137-2 .
- Сюй, Элина-Цянь (2005). «Историческое развитие додинастического киданя» . Проверено 13 февраля 2018 г.
- Другие веб-страницы
- Обрезание
- Обрезание на сайте Academic.google.com
- Выставка киданейских артефактов
- Обрезание, ребята