Jump to content

Народное обрезание

Народное обрезание
Изображение киданей Хугуя (胡瓌, 9/10 века), охота с орлами.
Регионы со значительной численностью населения
Восточная и Центральная Азия
Языки
Кидань , среднекитайский
Религия
Большинство: китайский буддизм
Меньшинства: шаманизм , тенгризм , христианство , ислам.
Родственные этнические группы
Mongols, монголы

Кидани » ( малая надпись «Обрезание : ; Китайский : 契丹 ; пиньинь : Qìdān ) — исторический кочевой народ из Северо-Восточной Азии , с IV века населявший территорию, соответствующую частям современной Монголии , Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России .

Как народ произошел от протомонголов через Сяньбэй , [1] [2] Кидани говорили на ныне вымершем киданьском языке , парамонгольском языке, родственном монгольским языкам . [3] Кидани основали и возглавили династию Ляо (916–1125), господствовавшую на обширной территории Сибири, Монголии и Северного Китая . Кидани династии Ляо использовали для своего языка две независимые системы письма: киданьское мелкое письмо и киданьское большое письмо .

После падения династии Ляо в 1125 году после вторжения чжурчжэней многие кидани последовали за группой Елюй Даши на запад, чтобы основать династию Кара Китай или Западный Ляо в Центральной Азии , которая просуществовала почти столетие, прежде чем пасть под властью Монгольской империи в 1218 году. Другие режимы, основанные киданями, включали Северный Ляо , Восточный Ляо и Поздний Ляо в Китае, а также династию Кутлуг-Ханидов в Персии. Современный народ даур , признанное этническое меньшинство на северо-востоке Китая, является генетическим потомком киданей. [4]

Историческое европейское название Китая, Катай , происходит от слова кидань.

Этимология

[ редактировать ]

Единого мнения относительно этимологии имени Кидань нет. В основном есть три предположения. Фэн Цзяшэн утверждает, что оно происходит от имен вождей Ювэнь. [5] Чжао Чжэньцзи считает, что этот термин произошел от Сяньбэй и означает «место, где проживал Сяньбэй». Японский ученый Отаги Мацуо считает, что первоначальное имя Китаня было «Сидан», что означает «люди, похожие на людей Си » или «люди, живущие среди людей Си». [6]

Кидани едят. Роспись гробницы, город Чифэн, Внутренняя Монголия

Из-за доминирования киданей во времена династии Ляо в Маньчжурии и Монголии, а затем и Кара-Китаев в Центральной Азии, где их считали китайцами, термин «Китаи» стал означать «Китай» для людей рядом с ними в Центральной Азии, России. и северо-западный Китай. Затем это название было введено в средневековую Европу через исламские и русские источники и стало « Катай ». связанные с Хитаем, все еще используются в качестве названия Китая тюркскими народами, такими как уйгуры в китайском Синьцзяне и казахами Казахстана В современную эпоху слова , и прилегающих к нему территорий, а также некоторыми славянскими народами, такими как русские и Болгары . Китайцы -ханьцы считают этноним, происходящий от Хитая в применении к ним уйгурами, уничижительным, и китайское правительство пыталось запретить его использование. [7]

династии Ляо и их багажной тележки Рельеф гробницы киданей

Миф о происхождении

[ редактировать ]

Согласно « Истории Ляо» , составленной в XIV веке, «священный человек» ( шэнь-жэнь ) на белом коне имел восемь сыновей от «небесной женщины» ( тяннюй ), которая ехала в телеге, запряженной серым быком. Мужчина происходил из реки Ту (река Лао Ха в современном Цзилине , Маньчжурия ), а женщина — из реки Хуан (современная Хар Морон река во Внутренней Монголии ). Пара встретилась в месте слияния двух рек, и восемь сыновей, рожденных от их союза, стали восемью племенами. [8]

Додинастический

[ редактировать ]
Династия Ляо в 1025 году

Самое раннее письменное упоминание о киданях содержится в официальной истории Сяньбэем, возглавляемой династии Северная Вэй, относящейся к периоду Шести династий . Большинство ученых считают, что племя киданей отделилось от сяньбэй , а некоторые ученые полагают, что это могла быть смешанная группа, в которую также входили бывшие члены племенной конфедерации сюнну . [9] [10] Кидани брили головы, оставляя волосы на висках, доходящие до груди, подобно родственным Кумо Си , Шивэю и Сяньбэю, от которых они, как полагают, произошли. [11]

На заре своей истории кидани состояли из восьми племен. Их территория находилась между современной рекой Хар Морон и Чаояном, Ляонин . [12] Территория киданей граничила с Когурё , Центральными равнинами и землями восточных тюрков. [13]

Между VI и IX веками в них последовательно доминировали Восточно-Тюркский каганат , Уйгурский каганат и династия Тан . [14] Кидани были менее политически сплочены, чем тюркские племена, но часто оказывались вовлеченными в игры за власть между тюрками и династиями Суй и Тан. По оценкам, у киданей было всего около 43 000 солдат – небольшая часть Тюркских каганатов. [13] В 605 году кидани совершили набег на династию Суй, но император Суй Ян смог убедить турок послать 20 000 всадников на помощь Суй против киданей. [15] В 628 году под предводительством вождя племени Дахэ Муи кидани подчинились династии Тан, как ранее подчинялись восточным тюркам. Каган не восточных тюрков Цзяли-хан предложил обменять мятежника Лян Шиду на киданей, но император Тайцзун согласился на обмен. [12]

Во время правления императрицы У , почти столетие спустя, Второй Тюркский каганат совершал набеги на приграничные территории северного Китая. Танская императрица, что ученые считают серьезной стратегической ошибкой, заключила злополучный союз с тюркским лидером Капаганом Каганом, чтобы наказать киданей за набег на провинцию Хэбэй . Территория киданей была гораздо ближе к собственно северному Китаю, чем к тюркским землям, и турки использовали ее для своих набегов на Хэбэй. [16]

Подобно Туюхуну и Тангутам , кидани оставались промежуточной державой вдоль приграничных земель на протяжении VII и VIII веков. [17] Кидани приобрели известность в вакууме власти, возникшем после захвата киргизами Уйгурского каганата и падения династии Тан. [18]

Династия Ляо

[ редактировать ]
Киданьские сокольники на картине Чэнь Цзючжуна, начало 13 в.
Изображение Елу Бэя
Обрезание всадников
Династия Ляо в 1111 году нашей эры.
Империя Кара-Китай в 1169 году в период своего наибольшего развития.
Фреска из Внутренней Монголии с изображением молодых киданейских мальчиков и девочек.

Абаоцзи , которому удалось объединить киданьские племена, основал династию Ляо в 907 году. Территория Ляо включала современный северный и северо-восточный Китай, Монголию, а также части Средней Азии и Сибири. Хотя переход к имперской социальной и политической организации был значительным изменением для киданей, киданьский язык , миф о происхождении, шаманская религия и кочевой образ жизни сохранились. [14]

Китай находился в хаосе после падения династии Тан в 907 году. Известный как период Удай Шиго , пять династий правили северным Китаем в быстрой последовательности при лишь номинальной поддержке со стороны Десяти королевств южного Китая. [19] Династию Тан поддерживали турки Шатуо, пока Чжу Вэнь не убил последнего императора Тан и не основал династию Поздняя Лян . Тюрки Шатуо, которые были в союзе с киданями с 905 года, победили Позднего Ляна и основали династию Позднего Тана в 923 году, но к 926 году бывшие союзники разошлись. [20] В 934 году Елюй Бэй , сын Абаоцзи, написал своему брату, императору Ляо Тайцзуну из двора Позднего Тан: « Ли Цун Кэ убил своего сюзерена , почему бы не напасть на него?» [21] В 936 году кидани поддержали восстание Ши Цзин Тана против позднетанского императора Ли Цун Кэ. Ши Цзин Тан стал императором династии Поздняя Цзинь , и в обмен на их поддержку кидани получили шестнадцать новых префектур . [22] [20]

Династия Поздняя Цзинь оставалась вассалом киданей до смерти Ши Цзин Тана в 942 году, но когда на престол взошел новый император, он дал понять, что не будет соблюдать договоренность своего предшественника. Кидани начали военное вторжение против Поздней Цзинь в 944 году. В январе 947 года император династии Поздняя Цзинь сдался киданям. [23] Киданьский император покинул завоеванный город Кайфэн и неожиданно скончался от болезни во время путешествия в мае 947 года. [24]

Отношения между Корё и киданями стали враждебными после того, как кидани разрушили Балхэ . Корё не признавал династию Ляо и поддерживал молодую династию Сун , образовавшуюся к югу от территории киданей. Хотя кидани предпочли бы напасть на Китай, они вторглись в Корё в 993 году. Кидани не смогли продвинуться за реку Чхончон , и их убедили отступить, хотя недовольство киданей завоеванием Корё чжурчжэней спровоцировало второе вторжение в 1010 году. На этот раз кидани предпочли бы напасть на Китай. Кидани во главе со своим императором разграбили столицу Кэсон . Третье и последнее вторжение в 1018 году было отражено силами Корё, положив конец 30-летней войне между соперниками. [25]

Династия Ляо оказалась значительной державой к северу от Китайской равнины , непрерывно продвигаясь на юг и запад, получая контроль над бывшими китайскими и тюрко-уйгурскими территориями. В 1005 году был подписан Чаньюаньский договор , и мир между династией Ляо и династией Сун сохранялся в течение следующих 120 лет. Во время правления императора Ляо Даоцзуна коррупция была серьезной проблемой и вызывала недовольство многих людей, включая чжурчжэней. Династия Ляо в конечном итоге пала перед династией Цзинь чжурчжэней в 1125 году , которая победила и поглотила киданей для своей военной выгоды. Кидани считали монголов Хамага своей последней надеждой, когда династия Ляо подверглась вторжению со стороны династий Цзинь, Сун и империй Западная Ся .

Для защиты от чжурчжэней и киданей Длинную стену в 1033–1034 годах построил Корё вместе со многими пограничными фортами. [26]

Одной из причин чжурчжэньского восстания и падения Ляо стал обычай насиловать киданьскими посланниками замужних чжурчжэньских женщин и чжурчжэньских девушек, что вызвало недовольство чжурчжэней. [27] Обычай киданей заниматься сексом с незамужними девушками сам по себе не был проблемой, поскольку среди чжурчжэней была распространена практика гостевой проституции – предоставление спутниц, еды и приюта гостям. Незамужние дочери чжурчжэньских семей низшего и среднего классов в чжурчжэньских деревнях предоставлялись киданьским посланникам для секса, как записано Хун Хао. [28] Посланников песни среди цзинь аналогичным образом развлекали поющие девушки в Гиде, Хэнань. [29] Нет никаких свидетельств того, что чжурчжэни возмущались гостевой проституцией незамужних чжурчжэньских девушек по отношению к киданям. И только когда кидани заставили аристократические чжурчжэньские семьи отдать своих прекрасных жен в качестве приглашенных проституток киданским посланникам, чжурчжэни возмутились. Это говорит о том, что у чжурчжэней высших классов право на замужнюю жену имел только муж, тогда как у низших чжурчжэней девственность незамужних девушек и секс с киданями не препятствовали их возможности вступить в брак в дальнейшем. [30] Чжурчжэни и их маньчжурские потомки имели в своих личных именах киданьские лингвистические и грамматические элементы в виде суффиксов. [31] Многие киданьские имена имели суффикс «дзю». [32]

После падения династии Ляо часть киданьской знати бежала из этой территории на запад, в сторону западных регионов , основав недолговечную династию Кара Китай или Западный Ляо. После его падения небольшая часть под руководством Бурака Хаджиба основала местную династию в южной персидской провинции Кирман . Эти кидани были поглощены местным тюркским и иранским населением, исламизированы и не оставили после себя никакого влияния. Поскольку киданьский язык до сих пор почти полностью непонятен, сложно составить подробную историю их передвижения.

В XIII веке монгольские вторжения и завоевания оказали большое влияние на изменение этнической идентичности в регионе. Большинство жителей Евразийской степи не сохранили своей домонгольской идентичности после завоеваний. Кидани были рассеяны по Евразии и ассимилировались с Монгольской империей в начале 13 века. [33]

Спасаясь от монголов , в 1216 году кидани вторглись в Корё и выиграли несколько сражений, даже дойдя до ворот столицы, но были разбиты генералом Корё Ким Чви-рё, который оттеснил их на север, в Пхёнан . [34] [35] где оставшиеся кидани были уничтожены силами Корё в 1219 году. [36] [37]

Чжуосе ту , картина X века, изображающая остановку киданьского хана.

Системы языка и письма

[ редактировать ]
Надпись на стеле Да Цзинь хуанди дутонг цзинлюэ лангцзюнь синцзи как мелким киданьским шрифтом (внизу справа), так и китайским (внизу слева).

Киданьский язык в настоящее время вымер. Некоторые учёные полагают, что кидань — протомонгольский язык , другие предполагают, что это парамонгольский язык. [38] У киданей есть заимствования из тюркского староуйгурского языка. [39] и корейские языки . [40]

На киданском языке существовало две системы письменности: большая и малая . Они были функционально независимыми и, по-видимому, использовались одновременно во времена династии Ляо. Они использовались некоторое время после падения этой династии. Примеры написания чаще всего появлялись на эпитафиях и памятниках , хотя иногда всплывают и другие фрагменты. Киданьские письмена еще не полностью расшифрованы , и для их хорошего понимания потребуются дополнительные исследования и открытия. [41] [42]

Экономика

[ редактировать ]

Будучи кочевниками, кидани первоначально занимались скотоводством , рыболовством и охотой . Разграбление китайских деревень и городов, а также соседних племен также было полезным источником рабов , китайских ремесел и еды, особенно во времена голода. Под влиянием Китая и вследствие административной необходимости оседлой администрации кидани начали заниматься земледелием, сельскохозяйственных культур выращиванием и строительством городов. В отличие от китайских земледельцев и земледельцев Балхэ , которые выращивали пшеницу и сорго , киданьские земледельцы выращивали метельчатое просо. Правящий класс династии Ляо по-прежнему проводил охотничьи походы в конце лета в традициях своих предков. После падения династии Ляо кидани вернулись к более кочевой жизни.

Пагода храма Фогонг , построенная в 1056 году.

Кидани практиковали шаманизм , в котором важную роль играли животные. Охотники приносили жертву духу животного, на которого охотились, и во время охоты носили шкуру того же животного. Проводились праздники в честь ловли первой рыбы и дикого гуся, а также ежегодные жертвоприношения животных небу, земле, предкам, горам, рекам и т. д. Каждый кидань мужского пола приносил в жертву белую лошадь, белую овцу и белого гуся во время зимнего солнцестояния . [43]

Когда умирал киданьский дворянин, всесожжения приносились в полнолуние и новолуние. Тело пролежало три года в горах, после чего кости будут кремированы. Кидани верили, что души умерших покоятся в месте под названием Черная гора, недалеко от провинции Рехэ . [44]

Шатры киданей всегда были обращены на восток, и они почитали солнце, но луна не имела большой роли в их религии. [45] Они также практиковали форму гадания : отправлялись на войну, если лопатка белой овцы треснула при нагревании ( скапулимантия ). [43]

Кидани охотились, ездили на лошадях и занимались стрельбой из лука . Они не практиковали связывание ног , которое стало популярным среди Хань во времена династии Сун . Кидани практиковали многоженство и обычно предпочитали брак внутри племени, но нередко император брал жен из других групп, таких как хань, корейцы , [46] и тюркские племена . [47]

Генетика

[ редактировать ]
династии Мин Изображение каракиданя из из Санцай Тухуэй.

Исследование 2015 года предположило, что мужчины-кидани могли принадлежать к гаплогруппам C3c или N1 , основываясь на распространении этих гаплогрупп в современном населении Восточной и Центральной Азии. [48]

В исследовании 2020 года, опубликованном в журнале Cell, была проанализирована ДНК трех киданейских захоронений из провинции Булган , расположенной в Северной Монголии . Было обнаружено, что киданьские захоронения имеют преимущественно северо-восточное азиатское происхождение, с менее чем 10% западноевразийским происхождением. Два экземпляра мужского пола принадлежали к Западной Евразии отцовской гаплогруппе J2 . Все три экземпляра несли материнские гаплогруппы, связанные с Северо-Восточной Азией , включая гаплогруппы A24 , D4 и гаплогруппу Y1 . Во времена киданьской и монгольской империй в восточном степном регионе наблюдалась мужская предвзятость к восточноазиатскому происхождению. [49]

Два исследования обнаружили доказательства происхождения мтДНК киданей у современных людей даурской национальности. Это был один из наиболее значительных результатов этнических исследований в Китае. [50] Другая группа из 100 000 потомков встречается у некоторых народов Блан и И в Баошань и Жуйли на юго-западе провинции Юньнань , недалеко от Мьянмы. Эти люди с фамилиями А., Манг и Цзян утверждают, что являются потомками киданей, а не людей Бланга или народа И. [51]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Китайская династия Ляо» . Азиатское общество .
  2. ^ Сюй Элина-Цянь (2005). Историческое развитие додинастических киданей . Университет Хельсинки. п. 99. цитата: «Согласно исследованию Гай Чжиюна, Цзишоу идентичен Цишоу, самому раннему предку киданей; а Шихуай идентичен Таншихуаю, верховному вождю Сяньбэя в период Восточной Хань (25–220). Следовательно, из предложения «Его предком был Цзиш[оу], который произошел от Шихуая» в приведенной выше надписи, можно просто увидеть, что кидани произошли от сяньбэев. Поскольку раскопанную надпись на мемориальной табличке можно рассматривать как непосредственный исторический источник. , эта информация вполне надежна».
  3. ^ Янхунен, Юха (2006). «Парамонгольский». Янхунен, Юха (ред.). Монгольские языки . Рутледж. стр. 393 с. 391–402.
  4. ^ Ли Цзиньхуэй (2 августа 2001 г.). «Совпадение ДНК раскрывает древнюю тайну» . china.org.cn .
  5. ^ Сюй 2005 , с. 7.
  6. ^ Сюй 2005 , стр. 8–9.
  7. ^ Старр 2015 , с. 43.
  8. ^ Грейсон 2012 , с. 124.
  9. ^ Сан 2014 , с. 233.
  10. ^ Ким 2013 , стр. 61–62.
  11. ^ Денис К. Твитчетт; Герберт Франке; Джон Кинг Фэрбенк (1994). Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 46. ​​ИСБН  978-0-521-24331-5 .
  12. ^ Jump up to: а б Хунг 2013 , с. 144.
  13. ^ Jump up to: а б Скафф 2012 , стр. 38.
  14. ^ Jump up to: а б Биран 2017 , с. 153.
  15. ^ Коэн 2001 , с. 64.
  16. ^ Скафф 2012 , стр. 48.
  17. ^ Скафф 2012 , стр. 39.
  18. ^ Ким 2013 , с. 62.
  19. ^ Ким 2013 , с. 63.
  20. ^ Jump up to: а б Моте 2003 , стр. 12–13.
  21. ^ Дадбридж 2013 , с. 24.
  22. ^ Хунг 2013 , с. 22.
  23. ^ Хунг 2013 , стр. 23–27.
  24. ^ Дадбридж 2013 , стр. 29–30.
  25. ^ Ким 2005 , стр. 57–58.
  26. ^ Сет 2010 , с. 86.
  27. ^ Тиллман, Хойт Кливленд (1995). Тиллман, Хойт Кливленд; Уэст, Стивен Х. (ред.). Китай под властью чжурчжэней: очерки интеллектуальной и культурной истории Чин (иллюстрированное издание). СУНИ Пресс. п. 27. ISBN  0791422739 .
  28. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Венецианская цивилизация: исследования (на итальянском языке). Том 36. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 32. ISBN  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  29. ^ Франке, Герберт (1983). «ПЯТЬ Сунских посольств: некоторые общие наблюдения» . В Россаби, Морис (ред.). Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10–14 века (иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520043839 .
  30. ^ Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980). Женщина в императорском Китае и республиканском Китае . Венецианская цивилизация: исследования (на итальянском языке). Том 36. Фонд «Джорджо Чини». Л.С. Ольшки. п. 33. ISBN  8822229398 . ISSN   0069-438X .
  31. ^ То, Хонг Тейк (2005). Материалы к генеалогии рода Ниохуру: Со вступительными замечаниями к маньчжурской ономастике . Этас Манжурика. Том. 10. Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 34, 35, 36. ISBN  3447051965 . ISSN   0931-282X .
  32. ^ То, Хонг Тейк (2005). Материалы к генеалогии рода Ниохуру: Со вступительными замечаниями к маньчжурской ономастике . Этас Манжурика. Том. 10. Издательство Отто Харрасовица. п. 31. ISBN  3447051965 . ISSN   0931-282X .
  33. ^ Биран 2017 , стр. 152–181.
  34. ^ «Ким Чви Рё» . Энциклопедия корейской культуры . Академия корееведения . Проверено 3 июля 2016 г.
  35. ^ История Корё [ Корёоса (История Корё) ] (на литературном китайском языке). Том. 103 . Проверено 3 июля 2016 г. - из Wikisource.
  36. ^ Эбри и Уолтхолл, 2013 , с. 177.
  37. ^ Ли 1984 , с. 148.
  38. ^ Янхунен 2014 , стр. 4.
  39. ^ Моте 2003 , с. 34.
  40. ^ Вовин, Александр (июнь 2017 г.). «Корейские заимствования в кидане и их значение в расшифровке последних» (PDF) . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 70 (2): 207–215. дои : 10.1556/062.2017.70.2.4 .
  41. ^ Дэниэлс и Брайт 1996 , стр. 230–234.
  42. ^ Кара 1987 , стр. 19–23.
  43. ^ Jump up to: а б Болдик 2012 , с. 32.
  44. ^ Болдик 2012 , стр. 32–33.
  45. ^ Болдик 2012 , с. 34.
  46. ^ МакМахон 2013 , с. 272.
  47. ^ Твитчетт, Денис К.; Герберт Франке; Джон Кинг Фэрбенк (1978). Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и… . п. 46.
  48. ^ Балареск, Патрисия; Пуле, Николя; Кюссат-Блан, Сильвен; Жерар, Патрис; Кинтана-Мурси, Луис; Привет, Эвелин; Джоблинг, Марк А. (октябрь 2015 г.). «Кластеры Y-хромосомы и дифференциальный репродуктивный успех мужчин: расширение молодых линий доминирует в азиатских пасторальных кочевых популяциях» . Европейский журнал генетики человека . 23 (10): 1413–1422. дои : 10.1038/ejhg.2014.285 . ПМЦ   4430317 . ПМИД   25585703 . «Сигнал расширения распространяется с востока на запад (от Монголии до Каспийского моря), поскольку источник DC1 находится во Внутренней Монголии (hgC3[xC3c]), DC8 — в Орокене (hgC3c) и DC10 — в Хэчжэ (hgN1). ." [...] "Интересно, что западные направления экспансии DC8 и DC10, их потенциальные источники на северо-востоке Китая, их географические протяженности от Китая до Каракалпакии, а также связанное с ними алтаеязычное население также могут указывать на причастность Имперские или элитные линии, связанные с Империей Киданей».
  49. ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэль; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Ульзибайер, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Димаджав; Эрденебат, Уламбаяр; Очир, Помогите; Анхсана, Ганболд; Ванчигдаш, Чулунху; Очир, Баттуга; Мунхбаяр, Чулунбат; Тюмень, Дашевег; Ковалев, Алексей; Крадин, Николай; Базаров, Биликто А.; Миягашев Денис А.; Коновалов, Прокопий Б.; Жамбалтарова Елена; Миллер, Элис Вентреска; Хаак, Вольфганг; Шиффельс, Стивен; Краузе, Джон; Бойвен, Николь; Эрдэнэ, Мягмар; Хенди, Джессика; Вариннер, Кристина (2020). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Ячейка 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN   0092-8674 . ПМЦ   7664836 . ПМИД   33157037 . «В наше исследование включены три кидани (ZAA003, ZAA005, ULA001) из провинции Булган, все из которых имеют ярко выраженный восточно-евразийский генетический профиль (рис. 2) с <10% западно-евразийского происхождения (рис. 3F и 4B; 4B; таблица). С5И." ). Информация о гаплогруппах содержится в Таблице S2, S2C_SexHaplogroups, Дополнительные материалы.
  50. ^ Ван, Чи-Зао; Ю, Сюэ-Эр; Ши, Мэй-Сен; Ли, Хуэй; Ма, Шу-Хуа (18 мая 2022 г.). «Полный митохондриальный анализ генома даурского этнического меньшинства из Хулунбуира в автономном районе Внутренняя Монголия Китая» . BMC Экология и эволюция . 22 (1): 66. дои : 10.1186/s12862-022-02019-4 . ISSN   2730-7182 . ПМЦ   9118598 . ПМИД   35585500 . «Два ранних генетических исследования установили определенную генетическую связь между современной группой даур и древними киданями, что является одним из наиболее значительных результатов этнических исследований в Китае [15, 16]».
  51. ^ Ли Цзиньхуэй (8 февраля 2001 г.). «Совпадение ДНК раскрывает древнюю тайну» . China.org.cn . Проверено 14 мая 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
Цитируемые работы
  • Андерсон, EN (2014). Еда и окружающая среда в раннем и средневековом Китае . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0-8122-9009-7 .
  • Болдик, Джулиан (2012). Животное и шаман: древние религии Центральной Азии . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN  978-0-8147-7165-5 .
  • Биран, Михал (2017). «7. Монголы и кочевая идентичность: случай китаней в Китае» . Кочевники как проводники культурных изменений Монголы и их евразийские предшественники . Берлин, Бостон: Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-4789-0 . Проверено 13 февраля 2018 г.
  • Коэн, Уоррен И. (2001). Восточная Азия в центре: четыре тысячи лет взаимодействия с миром . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-50251-1 .
  • Дэниелс, Питер Т.; Брайт, Уильям (1996). Мировые системы письменности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 230–234.
  • Дадбридж, Глен (2013). Портрет пяти династий Китая: Из воспоминаний Ван Жэньюя (880-956) . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-164967-7 .
  • Эбри, Патрисия; Уолтхолл, Энн (2013). Досовременная Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Том. Я: К 1800 году. Cengage Learning. ISBN  978-1-133-60651-2 .
  • Кара, Дьёрдь (1987). «О киданьских системах письменности». Монголоведение : 19–23.
  • Хун, Хинг Мин (2013). Ли Ши Минь, Основание династии Тан: стратегии, которые сделали Китай величайшей империей в Азии . Издательство Алгора. ISBN  978-0-87586-980-3 .
  • Грейсон, Джеймс Х. (2012). Мифы и легенды Кореи: аннотированный сборник древних и современных материалов . Рутледж. ISBN  978-1-136-60289-4 .
  • Янхунен, Юха (2014). Монгольский . Амстердам: Джон Бенджаминс. стр. 4. ISBN  9789027238252 .
  • Ким, Хён Джин (2013). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-06722-6 .
  • Ким, Джун Кил (2005). История Кореи . АВС-КЛИО. ISBN  978-0-313-03853-2 .
  • Ли, Ки-Байк (1984). Новая история Кореи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  067461576X .
  • Миддлтон, Джон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. ISBN  978-1-317-45157-0 .
  • МакМахон, Кейт (2013). Женщины не должны править: императорские жены и наложницы в Китае от Хань до Ляо . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  978-1-4422-2290-8 .
  • Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-01212-7 .
  • Сан, Тан Кун (2014). Династический Китай: элементарная история . Другая пресса. ISBN  978-983-9541-88-5 .
  • Сет, Майкл Дж. (2010). История Кореи: от древности до наших дней . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  978-0-7425-6717-7 .
  • Скафф, Джонатан Карам (2012). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580-800 . Оксфордские исследования ранних империй. Издательство Оксфордского университета.
  • Старр, С. Фредерик (2015). Синьцзян: мусульманская граница Китая . Рутледж. ISBN  978-1-317-45137-2 .
  • Сюй, Элина-Цянь (2005). «Историческое развитие додинастического киданя» . Проверено 13 февраля 2018 г.
Другие веб-страницы
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2018e86f82d5df41bf16a9532cd89fa__1718117400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/fa/b2018e86f82d5df41bf16a9532cd89fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khitan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)