Jump to content

Soyot

Soyot
мясник
Распространение сойотов в Окинском районе Бурятии.
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 3,608 [ 1 ]
Языки
Buryat , Soyot (partly revitalized) [ 2 ]
Религия
Тибетский буддизм , тенгризм ( шаманизм )
Родственные этнические группы
Буряты , Духаны , Тофалары , Тожу Тувинцы , Койбалы

Сойоты происхождения , этническая группа самодийского и тюркского проживающая в основном в Приокском районе Окинского района Бурятии , Россия . Большую часть своей истории они разделяют с тофаларами , тожуйскими тувинцами , духами и бурятами ; Сойоты приняли на себя большое культурное влияние бурят и были объединены с ними в рамках советской политики. Из-за смешанных браков между сойотами и бурятами сойотское население сильно смешано с бурятами. В 2000 году они были восстановлены как отдельная этническая группа.

Как и другие таежные народы, сойоты традиционно занимались оленеводством и охотой и вели кочевой образ жизни, но сегодня большинство сойотов живут в деревнях. [ 3 ] По переписи 2021 года в России проживало 4368 сойотов.

Сойотский язык является тюркским и близко соответствует тофаларскому языку ; [ 2 ] большинство сойотов говорили на бурятском языке во время правления России, но после распада Советского Союза были предприняты активные усилия по возрождению ранее исчезнувшего сойотского языка.

Этимология

[ редактировать ]

Имя Сойот происходит от эндонима «сойыт». [ 2 ] Буряты называют их «хойод», а тофалары — «хазут», что происходит от названия крупнейшего сойотского рода — хаазуутов. [ 2 ] [ 3 ]

Источник

[ редактировать ]

По мнению Ларисы Павлинской, российского этнографа из Санкт-Петербурга , предки сойотов (и близкородственных тофаларов, тожуйских тувинцев и духа) были протосамойдскими охотниками -собирателями, прибывшими в Восточный Саян . из Западной Сибири в конце третьего тысячелетия до нашей эры и начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] В начале первого тысячелетия нашей эры тюркоязычное скотоводство и коневодство мигрировали из степей Внутренней Азии и в дальнейшем оказали значительное влияние на самодийское, кетское и тунгусское население Восточных Саян. [ 4 ] Несмотря на принятие своего языка, эти группы сопротивлялись полной тюркизации , отступая в недоступные горы и торгуя с новыми степными народами, снабжая их мехами на протяжении всего Средневековья. [ 4 ]

Около 350-400 лет назад сойоты переселились из района озера Ховсгул в современную Бурятию, где духа и уйгур-урянхай (туха). еще жили народы [ 3 ] Многие сойоты-оленеводы переселились на горный массив, разделяющий реки Оку и Иркут . [ 2 ]

Российская имперская экспансия

[ редактировать ]

В середине 1600-х годов Российская империя впервые достигла Восточных Саян и к началу 1700-х годов установила полный контроль над этой территорией; После Кяхтинского мира 1727 года российское правительство переселило 100 бурятских семей из районов Прибайкалья и Забайкалья в Окинский район для охраны китайской границы. [ 4 ] [ 5 ] Вновь прибывшие буряты переняли некоторые сойотские обычаи, такие как разведение яков и сезонная миграция. [ 4 ] Они также переняли практику использования оленей в качестве верховых животных для охоты, но никогда не занимались оленеводством, предпочитая вместо этого брать оленей в аренду во время охотничьего сезона или держать своих оленей среди стад сойотов. [ 4 ]

Буряты оказали большое влияние на сойотов. К концу 1800-х годов буряты доминировали в администрации, и их язык вытеснил сойотский язык, и даже их культура скотоводства стала преобладать над традиционным сойотским оленеводством. [ 4 ] [ 5 ]

Норвежская научная экспедиция в начале 1910-х годов собрала информацию об обычаях сойотов и в конечном итоге опубликовала книгу Et primitivt Folk de mongolske Rennomader в 1915 году ; в нем было несколько десятков фотографий, записан краткий список сойотских слов и пересказ сойотской шаманской сказки о гадании, а также отчеты о шаманских и буддийских ритуалах, практикуемых сойотами. [ нужна ссылка ]

Гражданская война в России

[ редактировать ]
В 1920 году доктор Оссендовский путешествовал из Красноярска по реке Енисею через земли сойотов.

В 1920 году польский учёный и писатель доктор Фердинанд Оссендовский едва избежал ареста Красной Армией и бежал со своими товарищами в Сибирь, где путешествовал по традиционным землям сойотов. Некоторое время он провел, живя в тайге по берегам реки Енисей , где он и его спутники следовали по рекам Туба и Анил к Саянам. [ 6 ] Позже он написал и опубликовал книгу под названием « Звери, люди и боги», в которой рассказывает о своем опыте. [ 6 ]

Через три дня мы пересекли северный хребет Саянской гряды, прошли пограничную реку Алгиак и после этого дня оказались за границей, на территории Урянхая. Эту чудесную землю, богатую самыми разнообразными природными богатствами, населяет ветвь монголов, численность которой сейчас составляет всего лишь шестьдесят тысяч и которая постепенно вымирает, говорящих на языке, совершенно отличном от любого из других диалектов этого народа и считая своим жизненным идеалом принцип «Вечного мира». Урянхай уже давно стал ареной административных попыток со стороны русских, монголов и китайцев, каждый из которых претендовал на суверенитет над регионом, чьи несчастные жители, сойоты, были вынуждены платить дань всем трем этим повелителям.

Фердинанд Оссендовски, Звери, люди и боги

Находясь в Урянхае, Оссендовский встретил Та Ламу, принца Солджака и первосвященника буддийского храма; Исцелив глаза жены князя, князь приказал одному из сойотов провести отряд к озеру Хёвсгёль. [ 6 ] Их проводник-сойот провел их через тайгу Улан и долину Дархад , где они встретили пастухов-сойотов, быстро перегонявших свой скот через равнину Дархат и к Оргарха-Оле. [ 6 ] Они сообщили партии Оссендовского, что бежали от большевиков из Иркутской области, которые пересекли монгольскую границу и захватили русскую колонию Хатыл, и продолжают наступление. [ 6 ]

Жители Урианхая, сойоты, гордятся тем, что являются истинными буддистами и хранят чистое учение о святом Раме и глубокую мудрость Саккиа-Муни. Они — вечные враги войны и пролития крови. Еще в тринадцатом веке они предпочли покинуть родную землю и укрыться на севере, чем воевать или стать частью империи кровавого завоевателя Чингиз-хана, желавшего пополнить свои силы этих замечательных всадников и искусных лучники. Трижды за свою историю они таким образом отправлялись на север, чтобы избежать борьбы, и теперь никто не может сказать, что на руках сойотов когда-либо была видна человеческая кровь. С любовью к миру они боролись со злом войны. Даже суровые китайские администраторы не могли применить здесь, в этой мирной стране, в полной мере свои неумолимые законы. Точно так же вели себя сойоты, когда обезумевший от крови и преступлений русский народ принес на их землю эту заразу. Они упорно избегали встреч и столкновений с красными войсками и партизанами, уходя с семьями и скотом на юг, в далекие княжества Кемчик и Солджак. Восточная ветвь этого потока эмиграции проходила через долину Бурет-Хей, где мы постоянно вытесняли их группы со своим скотом и стадами.

Фердинанд Оссендовски, Звери, люди и боги

В 1926 году профессор этнологии Иркутского университета Бернхард Эдуардович Петри возглавил первую антропологическую экспедицию в сойотский оленеводческий район, где заявил, что сойотское оленеводство является «умирающей отраслью экономики». [ 7 ] [ 8 ] После гражданской войны Петри занимался планированием изменений в экономической жизни меньшинств больших Алтае-Саянских и Бурятских регионов, включая эвенков , сойотов и тофаларов. [ 9 ] Позже его обвинили в шпионаже в пользу британской и немецкой разведки и установлении контактов с бурятскими националистами, что привело к его казни в 1937 году. [ 9 ] Несмотря на эти трудности, более поздние исследования и данные, собранные у старейшин сойотов, показали, что практика оленеводства сохранилась до середины 20 века. [ 4 ]

Советская коллективизация

[ редактировать ]

В начале 1930-х годов советское государство объединило все стада, находившиеся в индивидуальной собственности, в одно коллективное стадо, принадлежавшее государству, и принудило сойотов и другие сибирские народы к оседлому образу жизни . [ 4 ] В период с 1928 по 1940 год многие сойоты были переселены в Сорок , Хургу , Боксон и Орлик — административный центр Окинского района; Сойотов также переселили в животноводческие фермы, где они перешли на бурятское земледелие. [ 10 ] В 1963 году советское правительство признало традиционное кочевое оленеводство нерентабельным и расформировало стадо. [ 4 ]

В 1940 году Окинский район был объявлен аймаком и признал все его население бурятами, в результате чего сойоты утратили свою официальную идентичность как русская этническая группа. [ 4 ] Это решение вызвало широкое неодобрение, но мало кто был готов протестовать против этого решения. [ 4 ] Эта политика привела к размыванию национальной идентичности сойотов, и сойоты были сильно ассимилированы с бурятским населением. К концу 1980-х годов только 30 человек все еще идентифицировали себя как сойоты. [ 4 ]

После распада СССР

[ редактировать ]

После распада Советского Союза в 1991 году произошло резкое возрождение сойотской культуры. В 1993 году была основана Ассоциация нации сойотов. [ 4 ] В 2000 году Народный Хурал Республики Бурятия изменил название Окинского района Сойотского национального аймака по требованию правительства Окинского района. [ 4 ] В том же году сойотам удалось восстановить свое имя и самобытность в качестве одного из официально признанных коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока . [ 11 ]

Сойотский язык принадлежит к тюркской семье и тесно связан с языком тофа; в сойотском языке много бурятских, средневековых и современных монгольских заимствований. [ 2 ] Однако сойотский язык уступил позиции бурятскому из-за бурятского влияния и смешанных браков между двумя группами, начавшихся в 1800-х годах; к 1996 году язык был почти полностью утерян. [ 2 ]

После многих лет исследований российский лингвист Валентин Рассадин в начале 2000-х годов разработал алфавит сойотского языка, прежде чем приступить к разработке первого сойотского словаря и букваря. [ 12 ] Затем в Сорокской средней школе, государственном интернате для сойотских детей, начали преподавать сойотский язык. [ 12 ]

Оленеводство

[ редактировать ]

Оленеводство было важной стороной жизни сойотов. Оно позволяло им путешествовать по обширным территориям горной тайги и было незаменимо для охоты; он также предоставил им одежду, кров, молоко, мясо и различные другие предметы домашнего обихода. [ 4 ] Однако сойотская традиция выпаса оленей закончилась в 1963 году, когда советское правительство расформировало коллективное стадо сойотских оленей. [ 4 ]

Севьян Вайнштейн, российский этнограф, профессор Института этнологии и антропологии РАН . в Москве , предпринял несколько экспедиций по изучению оленеводов, в том числе сойотов, и опубликовал ряд работ на эту тему [ 13 ] Он утверждал, что саянское оленеводство было «древнейшей формой оленеводства» и связано с более ранним одомашниванием оленей самодийской тайги. [ 14 ] Он зашёл настолько далеко, что предложил Саянский регион как источник экономического и культурного комплекса охотников-оленеводов, встречающихся среди эвенкийских групп и народов Присаянья. [ 14 ]

Дэниел Плюмели предположил, что сойоты, тофалары, тожуйские тувинцы и духа, возможно, «торговали, вступали в брак и имели родственные связи по всей широте Саян». [ 15 ]

Хотя лингвисты могут расходиться во мнениях относительно природы различий между этими народами, факты остаются фактами: их лингвистическое происхождение имеет тюркское происхождение, что их экологическая среда обитания и олени, которых они разводили кочевниками, по сути одинаковы. Поскольку ширина этого района Саян и Хубсугула Монголии охватывает расстояние менее 800 километров, а годовой ареал оленьих стад сам по себе может достигать нескольких сотен километров, вполне возможно, что эти люди торговали, вступали в брак и родились по всему Саянам – и что их языки и происхождение тесно связаны со старым тувинским языком и, возможно, с исконным наследием.

- Дэниел Пламли, Реквием или восстановление: судьба оленеводческих народов географической Центральной Азии в XXI веке.

Часть усилий по возрождению сойотской культуры предполагает восстановление оленеводства. [ 4 ] В 1992 году администрация региона при помощи американской неправительственной организации « Экологически устойчивое развитие » приобрела 63 северных оленя у соседней Тофы и передала их семье сойотов-скотоводов, живущей в районе, где традиционно выпасали оленей. [ 4 ] Семья прошла двухлетнее обучение пастухам у Тофа и смогла увеличить стадо оленей до более чем 100 голов. [ 4 ] К сожалению, иностранная поддержка в конечном итоге иссякла, а хищничество волков и отсутствие опыта у сойотских пастухов привели к сокращению стада. [ 4 ] В 1997 году оставшиеся 76 оленей были переданы другой семье, которая реорганизовала стадо с большей осторожностью и бдительностью, но внезапный эпизод некробактериоза и частые нападения волков зимой погубили большую часть стада; в 1999 году осталось менее 60 оленей, а год спустя выжило только 12. [ 4 ] В 2000 году оленеводческие народы Монголии и России работали над совместными усилиями по восстановлению оленеводства. [ 16 ] На сегодняшний день оленеводством занимаются около 20 сойотов. [ 17 ]

Религия и шаманские практики сойотов демонстрируют влияние как халха-монголов. [ 18 ] и алтайские тюркские народы. [ 19 ] У них много культурного и религиозного сходства с народом тофа, некоторые из которых отсутствуют у соседних тюркских народов. [ 18 ] Сойоты познакомились с монгольским и тибетским буддизмом с середины 1700-х годов, но многие начали должным образом следовать буддизму только в 1800-х и 1900-х годах. [ 3 ] По словам Рассадина, бурятские буддийские ламы пытались положить конец сойотскому шаманизму . [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Российская перепись 2010: Население по национальностям (на русском языке)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рассадин В.И. «Сойотский язык» . Исчезающие языки коренных народов Сибири . ЮНЕСКО . Проверено 18 июля 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Хабтагаева, Баярма (2009). Монгольские элементы в тувинском языке Изучение иностранного языка. Висбаден: Издательство Harrassowitz . стр. 100-1 15–16.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Павлинская, Лариса Р. (весна 2003 г.), «Оленеводство в Восточных Саянах - история сойотов» , Ежеквартальный журнал «Культурное выживание », «Беспокойная тайга», 27 (1) , получено 30 декабря 2014 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Олер, Алекс (4 ноября 2020 г.). «Работа по уходу за балансом» . Внутренняя Азия . 22 (2): 237–254. дои : 10.1163/22105018-12340149 . S2CID   228920157 – через Brill.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Оссендовский, Фердинанд (1922). Звери, Люди и Боги . Льюис Стэнтон Пален . Проверено 29 декабря 2014 г. через Проект Гутенберг
  7. ^ Павлинская, Лариса Р. (весна 2003 г.), «Оленеводство в Восточных Саянах - история сойотов» , Ежеквартальный журнал «Культурное выживание », «Беспокойная тайга», 27 (1) , получено 30 декабря 2014 г.
  8. ^ Петри, Б.Е. (1927), Антропологические исследования малочисленных народов Восточных Саян (предварительные данные), Иркутск. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б Сирина, А. (2003). «Бернар Эдуардович Петри: забытые страницы сибирской этнографии» Антропология и археология Евразии 42 (2). Москва: Тейлор и Фрэнсис: 71–93. дои : 10.2753/AAE1061-1959420271 . S2CID   161474155 .
  10. ^ «Этнические группы» , Арктическая сеть поддержки коренных народов Российской Арктики , Коренные народы Российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, Тромсё, Норвегия , данные получены 28 декабря 2014 г.
  11. ^ Official is attached to: Decree of the Russian Government Nr 255 "On the Unified Register of Native Small-Numbered Peoples of the Russian Federation", 24 March 2000 ( Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации (in Russian) ) http://base.garant.ru/181870.htm
  12. ^ Перейти обратно: а б «Казалось, что и язык исчезнет» . nordgold.com . Проверено 16 сентября 2023 г.
  13. ^ Вайнштейн, Севьян И. (1971), «Проблема истоков оленеводства в Евразии, Часть II: Роль Саянского центра в распространении оленеводства в Евразии», Советская этнография , 5 : 37–52.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Эвенкийское оленеводство: история» , «Культурное выживание » , получено 30 декабря 2014 г.
  15. ^ «Реквием, репрессии или восстановление южносибирских приграничных народов?» . www.culturalsurvival.org . Проверено 17 сентября 2023 г.
  16. ^ Пламли, Дэниел Р. (июнь 2000 г.), «Реквием или восстановление: судьба оленеводческих народов Центральной Азии в 21 веке» , Проект по сохранению тотемных народов, Culture Survival Inc. , Республика Тыва, заархивировано с оригинала на 19 января 2015 г. , дата обращения 31 декабря 2014 г.
  17. ^ «Сойот — Международный центр оленеводства — МЦР» . www.reindeerherding.org . Проверено 17 сентября 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Диосеги, Вилмос (1960). В погоне за шаманами в земле Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской поездке . Интернет-магазин Terebess Asia (на венгерском языке). Будапешт: Книжное издательство Магветё. Книга переведена на английский язык: Диосеги, Вилмос (1968). По следам шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции . Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо. Остерхаут: Антропологические публикации.
  19. ^ Диосеги 1960: 238
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d75d5f2b7bb70a90d67468038a5b909__1720453140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/09/6d75d5f2b7bb70a90d67468038a5b909.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soyot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)