Осел
Эсегелы (также известные как Изгиль ( древнетюркский : 𐰔𐰏𐰠 ), Асагель , Аскель , Аскил , Ишкиль , Изгиль ) — династическое племя огуров тюркское в средние века, которое присоединилось и будет ассимилировано с волжскими булгарами .
Многочисленные записи об Эсегелях в источниках и произведениях на многих языках на территории Евразии оставили многочисленные варианты их названия. [ 1 ] М. Рясянен предложил урало-алтайскую этимологию этого слова: Эс-кил , Эс-гиль «Старый город», [ 2 ] Гумилев первоначально связал Изгилов с Сиджие (思结) токуз -огузов ; [ 3 ] [ 4 ] только для того, чтобы позже повторно отождествить Изгилов с Сицзе (奚結), другим племенем Тиле. [ 5 ] [ 6 ] Однако Зуев (2002) выделял Изгиль (>гл.* a-siək-kiet 阿悉結 > Axijie , племя западного туджуэ по китайским источникам [ 7 ] [ 8 ] [ а ] ) от Игиля (>гл.* ɣiei-kiet 奚結 > Сицзе , племя Тиле [ 10 ] ), хотя Зуев спорно связывает игилов 奚結 с булгарским кланом Уокил и индоевропейскоязычными аугалой. [ 11 ] в Трансоксании. [ 12 ]
Рона-Тас предполагает иранское происхождение: западно-древнетюркский Аскил , Äsägäl < äθägäl < haθyaka arya «те самые пришельцы» (ср. осетинское æcægælon < æcægæ + ælon ). [ 13 ] Однако Татар (2012) не согласен с тем, что осетинский æcægælon был родственником Äskäl , поскольку ожидаемым венгерским родственником осетинского языка было бы ** Æčgæl ( Hg . ** Ecsgel ), а не székely , эндоним народа Секели , который, по мнению татар, , возможно, произошел от Äskil с такими звуковыми изменениями: потеря первой гласной до или после появления другой гласной между /s/ и /k/, не в венгерском, а в иностранном исходном языке. Татар реконструирует * Эскил как эндоним западнотюркского племени, содержащий тюркское множественное число и обобщающий суффикс -ГИЛ. [ 14 ] и иранское племенное название Ас ; она предполагает, что асы изначально были частью ираноязычных массагетов и присоединились к аланам в I веке нашей эры, однако одна группа позже отделилась от ираноязычной общины асов, стала союзниками или подданными тюрков и впоследствии тюркизировалась как аскилы, только для того, чтобы позже стать врагами Второго Тюркского каганата . [ 15 ] Татар также отмечает, что, если секели произошел от æcægæl (даже на тюркском исходном языке, а не на венгерском), «волжско-булгарские аскилы и секели должны иметь разное происхождение, потому что æcægæl не является источником аскила». [ 16 ]
Зуев предполагает связи с аксиджиэ нушибийской Западно половины племенной конфедерации Десяти стрел -Тюркского каганата и хионитским личным именем Аскил/Аскель , упомянутым в Хронографии Феофана Исповедника (760–818):
«в том же месяце (июль 563 г.) в Константинополь прибыли послы Аскила/Аскеля, царя Гермигиона (греч. Ερμηχιονιονων; лат. Ermechionorum), племени, жившего среди варваров близ океана» . [ 17 ]
Zuev (2004) [ 18 ] обобщены мнения ученых о связи изгилов с тюркоязычными племенами, упоминаемыми источниками на китайском языке:
- Цен Чжунмянь (1958) отождествлял Изгилов с Аксицзе 阿悉結 ( племенем Тиле , согласно Найто) западных тюрков, как и Харматта (1962:140–142) и Кляшторный (2001:50–51);
- Цен дополнительно отождествил Изгиля с именем Сежилуэ 頡質略 правителя Байырку;
- Огель (1945) и Тасагил (1991:57) связали Изгиля и Секеля с Сиджи 思結 Тиле , а затем и Токуза Огуза ;
- Огель далее связывает Сиджи, Аксиджи и Изгиль с Чигилами ; однако Зуев отметил, что чигили (которых он в других местах отождествлял с чуюэ (處月) в китайских источниках [ 19 ] ) не принадлежал к союзу «Десять стрел» [ 20 ] в то время как Аксиджи это сделал. [ 21 ]
Китайский летописный отчет в Новой книге Тан о Западно-Тюркском каганате в 651 году нашей эры перечислил пять западных племен вместе как нушиби (弩失畢) и отметил, что Кюль-Иркин (闕俟斤 Què-sìjīn), вождь первого племени, Ахиджиэ (阿悉結), (которого Зуев идентифицирует как Эсегельса) «был самым зажиточным и сильным, число его воинов достигало нескольких десятков тысяч» . [ 22 ] [ 23 ]
Арабский посол Ибн Фадлан , посетивший в 921–922 годах берега Волги , упоминал в своем дневнике булгарское племя аскель , помимо булгар собственно , суваров (саванов), берсулов и баранджаров. [ 24 ] [ 25 ] Персидский этнограф Ахмад ибн Руста перечислил три ветви волжских булгар : «первая ветвь называлась Берсула , вторая Эсегель и третья Огузы». [ 26 ] древние руины города, принадлежащего племени Аскель. расположены В Ашлы [ 27 ]
Среди других писателей, упоминавших Эсегелов, персидская «География» 982 года называла ишкилов одним из трех булгарских племен, постоянно враждовавших между собой. [ 28 ] Гардизи , автор сочинения Зайн ал-ахбар (середина XI века), писал: «Между владениями булгар и владениями Эскелов, которые также принадлежат булгарам, находится мадьярская область. Эти мадьяры также являются тюркским племенем» . [ 29 ] Константин Багрянородный писал, что эндоэтнонимом «мадьярских тюрков» было Савартоиаскалои , т.е. Саварт (Сувар/Сабир) и Эскель . [ 30 ] Зуев резюмировал: «Считается, что Эскели (Эсегелы) слились с венграми (мадьярами). Зуев предполагает, что этнографическая группа Секели (также известная как Секлер) является потомками Эсегелов». [ 31 ] Однако Рона-Тас отверг отождествление Эсегельса с Секели, а также связь между именами Эсегельс и Чигилс на исторических и фонологических основаниях. [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В имперской китайской историографии Tūjué 突厥 был зарезервирован для гектюрков, их отколовшихся групп и политически связанных групп, а не для всех тюркских народов. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Golden PB , «Хазароведение. Историко-филологическое исследование происхождения хазар» , Том 1, Будапешт, Academic Publishers, 1980.
- ^ Рясянен М. «Uralaltaische Wortforschungen» // STUDIA ORIENTALIA, 18–3, 1955, стр. 5, в Golden PB, «Хазароведение» , стр. 241.
- ^ Гумилев, Л. (1964) Древние тюрки . п. 265. (на русском языке)
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 143
- ^ Старая книга Тан , Том. 199б Тиле
- ^ Гумилев, Л. (2009) Поиски воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна . п. 340 (на английском языке; перевод REF Smith). Русский оригинал ; цитата: "Изгили (Кит. Сицзе [= пиньинь Сицзе])"
- ^ Тонгдиан том 199 "Бэйди 6: Туджуэ Б"
- ^ Старая книга Тан, том. 194 "Туджуэ Б: Западный Туджуэ"
- ^ Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии» . Центрально-Азиатский журнал 59(1-2): с. 103–105 стр. 101–32.
- ^ Старая книга Тан , Том. 199б Тиле
- ^ Блажек, В. и Шварц, М. «Тохарцы: кем они были, откуда они пришли и где они жили» в Tocharian Studies: Works 1 (2011), стр. 119
- ^ Ван Пу , « Краткий обзор династии Тан, 618–907 ( Тан Хуйяо ) », Шанхай, 1958, гл. 72, с. 1307, в Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» (2002), с. 45
- ^ Рона-Тас, Андраш «Баян и Аспарух. Девять заметок о турках и иранцах в Восточной Европе», Turcology 105, Издательство Harrassowitz, Висбаден (2016). стр. 100-1 65-78
- ^ Алылмаз, Семра. «О категории множественности и преподавании на турецком языке» в журнале «Образование и обучение» , Vol. 5, № 9; Сентябрь 2017 г.
- ^ Татарка, Мария Магдалина. «Красные гунны и венгерские секелы: этимологические замечания к традиции» в империи сюнну и изучении древней монгольской истории . Издано Институтом истории Монгольской академии наук, Улан-Батор. 2012. стр. 32–38 из 31–43.
- ^ Татарский (2012). п. 38
- ^ Зуев Ю.А. «Сильнейшее племя». Историко-культурные связи Ирана и Дашт-и Кипчака в 13-18 вв. по материалам международного круглого стола , Алматы, 2004 г. ISBN 9965-699-14-3 . п. 33 (на русском языке)
- ^ Zuev (2004) p. 45, 47-48
- ^ Зуев (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии , Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, 250
- ^ Zuev (2004). p. 59
- ^ Старая книга Тан , Том. 194б
- ^ Зуев (2004) с. 47, со ссылкой на
- ^ Оуян Сю, «Синь Тан шу (История династии Тан» , 618–907, новое издание)], Пекин, Бо-на, 1958, гл. 215б, с. 1506, ф. 56
- ^ Ковалевский А.П. "Книга Ахмеда ибн Фадлана о путешествии на Волгу в 921–922 годах" , Харьков, 1956, с. 139 ( Перевод )
- ^ Рорлих, А заде-Айше (1986). «2. Булгарское государство». Волжские татары: профиль национальной устойчивости . Публикация для прессы Гуверовского института (книга 339). Пресса Института Гувера; 1-е издание.
- ^ Издания Фольклорного общества . Фольклорное общество. 1889.
- ^ Д. Димитров (1987). «Сабиры, Барсилы, Беленджерисы, Хазары». Прабылгарите по северното и западното Черноморье . Варна.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Минорский В. , "Худуд аль-Алам" (Регионы Мира , Лондон, 1937, стр. 162)
- ^ Бартольд В. , "Отрывки из композиции Гардизи "За ахбар" //Сборник сочинений, т. 5. Москва-Ленинград, 1973, стр. 37, 58
- ^ Вазари И., "Рунические системы восточноевропейского письма" // Алтайка 2, Москва, 1998, с. 37
- ^ Zuev (2004) p. 34
- ^ Рона-Тас, Эндрю. «Баян и Аспарух. Девять заметок о турках и иранцах в Восточной Европе», Turcologia 105, Издательство Harrassowitz, Висбаден (2016). стр. 100-1 65-78