Jump to content

Осел

Эсегелы (также известные как Изгиль ( древнетюркский : 𐰔𐰏𐰠 ), Асагель , Аскель , Аскил , Ишкиль , Изгиль ) — династическое племя огуров тюркское в средние века, которое присоединилось и будет ассимилировано с волжскими булгарами .

Многочисленные записи об Эсегелях в источниках и произведениях на многих языках на территории Евразии оставили многочисленные варианты их названия. [ 1 ] М. Рясянен предложил урало-алтайскую этимологию этого слова: Эс-кил , Эс-гиль «Старый город», [ 2 ] Гумилев первоначально связал Изгилов с Сиджие (思结) токуз -огузов ; [ 3 ] [ 4 ] только для того, чтобы позже повторно отождествить Изгилов с Сицзе (奚結), другим племенем Тиле. [ 5 ] [ 6 ] Однако Зуев (2002) выделял Изгиль (>гл.* a-siək-kiet 阿悉結 > Axijie , племя западного туджуэ по китайским источникам [ 7 ] [ 8 ] [ а ] ) от Игиля (>гл.* ɣiei-kiet 奚結 > Сицзе , племя Тиле [ 10 ] ), хотя Зуев спорно связывает игилов 奚結 с булгарским кланом Уокил и индоевропейскоязычными аугалой. [ 11 ] в Трансоксании. [ 12 ]

Рона-Тас предполагает иранское происхождение: западно-древнетюркский Аскил , Äsägäl < äθägäl < haθyaka arya «те самые пришельцы» (ср. осетинское æcægælon < æcægæ + ælon ). [ 13 ] Однако Татар (2012) не согласен с тем, что осетинский æcægælon был родственником Äskäl , поскольку ожидаемым венгерским родственником осетинского языка было бы ** Æčgæl ( Hg . ** Ecsgel ), а не székely , эндоним народа Секели , который, по мнению татар, , возможно, произошел от Äskil с такими звуковыми изменениями: потеря первой гласной до или после появления другой гласной между /s/ и /k/, не в венгерском, а в иностранном исходном языке. Татар реконструирует * Эскил как эндоним западнотюркского племени, содержащий тюркское множественное число и обобщающий суффикс -ГИЛ. [ 14 ] и иранское племенное название Ас ; она предполагает, что асы изначально были частью ираноязычных массагетов и присоединились к аланам в I веке нашей эры, однако одна группа позже отделилась от ираноязычной общины асов, стала союзниками или подданными тюрков и впоследствии тюркизировалась как аскилы, только для того, чтобы позже стать врагами Второго Тюркского каганата . [ 15 ] Татар также отмечает, что, если секели произошел от æcægæl (даже на тюркском исходном языке, а не на венгерском), «волжско-булгарские аскилы и секели должны иметь разное происхождение, потому что æcægæl не является источником аскила». [ 16 ]

Зуев предполагает связи с аксиджиэ нушибийской Западно половины племенной конфедерации Десяти стрел -Тюркского каганата и хионитским личным именем Аскил/Аскель , упомянутым в Хронографии Феофана Исповедника (760–818):

«в том же месяце (июль 563 г.) в Константинополь прибыли послы Аскила/Аскеля, царя Гермигиона (греч. Ερμηχιονιονων; лат. Ermechionorum), племени, жившего среди варваров близ океана» . [ 17 ]

Zuev (2004) [ 18 ] обобщены мнения ученых о связи изгилов с тюркоязычными племенами, упоминаемыми источниками на китайском языке:

  • Цен Чжунмянь (1958) отождествлял Изгилов с Аксицзе 阿悉結 ( племенем Тиле , согласно Найто) западных тюрков, как и Харматта (1962:140–142) ​​и Кляшторный (2001:50–51);
  • Цен дополнительно отождествил Изгиля с именем Сежилуэ 頡質略 правителя Байырку;
  • Огель (1945) и Тасагил (1991:57) связали Изгиля и Секеля с Сиджи 思結 Тиле , а затем и Токуза Огуза ;
  • Огель далее связывает Сиджи, Аксиджи и Изгиль с Чигилами ; однако Зуев отметил, что чигили (которых он в других местах отождествлял с чуюэ (處月) в китайских источниках [ 19 ] ) не принадлежал к союзу «Десять стрел» [ 20 ] в то время как Аксиджи это сделал. [ 21 ]

Китайский летописный отчет в Новой книге Тан о Западно-Тюркском каганате в 651 году нашей эры перечислил пять западных племен вместе как нушиби (弩失畢) и отметил, что Кюль-Иркин (闕俟斤 Què-sìjīn), вождь первого племени, Ахиджиэ (阿悉結), (которого Зуев идентифицирует как Эсегельса) «был самым зажиточным и сильным, число его воинов достигало нескольких десятков тысяч» . [ 22 ] [ 23 ]

Арабский посол Ибн Фадлан , посетивший в 921–922 годах берега Волги , упоминал в своем дневнике булгарское племя аскель , помимо булгар собственно , суваров (саванов), берсулов ​​и баранджаров. [ 24 ] [ 25 ] Персидский этнограф Ахмад ибн Руста перечислил три ветви волжских булгар : «первая ветвь называлась Берсула , вторая Эсегель и третья Огузы». [ 26 ] древние руины города, принадлежащего племени Аскель. расположены В Ашлы [ 27 ]

Среди других писателей, упоминавших Эсегелов, персидская «География» 982 года называла ишкилов одним из трех булгарских племен, постоянно враждовавших между собой. [ 28 ] Гардизи , автор сочинения Зайн ал-ахбар (середина XI века), писал: «Между владениями булгар и владениями Эскелов, которые также принадлежат булгарам, находится мадьярская область. Эти мадьяры также являются тюркским племенем» . [ 29 ] Константин Багрянородный писал, что эндоэтнонимом «мадьярских тюрков» было Савартоиаскалои , т.е. Саварт (Сувар/Сабир) и Эскель . [ 30 ] Зуев резюмировал: «Считается, что Эскели (Эсегелы) слились с венграми (мадьярами). Зуев предполагает, что этнографическая группа Секели (также известная как Секлер) является потомками Эсегелов». [ 31 ] Однако Рона-Тас отверг отождествление Эсегельса с Секели, а также связь между именами Эсегельс и Чигилс на исторических и фонологических основаниях. [ 32 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В имперской китайской историографии Tūjué 突厥 был зарезервирован для гектюрков, их отколовшихся групп и политически связанных групп, а не для всех тюркских народов. [ 9 ]
  1. ^ Golden PB , «Хазароведение. Историко-филологическое исследование происхождения хазар» , Том 1, Будапешт, Academic Publishers, 1980.
  2. ^ Рясянен М. «Uralaltaische Wortforschungen» // STUDIA ORIENTALIA, 18–3, 1955, стр. 5, в Golden PB, «Хазароведение» , стр. 241.
  3. ^ Гумилев, Л. (1964) Древние тюрки . п. 265. (на русском языке)
  4. ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 143
  5. ^ Старая книга Тан , Том. 199б Тиле
  6. ^ Гумилев, Л. (2009) Поиски воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна . п. 340 (на английском языке; перевод REF Smith). Русский оригинал ; цитата: "Изгили (Кит. Сицзе [= пиньинь Сицзе])"
  7. ^ Тонгдиан том 199 "Бэйди 6: Туджуэ Б"
  8. ^ Старая книга Тан, том. 194 "Туджуэ Б: Западный Туджуэ"
  9. ^ Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии» . Центрально-Азиатский журнал 59(1-2): с. 103–105 стр. 101–32.
  10. ^ Старая книга Тан , Том. 199б Тиле
  11. ^ Блажек, В. и Шварц, М. «Тохарцы: кем они были, откуда они пришли и где они жили» в Tocharian Studies: Works 1 (2011), стр. 119
  12. ^ Ван Пу , « Краткий обзор династии Тан, 618–907 ( Тан Хуйяо ) », Шанхай, 1958, гл. 72, с. 1307, в Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» (2002), с. 45
  13. ^ Рона-Тас, Андраш «Баян и Аспарух. Девять заметок о турках и иранцах в Восточной Европе», Turcology 105, Издательство Harrassowitz, Висбаден (2016). стр. 100-1 65-78
  14. ^ Алылмаз, Семра. «О категории множественности и преподавании на турецком языке» в журнале «Образование и обучение» , Vol. 5, № 9; Сентябрь 2017 г.
  15. ^ Татарка, Мария Магдалина. «Красные гунны и венгерские секелы: этимологические замечания к традиции» в империи сюнну и изучении древней монгольской истории . Издано Институтом истории Монгольской академии наук, Улан-Батор. 2012. стр. 32–38 из 31–43.
  16. ^ Татарский (2012). п. 38
  17. ^ Зуев Ю.А. «Сильнейшее племя». Историко-культурные связи Ирана и Дашт-и Кипчака в 13-18 вв. по материалам международного круглого стола , Алматы, 2004 г. ISBN   9965-699-14-3 . п. 33 (на русском языке)
  18. ^ Zuev (2004) p. 45, 47-48
  19. ^ Зуев (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии , Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, 250
  20. ^ Zuev (2004). p. 59
  21. ^ Старая книга Тан , Том. 194б
  22. ^ Зуев (2004) с. 47, со ссылкой на
  23. ^ Оуян Сю, «Синь Тан шу (История династии Тан» , 618–907, новое издание)], Пекин, Бо-на, 1958, гл. 215б, с. 1506, ф. 56
  24. ^ Ковалевский А.П. "Книга Ахмеда ибн Фадлана о путешествии на Волгу в 921–922 годах" , Харьков, 1956, с. 139 ( Перевод )
  25. ^ Рорлих, А заде-Айше (1986). «2. Булгарское государство». Волжские татары: профиль национальной устойчивости . Публикация для прессы Гуверовского института (книга 339). Пресса Института Гувера; 1-е издание.
  26. ^ Издания Фольклорного общества . Фольклорное общество. 1889.
  27. ^ Д. Димитров (1987). «Сабиры, Барсилы, Беленджерисы, Хазары». Прабылгарите по северното и западното Черноморье . Варна. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ Минорский В. , "Худуд аль-Алам" (Регионы Мира , Лондон, 1937, стр. 162)
  29. ^ Бартольд В. , "Отрывки из композиции Гардизи "За ахбар" //Сборник сочинений, т. 5. Москва-Ленинград, 1973, стр. 37, 58
  30. ^ Вазари И., "Рунические системы восточноевропейского письма" // Алтайка 2, Москва, 1998, с. 37
  31. ^ Zuev (2004) p. 34
  32. ^ Рона-Тас, Эндрю. «Баян и Аспарух. Девять заметок о турках и иранцах в Восточной Европе», Turcologia 105, Издательство Harrassowitz, Висбаден (2016). стр. 100-1 65-78
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29c01216ed7fa11d4033c37065983756__1716004380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/56/29c01216ed7fa11d4033c37065983756.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Esegel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)