Jump to content

Крымские караимы

Крымские караимы
Караимы, Караджс
Караимы в традиционной одежде, Крым, XIX век.
Общая численность населения
1,600+
 Израиль ~500 [1]
 Украина (без Крыма) 481 [2] [3]
     Крым 295 [4]
 Польша 346 [5]
 Казахстан 231 [6]
 Россия (без Крыма) 215 [4]
 Литва 192 [7]
Языки
Караимы , крымские татары , литовцы , поляки , русские
Религия
Караимский иудаизм , христианство
Родственные этнические группы
Крымчаки , самаритяне , евреи ашкенази , евреи сефарды , евреи мизрахи , крымские татары , урумы , тюркские народы

Крымские караимы или Крымкарайлар (крымские караимы : Кърымкъарайлар, Крымкарайлар , единственное число къарай, карай ; тракайский диалект: караджлар , единственное число карай ; иврит : קראי מזרח אירופה ; крымскотатарский : Карайлар ; идиш : קרימישע קאַראַיִמער , латинизировано : кримише караимер ), также известен как караимы и караи , — этнос тюркоязычных приверженцев караимского иудаизма в Центральной и Восточной Европе , особенно на территории старой Речи Посполитой и Крыма . «Караим» — это русское, украинское, белорусское, польское и литовское название общины.

Происхождение [ править ]

Кладбище под Феодосией (Крым)
Бывший караим кенеса из Киева

Тюркоязычные евреи - караимы (на крымскотатарском языке карайлар ) жили в Крыму на протяжении веков. Большинство [8] [9] современные ученые считают их потомками евреев-караимов, поселившихся в Крыму и принявших кыпчакский язык . Другие [10] [ нечеткий ] рассматривая их как потомков хазар или половцев , кипчаки обращаются в караимский иудаизм. Сегодня многие крымские караимы отвергают теории этнического семитского происхождения и идентифицируют себя как потомки хазар. [11] Некоторые специалисты по хазарской истории подвергают сомнению хазарскую теорию происхождения караимов. [12] [13] отметив следующее:

  • караимский язык принадлежит кипчакской языковой подгруппе тюркских языков, а хазарский язык, возможно, принадлежит к огурской группе; между этими двумя тюркскими языками нет тесного родства; [14]
  • Согласно «Хазарской переписке» , хазарский иудаизм был, скорее всего, раввинистическим иудаизмом . [15] Традиция караимского иудаизма считает священной книгой только Танах и не признает Талмуд ;
  • Хазары исчезли в 11 веке. Но первое письменное упоминание о крымских караимах относится к XIII веку; [16]
  • Антропологические исследования показывают сходство между крымскими караимами Литвы и египетскими евреями-караимами. [17]

В Крыму XIX века караимы начали выделяться среди других еврейских групп, отправляя послов к царям с просьбой об освобождении от жесткого антиеврейского законодательства. Эти мольбы увенчались успехом, во многом благодаря настороженному отношению царей к Талмуду , и в 1863 году караимам были предоставлены те же права, что и их христианским и татарским соседям. Освобожденные от черты оседлости , позже нацисты считали их неевреями. Это оставило общину не затронутой Холокостом , в отличие от других тюркоязычных евреев, таких как крымчакские евреи, которые были почти уничтожены. [18]

Миллер говорит, что крымские караимы не начинали претендовать на свою отдельную идентичность от еврейского народа до XIX века, и что такие лидеры, как Авраам Фиркович и Сима Бабович, поощряли эту позицию, чтобы избежать сильного антисемитизма того периода. [19]

Со времен Золотой Орды караимы присутствовали во многих городах и селах по всему Крыму и по всему Причерноморью . В период Крымского ханства они имели крупные общины в городах Чуфут-Кале , Судаке , Кефе , Бахчисарае . [ нужна ссылка ]

История [ править ]

Великое Княжество Литовское и Речь Посполитая [ править ]

Витрина традиционного образа жизни крымских караимов в Тракае , Литва.

Согласно караимской традиции, [20] Великий князь Витовт из Великого Княжества Литовского переселил одну ветвь крымских караимов в Литву, приказав построить для них город, называемый сегодня Тракай . Там они продолжали говорить на своем языке. Эта легенда, первоначально относящая 1218 год как дату переселения, противоречит тому факту, что литовский диалект караимского языка существенно отличается от крымского. [21] Литовские караимы поселились в основном в Вильнюсе и Тракае , а также в Биржае , Пасвалисе , Науяместисе и Упите – небольших поселениях по всей Литве . [ нужна ссылка ]

Литовские караимы также расселились на землях современной Белоруссии и Украины , входивших в состав Великого княжества Литовского. Караимские общины возникли в Галиче и Кукезове (близ Львова ) на Галичине , а также в Луцке и Деражном на Волыни . [22] [23] [24] Евреям (раввинитам и караимам) на территории Литвы была предоставлена ​​определенная автономия при Мишеле Эзофовиче-старшем. [25] управление. Тракайские . караимы отказались подчиниться, сославшись на различия в вере Позднее все евреи, включая караимов, [26] были переданы под власть раввинитского « Совета Четырех Земель » (Ваада). [27] и налогообложение «Совета Литовской земли» (1580–1646). Идишязычные . раввиниты считали тюркоязычных караимов отступниками и держали их в подчиненном и угнетенном положении Караимы возмутились таким обращением. В 1646 году караимы добились изгнания раввинитов из Тракая. Несмотря на такую ​​напряженность, в 1680 году лидеры раввинитской общины защитили караимов Шаты близ Тракая от обвинения в кровавом навете . Представители обеих групп подписали в 1714 году соглашение об уважении взаимных привилегий и разрешении споров без привлечения языческой администрации. [ нужна ссылка ]

Согласно крымско-караимской традиции, сложившейся в межвоенной Польше ХХ века. [28] их предки были в основном земледельцами и членами общины, служившими в вооруженных силах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой , [29] а также в Крымском ханстве. Но согласно историческим документам Великого княжества Литовского, главным занятием крымских караимов было ростовщичество . [30] Им были предоставлены особые привилегии, в том числе освобождение от военной службы. [31] В Крымском ханстве караимы подвергались репрессиям, как и другие евреи, запреты на поведение распространялись и на езду на лошадях. [32]

Среди известных караимских ученых в Литве были Исаак б. Авраам Трокский (1543–1598), Иосиф бен Мордехай Малиновский , Зера бен Натан Тракайский , Саломон бен Аарон Тракайский , Эзра бен Ниссан (умер в 1666 году) и Иосия бен Иуда (умер после 1658 года). Некоторые из караимов стали весьма богатыми. [ нужна ссылка ]

Во времена Речи Посполитой караимы сильно пострадали во время Хмельницкого восстания 1648 года и войн между Россией и Речью Посполитой в 1654–1667 годах . Среди множества разграбленных и сожженных городов были Деражне и Тракай, где в 1680 году осталось всего 30 семей. Уничтожение караимской общины в Деражне в 1649 году описано в стихотворении (как на иврите, так и на караимском языке) лидера общины Хазана. Йозеф бен Йешуа ХаМашбир. [33] Католические миссионеры пытались обратить местных караимов в христианство, но безуспешно.

Российская Империя [ править ]

Караимская кенеса в Тракае (современная Литва).

Лидеры караимов XIX века, такие как Сима Бабович и Авраам Фиркович , были движущей силой согласованных усилий по изменению статуса караимской общины в глазах российской правовой системы. Фиркович, в частности, был непреклонен в своих попытках связать караимов с хазарами , и его обвиняли в подделке документов и надписей, подтверждающих его утверждения. [34]

В конечном итоге царское правительство официально признало караимов невиновными в смерти Иисуса . Таким образом, они были освобождены от многих жестких ограничений, наложенных на других евреев. По сути, они были поставлены на равную правовую основу с крымскими татарами . Родственная крымчакская община, имевшая схожее этнолингвистическое происхождение, но практиковавшая раввинский иудаизм, продолжала страдать от царских антиеврейских законов. [ нужна ссылка ]

Соломон Крым (1864–1936), крымский караим-агроном, был избран в 1906 году в Первую Думу (1906–1907) как кадет ( Народно-демократическая партия ). 16 ноября 1918 года он стал премьер-министром недолговечного крымско-русского либерального, антисепаратистского и антисоветского правительства, также поддерживаемого немецкой армией. [35]

Со времени присоединения Крыма к Российской империи главным центром караевцев является город Евпатория . Их статус под властью Российской империи принес караимам благотворные плоды десятилетия спустя. [ нужна ссылка ]

Во время Холокоста [ править ]

В 1934 году главы караимской общины в Берлине обратились к нацистским властям с просьбой освободить караимов от антисемитских правил на основании их правового статуса русских в России. Имперское агентство по расследованию семей установило, что с точки зрения немецкого законодательства караимы не должны считаться евреями. В письме Reichsstelle für Sippenforschung ( de ) официально постановлялось:

Секту караимов не следует считать еврейской религиозной общиной по смыслу параграфа 2 пункта 2 Первого постановления к Закону о гражданстве Рейха . Однако невозможно установить, что караимы в целом имеют кровное родство, поскольку расовая категоризация человека не может быть определена без… его личного происхождения и расовых биологических характеристик.

—  [36]

Это решение задало тон тому, как нацисты поступили с караимской общиной в Восточной Европе. В то же время у нацистов были серьезные опасения в отношении караимов. СС Обергруппенфюрер Готлоб Бергер писал 24 ноября 1944 года:

«Их мозаичная религия нежелательна. Однако по признаку расы, языка и религиозных догм... Дискриминация караимов недопустима, учитывая их расовую родственность [Бергер имел в виду крымских татар]. Однако, чтобы не для нарушения единой антиеврейской ориентации наций во главе с Германией предлагается предоставить этой небольшой группе возможность отдельного существования (например, в виде закрытого строительного или рабочего батальона )..."

Несмотря на освобожденный статус, группы караимов были уничтожены на ранних этапах войны. Немецкие солдаты, столкнувшиеся с караимами в России во время вторжения в ходе операции «Барбаросса» , не зная об их правовом статусе по немецким законам, напали на них; погибло 200 человек Только в Бабьем Яру . Союзники Германии, такие как вишистская Франция, начали требовать от караимов регистрации в качестве евреев, но в конечном итоге предоставили им статус неевреев после получения приказа из Берлина . [37]

На допросе -ашкенази раввины в Крыму сказали немцам, что караимы не являются евреями, стремясь избавить караимскую общину от участи их соседей -равбанитов . [38] Многие караимы рисковали своей жизнью, чтобы спрятать евреев, а в некоторых случаях заявляли, что евреи являются членами их общины. Нацисты убедили многих караимов создать трудовые батальоны . [39]

Согласно некоторым источникам, нацистская расовая теория утверждала, что караимы Крыма на самом деле были крымскими готами , принявшими крымскотатарский язык и свою особую форму иудаизма. [40]

Караимское кладбище в Варшаве , основанное в 1890 году.
Караимское кладбище в Тракае .
Караимское кладбище в Бахчисарае , Крым .

В Вильнюсе и Тракае нацисты заставили караима Хахама Серая Шапшала составить список членов общины. Хотя он и сделал все, что мог, список Шапшала спас не всех караимов.

После Второй мировой войны [ править ]

После возвращения Советским Союзом Крыма у нацистских войск в 1944 году советские власти насчитали 6357 оставшихся караимов. Караимы не подвергались массовой депортации , в отличие от крымских татар , греков, армян и других людей, с которыми, как утверждали советские власти, сотрудничали во время оккупации нацистской Германии. Некоторые отдельные караимы были депортированы. [ нужна ссылка ]

Ассимиляция и эмиграция сильно сократили ряды караимской общины. Несколько тысяч караимов остаются в Литве , Белоруссии , Украине , России и Польше . В настоящее время самые крупные общины существуют в Израиле и США ; однако эти общины почти полностью имеют египетское происхождение и этнически и литургически отличаются от крымских караимов. также существует община, насчитывающая менее 100 караимов В Турции . [41]

В 1990-е годы около 500 крымских караимов, в основном из Украины, эмигрировали в Израиль по Закону о возвращении . [42] Главный раввинат Израиля постановил, что караимы являются евреями согласно еврейскому закону. [43]

распространение Географическое

Традиционно крымские караимы имели три основных подразделения, каждое из которых сохраняло свой диалект караимского диалекта: крымские караимы, галицкие караимы и литовские караимы. Сегодня распределение иное. Наибольшее число, вероятно, сейчас находится в Израиле; некоторые другие крымские караимы уехали в Америку или куда-либо еще. Эти караимы в основном присоединяются к некрымско-караимским общинам.

Согласно караимской традиции, все восточноевропейские караимские общины произошли от общин Крыма . [44] но некоторые современные историки сомневаются в крымском происхождении литовских караимов. [21] [45] Тем не менее, это название «крымские караимы» используется для тюркоязычной общины караимов, предположительно зародившейся в Крыму, что отличает ее от исторически арамейских , ивритских и арабоязычных караимов Ближнего Востока .

Казахстан [ править ]

В 2009 году 231 человек в Казахстане идентифицировал себя как караимы. Это был необычный прыжок среди 28 караимов, зафиксированных в 1999 году.

Литва [ править ]

Кенеса в Вильнюсе

Караимские общины все еще существуют в Литве, но в последние десятилетия их численность резко сократилась. Исторически они жили в основном в Паневежисе и Тракае , но сейчас большинство проживает в Вильнюсе, где у них есть кенеса. В Тракае также есть кенеса; Община Паневежиса сократилась до нескольких человек и не имеет молитвенного дома.

На памяти живущих людей община была во много раз больше, чем сегодня. Перепись 1979 года в СССР показала 3300 караимов. Литовское караимское культурное сообщество было основано в 1988 году. По данным сайта литовских караимов, в 1997 году Статистическое управление Литвы провело этностатистическое исследование под названием «Караимы в Литве». Было решено опросить всех взрослых караимов и смешанные семьи, в которых есть членов - караимы. В ходе опроса на начало 1997 года было 257 человек караимской национальности, из них 32 детей до 16 лет. Аналогичный опрос был проведен в 2021 году, в честь 625-летия караимского поселения в Литве. Это совпало с национальной переписью населения 2021 года.

В 2011 году по данным переписи населения Литвы 423 человека были идентифицированы как караимы. К 2021 году это число упало до 192, то есть снижение примерно на 55 процентов за одно десятилетие. [7]

Польша [ править ]

В 2011 году 346 человек в Польше идентифицировали себя как караимы.

Россия [ править ]

За пределами оккупированного Россией Крыма (см. «Украина » ниже) по состоянию на 2021 год проживает 205 самоидентифицирующих себя караимов, почти все из которых говорят на русском как на родном языке. Значительных концентраций нет; Самая крупная община насчитывает более 60 человек в Москве.

Украина [ править ]

Крым традиционно был центром крымского караимского населения. По данным украинской переписи 2010 года, в Крыму проживало чуть менее 60 процентов караимского населения Украины, 715 человек, что на тот момент составляло около 30 процентов мирового населения. Однако между российским вторжением 2014 года и российской переписью 2021 года население упало до 295 человек, то есть почти на 60 процентов. Война 2022 года могла вызвать дальнейшие потрясения. Это означает, что население Крыма больше не является самым большим и почти наверняка меньше, чем население материковой Украины, Польши и Израиля.

За пределами Крыма караимы исторически селились в Галичине , особенно в Галиче и Луцке . Однако сегодня в Галиче остался только один караим, а кенаса была закрыта в 1959 году и в конечном итоге снесена. Галицкая община имела свой диалект караимского языка. Самая крупная современная караимская община находится в Киеве; меньшие по размеру существуют и в других городах, в том числе в Харькове, где есть действующая кенеса, хотя община насчитывает всего около двух десятков. [46] По переписи 2010 года 481 украинец был идентифицирован как караимы за пределами Крыма. В 2021 году правительство Украины обнародовало законопроект, который планирует предоставить крымским караимам и другим группам меньшинств официальный статус «коренных народов». [47]

Религия [ править ]

До 20 века караимский иудаизм был единственной религией караимов. [48] Во время Гражданской войны в России значительное количество караимов эмигрировало в Югославию , Чехословакию , Польшу и Венгрию , а затем во Францию ​​и Германию . [49] [50] Большинство из них обратились в христианство . Одним из них был филантроп современного национального движения караимов М.С. Сарач. [51]

крымских караимов Эмансипация в составе Российской империи вызвала культурную ассимиляцию с последующей секуляризацией . Этот процесс продолжился и в СССР, когда большинство кенесов было закрыто. [41]

В 1932 году Звезда Давида была снята с купола Тракай Кенесы по приказу Шапшала . [52] Несколько лет спустя его также сняли с железных ворот. [53]

В 1928 году светский караимский филолог Серая Шапшал была избрана Хачамом польских и литовских караимов. Будучи ярым последователем теории русского востоковеда В. Григорьева о хазарском происхождении крымских караимов, Шапшал разработал религию караимов и доктрину «исторической деиудаизации». [54]

В середине 1930-х годов он приступил к созданию теории, описывающей алтайско - тюркское происхождение караимов и языческие корни караимского религиозного учения (поклонение священным дубам, многобожие во главе с богом Тенгри , Жертвоприношение). Доктрина Шапшала до сих пор остается темой критических исследований и общественных дискуссий.

караимов Он внес ряд других изменений, направленных на тюркизацию и на стирание караимско-еврейских элементов их культуры и языка. [55] [56] Он издал приказ об отмене преподавания иврита в караимских школах и заменил названия еврейских праздников и месяцев тюркскими эквивалентами ( см. таблицу ниже ).

По мнению Шапшала, крымские караимы были язычниками, принявшими закон Моисея , но продолжавшими придерживаться своих древнетюркских верований . Кроме того, он утверждал, что караимы на протяжении веков почитали Иисуса и Мухаммеда как пророков. В постсоветский период теория Шапшала получила дальнейшее развитие в современных карайларских публикациях. [57] (например, « Легенды крымских караимов ») и был официально принят Ассоциацией крымских караимов «Крымкарайлар» (Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар») как единственный правильный взгляд на прошлое караимов в 2000 году. [58]

Идеологией деиудаизации, пантюркизма и возрождения тенгризма проникнуты произведения современных лидеров караимов Крыма. При этом некоторая часть населения сохранила еврейские обычаи, зарегистрировалось несколько караимских общин. [59]

крымских караимских праздников в ХХ веке Эволюция названий

Традиционное еврейское имя (1915 г.) [60] [61] Второе имя Современное тюркское имя [62] Тюркское имя, переведенное на английский язык. [63] [64]
Песах Хаг-ха- Мачот (Праздник опресноков) Тымбыл Чыджи Праздник опресноков («Тымбыл»)
Омер Сфира ( счет Омера )
Сан-Баши Начало счета
Ярти Сан Считая средний
Шавуот Хаг Шавуот ( Праздник недель ) Афталар Чиджи Праздник недель
9-го тамуза Пост Чом Харевийи (4-й месяц голодания) Бурунху Оруч Первый пост
7 ава Пост Чом Хахамиши (5-й месяц поста) Ортанчи Оруч Средний пост
10 ава Пост Я плавал ( жертва ) Жертва Жертва
Рош ха-Шана Йом Теруа (День трубить в рога ) Бирги Киуниу День рогов
Йом Кипур буквально «День искупления» Бошатлич Киуниу День искупления
Пост Гедалии Чом Хашвийи (7-й месяц поста) Опущено
Носки буквально «Кущи». Другое название: «Хаг Ха Асиф» («Праздник урожая»). Алачич Чыджи или Серповая свадьба Фестиваль кущей или праздник урожая
Десятый тевет поста Чом Хаасири (10-й месяц поста) Оруч Быстрый
Пурим «Много». Кыныс Сладкое печенье треугольной формы с начинкой . [65]
Не считался праздником Жыл Баши Начало года

Генетика [ править ]

Леон Кулл и Кевин Алан Брук провели первое научное исследование крымских караимов с использованием генетического тестирования как Y-хромосомной, так и митохондриальной ДНК, и их результаты показали, что крымские караимы действительно частично имеют ближневосточное происхождение и тесно связаны с другими еврейскими общинами ( ашкенази , сефарды). и евреи-мизрахи и египетские евреи-караимы), при этом обнаруживая, что крымские караимы обладают меньшей близостью к нееврейским тюркоязычным народам региона. [66] [67]

Для караимов характерно отсутствие «большой» гаплогруппы Y-хромосомы. Гаплогруппы G2a-P15, J1-M267, J2-M172 вместе составляют более половины генофонда караимов. Далее идут гаплогруппы R1a-M198, C3, E1b, T и L. [68]

Культура [ править ]

Язык [ править ]

Караимы принадлежат к кыпчакской подветви тюркской семьи и тесно связаны с крымскими татарами , армяно-кипчаками и т. д. Среди множества различных влияний, оказанных на караимов, арабский, иврит и персидский языки первыми изменили мировоззрение караимов. Караимский лексикон. Позднее, благодаря значительному польскому, русскому и украинскому влиянию, многие славянские и балтийские слова вошли в язык польских, литовских, украинских и русских караимов. Иврит по-прежнему использовался в литургических целях. После османской оккупации Крыма турецкий язык караимы, проживающие на Крымском полуострове, стали использовать в деловых и государственных целях. Развились три различных диалекта: тракайский диалект, используемый в Тракае и Вильнюсе ( Литва ), луцкий или галицкий диалект, на котором говорят в Луцке (до Второй мировой войны ), и Галиче , и крымский диалект. Последняя образует восточную группу, а Тракай и Галич-Караим относятся к западной группе. В настоящее время лишь небольшое меньшинство караимов может говорить на караимском языке (72 человека, говорящих на крымском диалекте, [2] 118 носителей тракайского диалекта и около 20 галицкого носителей диалекта).

Кухня [ править ]

Кыбын

Самая известная крымская караимская еда — кыбын ( русский : Кибина пл. Кибины , караимский: кибын пл. кибынлар , литовский : Кибинай ). Кыбынлар — это пирожки в форме полумесяца из дрожжевого теста с начинкой из рубленой говядины или баранины, запеченные в жаровне или на противне. Другими блюдами, распространенными у крымских караимов и татар, являются чибурекки , пельмени , шишлик (чаще всего их готовят из баранины). [69]

Обрядовыми блюдами, приготовленными к религиозным праздникам и свадьбам, являются:

  • Тымбыл – это пасхальные лепешки из пресного теста. [70] тесто, замешенное со сливками и маслом или маслом и яйцами, что отражено в современном названии этого праздника ( Тымбыл чыджи) . [71] ),
  • Складной Шавуот ) ( Афталар Чыджи [71] ) творожный пирог, состоящий из семи слоев, символизирующих семь недель после Песаха , четырех слоев дрожжевого теста, трех слоев творога, [ нужна ссылка ]
  • Свадебные пироги – это Киёвлюк (со стороны жениха) и Келинлик (со стороны невесты). [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Кизилов, М. (2008). Караимы Галиции: этнорелигиозное меньшинство среди ашкенази, турок и славян, 1772-1945 гг . Брилл. ISBN  978-90-47-44288-2 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 1,196 Karaites in the Ukraine as a whole (including the Crimea) Распределение населения по национальности и родному языку УКРАИНА Distribution of the population by nationality and mother tongue, Ukraine (Russian language version)
  3. ^ Population in Autonomous Republic of the Crimea = 671, population in Sevastopol city council area = 44. 671+44 = 715. Распределение населения по национальности и родному языку, Автономная Республика Крым ( Distribution of the population by nationality and mother tongue, Autonomous Republic of the Crimea )
    Распределение населения по национальности и родному языку, Г.Севастополь (горсовет) ( Distribution of the population by nationality and mother tongue, Sevastopol city council )
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года" . Retrieved 2023-01-03 .
  5. ^ Население. Демографический и социальный статус и структура Национальной переписи населения и жилищного фонда 2011 года.
  6. ^ «Данные ООН | просмотр записи | Население по национальным и/или этническим группам, полу и городскому/сельскому месту жительства» . data.un.org . Проверено 4 апреля 2023 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Переписи населения и жилищного фонда — Официальный статистический портал» . osp.stat.gov.lt. Проверено 4 апреля 2023 г.
  8. ^ "Первое направление, доминирующее в современных научных кругах, утверждает, что караимы являются евреями как в религиозном, так и в этническом отношении. Представители второго направления утверждают, что этнически караимы не евреи, а потомки хазар, половцев и других тюркских народов. По мнению последователей этой теории, караимы имеют свою собственную религию, основанную на древнетюркских верованиях, имеющих лишь косвенное отношение к иудаизму». Т.Щеголева Караимы Крыма: история и современное состояние общества
  9. ^ "Второе направление подхода, которое в силу специфики деятельности караимской общины в большей степени поддерживается исследователями Восточной Европы, связано с трансформацией караимской идентичности. Исследователи склонны принять теорию караимско-хазарского происхождения, и применять его в своих исследованиях. Из-за своей ограниченности – критическое применение этого подхода к истории караимов до XX в. логически практически невозможно – караимоведение недостаточно развито в этом регионе. привлекает еще меньше приверженцев – за исключением более описательного характера, журналистских инициатив, которые поддерживаются литовской караимской общиной. В то время как хазарский подход довольно критично оценивается академическим сообществом». Довиле Тросковайте. «Идентичность в переходный период: случай польских караимов в первой половине ХХ века» . Клайпедский университет (Литва), 2013, с. 210
  10. ^ См., например, Надпись хазарским шрифтом Ровас.
  11. ^ Блади 2000, стр. 113–130.
  12. ^ Золотой 2007a , с. 9
  13. ^ Брук, 2006, стр. 110–111, 231.
  14. ^ Эрдал, Марсель (1999). «Хазарский язык». В: Голден и др., 1999: 75–107.
  15. ^ «После дней Булана появился один из его потомков, царь Обадия по имени, который реорганизовал королевство и правильно и правильно установил еврейскую религию. Он построил синагоги и ешивы / ешивот, пригласил еврейских ученых и наградил их золото и серебро.. Ему объяснили Библию, Мишну, Талмуд и порядок богослужения. Царь был человеком, почитавшим и любившим Тору. Он был одним из истинных слуг Бога. дайте ему отдохнуть!» Хазарский текст переписки
  16. ^ А. Гаркави, Старые еврейские памятники из Крыма, сообщение Авраама Фирковича, СПб., 1876.
  17. ^ А. Фрид, К. Ландау, Дж. Коэн и Э. Гольдшмидт (1968). «Некоторые генетические полиморфные признаки караимской общины». Харефия , 75, 507–509.
  18. ^ «Немного еврейский, полностью русский: крымские караимы вспоминают былую славу» . Гаарец . 30 марта 2014 г. Проверено 18 декабря 2019 г.
  19. ^ Миллер, Филип. Караимский сепаратизм в России XIX века , стр. xv–xvi, 3, 47.
  20. ^ : "...и в 1218 году пятого тысячелетия Витолт, великий князь литовский, воевал против татар и захватил остров Крым, и воевал, и сидел там, и взял с собой из Кирима 483 крымских семейства и повел их в Литву и велел им построить город и назвал его новым Траком и дал им надел земли и поля и землю и поселил их в том городе 330 Родов..." ("...В 1218 году Витольд , великий князь Великое княжество Литовское воевало с татарами, дошло до острова Крым , сражалось, захватило и взяло с собой 483 караимских семьи, привело в Литву и приказало построить для них город, названный Новыми Троками , и дало им свободу и поля. и земли и поселились в этом городе 330 семей...»). Авраам Фиркович // Еврейские памятники Крыма, стр. 252 Вильно 1872 ( Книга памятных камней, в которой собраны списки надгробий на могилах израильтян на полуострове Кирим, которые он собрал и записал... как раввин Авраам Пиркавиц Йеру 'НРА'. )
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Караимы Крыма: история и современное состояние общества» . Проверено 14 апреля 2016 г.
  22. ^ Nosonovsky, M.; Shabarovsky, V. (2005). "Караимская община XVI-XVIII веков в Деражном на Волыни". Vestnik EUM . 9 : 31–52.
  23. ^ Shabarovsky, VV (2013). Караимы на Волыни (Karaites in Volhynia, in Russian) . Люцк: Твердыня.
  24. ^ Шапира, Дэн; Ласкер, Дэниел Дж. (2011). Восточноевропейские караимы в последних поколениях . Иерусалим: Институт Бен-Цви и Центр изучения польского еврейства и его культуры.
  25. ^ Евреи и еретики в католической Польше - Осажденная церковь в эпоху после Реформации - Магда Тетер
  26. ^ "He-Avar" ("Хе-Авар") Magazine, Petrograd, № 1, 1918
  27. ^ Джейкоб Манн, «Караика», Тексты и исследования по еврейской истории и литературе , вып. 11, Филадельфия, 1935 год; Юргита Шяучюнайте-Вербицкене, Евреи в обществе Великого Княжества Литовского: аспекты сосуществования, Вильнюс, 2009; Idem, Что нашел Жилиберас де Лануа в Тракае, или кто такие евреи Тракая, в «Литовских исторических исследованиях» , нет. 7, 1999.
  28. ^ Кизилов М. Ильяш Караимович и Тимофей Хмельницкий: кровная месть, которой не было , (М. Kizilov. Ilyash Karaimovich and Timofey Khmelnitsky: the blood feud that never took place) Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences in publication Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов Archived 2013-01-27 at the Wayback Machine ."Начиная приблизительно с межвоенного периода и вплоть до наших дней, караимские националисты стараются представить мирное караимское население Восточной Европы в роли "неустрашимых и храбрых воителей", что едва ли одобрили их богобоязненные исторические предки, которые были преимущественно торговцами и ремесленниками".
  29. ^ «Университас Хельсингенсис» . Проверено 14 апреля 2016 г.
  30. ^ Древние привилегии литовско-волынских караимов, извлеченные из актов замка Луцкого 1791 г "Но вникнув в смысл привилегии Витольда замечаем, что в древние времена тамошние Караимы более всего занимались заимодавством ; да, и по сие время зажиточные люди этого общества не оставляют этого прибыльного промысла; и отдавая свои капиталы в рост, в обеспечение их берут у своих должников в арендное содержание мельницы, корчмы, а чаще всего ссудят под заклад движимого имущества".
  31. ^ Древние привилегии литовско-волынских караимов, извлеченные из актов замка Луцкого 1791 г "В следствие того они били челом его Королевской милости, что издавна еще при Великом Князе Витольде и при Сигизмунде и при отце нашем Короле Казимире его милости, жиды [Троцкие] (i.e Karaite Jews) никогда на войну не хаживали и не посылали".
  32. Записки П.С. Палласа о поездке в южные губерния Российской империи (1799–1801).
  33. ^ Носоновский, М. (2011). «Караимская община в Деражне и ее лидер Хаззан Джозеф бен Йешуа». Восточноевропейские караимы в последних поколениях : 17–35.
  34. ^ Харкави, Альберт. «Старые еврейские памятники из Крыма, о которых сообщил Авраам Фиркович, 1839–1872». В «Мемуарах Императорской академии Сен-Петербуга» , VII серия, 24, 1877; переиздано Висбаден, 1969 г.
  35. ^ Фишер, Алан В. (1978). Крымские татары . Гувер Пресс. п. 264. ИСБН  978-0-8179-6662-1 . Проверено 8 ноября 2009 г.
  36. Архив YIVO, Берлинская коллекция, Occ E, 3, Box 100, письмо от 5 января 1939 г.
  37. ^ Полу здесь и там
  38. ^ Пэйл, 2000 стр. 125–126.
  39. ^ Зеленый пассим .
  40. ^ Виксман 1984 с. 94.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кизилов Михаил . «Караимы и караизм: последние события» . Религия и демократия: обмен опытом между Востоком и Западом. Международная конференция CESNUR 2003, организованная CESNUR, Центром религиоведения и исследований Вильнюсского университета и Центром исследований и информации новых религий. Вильнюс, Литва, 9–12 апреля 2003 г. ЦСНУР .
  42. ^ Михаил Кизилов. Караимы Галиции: этнорелигиозное меньшинство среди ашкенази, тюрков и славян, 1772–1945 (Studia Judaelavica, 2009)] 340
  43. ^ Биа Омер, часть 8, Ибн Ха-Эзер, номер 12; письмо, опубликованное: Майкл Коринальди, Личное положение караимов, Иерусалим 5744, стр. 139; Также цитируется в: Бенни Лау, «О Мишмарати Амуде, чтобы вернуть корону к старости», в: Мордехай Бар-Он (ред.), Вызов суверенитета, Иерусалим, 1999, 226.
  44. ^ «Караимская энциклопедия Натана Шура (Франкфурт, 1995)» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2007 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
  45. ^ Ахиезер, Г. и Шапира, Д. 2001. «Караимы в Литве и на Волыни-Галиции до восемнадцатого века» [иврит]. Пимин 89: 19–60
  46. ^ Кравченко, Кристи (26 декабря 2020 г.). «Караимы Украины. Кто они? • Ukraїner» . Проверено 4 апреля 2023 г.
  47. ^ Виленский, Дэвид А.М. (17 июня 2021 г.). «Украина почитает евреев-караимов как «коренных», и Путин в ярости» . Дж . Проверено 4 апреля 2023 г.
  48. ^ Катехизис, основы Караимского закона. Руководство по обучению Закону-Божию Караимского юношества . — СПб., 1890.
  49. Альбом « Архив семьи Дмитрия Пенбека » – составлен В. Пенбеком — Симферополь-Скользкая скала, 2004. — С. 24.
  50. ^ Кропотов В. С. Военные традиции крымских караимов — Симферополь, 2004. — C. 75
  51. ^ "Сарач, Михаил (Марк) Семёнович - Виртуальный караимский музей" . December 19, 2013. Archived from the original on 2013-12-19 . Retrieved November 9, 2022 .
  52. ^ «...его купол изначально был увенчан щитом Давида, но около десяти лет назад местный хахам [т.е. Сапсшал] приказал убрать эту эмблему как слишком отдающую традиционным иудаизмом. Однако оскорбительный символ: до сих пор остается на железных воротах, с которых его вряд ли можно было снять, не оставив заметного пятна...» Опубликовано в: ИЗРАИЛЬ КОЭН, Вильно, Филадельфия, 1943, стр. 463–464.
  53. ^ Серафим, Питер Хайнц. Иудаизм в Восточной Европе , 1938 год «...126. Герб карайменов у входа в их «Кенессу» в Троках под Вильно...»
  54. ^ Роман Фрейнд, Караимы и деиудаизация (Acta Universitas Stockholmiensis. 1991. – №30).
  55. ^ М. Кизилов, Новые материалы к биографии Шапшала // Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255—273.
  56. ^ Я сравниваю ворота Тракайской кенассы в 1932 году [1] и сегодня. Файл: Тракай Кенеса.JPG
  57. ^ "A. Malgin. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму [ Jews or Turks. New elements in the identity of the Karaites and Krypchaks in modern Crimea ] (2002)" . Archived from the original on 2013-05-23 . Retrieved 2012-09-28 .
  58. ^ "Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов." ("Attempts to attribute the Crimean Karaites alien ethnicity and religion, mixing ethnic Crimean Karaites with the Karaites on religion, the distortion of history – offend the national feelings and create the conditions for national and religious conflicts") Караи (крымские караимы). История, культура, святыни (in Russian). — Симферополь, 2000.
  59. ^ Moroz, Eugeny (2004). "От иудаизма к тенгрианству. Ещё раз о духовных поисках современных крымчаков и крымских караимов»" [From Judaism to Tengrism. Once again about the spiritual quest of the contemporary Krymchaks and Crimean Karaites]. Народ Книги в мире книг [People of the Book in the world of books] (in Russian) (52): 1–6.
  60. ^ CARAIM CATICHIZIS VKRATCE/ Comp. М. Я. Фиркович. — Мелитополь:1915г (Караимский катехизис кратко/ М.Ю. Фирчович. – Мелитополь 1915 г.)
  61. ^ КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС - УКАЗАНИЯ по основному обучению караимских детей Закону Божию и краткая история караизма //Ю Б. Шамаш (Перевод с русского КРАТКИЙ КАТИХИЗИС/ Сост. Я. Б. ШАМАШ )
  62. ^ Литовский караимский календарь (ch произносится как IPA /x/). Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine.
  63. ^ Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. Ш. Шапшал, 1974 г.,
  64. ^ "Караимские праздники" . Retrieved 14 April 2016 .
  65. ^ "Народы России - Национальная кухня крымских караимов (караев)" . Retrieved 14 April 2016 .
  66. ^ Кевин Алан Брук; Леон Кулл; Адам Дж. Левин (9 июля 2020 г.) [28 августа 2013 г.]. «Генетические подписи восточноевропейских караимов» . Еврейская генетика: Рефераты и резюме .
  67. ^ Брук, Кевин Алан (29 июля 2014 г.). «Генетика крымских караимов» . Черноморские исследования . 11 (42): 69–84. дои : 10.12787/КАРАМ859 . Проверено 25 июня 2022 г.
  68. ^ Агджоян Анастасия Торосовна. "Генофонд коренных Крыма по маркерам Y-хромосомы, мтДНК и полногеномных панелей аутосомных SNP"
  69. ^ «Виртуальный караимский музей» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2013 года . Проверено 4 апреля 2023 г.
  70. ^ « Литовские караимы: Религия: Праздники » . Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Календарь" . Retrieved 14 April 2016 .

Библиография [ править ]

  • Бен-Цви, Ицхак. Изгнанные и искупленные . Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1957.
  • Блейди, Кен. Еврейские общины в экзотических местах . Нортвейл, Нью-Джерси: Jason Aronson Inc., 2000. стр. 115–130.
  • Брук, Кевин Алан . Евреи Хазарии . 2-е изд. Роуман и Литтлфилд Паблишерс, Инк, 2006 г.
  • Фридман, Филип. «Караимы под властью нацистов». По следам тирании . Лондон, 1960 год.
  • Грин, WP «Нацистская расовая политика в отношении караимов», Советские еврейские дела 8,2 (1978), стр. 36–44.
  • Голден, Питер Б. (2007a). «Хазароведение: достижения и перспективы» . В Голдене, Питер Б .; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир хазар: новые перспективы . Справочник востоковедения. Том. 17. БРИЛЛ. стр. 7–57. ISBN  978-9-004-16042-2 . Проверено 13 февраля 2013 г.
  • Караимский иудаизм: Введение в караимские исследования . Под редакцией М. Поллиака. Лейден: Brill Publishers, 2004, 657–708.
  • Кизилов Михаил. Караимы глазами путешественников: этническая история, традиционная культура и быт крымских караимов по описаниям путешественников . Центр Киркисани, 2003.
  • Кизилов Михаил. «Верные до смерти: язык, традиции и исчезновение восточноевропейских караимских общин», East European Jewish Relations 36:1 (2006): 73–93.
  • Krymskiye karaimy: istoricheskaya territoriya: etnokul'tura . Edited by V.S. Kropotov, V.Yu. Ormeli, A. Yu. Polkanova. Simferpol': Dolya, 200
  • Кизилов Михаил. Сыны Священного Писания: караимы в Польше и Литве в двадцатом веке. Де Грютер, 2015.
  • Миллер, Филип. Караимский сепаратизм в России XIX века . ХУК Пресс, 1993.
  • Семи, Эмануэла Т. «Образ караимов в документах нацистской Франции и Франции Виши», Еврейский социологический журнал 33:2 (декабрь 1990 г.). стр. 81–94.
  • Шапира, Дэн. «Замечания об Аврааме Фирковиче и еврейском «Документе Меджелиса».» Восточный журнал Венгерской академии наук 59:2 (2006): 131–180.
  • Шапира, Дэн. «Еврейский пантюркист: Серая Сапсал (Шапшалоглу) и его работа «Qırım Qaray Türkleri», Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae 58:4 (2005): 349–380.
  • Шапира, Дэн. Авраам Фиркович в Стамбуле (1830–1832). Прокладывая путь тюркскому национализму . Анкара: КараМ, 2003.
  • Shapshal, S. M.: Karaimy SSSR v otnoshenii etnicheskom: karaimy na sluzhbe u krymskich chanov . Simferopol', 2004
  • Виксман, Рональд. «Народы СССР: Этнографический справочник». Рутледж, 1984.
  • Зайончковский, Ананьяс. Караимы в Польше: история, язык, фольклор, наука . Государственное издательство, 1961.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 911c2d2af469645685bc3365eb6358ce__1719400980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/ce/911c2d2af469645685bc3365eb6358ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Crimean Karaites - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)