Jump to content

Венгерский туранизм

Венгерский туранизм ( венгерский : Turánizmus/Turanizmus ) — разнообразное туранистское явление, которое вращается вокруг идентификации или ассоциации венгерской истории и народа с историями и народами Центральной Азии , Внутренней Азии или Уральского региона . Оно включает в себя множество различных концепций и послужило руководящим принципом многих политических движений. Наиболее оживленно оно было во второй половине XIX и первой половине XX века.

Как научное движение туранизм занимался исследованием азиатских культур в контексте венгерской истории и культуры. Он был воплощен и представлен многими учеными, которые разделяли предпосылки (т.е. азиатское происхождение венгров и их родство с азиатскими народами ) и пришли к таким же или очень похожим выводам. Туранизм был движущей силой в развитии венгерских общественных наук, особенно в развитии лингвистики , археологии и ориентализма .

Политический туранизм зародился в 19 веке в ответ на растущее влияние пангерманизма и панславизма , оба из которых рассматривались венграми как очень опасные для нации и венгерского государства, поскольку в стране проживало большое этническое население. Немецкое и славянское население. [1] Эта политическая идеология зародилась в работах финского националиста и лингвиста Матиаса Александра Кастрена , который представил веру в расовое единство и будущее величие урало-алтайских народов. Он пришел к выводу, что финны произошли из Средней Азии, и полагал, что они были далеко не маленьким изолированным народом, а частью более крупного сообщества, включавшего такие народы, как мадьяры , тюрки , монголы и т. д. [2] Политический туранизм был романтическим националистическим движением, которое подчеркивало важность общего происхождения и культурной близости венгров, народов Кавказа и народов Внутренней и Средней Азии, таких как турки, монголы, парсы и т. д. Оно называлось для более тесного сотрудничества и политического союза между ними и Венгрией как средства обеспечения и продвижения общих интересов и противодействия угрозам, которые создает политика великих держав Европы. Идея «туранского братства и сотрудничества» была заимствована из панславянской концепции «славянского братства и сотрудничества». [3]

После Первой мировой войны политический туранизм сыграл роль в формировании венгерских крайне правых идеологий из-за своего этнического националистического характера. [4] [5] Он начал нести антиеврейские настроения и пытался доказать «существование и превосходство единой венгерской расы». [5] Тем не менее, Эндрю Янош, венгерский политолог из Калифорнийского университета в Беркли, [6] утверждает, что роль туранизма в межвоенном развитии крайне правых идеологий была незначительной. [7]

В коммунистическую эпоху , которая началась после Второй мировой войны и закончилась в 1989 году, туранизм изображался и поносился как исключительно фашистская идеология. [8] После падения коммунизма в 1989 году интерес к туранизму возобновился.

Ранняя история венгров

[ редактировать ]
«Геза, верный король Туркии (то есть Венгрии)» на Священной короне Венгрии , XI век.

До завоевания Венгрией Карпатского бассейна венгры . вели полукочевой образ жизни [9] и их культура была похожа на культуру других степных народов . Большинство ученых предполагают, что древние венгерские завоеватели были уральской родиной (в основном на генеалогических лингвистических основаниях и на основе генетических исследований, проведенных на ограниченном количестве древних скелетов, найденных в могилах эпохи завоевания). [10] ). Протовенгерские племена жили в лесостепной зоне Евразии. [11] и поэтому эти древние предки венгров и их отношения с другими конными кочевым народами были и остаются темой для исследования. [12]

Венгерская дворянская историческая традиция учитывала и отражала восточное происхождение венгров. [1] Эта традиция сохранилась в средневековых хрониках (например, Gesta Hungarorum [13] и подвиги гуннов и венгров , [14] Chronicon Pictum и Chronica Hungarorum Иоганна де Туроча ) еще в 13 веке. Согласно Chronica Hungarorum, венгры являются потомками гуннов и пришли из азиатских частей Скифии , и тюрки разделяют с ними это скифское происхождение. Эта традиция со временем послужила отправной точкой для научных исследований этногенеза венгерского народа, начавшихся в XVIII веке в Венгрии и за рубежом. Шандор Корёси Чома (автор первого тибетско-английского словаря) путешествовал по Азии в твердой уверенности, что сможет найти родственников мадьяр где-то в Центральной Азии, среди уйгуров . [15]

Развитие финно-угроведения

[ редактировать ]

Общеизвестно, что заметный интерес к генетической классификации языков, господствовавший в прошлом веке и в начале нынешнего, имеет свои корни в европейских национализмах. Точное знание диалектов и языков должно было укреплять национальную индивидуальность и объединять нации в «естественные» союзы. [16]

Лингвистические теории голландского философа Маркуса Цуэриуса ван Боксхорна и немецкого мыслителя Готфрида Вильгельма Лейбница легли в основу современных научных исследований происхождения венгерского языка и народа. Боксхорн предположил, что европейские и индоиранские языки произошли от общего языка-предка, и назвал этот язык-предок «скифским», в честь конных кочевых воинов азиатских степей. Но лингвистам, теоретизирующим о языках предков, приходилось иметь дело с распространённым в ту эпоху убеждением, что, согласно Библии, иврит был исходным языком всех людей. Лейбниц опубликовал материалы, противоречащие библейской теории, и поддержал идею Боксхорна о скифском языке-предке большинства языков Европы (сегодня известного как индоевропейская языковая семья). Однако Лейбниц также признавал, что некоторые европейские языки, такие как саамский , финский и венгерский, были связаны друг с другом, но не принадлежали к этой семье.

«Информация о доселе неизвестных народах и языках Азии и Америки попала в руки таких ученых, как Готфрид Лейбниц, которые признали, что не существует лучшего метода «для определения родства и происхождения различных народов земли, чем сравнение их языков». Чтобы классифицировать как можно больше языков в генеалогические группы, Лейбниц предложил собрать аналогичные материалы по каждому вновь описанному языку. С этой целью он просил исследователей либо получить переводы известных христианских молитв, таких как. как Pater Noster, или, еще лучше, «слова для обыденных вещей» (vocabula rerum vulgarium), примерный список которых он приложил к письму тюркологу Д. Подесте (Лейбниц 1768/1989b). Список слов включал цифры. , термины родства, части тела, предметы необходимости (еда, питье, оружие, домашние животные), naturalia (Бог, небесные и погодные явления, топографические особенности, дикие животные) и десяток глаголов (есть, пить, говорить, видеть...) . Особый интерес Лейбниц проявлял к расширению Российской империи на юг и на восток, а списки по его образцу брались в экспедициях, посланных царями для изучения недавно взятых под их контроль территорий, а также народов, живших на них и на них. близлежащие земли». Кевин Туите: Взлет, падение и возрождение иберо-кавказской гипотезы. 2008. В: Historiographia Linguistica, 35 №1; п. 23-82.

Филипп Иоганн фон Страленберг о родстве финского и венгерского языков в книге «Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии» 1738 год. Лондон.

Финско-венгерскую связь далее развил Филип Йохан фон Страленберг (в работе: «Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии» [17] ) и Иоганн Эберхард Фишер [ де ] , немецкий историк и исследователь языка, участвовавший в Великой Северной экспедиции 1733–1743 годов. В своей работе «Qvaestiones Petropolitanae, De origine Ungrorum», опубликованной в 1770 году, Фишер отнес венгерский язык к группе родственных народов и языков, которые он назвал «скифскими» (в отличие от концепции скифов ван Боксхорна). Он считал угорские народы (он называл их «югорами», это ханты и манси ) ближайшими родственниками венгров, фактически «оставленными мадьярами», и происходил от уйгуров, живущих на западных границах Китая.

Урало-Алтайский язык и туранская концепция

[ редактировать ]

К началу 19 века связи с другими языками были замечены Расмусом Кристианом Раском , Вильгельмом Шоттом [ де ; hu ] и Маттиаса Кастрена , которые включили финно-угорские языки в состав более широкой гипотезы, сегодня известной как урало-алтайские . Немецкий лингвист и востоковед Шотт был сторонником финно-тюрко-венгерского родства и считал венгров смесью тюрков и « гиперборейцев ». [18] (т.е. циркумполярные народы , такие как саамы и самоеды ).

Северный отдел туранских языков Фридриха Макса Мюллера

Фридрих Макс Мюллер , немецкий востоковед и филолог , опубликовал и предложил группировку неарийских и несемитских азиатских языков в 1855 году. В своей работе «Языки очага войны на Востоке. С обзором трёх семей языков, семитских, арийских и туранских», он назвал эти языки «туранскими». Венгерский язык был отнесен Мюллером к северному отделу ( урало-алтайскому ), к финскому классу ( финно-угорскому ), к угорскому классу, с вогулами ( манси ) и угро-остяками ( ханты ). ближайшие родственники. [19] (В конечном счете, его эволюционистская теория структурного развития языков, связывающая растущее грамматическое усовершенствование с социально-экономическим развитием и группирующая языки на «допотопную», «семейную», «кочевую» и «политическую» стадии развития), [20] оказалась несостоятельной.) Его теория была хорошо известна и широко обсуждалась в международных научных кругах, а также была известна венгерским ученым. Он стал ассоциированным членом Венгерской академии наук. [ когда? ] Его публичные лекции привлекли широкое внимание. Его термины «Туран» и «Туранец» первоначально были заимствованы из персидских текстов, таких как « Шахнаме» , в которых термин «Туран» использовался для обозначения территорий Туркестана , к северу от реки Амударья , населенных воинами-кочевниками.

Роль Габсбургов

[ редактировать ]

В Венгрии рассуждения о предыстории венгров вообще лишены политического смысла вплоть до Венгерской революции 1848 и Освободительной войны 1848—49, но после горького опыта войны и поражения многие явления получили новый политический подтекст.

«…Солнце опустилось в море крови. Ночь безмерного горя обрушилась на Венгрию; ее благороднейшие силы были сломлены. Даже ворота научных учреждений закрылись…»

"... Солнце принесло себя в жертву в море крови. Ночь безмерного горя обрушилась на Венгрию; ее благороднейшие силы были сломлены. Даже ворота научных институтов были закрыты ..."

(Отто Херман: Ж. С. Петеньи — основатель венгерской научной орнитологии. [21] п. 39.)

Конституция Венгрии и ее территориальная целостность были отменены, а ее территория была разделена на корональные земли. Это ознаменовало начало долгой эпохи абсолютистского правления. Габсбурги ввели диктаторское правление, и каждый аспект венгерской жизни оказался под пристальным вниманием и контролем правительства. Пресса и театральные/публичные выступления подвергались цензуре. [22] [23]

Немецкий стал официальным языком государственного управления. Указ, изданный 1849.X.9. (Grundsätze für die provisorische Organization des Unterrichtswesens in dem Kronlande Ungarn), поставил образование под контроль государства, учебная программа предписывалась и контролировалась государством, образование по национальной истории было ограничено, а история преподавалась с точки зрения Габсбургов. [24] Даже оплот венгерской культуры, академия, держалась под контролем: учреждение комплектовалось иностранцами, в основном немцами и этническими немцами, и учреждение практически не существовало до конца 1858 года. [25] [26] [27] Венгры ответили пассивным сопротивлением. Вопросы нации, языка, национального происхождения стали политически чувствительными. Антигабсбургские и антинемецкие настроения были сильны. Большое количество борцов за свободу укрылось в Османской империи . [28] Это привело к возобновлению культурного обмена и взаимной симпатии. Многие считали турок хорошими союзниками в венгерском деле. Такова была атмосфера, когда Вамбери впервые приехал в Константинополь в 1857 году. [29]

«Это должно случиться, и это произойдет, — этим я себя ободрил, и меня не мучили другие проблемы, только вот эта: как мне получить паспорт от строгих и подозрительных австрийских властей, да еще и в Турцию, где венгерская эмиграция проживал и, как считалось в Вене, неустанно строил мятежные планы».

« Он должен идти и он поедет», — успокаивал я себя, и другой проблемы не было, кроме одного: как мне получить еще и паспорт от строгих и подозрительных австрийских властей в Турцию, где; Тогда базировалась венгерская эмиграция и, как считали в Вене, она неустанно плетет партизанские планы.

(Армин Вамбери: Моя борьба. Глава IV, стр. 42. [30] )

И эта атмосфера вызвала общественный интерес к новой на тот момент теории Макса Мюллера. Правительство Габсбургов считало этот «тюркизм» опасным для империи, но не имело средств для его подавления. (Империя Габсбургов потеряла в начале 19 века большие территории / Фландрия и Люксембург /, а чуть позже потеряла большую часть своих итальянских владений, поэтому многие представители австрийской политической элиты ( сам Франц Иосиф I Австрийский , эрцгерцог Альбрехт, герцог Тешен , генерал-майор Фердинанд Франц Ксавер Иоганн Фрайхерр Майерхофер фон Грюнбюэль например) [31] ) мечтал о захвате восточных земель. [32] [33] )

Армин Вамбери о туранских народах в его «Очерках Армина Вамбери из Центральной Азии. Новые дополнения к этнографическим, социальным и политическим отношениям стран Окса». 1868. Пешт

В результате франко-австрийской войны и австро-прусской войны империя Габсбургов в 1866 году оказалась на грани краха, поскольку эти неудачные военные усилия привели к увеличению государственных расходов, ускорению инфляции, росту государственных долгов и финансовому кризису. [34]

Габсбурги были вынуждены примириться с Венгрией, чтобы спасти свою империю и династию. Габсбурги и часть венгерской политической элиты заключили Австро-Венгерский компромисс 1867 года . Компромисс был организован и легитимирован очень небольшой частью венгерского общества (избирательное право было очень ограничено: менее 8 процентов населения имели право голоса) и был воспринят очень большой частью населения как предательство венгерского дела. и наследие войны за независимость 1848-49 годов. [35] Это вызвало глубокие и продолжительные трещины в венгерском обществе. Академическая наука оставалась под пристальным вниманием и давлением государства, а пресса – под (хотя и более либеральной) цензурой. Вопросы нации, языка, национального происхождения оставались политически чувствительными темами, а тюркизм оставался популярным.

«Однако добиться принятия Компромисса внутри общества представляло серьезные трудности. Многие округа (например, Хевес, Пешт, Сатмар) отвергли Компромисс и встали на сторону Кошута, оппозиция организовала сеть демократических кружков на Великой Венгерской равнине против -произошли правительственные и антисоглашательские демонстрации с участием нескольких тысяч человек и т. д.

Однако принятие компромисса обществом столкнулось с серьезными трудностями. Некоторые округа (например, Хевес, Пешт, Сатмар) отвергли компромисс и встали на сторону Кошута, оппозиция организовала сеть демократических кружков, тысячи антиправительственных и в Альфельде проходили антисоглашательские народные собрания и т. д.

(Андраш Цигер: Правительство на волоске – в прошлом веке. [36] )

Теория заговора Габсбургов

[ редактировать ]

Согласно теории заговора Габсбургов, Габсбурги пропагандировали «финно-угоризм», чтобы лишить нацию ее исторического прошлого и тем самым сломить национальную гордость и сопротивление венгров. Это предположение, похоже, противоречит тому факту, что обязательное образование в венгерской истории было введено в Венгрии при королеве Марии Терезии первым указом об образовании Ratio Educationis от 1777 года. [37]

Современные легенды о предполагаемых репрессиях туранизма со стороны Габсбургов или Австро-Венгерской монархии резко противоречат тому факту, что членами и сторонниками Туранского общества были венгерские премьер-министры, лидеры парламентских партий, ведущие промышленные магнаты страны, представители венгерская финансовая элита и представители соответствующих газет. В 1916 году Общество «Туран» стало Венгерским восточным культурным центром и располагалось в верхней палате венгерского парламента со своим собственным отделом прессы и академическими секциями. [38]

Теория заговора Габсбургов появилась только в середине 1970-х годов. Он основан на предполагаемой цитате, приписываемой Агостону Трефору , которая появилась в статье Дьёрдя Хари в венгерском издании журнала Valóság («Действительность»), выпуск 10, 1976 г., озаглавленной «Kiegészítések egy nyelvvita történetéhez» («Дополнения к истории языковой спор). Однако подлинность этой часто цитируемой цитаты еще не подтверждена. [39]

Развитие туранизма

[ редактировать ]

Работа Армина Вамбери

[ редактировать ]

Востоковед и тюрколог Армин Вамбери был ключевой фигурой в развитии туранизма. С конца 1850-х годов предполагаемые связи с финно-угорскими, тюркскими и другими азиатскими народами и языками побудили его путешествовать по Азии и Османской империи.

«…отсюда родилась моя надежда, что с помощью сравнительного языкознания я смогу найти в Центральной Азии луч света, который развеет мрак над темными уголками венгерской предыстории...»
«... поэтому моя надежда заключалась в том, что в Центральной Азии с помощью сравнительного языкознания я смогу найти луч света, который рассеет тьму из темных пейзажей венгерской доистории ...» в: Армин Вамбери: Кюздельмейм. Ч. IV. п. 62. [30]

Вамбери начал свое второе путешествие в Азию в июле 1861 года с одобрения и денежной помощи Академии и ее президента Эмиля Дессевфи . После долгого и опасного путешествия он прибыл в Пешт в мае 1864 года. Он отправился в Лондон, чтобы организовать публикацию на английском языке своей книги о путешествиях. «Путешествие по Средней Азии» и его венгерский аналог «Közép-ázsiai utazás» были опубликованы в 1865 году. Благодаря своим путешествиям Вамбери стал всемирно известным писателем и знаменитостью. Он познакомился с представителями британского высшего класса . Посол Австрии в Лондоне вручил ему рекомендательное письмо императору, который принял его на аудиенции и наградил Вамбери за международный успех, предоставив ему должность профессора в Королевском университете Пешта. [30]

В произведении 1868 г. [40] Вамбери, возможно, был первым, кто использовал слово turáni («Туранец») в научном тексте на венгерском языке. Вамбери использовал «Туран» ( Turán ) для обозначения территорий Восточных Балкан, Центральной и Внутренней Азии, населенных тюркскими народами, и «Туранский» для обозначения этих тюркских народов и языков (и он имел в виду финно-угорские народы и языки как членов этой группы), которые жили в этом районе «Турана» или происходили из него. [ нужна ссылка ] Венгерские учёные [ ВОЗ? ] поделился своим определением. Но в просторечии эти термины использовались во многих (и часто разных) значениях и смыслах.

Вамбери был талантливым научно-популярным писателем , который в интересной и доступной форме излагал серьезные научные вопросы. Его книги и другие произведения, представляющие обычаи, традиции и культуру далеких народов и далеких мест, сыграли ключевую роль в повышении широкого общественного интереса к этнографии, этнологии и истории. В сочетании с широко распространенным разочарованием в политической элите работа Вамбери привлекла внимание общественности к низшим классам и крестьянству как к лучшим наследникам и хранителям настоящего венгерского наследия. (Неологи [ нужны разъяснения ] Первой половины XIX века уже обращались к фольклору, мифам, балладам и сказкам в поисках нового национального литературного стиля, но не интересовались другими сторонами сельской крестьянской жизни.)

Вамбери также был первым, кто выдвинул значительную альтернативную теорию происхождения венгерского народа и языка. Его первая большая лингвистическая работа под названием «Синонимы в венгерском и турецко-татарском языках». [41] и опубликованный в 1869–70 годах, он стал поводом для войны «угорско-тюркской войны» ( Ugor-török ​​háború ), которая началась как научный спор, но быстро превратилась в ожесточенную вражду, продолжавшуюся два десятилетия. В этой работе Вамбери попытался продемонстрировать с помощью сравнения слов, что в результате смешения ранних венгров с тюркскими народами венгерский язык приобрел отчетливый двойной характер, который был одновременно угорским и тюркским, хотя по сути он Угры по происхождению, поэтому он представил вариант теории языкового контакта.

Более поздние исследователи

[ редактировать ]

«Угро-тюркская война» Вамбери так и не завершилась должным образом. [ нужны разъяснения ] Это заставило ученых попытаться каким-то образом гармонизировать и синтезировать различные теории. Это привело к развитию сложной национальной мифологии. Это объединило азиатские корни и происхождение мадьяр с их европейским настоящим. Туранизм получил новое значение: он стал названием варианта ориентализма, исследовавшего Азию и ее культуру в контексте венгерской истории и культуры.

Туранизм был движущей силой развития венгерских общественных наук, особенно лингвистики, этнографии, истории, археологии и ориентализма , а также развития венгерского искусства — от архитектуры до прикладного и декоративного искусства. Ученые-туранисты внесли большой вклад в развитие венгерской и международной науки и искусства.

Это краткий список тюркских/туранистских ученых и художников, которые оставили неизгладимое наследие в венгерской культуре:

  • Армин Вамбери (1832–1913) был отцом-основателем венгерской тюркологии . Он основал первый в Европе факультет тюркологии в Королевском университете Пешта (ныне Университет Этвеша Лоранда ). Он был членом МТА ( Венгерской академии наук ).
  • Янош Арань (1817–1882), поэт, автор большого сборника стихов об историческом прошлом Венгрии. Он поддержал Вамбери в «угорско-тюркской войне». Он был членом и генеральным секретарем MTA.
  • Ференц Пульски (1814–1897), археолог, историк искусства. Он был членом MTA и директором Венгерского национального музея . [42] Он поддержал Вамбери в «угорско-тюркской войне».
  • Алайош Пайкерт (1866–1948). Был отцом-основателем «Magyar Mezőgazdasági Múzeum» (Музея венгерского сельского хозяйства) и одним из основателей Общества «Туран».
  • Бела Сечени (1837-1918), путешественник и исследователь Азии. [43] Он был членом МТА.
  • Джено Зичи (1837–1906), путешественник и исследователь Азии. [44] Он был членом МТА.
  • Геза Надь (1855-1915), археолог, этнограф. [29] [45] Он был членом МТА.
  • Хенрик Марцали (1856–1940), историк. [29] Он был членом МТА.
  • Марки Шандор (1853–1925), историк. [29] Он был членом МТА.
  • Лайош Лочи (1849–1920), геолог, географ. [29] Он был членом МТА.
  • Ено Чольноки (1870–1950), географ. [29] Он был членом МТА.
  • Вильмош Прёле (1871–1946), востоковед, лингвист, один из первых исследователей китайского и японского языка и литературы в Венгрии. [29] [46]
  • Бенедек Баратоши Балог (1870–1945), востоковед, этнограф, путешественник. [47]
  • Дьюла Себастьен (1864–1946), фольклорист, этнограф. [29] Он был членом МТА.
  • Ференц Зайти (1886–1961), востоковед, художник. Он был хранителем восточной коллекции Фёвароси Кёнивтар («Библиотека столицы» на английском языке, ныне Фёвароси Сабо Эрвин Кёнивтар ). Он был основателем Венгерско-Индийского общества. Он организовал визит Рабиндраната Тагора в Венгрию в 1926 году. [48] [49]
  • Йожеф Гушка (1854–1934), педагог рисования, этнограф. [29]
  • Аладар Кёрёшфой-Криш (1863–1920), художник, скульптор, ремесленник, теоретик искусства, один из основателей колонии художников Гёдёллё , ведущая фигура венгерского движения искусств и ремесел. [29]
  • Оден Лехнер (1845–1914), архитектор, создавший новый национальный архитектурный стиль из элементов венгерского народного искусства, персидского, сасанидского и индийского искусства. [29]
  • Карой Кос (1883–1977), архитектор, писатель, график, ведущий деятель венгерского движения искусств и ремесел . [29]
Аладар Кёрёшфой-Криш : «Хоровод шаманов» 1911. Марошвашархей, Kulturpalota

На заре венгерского туранизма некоторые из его известных пропагандистов и исследователей, такие как Вамбери, Вилмош Хевеши, [50] [51] [а] и Игнац Гольдцихер [53] [54] были евреями или имели еврейское происхождение (Вамбери не гордился и не стыдился своего еврейского происхождения, он стал членом реформатской церкви и считал себя венгром).

Идея Венгерского института Востока принадлежит Ене Зичи. [55] К сожалению, эта идея не осуществилась. Вместо этого в 1910 году был основан своего рода лицей под названием «Turáni Társaság» (Венгерское общество Туран (также называемое Венгерским азиатским обществом)). Общество Туран сосредоточилось на Туране как географическом месте, где могли жить предки венгров.

«Целью Туранского общества является культурный и экономический прогресс, конфедерация, процветание всех туранцев, то есть венгерской нации и всех родственных европейских и азиатских наций, а также географические, этнографические, экономические и т. д. исследования азиатского континента, прошлого и настоящего. . Политические и религиозные вопросы исключены. Он желает достичь своих целей в согласии с нетуранскими народами».
« Целью Туранского общества является культурный и экономический прогресс, консолидация и укрепление всего Туранского региона, то есть венгерской нации и других родственных нам европейских и азиатских народов, а также географическое, этнографическое, экономическое и т.д. .исследования азиатского континента в прошлом и настоящем. Политические и религиозные вопросы исключены. Он хочет достичь своих целей в согласии с нетуранскими народами . [56]

Учёные общества «Туран» интерпретировали этническое и языковое родство и отношения венгров с так называемыми туранскими народами на основе господствовавшей в то время урало-алтайской лингвистической теории. Общество организовало курсы турецкого, финского и японского языков. До 1914 года Общество «Туран» организовало и профинансировало пять экспедиций в Азию: экспедицию Месароша-Миллекера, экспедицию Тимко, экспедицию Миллекера, экспедицию Ковача-Хольцварта и экспедицию Зебока-Шюца.) Общество регулярно проводило публичные лекции. Среди лекторов был Абдул-Баха. [57] и Шухо Тиба. [58] После начала Первой мировой войны политика мешала работе Общества. В 1916 году Общество «Туран» было преобразовано в «Венгерский восточный культурный центр» ( Magyar Keleti Kultúrközpont ), и прямое влияние правительства на его деятельность выросло. [1] [59] Поражение в Первой мировой войне, последующие революционные движения и оккупация страны Антантой нарушили работу Восточного культурного центра, поэтому настоящая работа началась лишь в 1920 году. идеологические стрессы. Те, кто хотел более научного подхода, сформировали « Общество Корёси Чома » ( Kőrösi Csoma-Társaság ). Более радикальные политические туранисты покинули Общество Туран и сформировали «Федерацию Туран Венгрии» ( Magyarországi Turán Szövetség ).

Эрцгерцог Йозеф Франциск Габсбург, первый покровитель венгерского общества «Туран».

В 1920 году австрийский эрцгерцог Йозеф Франциск (эрцгерцог Йозеф Франциск Габсбург) стал первым покровителем Венгерского общества «Туран». [60] [ нужна цитата для проверки ]

Политический туранизм

[ редактировать ]

Венгры и их предки жили среди тюркских народов или в непосредственном контакте с ними с незапамятных времен до 1908 года. (Общая венгерско-турецкая граница прекратила свое существование после 1908 года, после аннексии Боснии и Герцеговины и эвакуации санджаков из Нови. Пазар .) Эти народы сыграли выдающуюся роль в зарождении и формировании венгерского народа, языка, культуры, государства и нации. В ходе этногенеза венгерского народа племена и фрагменты населения Кабар , Яс (Алан), Авар , Булгар , Бесеньё (Печенег), Куны (Половцы) и фрагменты населения слились и объединились в венгерское население.

Венгрия веками воевала с Османской империей. В результате раздора о престолонаследии в XVI веке Венгрия распалась на три части: одна находилась под властью Габсбургов, одна вошла в состав Османской империи (1541.VIII.29), а третья образовала «келети-мадьяр Киралисаг». ( Восточно -Венгерское королевство)/ «Erdélyi Fejedelemség» (Княжество Трансильвания). Эрдели стал союзником османов (1528.II.29.). [61] Интенсивные повседневные контакты в последующие полтора столетия привели к явному влиянию Османской Турции на венгерское искусство и культуру, от музыки до ювелирных украшений и одежды, от сельского хозяйства до войны. В последней трети 17 века усилились распри между османами и Габсбургами. Главной ареной этой борьбы за власть была территория Венгрии. Попытки Османской империи по дальнейшей территориальной экспансии в конце концов провалились, и Габсбурги отвоевали венгерские территории. Но в кругах венгерской политической элиты возник конфликт: многие ее члены не желали менять Османский союз на прямое правление Габсбургов. Большая группа стремилась к полной независимости, но считала турецкую зависимость более приемлемой, чем правление Габсбургов. Освободительное движение Тёкёли и Война за независимость Ракоци ознаменовали кульминацию этого тюркизма. Итак, как видим, турецкая ориентация имела в Венгрии давнюю традицию.

Тюркизм возродился после войны за независимость 1848-49 годов. Во время войны Венгрия подверглась нападению Габсбургов, и многие из ее этнических меньшинств выступили против страны. Серьезные столкновения произошли в Трансильвании, а также между венграми и сербами Юга. В Трансильвании произошли серьезные взаимные злодеяния между этническими венграми и румынами; [62] эти события помнят как « буйства влахов » ( oláhjárások ) и « раскианские буйства» ( rácjárások ). [63] Венгрия потерпела поражение благодаря военному вмешательству России.

Эти болезненные события и опыт глубоко изменили отношение венгров: они начали чувствовать себя неуверенно и в опасности в своем собственном доме. С этого времени панславизм и пангерманизм стали рассматриваться как серьезная угроза существованию Венгрии и венгров. Венгры искали союзников и друзей, чтобы укрепить свои позиции. Они обращались к соперникам Габсбургов — к Турции, к итальянцам, даже к пруссакам — за поддержкой и помощью. Венгры были заинтересованы в стабильной, сильной и дружественной Турции, способной предотвратить экспансию России и/или Габсбургов на Балканы.

Венгерские политические движения и попытки восстановить независимость оказались безрезультатными. В то же время Габсбургам не удалось завоевать лидирующее положение Германского союза, и Германия объединилась под властью Пруссии. Габсбурги поставили свою империю на грань краха серией просчитанных политических и военных шагов. Это привело к Австро-Венгерскому компромиссу 1867 года. Венгерские сторонники Компромисса утверждали, что и без того ослабленная Австрия больше не представляет угрозы для венгров, но может помочь предотвратить славянскую экспансию.

Несмотря на компромисс, венгры неоднозначно относились к этим старым новым австрийским союзникам.

«Если бы баланс мнений в Венгрии всегда определялся трезвым политическим расчетом, этот храбрый и независимый народ, изолированный в широком океане славянского населения и сравнительно незначительный по численности, оставался бы неизменным в убеждении, что свое положение можно обеспечить только поддержкой немецких элементов в Австрии и Германии. Но эпизод с Кошутом и подавление в самой Венгрии немецких элементов, оставшихся верными Империи, вместе с другими симптомами показали, что среди венгерских гусар и юристов самоуверенность склонна к критической. моменты, чтобы взять верх над политическим расчетом и самообладанием. Даже в спокойные времена многие мадьяры заставляют цыган играть ему песню «Der Deutsche ist ein Hundsfott» («Немец — негодяй»). Бисмарк, Отто фон: Бисмарк, человек и государственный деятель: размышления и воспоминания Отто, принца фон Бисмарка. 1898. Том. II. п. 255-256. [64]

За полвека до Первой мировой войны некоторые венгры [ ВОЗ? ] поощрял туранизм как средство объединения турок и венгров против опасностей, исходящих от славян и панславизма. Однако пантуранизм никогда не был чем-то большим, чем предшественником более распространенного пантюркистского движения. [65] Туранизм помог в создании важных турецко-австро-венгерских и болгаро-австро-венгерских военных и стратегических союзов.

Движение получило импульс после поражения Венгрии в Первой мировой войне. По условиям Трианонского договора (1920.VI.4.), новое венгерское государство составляло лишь 32,7 процента территории исторической Венгрии, существовавшей до заключения договора. и потеряла 58,4 процента своего общего населения. Более 3,2 миллиона этнических венгров, одна треть всех венгров, проживали за пределами новых границ Венгрии, в государствах-преемниках, в репрессивных условиях. [66] Старые венгерские города, имевшие большое культурное значение, такие как Пожонь, Касса, Коложвар, были потеряны. В этих обстоятельствах ни одно венгерское правительство не могло выжить, не добиваясь справедливости для мадьяр и Венгрии. Воссоединение мадьяр стало решающим моментом в общественной жизни и политической повестке дня. Общественные настроения стали резко антизападными, антифранцузскими и антибританскими. Возмущение заставило многих отвергнуть Европу и повернуться на Восток в поисках новых друзей и союзников в попытке пересмотреть условия договора и восстановить венгерскую власть.

«Разочарование в Европе, вызванное «предательством Запада в Трианоне», и пессимистическое чувство одиночества привели разные слои общества к туранизму. Они пытались искать друзей, родственные народы и союзников на Востоке, чтобы Венгрия могла сломать выйти из изоляции и вернуть себе заслуженное положение среди народов. Более радикальная группа консервативных, правых людей, иногда даже с антисемитским намеком, пропагандировала резко антизападные взгляды и превосходство восточной культуры, необходимость профи. -Восточная политика и развитие осведомленности о туранском расизме среди венгерского народа». в: Ухалли, Стивен и Ву, ред. Сяосинь: Китай и христианство. Обремененное прошлое, обнадеживающее будущее. 2001. стр. 219. [67]

Туранизм так и не стал официальным, поскольку не соответствовал христианско-консервативной идеологической основе режима. Но правительство использовало его как неформальный инструмент для преодоления международной изоляции страны и создания альянсов. Венгрия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Турецкой Республикой в ​​1923 году. [68] с Эстонской Республикой в ​​1937 году, [69] с Финляндской Республикой в ​​1937 году, [70] с Японией в 1938 году, [71] с Болгарией в 1941 году. [72]

В Трансильвании «туранистские этнографы и фольклористы отдавали предпочтение культурной «уникальности» крестьян, обнаруживая культурную сущность мадьярства во всем, от рыболовных крючков и методов животноводства до ритуальных народных песен, архаичных, «индивидуалистических» танцев, острых блюд и суеверий. " [73] Этот романтический национализм напоминал более ранние движения, наблюдавшиеся в Габсбургской монархии после эпохи Просвещения. По словам историка Кристиана Унгвари , «с пробуждением венгерского национализма в начале 20 века этот вопрос снова стал актуальным. Элита хотела видеть себя военной нацией. Заявления некоторых лингвистов относительно финно-угорских отношений поэтому были категорически отвергнуты, поскольку многие находили оскорбительной идею о родстве их нации с мирным земледельческим народом (финнами)... Экстремистски настроенные туранцы настаивали на «родственных связях» с турецкими народами, Тибетом, Японией и даже шумеры и придерживались мнения, что Иисус был не евреем, а венгром или «знатным парфянином». [74]

Туранизм и венгерский фашизм

[ редактировать ]

По словам Эндрю К. Яноша, в то время как некоторые венгерские туранисты дошли до того, что утверждали, что они были расово здоровее других европейцев и превосходили их (включая немцев , поскольку они считали, что немцы были развращены иудаизмом ), другие чувствовали себя более Скромно, что, будучи туранцами, жившими в Европе, они могли бы стать важным мостом между Востоком и Западом, а также могли бы сыграть роль в мировой политике, которая была бы непропорциональна как их численности, так и размеру. своей страны. Этот геополитический аргумент был доведен до абсурдных крайностей Ференцем Салаши, главой венгерского движения «Скрещенные стрелы» , который считал, что благодаря своему уникальному историческому и географическому положению венгры смогут сыграть роль, равную или даже более важную роль, которую Германия будет играть в построении нового европейского порядка, а собственная харизма Салаши может в конечном итоге позволить ему заменить Гитлера в качестве лидера международного фашистского движения. [75]

Ференц Салаши , лидер Венгерской партии «Скрещенные стрелы» , верил в существование подлинной туранско-венгерской расы (настолько, что его последователи проводили антропологические исследования и собирали размеры черепов), что было решающим аспектом развития его идеологии «Венгеризм». Сам Салаши был практикующим католиком , но колебался между религиозной и расовой основой венгерства. Уникальным призванием «Туранской» (Тюркской) Венгрии была ее способность быть посредником и объединять Восток и Запад, Европу и Азию , христианские Балканы и мусульманский Ближний Восток, и из этого вытекало ее окончательное призвание – распространять свою культуру по всему миру и руководить мировым порядком своим примером — задача, которую ни Италия, ни Германия не были готовы выполнить. [76]

В последние годы современная неофашистская сцена в Венгрии, политическая партия Йоббик, отдала должное туранистской идеологии, хотя теперь они изменили эту позицию. Например, в 2013 году Габор Вона заявил в связи с предстоящим визитом Реджепа Тайипа Эрдогана : «Как потомки турков, мы ценим этот визит». [77]

Туранизм после 1945 года

[ редактировать ]

После Второй мировой войны Советская Красная Армия оккупировала Венгрию. Венгерское правительство было поставлено под прямой контроль администрации оккупационных сил. Все туранистские организации были распущены правительством, большинство туранистских изданий было запрещено, а все их экземпляры конфискованы. В 1948 году Венгрия была преобразована в коммунистическое однопартийное государство. Туранизм подвергался критике и изображался как исключительно фашистская идеология, хотя роль туранизма в межвоенном развитии крайне правых идеологий была незначительной. Официальный запрет туранизма продлился до краха социалистического режима в 1989 году.

Туранизм после 1989 года

[ редактировать ]

Христианские туранисты

[ редактировать ]
Иисус Христос как парфянско-венгерский князь-воин

Венгерский унтер-офицер по имени Ференц Йош Бадини написал свою книгу (Jézus Király, a pártus herceg) «Царь Иисус, парфянский принц», в которой изобрел теорию об Иисусе, парфянском принце-воине.Многие христианские венгерские туранисты придерживались мнения, что Иисус Христос не был евреем . Вместо этого они считали, что Иисус был протовенгером или «знатным парфянином ». [74] [ нужна цитата для проверки ] Такова теория «Иисуса, парфянского принца», или возрождение реальных или предполагаемых элементов жрецов-маги древнего «магического» ближневосточного мира, шаманизма и языческой древневенгерской религии. Кроме того, некоторые турецкие туранисты- мусульмане придерживались мнения, что Мухаммед не был арабом . Вместо этого они считали, что Мухаммад был шумером , а согласно туранистским тезисам, они считали, что шумеры были туранидами. Защищая эти теории, христианские туранисты смогли отрицать еврейское наследие Иисуса и еврейские корни христианства, утверждая, что Иисус был туранцем, а не евреем, а корни христианства берут начало в учениях древних мистических религий Ближнего Востока и древних языческих венгерских верованиях. а не учение иудаизма. И католические , и протестантские религиозные лидеры Венгрии назвали эту теорию ересью. [78] [ нужна цитата для проверки ]

Партия «Йоббик» и ее бывший президент Габор Вона являются бескомпромиссными сторонниками туранизма (идеология «Йоббика» считает венгров туранской нацией). [79]

Вступление Венгрии в Организацию тюркских государств

[ редактировать ]
Виктор Орбан во время VII саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Баку

С 2014 года Венгрия имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее тюркоязычных государств, а в 2017 году подала заявку на вступление в Международную Тюркскую академию. Во время шестого саммита Тюркского совета Виктор Орбан заявил, что Венгрия стремится к еще более тесному сотрудничеству с Тюркским советом. [80] В 2018 году Венгрия получила статус наблюдателя в совете. [81] В 2021 году Орбан упомянул, что венгерский и тюркский народы имеют общее историческое и культурное наследие, «уходящее в глубь многих веков». Он также отметил, что венгерский народ «гордится этим наследием, а также гордился, когда их противники в Европе высмеивали их как варварских гуннов и . людей Аттилы» [82] В 2023 году во время своего визита в Казахстан Орбан заявил, что венгры приезжают в Казахстан «с большим удовольствием», поскольку два народа связаны «общими тысячелетними корнями». [83]

Большой Курултай

[ редактировать ]

Великий Курултай — это племенное собрание, основанное на общем наследии народов Центральной Азии , наследии кочевников по происхождению. (азербайджанцы, башкиры, болгары, буряты, чуваши, гагаузы, венгры, карачаевцы, каракалпаки, казахи, кыргызы, маньчжуры, монголы, ногайцы, татары, турки, туркмены, уйгуры, узбеки, якуты и т. д.) Это также популярная туристическая достопримечательность. в Венгрии (с конца 2000-х годов) и Центральной Азии. Первый Курултай состоялся в Казахстане в 2007 году, а последний был организован в 2022 году в Бугаче , Венгрия . [84] [85]

Баннер, использованный на современном Большом Курултае.

С 1990-х годов хорошо развитый сувенирный и товарный бизнес вырос вокруг туранизма, традиционалистских и исторических реконструкторских групп, которые очень похожи на другие известные международные примеры такого рода бизнеса.По мнению венгерского исследователя Игаза Левенте, эта торговая промышленность, выросшая вокруг современного венгерского туранизма, стала своего рода бизнесом, который он назвал «Szittya biznisz» (скифский бизнес), и она не имеет ничего общего с древним Венгерские традиции. [86]

Псевдонаучные теории

[ редактировать ]

Некоторые сторонники венгерского туранизма якобы отличаются продвижением псевдонаучных теорий. [87] [88] Согласно этим теориям, венгры имеют предполагаемое урало-алтайское происхождение с болгарами , эстонцами , монголами , финнами , тюркскими народами и даже японцами и корейцами . [87] происхождение венгерского народа от гуннов , скифов или даже шумеров . Сторонники этих теорий предполагают [89] [90] Подобные убеждения получили широкую поддержку в Венгрии в межвоенный период . [90] Хотя эти теории были широко дискредитированы, они вновь обрели поддержку среди некоторых венгерских политических партий, в частности среди Йоббика и некоторых фракций Фидес . [88]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Акча, Эмель; Коркут, Умут (2012). «Географические метанарративы в Восточно-Центральной Европе: неотуранизм в Венгрии» (PDF) . Евразийская география и экономика . 53 (5): 596–614. дои : 10.2747/1539-7216.53.5.596 . S2CID   144370189 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Джозеф Кесслер Туранизм и пантуранизм в Венгрии: 1890-1945 (Калифорнийский университет, Беркли, докторская диссертация, 1967)

Примечания

[ редактировать ]
  1. Также известен как Вильгельм фон Хевеши (1877–1945). Он был старшим братом Дьёрдя Хевеши , а по профессии инженер-электрик, хотя был своего рода финно-угором, издающим книги и другие сочинения о родстве финно-угров-мунда, вроде «Мунда-мадьяр-маори, индийское звено между антиподами новые треки венгерского происхождения» и «Finnisch-Ugrisches aus Indien» в 1920-е и 30-е годы. [52]
  1. ^ Jump up to: а б с «Ильдико Фаркаш: Турецкие связи венгерского туранизма» . www.valosagonline.hu [Реальность (2013 I.-IV)]. 2013 . Проверено 7 марта 2014 г.
  2. ^ EB — Матиас Александр Кастрен. http://www.britanica.com/EBchecked/topic/98799/Matthias-Alexander-Castren
  3. ^ "Поиск" . Британская энциклопедия . Проверено 9 июня 2015 г.
  4. ^ Траян Санду, На пути к конвергентному профилю фашизма?: «Новый консенсус» и политическая религия в Центральной Европе , Editions L'Harmattan, 2010, стр. 213
  5. ^ Jump up to: а б «...Кроме того, в качестве краеугольного камня расового национализма возник венгерский «туранизм». Эта псевдонаучная идеология стремилась доказать существование и превосходство единой венгерской «расы» и поэтому неизбежно включала в себя антиеврейский аспект. " в: Золтан Ваги, Ласло Чоч, Габор Кадар: Холокост в Венгрии: эволюция геноцида. стр.XXXIV.
  6. ^ nd «Эндрю К. Янош». Калифорнийский университет, Беркли. Доступ 23.04.23. https://polisci.berkeley.edu/sites/default/files/cv/CV-2017%20AJ.pdf .
  7. ^ «Хотя туранизм был и оставался не более чем маргинальной идеологией правых , второе направление национал-социалистов, паневропаизм, имело ряд приверженцев и было принято в качестве платформы нескольких национал-социалистических групп». Янош, Эндрю К.: Политика отсталости в Венгрии , 1825–1945. 1982. с.275.
  8. ^ " В Венгрии Национал-социалистическая партия, пришедшая к власти в 1944 году, переняла некоторые позиции из идеологии туранизма, в результате чего популярность туранизма резко снизилась, и он был тогда отнесен к категории "фашистских" в социализме. " /"В Венгрии Национально-социалистическая партия, пришедшая к власти в 1944 году, переняла несколько тезисов из круга идей туранизма, в результате чего популярность туранизма сильно сократилась, а затем в социалистическую эпоху его заклеймили как "фашистского". «Туранизм» . lexikon.katolikus.hu [Венгерский католический лексикон] . Проверено 7 марта 2014 г.
  9. ^ Дьёрдь Дьёрфи: Король Иштван и его работа. 1983. Гондолат Кёнивкиадо, Будапешт, с. 252.
  10. ^ Ковачне Чаньи Бернадетт: Исследование патрилинейной системы генетического родства венгерского и секейского населения во время завоевания. http://www2.sci.u-szeged.hu/fokozatok/PDF/Kovacsne_CsaNY_Bernadett/tezisfuzet_magyar_csaNYB.pdf
  11. ^ Петер Хайду: Древняя культура уральских народов, Корвина, 1976, с. 134
  12. ^ Иштван Зимони: Краеугольные камни ранней истории венгров. Теории в свете новейшей литературы. 2012. http://real-d.mtak.hu/597/7/dc_500_12_doktori_mu.pdf.
  13. ^ Аноним: Деяния венгров. http://mek.oszk.hu/02200/02245/02245.htm
  14. ^ Венгерская хроника мастера Симона Кезая. http://mek.oszk.hu/02200/02249/02249.htm
  15. ^ «...когда Корёши намеревался найти родину венгров и «оставленных венгров», он верил, что сможет найти их где-нибудь в Средней Азии или среди уйгуров...» в: Жизнь Шандора Чомы Короси. http://csoma.mtak.hu/hu/csoma-elete.htm
  16. ^ Катичич, Радослав: Вклад в общую теорию сравнительного языкознания. 1970. с.10.
  17. ^ Страленберг, Филипп Иоганн фон: Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии http://catalog.hathitrust.org/Record/010825073
  18. ^ «Предки мадьяр в Венгрии были, как тихо предполагает история и, по-видимому, подтверждает исконное ядро ​​их языка, смесью тюрков и гиперборейцев. Их частые миграции привели к еще большему слиянию с индогерманскими народами и так далее. Сегодняшний венгр развился, выйдя из различных этнических элементов, столь же чистых и мужественно красивых, как и его нынешний сосед и предковый родственник осман». Шотт, Вильгельм: Эксперимент над татарскими языками. 1836. с.7.
  19. ^ Мюллер, Фридрих Макс: Языки места войны на Востоке. С обзором трех языковых семей: семитской, арийской и туранской. 1855. https://archive.org/details/languagesseatwa00mlgoog .
  20. ^ Мюллер, Фридрих Макс: Письмо шевалье Бунзену о классификации туранских языков. 1854. https://archive.org/details/cu31924087972182 .
  21. ^ Отто Херман: Дж. С. Петеньи — основатель венгерской научной орнитологии. http://mek.oszk.hu/12100/12102/12102.pdf
  22. ^ Геза Бузинкай: Управление венгерской литературой и прессой в эпоху Баха. http://epa.oszk.hu/00000/00021/00290/pdf/MKSZ_EPA00021_1974_90_03-04_269-293.pdf
  23. ^ Янош Чохани: Церковная политика Лео Туна. В: Обзор истории церкви. 11/2. 2010. http://www.uni-miskolc.hu/~egyhtort/cikkek/csohany-thun.htm.
  24. ^ Влияние Entwurf на преподавание истории. http://janus.ttk.pte.hu/tamop/tananyagok/tort_tan_valt/az_entwurf_hatsa_a_trtnelemtantsra.html
  25. ^ Габор Болвари-Такач: Йожеф Телеки, Шарошпатак и Академия. http://www.zemplenimuzsa.hu/05_2/btg.htm. Архивировано 31 октября 2019 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Ласло Векерди: Дома, достижения и проблемы библиотеки. http://tmt.omikk.bme.hu/show_news.html?id=3135&issue_id=390. Архивировано 14 марта 2014 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Воскресная газета. 19.XII.1858 г. http://epa.oszk.hu/00000/00030/00251/pdf/VU-1858_05_51_12_19.pdf
  28. ^ Аблончи, Балаж. Идите на Восток!: История венгерского туранизма . Издательство Университета Индианы.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Лексикон венгерской биографии. http://mek.oszk.hu/00300/00355/html/index.html
  30. ^ Jump up to: а б с Армин Вамбери: Мои трудности. 1905 г. http://mek.oszk.hu/03900/03975/03975.pdf.
  31. ^ Кос, Франц Йозеф: Политика Австро-Венгрии во время оккупационного кризиса 1874/75-1879 гг. Бёлау, Кельн-Вена, 1984, стр.42, стр.51.
  32. ^ Палотас Эмиль: Оккупация – аннексия 1878–1908 гг. http://www.tankonyvtar.hu/hu/otátólő/historia/95-01/ch08.html
  33. ^ «Великие державы и «Восточный вопрос» » . Проверено 9 июня 2015 г.
  34. ^ Хорошо, Дэвид Ф.: Экономический подъем империи Габсбургов, 1750-1914. 1984. с.82.
  35. ^ "Соглашенная система действительно была отвергнута широкими кругами общества, крестьянством, мелкой буржуазией - были они правы или нет. В результате, если бы они хотели сохранить компромиссную систему, право голоса не могло быть расширено , потому что тогда противникам компромисса пришлось бы иметь парламентское большинство». в: Андраш Гергеи: Компромисс 1867 года. http://www.rubicon.hu/magyar/oldalak/az_1867_es_kiegyezes
  36. ^ Андраш Цигер: Правительство на волоске - в прошлом веке. http://c3.hu/scripta/szazadveg/14/cieger.htm
  37. ^ "Дом" .
  38. ^ Шандор Клара: Клара Шандор (2017): Туранизм, живущий с нами (венгерский) [1]
  39. ^ Балаж Аблончи: Венгр на Востоке! История венгерского туранизма. Будапешт, 2016. 231-232. он.
  40. ^ Зарисовки Армина Вамбери из Центральной Азии. Другие дополнения к народным знаниям, общественно-политическим связям соседних стран.
  41. ^ Вамбери, Армин (1869). «Словосоглашения на венгерском и турецко-татарском языках» (PDF) . Журналы лингвистики (VIII): 109–189.
  42. ^ «Энциклопедия венгерской биографии 1000–1990» . Проверено 9 июня 2015 г.
  43. ^ http://mek.oszk.hu/05300/05389/pdf/Loczy_SzecheNY_emlekezete.pdf [ пустой URL PDF ]
  44. ^ «Энциклопедия венгерской биографии 1000–1990» . Проверено 9 июня 2015 г.
  45. ^ http://epa.oszk.hu/01600/01614/00002/pdf/nyjame_02_1959_051-061.pdf [ пустой URL PDF ]
  46. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2014 г. Проверено 20 марта 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  47. ^ «Баратоси Балог Бенедек Экспо» . Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 9 июня 2015 г.
  48. ^ Лилла САБО: венгерские исследования художника Ференца Зайти и архитектора Иштвана Медгясая. в: Культура, нация, идентичность. VI. Лекции на Международном конгрессе венгерских исследований (Дебрек, 23–26 августа 2006 г.). 2011. http://mek.oszk.hu/09300/09396/09396.pdf.
  49. ^ «Зайти Ференц (Теребесс Азия Лексикон)» . Проверено 9 июня 2015 г.
  50. ^ http://mtda.hu/books/zajti_ferenc_magyar_evezredek.pdf [ пустой URL PDF ]
  51. ^ «Культура, Нация, Идентичность» . Проверено 9 июня 2015 г.
  52. ^ ДРИМ, Джордж ван: Языки Гималаев: этнолингвистический справочник. 1997. стр. 161–162.
  53. ^ ХАНЕВРИНК, Пол: Ислам, антикоммунизм и христианская цивилизация: Османская угроза в межвоенной Венгрии, Cambridge Journals
  54. ^ Стивен Тотоси де Зепетнек, Луиза О. Васвари: Сравнительные венгерские культурные исследования (страница: 48)
  55. ^ Золтан Винце: Балаж Летай, самая прекрасная надежда венгерской ассириологии. http://www.muvelodes.ro/index.php/Cikk?id=155
  56. ^ " http://mtdaportal.extra.hu/books/teleki_pal_a_turani_tarsasag.pdf
  57. ^ « Абдул-Баха в Будапеште » Венгерская община бахаи »» . Проверено 9 июня 2015 г.
  58. ^ Воскресная газета. 16.III.1913 http://epa.oszk.hu/00000/00030/03094/pdf/VU_EPA00030_1913_11.pdf
  59. ^ "Образование" . Проверено 9 июня 2015 г.
  60. ^ «Предыстория и национальное сознание, 1919-1931 гг. - Электронная библиотека» . Проверено 9 июня 2015 г.
  61. ^ Ласло Маккай, Андраш Мочи (ред.): История Трансильвании. Первый том. 1986. стр. 409-421. http://mek.oszk.hu/02100/02109/html/93.html
  62. ^ Акос Глазастый: Трансильвания в 1848–1849 гг. Книжное издательство Pallas Academy, Чиксереда, 2010. с. 517 (венгерский) «В итоге мы видим, что за время боевых действий и гражданской войны могло погибнуть примерно 14 000-15 000 человек из гражданского населения Трансильвании; по национальности: примерно 7 500-8 500 венгров, 4 400-6 000 румын, и около 500 человек, возможно, были саксами, потеря еврейского и армянского населения».
  63. ^ Йожеф Ботлик: Антивенгерские зверства в Карпатском бассейне. http://adattar.vmmi.org/fejezetek/1896/07_magyarellenes_atrocitasok_a_karpat_medenceben.pdf
  64. ^ Бисмарк, Отто фон: Бисмарк, человек и государственный деятель: размышления и воспоминания Отто, принца фон Бисмарка. 1898. Том. II. п. 255-256.
  65. ^ Британская энциклопедия пантуранизма. http://www.britanica.com/EBchecked/topic/440695/Пан-Туранизм
  66. Редактировать Эржебет Портик: Проблемы судьбы трансильванского венгерского меньшинства между двумя мировыми войнами. В: Школьная культура 2012/9. п. 60-66. http://epa.oszk.hu/00000/00011/00168/pdf/EPA00011_Iskolakultura_2012-9_060-066.pdf
  67. ^ Ухалли, Стивен и ВУ, ред. Сяосинь: Китай и христианство. Отягощенное прошлое, обнадеживающее будущее. 2001. с. 219.
  68. ^ XVI 1924 г. правовая статья об оформлении договора о дружбе, заключенного с Турецкой Республикой в ​​Константинополе 18 декабря 1923 года. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3&param=7599
  69. ^ XXIII 1938 г. правовая статья о разработке венгерско-эстонского соглашения от 13 октября 1937 г. в Будапеште об интеллектуальном сотрудничестве. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3&param=8078
  70. ^ XXIX 1938 г. правовая статья о разработке венгерско-финляндского соглашения от 22 октября 1937 г. в Будапеште об интеллектуальном сотрудничестве. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3&param=8084
  71. ^ Статья I 1940 г. о разработке венгерско-японского соглашения о дружбе и интеллектуальном сотрудничестве от 15 ноября 1938 г. в Будапеште. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3&param=8115
  72. ^ XVI 1941 г. статья закона об интеллектуальном сотрудничестве о разработке венгерско-болгарского соглашения от 18 февраля 1941 г. в Софии. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3&param=8169
  73. ^ Ласло Курти Отдаленная граница: Трансильвания в венгерском воображении , SUNY Press, 2001, стр.97
  74. ^ Jump up to: а б См. Венгрию
  75. ^ ЯНОС, Эндрю К.: Центрально-Восточная Европа в современном мире , Stanford University Press , 2002, стр. 185-186.
  76. ^ ПЕЙН, Стэнли: История фашизма, 1914-1945. 1995. с.272.
  77. ^ " Как потомки турков, мы ценим этот визит", - говорит лидер венгерской партии" . Агентство Анадолу . 4 февраля 2013 г.
  78. ^ «Hetivalasz.com | Шаманы в кладовой» . Архивировано из оригинала 30 мая 2012 г. Проверено 11 июня 2012 г.
  79. ^ «Йоббик – Движение за лучшую Венгрию – Габор Вона: туранизм вместо евроатлантического альянса!» . www.jobbik.com . Архивировано из оригинала 19 декабря 2011 года.
  80. ^ «Венгрия готова к открытию новой главы венгерско-тюркского сотрудничества» . 3 сентября 2018 г.
  81. ^ «Тюркский совет открывает офис в Будапеште» . Агентство Анадолу. 19 сентября 2021 г.
  82. ^ «Венгрия инициирует совместный саммит Тюркского совета и V4» . 12 ноября 2021 г.
  83. ^ Елена Теслова (2 ноября 2023 г.). "Премьер-министр Венгрии посещает Казахстан для двусторонних переговоров и саммита" .
  84. ^ "Информация" . Курултай . Проверено 9 июня 2015 г.
  85. ^ «Заместитель спикера палаты представителей приветствует азиатские этнические группы в парламенте» . Политика.ху . Проверено 9 июня 2015 г.
  86. ^ Барна Борбас (5 мая 2013 г.). «Жизнь за пределами грязного бизнеса – пути сохранения венгерских традиций» (на венгерском языке). Хети Валаш . Проверено 10 мая 2013 г.
  87. ^ Jump up to: а б Надь, Жолт (2017). Большие надежды и реалии межвоенного периода: венгерская культурная дипломатия, 1918-1941 гг . Издательство Центральноевропейского университета . п. 98. ИСБН  978-9633861943 .
  88. ^ Jump up to: а б «Расцвет лженауки в Венгрии Орбана» . Венгерский спектр . 13 августа 2018 г.
  89. ^ Ларуэль, Марлен (2015). Евразийство и европейские крайне правые: изменение отношений между Европой и Россией . Лексингтонские книги . п. 14. ISBN  978-1498510691 . По их историческому пониманию, объясняемому псевдонаучным подходом туранистского движения, венгры принадлежали к Востоку.
  90. ^ Jump up to: а б Ботц-Борнштейн, Торстен (2017). Органическое кино: кино, архитектура и творчество Белы Тарра . Книги Бергана . п. 145. ИСБН  978-1785335679 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4bab9cf05e97653eae5f1897bdf6cf5__1714597920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/f5/b4bab9cf05e97653eae5f1897bdf6cf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hungarian Turanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)