Jump to content

Ислам в Центральной Азии

Мусульмане в Центральной Азии
Медресе в Бухаре
Общая численность населения
в. 66 миллионов [1] [2] (90.6%)
Религии
Суннитский ислам
Языки
литургический
Общий
Некоторые тюркские языки , таджикский ( персидский ) и арабский ( священный )
Процент мусульман на страну [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Страна Процент
 Таджикистан
98%
 Туркменистан
96.1%
 Узбекистан
96.5%
 Кыргызстан
90.6%
 Казахстан
72%

Ислам в Центральной Азии существует с начала исламской истории . Суннитская ветвь ислама является наиболее распространенной религией в Центральной Азии . Шиизм имамитских конфессий , и исмаилитских преобладающих на Памирском плато и в горах западного Тянь-Шаня (почти исключительно исмаилиты), в то же время может похвастаться значительным меньшинством населения в долине реки Зарафшан , от Самарканда до Бухары (почти исключительно имамиты). [10] Ислам пришел в Среднюю Азию в начале 8-го века в рамках мусульманского завоевания региона . Многие известные исламские ученые и философы были выходцами из Центральной Азии, а несколько крупных мусульманских империй, в том числе Империя Тимуридов и Империя Великих Моголов , зародились в Центральной Азии. В 20 веке строгие ограничения на религиозную практику были введены Советским Союзом в Советской Средней Азии и Китайской Народной Республикой в ​​Синьцзяне .

Приход ислама и средневековье

[ редактировать ]
Эпоха халифов
  Расширение при Мухаммеде , 622–632 / 1–11 гг. Хиджры.
  Расширение во время халифата Рашидун , 632–661 гг./11–40 гг. хиджры.
  Расширение во время Омейядов халифата , 661–750 гг./40–129 гг. хиджры.

Городские центры первыми приняли ислам в регионе из-за того, что многие социально-политические и экономические институты оказались под влиянием мусульманского руководства. Сельские регионы были исламизированы значительно позже. В то время как городские районы, как правило, находились под духовным влиянием улемов , суфийские мистики пользовались выдающимся авторитетом в сельских регионах. [11]

Российская Империя

[ редактировать ]

После завоеваний региона Российской империей в 1860-х и 1870-х годах западная часть Центральной Азии перешла под контроль России и была включена в состав империи в качестве генерал-губернатора во главе с Константином фон Кауфманом . Российские власти обсуждали, какую позицию им следует занять по отношению к исламу на недавно завоеванных территориях. Некоторые выступали за политику религиозных репрессий, ссылаясь на продолжающееся дунганское восстание в соседней империи Цин как на доказательство потенциальной «угрозы» ислама. Другие, такие как генерал Кауфман и его начальник Дмитрий Милютин , предпочитали политику мягкой религиозной терпимости. Тем не менее Кауфман был обеспокоен панисламскими движениями, которые могли бы заставить мусульман Русского Туркестана считать своим правителем кого-либо, кроме царя. [12]

Советский Союз

[ редактировать ]

Хотя Российская империя в целом терпимо относилась к практике ислама во время своего правления в Центральной Азии с середины 1860-х годов по 1917 год, приход советской власти после русской революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны повлек за собой марксистскую оппозицию религии. В течение первых нескольких лет правления большевиков в начале 1920-х годов советские чиновники придерживались прагматичного подхода, отдавая приоритет другим целям (попытки модернизации культуры, строительство школ, улучшение положения женщин), чтобы укрепить свою власть в Центральной Азии. В это время большевики сотрудничали с джадидами (мусульманами, работающими над социальными и культурными реформами, такими как улучшение образования) для достижения своих целей. При этом большевики создали новую политическую элиту, благосклонную к марксистской идеологии, используя пропаганду и назначая чиновников, благосклонно относящихся к их политике во время разделения Центральной Азии на отдельные республики по этническому признаку в 1920-х и 1930-х годах. [13]

В 1926 году советское правительство решило, что оно достаточно укрепило контроль над Центральной Азией, чтобы перейти от терпимости к исламу к его осуждению. Правительство закрыло частные религиозные школы в пользу государственных государственных. Между 1927 и 1929 годами государство провело кампанию по закрытию мечетей в Средней Азии. Эта операция не была хорошо задокументирована, но существующие отчеты указывают на то, что она часто носила жестокий характер и плохо контролировалась, часто проводилась самопровозглашенными чиновниками, которые арестовывали имамов и разрушали здания, осуждая ислам как врага коммунизма. [14]

Несмотря на эти нападения, ислам в Центральной Азии пережил советское правление в последующие десятилетия. Однако в процессе он трансформировался: из общественной сферы ислам стал ориентированным на семью, «локализованным и ставшим синонимом обычаев и традиций». [15] Это привело к гомогенизации практики; поскольку религиозные авторитеты не могли публиковать трактаты или часто даже общаться друг с другом, объем доступных религиозных знаний значительно сократился. Кроме того, ислам был в значительной степени исключен из общественного дискурса, особенно с точки зрения его влияния на мораль и этические ценности. [16] Какие религиозные обряды были разрешены советским правительством, регулировались Духовным управлением мусульман Средней Азии и Казахстана .

1980-е, 1990-е годы и исламское возрождение

[ редактировать ]
Мусульманская семья в Таджикистане отмечает Ураза-байрам

Политика гласности, осуществленная Михаилом Горбачевым в середине 1980-х годов, означала, что к 1988 году советское правительство ослабило контроль над исламом. В результате произошло быстрое религиозное возрождение, включая новые мечети, литературу и возвращение частного религиозного образования. Многие жители Центральной Азии интересовались этическими и духовными ценностями, которые мог предложить ислам. [17] [18]

Возрождение ускорилось после распада Советского Союза в 1991 году. Для многих ислам представлял собой национальное наследие, которое подвергалось репрессиям в советское время. Кроме того, смягчение ограничений на поездки при Горбачеве позволило культурному обмену с другими мусульманскими странами; Саудовская Аравия, например, отправила копии Корана в Советский Союз в конце 1980-х годов. За это короткое время ислам, практиковавшийся в Центральной Азии, стал гораздо более разнообразным. [19] Более того, ислам был привлекателен, поскольку предлагал альтернативы и решения множества политических и экономических проблем, с которыми столкнулись республики после распада Советского Союза. [20]

Однако правительства среднеазиатских республик настороженно относились к исламу в политической сфере. Их опасения по поводу неправомерного влияния вскоре оправдались началом гражданской войны в Таджикистане в 1992 году между правительством Таджикистана и коалицией оппонентов во главе с радикальной исламистской группировкой под названием «Партия исламского возрождения». [21] Гражданская война, продолжавшаяся до 1997 года, продемонстрировала другим бывшим советским республикам опасность, исходящую от исламских оппозиционных группировок. Захват Афганистана талибами в 1996 году еще больше усилил эту угрозу. [22]

Партия исламского возрождения (ПИВТ) была одной из нескольких подобных исламских оппозиционных групп, включая Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое также боролось против правительства Таджикистана в гражданской войне. [23] ПИВТ возникла из подпольных исламских группировок в Советском Союзе. Она была образована в 1990 году в Астрахани группой, состоящей в основном из татарской интеллигенции, с отдельными отделениями для каждой советской республики. Фактически она была зарегистрирована как официальная политическая партия в России, но была запрещена коммунистическими правительствами Центральной Азии. [24] Частично в результате этого притеснения политическая оппозиция переросла в жестокую гражданскую войну в Таджикистане, в ходе которой более 50 000 человек из 6-миллионного населения были убиты, а еще 250 000 бежали из страны в Афганистан, Узбекистан или другие страны. [25] После гражданской войны правительство Таджикистана включило в состав правительства исламские группировки, чтобы предотвратить будущую напряженность. Однако другие республики Центральной Азии не последовали этому примеру, продолжая вместо этого репрессировать и преследовать исламские группы, вместо того, чтобы позволить им участвовать в политическом процессе. [26]

После терактов 11 сентября 2001 года иностранные державы проявили гораздо больший интерес к предотвращению распространения радикальных исламских террористических организаций, таких как ИДУ. Республики Центральной Азии предоставили свою территорию и воздушное пространство для использования США и их союзниками в операциях против Талибана в Афганистане, а международное сообщество признало важность обеспечения стабильности в Центральной Азии в целях борьбы с терроризмом. [27]

В Узбекистане правительство воспользовалось этим сдвигом в международном отношении, чтобы подорвать позиции ислама в политике, предприняв такие шаги, как запрет на ношение хиджаба в государственных школах и сокращение законных прав исламских групп. [22]

С 2001 года этническая и религиозная напряженность в республиках Центральной Азии в сочетании с повальной бедностью и плохими экономическими показателями сделала их все более нестабильными. Однако правительства настолько же часто используют исламские группы в качестве оправдания репрессий и репрессий, насколько эти группы являются причиной насилия, если не чаще. Например, в мае 2005 года узбекское правительство убило более 700 своих собственных мирных жителей, участвовавших в демонстрации после суда над 23 подозреваемыми исламскими радикалами, заявившими, что они террористы. Хотя события резни были сложными, это упрощенное описание кажется ложным; вместо этого это был случай, когда узбекское правительство подавляло мирных протестующих, возможно, пытаясь предотвратить своего рода народное восстание, которое произошло двумя месяцами ранее в Кыргызстане и свергло президента Аскара Акаева . [28] В целом, исламская воинственность в Центральной Азии не представляет серьезной угрозы региональной стабильности по сравнению с множеством социальных и экономических проблем – таких как экологическое опустошение вокруг Аральского моря, повальная бедность, плохое образование – от которых страдает регион. [29] Эксперт по Центральной Азии Адиб Халид пишет, что ситуация в Центральной Азии больше всего демонстрирует, что ислам представляет собой сложное явление, отвергающее легкое разделение на «хорошее» и «плохое», «умеренное» и «экстремистское», и что форму, которую принимает ислам, в Центральной Азии не такая, как в других местах. «Для наблюдателей, — пишет он, — крайне важно иметь точку зрения, ясно различать политические ставки, о которых идет речь… и отделять дезинформацию, распространяемую режимами, от реального поведения мусульман». [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Роуленд, Ричард Х. «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ii. Демография» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. С. 161–164 . Проверено 25 мая 2017 г.
  2. ^ «Глобальный религиозный ландшафт» (PDF) . Пью . Декабрь 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г.
  3. ^ Аль-Джаллад, Ахмад (30 мая 2011 г.). «Полигенезис в арабских диалектах» . Энциклопедия арабского языка и лингвистики . БРИЛЛ. doi : 10.1163/1570-6699_eall_EALL_SIM_000030 . ISBN  9789004177024 .
  4. ^ «Итоги Всероссийской переписи населения 2009 года» . Агентство по статистике Республики Казахстан. 12 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 21 января 2010 г.
  5. ^ «Таджикистан» . Государственный департамент США . Проверено 14 февраля 2015 г.
  6. ^ «Кыргызстан» . Глобальный проект религиозного будущего Пью-Темплтона . 2010 . Проверено 01 августа 2018 г.
  7. ^ Триллинг, Дэвид (08 мая 2015 г.). «Таджикистан обсуждает запрет на арабские имена как часть подавления ислама» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 25 мая 2017 г.
  8. ^ Триллинг, Дэвид. «Ислам в Узбекистане» . ЦРУ . Проверено 27 марта 2018 г.
  9. ^ «Религия в Туркменистане» . Факты и детали . Проверено 27 марта 2019 г.
  10. ^ Наумкин, 38.
  11. ^ Фольц, Ричард К. (26 октября 2006 г.). «Исламские общины в Центральной Азии» . Оксфордские справочники в Интернете . doi : 10.1093/oxfordhb/9780195137989.003.0045 .
  12. ^ Брауэр, 116.
  13. ^ Халид, 65-71.
  14. ^ Халид, 71-73.
  15. ^ Халид, 82.
  16. ^ Халид, 83.
  17. ^ Шваб, Венделл (лето 2011 г.). «Создание исламской ниши в Казахстане: Издательство «Мусылман» и его издания». Центральноазиатский обзор , 30 (2): 227-242.
  18. ^ Халид, 120-121.
  19. ^ Халид, 121-123.
  20. ^ Караяннис, 20 лет.
  21. ^ Рашид, Джихад , 102.
  22. ^ Jump up to: а б Халид, 123.
  23. ^ Караяннис, 3
  24. ^ Рашид, Джихад 98.
  25. ^ Рашид, Пожары , 50-52.
  26. ^ Рашид, Пожары , 53-55.
  27. ^ От кого Дэвис, 1-5.
  28. ^ Халид, 199.
  29. ^ Халид, 202.
  30. ^ Халид, 203.

Источники

[ редактировать ]
  • Биар, Орели. Библиография: Религия в Центральной Азии (царский период до 2016 г.). Документы CAP 169. http://centralasiaprogram.org/blog/2016/07/01/bibliography-religion-in-central-asia-tsarist- period-to-2016/
  • Брауэр, Дэниел Р., «Ислам и этническая принадлежность: российская колониальная политика в Туркестане», в книге « Восток России: имперские границы и народы, 1700-1917» , изд. Дэниел Р. Брауэр и Эдвард Дж. Лаззерини. (Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1997).
  • Крюс, Роберт Д. (2006). За пророка и царя: Ислам и империя в России и Средней Азии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-02164-9 .
  • Караяннис, Эммануэль (2010). Политический ислам в Центральной Азии: вызов «Хизб ут-Тахрир» . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
  • Халид, Адиб (2007). Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-24927-1 .
  • Наумкин, Виталий Васильевич (2005). Радикальный ислам в Центральной Азии: между пером и винтовкой . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  0-7425-2930-4 .
  • Паксой, Х.Б. (1989). АЛПАМЫШ: Центральноазиатская идентичность под властью России . Хартфорд, Коннектикут: AACAR. ISBN  978-0962137907 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 г. Проверено 1 июля 2015 г.
  • Паксой, Х.Б. (1999). Очерки Центральной Азии . Лоуренс, Канзас: Кэрри.
  • Рашид, Ахмед (весна 2001 г.). «Огни веры в Центральной Азии». Журнал мировой политики . 18 (1): 50–52. дои : 10.1215/07402775-2001-2001 .
  • Рашид, Ахмед (2007). Джихад: рост воинствующего ислама в Центральной Азии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  • Шваб, Венделл (июнь 2011 г.). «Создание исламской ниши в Казахстане: Издательство «Мусылман» и его издания». Центральноазиатское исследование . 30 (2): 227–242. дои : 10.1080/02634937.2011.565229 . S2CID   144393697 .
  • Ван Ви Дэвис, Элизабет; Азизян, Рубен (2007). Ислам, нефть и геополитика: Центральная Азия после 11 сентября. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 1–5.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21af73395727999d0c9bd2bab440b0ce__1722836880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/ce/21af73395727999d0c9bd2bab440b0ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Central Asia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)