Ислам в Буркина-Фасо
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Ислам в Буркина-Фасо ( Верхняя Вольта ) имеет долгую и разнообразную историю. По переписи 2010 года население страны составляло 63,2% мусульман . [1] Перепись 2019 года показывает, что 63,8% населения составляют мусульмане (сунниты с небольшим шиитским меньшинством).
Хотя подавляющее большинство мусульман являются мусульманами-суннитами , которые следуют Малики школе , небольшие меньшинства следуют шиитскому исламу и Ахмадии . По данным исследовательского центра Pew, менее 1% мусульман Буркина-Фасо являются шиитами. [2]
История
[ редактировать ]До конца 19 века в Верхней Вольте доминировали королевства Мосси , которые, как полагают, пришли из центральной или восточной Африки где-то в 11 веке. Первоначально Мосси защищали свои религиозные убеждения и социальную структуру от исламского влияния со стороны мусульман с северо-запада. В 15 веке регион Верхняя Вольта привлекал мусульманских купцов и поселения открытием золотых приисков Акан и возможностью торговать золотом, орехами кола и солью. Некоторые из этих торговцев были говорящими на языке сонинке выходцами из Тимбукту и Дженне, , которые позже приняли диалект малинке и стали известны как Дьюла . Они поселились в городах Бобо-Дюлассо, Конг , Бундуку и других местах, ведущих к золотым приискам. Другие торговцы прибыли из Канема , Борну и городов-государств хауса и переехали в Гонджу , Дагомбу и другие части региона Вольта. Мусульмане женились на местных женщинах и создавали семьи, которые были связаны с мусульманской общиной через отца и с местной языческой общиной через мать. Потомки от этих браков часто наследовали вожди и приводили к обращению местных народов. Они организовывали фестивали, возносили молитвы и гадания в местных дворах, раздавали талисманы и участвовали в антиколдовских ритуалах. В результате мусульмане в регионе не представляли собой отдельную языковую группу, а считали себя частью королевства Мосси.
По всему региону общины Дьюла поддерживали высокий уровень мусульманского образования. Семейное предприятие Дюла, основанное на лу , рабочей единице, состоящей из отца, его сыновей и других связанных с ним мужчин, могло позволить себе дать некоторым своим молодым мужчинам мусульманское образование. Таким образом, появился класс улемов , известный как карамокос , которые были обучены Корану , тафсиру , хадисам и жизни Мухаммеда . Студент читал эти произведения под руководством одного учителя в течение периода от пяти до тридцати лет и зарабатывал на жизнь подработкой фермера на землях своего учителя. Завершив обучение, карамоко получал тюрбан и иджазу , лицензию на преподавание, и отправлялся на поиски дальнейшего обучения или на открытие собственной школы в отдаленной деревне. Некоторые семьи поколение за поколением предоставляли ученых. Во время великого джихада в Сенегамбии под руководством Ма Ба (1809–1867) ислам распространился в безгосударственном регионе Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости и Гвинея .
Французское колониальное правление было установлено в Верхней Вольте в 1919 году, но оно было разделено между Кот-д'Ивуаром, Нигером и Французским Суданом , а затем восстановлено в 1947 году. Французское правление характеризовалось продвижением светских элит, отобранных из коренного населения, но оно также способствовал мирному распространению ислама. Колониальная администрация косвенно способствовала распространению ислама, создавая мир и порядок и стимулируя торговлю. Они также были склонны считать мусульман более продвинутыми в культурном и образовательном отношении, чем африканцы-немусульмане, и назначали мусульманских вождей и клерков администраторами в немусульманских районах. В Верхней Вольте в конце XIX века проживало всего около 30 000 мусульман, но к 1959 году их было уже 800 000, что составляло примерно 20 процентов населения.
В 1984 году Верхняя Вольта была переименована в Буркина-Фасо . После серии военных переворотов в 1991 году была создана конституционная республика. В Буркина-Фасо арабистское и исламистское движение рассматривается как контркультура европейскому стилю современности, а также как способ интеграции разрозненных этнических групп, составляющих Мусульманское население страны. Образование в медресе , которое началось сразу после Второй мировой войны, сейчас обслуживает половину мусульманского населения, хотя лишь незначительное меньшинство достигает среднего уровня. Ислам также укрепляется за счет строительства мечетей, проповедей по национальному телевидению, официального признания мусульманских праздников и поддержки со стороны арабского мира. Образование в медресе привлекает низший средний класс, исключенный из политической власти и выступающий за государство, основанное на шариате . Однако исламские движения разделены на многочисленные фракции.
См. также
[ редактировать ]- Ахмадия в Буркина-Фасо
- Шиитский ислам в Буркина-Фасо
- Религия в Буркина-Фасо
- Свобода религии в Буркина-Фасо
- Христианство в Буркина-Фасо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 11 января 2021 г. Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/7/2009/10/Shiarange.pdf .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Ира М. Лапидус, История исламских обществ, 2-е изд. 1988 год